Кто на самом деле изображен на картине Васнецова «Аленушка»?

В 1881 году Виктор Васнецов, известный своими замечательными картинами по мотивам русских народных сказок, написал полотно «Алёнушка». Вот только нуждающемуся в деньгах Васнецову продать эту картину всё никак не удавалось. Он даже писал Павлу Третьякову:

«Мою Алёнушку всё никто не хочет покупать, что сильно осложняет моё финансовое положение. Если дело было в деньгах, я сделал бы уступку и сбавил цену, но проблема в самой картине».

Почему же никто так не хотел покупать её, что было не так в той картине, и кем на самом деле была та Алёнушка  — об этом мы и поговорим сегодня.

​Виктор Васнецов. Алёнушка

​Виктор Васнецов. Алёнушка

Кстати, Третьяков даже не удостоил ответом Васнецова, хотя в целом неплохо к нему относился — просто эта картина ему была не нужна. Наконец, Васнецова выручил его благодетель — Савва Мамонтов, и то дал только 500 рублей — лишь четверть от запрашиваемой первоначально художником суммы. И это был скорее жест доброй воли со стороны Мамонтова поскольку он знал, как Васнецов нуждается в деньгах. Да и к картине Мамонтов был безучастен, впоследствии он её продал другому собирателю картин — то есть поступил как истинный предприниматель — не упустил свою выгоду и помог нужному ему художнику и приятелю, поскольку Васнецов расписывал декорации для его частного театра — подробнее об этом можно прочитать в статье «Почему Снегурочка на картине Васнецова одна без Деда Мороза и чьи черты лица увековечены в её образе?»

Изначально в сказке про Алёнушку и братца Иванушку подобного эпизода вообще не было. Сказка более драматична — Баба-яга утопила Алёнушку, привязав камень к её шее, а братец Иванушка бегал по берегу и звал свою сестрицу. Закончилось всё как и положено в сказках благополучно — его заметил купец, удалой молодец и спас Алёнушку.

Иван Билибин. Сказка о сестрице Аленушке и братце Иванушке. 1901.

Иван Билибин. Сказка о сестрице Аленушке и братце Иванушке. 1901.

Можно, конечно, предположить, что Алёнушка, тоскуя по своему братцу, присела на камнях и Васнецов доработал этот эпизод, столь хорошо запечатлённый на картине.

Но слишком уж непохожа Алёнушка Васнецова на положительную сказочную героиню — для сравнения посмотрим на Снегурочку.​

Виктор Васнецов. Снегурочка

Виктор Васнецов. Снегурочка

Даже настойчивые поиски своего братца по лесной чаще не оправдывают её неряшливый внешний вид. Растрёпанные волосы, грязные ноги, порванное платье и слишком уж странный взгляд — чувствуется в нём тоска, но одновременно и некое безумие. Как всё это непохоже на канонический образ Алёнушки на других иллюстрациях.

Иван Билибин. Алёнушка и её братец Иванушка. 1901.

Иван Билибин. Алёнушка и её братец Иванушка. 1901.

Всё дело в том, что первоначально Васнецов хотел написать обычный бытовой сюжет — изобразить деревенскую девочку-сироту 11–12 лет, которая сидела, пригорюнившись на земле. У неё был очень грустный взгляд, который запал в душу художнику. Впоследствии он так описывал свои впечатления от встречи с этой девочкой:

«сколько тоски, одиночества, печали было в её глазах и каким-то чисто русским духом повеяло от них».

Виктор Васнецов. Аленушка-дурочка. Эскиз. 1880.

Виктор Васнецов. Аленушка-дурочка. Эскиз. 1880.

Дело в том, что раньше в деревнях дети-сироты до 12 лет жили на общем обеспечении — было принято их кормить, давать какую-нибудь одежду. Вот только кому из крестьян нужен чужой ребёнок — своих бы вырастить да прокормить, потому и обеспечивали сироту по остаточному принципу — зачастую самый чёрствый кусок хлеба, плохонькая одежонка, которую жалко выбросить, но и носить уже стыдно, ни видела она ни настоящей ласки, ни заботы — было отчего загрустить девочке.

Васнецов даже подобрал название «Алёнушка-дурочка». Оно было таким неспроста. Дурочками подобных девочек-сироток называли крестьяне — просто потому, что они были как бы вне общества, на положении нищих и юродивых. Да и бродячая жизнь меняла поведение и психику и далеко не в лучшую сторону. Недостаток питания, отсутствие воспитания — всё это неизбежно сказывалось. Да и кормить крестьяне были готовы только до 12 лет, а дальше мальчики шли в подпаски или батраки, девочки были вынуждены выполнять самые нудные и неквалифицированные работы. Есть от чего загрустить сиротам. Неслучайно было такое выражение: «расчёт сирота — миру работник». Но хорошо ли быть в 12 лет батраком, когда сверстники играют и веселятся? Всё же родные родители, конечно, заставляли своих детей работать, но далеко не так рьяно, как чужую сироту.

Виктор Васнецов. Алёнушка (фрагмент).

Виктор Васнецов. Алёнушка (фрагмент).

На основе эскиза Васнецов и написал свою картину. Алёнушка пригорюнившись там сидела на камне, большие её глаза уставились в воду, сзади написан лес, причём хвойный, а спереди — гладь реки. Хвойный лес Васнецов изобразил неспроста — ещё в старые времена ель считалась деревом смерти. Не случайно, в некоторых деревнях, когда провожают покойника в последний путь, бросают после гроба еловые ветки. Есть и поговорка: «В ельник ходить — удавиться», а ещё принято еловые ветки приносить на кладбище.

Да и на камне Алёнушка сидит не просто так, возможно, Васнецов таким образом вспоминает поговорку: «словно камень на душе». Да и пейзаж раннеосенний — уже видны жёлтые листья, что намекает — жизнь Алёнушки, ещё толком не начавшись, может и оборваться.

И получается, что согласно общему настроению картины, Алёнушки и деваться некуда — только в воду. Может, кто-то очень сильно обидел безответную сироту. И мысли тут появляются уж совсем нехорошие, особенно если присмотреться к порванному платью и распущенным волосам — в старину появиться простоволосой для девушки было неприлично.

Но картина всё же не совсем грустная и положение Алёнушки не безнадёжное. Васнецов написал над головой Алёнушки ласточек, а они — символ надежды.

Виктор Васнецов. Алёнушка (фрагмент).

Виктор Васнецов. Алёнушка (фрагмент).

Значит, есть, что наверняка удержит Алёнушку в этом мире — она поплачет, погрустит и вернётся опять к людям.

Возможно, Алёнушка не понравилась из-за несоответствия образа несчастной сироты и сказочного пейзажа. Картина не совсем соответствовала обычным требованиям критического реализма, а Третьяков, который очень строго подходил к покупке картин для своей галереи не мог этого не заметить. А вот Мамонтову, возможно, не очень понравился сам образ тоскующей сироты — как-то всё слишком мрачно и уныло.

В качестве примера можно привести знаменитую картину Перова «Тройка».

Василий Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду.

Василий Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду.

Вот её Третьяков приобрёл с удовольствием — там все реалистично, полное соответствие обстановки и изображённых персонажей, и одновременно заостряется внимание на проблеме несчастных детей «отданных в учение» к каким-нибудь мастеровым, которые их заодно использовали как рабочую силу.

А вот картина в духе Мамонтова — «Ковёр самолёт», написанная в 1880 году Виктором Васнецовом. Никаких сирот, никакого критического реализма — просто иллюстрация к сказке, весёлая и жизнерадостная.

Виктор Васнецов. Ковер-самолет. 1880.

Виктор Васнецов. Ковер-самолет. 1880.

Представители Третьяковской галереи всё же приобрели полотно Алёнушка и за огромные деньги — 8 тыс. рублей, правда достались они уже не Васнецову, а владельцу картины. Тогда Васнецов уже завоевал общепризнанную репутацию главного сказочника, а в 1900 году был выпущен альбом репродукций Васнецова, и каждую картину сопровождал фрагмент из сказки. Для «Алёнушки», разумеется, был выбран фрагмент сказки «Сестрица Алёнушка и её братец Иванушка», и она твёрдо стала ассоциироваться с этой картиной.