В.А. Попович: «Дела Петра прославили Россию на века!»

В истории государства российского немало выдающихся государственных и военных деятелей  прославивших    страну и народ на века. Это прежде всего: А. Невский. Д. Донской, К.  Минин, Д.  Пожарский, Ф. Ушаков. Екатерина II, А. Суворов. М. Кутузов, П. Нахимов, В. Ленин, И. Сталин, Г. Жуков. Ю. Гагарин   и многие другие.  Однако,  одним  из  самых выдающихся государственных и военных деятелей, создателей военного флота  был  Петр Великий.   Как отмечает Главнокомандующий Военно-Морским флотом России  адмирал Н. А. Евменов:  «Редкий случай в мировой практике, чтобы глава государства почти 30 лет фактически служил на флоте, сам проектировал и строил корабли, командовал ими, руководил морскими сражениями имел заслуженное звание адмирала».  Петра по праву считают великим правителем,  ибо никто до него и после него не сделал столько для развития морской мощи страны как он. Главная его заслуга в том, что он сумел привести многовековую борьбу русского народа за выход к морям  к успешному результату – Россия стала сильной морской державой.  У неё появились корабли и  свой Военно –Морской  флот.

    Морские заслуги Петра  можно считать прежде всего: 1. В создании регулярного Военно-Морского флота и подготовке специалистов морского дела.  Он сам прошёл морской путь от юнги до полного адмирала. 2. Пётр  создал в России базу для кораблестроения и  плавучий тыл флота. 3. Под его руководством  создано  ряд новых морских портов,  укреплены  старые порты гаваней и крепостей, что обеспечивало надёжное базирование флота. 4. Пётр стал  основоположником гидрографической службы в России. При нём начала  зарождаться российская картогграфия. 5. Одновременно с военным он создавал коммерческий флот,   начал  масштабное строительство искусственной системы водных сообщений. 6.Пётр I организовал разработку отечественного морского законодательства и  принимал участие в  его реализации. 7. По указанию  Петра в России впервые организован  подъем затонувшего судна — судоспасение и судоподёмные работы. 8. Пётр  основатель — создатель частей морской пехоты (морских солдат). Им решены  и  другие нововведения. Природа соединила в этом самородке необычные способности политика, государственного деятеля,  полководца и флотоводца.   Он  создал в России новое сухопутное войско и морской флот и  своим  умом и недюжинной силой воли в боях и походах добился высокого признания и званий генерала и адмирала.  Его заслуги признаны в мире.

      9 июня 2022г. исполняется 350 лет со дня рождения Петра Великого, одного из самых  уважаемых и почитаемых правителей         России ХVIII века, — особенно среди военных моряков. Петр I  вывел Россию в число  европейских   государств, открыл — прорубил окно в Европу. Теперь, через 350 лет пытаются его закрыть. Прошло почти три столетия как его не стало, а  дела и заслуги его и  сегодня имеют важное значение для российского государства. Это был правитель большого ума, широты мыслей и практических дел не то, что ельцинские наследники  разрушающие страну и истребляющие народ. Пётр всё творил  во благо  государства российского.

     Пётр I был  последний царь «Всея Руси» и Московского государства,  первый российский император  (с 1721г.), великий преобразователь России, выдающийся государственный  и военный деятель. Он  создатель регулярного Военно-морского флота, замечательный флотоводец, — адмирал. Заслуги Петра перед государством не поддаются оценке, ибо они велики. Он остался  в истории России навсегда. Уникальность Петра в дополнение к многим особенностям  состоит в том, что это был редкий в мировой практике факт, когда правитель великой державы всю свою жизнь управлял государством, проходил флотскую службу, командовал кораблями и флотами, водил в море эскадры, руководил морскими сражениями, достигал победы над противником, добывая славу и честь государству Российскому на море и суше. Создание в России за столь короткое время, с нуля, мощного  флота, разработка основ его комплектования, обучения и воспитания экипажей кораблей — это одно из самых выдающихся достижений Петра Великого.

      В мировой практике таких примеров мало.  Он любил и ценил флот, считал его важнейшим для государства российского, берега которого уже тогда  омывали многие моря. Говорить и писать о Петре Великом не просто,  ибо это личность высокого уровня, сложная и противоречивая. О значении Петра для России  В.Г. Белинский писал «…простой смертный вообще не в силах дать оценку Петру Великому, ибо Пётр – фигура в истории России уникальная, посланная свыше». В полной мере флотоводческое искусство Петра проявилось во время Северной войны. Это выражалось: в планировании боевых действий на море, изменение их в ходе сражения; выбор способов боевых действий и  проведение стратегических манёвров сил флота; организации взаимодействия армии и флота, между парусным и гребным флотами; правильный выбор оборонительных и наступательных действий; стратегическое и оперативное управление силами флота. Начав войну с небольшим числом галер и  парусных судов Пётр добился того, что к концу Северной войны Российский военный флот превратился  в грозную силу, а на заключительном этапе стал играть решающую роль на Балтийском морском театре военных действий. Шведы понесли сокрушительное поражение. Попытки стран НАТО ныне изолировать Российский флот на Балтиком море   — пустая затея.

    (Справка:  «Петр  родился 30 мая (по старому стилю) 1672 года в Москве от второго брака царя Алексея Михайловича и  Натальи Кирилловны Нарышкиной  — дочери стольника, помещика и полковника. После смерти в 1676г. царя Алексея Михайловича трон занял 16 – летний его сын Фёдор Михайлович (от первого брака), который правил до 1682 года. После его смерти произошёл уникальный для российской истории случай, — на царство  венчались два несовершеннолетних мальчика — 16 летний Иван и 10 летний Пётр. Их регентшей  стала царевна Софья, четвёртая дочь царя Алексея Михайловича от первой жены Марии Милославской. Слабоумный Иван —  брат Софьи   считался также царём вплоть до своей смерти – 1696г. Всё  это время за царский престол вели борьбу два клана Милославские (Софья) и Нарышкины — Пётр I, которого  неоднократно пытались отравить.  Полноправно  Пётр стал править Россией  после смерти матери в 1694 году, Сестру  (по отцу) Софью отправил в Новодевичий монастырь,  — где она  скончалась в 1704 году».).

       В детские годы будущий  царь любил  играть  в войну. Его детские годы во многом проходили  в селе Преображенском, в 7 километрах от  Кремля, где  увлекался военными баталиями.  Здесь ему было уютно, здесь он был в кругу единомышленников. Именно в Преображенской воспитана любовь и тяготение   будущего императора к военному делу – армии и флоту. В раннем возрасте Пётр понял, что вся сила государства основывается на хорошо устроенной армии. В Преображенском,  а потом на Плещеева озере у Петра  возникла  тяга и любовь к  морю и флоту которые он пронёс через всю свою короткую жизнь. Гениальность Петра в морской сфере состоит в том, что все свои таланты и способности  направлял на желание пробиться к морю, создание военного флота, превращение России в сильное морское государство.  Повзрослев и став полноценным хозяином российской державы  Пётр   постоянно был  в войнах: азовские походы против турок (1695-1696гг.). Северная война против Шведов (1700-1721гг.), война против Турции (1710-1711гг.), война против Персии (1722-1723гг.). Несмотря на это, он умело руководил огромной страной, руку с «государственного штурвала» не опускал. При огромном   обилии государственных вопросов и забот окончательно и бесповоротно  выбрал курс – на море.

     За пять лет, с 1693 по 1698гг., в жизни Петра произошли три важных события. Первым стали две поездки царя в Архангельск   на Белое море в    (1693 и 1694 гг.). В Архангельске  Пётр впервые увидел большие  морские корабли и выходит в море при штормовой погоде. Здесь Пётр  окончательно осознал важность выхода России к морю  и необходимости строить  мощный военный флот. Второе событие  связано с  двумя  походами  Петра Великого (1695 г. и 1696г.), против турецкой крепости Азов. Именно здесь у него появился первый  настоящий  боевой опыт. Однако, первая осада Азова  принесла   неудачу, но это не остановило царя. В  1696 году  он повторил поход и достиг  победы над турками, хотя  досталась  она немалыми  усилиями и жертвами. Именно в Азове Пётр окончательно поверил в силу флота и его важность для государства российского. В 1696г. им принято решение строить Военно-морской флот.

    Под Воронежем на реке Дон началось строительство большого «морского каравана». Который положил начало первому в России регулярному морскому формированию, без которого победа под Азовом была бы не  возможна. Здесь, на берегу Азовского моря Пётр Великий начал возводить город Таганрог- первый в  стране военный порт для базирования кораблей Азовского флота, что стало генеральной репетицией  для строительства   (через шесть лет), города и порта на  Балтике. Феофан Прокопович  о создании Петром I  регулярного Военно-морского флота говорил: «Негоже жить у моря и не иметь флота. – Морской флот полезен государству. – Российское на море воинство благословил Бог». Следует  признать, что в России не все  чтили завет Петра Великого – беречь отечественный Военно-морской флот. Так, посте после его смерти в 1725 году,  флоту многие десятилетия не уделялось достаточного  внимания. Только при Екатерине Великой (1762-1796гг.) Военно-морской флот России снова был востребован Период её правления многие считают «золотым веком» Российской империи и флота.  При Екатерине Россия провела две войны против османских турок и окончательно закрепилась на Чёрном море. Спустя столетия, за эти земли и сегодня льется кровь, но уже не османов, а братьев по крови.

       Третьим важным событием в жизни Петра была его поездка за границу, в Западную Европу (1697-1698гг.), где он был в составе Великого посольства, был десятником,  под именем Петра Михайлова. Эта поездка преследовала в основном морские цели: изучить опыт строительства кораблей и организации военно – морского флота  ведущих морских держав, набрать для нужд России грамотных и опытных специалистов — корабельного дела мастеров. В Риге он нанял за 60 червонцев два малых бота и тайно покинув её, убыв в Курляндию, откуда на судне «Святой Георгий» из Митавы пошёл морем в Кенигсберг — ныне Калининград.  Так он впервые увидел Балтийское море. В конце июня Пётр  на корабле прибыл в порт Пилау (ныне Балтийск), а потом  снова по морю отправился в Голландию.  Когда в море появились пираты он высадился в Германии и снова по воде – реке Рейн и каналам 7 августа 1697г. прибыл в Амстердам (Голландия). Он поселился в небольшом городке Саардаме, но уже 16 августа приехал в Амстердам, где  увидел большие  суда которыми восхищался,  участвовал в военных учениях и наблюдал за морскими сражениями  Но ему хотелось познать больше и посетить Англию, в то время одну из ведущих  морских государств  мира.

     Король Англии Вильгельм III пригласил Петра Великого посетить его страну и 9 января прислал за ним три военных корабля и две яхты. Во время  перехода  царь больше времени находился на палубе восхищаясь увиденным. В Лондоне Пётр неоднократно встречался с королём и говорил о желании создать военно-морской флот. В Портсмуте  Пётр  три дня осматривал корабли, а на линейном корабле «Гамбург» выходил в море. Он неоднократно посещал Вулидж где находился главный артиллерийский арсеназ английского флота. В то время Лондон был крупнейшим городом мира,  насчитывал 700 тыс. чел., а порт Лондона в 1698г. принял более 14 тыс. кораблей. 25 апреля 1698г. царь вернулся в Голландию, где продолжал изучать морское дело. Лозунг Петра Великого был: «Не знаешь  — учись  но делай».  Вернувшись в 1698 г. в Россию,  он велел всех  детей бояр, дворян и помещиков расписать по полкам, а многих из них распределить во флот послав в Воронеж и Азов для обучения морской службе. При этом заявил: «…чтоб никто не надеялся на свою породу, а доставал чины службой и собственным достоинством».

      Не получив поддержки у западных партнёров в борьбе против Турции,  Пётр перенес свои пожелания  на Север против шведов. Здесь у него нашлись союзники  так пришло решение начать Северную войну со Швецией,   которая длилась более 20 лет (с 1700 по 1721 год). Союзниками против Швеции были:  Дания, Польша и Саксония.    Несмотря на то, что Петр не был   стратегом  в военном деле,  но  имел природный ум, был активным и преданным своему делу и Отечеству. Его любовь к морю, морской стихии  не имела границ. По данным  пастора Геркенса Симона Дитриха, описавшего Петербург 1710 года: «Вода кажется ему истиной стихией, и его часто видят плавающим на яхте, бурее или шлюпке и упражняющимся в плавании  под парусами… Эта страсть настолько сильна, что его величество видят на воде  и,  в дождь, и в снег, и в любую погоду, которой бы она ни была». Он  любил кататься зимой на буерах – санях скользящих по льду. В Кронштадте у Петра было любимое место под развесистым дубом, где   уединялся и дышал морским воздухом. Летом он на несколько дней уезжал в Петергоф и сидя на крыльце своего приморского дворца любовался морем дыша свежим морским воздухом.

    Петр не щадил себя и свое окружение ради службы Отечеству. Корабль для царя стал символом его эпохи, символом  управления Россией. Он говорил, что: «Я приучаю семейство моё к воде, чтобы не боялось впредь моря, и чтобы понравилось им положение Петербурга, который окружён водами. Кто хочет жить со мной, тот должен быть часто в море». Петр велел обрядить царевну и царевен на голландский образец в короткие бостроги (куртки), юбки и шляпы и принудил их вести жизнь морских путешественниц: их часто выводили в море, побывали они в Кронштадте и в Петергофе. Корабль под названием Россия мчалась в перед,  когда на мостике был Пётр Великий. Таких людей теперь не наблюдается. Ельцин, как и его наследники всё рушат и уничтожают, вместе с россиянами. Что-что, а разрушать у нас научились  хорошо — пора научится созидать, как это делали  Петра Великого и И. Сталина. При Петре I в 1709г. был построен первый отечественный трёхпалубный 80-пушечный линейный корабль «Фридемакер». Он оказался крупнейшим боевым кораблём в мире.

       За период с 1694 по 1724год Пётр более сто раз выходил в море на Белом, Азовской, Балтийском, Каспийском морях. Он в сумме провел в море почти два года. По его проектам было построено  не менее 15 военных кораблей. Он лично участвовал в спуске на воду около 50 кораблей и в закладке 30. 10 раз командовал различными отрядами кораблей  в боевых действиях  российского флота против турецкого и шведского флотов. В мировой истории нет такого примера, чтобы правитель так много внимания уделял флоту. Подчёркивая значение флота в северной войне, Пётр Великий приказал выбить на медали, утверждённой в честь победы над Швецией, слова: «Конец сей войны таким миром получен ничем иным только флотом, ибо землею никаким образом достигнуть было такого невозможно». Создав военный флот Пётр намного опередив не только западноевропейские страны, но эпоху парусного флота в целом, внеся много нового в состав ВМФ, в его организацию, технологию строительства кораблей и в другие области военно — морского дела.

      Главная морская заслуга Петра в том, что он сумел привести многовековую борьбу русского народа за выход к морям. К успешному результату после которого Россия стала могучей морской державой. У России  появился военно — морской флот,  который в годы СССР  был одним из самых мощных в мире Всё  это благодаря Советской власти которую так ненавидят ельцинисты..  Что касается  заслуг и сравнения В.И. Ленина и Петра Великого, — И. Сталин говорил что : «…последний был каплей в море, а Ленин целый океан». И это неоспоримая истина.

В годы СССР наш советский флот был мощным, ядерным, океанским. Военно — морской флаг Советского Союза реял на кораблях всех морях и океанов  Планеты. Как пишет один из поэтов:

«Не вдруг мы подлость обличаем,

Предательство распознаём,

Протест и гнев свой выражаем,

Коварству бой не вдруг даём.

Известно, труд — источник жизни,

Трудами человек живёт,

Один горбатится до тризны,

Другой купоны лишь стрижёт».

     России пришлось превозмочь большие  трудности и пережить  немалые страдания, создавая флот и превращаясь в великую морскую державу.  Однако,  пожалуй,  только в годы Советской власти СССР-Россия сумела создать один из самых мощных военно-морских флотов в мире. Путь становления и развития флота, это путь взлётов и падений. Так, становление и развитие ВМФ СССР -1930-1945гг. Это первый и боевой период жизни советского ВМФ. Он связан с победой в трёх войнах: Советско – финской (1939-1940); Великой Отечественной (1941-1945) и войне с Японией (1945). После войны началось  создание ракетно-ядерного океанского ВМФ Советского Союза,  его расцвет -50-80-е годы ХХ столетия. Второй период жизни и деятельности Советского Военно-Морского флота связан с участием в холодной войне. В конце 1980-х годов наш флот занимал второе место в мире после флота США.  Третий период – это падение Советского ВМФ. Он связан с изменой, предательством, принижением роли флота и развалом Союза ССР. Оценивая роль Петра Великого в истории государства и флота И. Сталин  понимал,  что  Петру   просто  не  хватило  десяток  или   полтора  десятка лет,  чтобы  до  конца  воплотить  в  жизнь  свои идеи,  замыслы  и  планы.  Иосиф Виссарионович  понимал,  что  наследники  императора   быстро  забудут   указания  и  предначертания  Петра Великого.  После  его  смерти  многие  соратники  вздохнули  облегчённо – «Не  надо  больше  быть  в  бесконечных  баталиях  и  походах,  не  надо  больше  преодолевать  себя,  решая  петровские  задачи». Так произошло и после смерти И. Сталина. Измена, эксперименты и глупости Н. Хрущева, хитрости  Ю. Андропова, Е. Примакова,  иже с ними, привели к трагическим событиям   – горбачёвско — ельцинского предательства, начался период застоя и развала  страны, армии  и ВМФ. Теперь кажется Военно – морской флот,  на пути возрождения. Но возродить его былую мощь  возможно только при власти трудового народа. Флоту быть – России процветать!

 Президент МРОО «Мир океанам», профессор, ветеран ВМФ

                                                                     В.А. Попович

5.06. 2022г.