К 100-летию со дня рождения В.Е. Баснера
Имя Вениамина Ефимовича Баснера особо не нуждается в представлении. Уже не одно поколение советских людей, а теперь современной России с удовольствием слушают и исполняют его песни: «С чего начинается Родина?», «Березовый сок», «Белой акации гроздья душистые», «На безымянной высоте», «Это было недавно» и многие другие. Его песни зачастую воспринимаются как подлинно народные. Сам Вениамин Ефимович рассказывал, что на одной из встреч с фронтовиками, некоторые из них пытались убедить его, что песню «На безымянной высоте» слышали в годы Великой Отечественной войны. Прототипом героев песни послужила группа из 18 бойцов 8-й роты 718 полка 139-й стрелковой дивизии, перед которой была поставлена задача овладеть высотой 224,1 у деревни Рубеженка, обеспечивающей удобный выход к реке Десна. Группа состояла из воинов-сибиряков (все 18 человек были родом из Новосибирска) под командованием лейтенанта Евгения Порошина. Она выполнила поставленную перед ней задачу и овладела высотой, но была отсечена от основных сил 139-й стрелковой дивизии превосходящими силами противника. В течение всей ночи 18 солдат удерживали высоту, отбивая атаки превосходящих сил немцев (до 300 солдат). К утру из состава группы остались в живых лишь двое — рядовой Герасим Лапин был найден наступающими бойцами своей дивизии живым среди трупов, а сержант Константин Власов был захвачен в плен немецкими войсками (впоследствии бежал, воевал в партизанском отряде). В наше время на месте боя сооружён мемориал и открыт музей. С 2010 года в Новосибирске реализуется проект под названием «На безымянной высоте». Каждый год 18 молодых людей и девушек, проявивших себя в патриотической работе, отправляются к мемориалу, чтобы воочию увидеть места того памятного сражения. (История создания песни «На безымянной высоте»./http://www.cultin.ru/singles-na-bezymyannojj- vysote-pesnya)
Композитор В.Баснер вспоминал, что мелодия к песне «На безымянной высоте» была написана не сразу. Она пришла к нему в голову в поезде: «Когда третий вариант ее был забракован и поэтом, и режиссером картины «Тишина» Басовым, и старшим музыкальным редактором «Мосфильма» Лукиной. Я отчаялся, хотел вообще отказаться от этой работы. Но Басов, выслушав мои сомнения, сказал, что время еще есть, и просил продолжать поиски. Сердитый, ехал я домой, в Ленинград, и вдруг по дороге, в вагоне дневного поезда, почувствовал совершенно новую мелодию. Записать ее было нечем, не на чем. Поэтому всю дорогу пел про себя, чтобы не забыть». (История создания песни «На безымянной высоте»./http://www.cultin.ru/singles-na-bezymyannojj- vysote-pesnya) По его воспоминаниям, с этой песней связан еще один забавный случай, который произошел в 1963 году. «Стоим мы с М. Матусовским (поэтом-автором данной песни) на стоянке такси, ждем машину, которая пришла через полчаса. Только хотели в него сесть. Откуда не возьмись три мужика в сильном подпитии. Оттолкнув нас, и осыпая нецензурной бранью, сели в машину и грянули громко: «Нас оставалось только трое из 18 ребят». (Баснер В.Е. Биография./ https://ru.wikipedia.org/wiki)
В. Баснер родился в новогоднюю ночь в 1925 году. Ярославлю было суждено стать тем городом, где Провидением или Судьбой русскому миру был подарен один из удивительных композиторов советской вокальной песни, прежде всего, патриотического плана. Если сопоставить его песни с песнями других советских композиторов, причем фронтовиков, на военную тематику, то в праздничных концертах, посвященных Дню Победы или Дню защитника Отечества (23 февраля), его произведения исполняются до сих пор, зачастую, чаще, чем коллег по композиторскому цеху. Не есть ли это доказательство, что он обладал способностью возвысить лично сокровенное до общечеловеческого, чтобы оно запало в душу каждого, кому дорога Отчизна. При создании любой песни он придерживался принципа: «В песне необходимо присутствие электрического заряда. Событие или человек, о котором собираешься писать, обязательно должны тебя вдохновлять, зажигать». (Баснер В.Е. Биография./ https://ru.wikipedia.org/wiki)
Отец, Ефим Семенович Баснер, всю жизнь работал на обувной фабрике «Североход», находившейся в центре города. Мама, Роза Григорьевна, была домохозяйкой и вела хозяйство семьи, в которой кроме маленького Вени было еще два младших брата. В начале 20-х годов прошлого века семья Баснеров получила жилье недалеко от фабрики на Республиканской улице в одном из бывших купеческих особнячков. Сейчас на стене этого дома (Республиканская ул., д. 47) висит мемориальная доска как напоминание, что здесь родился и жил В.Е. Баснер. Считаю, с учетом его заслуг перед Россией в области музыкальной культуры (вокальной, симфонической и балетной) на базе одной, хотя бы комнаты в этом доме, организовать музей им. В.Е. Баснера.
В роду Баснеров не было профессиональных музыкантов, но музыка в семье всегда звучала в доме. Дядя Яков, кадровый военный, играл на скрипке, тетя Инна закончила ярославскую музыкальную школу по классу пианино. Отец и мать имели хорошие голоса и часто пели соло или дуэтом. В семье рано заметили склонность малыша к музыке. Природа наградила его в высшей степени музыкальной одаренностью. Сохранилась фотография, на которой он в 3 годика, а в руках у него игрушечная скрипка. По воспоминаниям матери, когда маленький Веня увидел в витрине магазина скрипку, то не хотел уходить до тех пор, пока она не купила ее ему. Так он выбрал свою судьбу лично сам на всю оставшуюся жизнь. (Альбом-проспект по случаю 100-летия Ярославской музыкальной школы им. Л.В. Собинова. Ярославль, 2004 г., С. 24.).
В. Е. Баснер в три года
В три с половиной года Венечка играл танцевальную музыку на свадьбе своей тети Инны. В восемь лет поступил в музыкальную школу им. Л.В. Собинова по классу скрипки. В альбоме-проспекте, выпущенном в 2004 году по случаю столетия открытия в Ярославле музыкальной школы отмечается, что В. Баснер – выпускник номер № 1. Его первым педагогом по классу скрипки был Ю. Черво. В альбоме есть сообщение о первом в жизни Вени Баснера концерте, который состоялся 28 января 1938 года на квартире стахановца, работника Ярославского автозавода, А.И. Чихалева. На концерте присутствовали представители руководства завода, друзья по работе стахановца. Горячими аплодисментами встретили исполнение им на скрипке произведения «Тамбурино». (Альбом-проспект по случаю 100-летия Ярославской музыкальной школы им. Л.В. Собинова. Ярославль, 2004 г., С. 25.)
Сам по себе этот факт примечателен еще тем, что данный пример свидетельствовал о том, сколько внимания уделялось музыкальному просвещению рабочего класса в советское время, привлекая к этому не только маститых мастеров вокальной и инструментальной музыки, но и юные дарования. Политика Советского государства указывала, что она есть выражение интересов рабочего класса, поскольку он созидатель материальных ценностей, благодаря которым формируются предпосылки для развития культуры и духовной жизни в стране. В наши дни, в век буржуазного чистогана, подобная практика совершенно забыта. В средствах массовой информации почти не говорится о жизни и работе трудового народа. Создается впечатление, что в России отсутствует рабочий класс и крестьянство. Зато по всем каналам телевидения с утра до позднего вечера идут передачи, посвященные звездам шоу-бизнеса. Не в этом ли одна из причин, почему молодежь не желает осваивать рабочие и инженерные профессии. В стране складывается ситуация, что скоро некому будет работать на предприятиях, строить дома, пахать, трудиться на фермах, конструировать машины.
Участие маленького В. Баснера в домашнем концерте на квартире стахановца А. Лихачева
В 1939 году в Ярославль на гастроли приехал Государственный оркестр СССР, исполнивший Пятую симфонию Д. Шостаковича. Музыка великого композитора захватила подростка настолько, что с той поры Вениамин собирал все, что имело отношение к великому композитору: выписывал ноты, вырезал статьи, покупал грампластинки. «Однажды на слух он записал нотный текст Первого квартета Шостаковича. Много лет спустя, познакомившись с Дмитрием Дмитриевичем, он показал ему свою детскую запись. Просмотрев ноты, Шостакович нашел единственную ошибку: в одном такте виолончель звучала так высоко, что ее партия была приписана скрипке». (Цит. по: Севенард Е. 1 января — 95 лет со дня рождения Вениамина Баснера/ https://news.jeps.ru/lichnaya-istoriya/veniamin-basner-95-let-so-dnya)
В 1940 году Вениамин Баснер с отличием закончил музыкальную школу и он был сразу зачислен на второй курс музыкального училища имени Л.В. Собинова. С началом Великой Отечественной войны большинство преподавателей, кто добровольно, кто согласно мобилизации, ушли на фронт. Только студентам выпускного пятого курса предоставили возможность закончить обучение. Среди них оказался Вениамин Баснер, которого, наряду с другими талантливыми студентами, перевели сразу на пятый курс. В 1942 году он на отлично закончил музыкальное училище им. Собинова и был зачислен в Ярославскую филармонию солистом-скрипачом. Вместе с филармоническим оркестром он выступал в воинских частях, которые дислоцировались на территории Ярославской области. Тогда же 18-летний музыкант начал сочинять свои первые произведения: небольшие пьесы для скрипки и фортепиано, квартеты и романсы на слова своего школьного друга. Именно симфоническая и вокальная музыки были его музой.
Война чуть не внесла в его жизнь серьезный корректив. В феврале 1943 года восемнадцатилетним пареньком его призвали в ряды Красной Армии. Он попал в Ленинградское высшее артиллерийское командное ордена Ленина Краснознаменное училище имени Красного Октября, которое на период войны было эвакуировано в Кострому. Учеба так захватила его, что стал мечтать об офицерской карьере. Однажды во время подготовки к очередному государственному празднику его игру на скрипке услышал начальник училища генерал, старый служака, хорошо знавший традиции дореволюционных офицерских собраний, В. Стеснягин. Недолго думая, тот заявил ему: «Немца победим без тебя. Так что, иди служить в музыкальный взвод». (Альбом-проспект по случаю 100-летия Ярославской музыкальной школы им. Л.В. Собинова. Ярославль, 2004 г., С. 25., С. 75.) Находясь в музыкальном взводе при артиллерийском училище, курсант В. Баснер не только играл на скрипке, но и занимался аранжировкой произведений для духового и эстрадного оркестров, обучением нотной грамоте курсантов, самодеятельных вокалистов и исполнителей на музыкальных инструментах. Несмотря на сравнительно юный возраст (17 лет) он проявил способности организатора масштабных концертов в артиллерийском училище: в репертуар которых входили советские, русские, украинские и других народов песни. По распоряжению генерала В.П. Стеснягина курсанты под его музыкальным руководством поставили последнюю сцену из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин». (Альбом-проспект по случаю 100-летия Ярославской музыкальной школы им. Л.В. Собинова. Ярославль, 2004 г., С. 25., С. 24.) В.Е. Баснер вспоминал: «Представляете, идет война, еще грохочут пушки, а будущие офицеры-артиллеристы учат партии из оперы Чайковского! Прошло несколько десятков лет, фамилии участников постановки позабылись, но, когда я слышу разговоры о перегибах в нашей музыкальной повседневности, я с благоговением вспоминаю человека, поднявшего курсантов на такой труд! Вот сейчас бы побольше таких командиров, особенно там, где готовят будущих офицеров, чтобы молодые наши кадры, заразившись этой увлеченностью настоящей, высокой музыкой, понесли бы ее в свои подразделения, в свои части. Сколько бы это дало пользы!» (Цит по: Памяти композитора В. Е. Баснера./ https://vk.com/wall-4700158_35793) Именно симфоническая и вокальная музыки были его музой. В. Баснер всегда вспоминал с благоговением период пребывания в военном училище. Можно предположить, если бы не было этого этапа в его жизненной стезе, то и не раскрылся бы его талант так многогранно: скрипач, педагог, аранжировщик и, наконец, композитор. С другой стороны, воспитанный в духе ответственности перед Родиной, которая в лице сослуживцев по военному училищу подарила ему жизнь, освободив от направления на фронт, увидев в нем будущего творца высокого искусства, он самые лучшие песни посвятил военной тематике. Тем солдатам, кто погиб на фронтах Великой Отечественной Войны. Тем, кто дожил до Великой Победы и не раз праздновал ее после окончания военного лихолетья.
С нами В. Баснера нет более 28 лет, но как актуально звучат его слова, высказанные им в преддверии 50-летия Великой Победы: «Все дальше в прошлое уходят бои, но память о тех, кто выстоял и победил, мы должны сохранить навечно и передать ее потомкам. Нашу общую, нашу гордую память! И если моя музыка будет способствовать этому, значит, я живу на земле не зря». (Баснер В.Е. Биография./ https://ru.wikipedia.org/wiki) Его патриотические песни, полные задушевности и личностного сопереживания, сразу получали признание и становились всенародно любимыми. Взять песню «Березовый сок», которая шагнула с экрана в народ после выхода в свет фильма «Мировой парень». Премьера песни состоялась в одной из частей группы советских войск в Германской Демократической республике. Песня исполнялась до тех пор, пока слушатели (солдаты и офицеры) не выучили ее наизусть. Мы уже не говорим о песне «С чего начинается Родина?», которую, думается, должен знать, если не петь, то напевать каждый гражданин России.
Удивительно, но факт, как духовно обнищало нынешнее поколение военных курсантов. Даже в военное время молодые люди стремились к возвышенному, облагораживающему их души, к пониманию красоты, трогательности и в тоже время оптимизма народных песен. В наше время у молодежи в силу музыкальной ее дебилизации под воздействием господства шоу-бизнеса, начиная с горбаческой перестройки, в моде не классика и, тем более, народная песня. Ей подавай зажигающие танцы и песни низменного характера, которые она готова сама исполнять. В интернете появилось видео, снятое курсантами Ульяновского института гражданской авиации имени Б.П. Бугаева (УИГА). Они пародировали клип на песню «Satisfaction» итальянского диджея Бенни Бенасси. В двухминутном ролике, снятом одним планом, несколько молодых человек танцевали под музыку в нижнем белье, ботинках, фуражках, бабочках и галстуках. В руках молодые люди строительные инструменты. Видео было снято в одном из трех общежитий института.[4] (Материалы интернета./https://fishki.net/2484938-kursanty-lyotchiki-stancevali-pod-benny-benassi.html © Fishki.) Череда подобных вечеринок продолжается до сих пор, несмотря на то, что страна проводит специальную военную операцию на Украине. Голая вечеринка работников ставропольского предприятия «Ставэлектросеть» (22.12.24.) попала на видео и возмутила россиян. Участники вечеринки, посвященной Дню энергетика, вызвали в ресторан стриптизерш. На выложенных кадрах видно, что танцовщицы под западную музыку во время выступления садились одному из зрителей на голову и имитировали движения, производимые во время полового акта. Отмечается, что вечеринка энергетиков состоялась в день, когда без света остались около полутора тысяч квартир в Минеральных водах. Ранее сообщалось, что в Екатеринбурге БДСМ-вечеринку провели в Окружном доме офицеров. (Леонов М. Голая вечеринка энергетиков в день отключения света попала на видео и возмутила россиян/ https://lenta.ru/news/2024/12/23/golaya-vecherinka-energetikov-v-den-otklyucheniya-sveta В Ярославле за несколько дней до концерта певицы Лолиты в концертном зале «Миллениум» — 10 ноября с. г. — (кстати, подарок В.В. Путина в 2010 году в честь тысячелетия г. Ярославля) общество «Русская община» обратилась к властям с просьбой отменить мероприятие из-за участия Лолиты в так называемой голой вечеринке. В нем сообщалось: «Наши солдаты сейчас воюют в окопах, рискуют своими жизнями и здоровьем. А вы в это время насмехаетесь над ними прямо в лицо, участвуете в голых вечеринках всяких в такое тяжелое время для всей страны. А потом ездите по всей стране и зарабатываете деньги». По словам представителя ярославского сообщества П. Омельницкого: «В областном Минкульте объяснили, что оснований для отмены концерта певицы нет. Теперь вопрос к нашим чиновникам ярославским. Вы на кого работаете? Русские люди не хотят, чтобы такие певицы и исполнители колесили и зарабатывали здесь деньги, развращая нашу молодежь». (Цит. по: Геворкян К. «Мы всё помним»: https://76.ru/text/gorod/2024/11/11/74323085/)
Осенью 1944 года Высшее артиллерийское командное ордена Ленина Краснознаменное училище имени Красного Октября вернулось в Ленинград. Вениамин Баснер впервые увидел обессиленный, некогда величественный, блокадой город. Впоследствии, через несколько лет, он посвятит симфоническую «Поэму об осажденном Ленинграде» и Вторую симфонию «Блокада», воспевая музыкальными красками силу духа и мужества непокоренных ленинградцев в противостоянии гитлеровскому фашизму. После демобилизации он, проявив блестящие знания и практику игры на скрипке, поступил на второй курс по классу скрипки в Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. Но Вениамина Ефимовича влекло к сочинительству музыки. В 1945 году Вениамин Баснер, проходя по Театральной площади, заметил садящегося в трамвай Дмитрия Шостаковича. Догнав трамвай, Вениамин сел туда же и ради знакомства со знаменитым композитором вышел с ним на одной остановке. Вениамин, робея, подошел к метру симфонической музыки с целью знакомства. Видимо, из беседы с молодым человеком Д. Шостакович понял, что перед ним неординарный студент и позволил ему беспрепятственно посещать его класс. Так В.Е. Баснер стал учеником великого композитора. Ему еще в большей степени захотелось продолжить учебу на композиторском факультете. На вступительном экзамене В. Баснер исполнил первую часть своего Квартета, однако услышал вердикт приемной комиссии: «Композиторских данных нет!». Пришлось заканчивать консерваторию в 1949 году по классу скрипки М. Белякова. Это в дальнейшем это предопределило его творческую деятельность: выступал как солист и оркестровый музыкант Ленинградской филармонии. Трудясь в филармонии, в свободное от работы время он продолжал заниматься любимым делом: созданием симфонических и вокальных произведений. В 1955 году В. Баснер стал членом Ленинградского отделения Союза композиторов СССР и возглавил в нём комиссию по работе с молодёжью. Большое влияние на творчество В. Баснера оказала его многолетняя дружба с выдающимся советским композитором Дмитрием Шостаковичем, который высоко отзывался о сочинениях В. Баснера, помогал продвигать их на сцену. В знак их творческой дружбы В. Баснер написал Симфонию № 1 (1958) и Симфонию «Катерина Измайлова» (по опере Шостаковича «Поэма об осаждённом Ленинграде» (1957), посвященные Д. Шостаковичу. В.Е. Баснер написал музыку к 47 советским фильмам. В кино В. Баснер пришел довольно случайно. В 1955 году режиссер З. Аграненко ставил картину «Бессмертный гарнизон» по сценарию выдающегося советского писателя и поэта К. Симонова о защитниках Брестской крепости в первые дни войны. В ленте отражен всенародный патриотический подъём в дни фашистского нашествия, самоотверженность и сплоченность советских людей перед лицом врага. Первоначально музыку к фильму должен был писать видный советский композитор Абульфаз оглы Кара Караев, но тот из-за срочной командировки отказался. Режиссер обратился к Д. Шостаковичу с просьбой порекомендовать композитора. Дмитрий Дмитриевич в то время был очень занят и указал на композиторов Г. Свиридова и В. Баснера. Г. Свиридов оказался в творческой командировке. После просмотра натурного материала Вениамин Ефимович сказал: «Буду работать с вами, у меня свои счеты с фашистами». Так В.Е Баснер стал композитором многих советских фильмов. После «Бессмертного гарнизона» (1956) В.Е. Баснер музыкально озвучивал художественный фильм М. Швейцера «Мичман Панин» о революционной деятельности моряков Балтийского флота в годы, предшествующие первой мировой войне. Моряки крейсера «Елизавета» во главе с мичманом Паниным спасают приговорённых к смертной казни революционеров и помогают им бежать за границу. Далее, последовал фильм «Щит и меч» — советский четырёхсерийный военно-драматический художественный кинофильм о подвигах советских разведчиков в годы Великой Отечественной войны, снятый в 1967 году режиссёром В. Басовым по одноимённому роману В. Кожевникова. Затем «Дни Турбиных» — советский трёхсерийный художественный телевизионный фильм В. Басова по одноимённой пьесе М. Булгакова «Белая гвардия». Известно, что Сталин очень любил творчество М. Булгакова. Пьесу «Дни Турбиных» он смотрел около 30-ти раз. Лично разрешил постановку пьес последнего в театрах (цензура не пропускала). В мемуарах приемный сын Сталина Артем вспоминал, как Сталин рассказывал ему про «Дни Турбиных». «Вот смотри, — говорил он, — это про то, что хорошие люди могут запутаться и принять неверные убеждения. Не бывает строго красных и строго белых, а бывают люди различной степени полутонов». (Сталин понимал сложности классовой борьбы и человеческой психики. https://dzen.ru/a/YopKgPWnvXsTao7-)
Говоря о В. Баснере, о композиторе не одной сотни советских песен, нельзя не сказать о его соавторе, замечательном поэте, товарище по творческому цеху М. Матусовском. Самые знаменитые на всю страну песни были написаны в содружестве с ним. В рождении любой песни, если речь идет не о вокальной однодневке на потребу дня, вклад композитора не отделим от творения поэта и наоборот. Далее, как птица, не оперившись, не полетит, так и песня без вокалиста, к тому же признанного среди народа, не дойдет до людских сердец и не станет общепризнанной в стране. В этом отношении В. Баснеру счастливо повезло. Первыми исполнителями его песен были выдающиеся и любимые народом певцы: М. Бернес, Э. Хиль, Л. Сенчина, Ю. Гуляев, И. Кобзон и др. Каждый из них вокальными красками своих голосов, неповторимым тембром и манерой исполнения доносили музыкальную искренность и душевную теплоту баснеровской песни. Стоит отметить еще одну замечательную черту характера музыкального творчества, которая так важна в укреплении межнациональных отношений в нашей стране. Он был великим патриотом советского государства. Про себя он говорил: «Я русский композитор, еврей по национальности. Родился в центре России, всю жизнь впитывал русскую культуру, взгляды мои формировались на русской литературе и философии». (Баснер В.Е. Биография./ https://ru.wikipedia.org/wiki)
И последнее. На концерте – памяти, посвященный 90–летию со Дня рождения В. Е. Баснера (11 января 2015 года) было принято Обращение к руководству г. Ярославля на предмет увековечивания его памяти. Мы его полностью воспроизводим.
Первому заместителю мэра г.Ярославля В.Нечаеву
Председателю муниципалитета г. Ярославля А.Малютину
Начальнику департамента культуры мэрии г. Ярославля О.Каюровой
Обращение
Мы, зрители концерта – памяти « С чего начинается Родина? (11 января 2015 года), посвященного 90–летию со Дня рождения выдающегося советского композитора, народного артиста РСФСР, В.Е. Баснера, считаем, что его имя незаслуженно недооценивается на его родной Ярославской земле. Он один из тех ярославцев, кто принес громкую и заслуженную славу нашей Родине. Свыше 40 кинофильмов, к которым он написал музыку. Он автор таких песен-шедевров, как «На безымянной высоте», «С чего начинается Родина?», «Березовый сок», «Это было недавно» и многие другие, которые приобрели многомиллионную аудиторию не только в бывшем Советском Союзе, современной России, но и в ряде стран мира. Им было создано тринадцать произведений для музыкального театра, три симфонии, два инструментальных произведения, симфонические сюиты, пять квартетов. В. Баснер относится к числу тех ярославцев, как Ф. Волков, Некрасов, Трефолев, Собинов, Терешкова, Труфанов, Батов, Ошанин, Лисянский и другие, которыми гордимся и будем восхищаться, пока стоит земля Ярославская.
В целях увековечивания его памяти предлагаем: назвать одну из улиц г. Ярославля его именем, в музее г. Ярославля создать уголок им. В. Баснера, где можно было бы познакомиться с личными вещами композитора, партитурами музыкальных произведений.
Принято: единогласно. Присутствовало на концерте – 152 человека.
От имени общественности, организатор и ведущий, исполнитель концерта Корнилов В.И., доцент Ярославского филиалы ЛГУ им. А. С. Пушкина.
(К 90-летию со дня рождения Вениамина Баснера, композитора – патриота, ярославца http://sovyar.ru/node/2974)
У стенда после концерта (11.01.15), посвященного М.Е. Баснеру в музыкальной школе, где он учился. Справа: автор статьи, слева: член Союза композиторов СССР с 1965 года по рекомендации Т. Хренникова, великого советского композитора, И.С. Куницына. Она лично знала В.Е. Баснера. В течение 20 лет продолжалось наше творческое содружество как вокалиста и концертмейстера.
PS. В марте 2015 года на заседании Комитета по увековечиванию памяти выдающихся ярославцев было рассмотрено «Обращение» ярославской общественности к руководству города. По итогам его рассмотрения Комиссия единогласно приняла решение: одну из новых улиц г. Ярославля назвать в честь В. Е. Баснера. Можно только сожалеть, что с таким большим запозданием городские власти приняли такое решение. Прошло пять лет с того знаменательного концерта. Пришлось не раз обивать пороги кабинетов Мэрии г. Ярославля на предмет того, чтобы данное решение было претворено в жизнь. В год 75-летия Великой Победы над гитлеровской Германией назвали одну из улиц г. Ярославля его именем.