За что советские летчики так любили американскую Аэрокобру, и почему ее не любили сами же американцы

За что советские летчики так любили американскую Аэрокобру, и почему ее не любили сами же американцы? Рассказываем подробно

Знаменитый американский истребитель Bell P-39 Airacobra стал в СССР одним из культовых символов великой Победы.

Именно на этой американской машине воевали многие советские асы. Включая легендарных Александра Покрышкина, Григория Речкалова, Александра Клубова, братьев Глинка и других.

Всего же 11 из 27 летчиков-истребителей, что стали дважды героями Советского Союза, сражались именно на Аэрокобрах. А в общем советские пилоты на этих самолетах сбили почти 330 немецко-фашистских стервятников. То есть, более трех вражеских эскадрилий!

Именно на Аэрокобре Покрышкин одержал 48 своих воздушных побед. И стал первым трижды героем Советского Союза

Именно на Аэрокобре Покрышкин одержал 48 своих воздушных побед. И стал первым трижды героем Советского Союза

Итак, впервые Аэрокобра на советском фронте вступила в бой против немецких самолетов в мае 1942-го. В составе дислоцированного в Заполярье 19-го ГИАП.

У поселка Мурмаши 6 Аэрокобр тогда вступили в воздушный бой с группой немецких бомбардировщиков, прикрытых Мессершмитами. Итог сражения: 9 сбитых немецких самолетов. И ни одного советского!

Возможность сражаться на американском истребителе была высочайшей честью и знаком отличия для советских пилотов. Отмечу, что примерно половина из всех 4,5 тысяч произведенных в США Аэрокобр отправилась по ленд-лизу именно в Красную армию.

Вместе с тем американские летчики этот самолет не любили. Почему же так? Читайте далее только на канале Этнобаза.

За что советские летчики так любили американскую Аэрокобру, и почему ее не любили сами же американцы? Рассказываем подробно

Почему же наши летчики так любили легендарный американский самолет?

За что советские летчики так любили американскую Аэрокобру, и почему ее не любили сами же американцы? Рассказываем подробно

Прежде всего, Аэрокобра отличалась хорошим обзором кабины. Сама Кабина истребителя в воздушном бою на перегревалась и не превращалась для пилота в подобие сауны.

Славилась Аэрокобра своим великолепным и удачно расположенным вооружением — 37-миллиметровой (вариант — 20 мм) пушкой и 2-4-мя 12,7 мм пулеметами. При таком солидном вооружении, чтоб сбить врага, достаточно было лишь одного попадания.

За что советские летчики так любили американскую Аэрокобру, и почему ее не любили сами же американцы? Рассказываем подробно

Ценили советские пилоты и трехстоечное шасси Аэрокобры, позволявшее истребителю взлетать с самых сложных полевых аэродромов. Славилась у нас Аэрокобра и крайней живучестью — домой возвращалась даже будучи почти изрешеченной немецкими попаданиями…

За что советские летчики так любили американскую Аэрокобру, и почему ее не любили сами же американцы? Рассказываем подробно

Также Аэрокобру отличало хорошее качество изготовления — самолет производили за океаном квалифицированные рабочие, без какого-либо дефицита материалов или запчастей. Потому собрать приходившие к нам разобранные Аэрокобры советские механики могли практически вслепую — ибо большинство документации шло на английском языке.

Интересно, что «хищное» название американского самолета у наших асов не прижилось. Аэрокобру советские пилоты любовно прозвали… «Белочкой».

За что советские летчики так любили американскую Аэрокобру, и почему ее не любили сами же американцы? Рассказываем подробно

Но имелись у Аэрокобры и немалые недостатки. Например, заднее расположение двигателя. Да, обзор как раз из-за улучшался у пилота. Но получалась задняя центровка самолета, постоянно грозившая плоским штопором. Особенно при израсходованном боеприпасе, когда центр тяжести еще больше смещался назад.

Вообще Аэрокобра — это весьма смелый эксперимент американских конструкторов. По сути самолет, построенный для и вокруг своей пушки. Американские инженеры взяли 37 мм орудие M4. И просто подогнали под него самолет-истребитель.

Из-за этого потребовалось немало необычных решений. В том числе, двигатель сзади. Или вместо привычного на других самолетах сдвижного фонаря тут имелась автомобильная дверь, через которую пилот и попадал в кабину. Советским пилотам она очень нравилась ввиду удобства.

За что советские летчики так любили американскую Аэрокобру, и почему ее не любили сами же американцы? Рассказываем подробно

Почему Аэрокобру так не любили сами американцы?

За что советские летчики так любили американскую Аэрокобру, и почему ее не любили сами же американцы? Рассказываем подробно

Интересно, что в западных ВВС, в тех же американских и французских Аэрокобра не прижилась, особой популярностью не пользовалась.

Ибо летчики союзников предпочитали вести бой на больших высотах, например, при сопровождении рейдов «летающих крепостей» вглубь Германии, где P-39 существенно уступал самолетам Люфтваффе.

Например, те же британцы, заказавшие еще в 1940-м году у американцев 700 таких истребителей, сняли их с вооружения уже к концу 1941-го. И не попади Аэрокобра в СССР, вряд ли б сейчас кто-то об этом истребителе сейчас вообще помнил бы…

Еще одной немалой проблемой была пушка истребителя, отличавшаяся невысокой скорострельностью — всего три выстрела в секунду. А ее боезапас насчитывал всего 30 снарядов. Корректировать огонь по трассерам, как привыкли многие пилоты, здесь не получалось. Потому нужно было все же весьма грамотно стрелять уметь, по-снайперски…

За что советские летчики так любили американскую Аэрокобру, и почему ее не любили сами же американцы? Рассказываем подробно

Также неудобно было без должного навыка выпрыгнуть с парашютом из кабины Аэрокобры. Из-за сдвигаемой назад двери для неопытного летчика существовал риск удариться о хвост самолета.

В общем, P-39 был сильным и маневренным истребителем, однако не особо устойчивым, ошибок в пилотировании не прощавшим. Таким самолетам требовался высококлассные летчики, которые имелись в избытке в воевавшем по сути с 1939-го года СССР. И гораздо реже встречались в ВВС союзников.

За что советские летчики так любили американскую Аэрокобру, и почему ее не любили сами же американцы? Рассказываем подробно