Парадоксы времени:
Обратите внимание: в тоталитарном СССР, где, как утверждают некоторые, все строилось на тюрьмах и расстрелах, в стране росла рождаемость!
Парадоксы партстроительства,
Партий — не меньше, чем инфекционных заболеваний.
Это один из доводов того, что многие из них — дело рук человечьих.
ЧЕРНАЯ ДЫРА ДЕЖУРНОГО ОПТИМИЗМА
Фотографии газовых труб «Северного потока на фоне замусоленных до не могу разговоров о нем, с дежурными фразами оптимизма если что и вызывают, то только чувства ужаса.
Когда у большинства населения по определению нет завтра, которое растворилось в феерии рыночных бодрых стенаний и сказок о нем, когда телик и вся свора СМИ если чем и занимается, то только пугает в новостях запредельной дребеденью, это очередная черная дыра, свитая в придачу еще из нескольких ниток, по выкачиванию из страны ресурсов просто по определению никакого иного чувства, вкупе разве что с оторопью, не может вызывать.
ТЕРРАКОТОВЫЕ АРМИИ И СПЕЦИФИКА КАПИТАЛИЗМА И СОЦИАЛИЗМА
«29 марта 1974 года в Китае, в окрестностях города Сиань, местные жители случайно обнаружили «Терракотовую армию», захороненную более 2 тыс. лет назад.
СИМВОЛИЧНО-МИСТИЧНО!
И именно в эти же дни в далеком 1974 году, несмотря на то, что его отец все еще сидел в тюрьме, Си Цзиньпин был принят в Коммунистическую партию Китая (КПК) и даже стал секретарем деревенской парторганизации.
СЕЙЧАС ОН УЖЕ РУКОВОДИТ НЕ «ТЕРРАКОТОВОЙ», А МОГУЩЕСТВЕННОЙ АРМИЕЙ МИРА …»
Так пишет в ленте Анарбек Оспанов родом из симпатичного казахского городка Сары-Агач, в котором бывал не раз раз, уютно расположившегося по соседству с огромным мегаполисом Ташкент, носившем когда то имя столицы дружбы и тепла и еще города хлебного. И имя которого пишется теперь уже не кириллицей, а латиницей как Toshkent.
В свое время этому событию, то есть раскопкам терракотовой армии в СССР был посвящен хорошо иллюстрированный и широко тогда распространявшийся журнал «Новости ЮНЕСКО». Журналов тогда, посвященных культуре было ей богу не меньше, чем социальных групп. Они несли в массы довольно качественные знание о той же древней истории. А сегодня нам чаще всего рассказывают историю малограмотные юнцы-блогеры, или со свалявшимися бородами неудачники-журналисты, которые готовы за пятак в храме божьем пустить струйку неароматного содержания.
Что до Китая, но успехи его — несомненны. Но вот с интернационализмом социализм с китайской спецификой пока сильно прихрамывает. Его руководители больше тусуются на разного рода восьмерках.
Так вот к вопросу о спецификах как таковых.
Когда я думаю об этом более чем фундаментальном вопросе общественного бытия и сознания, то вспоминаю старшину Поприщенко в «Они сражались за Родину».
Его Бурков, игравший одессита Копытовского, простодушно как бы и межу делом спрашивает там про Александра Македонского, какой, мол, тот нации был? — и старшина тому с высоты соей грамотности, хватавшей, чтобы быть ротным старшиной отвечал: а у него была своя нация!
Примерно так же звучит ответ и на вопрос о специфике того или иного капитализма, социализма.
Или даже феодализма.
Если возникает вопрос о специфике того или иного общественного уклада или даже изма и кто-то, кивая головой в ту или иную сторону, спрашивает: мол, а он у них какой?
И мы словами старшины Поприщенко отвечаем ему, не задумываясь — а у него была своя специфика.
И ответив так — ошибемся разве?
***
И СНОВА ЖЕСТОКИЙ ВЕК
«Объективно цифровизация должна вести к объединению, но эту тенденцию исполняют люди, и от них зависит, насколько этот инструмент выполняет свою объединяющую функцию. Замечу только, что экономический разрыв между людьми — именно разрыв, а никоим образом не связь» — встретилась в ленте мне симпатичная и искренне-прочувствованная фраза Юрия Куклина.
Я прочитал эту симпатичную, и близкую мне всеми своими смыслами фразу, и разом передо мной встало лицо симпатичного забайкальского писателя Исая Калашникова.
И его «Разрыв-трава».
Которую в читающей стране читатель в роман-газете зачитывал, и тому основания были более чем весомые, до дыр.
Покажите мне эти дыры в сегодняшних бестлерах.
Роман про староверов.
Не проводя тут прямые параллели, а проводя кривые, кося под Лобаческого, скажу чуть с заумью так.
Вот старообрядцы.
А вот, лоб в лоб столкнулись с ними те, кто верит в новые чудодейственные мысли и основанные на них решения всех насущных, животрепещущих и жареных вопросов и проблем бытия и решения вечных мировоззренческих вопросов.
Ну чем не тема, длиною чуть ли не в Невский проспект из той знаковой фразы Чернышевского, которую не однажды и не напрасно цитировал знающий толк в тонком слове Владимир Ильич.
Собственно же о разрыве траве, как такой самой можно вкратце сказать вот что.
Разрыв—трава — cогласно славянской мифологии, магическая трава, с помощью которой можно открывать любые замки. Легенды о разрыв-траве распространены у всех славянских народов.
…
В выше приведенной фразе хорошая мысль — про разрыв и про связь.
Социальное неравенство основой своей и императивным законом своим имея отчуждение жизненных благ у ближнего своего (возлюби его, правда не трогая этого отчуждения — это течение человеческих чаяний возникло чуть попозже и похоже во времена когда оно, это чаяние, принялось чеканить монету), при любой формации покоится именно и на разрыве и на связи разом.
Ибо отчуждение возможно в том только случае, когда есть у кого что отчуждать.
В рамках именно этой связи.
И более никакой.
И только в рамках этого существует эта система так долго и как бы непоколебимо и с некоторыми издержками устойчиво.
…
А еще припомнился его «Жестокий век».
С чингисхановской, как это тоже не крути, глобализацией.
Чем не тема тем для словопрений!
Гуляй Вася дикой степью слов по ней и вдоль и поперек с гиканьем и улюлюканьем ватагою орд!
И с фантастическими ее итогами.
Ну и финалом.
И разрыв-трава — это символ и нынешнего века.
Во всех ее смыслах.
И диалектических. И метафизических.
И век — жестокий.
Тоже.
И снова жестокий век.
А что, кто-то его еще позволит себе назвать милосердным?
Но этот жестокий век буде писать уже другой Исай Калашников.
Если цивилизация не сгинет в пучинах глобализации.
А впрочем — не сгинет!