Дети и подростки в нашей стране составляют одну пятую часть населения. Общество и государство заинтересовано в том, чтобы они разделяли традиционные российские духовно-нравственные ценности, обладали хорошим физическим здоровьем, занимались физической культурой и спортом, не имели вредных привычек, работали над своим личностным и профессиональным развитием, любили свое Отечество, были готовы защищать его интересы, прилагали усилия для динамичного развития сильной и суверенной России
Социологи фиксируют, что для подростков остро стоит проблема успешного окончания школы и получения качественного образования, выбор траектории дальнейшего развития. Высок запрос учащихся на интересные молодежи дополнительные форматы занятости, открывающие возможности для самореализации. Школьниками больше всего востребована волонтерская деятельность и активности профориентационного характера. Согласно опросам всего 5% учащихся состоят в какой-либо общественной организации.
При этом 91% подростков испытывают чувство гордости Россией, ее историей и культурой; 62% идентифицируют себя с гражданами России, 77% считают себя патриотами России. Растет доля тех, кто считает, что патриот должен испытывать чувство ответственности за происходящее в стране (с 32% в 2005 г. до 53% в 2022 г.), принимать активное участие в жизни страны и быть готовым к самопожертвованию ради ее интересов (оба показателя выросли с 16% в 2005 г. до 32% в 2022 г.), добросовестно трудиться (с 11% в 2005 г. до 23% в 2022 г.). Большинство подростков гордятся страной, ее историей и культурой.
Первая детская организация в мире была создана в 1907 году в Англии Робертом Стивенсоном Смитом Баден-Пауэллом. Следом возникли массовые христианские организации, объединения для девушек, для учащихся образовательных учреждений. В годы гитлеризма в Германии была создана в целях воспитания юных нацистов организация гитлерюгенда. После 1945 года стали возникать коммунистические детские организация в странах Восточной Европы, Азии, на Кубе по образу советских юных пионеров.
Особенностью развития детского движения за рубежом в демократических странах стало относительно независимое положение детских объединений от государственных структур. На уровне государства во многих странах Европы оказывается помощь национальным организациям в виде субсидий. При этом не происходило и не происходит никакого вмешательства в содержание деятельности этих структур.
В России первые организации для детей и юношества появились в начале XX века в Москве: создавались ученические организации, „Майские союзы“ (движение по защите животных и птиц), „Артели тружениц“, товарищества, летние площадки. Но первым массовым детским движением в России стало движение скаутов.
Первые скаутские организации в Российской Империи возникли в 1909 году. 30 апреля 1909 г. капитан О. И. Пантюхов организовал в Царском Селе под Санкт-Петербургом первый патруль русских скаутов из 7 мальчиков[1].
В Москве в 1910 году штаб-ротмистр Александровского юнкерского военного училища Григорий Алексеевич Захарченко основал „Московскую дружину юных разведчиков“. Его перу принадлежит первое пособие по российскому скаутизму „Юный разведчик“. Как тот, так и другой, заинтересовавшись своеобразной организацией скаутов, в 1910 году посетили Англию. Возвратившись оттуда, они .принялись за организацию отрядов в Москве и в Царском Селе. В 1911 году в Петрограде при одной из гимназии, возникает „легион юных разведчиков“, организованный Янчевецким, и команда юных разведчиков, организованная О. И Пантюховым и О. Д. Петровым, которая реорганизуется в первый Петроградский отряд юных разведчиков при „Обществе содействия мальчикам-разведчикам“— „Русский скаут“. Во главе этого общества, возникшего в августе 1914 года, становится вице-адмирал И. Ф. Боострем как председатель общества, и О. И. Пантюхов, как его вицепредседатель».
Вслед за Санкт-Петербургом и Москвой скаутские отряды стали возникать в Саратове, Астрахани, Батуми, Перми, Ставрополе, Одессе, Киеве. В 1915 г. в Киеве был создан первый в России отряд юных разведчиц (герлескаутов). Затем организации девочек-разведчиц возникли в Петрограде, а в 1916 г. — в Москве. К Октябрьской революции 1917 г. в 143 городах России насчитывалось 50 тыс. скаутов.
По идеологии лидеры русского скаутизма могут быть разделены на два «крыла»: монархическое и демократическое. Идеологом демократического крыла был скульптор И. Н. Жуков, который утверждал, что скаут «не военный разведчик, а … „пионер культуры“, „разведчик всего хорошего“, маленький друг всего мира…».
После 1917 года это движение стало рассматриваться как враждебное Советской власти, хотя идеология пионерского движения многое впитало в себя от скаутинга. В 1922 году скаутинг в России был запрещен. В 1922 г. скаутские организации в Советской России были запрещены. Наиболее стойкие из них дотянули до весны 1923 г., когда в мае прошел последний скаутский слет у села Всехсвятское под Москвой. Участники слета шли в форме и со знаменами. Слет был разогнан, а организаторы его — арестованы. В апреле 1926 г. ОГПУ произвело массовые аресты скаутов, и скаутское движение было разгромлено.
Но в год запрета скаутинга в России в Москве появились первые отряды юных пионеров. В мае зажегся первый пионерский костёр в Сокольниках. На II Всероссийской конференции РКСМ (1922) был одобрен опыт детского движения Москвы и предложено распространить его на всю Советскую Россию с учетом системы скаутинга. Так возникла пионерская организация, носивщая до 1924 года имя Спартака.
Были утверждены первые документы: Торжественное обещание, Законы, Основные элементы, Программа, Временный устав организации детских групп «Юные пионеры имени Спартака». В 1924 году она была переименована во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина. Первый Всесоюзный слёт пионеров состоялся в 1929 году в Москве. Первые отряды детской коммунистической организации располагались по принципу (на предприятиях, либо по месту жительства пионеров). Лишь в 1934 году дружины пионеров были переведены в школу, для работы с ними была введена педагогическая должность старшего вожатого-руководителя пионерской дружины.
Особняком стоит в развитии детского движения в России, по мнению некоторых исследователей (Грибанов В. В., Теплов Э.П,), так называемое «Тимуровское движение», в чем-то предтеча неформальному движению подростков. Движение приобрело настолько широкий характер, что комсомольским организациям приходилось задумываться, как сделать, чтобы это движение органически вливалось в работу пионерской организации. В военные годы пионерская организация был активным помощником государству в тылу и на фронте. Так в 1942 году пионеры Москвы передали представителям Красной Армии танковую колонну «Московский пионер» (18 танков), построенную на заработанные пионерами Москвы деньги (5 млн руб.). В первые послевоенные годы пионерская организация организационно всё болeе подпадала под зависимость руководителей органов народного просвещения и администрации образовательных учреждений, и идеологические парадигмы правящей партии тем не менее оставалась для многих школьников школой социализации, умением житии и трудиться в коллективе, получить навыки управления, местом общения сверстников по интересам, местом формирования романтических идеалов.
На пороге 1980-х — 90-х годов получили развитие следующие тенденции:
- Развитие вариативности в детском движении (коммунары, скауты). В ноябре 1990 г. в Институте молодежи был проведён учредительный съезд Ассоциации возрождения российского скаутинга. 65 делегатов из разных городов России, а также Украины и Молдовы приняли в нем участие[6] .
- Демократизация и обогащение деятельности пионерской организации, создание перспективных и содержательных новых программ, форм и видов деятельности, проведение на демократической основе слета Всесоюзной пионерской организации в Артеке (сентябрь 1990 г.), создание программы обновления пионерской организации;
- Создание национальных детских организаций в Прибалтике и на Украине, ознаменовавших собой начало распада единой Всесоюзной пионерской организации;
- Начало процесса деполитизации пионерской организации, придание ее деятельности гуманистического характера, обращение не к интересам партии и государства, как главной цели, а к интересам личностей членов организации
Определение детского общественного объединения и видов его поддержки со стороны государства впервые было приведено в Федеральном законе от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Принятие отдельного законодательного акта, регулирующего отношения между властью и детскими объединениями на федеральном уровне, дало толчок к разработке подобных законов в регионах. Сегодня на региональном уровне отдельные правовые акты по государственной поддержке детских и молодежных организаций действуют в 38 субъектах Федерации.
В соответствии с указанным Федеральным законом государственная поддержка может оказываться зарегистрированным в установленном законом порядке общероссийским и международным детским объединениям граждан, объединившихся на основе общности интересов, при соблюдении следующих условий:
- объединение является юридическим лицом и действует не менее одного года с момента его государственной регистрации;
- объединение осуществляет свою деятельность на постоянной основе.
- Направления и формы поддержки общероссийских и международных детских общественных объединений включают в себя:
- информационное обеспечение и подготовка кадров:
- информирование о проводимых мероприятиях в области государственной молодёжной политики;
- информирование о государственной регистрации;
- подготовку и переподготовку кадров по запросам этих объединений;
- государственную поддержку проектов (программ).
При этом меры государственной поддержки детских объединений предусматриваются в подпрограммах государственных программ Российской Федерации, включающих мероприятия в сфере молодёжной политики, а решение о государственной поддержке проектов (программ) детских объединений принимается по результатам конкурса указанных проектов (программ).
Финансирование мероприятий по поддержке общероссийских и международных детских объединений осуществляется за счет средств, предусматриваемых в государственных программах Российской Федерации в области молодёжной политики.
Росмолодежь в соответствии с указанным Федеральным законом формирует и ведет Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, сегодня в него включены:
- Ассоциация учащейся молодежи Российского Союза Молодежи «Содружество»;
- Общественная организация «Национальная организация скаутского движения России»;
- Общероссийская детская общественная организация «
- Международная детско-юношеская общественная организация содействия военно-спортивному и патриотическому воспитанию «Ассоциация Витязей»;
- Общероссийская детско-молодежная физкультурно-спортивная общественная организация «Союз карате-до России»;
- Общероссийская общественная организация «Детские и молодежные общественные инициативы»;
- Общероссийская детско-молодежная общественная организация по развитию культурно-просветительских программ «ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ»;
Общее количество региональных общественных объединений, включенных в реестры молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, составляет 1158 общественных объединений и 4128 местных общественных объединений.
При этом наибольшее количество региональных общественных молодёжных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, сосредоточено в Приволжском (25 %), Центральном (19 %) и Сибирском (14 %) федеральных округах. Наибольший объём государственной финансовой поддержки региональным общественным молодёжным и детским объединениям в 2021 году был выделен в Приволжском федеральном округе.
Наибольшее количество местных общественных молодёжных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, сосредоточено в Центральном (43 %), Приволжском (14 %) и Уральском (14 %) федеральных округах. Наибольший объём государственной финансовой поддержки местным общественным молодёжным и детским объединениям в 2021 году был выделен в Уральском федеральном округе
На сегодняшний день в России осуществляют свою деятельность порядка 310 детских объединений как федерального, регионального, так и муниципального уровней. По данным Росстата, доля детей в возрасте 15–17 лет, участвующих в различных молодежных организациях (движениях), увеличивается с 2,2% в 2014 г. до 3,4% в 2020 г.
По данным Государственного доклада о положении детей и семей, имеющих детей, в 2022 г. в деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» вовлечено 3,4 млн человек (2021 г. – более 1,6 млн человек), Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» – 1,2 млн человек (2021 г. – более 1 млн человек).
В 2022 г. создано Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение первых» (действующее на основании Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи»), призванное объединить деятельность крупнейших детских и молодежных общественных объединений на одной платформе. Закон определил правовое положение, цели, организационные и имущественные основы деятельности российского движения детей и молодежи.
В 2022 г. из федерального бюджета предоставлены субсидии: Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» – 600 млн рублей (2021 г. – 600 млн рублей), Всероссийскому детско-юношескому военно-патриотическому общественному движению «ЮНАРМИЯ» – 300 млн рублей (2021 г. – 200 млн рублей).
Возвращаясь к Федеральному закону «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», можно говорить, что за прошедшие годы он превратился в рамочный документ, поскольку утратились следующие позиции:
- право молодёжных и детских общественных объединений пользоваться налоговыми льготами;
- возможность молодёжных и детских общественных объединений получать в пользование имущество, находящееся в государственной собственности;
- возможность возмещения расходов государственных предприятий и организаций, предоставляющих молодёжным и детским общественным объединениям на безвозмездных или льготных условиях здания, помещения, сооружения, оборудование или иное имущество;
- возможность формирования госзаказов для молодёжных и детских общественных объединений на договорных условиях на создание социальных служб, информационных, инновационных центров и центров досуга для детей и молодежи, на разработку и реализацию проектов (программ), на проведение научных исследований и осуществление иных видов деятельности, являющихся приоритетными при реализации государственной молодежной политики;
- возможность разработки совместных федеральных и межрегиональных программ государственной поддержки молодёжных и детских общественных объединений с учётом предложений объединений;
- возможность принятия с федеральными органами исполнительной власти совместных программ в области государственной молодёжной политики, финансирование которых производится из средств, выделяемых на государственную поддержку молодёжных и детских объединений;
- финансирование проектов через экспертизу и ассигнования со стороны федерального органа исполнительной власти по реализации государственной молодёжной политики;
- выделение федеральным органом исполнительной власти по реализации государственной молодёжной политики прямых субсидий на поддержку деятельности молодёжных и детских общественных объединений по конкретным направлениям.
Утратили силу более 70% статей закона из главы II «Основные направления и формы государственной поддержки молодёжных и детских объединений» (в т.ч. статья 7 «Предоставление льгот молодёжным и детским объединениям», статья 8 «Выполнение государственного заказа молодёжными и детскими объединениями», статья 9 «Федеральные и межрегиональные программы государственной поддержки молодёжных и детских объединений»);
статья 10 «Государственная поддержка проектов (программ) молодёжных и детских объединений» потеряла три с половиной пункта из пяти;
статья 11 «Выделение субсидий молодёжным и детским объединениям» была переименована в «Финансирование мероприятий по поддержке молодёжных и детских объединений» и потеряла четыре пункта из шести;
практически нетронутой осталась только статья 6 «Информационное обеспечение и подготовка кадров молодёжных и детских объединений».
Целесообразно рассмотреть возможность внесения необходимых изменений в данный Федеральный закон.
[1] Басов, Н. Ф. Практикум по истории ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина : учеб. пособие для студентов пед. институтов / Н. Ф. Басов. — М. : Просвещение, 1984. — 208 с.