Жизнь – Родине, или что такое настоящий патриотизм?

За нашу многовековую историю на долю нашей страны и нашего народа выпало бесчисленное количество тяжелых испытаний: войн, неприятельских нашествий и всевозможных потрясений. Однако каждый раз мобилизация народных сил и осознание правоты дела, за которое мы воюем, приводили нас к победе. Сегодня, когда Россия в очередной раз столкнулась с колоссальной угрозой, на ее зов вновь откликнулись ее верные сыны, которые встали на защиту Родины. И в эти судьбоносные для нашей страны дни именно в нашем героическом прошлом мы черпаем силы, надежду и уверенность в неминуемости Победы. Отмечая День защитника Отечества, хотелось бы вспомнить подлинную историю этого праздника, поговорить о прославленных героях советской эпохи, которые должны служить примером и жизненным ориентиром для подрастающего поколения, и, конечно, до земли поклониться тем воинам, которые сейчас на поле боя отстаивают свободу и независимость нашей страны. 

  

Выступая на легендарном параде 7 ноября 1941 года, посвященном годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, Иосиф Виссарионович Сталин не случайно вспомнил имена прославленных полководцев прошедших периодов русской истории: Александра Невского и Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова, сразу после них упомянув имя великого Ленина. Так Сталин хотел не только укрепить моральный дух наших солдат и офицеров, которые, прошагав по брусчатке Красной площади, сразу же отправлялись на фронт, на защиту любимой столицы, но и донести до всего советского народа простую мысль о величии истории России, вершиной которой, как много лет спустя верно подметил философ Александр Зиновьев, стала советская эпоха. Ответ на вопрос: «Почему так произошло?» также предельно прост. Мыслитель Николай Бердяев в своей книге «Русская идея» назвал «характерным свойством русской истории» тот факт, что «в ней долгое время силы русского народа оставались как бы в потенциальном, не актуализированном состоянии». Этой точки зрения придерживались многие русские философы позапрошлого столетия, много размышлявшие о судьбе и призвании русского народа и считавшие, что обязательно наступит тот час, когда он наконец «скажет свое слово миру и обнаружит себя». Так, например, считал Петр Чаадаев, у которого было «глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество». И этот час, о котором писали мыслители прошлого, пробил 7 ноября 1917 года, когда открылась новая страница не только в истории России, но и в истории всего мира, всего человечества, и началась новая эпоха, которая явила миру синтез двух высочайших начал в душе человека – любви к Отечеству и любви к истине. Они стали единым целым, поскольку истина, правда были за страной Советов и, защищая на протяжении нескольких десятилетий это великое государство, его герои отстаивали не только свою горячо любимую Родину, как это было всегда, но и правду всего человечества, так как Советский Союз всегда стоял на страже самых светлых и высоких идеалов: мира, социальной справедливости, равенства и дружбы народов. Да, и в дореволюционную эпоху наш народ являл миру чудеса героизма, мужества и самоотверженности, и даже самодержавные правители России в годину тяжелейших испытаний апеллировали к концепции безличного государства и народным святыням. Так, например, император Александр I в своем обращении к войскам, обнародованном в первый день Отечественной войны 1812 года, на традиционное место имени государя поставил столь много значившее для нашего народа имя Свободы, отметив, что наши воины защищают «Веру, Отечество и свободу». Неприятель, вторгшийся в наши пределы, столкнулся с небывалой сплоченностью нашего народа, поскольку представители всех сословий встали на защиту не царя и самодержавного строя, а своей родной земли. Вот почему война 1812 года, как справедливо отметил в одной из своих монографий историк Борис Кипнис, представляла собой «не просто гигантскую дуэль двух государств и их армий, а уже гораздо нечто большее – народную войну». Однако царистский режим вел немало войн несправедливых и захватнических, в которых солидаризироваться с ним однозначно нельзя. Залпы «Авроры» возвестили рождение той эпохи, в которой советские люди, защищая свою Родину на различных фронтах, могли всегда быть уверены в том, что они защищают правое дело. Для этого им даже не надо было читать научные труды и вникать в тонкости марксисткой философии, они и так это чувствовали на интуитивном уровне.

Владимир Ильич Ленин прекрасно это понимал, вот почему в одном из его воззваний, появившихся в непростом для Советской республики 1919 году, мы находим следующие строки: «Никогда не победят того народа, в котором рабочие и крестьяне в большинстве своем узнали, почувствовали и увидели, что они отстаивают свою, Советскую власть — власть трудящихся, что отстаивают то дело, победа которого им и их детям обеспечит возможность пользоваться всеми благами культуры, всеми созданиями человеческого труда. И мы уверены, товарищи, что эта мобилизация пройдет несравненно лучше, чем прежние». В те тяжелые и трагические для нашей страны годы наш народ вновь столкнулся с беспрецедентной агрессией Запада против нашей страны, впервые в мире поднявшей на щит знамя борьбы за освобождение рабочих и крестьян от эксплуатации, за прекращение межнациональной розни, за торжество мира и справедливости. Кроме того и прежде всего, герой той войны защищали настоящую, глубинную Россию, о чем довольно точно сказал Михаил Фрунзе в одной из своих речей: «В лагере наших врагов как раз и не может быть национального возрождения России, <…> как раз с той стороны и не может быть речи о борьбе за благополучие русского народа», поскольку «России там нет, <…> Россия у нас».

Гражданская война закономерно подарила нам множество героев, имена которых навеки будут вписаны золотыми буквами в военную летопись России. Среди них: уже упомянутый Михаил Фрунзе и Григорий Котовский, Василий Чапаев и Николай Щорс, Семен Буденный и Климент Ворошилов. К сожалению, невозможно перечислить здесь имена всех тех миллионов людей, которые пошли за Советской властью, поверили ей, победили иностранных интервентов и их белогвардейских пособников и построили замечательную страну. Все они воевали не только за великие ленинские идеи, за землю, фабрики и заводы, но и за свою родную и любимую страну, за наши народы и их единство, их светлое будущее, да и как могло быть иначе. Особо следует отметить, что многие из прославленных царских военноначальников также усмотрели в большевиках единственную силу, способную и желавшую спасти Россию, почему они и приняли решение вступить в Красную армию. Среди них, например, был генерал Брусилов, который после долгих размышлений вступил в РККА, придя к выводу, что «пора нам всем забыть о трехцветном знамени и соединиться под красным». Вот почему, в то время как могилы его сослуживцев, в годы гражданской войны воевавших против своего народа, за интересы иностранного капитала и зарубежных стран, разбросаны по всему миру, Брусилов лежит в родной земле, и над его могилой склоняется русская береза, а в памятные даты к ней приходят благодарные потомки и возлагают живые цветы. Нелишним также будет напомнить, что именно в те годы, когда рождалась и мужала в борьбе с многочисленными врагами Советская страна, и появился тот праздник, который мы сегодня отмечаем. Те трагические для нашей страны дни, когда германские полчища наступали на молодую Советскую республику, ознаменовались ленинскими декретами о создании Рабоче-крестьянской Красной армии и Рабоче-крестьянского Красного флота, а также воззванием «Социалистическое отечество в опасности!», повлекшим за собой массовый подъем нашего народа на защиту своего социалистического Отечества. Четыре года спустя было принято решение ежегодно отмечать 23 февраля как годовщину создания Красной армии. Впереди наш народ и нашу армию ждало множество тяжелейших испытаний…      

Безусловно, главным из них стала Великая Отечественная война. Невероятное чувство гордости охватывает каждого нормального человека при одной только мысли о том, что наш народ совершил этот немыслимый всемирно-исторический подвиг, к которому причастны предки едва ли не каждого из нас. Отмечая сегодняшний праздник, нельзя не поклониться светлой памяти героев той страшной войны, всеми силами приближавших нашу Великую Победу: замученных фашистами молодогвардейцев, легендарных маршалов Победы, защитников дома Павлова, военных корреспондентов, артистов фронтовых агитбригад, всех тех миллионов солдат, которые со словами: «За нашу Советскую Родину!» поднимались в атаку в снегах Подмосковья и в бескрайних сталинградских степях и, преодолевая все тяготы и лишения, шли к заветной цели.

Руководство нацистской Германии, помимо того, что недооценило возможности советской военной машины и не предвидело уникальное перебазирование почти всего советского оборонного комплекса в глубокий тыл и запуск его на новом месте, также не рассчитывало столкнуться с советским интернационализмом и абсолютной преданностью советского народа социалистическому строю. В годы войны была полностью подтверждена правота Сталина, за несколько месяцев до начала войны выразившего уверенность в том, что «в случае нападения Германии на Советский Союз люди разных национальностей, населяющие нашу страну, будут защищать ее, не жалея жизни, как свою горячо любимую Родину». Так и произошло: когда коварный и жестокий враг напал на нашу страну, на ее защиту встали прославившие себя подвигами во славу Советской Родины азербайджанец Ази Асланов и армянин Иван Баграмян, молдаванин Борис Главан и украинец Сидор Ковпак, казашка Алия Молдагулова и татарин Абдуль Тейфук. В этой связи вспоминаются строки из стихотворения замечательного советского поэта, татарина по национальности, Михаила Львова:

Сколько нас, нерусских, у России —

И татарских, и иных кровей,

Имена носящих не простые,

Но простых российских сыновей!

Понимание того, что они бьются за свое народное государство, дело Ленина, будущее своего родного края не давало нашим военным и труженикам тыла впасть в уныние и потерять надежду даже в самые тяжелые дни. Идеалы и принципы братства, социальной справедливости и пролетарского интернационализма, на которых Лениным и его соратниками было построено первое в мире государство рабочих и крестьян, — это то, ради чего стоило идти на смерть, и тогда это осознавал каждый, кто взял в руки оружие и встал на защиту Родины.

Герои Великой Отечественной войны были воспеты в бесчисленных поэмах, стихах и песнях, прославлены в романах лучших советских прозаиков, отлиты в граните и бронзе. В первые дни войны советская культура была мобилизована и призвана на защиту Родины, и деятели искусства сполна отдали свой долг Отечеству, написав неисчислимое количество произведений, поддерживавших моральный дух советского народа и вдохновлявших его на подвиги и свершения во имя горячо любимой Советской Родины. Уже в первые дни войны было написано более сорока песен на стихи В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, А. Суркова, Е. Долматовского, А. Софронова, А. Жарова, С. Алымова, Л. Ошанина. Композитор Матвей Блантер вспоминал: «И вот в 1942 году получаю от Исаковского письмо: “Матвей, я написал стихи. Может, этим обеспечу хоть какое-то участие в войне”». Эти стихи будут положены Матвеем Блантером на музыку: так родится ставший известным всей стране вальс «В лесу прифронтовом». Всех этих людей, безусловно, также можно считать настоящими защитниками Отечества, потому что художники слова наряду с нашими солдатами и офицерами ковали Победу на своем фронте, занимаясь тем, что Илья Эренбург очень точно назвал «поставкой душевных боеприпасов фронту».  

Шли годы, новые поколения советских граждан вступали в жизнь с памятью о героических деяниях своих отцов, дедов и прадедов и желанием быть достойными своих предков и принести хоть какую-то пользу Отчизне и делу социализма. В годы Корейской войны наши героические летчики под командованием прославленного аса Ивана Никитовича Кожедуба пришли на помощь Корейской Народно-Демократической Республике и мужественно сражались за правое дело подлинных патриотов Кореи: Ким Ир Сена и его сторонников, воевавших фактически против США и их марионеток. Спустя еще несколько лет, в 1956 году, полыхнули события в Венгрии, в которой начался откровенный фашистский террор против мирного населения: было убито несколько сот человек. Кроме того, глава Венгрии Имре Надь запретил Коммунистическую партию, принял решение о выходе страны из Организации Варшавского Договора и обратился к США с просьбой о военной помощи. Было очевидно, что к власти рвались откровенные фашисты, поэтому советское руководство пришло к выводу о необходимости вмешаться в происходившие в Венгрии события. По просьбе сформировавшего новое венгерское правительство Яноша Кадара 4 ноября 1956 года в Венгрию вошли советские войска: началась операция «Вихрь», в которой также принимали участие многочисленные венгерские коммунистические отряды. Так нам удалось не допустить установления в Венгрии реакционного фашистского режима, и в Венгрии воцарилась нормальная жизнь. В 1968 году советские войска наряду с вооруженными силами других стран, входивших в ОВД, отстояли социалистическую Чехословакию, которую на протяжении предшествовавших операции «Дунай» лет пытались оторвать от Советского Союза и социалистического содружества. Тем, кто пытается очернить советских военнослужащих, выполнявших свой долг в братской Чехословакии, и назвать события августа-сентября 1968 года «оккупацией» хочется напомнить всего один факт. В первый день операции на узкой дороге между чехословацкими городами Прешов и Попрад дорогу нашей танковой колонне преградила обманом выведенная на дорогу группа женщин с детьми. Сделано это было специально для того, чтобы спровоцировать кровавый инцидент с человеческими жертвами, но водитель головного танка принял решение свернуть в сторону, в результате чего танк слетел в обрыв, и весь его экипаж погиб. Данный эпизод, на первый взгляд незначительный, многое говорит о человеческих качествах советских военнослужащих. Прошло еще десять лет, и советские войска направились в Афганистан исполнять свой интернациональный долг…

Развал Советского Союза и последовавшая за ним смутная эпоха принесли нашему народу немало бед и страданий, привнесла невероятную сумятицу в головы наших людей, заставила их усомниться в тех идеалах, которые они отстаивали всю свою жизнь. Эта пелена потихоньку спадает с наших глаз, дурман, опьянивший нас в девяностых, проходит, и мы вновь возвращаемся к тем ценностям, без которых немыслимо существование любого народа: гордости за свою страну и желанию видеть ее не убогой и бессильной, а могучей и обильной. И эта смутная эпоха все же подарила нам новую плеяду защитников Отечества: тех, кто боролся с терроризмом в Чечне и Дагестане, тех, кто совершил марш-бросок на Приштину, тех, кто оказывал столь необходимую помощь сирийскому народу, тех, кто сегодня вновь сошелся в смертной схватке с нацизмом.

Однако, как же больно наблюдать за тем, как в бывших советских республиках сегодня славят не подлинных героев, переломивших хребет фашистскому зверю, а откровенных нацистов и фашистов, врагов прежде всего своих народов: Бандеру и Шухевича на Украине, Гарегина Нжде в Армении, Мамеда Расулзаде в Азербайджане, Иона Антонеску в Молдавии…  

В этот замечательный праздник хотелось бы поклониться до земли всем нашим героям, которые не только горячо любили и защищали свою Родину, но и оказывали необходимую помощь и поддержку всем народам, которые в ней нуждались. Именно так поступал советский народ, на деле руководствуясь словами великого Виссариона Григорьевича Белинского, считавшего, что «любовь к Отечеству должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего».