С.А. Щеглов: «Развитие социальных преобразований в современном Китае»

Аннотация. Влияние Китайской Народной Республики на ход мирового развития стало настолько очевидно, что даже его идеологические неприятели вынуждены с этим считаться. Источником новой китайской силы стали социально-экономические достижения, к которым привели реформы, о которых рассказывается в данной публикации.

 

За время начала политики реформ и открытости Дэн Сяопина в 1978 году Китай добился колоссальных экономических, социальных и политических успехов. В 2000 году КНР догнала и обошла Японию по доли ВВП по паритету покупательной способности (экономический показатель помогает оценивать уровень жизни), а в 2016 году по этому показателю стала первой в мире, обогнав США [5]. При этом рост сектора услуг в ВВП Китая растёт (повысился на 34,4% в 2020 г. по сравнению с показателем 1980 г.) и уже превысил 52 %, что косвенно подтверждает значительность социальных преобразований в стране: в сферу услуг включают ЖКХ, строительство, техническая поддержка, транспорт, связь и коммуникации, торговлю, общественное питание, бытовые услуги, страхование и прочее.

В 2010 г. Китай вступил в этап формирования общества со средними доходами, согласно критериям Всемирного банка, опередив США по количеству проданных автомобилей, т.е. Поднебесная стала в этой отрасли промышленности мировым лидером. Китай превзошел США по важнейшему показателю: стал крупнейшим в мире поставщиком финансовых ресурсов в качестве инвестиций. КНР активно скупает долги европейских стран.

По объему производства основной промышленной продукции, в том числе стали, угля, цемента, Китай стабильно занимает 1-е место в мире. По  объему внешней торговли страна поднялась на второе место в мировом рейтинге, а по объему экспорта Китай перешел с 3-его места на 1-е. Достигнутые результаты связывают с неформальным лидером КНР Дэн Сяопином.

Для того чтобы объяснить причины этих экономических успехов, необходимо вернуться к 1978 г., когда страна, по существу, находилась в руинах после экспериментов с народными коммунами, «большого скачка» и культурной революции. К этому времени более 300 млн. чел. жили за чертой абсолютной бедности, которую в Китае определяют как доход менее 5 долл. в месяц.

В свои 74 года Дэн Сяопин решился на очень рискованный, но продуманный эксперимент: перевести страну на рельсы рыночной экономики. Для этого ему был необходим новый идеологический инструмент, который позволил бы разговаривать с народом на понятном и близком ему языке, поэтому он решил реанимировать конфуцианство. Конфуций при Мао Цзэдуне считался «крысой, перебегающей улицу», которую надо было добить, а его учение было под запретом. Дэн Сяопин превратил эту «крысу» в идеологический «ключик», которым открывались сердца простых китайцев. Дэн Сяопин, не отрекаясь от марксизма, обратился к исторической памяти народа, так как понимал, что конфуцианство на протяжении многих сотен лет способствовало формированию менталитета китайца.

Дэн Сяопин, обладая огромным опытом, прекрасно знал исторические и культурные традиции своего народа, особенности его мышления. С одной стороны, китаец очень рационален и практичен, с другой стороны – обладает «чувственным мышлением». Можно сказать, что значительный удельный вес логических и рационалистических элементов в китайском мышлении уравновешивается интуитивными и чувственными моментами, поэтому стереотипы конфуцианства имели огромное воздействие на умы миллионов китайцев. Это учение сыграло огромную роль в формировании всего китайского образа жизни, начиная от социальных институтов и кончая семейными отношениями.

В реформы Дэн Сяопина хорошо вписались конфуцианские «восемь почитаемых и восемь презираемых» черт человека. К «почитаемым чертам» относятся любовь к Родине, служение народу, трудолюбие, стремление к науке, взаимопомощь, честность, настойчивость, соблюдение закона. К «презираемым чертам» — нанесение ущерба Родине, измена народу, невежество, лень, эгоизм, нечестность, жизнь в свое удовольствие, нарушение законов.

Конфуций верил в едва ли не безграничные возможности человека и, отталкиваясь от этой веры, всегда стремился способствовать распространению знаний. Он считал, что при стремлении людей к образованию недопустимо проводить какую-либо дифференциацию. Провозгласив принцип равных возможностей в образовании, Конфуций теоретически открыл доступ к чиновничьим постам любому китайцу. Этот принцип сыграл революционную роль в системе государственного устройства Китая. Обладание ученой степенью было престижно, давало много преимуществ и ускоряло служебное продвижение в Китае на протяжении многих веков. Так создавалась образованная элита чиновников.

В современном Китае существует мощное влияние западного мировоззрения и технологий. Но при этом, благодаря особенностям китайского менталитета, западное мировоззрение и технологии, сталкиваясь с традиционными китайскими, не вытесняют последние, а образуют в массовом сознании симбиоз. При этом классическое китайское мировоззрение сохраняется, так как китайцы, пропуская через себя западное знание, берут из него только то, что соответствует их духу и пониманию.

Думать по-китайски — это значит думать метафорами, типовыми ситуациями, которые находятся в сознании в форме пословиц, поговорок, устойчивых словообразований и в большинстве своем восходят к историческому опыту. Менталитет обычного китайца проявляется в том, что он нетороплив в суждениях, выводах, старается контролировать свое мышление и не искать прямых путей, в нем сильно развито чувство долга. Он уделяет больше внимания разуму, а не чувствам.

По инициативе Дэн Сяопина развернулась идеологическая кампания по изучению философии. В центре ее стояли установки «освободить сознание», «следовать реалистическому подходу», «практика — критерий истины», «неважно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей», «переходя реку — нащупывай камни».

Тезис об «освобождении сознания» означал коренную переоценку представлений о социализме, полученных в результате национальной интерпретации классического марксизма в XX веке. Изменяется представление о руководящей социальной силе социально-экономических преобразований. Теперь это не только пролетариат, включающий в себя широкий круг наёмных работников труда – промышленный и сельский рабочий класс, учёные и культурная интеллигенция — но и предпринимателей, развивающих китайскую экономику, обеспечивая рост производительных сил.

В национальном вопросе китайский социализм отвергает идею о самоопределении наций, что наглядно видится в отношении к Синьцзян-Уйгурскому автономному району. Предполагаемые запасы угля в районе занимают 37,7%, а нефти и газа — свыше 25% от общих предполагаемых запасов всей страны. Несомненно, что самоопределение автономного района в интересах местной националистической элиты путём отделения от Китая вызовет деструктивное влияние на всё народное хозяйство КНР. Но и игнорирование этнографии, по мнению историка и этнолога Л.Н. Гумилёва [3, с. 255], всегда ведет к трагичным последствиям. Люди не одинаковы, а тем более разнятся этносы. Поэтому оптимальным вариантом этнического контакта является симбиоз, когда этносы живут рядом, сохраняя мирные отношения, и порознь, не вмешиваясь в дела друг друга. И в этом диалектика права наций на самоопределение [8].

Необходимо помнить, что Дэн Сяопин в 20-е г. XX в. посетил советскую Россию и мог наблюдать успешную реализацию НЭПа, который спас экономику страны в период жестокого кризиса. Вероятно, идея НЭПа произвела огромное впечатление на китайского лидера и помогла ему решиться на проведение радикальных реформ, которые во многом напоминают НЭП.

Можно выделить следующие основные принципы социально-экономических преобразований Китая, которые получили название «социализма с китайской спецификой», на основе теории научного коммунизма, составной части марксизма-ленинизма.

  1. Для проведения демократических реформ должны созреть определенные базисные экономические условия. Это решение конвергировало с конфуцианским учением о том, что, прежде чем народ наставлять в чем-то или чему-то учить, надо его сначала «одеть и накормить».
  2. Отказ от централизованного планирования в условиях слабости экономических связей. Внедрение рыночных отношений при государственном регулировании экономики с целью развития производительных сил.
  3. Развитие современного китайского общества возможно только при сильной централизованной власти, которая могла обеспечить переход от нерыночной экономики к рыночной без катаклизмов и потрясений, обеспечить немедленное исполнение принятых решений, эффективно бороться с коррупцией и экономическими преступлениями. Дэн Сяопин считал это преимуществом социалистической системы.
  4. Реформы проводились постепенно, эволюционно, исключая шоковую терапию, которая, по мнению Дэн Сяопина, могла привести к разрушению государства и гражданской войне.
  5. Преобразования форм собственности включали в себя отказ от государственной собственности в сельском хозяйстве, введение различных форм собственности в промышленности, создание совместных предприятий и свободных экономических зон с льготным режимом для зарубежных инвестиций с целью использования частной инициативы для восстановления народного хозяйства.
  6. На первом этапе приватизации создавались мелкие и средние частные предприятия. Только через двадцать лет государство выделило для продажи 100 крупных нерентабельных заводов и фабрик. Вторым этапом стала массовая продажа нерентабельных предприятий под контролем государства. В этом заключается основной принцип социалистической приватизации, ставящей своей целью развитие производительных сил, в отличие от капиталистической — в интересах частного капитала приватизируются прибыльные предприятия.
  7. Следуя ленинскому принципу, изложенному в работе «Государство и революция», что социализм – это учет и контроль, постоянно осуществлялся жесткий контроль за финансовой деятельностью предприятий и организаций, чтобы минимизировать криминальные преступления в финансовой сфере и не допустить вывоз капитала за границу. Не случайно первый частный банк в Китае появился лишь в 1995 году, через семнадцать лет после начала реформ.
  8. Критериями оценки экономических преобразований является улучшение жизни большинству населения, а цена реформ должна быть приемлемой и посильной – во главу угла ставилось народосбережение.

Проводя реформы, Дэн Сяопин сделал акцент на национальные чувства китайцев и прежде всего на чувства их национального достоинства. Соблюдалась абсолютная приоритетность безопасности страны, национальных и государственных интересов. Произошла канонизация и возведение в ранг теории идей Дэн Сяопина о строительстве «социализма с китайской спецификой», где решающую роль в экономическом развитии Китая играют предприятия государственного сектора. Вместе с тем, статья 13 «Охрана частной собственности» Конституции КНР 1982 года провозглашает неприкосновенность законной частной собственности граждан, что уравняло в этом отношении частную и государственную собственность. При этом «государство в общественных интересах и в соответствии с законом может экспроприировать или реквизировать частную собственность для собственных нужд с предоставлением соответствующей компенсации».

Идею строительства «социализма с китайской спецификой» Дэн Сяопин связал с построением общества Малого благоденствия, считая, что это общество является промежуточным в процессе строительства общества Великого единения из теоретического наследия Конфуция, условно сравнивая их с построением социализма и коммунизма.

Теория Дэн Сяопина перекликается с идеями конвергенции взаимоотношений между капитализмом и социализмом для компенсации пороков рынка и его стихии сильной социальной политикой государства при твердой поддержке мелкого бизнеса и стимулирование его развития со стороны государства — преодолевать недостатки рыночной системы путем дополнения ее определенными элементами планирующей системы и активной ролью государства.

Практической реализацией этой теории стала «Программа по стимулированию внутреннего спроса населения», что позволило резко увеличить объем вложений в инфраструктурные проекты: строительство высокоскоростных железных дорог, покрывающих всю страну, современных автомобильных дорог, мостов, туннелей, школ, объектов здравоохранения и т.д. Тем самым Китай пытался отвечать на социальные требования народа в период мирового кризиса. Программа также включала в себя необходимые меры по регулированию финансово-монетаристской политики государства: уменьшение структурных налогов, снижение учетных ставок по кредитам и увеличение объемов кредитования. А 16 марта 2025 года ЦК КПК объявил о запуске «Специального плана действий по стимулированию потребления» через повышение покупательной способности населения за счет увеличения доходов и снижения финансовой нагрузки на граждан.

Еще на заре реформ в 1984 г. руководством страны было осознано, что от прорыва в науке и технике будет зависеть будущее государства, поэтому уже тогда Китай вкладывал огромные средства в науку и образование, открывал новые научно-исследовательские институты и центры, строил современнейшие университеты, в которых сейчас обучается свыше 20 млн. студентов. По выпуску инженерных кадров Китай в четыре раза опережает США. Основная задача образования — повысить уровень инновационной деятельности, для того чтобы сделать науку и технику опорой экономического развития страны. Китай мечтает превратить свою страну из «мастерской мира», модель которой ей навязали  империалистические страны Запада, в «мировую лабораторию», которая не заимствовала бы чужие разработки и технологии, а стала бы равноправным участником научно-технического прогресса.

Глубокие традиции внутриэтнической солидарности, чувство принадлежности к великой и самой древней китайской цивилизации являются условием самоуважения и идентичности абсолютного большинства китайцев. Любой китаец, где бы он ни жил, добившись выдающегося успеха в той или иной области, проникается самоуважением лишь тогда, когда его личное достижение будет признано на его исторической родине. Не случайно, что все выдающиеся китайские ученые, общественные деятели, достигнув в США, Франции или России того или иного успеха, устремляются на историческую родину для презентации собственных достижений соотечественникам.

Китай добился ряда важных научно-технических достижений в таких областях, как пилотируемые космические полеты с выходом человека в открытый космос, облеты луны, создание самолета-невидимки, вычислительных машин с высокой степенью разрешения, строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей. Поставлена задача в ближайшие годы высадить человека на Луну.

По расчетам китайских специалистов к 2030 г. каждый пятый китаец преодолеет 60-летний рубеж, и лица старше 60 лет составят 20% населения страны. Китайское правительство одобрило 13 сентября 2024 года  план повышения пенсионного возраста: с 60 до 63 лет для мужчин, с 55 до 58 лет для женщин с офисными профессиями и с 50 до 55 лет для женщин с рабочими профессиями. Эти изменения, которые будут вводиться постепенно в течение 15 лет, призваны смягчить последствия быстрого старения населения Китая и исчерпания пенсионного бюджета. Политика «Одна семья — один ребенок», действовавшая с 1979 по 2015 год, привела к сокращению доли молодого населения: за 35 лет ограничения рождаемости у китайцев был сломан психологический стереотип, и теперь многодетная семья не считается приоритетом.

По некоторым оценкам, около 40% пожилых людей в Китае не получают   регулярных пенсионных выплат — работники, которые не были оформлены официально. Многие жители Китая, особенно в сельских районах, работают в «сером» секторе, где не делается взносов в пенсионные фонды и, следовательно, не имеют права на государственную пенсию (например, фермеры, мелкие торговцы, сезонные рабочие). Накопления на старость большинство китайцев сделать не успевают, так как среднего заработка в стране хватает только на обеспечение собственных нужд. По этой же причине маловероятно, что «новых стариков» смогут обеспечить их малочисленные дети, и тогда 300 млн. нетрудоспособных людей лишатся средств существования и могут создать серьезную социальную напряженность, особенно в крупных городах. Материальная поддержка пожилых людей традиционно осуществляется с помощью средств детей и родственников, а также системы страхового обеспечения. Дополнительно развита система «пяти видов обеспечения» для одиноких, нетрудоспособных и не имеющих средств существования людей: обеспечение одеждой, продовольствием, жильем, медицинским обслуживанием и средствами на похороны. Впервые в тысячелетней истории Китая с 2009 года внедряется программа нового социального пенсионного страхования на селе, благодаря которой крестьяне получат право на гарантированное государственное пенсионное обеспечение.

Китай занимает 61 место в рейтинге стран мира по размеру пенсии (Россия – 66 место). Размер средних пенсионных выплат в Китае в 2025 году (в переводе на рубли): по старости — 46 460, по инвалидности — 36 780, по потере кормильца — 25 170, социальная — 34 850 [9].

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Китай занимает одно из первых мест в мире по количеству раковых заболеваний желудочно-кишечного тракта и дыхательных путей, что объясняется потреблением воды, загрязненной канцерогенами, и с загрязнением воздуха и употреблением табака [10]. Неслучайно в стране появилась поговорка: «Дом новый, денег достаточно, но вода грязная, и жизнь коротка».

Политика в области экологии вынуждает китайские компании увеличивать домашнюю добычу газа из-за принятого властями решения по переходу на более экологически чистые источники топлива. В стране не будут строиться новые теплоэлектростанции, работающие на угле. Частью 14-го Пятилетнего плана Китая (2020 – 2025 годы), который включает экологические цели по ускорению возобновляемой энергетики и борьбе с загрязнением, планируются построить в сложных геологических условиях Тибета крупнейший в мире комплекс гидроэлектростанций, способный вырабатывать почти в три раза больше электроэнергии, чем нынешний рекордсмен — плотина «Три ущелья», тоже китайская. Расположение предлагаемой плотины позволит использовать преимущества крутого рельефа реки для получения количества гидроэнергии, достаточного, чтобы обеспечить 300 миллионов человек [11]. Необходимо отметить, что Китай по масштабу ядерной энергетики впервые вышел на первое место в мире

К серьезным проблемам нужно отнести и социально-экономическое неравенство, которое сопровождает экономический рост. Хотя некоторые общественные группы имеют доступ к различным возможностям и преимуществам, многие другие живут в бедности, без работы и доступа к социальным услугам.

Как и во многих других странах, в Китае есть большой разрыв между заработной платой работников с низкой квалификацией и руководителей компаний. Например, в 2020 году средняя заработная плата в городах Китая составляла около 85 тысяч юаней в год (около 13 тысяч долларов), но для некоторых руководителей компаний она может достигать нескольких миллионов юаней в год.

В Китае есть значительное количество людей, которые не имеют доступа к достаточной медицинской помощи, образованию и другим социальным услугам. В некоторых сельских районах Китая даже нет доступа к чистой воде и адекватным жилищным условиям.

В Китае живут различные этнические группы, но некоторые из них сталкиваются с дискриминацией и проблемами при получении образования и работы. Например, уйгуры, которые являются одной из крупнейших этнических групп в Синьцзяне — составляет одну шестую часть территории Китая, столкнулись с репрессиями, связанными с националистическими настроениями, которые местная власть пока не может разрешить.

Можно увидеть и небольшие группы людей, пользующихся бесплатными обедами — бедняки, живущие на грани выживания. Тем временем сверхбогатые китайцы и их дети ведут себя по-другому. Они не тратят время на работу и не беспокоятся о своем будущем, так как знают, что у них уже есть все, что им нужно. Вместо этого они посещают дорогие рестораны, отели и клубы, покупают роскошные автомобили и живут в домах, которые по стоимости превышают бюджеты небольших городов. Из-за такого разрыва между бедными и богатыми, в Китае возникают различные социальные проблемы. Одной из самых серьезных является недоступность образования для бедных семей. Бедные семьи не могут позволить себе оплату обучения своих детей в престижных учебных заведениях, а также дополнительных занятий. Это создает цикл неравенства, где дети бедных семей имеют меньше возможностей получить хорошее образование, а значит и лучшую работу в будущем.

Еще одной проблемой является отсутствие доступного жилья для бедных. Цены на недвижимость в городах Китая очень высокие, и для многих людей покупка дома является непосильной задачей. Это приводит к тому, что многие семьи вынуждены жить в небольших и неудобных жилищах, которые часто не соответствуют нормам комфорта и безопасности. По причине низкого платежеспособного спроса накопилось 90 млн. пустующих жилых помещений в новостройках. Власти Китая пообещали принять более решительные меры. Политбюро ЦК КПК заявило о намерении проводить более активную фискальную политику и «умеренно мягкую» денежно-кредитную политику, пообещали повысить внутренний спрос и стабилизировать рынок жилья [12].

В прибрежных провинциях наблюдается большее экономическое развитие и рост по сравнению с внутренними регионами, что усугубляет неравенство в доходах между различными частями страны. В некоторых отраслях или секторах заработная плата выше, чем в других. Например, высокотехнологичные отрасли в городских центрах могут предлагать более высокооплачиваемую работу по сравнению с традиционными сельскохозяйственными или производственными работами. В результате имеющегося социального неравенства в Китае нередко происходят социальные беспорядки и волнения. Также возникали случаи насилия, когда бедные люди нападали на богатых и привилегированных людей, которые, по их мнению, живут слишком распутно и беззаботно.

Деревенские жители, численность которых достигает 750 млн. человек, представляют собой наименее социально защищенную часть страны. Крестьянские земли скупаются местными чиновниками, крупными компаниями и передаются на развитие инфраструктуры, т.е. происходит обезземеливание крестьян, которые, потеряв землю, миллионными потоками устремляются в города. Западные эксперты насчитывают около 200 млн. крестьян, которые кочуют из деревень в города и обратно. В этой среде происходит самое большое количество конфликтов и протестов.

Китайское правительство признало неравенство доходов проблемой и предприняло шаги для ее решения. Инициативы включают политику, способствующую развитию сельских районов, инвестиции в образование и профессиональную подготовку, регулирование минимальной заработной платы и усилия по активизации программ социального обеспечения.

В Китае по-прежнему сохраняются гендерные различия в заработной плате, когда женщины часто зарабатывают меньше мужчин за аналогичную работу.

Прежде конкурентным преимуществом Китая была дешевая рабочая сила, но теперь заработные платы стабильно растут, из-за чего производство переходит в другие страны Юго-Восточной Азии. Предприятия начинают инвестировать в автоматизацию и сокращать персонал. Отказ от дешевого и трудоемкого производства лишает работы миллионы человек. В то же время расширение автоматизации и использования робототехники может решить проблемы, связанные с быстрым старением и сокращением рабочей силы.

Тем не менее, социальные протесты отдельных групп населения носят стихийный, несистемный характер, но в них нет идеологической составляющей. Однако постепенно происходит формирование социальной базы антиправительственных выступлений.

Несмотря на все сложности и проблемы, которые встают перед Китаем, страна уверенно, быстро и эффективно продолжает развивать свою экономику на инновационной основе. Главным условием успеха предпринятых в КНР реформ явилась сама их цель. Она понятна и близка всем слоям населения страны, взывает к глубинным патриотическим чувствам китайцев: поднять страну, возродить величие Китая, сделать жизнь народа зажиточной. Важнейшим фактором, обеспечивающим успех экономических реформ в Китае, является их последовательная социальная ориентированность. Не в равной мере, но благотворность реформ ощущают большинство граждан Поднебесной, что делает их активными сторонниками преобразований в стране. И в этом кроется успех современного Китая, где идеи Конфуция востребованы, равно как и идеи первых европейских представителей утопического социализма Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, послужившие источником марксизма —  системы знаний о законах развития мира и его революционном преобразовании в интересах трудящихся.

Дэн Сяопин никогда не занимал высшую партийную и государственную должность, будучи неформальным руководителем КНР,  официально отказался от всех постов после отставки с поста председателя Центрального военного совета в 1989 году после подавления волнений на площади Тяньаньмэнь. В 1992 году Дэн навсегда исчезает с политической сцены. После ухода Дэн продолжает оставаться духовным лидером Китая, оказывая решающее влияние на его внутреннюю и внешнюю политику. Дэна называли «главным архитектором китайских экономических реформ и социалистической модернизации». Он подал хороший пример другим политикам старшего поколения, как надо достойно уходить на покой. Он разрушил практику, когда лидеры занимали руководящие посты до самой смерти. Его часто называли просто «товарищ Дэн» без каких-либо титулов.

В 2001 г. председатель КНР Цзян Цзэминь, который возглавил Коммунистическую партию Китая после известных событий на площади Тяньаньмэнь, дал новую трактовку идеологическим, организационным и социальным основам Коммунистической партии Китая в виде «концепции трех представительств». Эта концепция отменила определение классового характера КПК как авангарда рабочего класса и объявила ее партией «всего китайского народа и всей китайской нации». Для пропаганды этих идей Цзян Цзэминь призвал к созданию в Китае «мощной армии философов». «Концепция трех представительств» была включена в обновленный Устав КПК.

После того как в 2002 г. председателем КНР стал Ху Цзиньтао, идеология партии претерпела некоторые изменения. Он тонко почувствовал накапливаемые социальные проблемы: рост коррупции, усиление имущественной дифференциации, высокий уровень безработицы, слаборазвитое социальное обеспечение, неполучение качественного медицинского обслуживания широкими массами населения. Вместо прежнего лозунга «Обогащайтесь!», призывов к наращиванию объема ВВП, новый руководитель Китая выдвинул лозунги «построения социалистического гармонического общества» и «оказание более широкой поддержки бедным без ущерба для богатых». В основе социально-экономического развития должны лежать интересы человека: «человек — основа политики». «Социалистическое гармоническое общество» должно способствовать повышению благосостояния всего народа.

Согласно новейшей интерпретации конфуцианства (терпимость, миролюбие) вне страны – это пропаганда тезиса о мирном характере развития Китая, не угрожающем другим государствам, а внутри страны – это проповедь дружеских отношений людей друг с другом. Подобное использование этических принципов свидетельствует о серьезности отношения китайского руководства к обеспечению стабильности в обществе. Для того, чтобы избежать социальных волнений, компартия выступает за более сбалансированное развитие города и деревни, богатых приморских и бедных внутренних регионов, сокращение пропасти в доходах между бедными и богатыми.

В результате углубляющейся глобализации и политической открытости всех сфер общественной жизни страны молодая часть китайского общества все больше втягивается в мировое культурное пространство, становится все более восприимчивым к культурным стандартам и нравственным ценностям западного общества. Это не может не создавать опасности для национальных интересов. В связи с этим происходит определенная переориентация китайской пропаганды: наряду с продолжающимся подчеркиванием социалистических идеалов все более усиливается тенденция обращения к традиционным китайским ценностям и в первую очередь к конфуцианству. Целенаправленный акцент на патриотизм, чувство национального достоинства, подкрепляемые все более очевидными успехами страны в социально-экономическом развитии, превращаются в одну из центральных идей общественной жизни.

Сегодняшний Китай по-прежнему переживает «эру Дэн Сяопина», которая дополнилась идеей Си Цзиньпина о «социализме с китайской спецификой в новую эпоху», направленной на усиление государственного регулирования в экономике и общественном развитии.

В Китае за последние три года более чем на треть сократилось число долларовых миллиардеров. На 2021 год пришелся пик числа миллиардеров в Китае — их число оценивалось в 1185 человек. Сегодня их число продолжает уменьшаться. За один только 2024 год сокращение составило 16% [6].

Председатель КНР Си Цзиньпин ранее заявил, что коррупция — это главная злокачественная опухоль, которая ставит под угрозу жизненную силу и боеспособность правящей Коммунистической партии Китая. Он подчеркнул, что, пока существуют почва и условия для коррупции, борьба с ней не может останавливаться ни на минуту. Лидер Китая отметил, что партия никогда не потерпит коррупцию и будет наказывать за нее, следуя «принципу нулевой терпимости». В Китае за 9 месяцев 2024 года в рамках масштабной кампании по борьбе с коррупцией правоохранители привлекли к ответственности 589 тыс. человек, сообщила ранее Центральная комиссия Компартии Китая по проверке дисциплины [7].

Идеологическая кампания по изучению философии позволила трудящимся критически относиться к своей деятельности, анализировать её и находить решения для любых вызовов современности. Философия перестала обслуживать интересы властной элиты, освободилась от самолюбования и схоластики.

Экономические преобразования освободили огромные массы людей от «ловушки бедности» [1] и позволили включить их в активную экономическую деятельность созидания, а не поиска средств существования – у люди появилась возможность учиться, получать квалификации и приобретать нужный опыт – производительные силы получили дальнейшее развитие на пути прогресса.

Происходит консолидация общества на основе понятной и близкой всем слоям населения страны цели на основе государственной идеологии. Таковой в КНР стала коммунистическая идеология. В отличие от буржуазной идеологии, либерализма, когда каждый сам за себя  с приоритетом личности перед обществом и государством, коммунистическая идеология носит объединительный характер коллективизма: «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» [4, с. 47].

Официальная политика Китая сводится к тому, что Китай как государство не состоит в военных союзах. С 2004 г. в политическом лексиконе появляется понятие «мягкая сила». Под ним в Китае понимается создание социалистических ценностей, формирование гармоничной культуры, усиление притягательной силы идеологии, широкая пропаганда китайской культуры и экономических достижений как внутри страны, так и за рубежом. «Мягкая сила» направлена на использование «нематериальных ресурсов» культуры и политических идеалов для влияния на поведение людей в других странах.

В естественном противостоянии КНР и США в качестве альтернативы теряющему привлекательность «вашингтонскому консенсусу» — существует единственная в мире экономическая и политическая модель, единственная модель безопасности, которая подходит для каждой страны, и которую каждая страна с радостью внедрит у себя — вводится «пекинский консенсус», который включает в себя решительное стремление к инновациям и экспериментам и к многополярности на мировой арене. Цель «пекинского консенсуса» — рост при сохранении суверенитета. В Китае указывают на то, что «вашингтонский консенсус» был навязан другим странам извне, тогда как «пекинский» был «нащупан» КНР в процессе экономического развития. «Пекинский консенсус» не только обобщает опыт КНР, но и пытается показать его привлекательность другим странам. Именно такая модель и может служить образцом для подражания для развивающихся стран. Как отмечал американский политолог и экономист Джошуа Купер Рамо, «мирная стратегия Китая, имеющая целью экономический рост, не мыслится как вызов США. Но сама модель имеет такую силу, что привлекает сторонников почти с той же скоростью, с какой американская модель их отпугивает» [2]. Китайская модель прокладывает дорогу и для других народов, предполагая не только их развитие, но и при сохранении собственной полной независимости возможность вписаться в мировой порядок.

Современный Китай добился высоких результатов в своем социально-экономическом развитии и стал мировым лидером по многим направлениям человеческой деятельности, заработав авторитетное право предложить мировому сообществу инициативу «Один пояс и один путь», суть которой заключается в поиске, формировании и продвижении новой модели взаимовыгодного сотрудничества и развития всех стран. «Один пояс и один путь» призывает к выработке новых механизмов регионального экономического партнёрства, стимулированию процветания вовлечённых стран, укреплению культурных обменов между цивилизациями. И на этой основе, в духе древнего Шёлкового пути, содействовать миру и дружбе между народами для предотвращения военных конфликтов и войн, которыми сопровождаются кризисы капиталистической системы. Участие Китая в продвижении нового мироустройства и привлекательный образ социальных достижений в интересах всего народа манифестируют его интернациональный долг по отношению к пролетариям всех стран, которым мировой буржуазией уготована роль «пушечного мяса».

Список источников:

  1. Вашаломидзе Е.В., Дудин М.Н. Производительность труда, уровень и качество жизни населения России: динамика изменения и современные тенденции взаимовлияния. Социально-трудовые исследования. 2022;49(4):49-60. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-49-4-49-60.
  2. Волхонский, Б. (2010, Март). Пекинский консенсус как согласие наций (интервью с Джошуа Купером Рамо). Русский журнал (49), 12-13. http://www.intelros.ru/pdf/Rus_Jornal/49/10.pdf
  3. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению. — М.: Рольф, 2000. – 384 с.
  4. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. — М.: Политиздат, 1974. 63 с.
  5. IMF Data Mapper — China, People’s Republic of(англ.). МВФ. Дата обращения: 01.05.2025
  6. РБК. Аналитики заявили о сокращении числа миллиардеров в Китае на треть. https://www.rbc.ru/business/29/10/2024/6720a2d59a79470b58aab830?from=column_4
  7. РБК. Экс-главу Bank of China приговорили к смертной казни, но через два года. https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6745d8389a79473648d36c8e
  8. Щеглов С.А. Диалектика права наций на самоопределение. // РУСО. https://csruso.ru/nashi-universitety/filosofija/s-a-shheglov-dialektika-prava-nacij-na-samoopredelenie/
  9. MyMandarin School https://mymandarin.ru/news/pensija-v-kitae/
  10. Epoch Times Russia. Китай снова стал лидером по раковым заболеваниям. https://www.epochtimes.ru/kitaj-snova-stal-liderom-po-rakovym-zabolevaniyam-98967903/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F
  11. Hi-Tech Mail. Одобрено строительство крупнейшей в мире ГЭС. https://hi-tech.mail.ru/news/120495-odobreno-stroitelstvo-krupnejshej-v-mire-ges/?frommail=ft_ml&mt_sub3=307&utm_partner_id=307&utm_partner_id=625
  12. РБК. Власти Китая начали платить по долгам квартирами. https://www.rbc.ru/rbcfreenews/678458369a79475aa17413d0