В.К. Зиланов: Реорганизация или ликвидация рыбохозяйственной науки России?

Круглый стол 24 марта 2021 года.

   Среди прикладных наук, обеспечивающих функционирование и развитие отраслевых направлений экономики, особо выделяется рыбохозяйственная наука и её важнейшая составляющая — морское рыболовство. Именно благодаря последнему осуществляется широкомасштабный морской и океанический отечественный промысел морских живых ресурсов, обеспечивающий до 95-97% из 4.8 -5.1 млн тонн годового вылова рыбы и других объектов рыболовства Россией.

   Для того что бы осуществлять в таких объемах  рыбопромысловую деятельность как в своей 200 мильной исключительной экономической зоне (ИЭЗ), на континентальном шельфе, так и в открытых частях Мирового океана необходимо, в соответствии с Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, определять ежегодно на основе наилучших научных данных общие допустимые уловы (ОДУ) по тем или иным эксплуатируемых запасов морских живых ресурсов.

   В этих целях  бассейновых научно исследовательских института (ПИНРО, АтлатНИРО, АзНИИРХ, КаспНИРО, ТИНРО, СахНИРО, КамчатНИРО, МагаданНИРО и их филиалы)   проводят ежегодные широкомасштабные экспедиционные морские исследования на соответствующих научных судах по мониторингу за состоянием  запасов морских живых ресурсов и определяют возможные годовые изъятия для отечественного рыбопромыслового флота.

   В ряде районов промысла там, где рыбные запасы являются общими для соседних с нами государствами, как например в Черном, Каспийском, Балтийском, Баренцевом, Японском и Беринговом морях, такие исследования осуществляются по специальным разработанным международным программам и при равном участии ее соисполнителей.

   В результате этих исследований российская рыбохозяйственная наука ежегодно обосновывает ОДУ водных биоресурсов для более 600 единиц промысловых запасов в ИЭЗ, на континентальном шельфе России и около 120 в районах традиционного российского промысла в Мировом океане.

  Кроме того соответствующие НИИ рыбного хозяйства, ведущие исследования во внутренних пресноводных водоемах, обосновывают изъятие около 1000 единиц промысловых запасов.

  Разрабатываемые рыбохозяйственными институтами прогнозы ОДУ позволяют морскому рыболовному флоту и промыслам в пресных водоемах России довести устойчивый облов  водных биоресурсов в объёме  5-7 млн. тонн ежегодно и  успешно отстаивать интересы отечественного рыболовства на международной арене.

  Научное обеспечение деятельности рыбного хозяйства является неотъемлемой составной частью системы государственного управления использованием водных биологических ресурсов. Основной задачей рыбохозяйственной науки является проведение ежегодных исследований состояния запасов водных биологических ресурсов и подготовка на этой базе материалов, обосновывающих объемы общих допустимых уловов. Только после утверждения объемов ОДУ и распределения квот между пользователями можно начинать промысел.

  Таким образом, ресурсные исследования являются частью производственного процесса, причем его базовой частью. Основной результат рыбохозяйственной отраслевой науки — прогноз объемов ОДУ — является общественной услугой, единственный заказчик и потребитель которой — государство.

  Отсюда вытекает и оптимальное финансирование государством таких работ, что и осуществлялось в советское время. Как результат того периода страна вышла на первое место в мире по объему проводимых научно-поисковых работ как в своей ИЭЗ, на континентальном шельфе, та и в открытой части  Мировом океане,  что обеспечило ей ведущее место по общему  вылову водных биоресурсов —  до 11,3 млн тонн в год.

  С переходом России к капиталистическим рыночным отношениям финансирование рыбохозяйственных исследований прошло несколько новаций: от финансирования за счет так называемых «научных квот» и попутно выловленной рыбы научно-поисковыми судами и её реализации  до смешанного финансирования – в основном за счет федерального бюджета (70-80%) и частично за счет оказываемых платных услуг НИИ.

  В результате таких финансовых новаций рыбохозяйственная отраслевая наука постоянно недофинансируется, а её научно-исследовательский флот годами не обновляется, да и на текущий ремонт средств  недостаточно. Так если в 2014 году объем бюджетного финансирования достигло своего минимума и составляло 3,1 млрд рублей, то уже на 2020 год финансирование было увеличено до 6,5 млрд рублей (при необходимости не менее 10 млрд рублей). Но уже с 2021 года вновь снижение до 4, 4 млрд рублей, а на предстоящий трех летний период 2022-2024 года бюджетное финансирование рыбохозяйственной науки планируется в объеме не более 4,7 млрд рублей, что даже не покрывает ожидаемый рост годовых инфляций. Эти средства не обеспечивают надлежащее выполнение научно-исследовательских работ по мониторингу за состоянием сырьевых водных биоресурсов и выполнением соответствующих президентских Указов  по росту оплаты труда ученых соответствующей квалификации.

  В этих условиях  Министр сельского хозяйства Д.Н. Патрушев без широкого обсуждения с научной и рыбацкой общественностью своим Приказом от 23 июля 2018 года за № 322 одним росчерком пера проводит так называемую «…реорганизацию государственных бюджетных НИИ рыбного хозяйства…», а по существу ведет к их ликвидации.

  Как результат этой «реорганизации» 12 ведущих самостоятельных бюджетных бассейновых морских НИИ и НИИ пресноводных водоемов (АзНИИРХ, АтлатНИРО, ВНИИПРХ, ГосНИОРХ, Горыбцентр, КамчатНИРО, КаспНИРХ, МагадаНИРО, НИИЭРВ, ПИНРО, СахНИРО, ТИНРО)  обеспечивающих обоснование ежегодных ОДУ и имеющих мировое признание своих достижений, становятся зависимыми филиалами московского Всероссийского научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО).  Кроме того к последнему присоединены в качестве филиалов еще и 16 внутриконтинентальных НИИ рыбного хозяйства, занимающиеся мониторингом пресноводного рыболовства и прудового рыбоводства.

  Таким образом ВНИРО, в результате таких «присоединений» к нему 28 в прошлом самостоятельных федеральных государственных бюджетных научных учреждений в качестве филиалов, стало супер институтом не имеющим себе аналогов не только в России, но и мировой рыбохозяйственной и мореведческой практике.

  В самом приказе министра не раскрываются мотивы и истинные цели такой масштабной «реорганизации» рыбохозяйственной науки. Между тем, исходя из прошедших уже почти полутора лет осуществляемой «реорганизации», её цели стали очевидны. Прежде всего, это «руление» общим бюджетным финансированием всей рыбохозяйственной науки из одного московского офиса  и сокращение научного и технического персонала бассейновых НИИ, и росту административного персонала ВНИРО.

  Так по ряду бассейновых ведущих НИИ финансирование в последние годы постоянно  сокращается,  так же как численность научных сотрудников и инженерного состава, которая достигает в целом по отрасли  почти  30%. Уходят опытные, перспективные. Для молодежи филиалы на периферии в приморских отдаленных регионах становятся менее привлекательными, чем ранее существовавшие самостоятельные НИИ. Да и на международном уровне такая «реорганизация» ведет к потере уже годами установившихся научных связей между аналогичными НИИ соседними с нами государств.

   В свое время, ряд ученых, специалистов обращали внимание Министра сельского хозяйства Д.Н. Патрушева и руководителя Росрыболовства И.В. Шестакова о том, что «…подобная «реформа» прямо противоречит государственной политике Российской Федерации, которая предусматривает ключевую роль науки в национальном развитии, углублении конкурентоспособности российской науки, привлечению молодых перспективных кадров в науку…».  К сожалению все это осталось и остается в невнимания руководства этих ведомств, которые к тому же и являются инициаторами самой «реорганизации», ведущей, если её не остановить, к ликвидации самой рыбохозяйственной науки.

   Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы и предложения:

— Осуществляемая федеральными органами «реорганизация» рыбохозяйственной науки ведет  в долгосрочной перспективе к оттоку опытных научных кадров, нежелании молодежи приходить в НИИ рыбного хозяйства и, как следствие к потере существующего научного потенциала отрасли и падения авторитета отечественной науки на международном уровне.

— Сокращение объёма финансирования рыбохозяйственных исследований ведут к снижению морских научных исследований, к прекращению обновления научно-исследовательского флота нового поколения, что в свою очередь вызовет падению  достоверности и оправдываемости прогнозов ОДУ по основным объектам морского и пресноводного рыболовства, что вызовет неминуемое снижение годового вылова водных биоресурсов Россией.

В этих условиях необходимо в первоочередном порядке:

— отменить осуществляемую реорганизацию рыбохозяйственной науки;

— вернуть прежний статус бассейновым НИИ рыбного хозяйства с подчинением их непосредственно Росрыболовсту;

— обеспечить оптимальное финансирование научных рыбохозяйственных исследования, которые бы позволяли выполнять необходимый объем работ для прогнозирования ОДУ;

— ускорить строительство современных научно-исследовательских судов отвечающих мировому уровню для выполнения морских рыбохозяйственных исследований в полном объеме.

24.03. 2021 года.                                     

В.К. Зиланов.