Знаменитый американский истребитель Bell P-39 Airacobra стал в СССР одним из культовых символов великой Победы.
Именно на этой американской машине воевали многие советские асы. Включая легендарных Александра Покрышкина, Григория Речкалова, Александра Клубова, братьев Глинка и других.
Всего же 11 из 27 летчиков-истребителей, что стали дважды героями Советского Союза, сражались именно на Аэрокобрах. А в общем советские пилоты на этих самолетах сбили почти 330 немецко-фашистских стервятников. То есть, более трех вражеских эскадрилий!
Именно на Аэрокобре Покрышкин одержал 48 своих воздушных побед. И стал первым трижды героем Советского Союза
Итак, впервые Аэрокобра на советском фронте вступила в бой против немецких самолетов в мае 1942-го. В составе дислоцированного в Заполярье 19-го ГИАП.
У поселка Мурмаши 6 Аэрокобр тогда вступили в воздушный бой с группой немецких бомбардировщиков, прикрытых Мессершмитами. Итог сражения: 9 сбитых немецких самолетов. И ни одного советского!
Возможность сражаться на американском истребителе была высочайшей честью и знаком отличия для советских пилотов. Отмечу, что примерно половина из всех 4,5 тысяч произведенных в США Аэрокобр отправилась по ленд-лизу именно в Красную армию.
Вместе с тем американские летчики этот самолет не любили. Почему же так? Читайте далее только на канале Этнобаза.
Почему же наши летчики так любили легендарный американский самолет?
Прежде всего, Аэрокобра отличалась хорошим обзором кабины. Сама Кабина истребителя в воздушном бою на перегревалась и не превращалась для пилота в подобие сауны.
Славилась Аэрокобра своим великолепным и удачно расположенным вооружением — 37-миллиметровой (вариант — 20 мм) пушкой и 2-4-мя 12,7 мм пулеметами. При таком солидном вооружении, чтоб сбить врага, достаточно было лишь одного попадания.
Ценили советские пилоты и трехстоечное шасси Аэрокобры, позволявшее истребителю взлетать с самых сложных полевых аэродромов. Славилась у нас Аэрокобра и крайней живучестью — домой возвращалась даже будучи почти изрешеченной немецкими попаданиями…
Также Аэрокобру отличало хорошее качество изготовления — самолет производили за океаном квалифицированные рабочие, без какого-либо дефицита материалов или запчастей. Потому собрать приходившие к нам разобранные Аэрокобры советские механики могли практически вслепую — ибо большинство документации шло на английском языке.
Интересно, что «хищное» название американского самолета у наших асов не прижилось. Аэрокобру советские пилоты любовно прозвали… «Белочкой».
Но имелись у Аэрокобры и немалые недостатки. Например, заднее расположение двигателя. Да, обзор как раз из-за улучшался у пилота. Но получалась задняя центровка самолета, постоянно грозившая плоским штопором. Особенно при израсходованном боеприпасе, когда центр тяжести еще больше смещался назад.
Вообще Аэрокобра — это весьма смелый эксперимент американских конструкторов. По сути самолет, построенный для и вокруг своей пушки. Американские инженеры взяли 37 мм орудие M4. И просто подогнали под него самолет-истребитель.
Из-за этого потребовалось немало необычных решений. В том числе, двигатель сзади. Или вместо привычного на других самолетах сдвижного фонаря тут имелась автомобильная дверь, через которую пилот и попадал в кабину. Советским пилотам она очень нравилась ввиду удобства.
Почему Аэрокобру так не любили сами американцы?
Интересно, что в западных ВВС, в тех же американских и французских Аэрокобра не прижилась, особой популярностью не пользовалась.
Ибо летчики союзников предпочитали вести бой на больших высотах, например, при сопровождении рейдов «летающих крепостей» вглубь Германии, где P-39 существенно уступал самолетам Люфтваффе.
Например, те же британцы, заказавшие еще в 1940-м году у американцев 700 таких истребителей, сняли их с вооружения уже к концу 1941-го. И не попади Аэрокобра в СССР, вряд ли б сейчас кто-то об этом истребителе сейчас вообще помнил бы…
Еще одной немалой проблемой была пушка истребителя, отличавшаяся невысокой скорострельностью — всего три выстрела в секунду. А ее боезапас насчитывал всего 30 снарядов. Корректировать огонь по трассерам, как привыкли многие пилоты, здесь не получалось. Потому нужно было все же весьма грамотно стрелять уметь, по-снайперски…
Также неудобно было без должного навыка выпрыгнуть с парашютом из кабины Аэрокобры. Из-за сдвигаемой назад двери для неопытного летчика существовал риск удариться о хвост самолета.
В общем, P-39 был сильным и маневренным истребителем, однако не особо устойчивым, ошибок в пилотировании не прощавшим. Таким самолетам требовался высококлассные летчики, которые имелись в избытке в воевавшем по сути с 1939-го года СССР. И гораздо реже встречались в ВВС союзников.