В.А. Попович: «Есть в глубинке — Русская Тростянка»

В майские дни 2021г. в связи с празднованием Дня Победы и скорбной даты  80 лет  фашистской агрессии  — начала Великой Отечественной войны, мы с писателем и журналистом Н.А. Марцелевым совершили автопробег по Центральным, чернозёмным регионам России. Перед нами стояла одна из главных задач открыть бюст – памятник выдающемуся полководцу, Герою Советского Союза и Герою Социалистического Труда, Генералиссимусу Советского Союза И.В. Сталину. Под его непосредственным руководством наш народ  разгромил фашистских захватчиков и освободил наш народ от порабощения и истребления.  Мероприятие проходило в  селе  Русская Тростянка Острогожского района  на Воронежской земле. Пробыв в этих регионах семь дней, мы еще раз убедились, какие  прекрасные, патриотично настроены россияне, — добрый  и гостеприимный народ.

      В общей сложности мы проехали по регионам около 1800 км., посетили места сражений и исторические места в Московской, Тульской, Липецкой, Воронежской,  Белгородской областях.  . Мы также побывали в  местах сражений посёлках и городах – Воронеж, Кантемировке, Россоши, Красном, Острогожске, Прохоровке, музеях на Прохоровском и Куликовом поле, посетили музей  Л.Н.  Толстого в посёлке Лев Толстой Липецкой обл., где на станции Астапово умер великий русский писатель. Побывали в  доме И.И. Озолина и музее посвященном памяти Л.Н. Толстого и других мест.  По ходу поездки возлагали венки и цветы к памятникам и обелискам, могилам павших советских воинов в борьбе с фашистскими оккупантами в годы лихолетья.

     6 мая 2021г  в канун  Дня Победы   нами с патриотами – коммунистами воронежской земли открыт памятник И.В. Сталину в селе Русская Тростянка на родине  большого патриота СССР-России, полковника МВД Серафима Степановича  Щербинина   Памятник Верховному Главнокомандующему, генералиссимусу И.В. Сталину открыт в сквере рядом с памятником В.И. Ленину.  На его открытии было много сельчан и людей прибывших с окрестных сел и деревень.  На мероприятии   присутствовали руководители КПРФ района и области.  На открытии памятника выступили:   депутат Воронежской областной думы  2-й секретарь обкома КПРФ Д.В. Рослик,  члены Союза писателей и журналистов РФ  В.А. Попович и  Н.А. Марцелев,   полковник С.С. Щербинин и другие.  Глубоким и содержательным было выступление    1-го секретаря Острогожского РК КПРФ Воронежской обл. Н.А. Капустина, который сказал:   «За тридцать с небольшим лет Советский Союз под руководством И.В. Сталина наш народ прошел путь от сохи до передовой ядерной державы. Его боялись враги и уважали простые люди. Заслуга И.В. Сталина в становлении СССР, развитии советской экономики, победе в Великой Отечественной войне и становлении страны после ее окончания, все эти достижения могли быть растянуты на сотни лет, но они были совершены за относительно короткий исторический промежуток времени с 1924 по 1953 год. Результатами этой работы современная Россия пользуется до сих пор. Даже нынешняя власть не смогла до конца разбазарить созданное в Советское время.

   Иосиф Виссарионович  Сталин символизирует и величие державы которая обеспечила мир на планете, и удержала этот мир от третьей мировой войны.  Мы,  надеемся, что памятник Сталину станет символом борьбы в Острогожском районе. И ставить его надо было не на этом участке, а около городской администрации, чтобы у каждого чиновника, когда он идет на работу или с работы, внутри всё сжималось от страха и уважения к этому человеку. И.В. Сталин вернулся в Острогожский район, чтобы передать нам эстафету в борьбе за идеалы социализма. Россия –это Ленин. Россия –это Сталин… Я, мечтаю, чтобы памятник Сталину И.В. поставили на Красной площади в Москве и чтобы будущие президенты  — гаранты Конституции РФ – будущие председатели ГД и ФС нашей страны принимали свою присягу народу именно здесь, у этого памятника, перед этим поистине стальным человеком!!! ». Эти слова коммуниста у памятника, на Воронежской земле  обильно пролитой кровью в годы борьбы с фашизмом,   хочется адресовать всему великому  Советскому народу СССР — России. Под руководством И.В. Сталина и убеждённой верой в идеи  В.И. Ленина, наш народ выстоял и победил  фашизм. Как пишет один из поэтов:

Не хочу, не могу, не смирился,

И в душе все границы сотру.

Я в Советском Союзе родился

И в Советском Союзе умру!

 Решение Нюрнбергского, Токийского и Хабаровского  военных трибуналов, свидетельство того, что   преступники понесли заслуженные наказания. Их злодеяниям нет срока давности, как нет давности преступлениям совершенным разрушителями  СССР.  Хочется верить,  что наступит час расплаты  и разрушителей нашей Родины сядут на скамью подсудимых. 

         Эта поездка была насыщенной, мы с патриотами – воронежцами  объехав много сел, деревень, городов и мест сражений  Красной Армии в годы борьбы с фашизмом. В Тростянке и в других местах мы встретили  добрый, отзывчивый, хлебосольный русский народ, особенно в Русской Тростянке. Здесь живут добрые, отзывчивые, талантливые,  хлебосольные люди. В селе, которое сильно пострадало после развала СССР живут в основном пожилые люди. Несмотря на трудности  не унывают – трудятся на приусадебных  участках,  сочиняют стихи и песни, участвуют в самодеятельности поют, танцуют, по  славянскому, русскому  обычаю встречают все государственные и православные праздники.  Село почти без молодёжи, все уехали искать лучшую жизнь, лучшую долю, хотя в былые времена  здесь жизнь кипела, а молодёжь держалась за отчий дом. Женщины рожали, детки ходили в детский сад,  учились в школе. В то советское время  многие из тех,  кто поступал учится в техникум или вуз как правило возвращались в родное село —  богатый колхоз или работали в своем районе и области. Но после событий 1991 года, а особенно 1993 года,  всё  изменилось к худшему. 

            Молодёжь удержать в родных местах  не удается,  село потихоньку иссякает и вымирает, как когда –то любимая сельчанами  речка Тростянка, радовавшая своей  родниковой водой. Изменений к лучшему пока не предвидится хотя старожилы и  те, чьё сердце осталось в родном краю к этому стремятся. Это прежде всего полковник в отставке Серафим Степанович Щербинин. Хоть его  прописка по    паспорту московская, фактически —  «живет полковник на селе». Он старается создать  обстановку, чтобы хоть часть уехавших тростянцев вернуть в родные края, любимую им Русскую Тростянку. К сожалению,  несмотря на все потуги, село пустеет. Так,  из более чем трёх тысяч жителей  проживавших там в советское время, сегодня осталось  не более пятидесяти семей.   Это некогда огромное село растянулось почти на 5 километров. Теперь  к сожалению многие дома  пустеют и разрушаются.  В этом  усматриваются  как объективные так и субъективные причины. Село довольно далеко от «цивилизации»,  железнодорожного и автобусного сообщения, трудности с интернетом, и сотовой связью, по близости нет ГПТУ, средних и высших учебных заведений, но главное нет работы по специальности, колхоз,  где раньше  трудились сельчане ликвидирован, а фермерское хозяйство  не обеспечивает работой. В селе одна радость — сельский дом культуры (СДК), но молодёжь хочет чего -то больше и лучше.

         С другой стороны, в селе нет садика, закрыта школа, магазин, в ветхом состоянии медицинский пункт, почта, проблемы с автобусным сообщением,   требует ремонта  дорога,  соединяющая Тростянку с внешним миром.   Для любой починки одежды, обуви,  телевизора, холодильника  или другой домашней утвари,  надо ехать в районный, а то и областной цент.  И всё же село живёт по — своим сельским законам. В рабочие дни с утра до ночи  в огороде, а в выходные   баня, сельский клуб и застолье – кому не противопоказано. Люди  по —  славянскому обычаю ходят друг к другу в гости, с широкой  русской  душой поют народные песни, танцуют под гармошку или баян, а порой дают волю чувствам  меряются силой   друг с другом,  тоже по — русски. Есть в селе и свои писатели, поэты, сочинители песен,  даже гимна села. Вот отрывок из  стихотворения о родной Тростянке.

Живём мы в глубинке,

Вдали от столицы,

Вокруг нас берёзки

Да клёны шумят,

Волнуется море

Высокой пшеницей.

Из трав васильки

Да ромашки глядят.

    Это строки из стихотворения местной поэтессы Русской Тростянки. На наш взгляд  стихи  по содержанию глубокие, трогательные ибо идут от сердца, от души. История села насчитывает  несколько столетий.  Первое упоминание о Тростянке  появилось в 1637 году, когда по южным границам Русского государства стали сторожить и строить  крепости от набегов кочевников. В те далёкие времена Белгородская защитная полоса тянулась  от  Старого Оскола к югу. Русские  окраины охраняли не только военные люди. Вдоль всей границы  расселялись поселенцы, которые приезжали семьями, строили дома, получали наделы земли, обрабатывали её, растили и воспитывали детей, а заодно были форпостом и охраной от набегов неприятеля. Здесь на берегу тихой речки, заросшей тростником, среди лесов появились первые избы поселенцев. Свое поселение и речку с холодной родниковой водой люди назвали Тростянкой, а  последствие Русской Тростянкой. Дело в том, что здесь оседали не только русские, но и хохлы. Их село назвали Хохол Тростянка. С тех пор  много воды утекло.

        С каждым днем, месяцем и  годом строились  новые дома, росло,  расширялось поселение. Село  неоднократно горело   и вновь  как птица феникс поднималось из пепла. Жили тростянцы дружно, помогали друг другу, защищали жилища от вражеских набегов и других бед.  Это  помогло выжить в трудные  годы и  военное время. А войн, набегов неприятеля  и других  трудностей  было предостаточно.   Со временем высохла любимая жителями, особенно детворой речка Тростянка. По воспоминаниям старожилов, из-за наводнений  сельчане   забили родники мешками с овечьей шерстью  и речки не стало. Вода как и люди, нашла выход сменить русло, ушла под землю. О том, что здесь когда – то была  бурная речка  напоминают  лишь вербы по ее руслу.

       Конечно, для такого огромного и красивого села речка была еще большим украшением и радостью для детворы, но  потеряв голову, по волосам не плачут. Позднее к югу от Русской Тростянки появилось поселение Хохол – Тростянка. Её  образовали выходцы из Украины. С давних времён оба сёла  жили  в мире и согласии, дружили семьями, женились русские на украинках и наоборот, ходили в гости,  относились друг к другу с уважением. Вся округа знала, что москали из Русской Тростянки дружны  с  хохлами из Хохол Тростянки, многие породнились семьями и до этих пор живут как единый, братский  народ.  Судьба страны всегда сказывалась  на судьбах  сельчан.

      Особенно авторитет  воронежцев возрос в петровские времена. Из многовековых воронежских лесов Петр 1  строил корабли на которых ходили к Азовскому морю,  громить басурманов — турок. В начале Х1Х века воронежцы сражались  с наполеоном,  потом Крымская война, Балканы — освобождение Болгарии и сражение с японцами в Порт Артуре.  Не обошла село    Первая мировая,  Гражданская и Великая Отечественная  войны. Это были тяжёлые годы смуты,   кровавое лихолетье с большими потерями и множеством погибших.  Сельчане до этих пор говорят  – «Ох людей в те годы полегло не мало».  Так поется в песне о родной  Тростянке. Коренные тростянцы, как и жители многих русских земель по — разному встретили революцию. Случалось и так, что шёл брат на брата, отец на сына и на оборот. Это было особенно тяжёлое, голодное, кровавое время. Но всё пережили, перестрадали. Жизнь брала свое, люди потихоньку стали привыкать к новой – Советской власти.   По — разному тростянцы  приняли коллективизацию и колхозное строительство в родных краях. Многие несогласные с новыми порядками  на селе подались в город или другие регионы страны. Однако большинство тростянцев были вполне довольна. У людей появилась работа и надел земли.

         С  1932 по 1934 годы, во время коллективизации в селе создали  три колхоза. Они  функционировали до самой  войны. Однако   после Великой Отечественной войны был  создан  объединённый колхоз  куда вошли села   Шубное, Губарёвка и Стрелица. Назвали  колхоз по весеннему, мирному празднику – 1-го Мая. Людям хотелось светлой, радостной жизни, уж больно много бед, крови и слёз  познала и испытала воронежская земля в годы борьбы с немцами, мадьярами и итальянцами. В объединённом колхозе  Русская Тростянка стала бригадой №2. Бригадой  долгое время руководил Илья Сергеевич Лахин, его сменил   Владимир Степанович Борзенко. Это были умные, мудрые и очень  авторитетные  руководители. Правление находилось  в селе Шубное. Колхоз возглавлял  председатель  Моисей Михайлович Котляров, а после  его ухода  Павел Иванович Севастьянов. В это время хозяйство  получало высокие урожаи зерна,  свёклы и большие надои молока.

       В Русской Тростянке были созданы  и активно функционировали две больших пасеки. На одной из них много лет работала Екатерина Михайловна Черникова, она являлась  передовым – пчеловодом не только колхоза, но и района, даже области. Её сменили супруги  Владимир Алексеевич и Зинаида Ивановна Романенко. Второй пасекой  заведовал  Поликарп Кузьмич Семин, которого  сменил  Николай Николаевич Часовников. О высоком авторитете тростянских пчеловодов ходила добрая молва по всей округе. Об этом говорит то, что на базе этих пасек проводились областные семинары по обмену опытом выведения маток.  Долгие годы  главным агрономом колхоза работал  Григорий Максимович Токарев, авторитетный, уважаемый на  селе человек. За высокие показатели в растеневодстве Токарев награждён  многими высокими правительственными наградами — орденами и медалями Советского Союза.  По — ударному трудились все тростянские  колхозники, не зависимо от занимаемых должностей. Они были трудолюбивы, а государство ценило их труд. В годы Советской власти любой труд был ценен и уважаем. Так, Михаил Петрович Уваров много лет заведовал молочно-товарной фермой (МТФ) колхоза. Это был авторитетный, очень уважаемый не только в селе, районе,  но и области специалист своего дела. Его коллектив животноводов получал высокие надои молока,  выращивал здоровый молодняк. Труд его был  оценён высокими, многочисленными государственными и общественными наградами.

       Другой патриот села, бригадир Владимир Степанович Борзенко много лет работал механизатором, а потом возглавлял бригаду №2. За свой ударный труды был награжден многими грамотами, ценными подарками, а также орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени. Высоких правительственных наград были удостоены многие сельчане, среди них люди разных профессий —  доярки, свинарки, механизаторы,  – славные труженики села. Многие из сельчан познали всю тяжесть и  ужасы войны  с фашистами, среди  них те, кого сегодня  называют «дети войны». Они  испытавшие на себе все тяготы военного времени,  обидно, что  после развала Союза стали жить хуже, чем в былые времена.  И всё же благодаря труженикам и патриотам села,   положение постепенно стабилизируется.  Начиная с 2009г. администрация стала  больше  внимания обращает на благоустройство села. Теперь многое решает  сельский сход. По его решению  вырубили сухие деревья и завезли на тракторах и посадили клёны. Срубленные деревья передали   на дрова,  часть вывезли на свалку, или  сожгли.

      Сельчане   отремонтировали заборы, ворота, калитки  покрасили их, стали больше внимания уделять благоустройству дворов, приусадебных участков, сажать цветы, плодородные кустарники, деревья. Ежегодно весной и осенью проводят субботники по уборке придомовых территорий и мест,  где стоят памятники, ухаживают за кладбищем. Эта традиция сложилась давно и тростянцы соблюдают ее свято и неукоснительно. Память о предках в Русской Тростянке – священна.   

      Инициаторами и самыми активными участниками всех благих намерений выступают братья  Пётр и Серафим Степанович Шербинины, хотя они в родном селе теперь не прописаны. постоянно не живут  (Серафим Степанович в Москве, а Пётр Степанович в районе), однако  частые гости на малой родине –любимой ими Русской Тростянке. Здесь прошло их детство, остался родительский дом, похоронена мать, здесь много друзей, знакомых сельчан,  любимая сердцу, родная сторонка. В селе большую патриотическую работу проводят члены женского клуба «Огонёк» и директор СДК Мария Николаевна Шиншина.  Хотя Мария родилась в Закарпатье, в селе Сельце Иршавского (ныне Берегоского района), вышла замуж за парня из этих мест. Здесь ее ценят и уважают сельчане, здесь ее семья, она любит и ценит нашу славянскую землю, от Закарпатья до Курил.  Мария и ее дети  большие патриоты   Русской Тростянки  и России как и Украины в целом.

       Ежегодно 14 октября Русская Тростянка отмечает День села. На этот  ставший традиционным праздник съезжаются   гости из соседних сёл и деревень, земляки из разных окраин Великой  России, которую раньше называли СССР, ближнего и  дальнего зарубежья. Для встречи гостей мужчины заготавливают продукты, а женщины готовят  разные пряности и обязательно армейскую полевую гречневую кашу, шурпу, плов, пекут пирожки, делают бутерброды и салаты. В фойе сельского дома культуры (СДК) оборудуют выставки: «Дары природы», «Наши рукоделия» и другие поделки местных умельцев. Одновременно в зрительном зале,  показывают разные фильмы из жизни села и успехах сельчан. Материалы берут  из разных источников, в том числе из документальных фильмов о родном селе, снятых Сергеем Александровичем Галендой и Валерием Викторовичем Волошиным.

     В День села на сцене лома культуры чествуют старожилов, молодожёнов, юбиляров, активистов отмечают грамотами и ценными  подарками, определяют и награждают  лучшие подворья. Здесь же звучат концертные номера в исполнении гостей их села Шубное, ансамбля «Крестьянка», берут за душу слова из песни «Село моё родное». Это песня о родной Тростянке. В песне есть такие слова:

«Люблю всем сердцем отчие края,

Люблю тебя. Село моё родное,

 Единственная милая земля

Скажи, что можно мне сравнить с тобою.

Поля твои пшеничным пахнут хлебом,

Дурманят сладкой горечью цветы,

И гордо ты стоишь под мирным небом,

Как символ величавой красоты».

       В 2017 году, в честь празднования  380- летия села в проводимых торжествах принимали участие многие жители Дубинского сельского  поселения, представляя исторические вехи развития села: дореволюционные крестьяне, жители периода Первой мировой и Гражданской войн и революции. Большое внимание было уделено  коллективизации и становления колхозов, периоду Великой Отечественной войны, восстановлению разрушенного фашистами народного  хозяйства и постсоветское время, а также современность. Особенно красочно выглядела колона  с орудиями труда разных поколений, в т.ч.  современными машинами, тракторами и комбайнами, флагами и транспорантами,. Тут же весело звучали русские народные песни, частушки, прибаутки. Жители села и гости плясали, пели, танцевали, приветствовали  друг друга. Не обошлось и без традиционных русских хороводных песен. Сельчане любят веселится и танцевать. Песни и танцы древняя традиция тростянцев. Особенно отличались ветераны войны и труда и приехавшая с разных мест   молодёжь, потомки тростянцев.

    С давних времён  сельчане  весело отмечают  Новый год. Рождество, масленицу и другие традиционные праздники. На новогодние праздники дети навещают  сельчан с колядками. Их с радостью принимают, дают в награду за колядку пряности или деньги. Эта древняя традиция в селе свято соблюдается. На масленицу и Рождество проводят различные игры и  конкурсы которые проводятся на свежем воздухе, прямо на улице или  специальной отведённой площадке. К  празднику женщины села пекут блины и готовят сметану, приглашают в гости не только родных и близких, но и всех желающих жителей села, представителей сельской администрации, которые спонсируют это мероприятие. Они же  оценивают сценарий праздника и угощение, участвуют в проводимых  мероприятиях, представлениях и конкурсах. Фольклёрный ансамбль «Крестьянка» исполняет,  старинные русские народные песни.

     Большие мероприятия проводятся в праздник Пасхи в храме святят куличи и яйца, убирают и украшают могилы усопших и не только родных. На Троицу украшают зелёными ветками берёз и клёна ворота дворов, в храме посыпают душистую траву. В сельском доме культуры проводят литературно – музыкальные выступления с привлечением детей «Люблю берёзку русскую», читают стихи о берёзке, водят хороводы, поют песни, танцуют.

  До войны в этот праздник весь народ выходил на улицу  в лучших нарядах. По улице шли  мощной, широкой колонной взявшись за руки. Впереди шли передовики и почётные люди, взрослые, за ними девушки, а потом парни. Эта колона двигалась или на луг, или на большую поляну в лесу. Называлось это мероприятие «водить танки». На поляне варили гречневую кашу, жарили яичницу, пели, плясали под балалайки и гармошки. Девушки прели венки, а парни выбирали себе невест. Сейчас этот праздник проходит скромнее, но к счастью не забывается. Каша и яичница всегда есть, правда поменьше девушек и парней.

       Ежегодно 14 августа в селе отмечается Медовый Спас. К этому дню в сельском доме культуры  готовят выставку медоносных растений, пчеловодческого инвентаря, продуктов пчеловодства и словарь пчеловода. На проводимое  мероприятие приглашают пчеловодов селян всех желающих жителей. Пчеловоды рассказывают о своей работе и проблемах. Тут же накрывается стол с мёдом нового урожая, к нему женщины пекут блины, булочки, пышки, готовят чай из разных трав которые растут на лугах родной  и близкой сердцу Тростянки. Здесь же готовится  театральное выступление «Пчелочка златая». Не обходится и без более ценимого мужиками напитка.

       Многие тростянцы считают плохо то, что после развала страны  в селе не стало  школы, магазина, детского сада. Где раньше учились дети тростянцев осталось здание, которое находится в запустении. Без школы село не имеет крепкого тыла, надёжного будущего.  Хочется верить, что нынешний разброд, это временное явление. Придёт время и в селе Русская Тростянка снова заработает школа, детский сад, магазин, а у жителей появится стабильная работа. Работа в колхозе была не легкой, низко оплачиваемой, но стабильной, постоянной. Разрушать  мы научились быстро, до основания, а вот создавать, созидать пока не получается.

    При проведении «Дня семьи, любви и верности», «Дня матери» большую помощь оказывает священник отец Алексей. Ежегодно проводится благотворительная акция «Белый цветок» в помощь тяжелобольным детям. В 2011г. по инициативе учителей Ларисы Николаевны Ращупкиной,  Елены Ивановны Щербининой и Татьяны Андреевны Часовниковой  был организован при СДК женский клуб  «Огонёк» с целью привлечь  к общественной жизни жителей села. В клуб «Огонёк» вошел и фольклёрный ансамбль «Кремстьянка». Женщины вместе отмечают праздники, а также дни рождения. Готовят концертные номера. Из подаренного  Серафимом Степановичем  Щербининым материала, своими силами сшили сарафаны для выступлений на сцене. Сейчас восемь женщин из «Огонька» поют фольклёрные песни в обновленном ансамбле «Крестьянка» при этом вошло в практику еженедельно собираются на репетиции. К старейшим певуньям «Крестянки» несколько раз приезжали дети из Коротояка и Острогожска, чтобы узнать особенности исполнения старинных песен и выучить подтанцовки.  Любовь Ивановна Борзенко, 1933 года рождения и  Татьяна Борисовна Дешевых, 1937 года рождения, несмотря на возраст, принимают активное участие в празднике «Цветущая яблоня», в подворьях к армейским играм, к Дню села. 

     19 сентября 2014 года по приглашению Серафима Степановича  Щербинина в село приезжали участники международного фольклёрного фестиваля – ансамбли из Московской области, из Воронежа, Суздаля и Хохольского района. Они исполняли свои фольклёрные песни вместе с тростянскими бабушками при переполненном зале и на улице. Клуб «Огонёк» дружит с реабилитационным детским центром «Росток». Для детей из мало обеспеченных и  неблагополучных семей женщины вязали варежки, носки, шили нарядные платья и рубашки для проведения  праздничных выступлений, привозили им  овощи и игрушки. Вместе с активистами клуба «Огонёк» их земляк  из Москвы  Серафим Щербинин. Он много сделал и регулярно оказывает материальную  помощи детскому центру «Росток».

   Вместе со своими друзьями Серафим Степанович  неоднократно привозил в село одежду и обувь, канцтовары и игрушки. Дети его обожают, ждут, радуются подаркам, концертным номерам, угощают всех чаем и блинами. В 2014 году «Огонёк» собирал гуманитарную помощь для беженцев из Украины. На школьном дворе сделали специальную  площадку, оборудование подобрали Щербинин и Быковы. Летом дети постоянно играют там. К новогодним праздникам члены клуба «Огонёк» готовят весёлые инсценировки, украшают ёлку. Летом тростянские активисты сажают цветы у храма и у памятника погибшим, бюстов В.И. Ленину и И.В. Сталину.  Частые гости села коллективы Шубинского СДК, дети из Острогожской школы искусств под руководством  Николая Ефимович Ребрикова, воспитанники Горожанского кадетского корпуса во главе с Виктором Семеновичем Гладенко. Видео и фото сёмки мастерски осуществляет  Сергей Александрович Галбин. По просьбе Острогожского районного женсовета члены клуба «Огонёк» собирали по селу материалы  о тружениках тыла и детях войны. Эти сведения были отражены в книгах: «Из одного металла льют медали за бой, медали за труд»  и «Сурового времени дети». Презентация второй книги проходила в СДК в феврале 2017 года на встрече поколений «Помним, уважаем, гордимся». К этой встрече была приурочена фотовыставка «Дети войны».

  Жителями села большое внимание уделяется патриотическому воспитанию населения и молодёжи. Особенно оживилась  работа после открытия в 2010 году памятника погибшим односельчанам. В 2009году по инициативе С.С. Щербинина, одобрения сельского схода  о строительстве памятника, торжественно освещено место будущего памятника и начат сбор средств. Протоколом зафиксировано и дано согласие родственников на перезахоронение останков расстрелянных в 1943 году односельчан в братской могиле  у памятника. Руководил этой работой Серафим Степанович Щербинин. Ему активно помогали его старший брат Пётр Степанович Щербинин, а также Марк Венедиктович и Татьяна Алексеевна Быковы, Николай Иванович Соприн и его супруга Алла Витальевна, братья Николай, Сергей и Пётр Лахины, Иван Николаевич Кокоткин и Александр Валерьевич Деревьянко. Они провели огромную исследовательскую и поисковую работу. Многие активисты работали  в архивах касающихся села,  беседовали  со старожилами, используя интернет. В ходе проведенных исследований  выяснили много сведений о фронтовиках села, их подвигах в годы Великой Отечественной войны.

       С началом войны с фашизмом на фронт ушли около 400 односельчан. С полей сражений  не вернулось 170 человек. 9 односельчан были расстреляны фашистами в селе. Александр Валерьевич Деревьянко нашел сведения о наградах, о местах гибели солдат. всё эти данные  отразил в большой красочной выставке «Они сражались за Родину». Подготовленные  материалы были использованы при работе над памятником «Мы помним Вас», проект которого разработал Сергей Серафимович Лахин, а утвердил его сход граждан Русской Тростянки. Торжественное открытие памятника состоялось в 2010 году при большом стечении народа. При перезахоронении останков неожиданно пошёл  дождь, как будто небеса скорбели вместе с людьми. В этих мероприятиях участвовали священники,  офицеры и солдаты, провели  салют, минута молчания, венки и цветы.  Торжественным маршем прошли кадеты. 9 Мая – День Победы для сельчан был и остается  главным праздником.

«Война закончилась. И пушки замолчали

И годы сгладили великую беду,

И мы живём. И мы весну встречаем,

 Встречаем День Победы  — лучший день в году.

Война закончилась, но песней опалённой

Над каждым домом до сих пор она кружит,

И не забыли мы, что двадцать с лишним миллионов

Ушли в бессмертье, чтоб нам с тобою жить».

      Главный организатор празднования Дня Победы в Русской Тростянке,   Серафим Степанович Щербинин. Он специально приезжает к этому дню из Москвы, часто со своими боевыми друзьями. Под его руководством проходит торжественное шествие «Бессмертного полка», автопробег от Вечного огня Острогожска ко всем памятникам Шубинского поселения с поздравлениями и возложением цветов, с флагами и знамёнами Победы – это его идея и задумки Серафима Степановича. В Русской Тростянке в этот день у памятника торжественный митинг, где звучит Гимн России, под его звуки поднимается государственный флаг и Знамя Победы. С поздравительными словами выступают главы Шубинской сельской администрации, полковник  Щербинин, выступают  дети войны, читают стихи школьники  и члены клуба «Огонёк». Организаторы мероприятия проводят минуту молчания, возлагают  цветы и венки, под тихую музыку «Журавли»,  завершается мероприятие торжественным маршем кадетов. Так происходило в Дни памяти и скорби в 2021г. Нам с писателем Николаем Александровичем  Марцелевым посчастливилось быть в эти дни в Тростянке. Скажу откровенно — мероприятие грандиозное и незабываемое.

       В 2020 году на сельском сходе решено открыть у памятника в центре села две стелы. Одна посвящена детям войны и труженикам тыла, а вторая – участникам локальных конфликтов и ветеранам подразделений особого риска. Деньги в сумме 23 500 рублей собрали сельчане, остальные выделил Серафим  Щербинин и его семья. Стелы  торжественно открыты к 75-й годовщине Победы. Их открытие проходило  в  торжественной обстановке. Открывали мероприятие  дети войны Григорий Максимович Токарев,  Клавдия Евдокимовна Акульшиной и  офицер,  бывший  афганец Дмитрий Николаевич Рощупкин.  Серафим Степанович Щербинин вручил медали детям войны и  активнстам —  жителям Русской Тростянки.

   Ежегодно 17 января по традиции отмечается День освобождения села от фашистов проводя митинг и вспоминая о тяжелых днях оккупации. В эти дни старожилы Григорий Максимович Токарев Иван Иванович Саприн, Михаил Петрович Уваров, рассказывают, как это было. По их словам, за неделю до 17 января 1943 года в крайние дворы села приходили наши разведчики на лыжах, в белых маскхалатах, спрашивали, сколько немцев в селе, и где они находятся. Разведчики сообщили, что скоро Красная Армия освободит их село от фашистской нечисти.

   В средине  января 1943 года со стороны села Красное начали бежать  пешим порядком, и на лошадях полураздетые немцы  и мадьяры в сторону сёл Хохол – Тростянки и Репенки. Там завязался большое  сражение. На другой день через село везли  раненых красноармейцев в госпиталь расположенный в селе Красное. Многие были сильно   окровавлены,  стонали, просили пить. Люди помогали, красноармейцам чем могли. В этот  скорбный о погибших и радостный день в честь освобождения села от врага  к памятнику жители села  возлагают гирлянду из сосновых и еловых веток, а также венки и цветы, проводят и другие мероприятия.

     Стало традицией в сельском доме культуры   регулярно праздновать  «День защитника Отечества», «День Победы», «День Военно-Морского флота» и другие праздники.  На мероприятие приглашают мужчин, проходивших службу в армии и на флоте. Ветераны  делятся своими воспоминаниями о службе, поют патриотические песни  вместе с членами клуба «Огонёк». Для ветеранов  женщины накрывают стол. В фойе клуба  оборудована  фотовыставка «Служу Отечеству». Здесь всегда многолюдно.

      22 июня – скорбный день,  начало Великой Отечественной войны. Он отмечается ежегодно как День памяти и скорби. Вокруг зелень, цветы, птицы поют, а люди плачут, вспоминая  погибших родных и близких. В этот день у памятника многолюдный митинг, панихида по погибшим, выступают школьники и кадеты,  читают стихи. Слёзы, цветы, венки, слова благодарности защитникам страны за мир и счастье на нашей земле.

«Поклон отцам, поклон вам, деды.

За то, что мирно мы живём.

За то, что Вы для нас победу

Добыли кровью и огнём.

Нелёгок путь, тот оказался

По той. вам памятной весне

Спасибо тем, кто жив остался,

Кто мёртв, спасибо им вдвойне».

        В 2013 году в селе Русская Тростянка закрыли одну из старинных школ в округе.  Её открыли ещё при царе Николае 11 1910 году. Школа  активно работала  103 года.  Из её стен вышли многие уважаемые люди ставшие в последствии — офицерами, врачами, учителями, инженерами и достойными уважения люди.  В 2010 год сельчане отметили  столетний юбилей школы. Директор и коллектив педагогов провели большую работу по сбору материала о первых учителях, о работе пионерской и комсомольской организаций. При большом стечении тростянцев вспоминали о прошлом,  чествовали учителей и гостей,  делились воспоминаниями, фотографировались. В Сельском доме культуры (СДК) есть фотовыставка о жизни школы за 100 лет.

    В годы войны многие ученики школы пали смертью Героя.  1943 году был расстрелян директор школы, коммунист Чернышов.

     В 2017 году на 9 мая приезжал в село его внук Виктор Владимирович Керенцов интересовался жизнью села, побывал на месте расстрела  и захоронения деда, возложил цветы. Сейчас здание школы является памятником архитектуры, находится в запустении. Активисты хотели организовать в бывшей школе  музей села, но разрешение свыше  не получили. У нас всё так, сначала прикрывают заведение, многие годы держать в запустении, а потом  ликвидируют за без надобностью.  Здесь явно следует вмешаться высшим органам власти дабы сохранить вековую школу, как впрочем и село,  Русскую Тростянку. При всем старании возродить село, и добрые традиции, одним активистам во главе с Серафимом Степановичем справится трудно.

     В 2021г. сельчане провели скорбный  митинг посвящённый 80-летию начала Великой Отечественной войны под девизом «Свеча памяти, огонь славы». Он  прошёл на высоком организационном уровне ровно в 4 00, утра. Людей  в такой ранний час собралось немало, большинство жителей села пришли с близкими. Первым на призыв принять участие в митинге, как всегда откликнулись  их  друзья из Острогожска С.А. Галенда, В.С. Гладенко, Н.Е. Ребриков. 

       В мероприятиях активное участие приняли представители  церкви.  В Русской Тростянке церковь построили многие столетия назад, сразу с  образованием поселения. Поначалу это была  деревянная церковь, которая прослужила до 60-х годов Х1Х столетия. Однако   случилась беда — село полностью сгорело. Эта трагедия произошла тогда.  когда взрослые сельчане были в поле,  из-за шалости  детей.    Дети    стали печь картошку, а когда огонь разгорелся не смогли  потушить костёр.   Село сгорело дотла, а вместе с ним и церковь. Сейчас на месте сгоревшего храма   в центре села стоит памятный крест. После этой трагедии тростянцы построили большой каменный храм  на возвышенности. Вокруг храма росли большие многовековые деревья. Он успешно  пережил  революцию и Гражданскую войну, непростые 30-е годы, а потом  фашистскую оккупацию. Однако, хрущевскую оттепель и волюнтаристские решения Н. Хрущева, этого хитрого и коварного  разрушителя пережить не удалось.    Храм  служил тростянцам  только до  середины 50-х годов ХХ века.

     Во время правления   страной Н.С. Хрущёва храм был разрушен: снесли колокольню, купол, сбросили колокола. Оказалось, не И. Сталин, а такие как  Никита Хрущёв был ярыми врагами православной веры, а значит и славянства. Его непродуманные действия принесли много бед и страданий нашему народу.  После разрушения церкви сельчане  разобрали по домам церковную утварь. В  полуразрушенном здании,   сначала устроили зерновой склад, куда могли заезжать даже машины. Потом стены разобрали и из церковного кирпича построили колхозные гаражи и баню. 

    В 2001году по решению схода  односельчан  началась подготовка к возрождению храма Покрова Пресвятой Богородицы. Люди вносили пожертвования, а колхоз под руководством Виктора Павловича Хабарова выделил для откорма и продажи бычков. Сельские умельцы —  плотники безвозмездно срубили деревянные окна. Всеми работами руководил Иван Николаевич Кокоткин. Прихожане проявляли интерес и инициативу,  помогали в строительных работах. Благодаря активной деятельности и помощи Серафима Степановича Щербинина в 2009г. состоялось торжественное освещение и открытие храма, начались службы. Поначалу,   церковное богослужение вёл  Дубинский отец Алексий, затем сменяя друг друга, отец Андрей, отец Дионисий, отец Михаил. В 2019 году церковь отметила свое десятилетие. Мероприятие проходило празднично и торжественно. На торжества приехало  много священников из разных приходов. После торжеств проведены  награждения, самых активных и достойных прихожан и сельчан.  При непосредственном  участии Серафима  Щербинина была организована богатая трапеза.

       Храм не имеет побочного дохода, поэтому все организационные мероприятия  и уход поводят сельчане на безвозмездной основе. Чистоту и порядок в храме и на его территории много лет поддерживали Елена Ивановна Бражникова и Александра Егоровна Пальникова, сажали и ухаживали за цветами, её сменила Надежда Владимировна Дешевых. Помогают проводить службы Лариса Николаевна Расщупкина, Надежда Григорьевна Тульнова и  Мария Николаевна Шиншина.  «Мы помним Вас!» — такая надпись на памятнике, в селе Русская Тростянка. Который построен на средства жителей села, в память погибших и пропавших без вести односельчан во время Великой Отечественной войны. Та тяжелая, несправедливая,  кровавая война, ещё долго будет напоминать о себе тысячами братских могил, памятников, обелисков, которые можно встретить по всей России. Это только кажется, что из людской памяти можно что-то вычеркнуть, стереть. Россияне  видят как сегодня такие попытки проявляются повсеместно. И это делают люди далеко не дружелюбные россиянам. К сожалению на глаза многих чиновников опустился плотный туман ненависти к своему народу.

      Но счастью есть немало  людей — патриотов, которые не только сами инициируют  воспоминания о Великой Отечественной войне, зверствах внешних и внутренних врагов, но и доводят это до заблудших, пораженных  вирусом безпамьятства. Тростянцы своими делами и поступками напоминают о героизме советского народа в годы войны с фашизмом, подвигах  жителей Русской Тростянки. Каждый год 9 Мая, начиная с 2015 года  в селе Русская –Тростянка от центра села —  памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны, стартует автопробег «памяти героев». Организатором автопробега является Серафим Степанович Щербинин. В 9 часов утра колона машин начинает движение по намеченному маршруту.

     Первая остановка возле вечного огня  в городе Острогожск, там проходит митинг, возложение цветов, зажигают факел вечного огня, который везут по намеченному маршруту. Последующая остановка в селе Грушевая  Поляна, где  на митинг у обелиска собирается множество народа, не только  жители села,   но и близлежащих городов и сёл. Перед собравшимися выступает не только полковник Серафим  Щербинин, но и другие товарищи, ветераны и дети войны, а школьники  читают стихи русских и советских поэтов. После митинга проходит  возложение цветов  и  венков к обелиску и отдание почестей павшим воинам.

     По команде руководителя колона движется в сторону села Шубное, где так-же  проводится митинг с участием организаторов автопробега. Здесь также  выступает Серафим Степанович  Щербинин и представители села, а школьники и дети  по традиции читают стихи. Тут же проходит торжественное возложение цветов и венков к обелиску погибших воинов.  Это трогательное мероприятие и многие участники церемонии,   сняв головной убор, опустив голову тихо  плачут,  вспоминая родных и близких не вернувшихся с той кровавой войны, которую навязали нашему народу фашистские палачи. Сейчас наследники тех фашистов грозят России бряцая оружием вокруг ее границ.

      Как правило к участникам автопробега присоединяются местные жители и активисты, а в Шубном и глава Шубинского сельского поселения. После колонна следует в совхоз Острогожск – сад, питомник к обелиску, где собираются множество местных жители и гостей. Стало традицией, что обязательно от имени жителей села выступает представитель, а также  дети, школьники,  молодёжь читают стихи. Потом происходит возложение цветов, венков и отдание воинских почестей погибшим красноармейцам и жителям этих мест.  Завершается это грандиозное мероприятие в селе Русская Тростянка. Митинг посвященный памяти  павших воинов  — земляков всегда многолюден. Это красноречиво подтверждает важность и необходимость подобных мероприятий по сохранению памяти о трагических страницах кровавой войны с фашизмом, памяти павших за свободу и независимость нашей Родины, в   годы лихолетья. На воронежской земле, как и в многих регионах нашей страны, беда,  скорбь и горе коснулась  каждой  семьи, каждого жителя   села. 

      В автопробеге «Память Героев» обычно участвуют  автомобили и мотоциклы советского производства, их украшают эмблемами и флагами. В населённых пунктах люди тепло приветствуют экипажи машин и колону, подходят к машинам, интересуются  целью похода, фотографируются на память. Подобная акция проходит из года в год. Активисты считают важность этого мероприятия и думают и впредь  продолжать гражданско – патриотическую работу с населением и молодёжью, направлять ее  на воспитание любви и уважения к героической истории нашего Отечества и подвигу народа. Особенно это важно, ибо есть силы, которые стремятся сбить патриотов с правильного пути, используя любые средства. В том числе так называемый коронавирус, прозванный в народе коронабесием.  

      Приятно отметить, что в Русской Тростянке есть свой Гимн  села. По правде сказать,  такое встретишь не часто. Это событие стало возможным благодаря активистам и прежде всего Татьяне Андреевне Часовниковой. В начале 2000 года Татьяна Андреевна  написала стихи о Русской Тростянке. Случилось так, что к ней в гости приехал  родной брат Пётр Андреевич Бурляев (ныне покойный). Татьяна Андреевна скромничала и всё же  прочитала ему свои стихи, которые  брату понравились и после небольшой доработки, он  написали музыку к ним. Так, появился гимн села Русская Тростянка, который отражает жизнь сельчан и дружбу наших братских народов, прежде всего России и Украины.

Текст Гимна.

  1. Думали долго москаль и хохол

Где селенья свои построят

Отыскали широкий, зелёный дол

Над вольной красивой рекою.

По над речкой тростянкой, жёсткая осока

И назвалася Тростянкой речка неглубока.

  •  Скоро стояли уже дома

Благо бор вековой под рекою

Помогала людям природа сама

Зашумели хлеба над рекою.

Баловала река мужика тростянца

Умывала его на восходе солнца.

  • Мчались годы как речная вода

Войны вихрями в крае промчались

Был пожар, и ушла из реки вода

Вербы в память о ней остались.

Лихолетье село обходить не стало

Ох, людей в те годы полегло не мало.

  • Хлеб растят и хохол и москаль

Здесь роднятся, детей рожают

Слышит песни широкая светлая даль

Людям птицы с небес подпевают.

Мирно хочется жить, без нужды и горя

Жить в России своей, ни о чём не споря.

      В наше непростое время в Тростянке   работает  фольклорный хор и ансамбль. Фольклорный хор  имеет богатую историю. Его активная деятельность началась в  1964 году. под руководством заведующей клубом Александры Васильевны Уваровой. Руководила хором Полина Сергеевна Россохина. Первоначально в хоре участвовало более 20 человек. В то время женщины знали много песен и старинных обрядов. Коллектив был дружный, спаянный поэтому совместно в клубе готовили и проводили концерты, ездили в соседние сёла, выступали в районе и области, ездили не только на родину Пятницкого и даже в Москву. Однако жизнь вносила свои коррективы.

    В 80-е годы ушла из жизни Полина  Рассохина, а потом  и  другие участницы хора. Руководителем  творческим коллективом избрали Анну Корниловну Малыхину. Тогда же образовался ансамбль «Крестьянка» их 9 человек. В его состав вошли лучшие сельские певуньи, в том числе:  Анна Корниловна Малыхина;  Клавдия Евдокимовна Акулина;  Анна Степановна Борзенко; Любовь Ивановна Борзенко;  Татьяна Борисовна Дешевых;  Анна Матвеевна Сурянова;  Анна Ивановна Бережнова;  Клавдия Савельевна Ращупкина;  Елена Устиновна Бражникова. С 2013года руководила ансамблем  Анна Степановна Дешевых. Но к  середине  2021 года из всего состава ансамбля «Крестьянка» в живых осталось две участницы. Это  Анна Степановна  Борзенко (1933 года рождения) и Татьяна Борисовна Дешевых (1937 года рождения).

       На заседании клуба «Огонёк» при содействии  полковника  Серафима Степановича  Щербинина решили возродить ансамбль «Крестьянка». На смену ушедшим пришло более молодое поколение тростянок. В ансамбль приняли 8 новых певунь села. Теперь в нем участвуют  10  активисток Русской Тростянки.  Костюмы для ансамбля сшила внучка Любови Ивановны Борзенко – Галина Викторовна Коротконожкина.    В  состав обновлённого ансамбля «Крестьянка» вошли: Борзенко Любовь Ивановна (1933  года рождения); Дешевых Татьяна Борисовна (1937 года рождения); Суряднова Екатерина Викторовна (1964 года рождения); Часовникова Татьяна Андреевна (1847 года рождения); Шиншина Мария Николаевна (1971 года рождения); Бражникова Елена Ивановна (1946 года рождения); Рощупкина Валентина Петровна ((1951 года рождения); Рощупкина Валентина Серафимовна 91966 года рождения); Новикова Александра Викторовна (1957 года рождения); Дешевых Оксана Викторовна (1984 года рождения). Состав ансамбля собирается на репетиции несколько  раза в неделю.. Бабушки диктуют старинные песни, напевают мелодию, а Татьяна  Часовникова записывает тексты  стихов и песен, потом на принтере размножает для каждого  участника Валентина  Расщупкина. К сожалению  диктофона у коллективе ансамбля нет,  как нет и принтера  с колонками. Чисто  тростянской считается песня «Бросай нянюшка, работу работать».  Обновлённый ансамбль «Крестьянка» выступал с концертами 22 февраля (дебют), 14 апреля  на первом отделении совхоза «Острогожский». Потом было  выступление к празднику Победы  в родном селе. Их  приглашали  в села  Красненского района Белгородской области. Песни под баян помогает разучивать Иван Дмитриевич Горбунов из села Шубное.  

        Всё дальше и дальше уносит нас время от тех кровавых  военных лет. В Русской Тростянке уже нет в живых ни одного участника Великой Отечественной войны, угодят и дети войны. Из тех,  кто помнит то кровавое время в живых  осталась Любовь Ивановна Борзенко, ей  88 лет. Война оставила многих без детства, они пережили много горя  и страданий,  которые выпали на их жизнь, выплакано немало слёз. Когда началась война Любови Ивановне было всего 7 лет, но помнить то кровавое время до мелочей. Борзенко рассказала, как сельские женщины  провожали своих мужей отцов и братьев на войну. Это было тяжелое зрелище. Женщины и дети плакали все, а мужчины обнимали жён и детей,  успокаивали, обещали вскоре вернутся. Многие женщины падали в обморок, плач разносился по всему селу. Летом в село пришли немцы и мадьяре, они лютовали, забирали всё, что им было по нраву – одежду, скот, птицу не спрашивая хозяев. Враг  выискивали активистов, коммунистов, комсомольцев, недовольных  новыми хозяевами арестовывали,  избивали, расстреливали. В 1942-1943 годы зимы были холодными и голодными. Многие умерли от голода и нищеты.

          В 1943 году наши войска освободили Русскую Тростянку, это была большая радость. Фашисты и мадьяре бежали прихватывая всё, что попадалось им под руки. Они старались быстрей убежать, что бы не попасть в плен. Завоеватели  кутались от мороза в любые одежды —  пальто,  фуфайки, одеяла, покрывала….     Палачи понимали,  их ждёт расплата, ибо  руки многих были по локоть в крови.  С уходом фашистов на душе стало намного легче, хотя все понимали, война продолжается.  Любовь Ивановна Борзенко вспоминает, что после освобождения   села Красной Армией еще несколько лет шла  война, но  учеба в школе не прекращалась.     После освобождения Тростянки вскоре  началось школьное обучение.  В школу ходили за  два километра в  соседнее село. Было немало трудностей но дети учились. После войны собрали  детей от  10 до  17 лет и стали  проводить занятия, а в наше «демократическое» время школу закрыли. Как это понять?

      Послевоенная жизнь была нелёгкой, но интересной. Любовь Ивановна благодарит Бога и лично И. Сталина за заботу и внимание, что сумел разгромить фашистских палачей и отстоять нашу  Советскую землю, любимую Россию и их село —  Русскую Тростянку. Как говорит старожил, с  началом войны у Красной Армии  не хватало автоматического оружия и боеприпасов,   но  благодаря партии, правительству и лично И.В. Сталину вскоре армия и флот были обеспечены высококлассным вооружением и успешно громила врага.  Для этого трудился весь народ, в том числе старики и дети.  По словам Любови Ивановны,  коротаяцкие люди  жившие в войну в Русской Тростянке свидетельствовали о страшной бойне, которая  проходила  при освобождении их  родной земли. Река Дон  неоднократно переходила из рук в руки, было   много погибших и раненых, вода в реке стала  красной  от человеческой крови. Но благодаря мужеству и стойкости советских солдат и офицеров Дон успешно форсировали и погнали фашистов на Запад. Люди помнят подвиг советского солдата – освободителя.  Вечная слава и вечная память Героям освободителям!     После войны в Русскую Тростянку стали возвращаться сельчане  солдаты – освободители. К сожалению из 400 человек ушедших на войну, 170 тростянцев навсегда остались на полях сражений, многие вернулись ранеными и искалеченными.  Жители села активно   работали в колхозе,  радовались жизни, но пришла  горбачёвская перестройка, а потом ельцинско-путинский беспредел, и жизнь на селе ухудшилась.  люди остались без работы и средств существования.  И всё же  село постепенно залечивает  раны и хочется верить, народ воспрянет, вернёт советскую власть, а угнетатели  понесут наказание по всей строгости советского закона.