Есть такая пословица: «Что русскому хорошо, то немцу — смерть». В обратную сторону она, по-видимому, тоже работает. А если учитывать, что «немцами» на Руси изначально называли всех иностранцев, то это относится хоть к китайцам, хоть к аргентинцам.
Некомфортно у них русскому человеку, особенно советскому, и дело, главным образом, не в различии обычаев, не в иноязычной среде, а в разной системе ценностей. Так, во всяком случае, утверждает сегодняшняя подборка фильмов.
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
«У них есть Родина» 1949 г.
Конец 1944 г. Отступающие немцы угоняют в Германию советских граждан, при этом отнимая детей у матерей. Нацисты выглядят довольно карикатурно, но искреннее поведение малышей пронимает до слез.
Кадр из фильма «У них есть Родина». Разве можно не сочувствовать этому крохе?
После войны наши предприимчивые союзники, английская контрразведка под патронажем американской, не спешат возвращать маленьких «перемещенных лиц» , распихивая их в приемные семьи и по приютам.
Одним из приютов руководит капитан Роберт Скотт. Среди персонала есть двое латышских эмигрантов: Смайда Ландмане, которая детей любит и жалеет, и Упманис, бывший фашистский пособник и , вообще, подлая крыса, что видно даже по лицу.
Кадр из фильма «У них есть Родина». Взгляд Смайды так и кричит: «Крыса, крыса!» Упманис — Владимир Соловьев.
Служит там и немецкий шофер Курт Краус, воевавший на Западном фронте, но он (тоже по лицу видно) — хороший парень. Ландмане и Краус, каждый по-своему, хотят помочь ребятам, но шофер не доверяет воспитательнице.
Кадр из фильма «У них есть Родина». К сожалению, этот немецкий красавец не знает как относиться к девушке. Курт Краус — Геннадий Юдин, Смайда Ландмане — Лидия Смирнова.
Советские военные представители, подполковник Добрынин и майор Соколов, пытаются вернуть детей, но им ставят разные бюрократические преграды и беспардонно врут. Англичане ведут себя нагло. Наши на их фоне, несмотря на горячие речи, выглядят слабой стороной, считаясь с разными дипломатическими правилами и законодательной базой.
Кадр из фильма «У них есть Родина». Саша Бутузов еще не знает кому верить, но он — мальчик с характером. Саша — Леня Котов, подполковник Добрынин — Павел Кадочников.
Создается впечатление, что ситуация складывается как в афоризме Ильфа и Петрова: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Пока советские офицеры ищут переводящийся из города в город детский дом, двое воспитанников, Саша Бутузов и Ира Соколова, сбегают сами.
Как большинство советских фильмов 40-50-х годов картина несколько прямолинейна и пафосна. Например, к чему речь Добрынина к Баркли о добрых людях, которые всегда помогут правой стороне? Чтобы тот заподозрил служащих приюта в сливе информации? Однако, крепкий динамичный сюжет и неувядающая актуальность ленты вызывают интерес. Борьба за умы подрастающего поколения, увы, продолжается.
Судьба же конкретных детей выражена в словах лорда — председателя комиссии по рассмотрению дел о репатриации. Когда одна из сотрудниц пытается упрекнуть его в слишком жестких решениях, тот отвечает:» А вы что предпочли бы, чтобы ваш сын служил в Иностранном легионе или хотели бы, чтобы он прыгал с парашютом в тыл врага?»
Некоторые диалоги звучат очень современно, показывая высокомерное отношение англосаксонской цивилизации к другим народам: «Восьмой параграф нашей инструкции говорит, что украинцев, как самостоятельной национальности не существует. Украина это, так сказать, — понятие географическое». Или эпизод, в котором уже в 1949 году американская корреспондентка утверждает, что в войне победила Америка и, ладно уж, Англия тоже. Ту же версию внушают воспитанникам.
В фильмах, где играет Фаина Раневская, она обычно является наиболее ярким персонажем. Эта картина не исключение. Фрау Вурст, владелица пивной, удочерившая Иру — самый запоминающийся образ. В роли скупой, жесткой, мелочной мещанки проскальзывают черты несчастной женщины, считающей что все ее в жизни обманули. Ну и забавное обаяние актрисы действует на зрителя.
Кадр из фильма «У них есть Родина». Удочеренная сирота Ира с приемной мамой. Теперь ее зовут Ирма Вурст.
В остальных ролях: Наталья Защипина (Ира Соколова), знакомая по ролям маленьких героинь в фильмах «Жила-была девочка» и «Первоклассница», Леня Котов (Саша Бутузов), Павел Кадочников (подполковник Добрынин), Вера Марецкая (мать Саши), Всеволод Санаев (майор Сорокин), Лидия Смирнова (Смайда Ландмане), Геннадий Юдин (Курт Краус), Владимир Соловьев (Упманис), Михаил Астангов (Роберт Скотт) и другие.
«Чрезвычайное происшествие» 1958 г. 2 серии
В мае 1954 г. советский танкер «Полтава» выходит в море, чтобы доставить в Китай груз керосина. На судне плывут очень разные люди и прижившиеся рядом с ними животные: щенок Дружок, обезьяна Яшка и корабельный кот.
У капитана Леонида Петровича Калугина — больное сердце, у помощника Николая Федоровича Сахарова — нервы на пределе из-за подозрения, что его считают метящим на капитанское место. Под горячую руку он выбрасывает за борт корабельного любимца Яшку. На начальника кидается с кулаками моторист Виктор Райский.
Кадр из фильма «Чрезвычайное происшествие». Виктор Райский (Вячеслав Тихонов).
Разбор инцидента на общем собрании переходит к разговору о личных недостатках каждого: кто скуповат, кто к иностранным тряпкам неравнодушен, кто — к женщинам, а кто просто живет по принципу «моя хата с краю». Радистка Рита добросовестно фиксирует слабости товарищей в протоколе. Это дорого обойдется экипажу, поскольку собрание будет прервано требованием эсминца тайваньских ВМС остановиться под угрозой обстрела.
Кадр из фильма «Чрезвычайное происшествие». Ну, конечно, сразу символику сдирать! Танкер-то себе захапали.
Вооруженные солдаты захватывают судно. Райский, влюбленный в Риту, защищает ее и принимает потерявшего сознание противника за мертвого. Теперь у нападающих появился еще один аргумент для задержания русских — убийство военнослужащего.
Протокол собрания станет основой для психологической обработки моряков тайваньской разведкой под руководством изобретательного профессионала Фана. Что им нужно? Добиться от экипажа заявления, будто они «выбрали свободу» и не хотят возвращаться с Советский Союз.
Кадр из фильма «Чрезвычайное происшествие». Замполит и шпион. Антон Семенович Коваленко — Михаил Кузнецов, Фан — Владимир Дальский.
Основой сюжета послужил исторический факт: захват 23 июня 1954 г. тайваньским эсминцем «Tan Yang» (DD-12) советского танкера «Туапсе», совершавшего рейс Одесса — Шанхай. Судя по всему, это был один из эпизодов противостояния Китайской народной республики, расположенной на материковой части страны, и гоминьдановской Китайской республики, сохранившейся на острове Тайвань под руководством Чана Кайши.
Чанкайшисты пытались провести морскую блокаду КНР. До происшествия с советским танкером тоже были случаи захвата кораблей, но, возможно, это была прелюдия к провокации именно против советского судна, с целью проверки жесткости поведения нового руководства СССР в отношении защиты своих граждан.
Так или иначе, но наших моряков покупали, запугивали, пытали, соблазняли, к ним применяли тактику «кнута и пряника». Вырваться удалось большей части (29 человек), в том числе капитану, благодаря тому что прошение о политическом убежище они не подписали и сумели установить связь с французским консульством на Тайване, действовавшем по договоренности с Советским правительством.
Освобожденные прилетели в Москву 30 июля 1955 г., были награждены, государство взяло на себя организацию их отдыха для поправки здоровья. В дальнейшем они работали и пользовались уважением соотечественников.
С теми же кто не устоял было по-разному, в зависимости от уровня участия в антисоветской пропаганде, хотя, возможно, и тут степень наказания не всегда была правильно соблюдена. Во всяком случае последние вернулись более чем через 30 лет. Были потери здоровья физического и психического, одно самоубийство, двое умерли на Тайване. История трагическая, но вернемся к фильму.
Блистательной звездой картины стал Вячеслав Тихонов в роли Виктора Райского. Дерзкий, остроумный, инициативный герой фактически придумал план спасения и большей частью его осуществил. С целью поддержки связи между товарищами и передачи информации, он, для видимости, перешел на сторону врагов. Самое сложное было донести это до своих. Обычно двух слов сказать не давали — сразу били.
Искренний и прямолинейный силач Грачев (Анатолий Соловьев) особенно усердно портил красивую внешность изобретательного одессита Райского, но, когда до него дошло, что тот пытается объяснить, моряк совершил истинный подвиг для спасения друзей, к сожалению, не помогший ему самому.
Кадр из фильма «Чрезвычайное происшествие». Грачев (Анатолий Соловьев).
Впечатляет история любви младшего члена экипажа Кости Берегового (Юрий Сарычев), развернувшаяся в тюремном застенке. Любви, к сожалению, обманной и чуть не приведшей к разоблачению заговора советских моряков.
Кадр из фильма «Чрезвычайное происшествие». Любовь освещает и стены тюрьмы.
Рассказ о происшествии ведется от лица замполита Антона Семеновича Коваленко (Михаил Кузнецов). Его противостоянию с китайским разведчиком Фаном (Владимир Дальский) уделено много времени. Отыграли добротно, но не могу сказать, что поразили. В фильме дебютировала актриса Нонна Тен, будущая Синильга из «Угрюм-реки». Она играла Цзян-Ли, любовь Кости Берегового, и была очень выразительна в своем перевоплощении.
В картине также снимались: Александр Ануров (капитан Калугин), Таисия Литвиненко (Рита Воронкова), Владимир Рудин (Иван Фролов), Павел Усовиченко (Сахаров), Гиули Чохонелидзе (Джавахия), Витольд Янпавлис (доктор Никитин), Владимир Уан-Зо-Ли (Гао) и другие актеры.
«Люди и звери» 1962 г. СССР — ГДР, 2 серии
В начале летней ночи по трассе Москва-Симферополь едут в Крым на «Москвиче» две ленинградки — мать и дочь Соболевы. Анна Андреевна — врач, будет работать там в санатории. Тане, по мнению мамы, нужно сменить климат для укрепления здоровья. А пока они опаздывают в гостиницу, где забронированы номера и засыпающая на ходу девушка ворчит на непрактичность матери.
Кадр из фильма «Люди и звери». Недовольная спросонья Таня — Жанна Болотова, Анна Андреевна — Тамара Макарова.
Машина начинает барахлить и еле дотягивает до места. Пока дочь пытается получить номер, Соболева-старшая безуспешно занимается ремонтом. Ей на помощь приходит один из проезжающих, тоже надеявшихся заночевать в гостинице. Анна Андреевна узнает в нем лейтенанта Павлова, подобравшего ее в блокаду умирающей на улице и поделившегося хлебом. В порыве благодарности женщина помогает случайному знакомому устроиться в их номере, выдав за члена семьи.
Тане не нравится присутствие чужого мужчины в комнате, где она должна ночевать. Проявляются противоречия во взглядах разных поколений семьи. Анна Андреевна не понимает как можно не сделать все что в силах для человека, спасшего тебе жизнь, а Таня, почти не помнящая военные годы, заявляет, что не видит подвига в том, чтобы дать другому кусок хлеба.
Возвращение Павлова прерывает спор. Девушка, успевшая улечься в постель, притворяется спящей, а между ее матерью и Алексеем Ивановичем завязывается разговор, из которого выясняется, что попавший в плен советский офицер семнадцать лет провел в эмиграции и лишь месяц назад вернулся.
Кадр из фильма «Люди и звери». Алексей Иванович Павлов (Николай Еременко-старший).
Анна Андреевна предлагает не нашедшему себе пока места на родине знакомому, ехать с ними, тем более, что ему по дороге к единственным родственникам. Теперь за рулем «Москвича» Алексей Павлов и его начавшиеся в придорожной гостинице воспоминания о немецких концлагерях, рубке сахарного тростника под небом знойной Аргентины, работе шофером в семье гамбургского промышленника во многом переменят взгляды на жизнь Тани Соболевой.
У этой картины дразнящее название, заставляющее предполагать, что ну, вот, сейчас начнется пропаганда, что у нас люди, а у них там — звери. Ан, нет. Режиссер Герасимов не был бы собой, если бы было все так просто в фильме по его совместному сценарию с любимой женой Тамарой Макаровой. Авторы стремятся показать, что везде окончательный выбор за человеком.
Конечно, главный герой возвращается на родину и потому, что здесь сохранять в себе людское — проще, и все-таки: «Жив ещё зверь в человеке. В одном сидит волк, в другом — лиса, в третьем — заяц или мышь. Тоже звери. А то все сразу, целой компанией.» Это говорит Алексей Павлов не о загранице, а после страшной аварии. Пьяный шофер грузовика врезался в мотороллер, и даже не осознает, что едва не убил его водителя.
Кадр из фильма «Люди и звери». Сейчас он ничего не понимает, слишком полон собственного достоинства. В тюрьме — поймет. Пьяный водитель — Георгий Шаповалов.
А Таня смотрела из толпы, не делая попытки подойти к пострадавшему. В ней тоже сидит свой зверь — колючий ежик, заставляющий отстраняться от всех, ощетиниваться навстречу иголками. Возможно это следствие детства, проведенного без матери. Конечно, Анна Андреевна не виновата, что эвакуация разлучила ее с дочерью, но, видимо, в душе девочки так и осталось ощущение, что она одна среди чужих. Впрочем, Алексей сделает все чтобы помочь ей преодолеть внутреннего зверя, а потом Таня поможет ему.
В заграничных скитаниях героя Герасимов останавливает внимание на трудностях не материального характера. Если не считать потогонной системы на плантациях сахарного тростника, Павлов устраивался неплохо. Неприемлемой оказалась необходимость лакействовать ради выживания. То сожительствуешь с женщиной, которая в душе тебе совершенно чужда, то терпишь издевательства со стороны циничных юнцов, хозяйских сыновей. А, по-хорошему, надо еще и улыбаться.
Кадр из фильма «Люди и звери». «Милые ребята» — братья Хаслингеры. Алексей их под утро из кабаков в качестве груза доставлял. Бригитта — Эвелин Крон, Зигфрид — Фридрих Юнге, Отто — Петер Ройссе.
Павлов терпеть еще терпел, а улыбаться господам не научился. «Экий ты у меня хмурый парень, Алеша» — говорит его аргентинская хозяйка Мария Николаевна, а он не мог лгать в чувствах, как никогда не смог бы хвалить ее абстрактную мазню, выдаваемую за живопись. Неспособность кривить душой и засовывать подальше собственное достоинство чуть не привела его в петлю, если бы Алексей снова не встретил людей по сути, а не по внешности.
Фильмы Герасимова, несмотря на внешнюю растянутость, очень многогранны по содержанию. Неспешное развитие событий позволяет увидеть как насыщен видеоряд. Особенно это заметно по прошествии времени, когда возникает ностальгия по прошлому.
Панорама при выезде машины после ночевки героев в гостинице: стогуют сено, по железной дороге, стуча колесами, проходит поезд, тянутся линии электропередачи, заводская окраина, деревня. Строится дом. Народ гуляет семьями, с детскими колясками и малышами на руках. Мальчишки гоняют мяч. Компания, сообразившая на троих, горланит, пошатываясь посреди дороги. Женщина с ребенком на руках отрывает от приятелей своего благоверного и тащит домой. Россия в миниатюре.
Николай Еременко-старший, сыгравший Алексея Павлова, во многом, повторил на экране свою судьбу. Он тоже в 1942 году младшим лейтенантом попал в плен, затем — в нацистский концлагерь. Только, в отличие от героя фильма, бежал, вернулся без эмиграционных скитаний, прошел проверку и был восстановлен в звании.
Прочитав сценарий, Еременко надеялся сняться в эпизоде, а получил главную роль. Наверное, можно было сыграть эмоциональнее. Его Павлов очень сдержан, соблюдает дистанцию между собой и миром, а, может быть, так тогда и учили вести себя в беде настоящих мужчин. Во всяком случае, на мой взгляд, эта роль — его лучшая работа в кино.
Жанна Болотова, еще не сложившаяся в настоящую красавицу, потрясает своими выразительными глазами. Настоящее зеркало души, в котором отражаются сложные переживания ее героини.
Кадр из фильма «Люди и звери». Во время путешествия у Тани было столько впечатлений, что только перед сном она пыталась в них разобраться.
Тамара Макарова — Анна Андреевна Соболева, как всегда — образец женственности и интеллигентности.
Наталья Медведева, сыгравшая жену брата Павлова. Женщина-идол, подчинившая весь дом. Безвкусное богатство жилища служит отражением ее агрессивного, безапелляционного мещанства.
Кадр из фильма «Люди и звери». Петр Иванович и Валентина Сергеевна Павловы. Сразу видно кто в доме хозяин, то есть хозяйка.
Татьяна Гаврилова — Мария Николаевна Щербацкая-Хартман, богатая вдова, владелица аргентинской гасиенды, плантации и, по-видимому, много чего еще. Очень красивая ухоженная женщина, но чувствуется в ней «папильон», сожравший четырех мужчин, по словам ее дядюшки. Ночные крики в закрытую дверь Алексея никакая не любовь, а очередная манипуляция. Если бы остался и женился, она всю жизнь с наслаждением тыкала бы ему в лицо, что подобрала на улице.
Кадр из фильма «Люди и звери». Должна быть в женщине не только красота.
Ну и дядюшка — князь Константин Львов-Щербацкий, обломок аристократии, с рафинированным прононсом в речи, клянчащий то папиросы, то тарталетки с икрой, в блестящем исполнении самого Сергея Герасимова.
Много прекрасных актеров и персонажей: Виталий Доронин (Петр Павлов, брат Алексея), Сергей Никоненко (Юрий Павлов, сын Петра), Олеся Иванова (Варвара Андреевна, сестра Соболевой), Анастасия Филиппова-Горина (Варвара Гавриловна), Михаил Глузский (Василий Клячко, знакомый Павлова по плену), Вадим Захарченко (Савватеев, тоже бывший пленный, оставшийся за границей) и другие, в том числе немецкие, артисты.