Известная фраза «Кадры решают все!» в простонародье еще звучала как «В кадрах решают всех!». История Советского Союза и современной России многократно показывала и доказывала глубокий смысл и правоту этого выражения. Ведь все зависит от того, как и кто выполняет поставленную задачу: один человек может идеально сделать свое дело, а другой – развалить все, что угодно. Эта меткая фраза принадлежит И.В. Сталину. Поверьте, в кадровом вопросе он разбирался квалифицированно и у него есть чему поучиться современникам. Не исключено, что именно за продуманность принимаемых решений, позволивших достичь небывалых результатов, теперешние чиновники всячески желали бы очернить, принизить и даже морально уничтожить этого человека. Здесь я хочу прерваться и совершить небольшой экскурс в недавнее прошлое нашей страны.
На заре 90-х вдруг откуда ни возьмись на ключевые посты правительства назначаются никому неизвестные молодые люди. В дальнейшем их объединили в группу «младореформаторов». Среди них в частности были Авен, Шохин, Чубайс, Улюкаев и еще несколько человек. На просторах интернета можно найти их групповое фото, сделанное весной 1991 года в Австрии. У неискушенного, но внимательного читателя вызовет удивление, что же эта группа молодых людей делала в 1991 году в Австрии? Оказывается, они перед назначением на высокие государственные посты проходили подготовку в Международном институте прикладного системного анализа – МИПСА (весьма интересная глобализаторско-либероидная контора). По имеющимся в интернете сведениям, учредителями этого международного заведения в 1972 году выступили США, СССР, Канада, Япония, страны Европы (читай спецслужбы этих стран). К участию в этом проекте приложил руку Ю. В. Андропов. А в 1976 году в СССР был образован филиал этой зарубежной резидентуры под вывеской Всесоюзного научно-исследовательского института системных исследований (ВНИИСИ) при Госкомитете Совета Министров СССР по науке и технике и Академии наук СССР. Как заявлялось, предназначением ВНИИСИ было комплексное исследование научно-технических и социально-экономических проблем, имеющих большое народно-хозяйственное значение, а на самом деле это была контора по выращиванию реформаторов-либералов. Это заведение по-прежнему существует, но уже под вывеской Института системного анализа Российской академии наук. Надо сказать, мутное заведение. На момент написания этой статьи на официальном сайте в разделе новостей самое «свежее» (как тухлая рыба) сообщение было о проведении 29.01.2020 г. семинара «Анализ инвестиционных проектов».
Все это необходимо для понимания, где, как, из кого формировались кадры в современной истории нашей страны и мудрости фразы «Кадры решают все!». На вопрос «Где?» ответ смотри выше.
Теперь об ответе на вопрос «Как?». В первой половине 80-х годов Андропов пришёл к необходимости взращивать новые кадры экономистов самостоятельно, «с нуля». В СССР, по его оценке, готовить экономистов было некому. Официальная тогдашняя наука отвергала сам факт существования противоречий при социализме, наглухо заблокировав возможность создания специалистов по разрешению этих противоречий. Поэтому Андропов пошёл проверенным путём: раз специалистов нет и внутри страны их некому воспитать, значит, надо обучать их за пределами страны на основе иностранного опыта. Парадокс заключался в том, что предполагалось обучать молодых людей, еще не выросших с точки зрения морали и нравственности, мировоззрения, веры в идеалы советского общества, которые на тот момент значительно были подточены экономически. Фактически Андропов решил пойти по пути Ленина, который в 1910-х годах создал во французском городке Лонжюмо партийную школу для подготовки будущей коммунистической «элиты». Но те люди были идеологически подкованные, вдохновленные идеями социализма и всеобщего равенства. Наши же стажёры должны были «обогатиться» новыми рыночными знаниями и самостоятельно провести их синтез с советской реальностью и задачами модернизации СССР. И вот тут разыгралась крупнейшая тайная война разведок, идеологов, психологов и других специалистов за умы не вставших еще на ноги молодых людей, которые в конце концов обрели эконмические понятия свободного рынка в самом извращенном виде.
Впоследствии известный деятель той эпохи А. Яковлев, которого называли идеологом перестройки, признавался: «Группа истинных, а не мнимых реформаторов разработала (разумеется, устно) следующий план: авторитетом Ленина ударить по Сталину, по сталинизму. А затем, в случае успеха, Плехановым и социал-демократией бить по Ленину, либерализмом и «нравственным социализмом» – по революционаризму вообще. Начался новый виток разоблачения «культа личности Сталина». Но не эмоциональным выкриком, как это сделал Хрущев, а с четким подтекстом: преступник не только Сталин, но и сама система преступна». Это слова Яковлева из статьи «Большевизм – социальная болезнь ХХ века», которая использована в качестве вступления к книге «Черная книга коммунизма» группы французских авторов. На таком идеологическом фоне формировались будущие руководящие кадры страны. И это ответ на вопрос «Как?».
Как пишут современники, не всякий молодой человек мог стать участником этого проекта, по которому Андропов готовил кадры на роль спасителей и преобразователей советской экономики. Отбор был жесточайший, более половины группы отсеялось: некоторые из-за недостатка способностей, кто-то по этическим причинам, так как почувствовал, что ими манипулируют, но те, кто остались, действительно вошли в историю России. Со временем народ смог по достоинству оценить их заслуги. И это ответ на вопрос «Из кого формировались кадры?».
Куда завели нас эти кадры, всем известно и теперь понятно. Взять хотя бы несколько фактов.
До 1992 года в СССР было чуть более 160 военных училищ, готовивших кадры для Вооруженных сил. После развала СССР на территории РФ осталось около 100. По данным М. Делягина, на 2019 год из этих ста училищ 63 высших военных училища были расформированы либо объединены или полностью уничтожены. Другими словами, 63% высших военных заведений РФ были уничтожены. А вместе с этим и их материально-техническая и учебная база. По профессорско-преподавательскому составу был нанесен сокрушительный удар. Здесь уместно упомянуть, коль у нас разговор о кадрах, кто начал такое творчество. Оказывается, управлять вооруженными силами, вырабатывать военную политику может и «кухарка» в лице А. Сердюкова. Кстати, как младореформаторы, так и назначенные Сердюковым реформаторы вооруженных сил РФ за госсчет катались в США для изучения американского опыта формирования и подготовки офицерского корпуса. Американцы, естественно, и научили, как и что распродать и уничтожить.
Если обратить взор на промышленность, то лучше, чтобы не быть голословным, привести несколько цитат человека, непосредственно работавшего в промышленности – М. Шкабардня, доктор технических наук, Герой социалистического труда за проект «Энергия-Буран», Лауреат государственной премии СССР (1976), замминистра, министр приборостроения средств автоматизации и систем управления СССР (1967−1989), Управляющий делами Совета Министров СССР (1989−1990). В своем интервью ИА REGNUM: «…В Европе почти по всем направлениям мы занимали ведущие места. Так же, как и в мире. … Все электростанции, атомные станции, атомный флот – это всё было построено с огромным вкладом приборостроения. Всё. Ведь в России и Советском Союзе были построены первые атомные электростанции, первый атомный ледоход был построен в СССР. Впервые. Всё оборудование, управление техническими процессами – всё это были наши системы управления. На нашей технике полностью. Подводный флот оснащался системой управления, системой обнаружения судов противника. А космос? Ведь это же известно, и во всем мире приняты достижения Советского Союза. И туда вклад невероятно огромный, в том числе и приборостроителей».
И здесь же «… У нас завод в Краснодаре был единственным в мире, который выпускал потенциометры точностью в пять десятитысячных процента. Не было ни у кого вообще таких приборов. Эти потенциометры сыграли свою большую роль, в том числе и в оснащении Центра управления полетами».
Любопытный читатель может найти интервью полностью. Считаю уместным привести еще одну цитату – на вопрос корреспондента, какие ожидания по поводу импортозамещения, ответ был весьма печальным. «Не знаю. Возможно, я уже ничего не понимаю. Но как можно – нам по телевидению показывают, что кто-то украл или растратил миллиарды – и никакой ответственности никто не понёс. Реальной ответственности. Говорится одно, а в жизни – другое. Если мы уже 25 лет видим одно и то же – и ничего не меняется – то что дальше ожидать? Я не хочу высказывать никаких упреков, ни в адрес правительства, каких-то структур… Они просто не могут». И это, кстати, заслуженный человек говорит о нынешних кадрах! Ну и на закуску: «Приборостроения как отрасли нет. Станкостроения нет. Электротехники нет. Электронпрома нет. Спецсвязи нет. Радиопрома нет. Это были – отрасли. А теперь их нет».
И правда, непонятно, куда мы все-таки мучительно идем уже не первый десяток лет! Хочется надеяться на лучшее, но надо быть готовым ко всему. К сожалению, на прямо поставленный вопрос пока не дал ответ ни один из руководителей страны, хотя по отдельным шагам (а именно по конкретным делам и нужно оценивать их работу) все отчетливее становится понятно, что идем куда-то в сторону от желаемого: экономически сильного, социально ориентированного, процветающего, независимого, суверенного и самостоятельного государства. С точки зрения природы той территории, на которой располагается Россия, здесь есть практически все, для того, чтобы быть новыми неарабскими эмиратами. Да вот беда – с кадрами все не везет! То государственность никак не построить, то узнали, что суверенитета нет и быстренько начали его отстаивать, то в модную цифровизацию, камеры с распознаванием лица и искусственный интеллект все вложили, а экономику построить никак им не получается – все руки не доходят. Воспитывать кадры хотят указами да приказами, но не воспитанием, собственным примером и идеей.
Уже неоспоримый факт, что в период экономического кризиса с полок книжных магазинов исчезает известная старшему поколению книга «Капитал». Сегодняшняя кадровая ситуация в России либо близка, либо уже является катастрофической, особенно с учетом тех стратегических задач, которые придется решать в ближайшее время. Беда в том, что нынешняя кадровая политика и народ России вновь, как это уже неоднократно было в критические периоды отечественной истории, оказываются «страшно далеки» друг от друга, оказываются в противофазе, противопоставляются друг другу. Взять хотя бы такой исторический факт: во времена Средневековья, Голландия, отказавшись от инквизиции, стала процветающим государством лишь за счет благоприятного и свободного делового климата. А нам все навязывают цифровой концлагерь и тотальный контроль! Так вот, чтобы можно было бы творить и созидать, желательно применять опробованные на деле приемы, в том числе и принципы кадровой политики. Можно по-разному относиться к И.В. Сталину, но результаты его руководства страной по экономическим, политическим и социальным показателям – все еще недостижимый пример. Может, из-за этого к нему с такой ненавистью относятся так называемые технократы? Поэтому неразумно было бы не вспомнить, на мой взгляд, основные принципы кадровой политики, которые были выработаны Сталиным, воплощены и доказали свою правоту.
Итак, первый – известный уже всем принцип – кадры решают все. Все выше перечисленное и наша современная история подтверждают правоту этого принципа. Чем-либо дополнять, наверное, нет необходимости.
Второй – целостность. Долгосрочная эффективная кадровая политика должна формулироваться и реализовываться в рамках единой кадровой политики. Здесь хочется сказать, что ежегодные конкурсы типа «Лидеры России», проводятся для выявления сильнейшего, но только лишь таким мероприятием не научишь и не воспитаешь кадры. Для взращивания необходимо время!
Третий – идеология. Тут сразу же вспыхнут споры, мол у нас по 13-й статье Конституции установлено многообразие идеологий. Совсем недавно страна увидела убедительную демонстрацию плодов такого многообразия – частичная мобилизация наглядно показала, что у многих людей мужского пола отсутствует чувство долга и патриотизма. А ведь идеология в том числе и формирует такие моральные качества. По словам одного очень хорошего современного актера А. Мерзликина, «нельзя воспитать патриотизм ни лозунгами, ни плакатами. Только «с молоком матери». …И любовь эта не навязана извне, а полностью питается из детства… того опыта, который пережил вместе со своим поколением». Заниматься воспитанием людей значительно тяжелее, чем сочинить какой-нибудь закончик с очередным запрещением чего-нибудь или как-нибудь. Подавляющее большинство людей и десятой доли этих сочинений не знает. А эти деятели только и знают, что штамповать их налево и направо. Процесс воспитания еще и тем сложнее, что надо именно личным примером показывать то, чему учишь или требуешь. А вот с этом-то и загвоздка.
Четвертый – персональная ответственность. Это вытекает из предыдущего. Руководитель должен отвечать за результат работы коллектива, который он возглавляет. Иначе это не руководитель. Жизнь показывает, что в этом у нас абсолютное понимание с самого низа до самого верха. Как говорил один киногерой: «Запомните раз и навсегда – то, что обещаю, я всегда выполняю! Просто в этот раз не получилось». Народ все видит. И сколько раз у нас «в этот раз»? Сталинский подход строгой персональной ответственности предполагал, что критерии ответственности «сверху вниз» обязательно должны затрагивать и кадровые решения. Поэтому руководитель отвечает не только за результаты и эффективность собственного процесса, но и «за подбор и расстановку кадров на вверенном ему участке».
В нынешнее время слово «чиновник» отождествляется с чем-то не очень хорошим. Наверное, есть для этого причины. Нынешние чиновники, можно сказать, уже готовый искусственный интеллект – у них есть так называемые параметры-требования, которые они, если хотят продолжать свою карьеру, должны соблюдать. И называются они модной английской аббревиатурой KPI, что в переводе означает ключевые показатели эффективности. За пределы этих показателей им выходить нельзя – лишатся всех коврижек и возможностей. Вот достаточно известный факт: в Москве уже сейчас имеется порядка 40% невостребованного жилья. А стройка не останавливается. А зачем? А потому что сверху мэру сказали, что надо сроить миллионы квадратных метров, и работа мэра оценивается в том числе и поэтому показателю. Вместо того, чтобы поднимать страну из руин, строить в других городах, строят здесь.
Но вернемся к кадровой работе. Из предыдущего вытекает и следующий принцип – ротация кадров. При этом считается, что регулярная сменяемость и перемещение кадров есть залог внутренней конкуренции и развития персонала, создания социальных лифтов. В подтверждения этого приведу слова У. Черчиля: «Власть – это наркотик. Кто попробовал его хоть раз – отравлен ею навсегда».
Конечно же, необходимо подчеркнуть весьма важный принцип – особая роль руководителя. Во-первых, в СССР был закреплен единый, унифицированный набор критериев при выдвижении соответствующих кадров на руководящие посты в государственном и партийном аппарате: образовательный уровень, качество накопленного профессионального опыта, идеологическая зрелость, базовые нравственные и моральные качества, необходимые личные свойства и т.д. Второй момент – одно из главных требований к потенциальному руководителю заключалось в том, что он должен был показывать личный пример эффективной работы в своем коллективе.
И, наконец, третий момент. Сталин очень высоко ценил такое качество руководителя, как умение четко и ясно ставить задачу подчиненным. Как гласит одно из правил системного подхода, «если задача правильно сформулирована, то она уже наполовину решена». Среди военных говорят: «Как задача поставлена, так она и выполняется».
Подводя черту, именно таким образом можно сформулировать основы политики подбора и расстановки кадров.
За последние пару десятилетий укоренилась, на мой взгляд, порочная практика назначать на руководящие должности людей, исходя из трех принципов: личная преданность, способность «правильно» распределять финансовые потоки и кумовство. И для этого не требуются ни знания в специализированных вопросах, ни профессиональный опыт, ни личностные качества! Главное – чтобы человек отвечал вышеуказанным принципам, а если он еще и отпрыск сослуживца или друга, то он уже такой же талантливый, как и его родители. Наверное, не стоит говорить, что социально-экономические показатели нас «очень радуют». Ну а на что другое мы можем рассчитывать при современной кадровой политике? Ведь цели созидать на благо общества пока не прослеживается.
Создавать велосипед с квадратными колесами, наверное, оригинально, но не оптимально и не продуктивно. Значительно эффективней использовать решения, уже проверенные жизнью.
Валерий Рашкин.