Добрым словом вспоминаем советского актера К.Н. Сорокина

Есть такие актеры – раз увидел и запомнил на всю жизнь, и когда слышишь название фильма — в памяти мгновенно возникает яркий образ. При чем это совершенно не обязательно исполнители главных ролей, советский кинематограф славился королями и королевами эпизода. Одним из таких королей был замечательный актер Константин Николаевич Сорокин.

Яркий, талантливый, но незаслуженно забытый. Вспомним Константина Сорокина

Он сыграл в более чем семидесяти фильмах, но при этом у него не было ни одной главной роли. Его герои запоминались сразу и навсегда — настолько яркими были созданные им образы. Некрасивый, но чертовски обаятельный, саркастично остроумный он передал эти черты всем своим героям.

Краснофлотец Жарков в фильме «Близнецы» режиссера К.Юдина очевидно затмевает своего друга красавца краснофлотца Орликова. Администратор Задунайский в фильме «Воздушный извозчик» своим темпераментом и кипучей энергией перетягивает внимание на себя просто на раз, остальные персонажи выглядят тусклыми и неинтересными, несмотря на то, что играют их очень даже неплохие актеры, такие как Михаил Жаров и Людмила Целиковская. Дед Слива в фильме «Стряпуха» для меня просто главный герой, где там какому-то Ивану Савкину или Георгию Юматову до него. Сорокин всех за пояс заткнул и высунуться не дал, если бы не он фильм был бы ужасно скучным, дед Слива просто спас картину, и если фильм в наше время еще кто-то смотрит, то уж точно не из-за Светличной — Хитяевой и их незатейливого любовного прямоугольника.

Кадр из фильма «Стряпуха», реж. Э. Кеосаян.

Кадр из фильма «Стряпуха», реж. Э. Кеосаян.

Родился Константин Сорокин в Петербурге в 1908 году. Его отец был литейщиком, мать домохозяйкой. Отец умер, когда Косте было 14 лет, мать не могла прокормить Костю и его старшего брата Николая и мальчики должны были сами о себе позаботиться. Костя отправился в Слуцк, в трудовую колонию, где выучился на ученика слесаря. Через два года умерла мама. Костя вернулся в родной город и напросился на проживание к тетке. Поступил в фабрично-заводское училище и тогда же увлекся театром – играл в драмкружке. Его способности тут же были отмечены, и старшие товарищи направили юное дарование учиться в частную театральную студию актера Александринского театра Николая Николаевича Ходотова.

Кадр из фильм «Иван Грозный», реж. С. Эйзенштейн

Кадр из фильм «Иван Грозный», реж. С. Эйзенштейн

Константин Сорокин получил специальность драматического актера, но закрепиться в Ленинграде у него не получилось и он отправился в провинцию, где играл посезонно в различных местных драматических театрах. В последствии он все-таки вернулся в Ленинград и поработал сначала в Театре музыкальной комедии, потом в Ленинградском мюзик-холле, а позже в Театре миниатюр Аркадия Райкина.

Но мы знаем Константина Сорокина не по театральным, а по его ролям в кино. А первым фильмом стал «Дубровский» режиссера Александра Ивановского, где Сорокин сыграл писаря Парамошку.

Кадр из фильма «Дубровский», реж. А. Ивановский

Кадр из фильма «Дубровский», реж. А. Ивановский

Во время войны актер, в то время уже семейный человек и отец маленькой дочери, вместе с женой и дочкой и труппой театра миниатюр эвакуировался в Ташкент, но и в эвакуации он продолжал активно работать. Однажды он с театром оказался в Алма-Ате, где в это время размещалась киностудия, и куда его пригласили работать. Так началась его долгая и в общем-то успешная жизнь в кинематографе. Он начинает сниматься и за съемки в военное время получает награду – орден Красной звезды.

Вместе с киностудией семейство Сорокиных возвращается в Москву. Как вспоминает дочь актера – Наталия Сорокина, поселились они в самой дешевой гостинице «Якорь», предназначенной для размещения командировочных научных работников. В номере была одна кровать, на которой спали жена актера и маленькая Наташа. Сам же глава семьи спал в маленьком закутке, где он соорудил некое подобие деревенских полатей. Именно в это время он снимался в фильме «Близнецы».

Кадр из фильма «Близнецы», реж. К. Юдин

Кадр из фильма «Близнецы», реж. К. Юдин

Позже, когда он поступил в труппу Театра-студии киноактера, Сорокины переехали в маленькую комнатушку в Трубниковском переулке рядом с театром. Рядом с входной дверью располагалась помойка. Похоже помещение это было когда-то дворницкой. Как водится, после спектакля вся компания направлялась к Сорокиным. Постучав в дверь, коллеги Константина Николаевича обыкновенно спрашивали: «Дворник Сорокин здесь живет?» и получив утвердительный ответ с шумом вваливалась в крошечную квартирку.

Друзья и знакомые Константин Николаевич утверждают, что он был хлебосольным хозяином, щедрым и радушным. Он любил женщин и не без взаимности. Как вспоминает дочь, жена актера относилась к мелким романчикам мужа с пониманием, только с недоумением спрашивала: «И что они в тебе находят, курносом таком?». Как что? Потрясающее обаяние, обходительность, щегольство, умение красиво ухаживать. Необходимо добавить, что Константин Николаевич был очень начитанным и образованным человеком.

Яркий, талантливый, но незаслуженно забытый. Вспомним Константина Сорокина

Но справедливости ради нужно отметить, что характер у актера был непростой. Он не церемонился, если ему что-то не нравилось, мог осадить собеседника, за словом в карман не лез, бывало и в выражениях не стеснялся. Валентин Гафт вспоминает, как однажды он пошел на футбольный матч и на трибуне увидел Сорокина. Гафт был тогда актер молодой, а Константин Николаевич уже легендарный. Гафт подсел к Сорокину и тот спросил его, как дела в театре. Валентин начал с воодушевлением перечислять спектакли, в которых он играет на что Сорокин оборвал его фразой, что мол «играл» Шаляпин, а вы, молодой человек, только «участвуете».

Кадр из фильма «Новые приключения Неуловимых», реж. Э. Кеосаян

Кадр из фильма «Новые приключения Неуловимых», реж. Э. Кеосаян

Любил Сорокин и выпить, но подходил к этому делу весьма оригинально. Он категорически не хотел подводить группу и срывать съемки. Периоды непродолжительных запоев он называл «больными днями» и предчувствуя их приближение непременно предупреждал коллег о том, что ему несколько дней «нужно побыть одному». Коллеги же в свою очередь относились к этому с пониманием и перекраивали график съемок, подстраиваясь под временно выбывшего актера. А Сорокин уединялся у себя дома с бутылочкой и книгами, и несколько дней, как сейчас бы сказали — «перезагружался». Но как только «больные дни» заканчивались он появлялся на съемочной площадке во всем блеске, выбритый до солнечных зайчиков, щегольски одетый. Бывало, что по случаю возвращения к нормальной жизни специально шился новый шикарный костюм. Константин Николаевич вообще любил красивую одежду и умел ее носить. Возможно таким образом компенсировал он нищую свою юность.

Кадр из фильма «Три сестры», реж. С. Самсонов.

Кадр из фильма «Три сестры», реж. С. Самсонов.

Режиссеры, как правило, предлагали Константину Сорокину роли комедийные, в театре у него было бы, наверное, амплуа «простака». И только один режиссер, Самсон Самсонов, поверил в мощное драматическое дарование актера. Поверил и пригласил его на роль доктора Чебутыкина в свою экранизацию пьесы А.П. Чехова «Три сестры». Константину Николаевичу исполнилось уже 56 лет, но он был счастлив получить такую интересную роль и справился с ней блестяще. Режиссер вспоминал, как легко ему работалось с Сорокиным. Актер чувствовал своего героя до последнего штриха, все знал про него, все понимал. Забавно, что актрисы, игравшие сестер, за советом обращались не Самсонову, а к Сорокину, и всегда получали от него дельный совет.

И все-таки жаль, что за всю жизнь талантливейший актер не сыграл ни одной главной роли. Но прекрасно, что все его работы были яркими и запоминающимися. Жаль, что когда отмечали юбилей фильма «Стряпуха» о Константине Сорокине даже не упомянули. Об этом с горечью говорила его дочь. Вот мы и решили напомнить об этом достойном человеке.

Ольга Мирная.