Космической Эры в развитии человечества
«Когда то, еще в детстве, прочитал слова В.П.Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца»[1] Ю.Гагарин |
— 1 —
12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин стал космонавтом СССР №1, Героем Советского Союза, первым человеком за всю историю человечества, кто, благодаря успехам советской космонавтики, советского ракетостроения, гению Главного Конструктора Сергея Павловича Королева, на космическом аппарате облетел вокруг Земли и успешно приземлился на родную землю. Этим полетом началась Космическая Эра, космическая история человечества, начался Ноосферно-Космический Прорыв в Будущее. И начался он в СССР – России, в стране, которая первой совершила Социалистический Прорыв человечества в начале ХХ-го века, в 1917 году.
Он прожил короткую, но очень яркую жизнь. Родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Смоленской области и погиб 29 марта 1968 года, во время выполнения тренировочного полета на истребителе Миг-15 вместе с инструктором, командиром авиаполка, Героем Советского Союза полковником Владимиром Серегиным, когда самолет, по неизвестным причинам (гипотез много), вошел в штопор и врезался в землю.
Ю.А.Гагарин прожил 34 года, но каких! Раннее детство, проведенное в деревне Клушино, вместе с братьями и сестрами во главе с великой матерью Анной Тимофеевной. На детство выпало самое тяжкое испытание – Великая Отечественная война, оккупация немецко-фашистскими захватчиками. «Пресекая жизнь людскую, фашизм никого не щадил. И вечная ему за то ненависть, беспредельное непрощение. Да, война могла унести Юру, и леденеет сердце при мысли об этом». – так писал в удивительном по духовно-творческому накалу эссе «Сын России» писатель Альберт Лиханов.
И далее он так продолжил свою мысль:
«Но судьба хранит своих избранников. Вместе с братьями и сестрами щипал мальчуган в оборванной одежде первые травинки по весне, чтобы суп сварить. Плакал бессильно и в ненависти сжимал кулаки, когда фашисты угоняли в неволю брата и сестру, и казалось в отчаянии, они никогда не вернутся. Зоя и Валентин, шагающие по улице под прицелом беспощадных винтовочных дул. Жил в землянке во дворе собственного же дома, а в доме гоготали враги. Нет ничего печальней, когда страдают дети. Но когда дети страдают вместе со всей страной – печаль эта рождает великую силу. Ненависть, гнев и воля взрослых пускают корни в детях, рождает надежное продолжение непокоренности»[2].
Автор этого очерка моложе Юрия Гагарина на 3 года, также относится к поколению детей войны, которое выросло достойным своих отцов – воинов Великой Отечественной войны, воинов-победителей, которое подхватило эту эстафету непокоренности и понесло дальше, в будущее, творя и созидая великую космическую державу – СССР. Автор подтверждает это глубокое по мысли наблюдение писателя.
После 6-го класса Гагарин, как его не уговаривали, оставляет школу и уезжает учиться в ремесленном училище, чтобы обрести мужскую специальность литейщика. «Ремесленное окончил отлично, послали в Саратов, в индустриальный техникум – все по той же литейной специальности. Записался в аэроклуб»[3]. Об этом выборе он так потом сказал: «Чтобы стать крылатым, нужно стремление к полету». Аэроклуб и стал началом его профессионального подъема к своей космической миссии. Военное летное училище в Оренбурге – то училище, в котором когда-то учился Валерий Чкалов. Летчик-истребитель. Военное офицерское братство и крылатое счастье. «Авиация крылата не зря. Она крылата как счастье. Люди встречают друг друга… К крылатой профессии прибавилось счастье. Такое же солнечное. Ведь самолет, прорываясь сквозь облака, всегда выходит к солнцу. Всегда. Жизнь – другая штука, но она похожа на полет. И тогда сквозь любые тучи проглянет солнце. Главное – набрать высоту. В небе. В сердце. Ее звали Валентиной»[4].
И Валентина, жена будущего космонавта, ведь тогда она еще не знала его будущей судьбы, оказалась достойной подругой жизни, пронесла верность своему избраннику через всю жизнь.
Служба летчика-истребителя. Назначение на Север. А в это время отечественная ракетная техника, благодаря самоотверженной работе многотысячных коллективов ученых, конструкторов, рабочих, военных строителей, завоевывала одну вершину успехов и прогресса за другой. 4 октября 1957 года был запущен первый спутник Земли и русское слово «спутник» зазвучало на языках всех народов Земли. И Гагарин берет лист бумаги и пишет рапорт о своем зачислении в космонавты. По этому поводу А.Алиханов размышляет так: «Над Землей летали спутники. В космос их выбросили ракеты. Подобные тем, что придумывал Циолковский. В спутниках лают собаки. Значит… Какая такая власть заставила его взять лист бумаги и ручку, сесть за стол и написать рапорт. Кому – понятно, но о чем?.. Можно догадываться, предполагать – да, можно. Но точно никто ни о чем не знает. И в это незнаемое – рапорт. С просьбой конкретной и четкой. Ведь это армия, а не фантастический роман. Его вела власть души и сердца, помноженная на желание и молодость. Пока он только рвался в новое дело. Полет на ракете отличался от авиации. Но туда, в это волшебно-странное дело, должны прийти летчики. Он послал рапорт, его вызвали на новую работу… Испытания на невиданных тренажерах. Освоение новых разделов наук. Медицинские исследования. Прыжки с парашютом. Судьба точно провела жирную линию. То, что было раньше, – важные, но только лишь предпосылки к будущему. А будущее требует сверхсерьезного отношения, учебы, поиска. Все начиналось в ту пору. Первые ученики и первые учителя. Новые курсы лекций. Новые способы испытаний. Они жили, работали, тренировались, вовсе не думая об истории. А она неслышным шагом входила в их жизнь. В жизнь страны. И мира»[5].
Как это было? В январе 1960 года. Центр подготовки космонавтов возглавил полковник медицинской службы Евгений Анатольевич Карпов.
Он формировал первую группу космонавтов. Приказом Главкома ВВС маршала Вершинина от 7 марта 1960 года на должности слушателей-космонавтов Центра подготовки космонавтов (ЦПК) ВВС были назначены: Иван Аникеев, Валерий Быковский, Борис Волынов, Юрий Гагарин, Виктор Горбатко, Владимир Комаров, Алексей Леонов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович, Герман Титов и Григорий Шонин. Затем число членов отряда было доведено до 20-ти членов.
С самого начала, при активном участии Сергея Павловича Королева, был взят курс на универсальную научно-исследовательскую, летную, физическую подготовку с максимальным учетом самого широкого спектра неожиданных нештатных ситуаций. В космос должен был отправиться универсальный человек, и не только в смысле профессионального универсализма, но в первую очередь – духовно-нравственного, мировоззренческого универсализма, потому что космонавт – это тот человек, который встречается в широком смысле с универсализмом Космоса.
Спорт, физкультура, часовые зарядки на открытом воздухе в любую погоду, игровые занятия, сменяющиеся спортивной гимнастикой, прыжки с парашютом в любую погоду, тренировки в барокамере и т.д., и т.п. Парашютную подготовку осуществлял рекордсмен мира по парашютным прыжкам Николай Константинович Никитин. Он поставил задачу: уровень парашютной подготовки каждого из космонавтов за 20 дней должен стать таким, чтобы каждый из них стал инструктором парашютной подготовки. И вот что главное – он добился выполнения этой фантастической задачи.
Но полет Гагарина, который случился менее чем через год 12 апреля 1961 года, готовился всей страной. В этом полете как в «фокусе» отразился космический прорыв всей великой социалистической страны, в нем отразились все достижения отечественной науки, техники, конструкторской и проектной мысли, достижения во всех областях промышленности и строительства, труд рабочих, военных строителей, строивших космодромы и ракетные базы, воинский труд офицеров и солдат становящегося нового рода войск – Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).
Интересно, что автор – слушатель Ленинградской Краснознаменной Военно-Воздушной инженерной академии им. А.В.Можайского, специализировавшийся в инженерной области базирования морской авиации, впервые в СССР, с марта по август 1959 года работал над дипломом по разработке проекта ракетной базы (с посадкой на определенной местности в СССР) для ракеты – аналога американской ракеты «Атлас», с детальной разработкой защищенного командного пункта управления. А потом, так судьба распорядилась, что после выпуска попал на строительство космодрома «Плесецк», на строительство стартового комплекса, подобного тому на космодроме Байконур, с которого «взлетел» в «небо», чтобы покорить Космос, Юрий Алексеевич Гагарин. И отдал 10 лет службы и воинского труда космодрому «Плесецк».
Альберт Лиханов так красочно описал вот этот процесс, который привел к знаменательному старту и гагаринскому возгласу по радиосвязи «Поехали!»[6].
«Это походило на два рукава одной реки. Они двигались навстречу друг другу, зная о том, что надо слиться. Отряд летчиков готовился к неожиданному. К неожиданному готовился отряд конструкторов. А еще инженеры, рабочие. Не один инженер и не один рабочий. У них уже был опыт. Мощные ракеты навешивали над планетой яркие звездочки спутников, но одно дело спутники, даже самые надежные и совершенные. Другое дело – человек. Отлаживались, становясь все лучше, ракеты. Готовились люди. Две реки стремились друг к другу, чтобы соединиться. А сдвигал реки человек. У него были помощники и друзья, много помощников и друзей. Но был еще он сам. Человек мощного ума, великой воли, огромного интеллекта, колоссальных знаний. Но прежде всего громадного таланта. При жизни его имя берегла тайна, немногие знали, кто есть кто в деле, которое затевалось. Человек по имени Главный Конструктор сдвигал две реки, чтобы слить в одно целое, в один избранный день, который потом назвали великим».
И этот день наступил – день 12 апреля 1961 года, ставший днем начала Космической Эры человечества. Гагарина выбрал Сергей Павлович Королев.
По А.Лиханову это происходило так:
«Настал день выбора. Каждый достоин, каждый готов. А когда все равны среди равных, решает как будто несущественное. Одна деталь. Подробность, которой суждено облечься песнями. Припомнив все мыслимые достоинства, Главный увидел улыбку нашего героя. Открытую, как душа народа, добрую, как его слава, мягкую, как его песня. Этот летчик улыбался так, как никто не мог. Никто не умел. Эта улыбка сулила удачу. Точно утверждая улыбку героя, Главный поставил подпись «Королев».
Добавлю только, что улыбка, как и радость, есть эмоция, отражающая освоение будущего (через творчество, через свои деяния) и соответственно есть один из важнейших факторов устойчивости психики человека-творца.
Гагарин взлетел в Космос. Впервые в истории человечества. Взлетел в неизвестность, со множеством факторов риска, «работающих» на то, чтобы оттуда живым не вернуться, а может быть и не вернуться вообще. Взлетел первым из всех людей на Земле, как живущих, так и живших. И вернулся на Землю с Победой.
И снова передаю слово А.Лиханову[7]:
«Космос нужен разуму, которым мы обладаем. Космос важен разуму, значит, нам. Разуму должно вырваться за пределы Земли. Тише, тише, люди, вот она, поступь истории. Затаите дыхание. И запомните день. Двенадцатое апреля. Шестьдесят первый год. Двадцатый век. Он проснулся. Он надел скафандр. Сел вместе с дублером в автобус. Сошел с него и двинулся к Главному, не справившись лишь с одним – с улыбкой. Он сказал товарищам: «Один за всех, и все за одного!». А когда двадцать миллионов лошадиных сил тронули его корабль, крикнул: «Поехали!». Человек преступил таинственное. Прорвал оболочку стратосферы, вырвался в космос. Затаите дыхание, люди. Мир ловит голос Москвы. Ее особо важное сообщение. Человек в космосе. И не просто человек. Его имя Юрий. Фамилия – Гагарин. Тише, люди, тише. Вслушайтесь в рокочущий голос минувших эпох. Вглядитесь в патину прошлого мира. Смотрите! За плечом нашего героя скорбь князя Игоря, мужество ратников Дмитрия Донского, задумчивый лик Михайлы Ломоносова и смеющиеся глаза нетленного Пушкина. За его плечом – Циолковский, Чкалов, тронутые голодом лица ленинградцев, выстоявших блокаду, и славная гвардия героев труда. История вступила в свои права, отливая каждый шаг и каждое мгновение, каждое слово и каждый поступок в вечный материал бессмертия» (выдел. мною, С.А.).
— 2 —
Первый полет Ю.А.Гагарина вокруг Земли, за пределами стратосферы, возвестил о начале Ноосферно-Космического Прорыва человечества, который предвидели К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, и который начался со старта с территории первой страны социализма на Земле – СССР – России, как бы подводя итог ноосферно-космическому поиску всей Эпохи Русского Возрождения.
Понимал ли Юрий Гагарин значение этого полета в пространстве смысла своей жизни? Понимал. Он писал: «Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты».
Понимал ли Юрий Гагарин, что это именно успех советской страны, что это заслуга коллективного гения советского народа? Понимал. Он так по этому поводу и высказался:
«Наш народ своим гением, своим героическим трудом создал самый прекрасный в мире космический корабль «Восток» и его очень умное, очень надежное оборудование. От старта и до самого приземления у меня не было никакого сомнения в успешном исходе космического полета. Мне хочется от души поблагодарить наших ученых, инженеров, техников, всех советских рабочих, создавших такой корабль, на котором можно уверенно постигать тайны космического пространства. Позвольте также мне поблагодарить всех товарищей и весь коллектив, подготовивший меня к космическому полету. Я убежден, что все мои друзья – летчики-космонавты, готовы также в любое время совершить полет вокруг нашей планеты. Можно с уверенностью сказать, что мы на наших космических кораблях будем летать и по более дальним маршрутам. Я безмерно рад, что моя любимая Отчизна первой в мире совершила этот полет, первой в мире проникла в Космос. Первый самолет, первый спутник, первый космический корабль и первый космический полет – вот этапы большого пути моей Родины к овладению тайнами природы».
Юрий Алексеевич Гагарин – это символ Космического Прорыва первой в мире страны социализма – СССР в ХХ веке, который стал закономерным продолжением Русского Прорыва человечества к социализму в 1917 году – продолжением Великой Русской Социалистической Революции! Не понимать этого – значит не понимать Величия Свершенного Советской Эпохой в ХХ веке!
«Все великое творимо народом, – справедливо замечает Альберт Лиханов. – Даже созданное одним – мыслителем, ученым, поэтом, – в конце концов, сотворенное народом. Пушкин – один. Был и будет. Но сам он – вершина народной духовности. Как Ломоносов. [Как Гагарин]. Народ творит людей. Народ творит бури. Сродни волне, сметающей на своем пути гниль, весенней грозе, омывающей раннюю зелень, молнии, разрывающей тьму, – пронеслась над Россией революция. Сравнения неточны. Волна и гроза стихийны. Буря народная направлена в точное русло, поток снес плотину. У русской революции чудесная особинка. Сметая, она созидала. Разрушая, строила. Широки крылья мечты. А еще шире – крылья реальности. То там, то тут, то в одном, то в другом месте даже для глаз невидимо становилась жизнью, правдой, делом. Сын крестьян, поколениями неграмотных, стал инженером. Дочь рабочих, племен униженных и оскорбленных, стала летчицей. Бывшее чьим-то стало общим. Как удивительный цветок, расцветала, сияла ярким светом народная сила, народная воля, народный почин, народный энтузиазм. Являлось доселе не виданное, слыхом не слыханное: государством правил народ, исчезла бедность, каждый был равен другому, и каждый отвечал за страну. Время рождало новые понятия. Время рождало новых людей, новую мораль, новое сознание. Революция, сотворенная народом, стала его достоянием, его честью, его совестью. Можно сказать: [Гагарин] рожден бурей!»(выдел. мною; там, где я использовал выражение «[Гагарин]», у А.Лиханова стоит местоимение «он»; С.А.)[8].
Ю.А.Гагарин, его космический подвиг, как и космический подвиг К.Э.Циолковского и С.П.Королева, приведший к полету первого человека в Космос, рожден Великой Октябрьской социалистической революцией, творчеством труда как в науке, в образовании, в культуре, так и рабочих и крестьян, ставшего властью над общественным капиталом. К.Э.Циолковский, скромный учитель, преподаватель математики, геометрии и физики, исследователь воздухоплавания и ракетного движения, превратился в величайшего ученого-гения, Титана Эпохи Русского Возрождения, увязавшего необходимость «наступления разумного и умеренного общественного устройства на Земле» с космическим прорывом человечества, когда «техника будущего даст возможность одолеть земную тяжесть и путешествовать по всей солнечной системе»[9].
— 3 —
Поставим вопрос: «Случаен ли Прорыв человечества в Космос, в Космическую Эру, символом которых стал Ю.А.Гагарин, именно с России – СССР?».
Ответ – не случаен, а закономерен.
Почему?
Ответ на второй вопрос многомерен.
Первое
Первым основанием этого Прорыва служит Эпоха Русского Возрождения (XVIII – XXI вв.), включающего в себя три цикла своего развития:
- Петровско-Ломоносовский («романтический») цикл (~ 1710 ÷ 1820гг.);
- Пушкинский («универсалистский») цикл (~1810 – 1820гг. ÷ 1910 – 1920гг.);
- Вернадскианский («ноосферно-космический») цикл (~1910 – 1920гг. ÷ ?).
Философско-культуроведческая новация под именем «Эпоха Русского Возрождения» введена мною в 2003 – 2005гг. и попытка ее более-менее фундаментальной аргументации была выполнена в первом томе задуманной монографической серии «Эпоха Русского Возрождения» в 2008 году.
«Петровско-Ломоносовский цикл» – так назван автором первый цикл Эпохи Русского Возрождения в честь императива Петра I, как великого русского реформатора и великого русского мыслителя, стоящего у начала основания русской академической науки и русского университетского образования.
М.В.Ломоносов – «фокус» первого цикла. Он предстает перед отечественной и всемирной историей не только как универсальный гений русской науки, заявившей о себе миру так мощно и полно, но и как первооткрыватель русской истории (противостоящей норманнской версии Г.Ф.Миллера), как русский поэт и живописец, создатель первой русской грамматики, создатель технологий горного дела, инициатор ряда экспедиций в Сибирь и на Север, первооткрыватель производства русского фарфора и т.д. В его творчестве, с одной стороны, проявлен символ возрожденческого русского пафоса петровско-елизаветинско-екатерининской эпохи, а, с другой стороны, раскрылась интегративно-космическая, синтетическая форма самовыражения XVIII века как века подъема Русского Возрождения, несущего в себе смысл возрождения русского духовного гения, его раскрепощения для новой волны исторического творчества. Этот «романтический» цикл украшают такие имена русских творцов – гениев Русского Возрождения, как И.Т.Посошков, Г.Р.Державин, А.В.Суворов, А.Н.Радищев, Е.Р.Дашкова-Воронцова, А.Т.Болотов, Ф.Ф.Ушаков и другие.
«Пушкинский цикл» Эпохи Русского Возрождения назван автором в честь А.С.Пушкина, не только великого русского поэта, «солнца» русской поэзии, но и не менее великого русского мыслителя, историка, словесника, личности космопланетарного, если воспользоваться категорией ноосферы В.И.Вернадского, появившейся уже в начале ХХ века, – ноосферного, масштаба. Именно в 1834 году гениальный русский провидец и писатель Н.В.Гоголь увидел в Пушкине идеал русского человека, который будет достигнут через 200 лет. Отмечу сразу же, что Ю.А.Гагарин, первый покоритель Космоса, стал таким воплощением идеала русского человека, воплощением пушкинской гармоничности, солнечной радости и красоты.
В своей знаменитой речи, при открытии памятника Пушкину в Москве, Ф.М.Достоевский подчеркнул: Пушкин – наиболее яркое воплощение особости русской души, души русского народа, состоящей в той всемирной отзывчивости и склонности к всепримирению, под знаком которой прошло, по Достоевскому, все 200-летие, начиная с петровской реформы.
«Пушкинский цикл» несет на себе печать универсализма пушкинского гения и поэтому автор назвал его еще и универсалистским. Данный цикл представлен такими великими творцами и исследователями, титанами Русского Возрождения, как Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, М.Ю.Лермонтов, Н.Ф.Федоров, Д.И.Менделеев, А.Н.Энгельгардт, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, В.В.Докучаев, К.Н.Леонтьев, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, Н.Я.Данилевский, А.Ф.Можайский, К.П.Победоносцев, Н.Е.Жуковский, А.П.Чехов, А.М.Бутлеров, И.И.Срезневский, И.М.Сеченов, В.С.Соловьев, К.А.Тимирязев, А.С.Попов, С.О.Макаров и др. Уже «пушкинский цикл» заложил основы универсально-космического мировидения, которые наиболее ярко представлены в философии общего дела Н.Ф.Федорова,а затем нашли свое развитие в космической философии хозяйства С.Н.Булгакова, в учении о биосфере и ноосфере В.И.Вернадского, в научно-космичекой школе мироведения Н.А.Морозова, в основах теоретической космонавтики, заложенных творчеством К.Э.Циолковского.
Третий цикл Эпохи Русского Возрождения – вернадскианский – был назван автором так в честь величайшего всемирно-исторического гения Владимира Ивановича Вернадского, «Ломоносова ХХ века», создателя учения о биосфере и ноосфере, ученого-энциклопедиста, Титана Эпохи Русского Возрождения.
Вернадскианский цикл – вершина ноосферной и космической устремленности всей Эпохи Русского Возрождения, расцвет русской и советской науки и культуры, успехов в развитии авиакосмических технологий и техники, апофеозом которых стал ракетно-космический прорыв советской державы, запустившей первой в истории человечества спутник Земли 4 октября 1957 года и на космическом орбитальном аппарате первого человека в лице Юрия Алексеевича Гагарина 12 апреля 1961 года.
Вернадскианский цикл представлен такими Титанами Эпохи Русского Возрождения как В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.М.Горький, А,Л.Чижевский, С.П.Королев, И.В.Курчатов, М.В.Келдыш, Н.К. и Е.И.Рерихи, Н.Г.Холодный, И.А.Ефремов, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, Л.Н.Гумилев, В.Н.Тимофеев-Ресовский, Б.Л.Личков, О.Ю.Шмидт, Н.И. и С.И.Вавиловы, И.М.Губкин, В.А.Обручев, И.П.Павлов, Н.А.Морозов, Л.С.Берг, А.И.Берг, А.Н,Северцев, Б.Е.Патон, Р.В.Козлов, В.А.Ковда, А.Л.Яншин, Н.Н.Моисеев, В.П.Казначеев, Ю.М.Осипов, В.Т.Пуляев, А.А.Зиновьев, К.Я.Кондратьев, Н.Д.Кондратьев, П.Г.Кузнецов, Н.А.Козырев, А.Ф.Лосев, А.А.Любищев, М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, А.Н.Туполев, П.Л.Капица, В.М.Бехтерев, А.А.Любищев, В.Л.Комаров, М.А.Шолохов, В.В,Маяковский, Л.М.Леонов, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, М.П.Щетинин, А.Твардовский, Ф.И.Гиренок, С.Г.Кара-Мурза, А.И.Фурсов и другие.
Эпоха Русского Возрождения – особое явление всемирно-исторической логики развития культуры человечества, в определенном смысле отрицающее ценностные основания Эпохи Западно-Европейского Возрождения.
Эпоха Западно-Европейского Возрождения, если к ней отнести XVIII век, как век Просвещения, охватывает исторический период с XIV века по начало XIX века. Ее «стержень» – устремление к индивидуалистической, буржуазной свободе, т.е. свободе капитала, прославление физической телесности человека, «прометеевский» дух покорения природы ради обогащения человека. Её естественным результатом стал западноевропейский и англоамериканский капитализм, переросший в ХХ веке в глобальный империализм, пытающийся превратить все население Земли, за пределами «метрополии» («золотого миллиарда»), и территорию их проживания, в свою экономическую колонию.
Данному ценностному архетипу западноевропейского — англоамериканского капитализма или империализма дал оценку А.Дж.Тойнби: «Запад способен гальванизировать и разъединять, но ему не дано стабилизировать и объединять… можно заключить, что человечество не сможет достичь политического и духовного единства, следуя западным путем. В то же время совершенно очевидна насущная единственная альтернатива миру – самоуничтожение, к чему подталкивает человечество гонка ядерных вооружений, невосполнимое истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды».
Начало XXI века фактически знаменует собой, процессами развивающейся первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, – окончательное исчерпание потенциала развития, заложенного Эпохой Западно-Европейского Возрождения. Капитализму, эгоцентризму строя мировой капиталократии подписала Экологический Приговор сама Её Величество Природа, т.е. сам Космос.
Эпоха Русского Возрождения по своему ценностному архетипу – другая, она выстраивается на космическом альтруизме, на ответственности человека за все, что он творит на Земле, она обращена к красоте «космической телесности» человека, к коллективизму, общинности, соборности, к любви не только к ближнему, но и дальнему, к кооперации и содружеству.
Гавриил Романович Державин в знаменитом стихотворении «Бог» так представил «Бога» и «Человека»:
«Бог»:
«О ты, пространством бесконечный,
Живой в движенье вещества,
Теченьем времени предвечный,
Без лиц, в трех лицах божества!
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто все собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем Бог!»
«Человек»:
«Я связь миров повсюду сущих,
Я крайня степень вещества,
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Я царь – я раб – я червь – я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? – безвестен;
А сам собой я быть не мог»
Космичность человека – это не просто фиксация космического измерения человека, его Разума, но и одновременно означает его космическую, ноосферную ответственность в своем творчестве, в своем труде на Земле. Эпоха Русского Возрождения в своем космо-ноосферном «векторе» рефлексии взыскует к космо-ноосферной ответственности человека и через эту ответственность – к очеловечиванию человека, к раскрытию его поистине космического и ноосферного призвания.
Совпадение 3-го, «вернадскианского» или «ноосферно-космического», цикла Эпохи Русского Возрождения в ХХ веке с советской, социалистической эпохой и с Космическим Прорывом СССР – России, символом которого стал прекрасный облик, с прекрасной открытой улыбкой, Юрия Алексеевича Гагарина, есть не случайность, а закономерность, кроющаяся в самих основаниях бытия российской цивилизации и русского народа, в самой космо-ноосферной направленности всей Эпохи Русского Возрождения, а если глубже взглянуть – то всей логики движения оснований русской истории и российской цивилизации.
— 4 —
Второе
Вторым основанием этого Прорыва и явления миру этого чуда в лице первого русского и советского одновременно космонавта Юрия Алексеевича Гагарина является советская эпоха, советская цивилизация в лице СССР, творческое торжество раскрепощенного от гнета капитала труда простых людей – представителей всех народов и национальностей, союз которых превратился в единую историческую и социалистическую общность одновременно – советский народ.
В «Слове о советском человеке» – разделе монографии «Слово о русском народе и русском человеке» (2013) автор писал[10]:
«Советский человек – это высшая форма развития русского человека и всех представителей народов и национальностей, проживавших на территории СССР…
Советский человек!.. – Это явление нового человека миру, которого история человечества не знала, человека – альтруиста, человека раскрепощенного труда, человека, для которого творящаяся социальная несправедливость в любом уголке Земного Шара становилась личным делом, личной болью, человека, впервые в истории человечества, сознательно созидавшего свое будущее и будущее будущих поколений советских людей».
По поводу оглушительного космического успеха СССР, связанного с полетом Гагарина, Президент США тогда сказал: «русские победили нас в соревновании за Космос за школьной партой».
Эта высокая эффективность советского общества и советской экономики базировалась не только на высоком уровне организации единого народного хозяйства, планирования и управления социально-экономическим развитием, но и на социалистической по основаниям человеческой революции, благодаря которой появился особый феномен человеческого качества – советский человек.
В лице Гагарина первым в Космос прорвался советский, социалистический человек, для которого общественное, народное, наше, общее даже выше, чем мое. И этот космический прорыв советского человека уже олицетворял собой одновременное новое качество самой наступающей исторической эпохи, соединяющей социализм с космосом. И этот синтез социализма с космосом и есть та «Ноосфера Будущего», т.е. новое Качество Биосферы, в котором человеческий Разум поднимается на высоту космической Ответственности за Будущего всего Живого на Земле.
— 5 —
Третье
Третье основание – это Русский Космизм. Иными словами, Прорыв человечества в Космос, в Космическую Эру именно с России – СССР, был подготовленным Русским Космизмом, как особым течением научно-культурной, философской и православно-духовной мысли в русской культуре и в целом – в Эпохе Русского Возрождения.
Русский Космизм, как русская космическая философия, уходит своими корнями в глубину веков истории, и в определенном смысле так же древен, как древен в своих корнях русский язык. А поэтому можно утверждать, что, с одной стороны, Русский Космизм – один из источников Эпохи Русского Возрождения и ее Космического Прорыва, а, с другой стороны, важнейшая составляющая содержательного наполнения Эпохи Русского Возрождения, наиболее полно себя проявившая в «вернадскианском цикле», в творчестве К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, С.П.Королева, в практической советской космонавтике ХХ века и начала XXI века.
Г.С.Батищев подчеркивал, при анализе феномена Русского Космизма, что он, Русский Космизм, стал «провозвестником новой парадигмы в культуре» – парадигмы «гармонически – полифонической, междусубъектной», в том числе провозвестником «конца человеческого антропоцентризма, включая и коллективный общечеловеческий своецентризм и геоцентризм» [14, с. 232].
Русский Космизм – это творчество многих Титанов Эпохи Русского Возрождения, таких как Ломоносов, Державин, Пушкин, Достоевский, Толстой, Н.Ф.Федоров, Н.А.Кибальчич, К.Э.Циолковский, С.Н.Булгаков, А.Ф.Лосев, П.А.Флоренский, В.И.Вернадский, Ф.Цандер, Н.И.Рынин, Н.А.Морозов, С.П.Королев, Н.Н.Моисеев и другие.
В.Чивилихин в романе-эссе «Память» поставил вопрос:
«Почему все же – Каразина, Кибальчича, Федоровых, Циолковского, Цандера, Кондратюка дала Россия, а не какая-либо другая страна, более развитая в социальном, экономическом, научном отношениях?». И на основе своего исследования отвечает, что русская мысль в этой области научного поиска и обобщения, обращенной своим взором в Космос, за пределы Земли развивалась «с опережением». «Почему это происходило? Оставляя простор для самостоятельных размышлений читателя, думаю о психологическом складе и талантливости нашего народа, лучшие представители которого всегда искали истину, как бы глубоко она ни пряталась, как бы велики ни были препоны на пути к ней и каких бы жертв этот поиск не требовал… Может отгадка таится именно в нашей тяжкой и неповторимой тысячелетней истории, которая, как гигантский айсберг, вынесла в XIX – ХХ веках на поверхность этот феномен мировой культуры, – сияющее цветение материи в виде мыслей, чувств и деяний великих писателей, ученых композиторов, живописцев, борцов за общественное благо?».
Недавно в газете «Завтра» была опубликована беседа философов Вячеслава Данилова и Фёдора Гиренка под названием «Мыслить по-русски». На вопрос В.Данилова «Что сегодня означает «мыслить иначе»? Фёдор Ивановича Гиренок ответил так: «Это значит мыслить по-русски, то есть наяву погружаться в сновидения… Когда мы стали сами смотреть на мир своими глазами, мы получили русскую литературу, русскую музыку, живопись, театр… Мыслить по-русски – значит так соединить воображение и язык, чтобы в нем, в соединении оставались следы нами прочитанных книг, прослушанных сказок, увиденных снов, мыслей, которые нам дороги, картин, которые нас вдохновляют»[11].
Русское мышление – космическое мышление, несущее на себе «печать» большого «пространства-времени» (хронотопа) бытия России как евразийской, самой холодной (с самой высокой энергостоимостью воспроизводства жизни общества) цивилизации. Восклицание Юрия Гагарина во время старта ракеты с космодрома Байконур «Поехали!» отразила эту глубинную связь души русского человека, его культуры с этим огромным пространством-временем его бытия.
Русский Космизм заложил в том числе, не только теоретические, философские, мировоззренческие, духовно-нравственные основы русской – советской космонавтики, но и ее технические (технологические) основы.
В «Слове о русском народе и русском человеке» автор писал[12]:
«Это был великий Русский Космический Прорыв ХХ века.У его истоков – творчество таких космистов, каковыми были А.Ф.Можайский, Н.Е.Жуковский, С.А.Чаплыгин, Н.А.Кибальчич, К.Э.Циолковский, Ф.А.Цандер, Ю.В.Кондратюк, С.П.Королев, Г.Н.Гамов, А.Л.Чижевский и др. Через прорыв в русском воздухоплавании и в развитии теории динамики движения ракет, и в самом ракетостроении, – к космическому прорыву. Советская орбитальная система «Мир», не имеющая аналогов в мире, станция «Фобс» для исследования Марса и его спутника, универсальная ракетно-космическая транспортная система «Энергия» (первый успешный запуск был произведен 15 мая 1987 года; и которая по многим техническим решениям – двигательной установке, уникальной системе автоматического управления, которая впервые в мире обеспечила автоматическую посадку «Бурана», не имевшая аналогов в мире), и другие космотехнические достижения… – достаточно ярко отражают восходящий космический гений русского народа, корни которого уходят в глубину космической философии и космического миропонимания России».
Юрий Алексеевич Гагарин – это символ апофеоза космического гения русского народа и всего советского народа в ХХ веке. И появившись однажды, именно как символ высшей формы проявления космической устремленности гения русского народа и всей Эпохи Русского Возрождения, он уже не померкнет никогда, пока будет живо человечество, а, наоборот, превращается в некий своеобразный «прожектор» на «носу корабля человеческой истории», освещающий будущий путь космических и ноосферных свершений России и всего человечества не только в веке XXI-ом, но и в последующих веках III-го тысячелетия с Рождества Христова.
— 6 —
Каков смысл XXI века?
И в чем состоит символическое значение Ю.А.Гагарина, если иметь в виду смысл XXI века?
В 2010 году автор посвятил «смысловедению» целую монографию, разделы которой были опубликованы вначале в монографии «Ноосферный прорыв России в будущее в XXI веке»(2010). Затем она уже была опубликована в 2012 году под названием «Ноосферное смысловедение».
В ней автор писал:
«Смысл – это осознание того, что отображает человек в себе, в своем интеллекте, разуме»; «Поиск смысла – это поиск смысла жизни самого человека, который никогда не прекращается, пока длится его история… «Смысл» как понятие вбирает в себя результат познания мира, и результат его ценностного освоения, т.е. освоения мира через призму пользы, значения тех или иных объектов и процессов для жизни человека, его трудов и творчества… Осознать смысл – значит понять. А понимание – основа общения не только между людьми, но и между человечеством и Миром».
На рубеже 80-х – 90-х годов ХХ века произошел, по оценке автора, переход глобального экологического кризиса, который, по ряду оценок, начался в 60-х годах ХХ века, в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы.
И главная причина этого события кроется в капитализме, в рыночно-капиталистической форме хозяйствования, в строе мировой финансовой капиталократии, который носит характер глобального империализма.
Дэвид Кортен назвал последнюю стадию в развитии империализма, которую автор определил как «глобальный империализм», «экономической глобализацией», подчеркивая, что она формирует «дисгармоническое общество, которое на каждом шагу порождает патологическое поведение: насилие, чрезмерную конкуренцию, самоубийства, наркоманию., алчность и разрушение окружающей среды… Трехсторонний кризис углубляющейся нищеты, экологического разрушения и социального распада есть проявление дисфункции (мое замечание: капиталистической дисфункции!!!, С.А.) общества»[13].
Следует обратить внимание на символическое совпадение: прорыв человечества в лице знаменитого полета Ю.А.Гагарина в Космос с территории СССР – первой социалистической страны в мире в 1961 году – и одновременно начало в это же время глобального экологического кризиса по причине антиэкологического содержания всей мировой системы империализма, которой в ХХ веке стал противостоять социализм.
В чем состоит смысл этого символического совпадения?
В том, что единственный путь у человечества, выводящий из экологического тупика Истории, – это социализм, но социализм нового качества в моей оценке – Ноосферный (духовный, экологический) социализм. И одновременно именно он несет в себе будущую космическую миссию человечества, «гены» становления космической эры в развитии всего человечества как земной цивилизации. Именно гагаринский взлет человечества в Космос стал своеобразной «точкой отсчета» этой космической эры. Мы, люди, этого еще не осознали, а «часы» космической эры уже «заведены», и они уже начали отбивать такт космической, и одновременно – ноосферно-социалистической, истории.
Космическая эра, подчеркну еще раз, и капитализм, тем более в стадии глобального империализма, – вещи несовместные!
Рыночно-капиталистический человек породил первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы на Земле. Разве Космос может принять такого человека как своего со-творца? Нет.
А.П.Федотов этот трагический итог для рыночно-капиталистической цивилизации сформулировал в виде третьей аксиомы своей «Глобалистики» под названием «О гибели космических цивилизаций»[14]:
«Любая космическая цивилизация, Земная или внеземная, оставленная на стихийное, неуправляемое развитие, растрачивает свою творческую энергию на бессмысленную борьбу внутри «общества» за планетное господство и материальное богатство, выходит за «антропогенные» пределы своей планеты и погибает на ранней стадии своего развития».
В «Ноосферизме» в 2001 году автор отмечал[15]:
«Тенденция «Истории капитала» к становлению «Капитала-Бога» есть тенденция движения к капиталистической смерти человечества. «Капитал-Бог» как абсолютная капиталовласть (в своей интенции) над миром человечества («большие деньги» управляют «историей» по Соросу), как власть «капиталоденег» над жизнью людей есть не только Антибог в смысле отрицания «богов людей», но и есть Антижизнь, Античеловек. «Капитал-Бог» есть фетишная форма тенденции в развитии капитала не только к освобождению от труда(«фиктивный» или «спекулятивный капитал», «деньги над деньгами», рост безработицы, безработица как спутник капитализм), но и к освобождению от человека вообще. Дух Капитала – античеловечен. Ему нужен только «мертвый», «денежный» человек, освободившийся под давлением сверхстрасти к сверхобогащению, к капиталистическому господству над миром (подобно «скупому рыцарю» А.С.Пушкина) от нравственных, духовных, социальных ценностей (что и подтверждает в своей рефлексии Дж.Сорос)… Капиталократия усиливает антиэкологическую сущность капитализма. Она не способна решать экологическую проблему человечества принципиально. Принцип Большого Эколого-Антропного Дополнения в пространстве капиталократии приобретает форму закона экологического самоуничтожения капиталистического человечества». Этот мой закон экологического самоуничтожения человечества третья аксиома А.П.Федотова только подтверждает.
Можно сформулировать тезис: глобальный империализм, и стоящий за ним строй мировой финансовой капиталократии, породил Глобальную Человеческую Катастрофу, «зеркалом» которой и стала первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы. Капиталогенная духовная смерть человека может рассматриваться как «сигнал-предиктор» о приближающейся настоящей экологической гибели человечества, процесс которой уже начался в виде первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.
— 7 —
В XXI веке, на фоне первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, одним из источников которой стало рыночно-капиталистическое расчеловечивание человека, перешедшее в Глобальную Человеческую Катастрофу, вопрос стоит о ноосферной человеческой революции, включающей в себя ноосферную духовную революцию, как основу реализации императива ноосферно-социалистического преобразования мира в XXI веке, и на его основе – продолжения Ноосферно-Космического Прорыва человечества, у источников которого вечно будут стоять величественные фигуры Владимира Ивановича Вернадского, Константина Эдуардовича Циолковского, Сергея Павловича Королёва и Юрия Алексеевича Гагарина.
В.И.Ленин подчеркивал:
«…бесконечно лживо обычное буржуазное представление, будто социализм есть мертвое, раз навсегда застывшее, тогда как на самом деле только с социализмом начнется быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем и всего населения, происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни»[16].
Юрий Алексеевич Гагарин в своих заметках как бы продолжает эту мысль великого социалистического гения:
«По улице, широкой и красивой, шумно идут веселые девушки и юноши, одетые в форменные костюмы ремесленников. Не так давно и я принадлежал к их задорному, охваченному романтикой подвигов племени. Ни у кого из них нет Золотых Звезд Героев, орденов, лауреатских медалей. Но у них всё впереди, все дороги жизни с их благами и радостями, завоеванные нашими дедами и отцами, открыты им. Это для них – молодых хозяев страны, призванных покорять пространства, и время, и космос. Родина открыла самые лучшие школы и стадионы, построила лучший в мире Московский университет».
Именно советский социализм в СССР подтвердил правоту этой мысли Ленина и раскрыл творческий потенциал русского народа и других народов России, объединившихся в единую общность – советский народ, двинул вперед все области социально-экономического развития, в том числе стал основой космического творчества и созидания нашей отечественной космической индустрии.
Юрия Алексеевич Гагарин – символ и выражение этого космического подвига социалистического труда советского народа и происходящей социалистической человеческой революции, которую так красочно описал писатель Альберт Лиханов: «Сын крестьян… стал инженером. Дочь рабочих… стала летчицей. Бывшее чьим-то стало общим».
Ноосферная человеческая революция – это то, что требует сама Эволюция Космоса от человека XXI века, это и есть «роды» действительного человека и действительного Разума, т.е. такого человека и такого Разума, которые поднимаются на высоту ноосферной – космической ответственности за всё, что он творит на Земле и в Космосе.
В заданном пространстве действующего императива выживаемости – выхода из первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы и соответственно ноосферной человеческой революции Юрий Алексеевич Гагарин есть пример такого действительного ноосферного человека, к которому взыскует Эволюция Космоса, которого ждет великое Общее Дело человечества будущего освоения космических пространств Вселенной, в которой мы появились как её в потенции Разум!
В своих «заповедях», оставленных потомкам, Гагарин писал:
«Во-первых, я бы хотел, чтобы дети были, как и весь советский народ, активными борцами за мир. Во-вторых, надо, чтобы они выросли людьми честными, самоотверженными, горячо любящими Родину. И, в-третьих, пусть они будут хорошими коммунистами»[17].
Быть коммунистом в XXI веке – это и означает быть ноосферным человеком, быть представителем авангарда Ноосферно-Космического Прорыва человечества, потому что коммунизм как наука синтезирует в себе все науки, чтобы обеспечить ту социоприродную-ноосферную гармонию, которую ждет от человечества как биосферного разума Земля и вся Вселенная.
В «Миссии коммунизма в XXI веке» (2012) автор писал:
«Россия призвана стать духовным водителем человечества на пути Ноосферного прорыва.
Научный Коммунизм XXI века, вбирая в себя весь опыт истории коммунистического идеала, предстает как ноосферный коммунизм. В литературной форме его описал И.А.Ефремов в романе «Час быка» еще в начале 70-х годов ХХ века, незадолго до своей смерти.
Миссия коммунизма и коммунистов в XXI веке – спасти человечество от экологической гибели. Ленинский императив, обращенный к коммунистам, обретает свой новый гуманистический смысл.
Быть коммунистом XXI века – это означает быть гуманистом XXI века, всей своей деятельностью, революционной борьбой способствовать победе очеловечивания человечества, т.е. подъему сознания, интеллекта человека, его духовности и нравственности на уровень ответственности за сохранение всего разнообразия жизни на Земле, на уровень космопланетарного сознания и космопланетарной ответственности».
Таким коммунистом-гуманистом был Юрий Алексеевич Гагарин, с ясной, лучезарной улыбкой, простой русский парень и одновременно великий Человек с планеты Земля, протянувший свои человеческие объятия Космосу – братские объятия.
Это о нем написал такие слова русский писатель Альберт Лиханов:
«Он был первым сыном Земли, вступившим в черное безмолвие космоса. Но он был сыном России. Это она, Родина, вспоила его душу таким простым и нужным, без коего нет человека: словом, песней, сказкой, былиной. Это она укрепила сердце его славными примерами прошлого, дав крыльям его силу духа. Это она взрастила ученых, построила корабль, подняла его судьбу, назвав своим избранником. Все она, Родина, Россия. Он сказал ей немало ласковых слов. Он ощущал себя её кровинкой, её капелькой. Рожденный, взлелеянный, вознесенный страной, он улыбается ей. Ее минувшему. Ее настоящему. Ее будущему. Юрий Алексеевич Гагарин».
Алексей Резниченко из Саратова, откликаясь на 80-летие со дня рождения Ю.А.Гагарина, написал стихотворение «Сын России». Там есть такие слова.
«Пусть давно рекорды
все побиты
И Земля вступила
в новый век,
Миру улыбается
с орбиты
Первый над Планетой
человек!
…
Видится
космическими снами
Синева холодная
как лед…
Он сегодня снова
вместе с нами
Отправляясь
в первый свой полет…».
Космонавтика, космическая индустрия, запуск человека на околоземные орбиты стали практикой во многих странах, не только в Российской Федерации и в США, но и в Китае, Индии, Франции, Великобритании. Обсуждаются все более активно проблемы технологического освоения Луны – ближайшего естественного спутника Земли, полета после 2030 года первого экипажа космонавтов или астронавтов (если следовать терминологии, принятой в США) на Марс.
— 8 —
Космическая техника развивается.
Но остается вопрос – какой человек, с какими духовно-нравственными устоями, с какими ценностями полетит и на Луну, и на Марс? Тот, который участвует в голливудских фильмах звездных войн? Тот, кто представил собой мировую финансовую капиталократию, стремится к мировому господству и рождает в мире фашизм?
Автор глубоко убежден:
тот человек,
который сотворил глобальный экологический кризис на Земле,
кто молится «золотому тельцу» – деньгам, прибыли, наживе,
кто потребительством «затмил» великий смысл жизни,
кто фактически пока находится в форме рыночно-капиталистического самоуничтожения, в катастрофической форме отчуждения, как от самого себя – человека, так и от Природы Земли, чья Эволюция и дала возможность ему появиться на Земле,
– не готов для встречи с Космосом, не готов к освоению космических пространств!!!
Космос ждет человека, эталоном которого и предстал советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
Альберт Гор в 1990 году устрашился той «внутренней пустотой» из-за «отсутствия великой духовной цели», которой оказался поглощен человек буржуазного мира, тех же США. Это наблюдение американского общественного деятеля подкрепляет своими наблюдениями известный советский – русский философ, кстати, в прошлом – летчик-фронтовик, Александр Александрович Зиновьев, назвавший «западного человека», т.е. человека Западной Европы, США. Великобритании, «западоидом», тем самым подчеркнув, что он превратился в капиталоробота, в нечто переработанное глобальной капитало-мегамашиной, каковой стал строй капиталократии. Еще в 1992 году Генеральный секретарь Конференции ООН по окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро Морис Стронг (из Канады) так в момент открытия этой конференции сказал: «Центральными вопросами, которыми нам предстоит заниматься, являются характер производства и потребления в промышленно развитой части мира, который подрывает системы, поддерживающие жизнь на Земле…».
Без решения этого вопроса Мориса Стронга переход человеческого общества к выходу в Космос невозможен.
Мы вступили в Эпоху Великого Эволюционного Перелома, конечным состоянием которой, сохраняющим жизнь человечеству на Земле и дающим ему право на продолжение Космической Эры, является Ноосферный Экологический Духовный Социализм или Ноосферизм.
Вот почему Ю.А.Гагарин, будучи не просто первым человеком, а именно социалистическим человеком, «хорошим коммунистом» (как он сказал в своих «заветах»), взлетевшим в Космос, приобретает символический смысл идеала, каким должен быть человек, чтобы он смог начать диалог с Космосом, Вселенной, родившей его как свой разум!
А.П.Федотов написал:
«Разрушение СССР и реставрация капитализма в России есть реальный акт самоуничтожения не только россиян, но и всего человечествав историческом близком будущем, пока ни теми, ни другими не осознанный. Разрушение СССР и реставрация капитализма в России – величайшая ошибка и величайшая трагедия человечества!»[18].
Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы сигнализирует именно об этом.
Вот почему ноосферный и социалистический императивы в XXI веке совпадают и превращаются в единый императив выживаемости человечества.
Вот почему Юрий Алексеевич Гагарин есть символ Ноосферно-Космического Прорыва России и человечества, который возможен только на социалистической основе!
Имя Гагарина навсегда останется символом начала Космической Эры, космической истории, точно так же, как имя Ленина будет вечно символизировать начало Социалистической эпохи, социалистической истории, вне которой у человечества нет Будущего!
Закончу это свое эссе о Юрии Алексеевиче Гагарине как символе будущей ноосферно-социалистической и космической одновременно эпохи словами из эпилога своей работы «Императив ноосферн6о-социалистического преобразования мира в XXI веке» (2012) [27, с. 34]:
«Сама История поставила вопрос именно о ноосферно-социалистической революции, в которой заинтересованы сами люди, заинтересован Человек с большой буквы, если он хочет сохраниться на Земле и выполнить свое космо-ноосферное предназначение, подготовлено самой Эволюцией! Капитализм превратился в антигуманный, античеловеческий строй глобального империализма мировой финансовой капиталократии, а индикатором этой оценки служит развивающийся процесс первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.
Поэтому «императив ноосферно-социалистического преобразования мира в XXI веке»… и есть императив выживаемости и России, и человечества в этом XXI веке, в котором мы живем, страдаем, мыслим и творим!».
Справка об авторе
Субетто Александр Иванович: профессор Кафедры общественных наук Северо-Западного института управления – филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, профессор Кафедры истории религии и теологии Института истории и социальных наук РГПУ им. А.И.Герцена, почетный профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого, почетный президент Ноосферной общественной академии наук, первый вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель Философского Совета Русского Космического Общества, вице-президент Международной академии гармоничного развития человека (ЮНЕСКО), вице-президент Международной ассоциации выживания человечества (ЮНИСЕФ-ЮНЕСКО), член Президиума Международного Высшего Ученого Совета, действительный член Российской академии естественных наук, Европейской академии естественных наук, Международной академии психологических наук, Академии философии хозяйства, Академии проблем качества
[1] Гагарин Ю. О себе самом// «Советская Россия». – 2014. – 12 апреля — №41(13989). – с. 1. Далее мысли Юрия Гагарина, его высказывания я цитирую по этой статье.
[2] Лиханов А. Сын России (Посвящение Юрию Гагарину)// «Отечественные записки» (Приложение к газете «Советская Россия»). – 2014. – 6 марта. — №6(304), с. 2
[3] Там же, с. 3
[4] Там же
[5] Там же
[6] Там же
[7] Там же
[8] Там же, с. 2
[9] Циолковский К.Э. Грезы о земном небе. – Тула: Приокск. Кн. Изд-во, 1986, с. 287
[10] Субетто А.И. Слово о русском народе и русском человеке. – СПб.: Астерион, 2013, с. 222
[11] Мыслить по-русски// «Завтра». – 2023. – Март. — №10(1522)., с. 8
[12] Субетто А.И. Слово о русском народе и русском человеке. – СПб.: Астерион, 2013, с. 90, 91
[13] Кортен Д. Когда корпорации правят миром – СПб.: 2002, с. 234
[14] Фёдотов А.П. Глобалистика – М., 2002, с. 23
[15] Субетто А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. – СПб., 2001, с. 356, 357
[16] Ленин В.И. Соч., т. 33, с. 98
[17] Гагарин Ю. О самом себе// «Советская Россия» — 2014. – 12 апреля. — №41(13989) – с. 1
[18] Фёдотов А.П. Глобалистика. – М., 2002, с. 170