В.А. Попович: «Проблемы патриотического воспитания молодежи в современном обществе»

1.            Патриотическое воспитание  молодёжи вчера и сегодня.

         Вопросы патриотического воспитания  чрезвычайно актуальны для любой возрастной группы населения, особенно  молодежи.  Проблемы воспитания у молодого поколения патриотических чувств, активной жизненной, гражданской позиции и государственнического сознания на основе изучения своих корней, истории родного Отечества в  дошкольном,  школьном и вузовских заведениях сказывается на дальнейшей жизнедеятельности россиян. Важно, чтобы в школе, колледже,  вузе изучались вопросы  истории, литературы, естествознания  и других гуманитарных наук   в контексте  формирования положительных качеств будущего гражданина, патриота, защитника Отечества.  Процесс должен быть цельным и связан с реализацией теории и практики. Учащийся должен видеть, чувствовать, осознавать. что теория не расходится с практическими делами и поступками  педагога, преподавателя и окружающего мира в котором живет.  Воспитание молодежи – дело  тонкое,  сложное,  непрерывное,    требует широких  теоретических знаний, практических навыков, отзывчивости, стойкого  характера и педагогического подхода и такта. Важно, чтобы слова  воспитателя,   не расходились с делами и поступками, иначе начнётся отторжение, воспитанники воспитателя не поймут. На наш взгляд, важное внимание должно уделяется гражданско-патриотическому воспитанию. Суть в том, что  патриотами не рождаются  их воспитывают в семье, детском саду, школе, вузе, трудовых и воинских коллективах. Для этого надо, что бы  семья, и воспитатель были примером для воспитуемых, убеждёнными  патриотами готовый отдать все силы, а если потребуется и жизнь, за  народ и  Родину.    Семья — фундамент, на котором строиться вся воспитательная работа. Это  главная ячейка общества. К сожалению, не все хотят понять и укреплять семью,  даже на государственном уровне  После событий 1991г. враги главные усилия сосредоточила на разрушении устоев  семьи и общества.   Нынешнее  время  разброда, шатания, измены и предательства главный удар наносят по семейным узам и отношениям. Именно к этому стремились недруги СССР – разрушая  государство рабочих и крестьян. Вот отдельные цитаты ил плана А. Даллеса по развалу СССР:  «Мы бросим всё, что имеем, всё золото, всю материальную мощь и ресурсы на оболванивание и одурачивание людей…Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые… Мы найдём своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного угасания его самосознания…Из литературы и искусства мы… постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьём у них охоту заниматься изображением, исследованием… тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театр, кино ― всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в сознание культ секса, насилия, садизма, предательства ― словом, всякой безнравственности. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдём способ их оболгать и объявить отбросами общества… Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением… Мы будем драться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодёжь, станем разлагать, развращать, растлевать её. Мы сделаем из них космополитов»(1).

(Справка: Сторонник космополитизма — человек, лишённый чувства патриотизма, оторванный от интересов своей родины, чуждый своему народу, не считающий себя принадлежащим ни к какой национальности). Этот план  реализовали в 1991 году.

      В постановлении Правительства РФ от 16 января 2001г. №122 сказано:  «События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства» (ПП РФ. 2001г. №122). Развал СССР и последующее действия  ельцинско – путинского режима привели Россию  к хаосу, моральному разложению,  народ на грани голода и вымирания.

     В постсоветской  России нет крепких  молодых семей. Они как правило  распадается в первые годы семейной жизни.  Так, в 2020 г. в РФ заключено около 770 тыс браков, что на 18,9% меньше, чем в предыдущем году. В  пандемийный год распалось 564 тыс семей, что на  9,1% меньше, чем в 2019 году. В среднем в России распадается 7 из 10 браков. По данным опроса ВЦИОМа, 36% респондентов не считают расторжение брака каким-то особым потрясением – такого в советское время не было. Это одна из трагедий постигшая наш народ после распада Советского Союза.  Нет крепкой семьи, нет стабильного   государства. Все измеряется  деньгами,  в таком обществе  от любви  до ненависти один шаг. За 30 постсоветских лет российское общество крайне неустойчиво,  раздроблено,  многом стали раздражительны. ненавистны друг другу. Как следствие  вооруженные конфликты, взрывы домов и  метро, ссоры. убийства взрослых и детей, поджоги, ненависть ко всему окружающему миру. При этом не следует  списывать всё на терроризм, проблема здесь намного  сложнее и глубже, но власти не стремятся это осознать  и сделать правильные выводы. Стремление решать всё проблемы  с народом силовыми методами – угрозами, ограничениями, запретами,  наказаниями, штрафами, арестами  и другими формами силового воздействия вызывает обратную реакцию и ненависть к режиму.

    Есть немало оснований считать, что ельцинско – путинская Россия во многом оккупированная страна. А упреки  Запада и Востока в адрес друг, введение  санкций  это ширма для простачков. Финансовый капитал, олигархиат, бандитизм  в нынешнем  мире как и воровской  преступный клан  интернациональны. Ссоры и санкции между Россией и Западом идут десятки лет, а российская верхушка, миллиардеры и богачи,  высшие чины  из  министерств и ведомств (носители секретов) имеют двойное гражданство, свободно  ездят за рубеж, там их банковские счета, огромная недвижимость, семьи, дети,  внуки, друзья по  — воровскому клану. Они любят  Россию на расстоянии, из-за рубежа,  грабить народ,  проживая в роскоши в США, Германии, Франции, Англии, Турции, загорая на Мальдивах или Канарах. Это и есть разлагающий общество — квасной патриотизм. Вспомним слова знаменитой фигуристки, гордости Советского фигурного катания, депутата ГД России Ирины Родниной, которая назвала патриотизм «вшивым».  Такие люди сидят   в  кабинетах власти,  не только в Думе,  Совете Федерации, но и кремлёвской стеной. Нынешнее общество построено на лжи и обмане, доверчивого (пока) россиянина. Чиновники не стесняясь унижают и даже оскорбляют народ. Так:  директор департамента молодёжной политики Свердловской обл. Ольга Глацких заявила  родителям с детьми: «Государство не просило вас рожать»;  руководитель пресс-службы правительства Иркутской обл. Ирина Алашкевич назвала людей:   «Вся эта бичевня»; министр труда  Саратовской обл.  Наталья Соколова на жалобы пенсионеров о нищенской  пенсии и росте цен ответила: «Макарошки стоят всегда одинаково»;  глава Чувашии Михаил Игнатьев на торжественном мероприятии в честь Дня российской печати поздравляя представителей прессы сказал, что журналистов, которые «с утра до вечера критикуют» власти, «надо мочить»; начальник управления культуры Петрозаводска Анна Лесонен обнаружив, что контейнер для пластиковых бутылок вблизи ее дома находится в плохом состоянии,  написала  в своем «Фейсбуке» —  «Мрази мусор до помойки не донесли»; Кристина  Сомова, заместителя главного фармацевта России заявила: «Пенсионеры — отработанный материал, пусть мрут, их не жалко. Если не давление с сердцем, так что-то еще их убьёт. Нет смысла тратить деньги на стариков!». И таких оскорблений в адрес  народа — победителя, особенно пенсионеров и инвалидов множество. Мэр Москвы  господин  Собянин и его ближайшая рать,  пошли другим путем — штрафуют, преследуют, морально унижают «улыбаясь», пожилых людей и инвалидов, кто не прошел вакцинацию  всячески унижают, не пускают в ОСЗН, не выдают путевок, лишают вознаграждений,  бесплатных лекарств, без масок не обслуживают в магазинах, на почте  и т.д. То, что мэр грубо   нарушает ст. 21 Конституции РФ  прокуратуру и других правоохранителей не беспокоит. Такая ныне демократия в России. Власть  есть, народ не нужен.  У власти господа,  проповедуют одно, а поступают диаметрально противоположно. Разговоры о патриотизме не объединяют, а разрушают  общество.

    Как отмечает академик РАН Р. Нигматулин  в старье «У разбитого корыта»: «Большие объемы скупки иностранной валюты и вывоз капитала, офшоры, криминал с участием губернаторов и правоохранительных органов, пропаганда приукрашиваемых данных дополняют описание нашего удручающего состояния». И еще: «Россия занимает 50-е место в мире по величине ВВП на душу населения, еще ниже по величине минимальной зарплаты. Но у России 1-е место по числу миллиардеров. У нас их больше в 2, 2 раза,  чем в США, в 3 раза, чем в странах ЕС, в 13 раз чем в Японии» — пишет  академик(«СР». №105. 25.09. 2021г.). Так и хочется крикнуть: «Гордись  своими истребителями  —  Россия!». В отличие от  войны, оккупация в условиях информационно – финансовой агрессии проявляется не в наличии на территории страны вооруженных сил противника, а в осуществлении управления страной в соответствии с намеченными планами, путем манипуляции и обмана. Это усматривается в нынешнем российском руководстве особенно в ходе  коронабесия, проведения выборов, разовых подачек нищенствующему народу, пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям  и вольготной жизни чиновников и алигархата. Прикрываясь коронавирусом патриотическая работа сведена к нулю, особенно в столице. Собянин и его команда наносят невосполнимый урон в патриотическом и морально – психологическом вопросе. Попытки восполнить свой  пошатнувшийся авторитет электронным голосованием «и высоким результатом» единороссов к добру не приведут.  Страной под контролем  не  только кремлёвских чинуш, а международно – масонских кланов, засевшие в США, Германии, Англии, Израиле. Это правление выгладит:

    Во – первых, в  сфере  идеологи — внедрение   в общественное сознание множества  идеологий, с помощью которых реализуется  принцип «Разделяй, стравливай и властвуй!». Нынешнее общество расколото социально, национально, конфессионально. Проповедуется принцип: «Гусь, свинье, не товарищ!». О каком согласии может идти речь, если председатель Комитета Совета Федерации РФ А. Клишас заявил: «Нам нужно любыми способами удержать власть для этого мы примем любые законы и загоним быдло в стойло». И еще: «-Андрей  почему вы принимаете антинародные законы? –А где ты видел народ! Они за бутылку водки сдадут своих детей на скотобойню» («ПГ». №4., от 23.01. 2021г.).  Как после подобных заявлений вести патриотическую работу и сплачивать общество. Подобных  высказываний о нашем народе – победителе  в нынешней России  пруд пруди – Чубайс, Греф, Нарусова, Собчак, Быков и другие.  Нас не надо подгонять,  под чьи-то стандарты,  «цивилизованных» народов:    американцев,  англичан, итальянцев, французов, немцев, испанцев – мы были и должны остаться   славянами:  русскими, украинцами, белорусами, русинами, словаками, югославами и другими признающими наши корни, обычаи, культуру и вероисповедание. Но как эти оскорбления созвучны с теми,  которые трактовали недруги русского народа и России ранее. Как пишет В.Р. Мединский: «Отзвук этих представлений мы найдём в «Записных книжках» Сомерсета Моэма: В ее (России) прошлом нет ни рыцарства, ни возвышенной романтики,  в характере нет определённости, а литература слишком бедна…Не случайно святая Русь так долго и покорно терпела татарское иго» (2).  Немец  Г. Штаден в  стрепне «Записки немца — опрычника» пишет: «Естественно, такой паталогически терпеливый и покорный народ и от своего правительства  постоянно выносит черт знает что.  Правительство в России недемократическое, наглое, откровенно пренебрегает собственным народом, его интересами и мнением. Оно может себе этого позволить,  — народ всё слопает и не поморщится. Он очень терпелив и покорен. Русских солдат можно посылать  в дальние походы почти без пищи и заставлять выполнять самые отвратительные и самые гиблые приказы. Русских можно заставлять жить в любых, самых нечеловеческих условиях. Народ все выполнит поскольку не привык даже думать о своих интересах, о своем личном и коллективном достоинстве. Перетерпит любые унижения, грубость начальства, неразумительность политики Кремля и Зимнего дворца, потери и тяготы бессмысленных войн, тяжелейшие налоги и физическое насилие. Это очень покорный народ, так уж он устроен. Там, где европеец дано бы взбунтовался, русский будет кротко терпеть, молится и плакать. Так было. Так есть и так будет» (2/1). Видимо на кротость и покорность  русского (славянского) народа рассчитывают —  путины, матвиенки, чубайсы,  миллеры, абрамовичи, грефы, роттенберги, собянины,  нарусовы,  коломойские, зеленские, тимошенки, порошенки,  медведевы, голиковы иже с ними. Они преклоняются перед Западом —  немцами, американцами,  англичанами, французами, итальянцами и другими «цивилизованными» народами и странами, душа и истребляя свой народ.  Но, это опасный путь. Не нравится жизнь русского народа уезжай.

        Во – вторых, сфера культуры – ныне полное господство западной, зачастую чуждой нам,  пошлой культуры, особенно на телевидении, радио, любые попытки возрождения славянской, русской культуры, русской истории пресекаются путем навешиванием ярлыков  «русофобии», «русского фашизма», хотя русские почти вытеснены с телевидения и власти. Там много тех, кто ненавидит нашу культуру, наш народ – победитель фашизма в годы войны. Постсоветской России  русских  унижают не только в дальнем но и ближнем зарубежье – Прибалтике, Украине, Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Азербайджане, Армении, но как пишет  В. Бовкун,  и в Туве, северокавказских республиках, Татарстане, Калмыкии, Якутии и ряд других национальных автономиях.  Исследователями выявлена и прямая зависимость  подобной внутренней русофобии  с резким возрастанием за последние 30 лет смертности русских в своей стране («СРУ», №157. 30.9. 2021г.). В — третьих, в вопросе  образования —  с развалом СССР  эта важнейшая сфера  разрушена путем постоянного реформирования под западные стандарты. Сегодня нет былого  обязательного всеобщего среднего образования,  огромное количество детей лишены вообще какого-либо образования, творческих и других кружков, занятием музыкой, спортом,  моделированием и т.д.  Для «демократов» не интересы народа и страны, а деньги решают всё. Это ведет к деградации и медленной, основательной гибели государства.  В — четвертых, в сфере технологий – нарастает вал техногенных катастроф, основные производственные фонды изношены, высококвалифицированные кадры и новейшие разработки уходят на Запад. За время ельцинско-путинских реформ всё горит, падает и взрывается. Исчезло более 30 тыс. сёл и деревень, более 80 тыс. предприятий, ликвидировано более 16 тыс. учебных заведений и свыше 5 тыс. медицинских учреждений, десятки тысяч учёных и высококлассных специалистов покинули страну и уехали искать «лучшую жизнь» и никого это не волнует. Как-то господин Песков заявил,  что у нас демократия, и каждый волен ехать туда, куда желает.  Это делается сознательно и требует осуждения ибо идет истощение кадров, а заодно истребление России. В  — пятых, в сфере экономики —  она искусственно вписана в мировой грабительский рынок. Одним из  шагов в этом направлении было вступление в ВТО, как результат — продолжают функционировать газово-нефтяные компании, которые день и ночь гонят продукцию на Запад, получая в замен долларовые бумажки, реальная стоимость которых не превышает стоимости зелёной бумаги, на которой эти доллары  напечатаны. Россия сырьевой придаток Запада  и полностью сидит на этой опасной игле. За участие в ВТО ежегодная дань  России, этой ненужной  для страны  организации составляет около 3,7 млн. долларов. При этом россияне голодают, внешняя задолженность растёт, а бремя расчетов усиливается и перекладывается на будущие поколения. При этом   путинский режим простил африканским и азиатским странам более 150 миллиардов долларов — еще советского долга. Хорошо дарить то, что тебе не принадлежит, загоняя народ в бесправие и нищету.  В –шестых, социальная сфера – интегральным показателем является соотношение рождаемости и смертности населения. В Россия  смертность растет стремительно, а рождаемость падает. Особенно это касается русского населения в регионах Дальнего Востока (Приморский и Хабаровский край, Камчатка, Сахалин),  и областей Центрального региона России (Саратовская, Воронежской, Тульская. Орловской, Брянской, Калужской, Пензенской)  и других.  Так,  если брать соотношение смертности к рождаемости,  то оно составило почти 1,5 раза против 1,21 годом ранее. В ряде регионов центра России превышение составило 2 раза и более, а в Тульской области – 2,5.  То есть,  за год умерло в 2,5 раза больше людей, чем родилось. Естественный прирост наблюдается только в национальных республиках и автономиях. Всё это результат проводимой гибельной политики властей, что безусловно сказывается  на воспитании  учащихся школ,  студентов вузов и остальной молодёжи. 

      Как сказал народный артист Сергей  Никоненко «..Мне жутко не нравится эта политика, когда мы за лечение и образование платим деньги. Такая богатая страна могла бы обеспечить бесплатное образование и медицину! Все ругают сталинское время, а мы ведь учились и лечились бесплатно. Сейчас внешкольное образование за деньги. А если бы не было драмкружка, в котором я занимался, стал бы я артистом? Мои родители не смогли бы оплатить моё пребывание в драмкружке….». («Аргументы недели», декабрь,  2018г.).  Творимый  в стране  беспредел и беззаконие,   это и есть геноцид русского народа. Виновные должны нести ответственность по суду.      Наша страна многонациональна, люди исповедуют разные религии и взгляды,  поэтому патриотическую  работу следует вести  постоянно и целенаправленно учитывая интересы людей разной национальности и вероисповедания.  Особое место в воспитании   дисциплинированных,  преданных своим корням и земле, должно отводится  родителям. Семейная среда  и  дух  царящий в ней — важнейшая составляющая  воспитания. Эта работа требует особого внимания,   системного подхода,   постоянства. Никакой коронавирус не должен влиять на работу с людьми и молодежью. Тем более, что это искусственно созданный психоз в России и ведущих  стран мира в интересах банковского капитала. Это стало возможным  после создания сети интернета и влияния на сознание людей путём применения различных комбинаций со стороны дельцов их США, Израиля, Англии, Германии, России,  их сообщников в других странах. Вместо живого общения предлагают дистанционное обучение – интернет, основательно разлагая общество, а тем более молодёжь.

      Понятие патриотизма в  многих  источниках даётся по разному, но  смысл его один.  Так, Военно – энциклопедическом  словаре (2002г.) сказано: «Патриотизм (от греческого patriotes – соотечественник, от patris-родина, отечество), любовь к родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам»(3). Как правило патриотизм выступает фактором консолидации, сплочения различных социальных, национальных, религиозных, и других групп соотечественников. Важнейшую сторону патриотизма составляет убеждение в необходимости всесторонней, в том числе военной защиты Отечества. Его практическим выражением выступает его морально – психологическая готовность населения к отражению возможной внешней агрессии, забота общества о Вооруженных силах страны. Военная служба рассматривалась законодательством СССР, а затем РФ как почётная обязанность и патриотический долг граждан. Наш народ проявил высокий патриотизм и чувство долга в годы борьбы с фашизмом и японским милитаризмом, в ходе социалистического строительства. Однако в годы  горбачёвской перестройки,  и ельцинско-путинского правления эти святые для каждого патриота качества во многом растеряны. Защищать интересы капиталистов – грабителей с прежним энтузиазмом трудовой народ не будет.  По мнению генерала армии А. С. Куликова «Патриотизм –это не столько любовь к Родине и своей семье, сколько готовность к защите Родины и семьи…» (4). Этот генерал одним из организаторов расстрела в 1993г. мирных  людей,  защищавших  – Верховный Совет РФ.

     Патриотизм несомненно нужен, важен, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого гражданина  ответственным за жизнедеятельность страны. Без патриотизма нет чувства долга и   ответственности за свою землю, народ, Родину. Если человек не дует о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Дом —  это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, за семью,  за детей которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своих корней, своей страны.  Как поется в одной их песен: «Даже птице, не годится, жить без Родины своей». Педагогическая наука трактует патриотизм как осознанную и деятельную любовь к своей Родине, ответственность за ее судьбу и готовность служить ее интересам, а в случае необходимости самоотверженно защищать достижения своего народа. Патриотизм выступал и выступает главным объединяющим фактором, помогающим народу преодолеть невзгоды, выстоять в трудные периоды истории. Не может считаться цивилизованным общество, если составляющие его граждане не будут ощущать потребности обогатить и приумножить историческое наследие, бережно относиться к своей Отчизне, культурным и историческим ценностям.  Что для вас понятие патриотизма? Патриотизм – это значит горячо любить свой народ, а не ненавидеть другие. Следует признать, что законодательные и нормативные акты трактуют эти вопросы по — разному, хотя суть их одна. Вот мнение   о патриотизме  народного артиста РСФСР, актёра, режиссёра,  писателя С. Юрского:  «Я убежден, что патриотизм должен быть абсолютно бескорыстным. А когда патриотизм является программой на определенный срок и достижение его планируется на этот срок, то это что-то далёкое от патриотизма понятие. Надо любить родину, народ и историю бескорыстно, а не потому что в этом есть некое продвижение, то ли по службе, то ли в общественном мнении, то ли по присоединении к тому, что сейчас выгодно. Бескорыстие патриотизма и есть доказательство душевности этого качества. («Славянский базар». 12.7. 14г.). Он же говорил:  «Любовь к Родине, как и всякая любовь  сложнейшее и естественное чувство. Что будет, если мать или отец будут очень много заниматься тем, чтобы воспитывать любовь к себе детей?». И еще: «Это не оппозиция – это моя позиция». Наша позиция в том, что патриотическая работа должна вестись бескорыстно, ненавязчиво,  системно.  Что подразумевается,   под патриотическим воспитанием?

     Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.  Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». И ещё, — патриотическое воспитание – это воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину. Если патриотизм это любовь к Отчизне, то патриотическое воспитание должно быть направленно на формирование у подрастающего поколения этого высокого,  чувства.  А. Макаренко —  один из величайших воспитателей не только СССР, но и мира (ЮНЕСКО назвала его и М. Монтессори педагогами, которые заложили основы современного представления о воспитании). Макаренко считал,- вырастить счастливого человека без любви невозможно.

    Что ожидаем в результате патриотического воспитания?  Это прежде всего,  научить подрастающее поколение  любить свою страну, свой народ; сформировать чувство сопереживания к судьбе Отечества, все свои усилия направить на служение Родине, ее интересам; на основе исторических примеров воспитать высококультурную личность, многосторонне развитого гражданина в нравственном, моральном, культурном, физическом отношении. Источником патриотизма в любой части света является привязанность к родным местам, традициям своего народа, языку.  Понимая под воспитанием комплекс методов, формирующих личность ребенка, получаем, что патриотическое воспитание, это работа с подрастающим поколением, целью которого формирование патриотических чувств, высоких идеалов служения своему народу. Опираясь на официальные документы, заметим, — патриотическое воспитание начинается в семье. Только комплексный, системный подход сможет обеспечить высокий результат общего процесса воспитания. Важен и такой момент патриотического воспитания, как формирование глубокого, а главное осознанного чувства любви к родному краю,  родной природе, истории своей страны. Через формирование любви к своей малой родине, пройдя ряд этапов, патриотические чувства должны стать общегосударственным патриотическим самосознанием. Среди множества задач патриотического воспитания  основными на наш взгляд являются:  воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину;  формирование устойчивой привычки поступать в соответствии с общепринятыми в обществе нормами и правилами; воспитание гордости за свою страну, за ее народных героев, знание и уважительное отношение к прошлому страны; воспитание гражданина, знающего свои права, уважительно относящегося к правам другого человека; воспитание толерантности, веротерпимости, противодействие проявлению экстремизма среди молодежи; формирование чувства сопричастности к своей семье, старшему поколению, селу, городу, Отечеству, культурно-историческому наследию своего народа; формирование чувства преданности, верности,  готовности у подрастающего поколения в любой момент защитить свою Родину и другие.

          Среди важнейших характеристик патриотизма по мнению педагога Саенко из ДНР можно выделить несколько: вo — первых, патриотизм как один из наиболее значимых ценностей. Он присущ всем сферам жизни общества и государства, характеризуется высшим уровнем развития личности и проявляется в  активно-деятельной самореализации на благо Отечества; во-вторых, патриотизм —  своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическая опора его жизнеспособности, одно из базовых условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов;  в-третьих, патриотизм — самое глубокое осознание, переживание своей родственности, своей укоренённости в ее существовании, какие бы конкретные политические формы она не принимала; в-четвертых, патриотизму чужды национальный шовинизм и расовая дискриминация. Патриотизм состоит в том, что его носители признают равное право всех  народов на свободное развитие, — национальнo-культурную самобытность, традиционный образ жизни, присyщие им ценности, нормы, традиции не считая возможным навязывать другим свои представления и национальные стереотипы.    Многое зависит от воспитания родителей, ведь с раннего детства они должны   воспитать у ребенка любовь к Родине, родному языку, своим корням. Родители должны  закладывают основу патриотического воспитания с детства.

      Выдающийся педагог   А. Макаренко  считал, что  собственное поведение — самое главное в воспитании; воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего; каждый отец и мать должны хорошо представлять, что они хотят воспитать в своем ребёнке; вы должны хорошо знать, что делает, где находится и кем окружён ваш ребенок; воспитательная работа есть прежде всего работа организатора; не навязывайте свою помощь, но всегда будьте готовы помочь; не платите и не наказывайте за результаты труда; научить ребенка любить невозможно без воспитания человеческого достоинства; никогда не приносите себя в жертву ребёнку; научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Макаренко писал: «Любовь — это самое великое чувство, которое творит чудеса, которое творит новых людей и создает величайшие человеческие ценности». К сожалению, в нынешнем грабительско – бандитском обществе эти ценности утеряны. Всё измеряется рублём и наживой.  В раннем возрасте полюбить свой родной край легче, чем во взрослом. Во -многом,  корень зла заключается в том, что сами молодые люди – родители как правило мало получили в наследство и ничему не научились в школе. Их детство прошло в хаосе, который учинили нам сначала перестройщики – перестрельщики, а в последующем  ельцинисты. Это во многом потерянные годы и возможности, которые будут сказываться на  многих поколениях россиян. Морально — нравственный упадок, безработица, пьянство, наркомания. проституция, нищета, голод затронули многих россиян.   Как победить пороки и бедность в богатой стране? Это практически невозможно пока у власти те, кто планирует эти пороки и бедность. Они их  устраивают ибо выполняют давние планы Вильсона, Гитлера, Даллеса,  Тэтчер, Мейджера, Райс и таких как: Гайдар, Чубайс, Греф, Клишас,  Нарусова иже с ними. Семейные неурядицы видит большинство детей в нищенствующих семьях, начиная со школьной скамьи. Отсюда рост  негативных явлений  — пьянство, наркомания, проституция, насилие.

     Так, в России в 2019 году  было  наркоманов – 6 млн.  из которых: 20%  школьники 9-13 лет; 60% —  молодые люди 16-30 лет; около 20%  старше 30 лет.  Не менее тяжёлая проблема пьянство среди молодежи. Количество выпивающих подростков  растет, а подростковый алкоголизм молодеет. Так, количество молодежи употребляющей спиртное, достигло 33% среди юношей и 20% среди девушек.  Возраст молодых алкоголиков 14−15 лет. И это только официальные данные о тех молодых людях, которые  обратились за помощью к наркологу. На самом же деле, эта цифра  намного выше. Конкретное количество подростков, употребляющих спиртное установить невозможно. По статистике процент молодежи употребляющих  алкогольные напитки: 50% старшеклассников употребляют  спиртное ежемесячно; 40% подростков в 13 лет первый раз попробовали алкоголь; 1 из 4 учащихся школ, употребляют пиво ежедневно; 33% подростков употребляют горячительное дома за ужином с родителями; 44% употребляют спиртное во время учёбы в образовательных учреждениях; студенты в возрасте 18−24 года в состоянии глубокого опьянения занимаются сексом без контрацептивов; более 90% подростков, увлекающихся горячительным, дети из неполных и неблагополучных семей. В  стране около 4.5 млн. проституток, включая несовершеннолетних.      Воспитывать патриота в себе  следует в течение всей жизни, этому  должна способствовать  среда, в которой   проживаем. После событий 1991 г. среда обитания не способствует воспитанию прежних патриотических чувств.  Патриотическое воспитание  должно входить во все школьные дисциплины, особенно историю.  Гражданско-патриотическое воспитание – это составная часть воспитания, главной целью которого является становление самодостаточного гражданина-патриота, готового к выполнению гражданских и конституционных обязанностей, к наследованию духовных и культурных ценностей народа, достижения высокой культуры взаимоотношений. Оно способствует единению, укреплению социально-экономических, духовных, культурных основ развития общества и  государства.

        Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъёмом патриотизма, переносом основных усилий по патриотическому воспитанию в регионы, общественность которых демонстрирует негативное отношение к сепаратизму и указывает на необходимость более активного участия центра в проводимых на местах мероприятиях патриотической направленности. Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство. Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, армии, флота, других силовых структур, ветеранских, молодежных, общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации. Однако министерство обороны и министерство образования  и их структуры зачастую уклоняются от этой важной,  государственной задачи. Военные комиссариаты вообще самоустранились  от вопросом патриотической работы,  контроля ухода за памятниками, памятными местами связанными с героическим подвигами нашего народа. Многие памятники и захоронения находятся в запустении,  бесконтрольны ибо возложены на местные органы власти, которые зачастую не в силах решать эти вопросы  из-за отсутствия денежных средств.

     Учитывая, что патриотическое воспитание это беспокойный,  сложный компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности, руководители стараются работу переложить на второстепенных лиц – помощников,  различные советы и ветеранские организации. А те как правило не понимают, что от них хотят, ибо не знают глубину вопроса.  После развала СССР уничтожены многие  наработки советского времени. Потом  началась хаотичная работа,  разброд в умах, делах и поступках.  Дорогостоящее строительство парка «Патриот» не привело к активизации работы среди школьников и молодёжи. Мало  кто поедет за 60-70 км. от Москвы, дабы увидеть храм и отдельные виды новой техники… А тем более школьники и молодежь, приехавшие в столицу их отдалённых регионов. В тоже время, не успели открыть парк «Патриот»,  тут же   объявлено, что музей Вооруженных сил Советской, а ныне Российской армии планируют выселить из столицы, а помещение отдать банкирам.  В структурах власти много тех, кто оскорбляет   россиян. Они занимают высокие посты   здесь, а  семья находится в Европе или США. В России патриотизм стал одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в различных сферах реформируемой  государственности. Разброс мнений  велик: от дискредитации патриотизма до призывов  к единению российского народа на основе интеграционного потенциала патриотизма, принятия Государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2020 годы», а также «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», в которой патриотизм определяется как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите». Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму. «Патриотизм — это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества».  В Указе  Президента РФ  2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» сказано, о  необходимости больше внимания уделять оказанию поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, в том числе права на сохранение общероссийской культурной идентичности, обеспечение защиты их интересов, укрепление братских связей между русским, белорусским и украинским народами,  противодействие попыткам фальсификации истории, защиты исторической правды, сохранение исторической памяти (5).

     а).  Система патриотического воспитания в постсоветской России.

      В Российской Федерации более тысячи  организаций  военно-патриотического характера. По самым скромным подсчётам они  охватывают более 100 тысяч юношей и девушек. С советских времён существуют   Суворовские и Нахимовские военные училища, ДОСААФ, военно-патриотические клубы. Но появилось и  новые. Они вписываются в рамки Государственных программ «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 – 2020 годы». Организации, работающие с детьми и молодежью, обрели единый ориентир для  деятельности. Проводниками патриотического воспитания являются субъекты воспитательной деятельности, в качестве которых выступают государство в лице федеральных, региональных и местных органов власти; учебные заведения; различного рода общественные организации и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы; средства массовой информации и другие. Основные структуры  патриотического воспитания можно разделить на три группы: а).государственные; б).общественно-государственные; в).  общественные. Примерами первых являются Суворовские и Нахимовские военные училища и кадетские корпуса, вторых —  ДОСААФ как общественно-государственная организация, третьих — различные военно-патриотические, поисковые, военно-спортивные ассоциации и клубы, военно-патриотические клубы при РПЦ и скаутские организации.

     Суворовское (Нахимовское) военное училище — это специализированное учебное заведение для молодежи школьного возраста. Поступление до 2008 года было возможно исключительно для лиц мужского пола. До недавнего времени такие училища давали своим воспитанникам среднее школьное образование и одновременно готовили их к поступлению и учёбе в военных вузах. ДОСААФ. Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту —  Общероссийская общественная организация содействия армии, авиации и флоту, массовая оборонно-патриотическая организация трудящихся, цель которой — содействие укреплению обороноспособности страны и подготовке  к защите Отечества. 17 декабря 2009 г. состоялся  съезд РОСТО (организации-правопреемника советского ДОСААФ). Съезд утвердил преобразование Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ)» в Общероссийскую общественно-государственную организацию «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ России). ДОСААФ призвано стать основой допризывной подготовки в нашей стране — об этом сказано в  Концепции федеральной системе подготовки граждан к военной службе. Число армейских специалистов, подготовленных ДОСААФ, должно ежегодно составлять 200 тыс. чел. За последние 10 лет в ДОСААФ  подготовлено около 1,3 млн. специалистов (в среднем —  130 тыс. в год). Скаутское движение — это всемирное добровольное юношеское движение, занимающиеся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей так, чтобы молодёжь могла занять конструктивное место в обществе.  В России нет единой скаутской организации. Крупнейшими из российских скаутских организаций являются: Организация Российских Юных Разведчиков (ОРЮР), Национальная Организация Российских Скаутов-разведчиков (НОРС), Русский Союз Скаутов, Российская Ассоциация девочек-скаутов и другие. В России более 5 тысяч различных  военно – патриотических клубов.  Учебная методика военно-патриотических клубов включает в себя спортивный элемент, военную подготовку, основанную на опыте боевых действий, и патриотическое воспитание. Клубы  пользуются своими  учебно-методическими наработками, в основе которых лежат разные армейские, спортивные учебные программы.

      Военно-патриотические клубы при РПЦ.  Начиная со второй половины 1990-х годов, в православной системе образования начинают складываться структуры военно-патриотического воспитания. Возрастает число военно-патриотических клубов при приходах, монастырях. Их цель —  привить подросткам нравственные и духовные ориентиры на основе Православной веры, любовь и верность  Отечеству, воспитать готовность и умение защитить свою Родину и ее святыни. Как сказал один из  руководителей клуба «Дружина» А. Кравченко: «Православная Церковь всегда являлась, наряду с служилым сословием и народом, одной из главных опор Российской государственности. И в качестве таковой всегда занималась вопросами защиты Отечества. Вспомним, как Дмитрия Донского на Куликовскую битву благословлял Преподобный Сергий Радонежский. Или как ополчение Минина и Пожарского родилось потому, что прозвучал пламенный призыв Патриарха Гермогена к освобождению страны. И таких примеров не счесть…».  В России при храмах работают клубы: «Доброволец», «Воскрест», «Россияне» и другие. Их руководители заявляют, что если война докатится до России, воспитанники православных клубов готовы идти воевать,  некоторые уже воюют…

      Проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи в соответствии со Стратегией национальной безопасности и Госпрограммы по патриотическому воспитанию занимает важную роль в обеспечении как национальной безопасности России, так и безопасности конкретного человека. Патриотизм не заложен в генах человека: это не наследственное, а социальное качество. Настоящий патриотизм имеет гуманистическую сущность — уважение к культуре других народов и их традиций. Культура межнациональных отношений и патриотизм —  эти два явления связаны между собой. Патриотизм включает в себя различные духовные компоненты: сохранение родного языка; заботу и долг перед большой и малой Родиной; уважение к историческому и культурному наследию страны; ответственность за судьбу страны; милосердие и гуманизм, т. е. истинный патриотизм — это комплекс позитивных качеств, которые должны быть сформированы обществом, педагогами в подрастающем поколении.   Постсоветская Россия  сталкивается с многочисленными вызовами — попытками переписывания истории, принижением своей роли в мировой истории, подменой традиционных ценностей, характерных для русской культуры. Однако существует средство, которое помогает защитить общество перед лицом этих угроз, это осознанное отношение к Родине, к её прошлому, настоящему и будущему, развитие национального самосознания подрастающего поколений.  В начале XXI века патриотизм выступает как мобилизационный ресурс развития личности, общества и государства. Он призывает всех граждан объединиться, чтобы достигнуть общей цели — сделать всё возможное для становления экономически мощной и политически стабильной державы. За прошедшие годы  многие молодые люди  перестали творчески работать над собой, читать книги, журналы, газеты,  учиться, содержательно  мыслить, анализировать, прогнозировать,  принимать правильные самостоятельные решения. Идет деградация населения — молодёжи. Амбиций много, а дела нет.

     29.Х. 2015 г. создано всероссийское военно-патриотическое общественное движение — «Юнармия». Юнармейское движение создано по инициативе Минобороны РФ и поддержано президентом Российской Федерации. Оно призвано объединить все организации и органы, занимающиеся допризывной подготовкой граждан, чтобы систематизировать патриотическое движение, а также увлечь учащихся военно-патриотической тематикой. Численность участников движения, по данным июля 2017 г., составила около 140 000 чел.,  штабы движения открылись во всех субъектах РФ. Сегодня вступить в «Юнармию» может любой школьник от 11 до 18 лет. Членство в организации является открытым и добровольным. Главной целью этого движения является вызов интереса у подрастающего поколения к географии и истории России. Члены движения  занимаются  волонтёрской деятельностью, принимают в культурных и спортивных мероприятиях, получают дополнительное образование, навыки оказания первой помощи.  Делается упор и на другие виды патриотической и воспитательной деятельности: – пропаганда спорта и здорового образа жизни; профилактика подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и курения; формирование патриотических чувств у подрастающего поколения и воспитание чувства гордости за свою страну; противодействие религиозному и политическому экстремизму в молодёжной среде, воспитание толерантности; включение учащихся в активную созидательную деятельность на благо своей Родины.  Проживая  в СССР мы не думали о завтрашнем дне, не думали что с нами станет если к власти придут предатели ленинских и сталинских идей, поэтому потеряли великую Родину – мать! А мать она одна, что осознали слишком поздно, — когда ее потеряли.

    Прошло 80 лет  с начала фашистской агрессии, Война  унесла  десятки миллионов советских граждан. Разгром фашизма, установление послевоенного миропорядка  достигнуто большими  усилиями  всех  народов  Советского Союза. Ныне обстановка в мире напоминает предвоенную, НАТО у границ России, бывшие друзья ушли к врагам. Ветераны, труженики тыла,  Дети войны  стремительно уходят.  Им на смену приходит  молодежь, зачастую дезориентирована, запутана, извращена СМИ и ложной пропагандой. Служить Родине надо честно, не  срамить честь отцов, дедов и  прадедов.  «Армия сегодня является народной скрепой. В числе причин  популярности социологи  называют: это понятный институт, с очень ясными функциями. Он, разумеется, понятней парламента, судов и профсоюзов и, как выяснятся, даже понятнее  президента и РПЦ». (6). Сражение за умы людей, прежде всего молодёжи не знает каникул и передышек. Информационные войны идут круглосуточно. В этом мы убедились по  событиям в братской Украины. В итоге брат встал на брата: русский против русского, русин против русина,  украинец против украинца. Взявшие в руки оружие,  борются не за свою независимость, а за интересы олигархов Запада и  США. 

     В прошлом было по-иному.  Вспомним подвиг  русского и советского генерал — лейтенанта  Дмитрия Карбышева, зверски  замученного фашистами в концлагере Маутхаузен.  Ему  предлагали достаток, сытную жизнь, если перейдёт на их сторону. Но генерал — патриот ответил:  «Я совестью и Родиной не торгую». А такие  как маршалы  Шапошников, генералы Кабец, Грачев, Куликов, Ерин, Шойгу, Громов, Лебедь, Волкогонов, Романов  иже с ними,  предали присягу и страну. Они опоганили всех офицеров честно служивших Родине и народу. Ф.М. Достоевский говорил: «Кто проклинает свое прошлое, тот уже наш». (7). Этим   ловко пользуются наши враги. Где не дорабатываем  мы, там нишу занимает враг! Американский философ Б. Фуллер, отмечает, что жизнь коротка: «Я прожил 70 лет. Это составляет 600 тыс. часов. Из них 200 тыс. я проспал. 100 тыс. ушло на то, чтобы есть, пить, восстанавливать свое здоровье. 200 тыс. часов я учился и зарабатывал на жизнь. Из оставшихся 60 тыс. часов я провел в дороге. Остаток – время, которым я мог располагать, свободно, — составил всего около 40 тыс. часов, или около полутора часов в день» (8)  Россия нуждается в патриотах,  но не предателях,  их предостаточно. В годы борьбы с фашизмом сотни тысяч  предателей в т.ч.  казаки, перешли на сторону врага, воевали против СССР-России, а сейчас им ставят памятники (Краснову, Шкуро, Доматов и др.). Нынешние кремлевские посидельцы и лучшие министры С. Шойгу, С. Лавров  стараются это не замечать. Вот почему разрушают могилы, сносят памятники в Польше, Украине, Чехии, Прибалтике, а  власти помалкивают.  Патриотизм не может быть выборочным, он или есть, или нет.    б).  Проблемы патриотического воспитания.

      Патриотизм не возникает на голом месте, патриотами не рождаются, ими становятся в непростом процессе развития личности. Попытки родителей переложить ответственность на учителей и воспитателей, а последних – вернуть эти упреки родителям только усугубляют ситуацию. Среди основных   проблем патриотического воспитания: а). Отсутствие у молодых людей духовно-нравственных ценностей. б). Слабые познания в области культуры, истории. в).Недостаточная работа воспитателей по военно-гражданской тематике. г). Нравственные проблемы общества. Постсоветское  российское общество поглотил не только кризис экономический,  духовно-нравственный  но и многие другие проблемы.  Следствием этого явилось разрушение ценностных устоев и установок. Новые «идеалы» во многом деструктивны, разрушают личность, семью, государство. Геополитические интересы противников России состоят в дальнейшей деградации народа. Стимулируется сепаратизм национальных окраин, межэтнические, межконфессиональные конфликты, молодежи подбрасываются чуждые нашему менталитету и морали идеалы. Под угрозой национальная самоидентификация, перспектива для России – разрушение культурного пространства. Русский народ преследуют и притесняют не только в Прибалтике, Украине, Казахстане, Киргизии, Узбекистане,  Абхазии но и в Туве, Татарстане, Калмыкии, Якутии других регионах где  нагнетается национальная вражда. Для многонациональной России это опасное явление.  Потеря подростками жизненных ориентиров эксплуатируется различного рода сектами, субкультурами, экстремистами. Учителя во многом превратились в менеджеров, оказывающих образовательные услуги. На «вечные вопросы» о том, кто ты, в чем смысл жизни, детям никто не дает ответы.  Система подготовки учителей нарушена,  воспитателей крайне мало. Родители заняты добыванием средств к существованию, становится больше неполных семей. Школьники, молодёжь    предоставлены сами себе, общение дворовое. Нездоровые тенденции всячески подпитываются СМИ. Доброта, семейные ценности, гражданственность, патриотизм вытесняются наркоманией, алкоголизмом, нетерпимостью друг к другу на бытовом,  уровне, преступными бизнес-схемами. Здоровая часть общества понимает, что воспитание подрастающего поколения – одна из актуальных проблем государства, но не только его. Для преодоления  негативных тенденций,  нужно скорее решать социальные, нравственные проблемы, для чего необходима активная жизненная позиция каждого члена общества. Дети не рождаются ни с чувством любви, ни патриотизма. Этому их должны научить взрослые, которые рядом, прежде всего, своими делами и поступками. У  наших предков проблем с патриотизмом не было. Поэтому, в нынешние кризисные моменты истории общество вынужденно обращается к опыту прошлых поколений. Каждый раз выясняется, что все самое ценное, мудрое уже давно придумано, опробовано. Знания, которые накопило человечество, «всего лишь» нужно изучить и использовать. Возраст совершеннолетия на Руси наступал гораздо раньше, чем у детей нашего времени. Современное общество в законодательном порядке определяет возраст, до которого молодежи запрещается продавать пиво. Перед детьми сотни лет назад  такой вопрос не стоял. Как только ребенок начинал хорошо ходить, его сажали на коня. Мальчикам вручали деревянный меч, а девочкам – тряпичную куклу.   Период младенчества заканчивался быстро, формирование личности происходило с младенчества. Родителям некогда было теоретизировать, отвлекаться на телевизор, футбол, компьютер, телефонные звонки, машину и т.д.  Перед семьей и  государством остро стоял вопрос выживания. Нужно было строить жилище, пахать сеять, ставить на ноги младших, защищаться  от внешних врагов. Любая проблема решалась «всем миром», семья ставилась во главу угла, а государственный интерес имел приоритет над любым другим.  Проблема патриотического воспитания не может быть решена без формирования у молодого поколения уважительного отношения к своим корням, старикам, прошлому, настоящему, стране в целом. Далай – лама ХIV отмечает: «Хорошие человеческие качества – честность, искренность, доброта, сердца – не могут быть ни куплены за деньги, ни произведены машинами, а только самим умом. Мы можем назвать это внутренним светом».  Хорошие  слова, но как их внушить нынешним правителям, жадному олигархату, рвачам разных уровней  и , их рьяным пособникам.  Здоровая часть общества понимает, что воспитание подрастающего поколения одна из важных проблем. Для преодоления негативных тенденций, нужно скорее решать социальные, нравственные проблемы, для чего необходима активная жизненная позиция каждого члена общества, мобилизация, консолидация энергии родителей и  педагогов. Природа патриотизма не абстрактна, она зиждется на любви к конкретным вещам. Дети не рождаются ни с чувством любви, ни патриотизма,  этому  должны  их научить взрослые, которые рядом, прежде всего, своими собственными примерами и поступками.   Великий советский педагог В. Сухомлинский всю жизнь проработал в школе, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании, оказал огромное влияние на развитие всей отечественной педагогики, писал о том, как  как учить и воспитывать детей. Его 8 принципов воспитания: 1. Научить жить. 2. Быть настоящим отцом. 3. Быть талантливым родителем. 4. Быть мудрым учителем. 5. Воспитывать без наказаний. 6. Развивать любознательность. 7. Уметь делать домашние задания быстро. 8. Лайфхаки для студентов (лайфхак от  англ. life hacking  — «хитрости жизни», «народная мудрость», «полезный совет»).1. Научитесь слушать лекции. 2. Избегайте авралов с круглосуточным сидением над конспектами. 3. Ежедневно читайте и штудируйте четыре-шесть страниц научной литературы.4. Вставайте рано и полтора часа посвящайте учебным предметам или любой другой развивающей деятельности. 5.Умейте расставлять приоритеты. Учите сложные предметы в первую очередь. 6.Ищите собственные стимулы к учёбе.7. Избирательно подходите к книгам. 8.Умейте говорить «Нет». 9. Не тратьте время на пустяки и болтовню. 10. Не откладывайте на завтра. 11. Никогда не прекращайте умственного труда. Сухомлинский считал,  обязательно  делать те уроки, которые задали сегодня, даже если следующий урок по этому предмету будет  через неделю.

         Много говорится о патриотизме в постсоветской России, а дела желают лучшего. В чём причина?  Максимум изолирован доступ к молодёжи.    Проблемно   посетить   воинские части, кадетские корпуса,  школы,  вузы.    Не во всех школах есть музеи (уголки), а отдельные  созданы для показа и отчёта. Во многих школах и вузах работа ведётся спустя рукава. Многие руководители школ не  рады  ветеранам,  работают казенно, дети это видят и понимают. Абсурдно слышать, что школьникам запрещено ухаживать за памятниками даже на своей территории. Патриоты работают бесплатно, так должно быть повсеместно. Руководители не зависимо от форм собственности школы, вуза,  фирмы, организации,  должны отвечать за патриотическую работу в коллективе. Есть много нормативных документов: ФЗ «О воинской  обязанности и  воинской служб»,  1998г. с дополнениями и изменениями; Закон «О ветеранах» 1994г.;  Законы о Государственном Гимн, Герб и Флаг;  Закон «О музейном фонде  РФ и музеях РФ» 1996г. №54-ФЗ; законы «Об обороне» «Об образовании»; закон РФ «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» 1993г. №4291-1; Закон «Об увековечивании победы советского народа в ВОВ 1941-1945гг.» 1995г.; закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012г. № 273;  Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; закон города Москвы «О молодежи», приказ МО РФ 719 от 4.Х. 2014г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию работы с ВО МО РФ»  и другие. Они определяют теоретические  вопросы по воспитанию  однако —  теория без практики  мертва. … Как говорил китайский философ Конфуций: «Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами».

1.Даллес А. Директива Сов. Нац. Безопасности США. №21/1 от 18.8. 1948г.

2 и 2/1. Мединский В.Р. «О русском воровстве, душе и долголетии». М. 2010г. с. 279-281.

3.Прохоров А.М. Военно-энциклопедический словарь. М. 2002г. с. 1122.

4.Журнал «Служба и служение». №19, июнь 2019г. с. 2-9.

5.  Указ  Президента РФ. № 400, от 2 июля 2021 г.

6.Журнал «Огонёк». №8, 2018г.

7.«Советская Россия. Улики». №156,  2.9. 2021г.