В.А. Попович: «Спасатели Московского региона в ходе битвы за столицу»

Нападение фашистской Германии на СССР  явилось тяжелым испытанием для нашего народа.  В конце  июня 1941 г.  была принята директива Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) «Партийным и советским организациям прифронтовых областей»  о мобилизации  сил на разгром фашистских захватчиков. В ней ставились задачи: превратить страну в единый военный лагерь; подчинить все силы и средства интересам войны; перестроить всю работу советского тыла; перевести все  народное хозяйство на военные рельсы; укрепить армию и флот; перестроить всю идейно-политическую работу; развить партизанское движение на захваченной врагом территории. Эти мероприятия в полной мере коснулись и водоспасателей. Большинство членов Общества спасения на водах (ОСВОДа) ушли на фронт, часть  влилась в народное ополчение.

     25 июля 1941 г. руководство Союз ОСВОДа выделило Военно-морскому флоту 139 моторных катеров для обеспечения рейдовой и аварийно — спасательной службы в военно-морских базах,  для транспортировки раненых и больных. О тесном взаимодействии водоспасателей и флота свидетельствует и такой факт:  для удовлетворения потребностей Военно-морского флота  в катерах Союз ОСВОДом был согласован  вопрос с Наркоматом  ВМФ  об организации строительства скоростных катеров стальной конструкции  на судоверфи Союз ОСВОДа. Командование флота возбудило ходатайство перед Совнаркомом СССР о постройке на  судоверфи Ростова-на-Дону для нужд Военно-морского флота 25 катеров в 1941 г.  и 30 катеров в 1942 г. По просьбе командования Союз ОСВОД направил в распоряжение Управления боевой подготовки Красной Армии 18 опытных инструкторов — легководолазов, которые подготовили 200 инструкторов легководолазного дела, а 61 водоспасателя —  в части специального назначения.  Многие среди них  были жители  Москвы и Подмосковья(1).

       В конце июля 1941 г. вышло постановление СНК СССР, а в последующем приказ Союз ОСВОДа, согласно которым запрещалось ликвидировать или сокращать спасательные подразделения, уменьшать численность персонала станций и постов. Было рекомендовано брать на работу лиц непризывного возраста, женщин и молодежь допризывного возраста, способных нести службу в спасательных формированиях. Активизировалась пропаганда   по всем направлениям деятельности службы, был усилен особый режим работы.

     Так,  в Московской области в спасательных формированиях были проведены 431 лекция и доклад, 428 радиопередач, 9 водных походов. О положительном опыте работе МособлОСВОДа писали газеты, вещало радио(2).

           Анализ показывает, что в 1941 г. в Московской обл.  работали 8 спасательных станций, 221 спасательный пост,  12 из них круглосуточно.  Оперативно-спасательная работа велась в 16 районах, в том числе на  Москве-реке,  Клязьме, Оке, Пахре, Уче,  Сенежском озере, Клязьминском, Пироговском и других  водохранилищах.  На обеспечении Московской областной службы спасения на водах  был 31 моторный катер, 370 лодок, а также водолазное снаряжение, радиостанции и другое имущество. В это время  личный состав спасательной службы насчитывала 377 человек, из которых за счет средств  местного бюджета  содержались 358 человек, а 19  на  хозрасчете(3).

     С приближением врага к столице руководством ОСВОДа ставилась задача: широко развернуть политико-воспитательную работу, проводить лекции, доклады, беседы мобилизуя членов общества на борьбу с фашистскими захватчиками; для оказания практической помощи закрепить членов президиума ОСВОДа за первичными организациями; вести  кружковую работу по оборонным специальностям среди допризывной молодежи; провести специальное заседание с активом, посвященное усилению работы в военный период; широко развернуть разъяснительную работу среди населения и членов ОСВОДа  посредством печати, стенгазет, радио, кино; активизировать работу по подготовке ледовых переправ, спасению караванов судов, зазимовавших во льдах, борьбе с аварийностью на флоте;  установить связь с судоходной инспекцией и пароходством; усилить подготовку кадров на спасательных пунктах, проводить тренировки спасателей с учетом выполнения специальных боевых задач;  по указанию военного командования шире практиковать замену мужского призывного персонала  женским; пересмотреть дислокацию спасательных пунктов с учетом условий возникающих в ходе военных действий, согласуя  это с военным командованием. Учитывая трудное положение на Черноморском направлении, часть водолазов Москвы и области были направлены  в Севастополь, Керчь, Новороссийск и другие базы флота. Они принимали непосредственное участие в работе Экспедиции подводных  работ особого назначения (ЭПРОНа) флота.

     В годы войны  с фашизмом водолазы  принимали активную работы в подъеме кораблей, судов, барж, оружия и техники на реках: Волга, Кубань, Дон, Днепр, Неман, Днестр, Дунай, Даугава и др. Они участвовали в подводно-технических работах по подъему и восстановлению железнодорожных и шоссейных мостов, понтонных переправ, прокладке труб по дну рек для снабжения наших  войск топливом и т.д. Так, в ходе боевых действий  в 1941г. был поврежден ростовский железнодорожный мост через реку Дон, построенный еще до империалистической войны. В проектировании и изготовлении металлических конструкций принимали участие американские фирмы, поэтому мост получил название Американского. Русло реки было перекрыто пролетами, из которых средний пролет, длиной 67м (4). Работы по подъему были крайне сложными и тяжелыми. Однако благодаря активной работе спасателей и водолазов мост был поднят и  восстановлен в короткие сроки.

    Водолазы выполняли важные задания командования по очистке прибрежного дна от неразорвавшихся мин и снарядов, обследованию затонувших судов, минированию подступов к портам и причалам. Они подымали с дна рек технику, оружие, боеприпасы, выполняли другие работы. Нередко водоспасатели   с оружием в руках  вставали на защиту  нашей земли, сел и городов.

  Славной страницей в  истории Великой Отечественной войны и флота вписана  героическая оборона Крымского полуострова,  в частности Севастополя, в которой активное участие приняли осводовцы — москвичи. Они также воевали на Балтийском, Северном и Тихоокеанском флотах, обеспечивали Дорогу жизни при доставке грузов в осаждённый  Ленинград и эвакуации детей и больных на большую землю. .

          После разгрома немцев под Москвой решением МК и МГК ВКП(б) от 17 февраля 1942 г. и исполкома Мособлсовета и городского Совета депутатов трудящихся от  28 февраля 1942 г. № 5/23 на спасательную службу была возложена работа по очистке водоохранной зоны Московского водопровода от трупов людей и животных, оставшихся после военных действий.

     В мае 1942 г. по просьбе автобронетанкового управления Западного фронта в районе Солнечногорска, Московской области был извлечен из воды тяжелый танк КВ. По просьбе командования 751 – го авиационного полка из подмосковного озера был поднят советский самолет сбитый фашистами.

     Несмотря на то,  что значительная часть водолазов ушла на фронт,   штатная численность практически не отличались от той, что была в от мирное время. Она пополнялась в основном за счет женщин и молодежи. Расходы на содержание МосгорОСВОДа  были значительными, что в военное время создавало дополнительные трудности.

           Так, по отчётным данным  за 1942г.    израсходовано: на содержание станций и постов – 966 857 руб. 49 коп.; на капитальный ремонт  — 16 409 руб. 47 коп.;  растраты и хищения кассовой наличности  составили 17005 руб. После изгнания фашистов   в области были восстановлены спасательные службы в 16 районах, созданы  92 первичные организации. В ОСВОД вступили 5606 человек.  Легководолазная служба насчитывала 124 человека, из них старших водолазов — 22 и легководолазов — 89(5).

      Одной из главных задач в  работе  водоспасателей в 1942 — 1944гг была организации спасения людей на воде, защите собственности, очистке водоемов от трупов, а также подготовке кадров для армии и флота. Московские осводовцы подготовили сотни специалистов водолазного дела,  которые успешно работали в армии и на флоте.  Так, только личным составом и водолазами аварийно-спасательной службы  Краснознаменной Днепровской флотилии, где работали  и специалисты ОСВОДа Москвы,  с 1 по 26 сентября были разгружены и спущены на воду более двухсот боевых единиц флотилии. Подобные  работы велись на реках Волга,  Кубань, Дон, Днепр, Днестр, Дунай, Нева  и других.

    Однако,  затраты на содержание спасательной службы увеличивались, а отдача снижалась. Суть в том, что большинство высококвалифицированных специалистов ушли на фронт, а их заменили женщины, подростки или лица, не имевшие должной квалификации. К примеру, на водоемах Московской области в 1943 г. было 8 спасательных станций.

    Учитывая  военное время, снижавшуюся эффективность службы спасения на водах и большие финансовые затраты   на содержание спасательных станций и постов,  Постановлением Совнаркома СССР от 18 декабря 1943 г.  № 1393 служба спасения на водах была ликвидирована, а функции по охране жизни людей на водоемах  возложены на судоходные инспекции Наркомречфлота и порты Наркомморфлота Советского Союза.

     Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности на пристанях, водных переправах, в установленных местах купания, во время проведения массовых гуляний, спортивных соревнований на воде и других мероприятий были возложены на Министерство внутренних дел СССР (НКВД). Все числящееся за спасательными станциями и постами имущество  было передано  Наркомфлоту безвозмездно 

    Исполняя Постановление Совнаркома  СССР от 18 декабря 1943 г. № 1393   вышли распоряжение Мосгорисполкома от 30 декабря 1943 г.  № 1808 и приказ по спасательной службе МосгорОСВОДа от 10 января 1944 г. № 180. СоюзОСВОД прекратил свою деятельность. Большинство личного состава    ушло на фронт, а плавучие средства были переданы армии и флоту. Тем же постановлением   от   18 декабря 1943г. № 1393 функции спасательной службы были переданы  наркоматам морского и речного флота(6).  В  столице  все движимое и недвижимое имущество передавалось пароходству канала Москва–Волга (КМВ).    В связи со значительным кадровым  некомплектом на  станциях и постах было принято решение о приеме женщин на работу  водолазами. Это способствовало  улучшению положения дел с кадрами и оживило работу на станциях и постах.    

     Учитывая важность спасения людей на водоемах, руководство службы и города постоянно уделяло внимание  водоспасателям. Даже в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны  не прекращались работы по ремонту станций и постов, подготовке техники, оборудования, средств спасения к весеннему паводку и летнему сезону. Для  активизации работы и повышения её качества  проводились индивидуальное обучение, учебные сборы, совещания  и другие мероприятия.  После изгнания фашистов из Московского региона спасатели привлекались для очистки рек, прудов, озёр от трупов, техники и  вооружения. Налаживалась мирная жизнь на освобожденных от врага территориях. Многие спасатели Москвы и Московского региона были поощрены командованием, а наиболее отличившиеся орденами и медалями.

   1. Правила водолазной службы (ПВС-75). М., 1976. с.6.

   2. Дубатовка И.Д. Проводка Краснознаменной Днепровской флотилии через Западный Буг. М.,

          1947. с. 69-70.

   3. Левин С.И.  Из практики мостоподъемных работ. М.,  Судоподъем., 1947. с. 113-114.

   4.  Охрана труда в спасательных формированиях России. – М., 2000. с. 20.

   5. 120 лет Всероссийскому обществу спасения на водах. М., 1991. с. – 14.

   6. Елисеев А.М., Мушнин А.П., Плясунов В.С. и др. Московская служба спасения на водах 130 лет.-  М., 2005. с.- 25.

      Член Президиума ЦС РУСО, писатель, журналист       В.А. Попович

11.Х. 21г.