Международный день защиты детей является международным днём, призванным привлечь внимание людей к проблемам, с которыми сталкиваются дети на всей планете. Он был установлен в ноябре 1949 года в городе Париже решением конгресса Международной демократической федерации женщин и впервые стал отмечаться в 1950 году, став 1 июня ежегодным. Кроме того, детям посвящены Всемирный день ребёнка (20 ноября), Международный день невинных детей – жертв агрессии (4 июня) и День защиты детей Африки (16 июня). С 2013 года под эгидой Организации Объединённых Наций 1 июня стал ежегодно отмечаться Всемирный день родителей, который связан с ролью родителей в воспитании детей.
На уровне международного права основным правовым актом в этой сфере является Конвенция о правах ребёнка [1] (одобрена Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций 20 ноября 1989 года, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года № 1559-I «О ратификации Конвенции о правах ребёнка» [2], вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года). В дополнение к этому международному правовому акту были приняты два Факультативных протокола от 25 мая 2000 года: Факультативный протокол к Конвенции о правах ребёнка, касающийся участия детей в вооружённых конфликтах [3] (принят в городе Нью-Йорке 25 мая 2000 года Резолюцией 54/263 на 97-ом пленарном заседании 54-ой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций, ратифицирован Федеральным законом от 26 июня 2008 года № 101-ФЗ «О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах ребёнка, касающегося участия детей в вооружённых конфликтах» [4], вступил в силу для Российской Федерации 24 октября 2008 года), и Факультативный протокол к Конвенции о правах ребёнка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии [5] (принят в городе Нью-Йорке 25 мая 2000 года Резолюцией 54/263 на 97-ом пленарном заседании 54-ой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций, ратифицирован Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 75-ФЗ «О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах ребёнка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии» [6], вступил в силу для Российской Федерации 24 октября 2013 года).
Ввиду того факта, что в международном дискурсе и международном правовом регулировании вопрос привлечения внимания людей к проблемам ребёнка, а также проблемам, с которыми сталкиваются дети на всей планете, появился лишь в середине XX века, а вопрос роли родителей в воспитании детей – ещё позднее, только во втором десятилетии XXI века, совсем незазорным является то, что в Российской Империи, а также в недолго просуществовавших Российской (Демократической) Республике и Российской (Советской) Республике до принятия первых конституционных актов нашего Отечества этим вопросам также формально не уделялось вроде бы абсолютно никакого должного внимания.
Более того, в Российской Империи, а также в недолго просуществовавшей Российской (Демократической) Республике соответствующих законов или иных нормативных правовых актов в этой сфере также не было, однако, некоторое меры в сфере защиты детей, называвшейся в те годы словами «охрана детей» [7], всё-таки предпринимались. Так, крупнейшей благотворительной организацией, существовавшей в XIX веке – начале XX века в Российской Империи, являлось «Императорское человеколюбивое общество», основанное 16 мая 1802 года как «Благодетельное общество» для оказания бедным «вспоможения всякого рода» на добровольные частные пожертвования и призванное оказывать помощь нуждающимся. 18 мая 1802 года этим Обществом был учреждён Медико-филантропический комитет, целью которого было оказание родовспомогательной помощи, обеспечение бесплатного лечения бедных на дому, приём и оказание безвозмездных консультаций приходящим больным в разных частях города, раздача бесплатных медикаментов неимущим, были избраны врачи для бедных и открыты лечебницы.
15 октября 1817 года в «Журнале «Императорского человеколюбивого общества»» прозвучала дерзкая для того времени мысль: попечитель неимущих сам должен быть бедняком. Так рождался институт социальных работников и оформлялась идея социального волонтёрства.
В 1868 года Комитет народного просвещения признал курс «Санкт-Петербургского Воспитательного дома для бедных детей», открытого в 1829 году, равным курсу реальных гимназий; в 1869 году «Санкт-Петербургский Воспитательный дом для бедных детей» был приравнен к среднему учебному заведению, а в 1872 году его преобразовали в «Санкт-Петербургскую гимназию «Императорского человеколюбивого общества»». К 1913 году в ведении Общества находились Санкт-Петербургский попечительный о бедных комитет, Московский попечительный о бедных комитет и такие же комитеты в ряде других городов, 274 благотворительных учреждения, преимущественно располагавшихся в городе Москве и городе Санкт-Петербурге, а также в 37 губерниях, такие, например, как «Детские Дюны». В целом за весь период деятельности «Императорского человеколюбивого общества» соотношение частных пожертвований к государственным средствам составило 11:1. Деятельность этого и других подобных Обществ являлась бессистемной и никогда не была направлена на всеобщий охват всех категорий нуждающихся в защите детей, тем не менее, такая деятельность уже существовала в Российской Империи более 100 лет.
Ещё в 1882 году в городе Санкт-Петербурге по инициативе общественного деятеля А.С. Балицкой было создано «Общество попечения о бедных и больных детях» (так называемое «Общество «Синий крест»»), впоследствии ставшей председателем Московско-Нарвского отделения этого Общества, имевшего, между прочим, целью защищать детей, являющихся жертвами злоупотреблений со стороны других лиц, равно находящихся в дурных нравственных и материальных условиях. В 1892 году это Общество учредило особый Отдел защиты детей, задачами которого стало ограждение детей от жестокого с ними обращения, от их вредной эксплуатации, от развращающего и вообще вредного влияния на них со стороны лиц, от которых они находились в зависимости. Отдел защиты детей действовал через участковых попечителей, которые имели от градоначальника открытые листы на беспрепятственный доступ в места, где нарушаются интересы малолетних; попечители собирали сведения о всех случаях жестокого обращения с детьми, старались предупредить их, в крайнем случае, доводили данные о них до сведения полиции и прокурора, старались извлечь детей из гибельной для них обстановки. В 1893 году Отдел защиты детей открыл убежище для детей, отнимаемых от родителей.
Другой подобной организацией в Российской Империи являлось основанное в городе Москве в 1883 году «Пречистенское общество попечения о неимущих детях в Москве», которое в 1887 году расширило свою деятельность, также организовав особый Отдел защиты детей в ещё более ранние годы, нежели подобный же Отдел защиты детей учредило похожее Общество в городе Санкт-Петербург, причём оно было впоследствии переименовано в «Общество попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях». Комитет этого Общества доводил до сведения властей данные о преступлениях против детей, принимал потерпевших на попечение Общества, приискивал поверенного для защиты на суде интересов потерпевшего [7].
Значимым благотворительным учреждением Российской Империи являлось «Общество попечения о бесприютных детях», устав которого был утверждён 27 апреля 1898 года. В приюте этого Общества призревались бедные дети-сироты, а также и те дети, родители которых лишены возможности содержать их при себе. В этот приют мальчики принимались до восьми лет, а девочки – до 12 лет; по достижении ими этого возраста, их определяли в училища или отдавали в ремесленные мастерские. Большевики, пришедшие к власти в результате Великой Октябрьской социалистической революции, не закрыли «Общество попечения о бесприютных детях», как и множество других благотворительных организаций, существовавших в Российской Империи и Российской (Демократической) Республике.
В также недолго просуществовавшей Российской (Советской) Республике законы и иные нормативные правовые акты в сфере защиты детей уже активно стали приниматься. Так, большевиками в целях правового регулирования вопросов брака, семьи, родителей и детей в светском государстве были приняты Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов, Совета Народных Комиссаров от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» [8] и Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов, Совета Народных Комиссаров от 19 декабря 1917 года «О расторжении брака» [9] ещё до принятия Декрета Совета Народных Комиссаров от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» [10].
Однако, и Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики [11] (принята V Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов в заседании 10 июля 1918 года), и Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик [12] (принят Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 06 июля 1923 года «О Конституции Союза Советских Социалистических Республик» [13], утверждён Постановлением II Всесоюзного Съезда Советов от 31 января 1924 года «Об утверждении Основного Закона (Конституции) Союза Советских Социалистических Республик» [14]), и Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики [15] (принята Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1925 года «Об утверждении текста Конституции (Основного Закона) РСФСР» [16]) также всячески обходили стороной вопросы защиты прав ребёнка, детей, родителей, семьи, детства, материнства и отцовства.
Вместе с тем, вопросы защиты прав ребёнка, детей, родителей, семьи, детства, материнства и отцовства вовсе не игнорировались Советским государством, а регулировались нормативными правовыми актами более низкого уровня. Так, институт лишения родительских прав появился в нашем Отечестве только после Великой Октябрьской социалистической революции. Впервые он был закреплён в Кодексе законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (принят на сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов 16 сентября 1918 года) [17]. Статья 153 указанного Кодекса РСФСР устанавливала, что родительские права осуществляются исключительно в интересах детей и при неправомерном их осуществлении суду предоставляется право лишить родителей этих прав. Этот Кодекс РСФСР впервые в истории отечественного права выделил и оформил специальные отрасли права: брачное право (ему посвящён раздел II Кодекса РСФСР), семейное право (ему посвящён раздел III Кодекса РСФСР), опекунское право (ему посвящён раздел IV Кодекса РСФСР). В ст. 134 указанного Кодекса РСФСР определяются юридические термины «отец» и «мать», в главе II раздела III Кодекса РСФСР устанавливаются личные права и обязанности детей и родителей. Однако, в целях урегулирования правовых отношений, вытекающих из брака, семьи и опеки на основе нового революционного быта, для обеспечения интересов матери и, особенно, детей, а также уравнения супругов в имущественном отношении и в отношении воспитания детей Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 19 ноября 1926 года «О введении в действие Кодекса законов о браке, семье и опеке» [18] утверждён и введён в действие с 01 января 1927 года Кодекс законов РСФСР о браке, семье и опеке (принят на 3-й сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов XII созыва) [19], а ранее действовавший Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов, Совета Народных Комиссаров РСФСР от 07 марта 1927 года «Об утверждении перечня узаконений Р.С.Ф.С.Р., утративших силу и изменяемых с введением в действие Кодекса Законов о браке, семье и опеке» [20] признан утратившим силу.
Также ни в коем случае не стоит забывать и о таких нормативных правовых актах в сфере беспризорных и безнадзорных детей как следующие: Письмо Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 11 июня 1928 года «Об эвакуации беспризорных и безнадзорных детей и подростков» [21], Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 29 января 1933 года «О мерах борьбы с детской безнадзорностью и ликвидации уличной беспризорности детей» [22], Постановление Совета Народных Комиссаров СССР, Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков) от 31 мая 1935 года «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» [23], Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов, Совета Народных Комиссаров РСФСР от 25 ноября 1935 года «Об изменении действующего законодательства РСФСР о мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних, с детской беспризорностью и безнадзорностью» [24], утверждённое Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 09 февраля 1936 года «Об утверждении принятых Президиумом ВЦИК в период с 15 декабря 1933 г. по 1 января 1936 г. постановлений об изменении и дополнении кодексов» [25], и Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 15 июня 1943 года № 659 «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» [26], которыми проблема детской беспризорности и детской безнадзорности в СССР уже была побеждена и во многом решена окончательно.
Но уже Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик [27] (утверждена Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 05 декабря 1936 года «Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» [28]) и Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики [29] (утверждена Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года «Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» [30]) уделили вопросам защиты прав ребёнка, детей, родителей, семьи, детства, материнства и отцовства значимое внимание, а их ст. 122 и ст. 126 соответственно, в частности, установили важные правовые гарантии равенства женщин и мужчин: женщине в СССР (РСФСР) предоставлялись равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни, а возможность осуществления этих прав женщин обеспечивалась предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребёнка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.
Правовое регулирование вопросов защиты прав ребёнка, детей, родителей, семьи, детства, материнства и отцовства в СССР и во всех союзных республиках постоянно развивалось и совершенствовалось. Так, на основании аб. 2 ст. 2 Закона СССР от 25 февраля 1947 года «Об изменении и дополнении текста Конституции (Основного Закона) СССР» [31] ст. 14 Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 05 декабря 1936 года «Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики») была дополнена п. «ч», согласно которому к ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления было отнесено установление основ законодательства о браке и семье. Однако, только лишь более чем через 20 лет Союз Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления воспользовался этим своим новым правом: Законом СССР от 27 июня 1968 года № 2834-VII «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье» [32] впервые в истории нашего Отечества были утверждены Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье [33], которые были введены в действие с 01 октября 1968 года.
Законом РСФСР от 30 июля 1969 года «Об утверждении Кодекса о браке и семье РСФСР» [34] утверждён и введён в действие с 01 ноября 1969 года Кодекс о браке и семье РСФСР [35], а ранее действовавший Кодекс законов РСФСР о браке, семье и опеке Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 января 1970 года «О признании утратившими силу законодательных актов РСФСР в связи с введением в действие Кодекса о браке и семье РСФСР» [36] признан утратившим силу.
Но Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик [37] (принята Декларацией Верховного Совета СССР от 07 октября 1977 года № 6365-IX «О принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик» на Внеочередной 7-й сессии Верховного Совета СССР IX созыва [38]) и Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики [39] (принята Декларацией Верховного Совета РСФСР от 12 апреля 1978 года «О принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» на Внеочередной 7-й сессии Верховного Совета РСФСР IX созыва [40]) пошли дальше в совершенствовании правового регулирования вопросов защиты прав ребёнка, детей, родителей, семьи, детства, материнства и отцовства в СССР, нежели их предшественницы, а их ст. 35 и ст. 33 соответственно, в частности, установили не только важные правовые гарантии, но и оговорили предоставление равных возможностей женщинам и мужчинам: женщина и мужчина имели в СССР (РСФСР) равные права. Осуществление этих прав обеспечивалось предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей.
Кроме того, ст. 42 Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик (принята Декларацией Верховного Совета СССР от 07 октября 1977 года № 6365-IX «О принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик» на Внеочередной 7-й сессии Верховного Совета СССР IX созыва) и ст. 40 Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (принята Декларацией Верховного Совета РСФСР от 12 апреля 1978 года «О принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» на Внеочередной 7-й сессии Верховного Совета РСФСР IX созыва) гарантировали гражданам СССР (РСФСР) право на охрану здоровья, которое обеспечивается, в частности, особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием, а ст. 53 Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик (принята Декларацией Верховного Совета СССР от 07 октября 1977 года № 6365-IX «О принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик» на Внеочередной 7-й сессии Верховного Совета СССР IX созыва) и ст. 51 Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (принята Декларацией Верховного Совета РСФСР от 12 апреля 1978 года «О принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» на Внеочередной 7-й сессии Верховного Совета РСФСР IX созыва) установили гарантии государственной защиты семьи, проявления государством заботы о семье путём создания и развития широкой сети детских учреждений, выплаты пособий по случаю рождения ребёнка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.
Вместе с тем, ст. 60 Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик (принята Декларацией Верховного Совета СССР от 07 октября 1977 года № 6365-IX «О принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик» на Внеочередной 7-й сессии Верховного Совета СССР IX созыва) и ст. 64 Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (принята Декларацией Верховного Совета РСФСР от 12 апреля 1978 года «О принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» на Внеочередной 7-й сессии Верховного Совета РСФСР IX созыва) развили гарантии не только в сфере прав, но и в сфере обязанностей, установив для граждан СССР (РСФСР) обязанность заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества, а для детей – обязанность заботиться о родителях и оказывать им помощь.
Подлинная защита прав детей в современном мире невозможна без комплексной, целостной и системной защиты прав ребёнка, детей, родителей, семьи, детства, материнства и отцовства, которая в настоящее время в Российской Федерации осуществляется, прежде всего, в соответствии с ч. 2 ст. 7, ч. ч. 1, 2 и 3 ст. 38, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 43, ч. 4 ст. 67.1, п. «ж.1» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации [41]. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, в соответствии с ч. ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Согласно ч. 1. ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, согласно ч. 4 ст. 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно, родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, а согласно ч. 4 ст. 67.1 Конституции Российской Федерации дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России, государство создаёт условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим, государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берёт на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения. В соответствии с п. «ж.1» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.
Следующим по значимости нормативным правовым актом, в соответствии с которым в настоящее время в Российской Федерации осуществляется системная защита прав ребёнка, детей, родителей, семьи, детства, материнства и отцовства, является Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ [42], введённый в действие с 01 марта 1996 года. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства, а семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех её членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав. Если интересы родителей и ребёнка расходятся, в ситуацию должны вмешиваться органы опеки и попечительства, которые призваны защитить права ребёнка. В качестве основного механизма защиты в законодательстве предусмотрено обращение самого ребёнка за помощью, однако, чаще всего органы опеки получают информацию о нарушении прав детей от третьих лиц (педагоги, воспитатели, соседи, родственники и знакомые семьи). Они обязаны отреагировать и проверить положение дел в семье. Жестокое обращение с детьми может повлечь за собой не только лишение родительских прав, но и уголовную ответственность. Вместе с тем, помня о том, что подлинная защита прав детей в современном мире невозможна без комплексной, целостной и системной защиты прав ребёнка, детей, родителей, семьи, детства, материнства и отцовства, необходимо крайне деликатно подходить к вопросу лишения родительских прав, так как уже на протяжении более 15 лет в Российской Федерации возникла и сохраняет достаточно острый характер проблема введения в действие комплекса мер ювенальной юстиции – специализированной судебно-правовой системы, якобы провозглашаемой защиты прав несовершеннолетних, создающаяся в Российской Федерации с 1990-х годов, а на деле входящая в глубокое противоречие с подлинной защитой традиционных семейных ценностей и на практике девальвирующая институты семьи, детства, материнства и отцовства. Ювенальная юстиция вроде бы призвана контролировать исправление и реабилитацию несовершеннолетних преступников, проводить профилактику детской преступности, а также предоставлять социальную защиту семьи и прав несовершеннолетних, но на практике может становиться инструментом вмешательства чиновников и сторонних интересантов в дела семьи. В Российской Федерации работа над внедрением ювенальной юстиции проводится в рамках Европейской социальной хартии (пересмотренной) (принята в городе Страсбурге 03 мая 1996 года) [43], закрепляющей ряд общественных прав человека, а также на основе ратифицированной Конвенции о правах ребёнка и её положений, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Ювенальная юстиция встречает как положительную, так и резко отрицательную реакцию со стороны российской общественности. Высказываются мнения о том, что ювенальная юстиция способна разрушить институт семьи и провоцирует коррупцию со стороны чиновников, что является совсем небезосновательным. Однако, в настоящее время российское общественное мнение пока не готово к консенсусу в вопросе поддержки ювенальной юстиции. Ювенальная юстиция представляет первую из четырёх острейших для российских законодателей проблем в сфере правового регулирования вопросов защиты прав ребёнка, детей, родителей, семьи, детства, материнства и отцовства в Российской Федерации.
Права детей в Российской Федерации также защищает Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» [44]. Он устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребёнка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Государство признаёт детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. В Российской Федерации существует система исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации – органов опеки и попечительства, – которая призвана следить за благополучием детей в семьях в соответствующих субъектах Российской Федерации, а также Уполномоченный по правам ребёнка в Российской Федерации и Уполномоченные по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации.
Крайне актуальной темой общественной жизни в Российской Федерации особенно в связи с серьёзнейшей и острейшей проблемой демографии в настоящее время является сохранение узаконенного права на совершение искусственного прерывания беременности у женщин, входящего в известное противоречие с защитой права на жизнь. Этот вопрос представляет вторую из четырёх острейших для российских законодателей проблем в сфере правового регулирования вопросов защиты прав ребёнка, детей, родителей, семьи, детства, материнства и отцовства в Российской Федерации. Противники абортов выбрали этот день для проведения акций в защиту права нерождённых детей на жизнь. В различных государствах мира (США, Чешской Республике, Литовской Республике, Республике Белоруссия и прочих) граждане собираются 1 июня или в один из ближайших дней, чтобы привлечь внимание широкой общественности к проблеме абортов.
В Российской Федерации также проводятся акции против абортов, такие как автопробеги, крестные ходы, марши, митинги, молебны, пикеты, просмотры фильмов с последующим обсуждением, раздачи информационных материалов, приостановки проведения абортов отдельными медицинскими учреждениями и другие акции.
В 2016 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл к Международному дню защиты детей приурочил специальное обращение с призывом внести пожертвования для поддержки женщин в кризисной жизненной ситуации. 29 мая 2016 года, в последнее воскресенье месяца, оно было зачитано в каждом храме, сопровождаясь сбором денежных средств для создания центров гуманитарной помощи женщинам, ожидающим ребёнка. Сбор средств, проходивший по всей стране, принёс 38 млн. рублей, которые должны были пойти на создание новых центров гуманитарной помощи. Однако, в настоящее время российское общественное мнение пока не пришло к консенсусу в вопросе поддержки полного запрета на осуществление абортов.
К ещё более дискуссионным вопросам относится третья из четырёх острейших для российских законодателей проблем в сфере правового регулирования вопросов защиты прав ребёнка, детей, родителей, семьи, детства, материнства и отцовства в Российской Федерации. Это – вопрос узаконенного права на безакцептный развод (без согласия одного из супругов) при наличии общих детей, которое основательнейшим образом подрывает институт семьи в Российской Федерации, препятствует росту населения Российской Федерации до приемлемых показателей, ломает психику детям, вырастающим в неполных семьях при практически неизбежных конфликтах между их родителями, становящимися бывшими супругами.
Не менее дискуссионным вопросом является установление законодательного запрета на ношение никабов в общественных местах и хиджабов в учебных заведениях, которое является четвёртой из четырёх острейших для российских законодателей проблем в сфере правового регулирования вопросов защиты прав ребёнка, детей, родителей, семьи, детства, материнства и отцовства в Российской Федерации.
В связи с затянувшимся молчанием российских муфтиятов в ситуации с ношением никабов и хиджабов нельзя не обратить внимания на поведение российских мусульманских религиозных организаций в целом. Они будто не замечают общественных настроений и не пытаются повлиять на свою райю, предупреждая её об опасности радикализации. Более того, они словно перекладывают весь груз ответственности на российское государство, то есть, на российских законодателей. Также, в настоящее время российское общественное мнение пока не пришло к консенсусу в вопросе поддержки установления запрета на ношение мусульманками никабов в общественных местах и хиджабов в учебных заведениях.
В Российской Федерации осуществляется помощь общественности онкологическим больным-детям. Так, в городе Санкт-Петербурге к Международному дню защиты детей приурочена акция «Белый цветок», которая при поддержке правительства Санкт-Петербурга проводится на ежегодной основе с 2012 года. Цель акции – сбор средств для тяжелобольных детей и привлечение внимания общества к проблемам детской онкологии.
Среди мероприятий 2016 года можно упомянуть прошедший в городе Москве благотворительный концерт Д.А. Хворостовского, сборы от которого также были предназначены для оказания помощи детям с онкологическими заболеваниями.
Другие акции поддержки детей в Российской Федерации. Ежегодные акции в поддержку детей к этой дате приурочивает Российский детский фонд: 1 июня 2017 года они проходили в 30-й раз. Программа московских мероприятий в 2017 году предусматривала посещение постановок московских театров для более чем 10 000 детей социально незащищённых категорий из 25 субъектов Российской Федерации, а также из пяти государств-членов СНГ. Кроме того, предусматривалось вручение подарков детям, находившимся на лечении в ряде больничных учреждений столицы. Региональная часть программы, организуемая силами 74 отделений Российского детского фонда, предусматривала театральные представления и подарки для более чем 100 000 детей.
Список источников и литература
- Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций 20 ноября 1989 года). «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993.
- Постановление Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года № 1559-I «О ратификации Конвенции о правах ребёнка». «Ведомости Съезда народных депутатов Союза Советских Социалистических Республик и Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик», 1991, № 26, ст. 497.
- Факультативный протокол к Конвенции о правах ребёнка, касающийся участия детей в вооружённых конфликтах (принят в городе Нью-Йорке 25 мая 2000 года Резолюцией 54/263 на 97-ом пленарном заседании 54-ой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций). «Собрание законодательства Российской Федерации», 09 февраля 2009 года, № 6, ст. 679; «Бюллетень международных договоров», 2009, № 5, с. 10 – 15.
- Федеральный закон от 26 июня 2008 года № 101-ФЗ «О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах ребёнка, касающегося участия детей в вооружённых конфликтах». «Собрание законодательства Российской Федерации», 30 июня 2008 года, № 26, ст. 3020; «Российская газета», 02 июля 2008 года, № 140; «Парламентская газета», 03 июля 2008 года, № 43-44.
- Факультативный протокол к Конвенции о правах ребёнка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (принят в городе Нью-Йорке 25 мая 2000 года Резолюцией 54/263 на 97-ом пленарном заседании 54-ой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций). «Собрание законодательства Российской Федерации», 17 февраля 2014 года, № 7, ст. 633; «Бюллетень международных договоров», 2014, № 6, с. 8 – 15.
- Федеральный закон от 07 мая 2013 года № 75-ФЗ «О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах ребёнка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии». «Собрание законодательства Российской Федерации», 13 мая 2013 года, № 19, ст. 2302; «Российская газета», 13 мая 2013 года, № 99.
- Охрана детей // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890 – 1907.
- Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов, Совета Народных Комиссаров от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». «Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства», 1917, № 11, ст. 160; «Газета Временного Рабочего и Крестьянского правительства», 20 декабря 1917 года, № 37.
- Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов, Совета Народных Комиссаров от 19 декабря 1917 года «О расторжении брака». «Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства», 1917, № 10, ст. 152; «Газета Временного Рабочего и Крестьянского правительства», 19 декабря 1917 года, № 36.
- Декрет Совета Народных Комиссаров от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». «Свод законов РСФСР», 1988, т. 1, с. 861; «Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства», 1918, № 18, ст. 263; «Газета Рабочего и Крестьянского правительства», 23 января 1918 года, № 15.
- Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов в заседании 10 июля 1918 года). «Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства», 1918, № 51, ст. 582; «Декреты Советской власти». – М., 1959. – Т. II. – С. 550 – 564.
- Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик (принят Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 06 июля 1923 года «О Конституции Союза Советских Социалистических Республик», утверждён Постановлением II Всесоюзного Съезда Советов от 31 января 1924 года «Об утверждении Основного Закона (Конституции) Союза Советских Социалистических Республик»). «Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства», 1923, № 81, ст. 782; «Известия Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов», 07 июля 1923 года, № 150; «Вестник Центрального Исполнительного Комитета, Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны Союза Советских Социалистических Республик», 1923, № 2, ст. 45; «Систематическое собрание действующих законов СССР», книга 1. М., 1926.
- Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР от 06 июля 1923 года «О Конституции Союза Советских Социалистических Республик». «Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства», 1923, № 81, ст. 783; «Вестник Центрального Исполнительного Комитета, Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны Союза Советских Социалистических Республик», 1923, № 2, ст. 46.
- Постановление II Всесоюзного Съезда Советов от 31 января 1924 года «Об утверждении Основного Закона (Конституции) Союза Советских Социалистических Республик». «Вестник Центрального Исполнительного Комитета, Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны Союза Советских Социалистических Республик», 1924, № 2, ст. 24.
- Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1925 года «Об утверждении текста Конституции (Основного Закона) РСФСР»). «Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР», 1925, № 30, ст. 218; «Известия Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов», 26 мая 1925 года, № 118.
- Постановление XII Всероссийского Съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1925 года «Об утверждении текста Конституции (Основного Закона) РСФСР». «Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР», 1925, № 30, ст. 218; «Известия Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов», 26 мая 1925 года, № 118.
- Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (принят на сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов 16 сентября 1918 года). «Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства», 1918, № 76 – 77, ст. 818.
- Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 19 ноября 1926 года «О введении в действие Кодекса законов о браке, семье и опеке». «Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР», 1926, № 82, ст. 612.
- Кодекс законов РСФСР о браке, семье и опеке». «Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР», 1926, № 82, ст. 612.
- Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов, Совета Народных Комиссаров РСФСР от 07 марта 1927 года «Об утверждении перечня узаконений Р.С.Ф.С.Р., утративших силу и изменяемых с введением в действие Кодекса Законов о браке, семье и опеке». «Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР», 1927, № 25, ст. 164.
- Письмо Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 11 июня 1928 года «Об эвакуации беспризорных и безнадзорных детей и подростков». Документ опубликован не был.
- Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 29 января 1933 года «О мерах борьбы с детской безнадзорностью и ликвидации уличной беспризорности детей». «Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР», 1933, № 7, ст. 21.
- Постановление Совета Народных Комиссаров СССР, Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков) от 31 мая 1935 года «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». «Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского правительства Союза Советских Социалистических Республик», 1935, № 32, ст. 252.
- Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов, Совета Народных Комиссаров РСФСР от 25 ноября 1935 года «Об изменении действующего законодательства РСФСР о мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних, с детской беспризорностью и безнадзорностью». «Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР», 1936, № 1, ст. 1.
- Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 09 февраля 1936 года «Об утверждении принятых Президиумом ВЦИК в период с 15 декабря 1933 г. по 1 января 1936 г. постановлений об изменении и дополнении кодексов». «Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР», 1936, № 10, ст. 61.
- Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 15 июня 1943 года № 659 «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством». «Постановления Совета Народных Комиссаров СССР за июнь 1943 г.», 1943.
- Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 05 декабря 1936 года «Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»). «Известия Центрального Исполнительного Комитета СССР и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов», 06 декабря 1936 года, № 283.
- Постановление Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 05 декабря 1936 года «Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики». «Известия Центрального Исполнительного Комитета СССР и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов», 06 декабря 1936 года, № 283.
- Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (утверждена Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года «Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»). «Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР», 1937, № 2, ст. 11.
- Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года «Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики». «Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР», 1937, № 2, ст. 11.
- Закон СССР от 25 февраля 1947 года «Об изменении и дополнении текста Конституции (Основного Закона) СССР». «Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик», 1947, № 8.
- Закон СССР от 27 июня 1968 года № 2834-VII «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье». «Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик», 1968, № 27, ст. 241.
- Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. «Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик», 1968, № 27 (1425), ст. 241.
- Закон РСФСР от 30 июля 1969 года «Об утверждении Кодекса о браке и семье РСФСР». «Ведомости Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», 1969, № 32, ст. 1086, «Свод законов РСФСР», 1988, т. 2, с. 43.
- Кодекс о браке и семье РСФСР. «Ведомости Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», 1969, № 32, ст. 1397.
- Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 января 1970 года «О признании утратившими силу законодательных актов РСФСР в связи с введением в действие Кодекса о браке и семье РСФСР». «Ведомости Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», 1970, № 4, ст. 49.
- Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята Декларацией Верховного Совета СССР от 07 октября 1977 года № 6365-IX «О принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик» на Внеочередной 7-й сессии Верховного Совета СССР IX созыва). «Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик», 1977, № 41, ст. 617.
- Декларация Верховного Совета СССР от 07 октября 1977 года № 6365-IX «О принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик». «Свод законов СССР», 1990, т. 1, с. 13; «Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик», 1977, № 41, ст. 616.
- Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (принята Декларацией Верховного Совета РСФСР от 12 апреля 1978 года «О принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» на Внеочередной 7-й сессии Верховного Совета РСФСР IX созыва). «Ведомости Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», 1978, № 15, ст. 407.
- Декларация Верховного Совета РСФСР от 12 апреля 1978 года «О принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики». «Свод законов РСФСР», 1988, т. 1, с. 12; «Ведомости Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», 1978, № 15, ст. 406.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года). «Российская газета», 25 декабря 1993 года, № 237.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ. «Собрание законодательства Российской Федерации», 01 января 1996 года, № 1, ст. 16, «Российская газета», 27 декабря 1996 года, № 17.
- Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в городе Страсбурге 03 мая 1996 года). «Бюллетень международных договоров», 2010, № 4, апрель, с. 17 – 67.
- Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». «Собрание законодательства Российской Федерации», 03 августа 1998 года, № 31, ст. 3802, «Российская газета», 05 августа 1998 года, № 147.