Как известно, последнее воскресенье июля каждого года в нашей стране — День Военно-Морского Флота. В связи с этим хотелось бы рассказать о его многостороннем новаторстве в заявленном в заголовке вопросе.
В 1934 году на легендарном Плещеевом озере, на котором ещё в конце XVII века Пётр Первый построил первую в России военную флотилию и устроил её парад — первый в нашей стране морской праздник, был испытан первый в мире катер на воздушной подушке В.И. Левкова — Л-1. 11 июля того же года на этом катере испытана первая в мире радиоаппаратура обнаружения самолётов. Это дата стала днём рождения отечественной и мировой радиолокационной техники для Службы воздушного наблюдения, оповещения и связи. 1 октября 1937 года в Финском заливе Л-1 достиг скорости 73 узла (около 135,2 км в час). В октябре того же года этот катер (ТКЛ-1 — торпедный катер Левкова) вошёл в состав Балтийского флота, став первым в мире боевым кораблём на воздушной подушке.
В 1938 году на линкоре «Марат» (Балтийский флот) прошли первые в мире эксперименты по размагничиванию крупного корабля. 23 декабря 1938 года в состав Балтийского флота вошёл эсминец «Гневный» — в те годы лучший в мире по вооружению и скорости. Такими же лучшими в мире в те годы были и эсминцы типа «Сторожевой». 14 марта 1927 года спущен на воду торпедный катер «Первенец» — первый советский глиссирующий катер. Его проект разработан коллективом ЦАГИ под руководством А.Н. Туполева. А в декабре 1933 года на Чёрном море прошёл испытания первый катер нового типа «ГАНТ-5», также спроектированный коллективом Туполева. В то время «ГАНТ-5» был лучшим в мире как по вооружению, так и по техническим свойствам среди подобных кораблей.
11 января — 20 февраля 1936 года подводная лодка Щ-117 (командир — Н.П. Египко) Тихоокеанского флота установила мировой рекорд длительности автономного плавания (41 день), пройдя 3022 мили, в том числе 315 миль под водой. До этого мировой рекорд был 15 дней. 13 февраля 1938 года подводная лодка Северного флота Д-3 (старшего лейтенанта В. Котельникова) первой в мире форсировала поле мелкобитого льда в подводном положении, пробыв на глубине 50 метров 30 минут. Это было первое в мире подлёдное плавание в Арктике.
Новаторство проявил Советский ВМФ и в годы Великой Отечественной войны, причём в различных видах боевых действий. 30 июня 1941 года экипаж самолёта (командир — старший лейтенант П.С. Игашёв) — ВВС Балтийского флота — в районе Даугавпилса совершил оставшийся единственным в истории двойной таран: сначала воздушной, а затем наземной цели. 21 августа 1941 года на Северном флоте подводная лодка М-172 капитан-лейтенанта И.И. Фисановича впервые в мире провела подводную торпедную атаку, ориентируясь только с помощью гидроакустической аппаратуры. 11 мая 1942 года Фисанович (тогда уже капитан 3 ранга) на той же лодке первым в мире провёл бесперископную торпедную атаку: с помощью только акустических средств. 25 ноября 1941 года сторожевик Северного флота «Бриз» лейтенанта В.А. Киреева таранил подводную лодку. Это был первый в мире таран подводной лодки надводным кораблём. 30 января 1945 года подводная лодка С-13 (Балтийский флот) капитана 3 ранга А.И. Маринеско в Данцигской бухте торпедировала немецкий лайнер «Вильгельм Густлов», потопив при этом более 6000 гитлеровцев. На обратном пути С-13 потопила транспорт, уничтожив ещё около трёх тысяч гитлеровцев.
Теперь о рекордах и достижениях советского ВМФ в послевоенный период. 30 мая 1952 года был совершён полёт первой в мире летающей реактивной лодки (Р-1). 30 июня 1956 года совершил первый полёт первый в мире реактивный гидросамолёт (Бе-10) Г.М. Бериева. В 1963 году на вооружение поступил гидросамолёт-амфибия Бе-12 ОКБ Бериева — тогда крупнейший на планете самолёт-амфибия. На нём было установлено 42 мировых рекорда.
30 июня 1960 года вступил в строй первый в мире специально спроектированный корабль с противокорабельным ракетным оружием — эсминец «Гремящий». 19 декабря 1958 года принят на вооружение первый в мире береговой ракетный комплекс. 2 февраля 1957 года в районе Феодосии состоялся первый пуск корабельной крылатой ракеты «Щука» (с эсминца «Бедовый»). В сентябре 1958 года подводная лодка капитана 1 ранга С.И. Бочкина впервые осуществила пуск ракеты из-под воды.
30 декабря 1962 года вступил в строй ракетный крейсер «Грозный» — первый в мире специально спроектированный корабль с противокорабельным и зенитным ракетным оружием. 26 февраля того же года подводная лодка Северного флота К-102 капитана 2 ранга В.Ф. Бочкина провела первый в мире выстрел из-под воды баллистической ракетой Р-21.
29 сентября 1963 года атомная подводная лодка Северного флота К-181 капитана 2 ранга Ю.А. Сысоева первой всплыла подо льдом точно на Северном полюсе. 1 февраля — 26 марта 1966 года две подводные лодки Северного флота совершили первое в мире групповое кругосветное подводное плавание атомных подводных лодок: без всплытия были пройдены все 25 тысяч миль похода.
31 декабря 1969 года вступила в строй подводная лодка К-162 («Анчар») — первая в мире подводная лодка с подводным стартом «крылатых» ракет. На испытаниях она установила мировой рекорд скорости подводных лодок — 44,7 узла (около 82,8 км в час), а при форсировании энергоустановки — более 45 узлов (более 83,34 км в час).
20 октября 1969 года ракетный подводный крейсер Северного флота погрузился на тогда рекордную для подводных лодок своего класса глубину — 440 метров. 20 октября 1983 года вступила в строй атомная подводная лодка «Комсомолец» — самая глубоководная в мире атомная подводная лодка. 5 августа 1984 года она погрузилась на рекордные 1027 метров. В 1985 году вступил в строй крупнейший в мире корабль на воздушной подушке амфибийного типа «Зубр». 12 ноября 1986 года на вооружение приняты первые в мире серийные экранопланы «Орлёнок». В 1987 построен экраноплан «Лунь» — первый в мире боевой ракетный экраноплан.
29 апреля 1989 года спущен на воду вошедший в состав Северного флота тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», до сих пор остающийся крупнейшим в мире неавианесущим надводным кораблём. 12 декабря 1980 года вступил в строй тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 («Акула») — крупнейший в мире подводный корабль. 6 августа 1991 года входящий в состав Северного флота ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-407 («Новомосковск») капитана 2 ранга С.А. Егорова с глубины 50 метров выполнил уникальный залп шестнадцатью баллистическими ракетами. Никто в мире до сего дня не повторил подобного.
Как видим, советский ВМФ во всём следовал завету основателя отечественного флота адмирала Петра Великого: «Все наши дела ниспровергнутся, ежели флот истратится».