(Содержание статьи соотносится с временем её написания. См. примечание)
Если бы не было Гоголя с его повестью «Страшная месть», нам было бы гораздо труднее до конца уяснить, что, как и почему в эти дни, недели, месяцы происходит в Украине. Средства массовой информации, эти самые СМИ, заполнены большей частью фактологией, за которой не видно истоков той напасти, которая навалилась на Украину, а вместе с ней и на Россию. Исключение составляет разве что ряд репортажей с Украины Веры Кузьминой, в которых она затрагивает вопрос о формировании психологии украинского народа под влиянием униатской религии. Но греко-католическая уния, опутавшая своей сетью религиозных учреждений часть украинского населения − это только одна причина национального и социального раздрая в стране. Её всячески выпячивают, чтобы укрыть от глаз людских другую причину, более существенную, которую смог обнажить Гоголь и представить в своей повести.
Повесть «Страшная месть» по своему жанру напоминает жанр других повестей из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Но надо отметить, что этот полумистический жанр только и позволил автору высказать то, о чём нельзя было бы поведать как-то иначе.
Поскольку читатель, прикоснувшийся к данной заметке, не всегда сможет тут же заглянуть на страницы произведений Гоголя, чтобы понять суть его пророческих предсказаний, нам придётся по ходу текста заметки излагать элементы сюжета повести.
Вот жили и не тужили когда-то приднестровские и запорожские козаки, занимались своим обычным делом: бились с ляхами и крымскими татарами, защищая от одних свою православно-христианскую веру и свободу, от других − от полона своих родичей; радовались жизни, растили детей, женили сыновей, выдавали замуж дочерей, справляли свадьбы. В таком духе должна была пройти и свадьба в самом Киеве у есаула Горобца (с деньгами, цимбалами, скрипками и бубнами), на которую приехал со своей молодой женой Катериной названный брат есаула Данило Бурульбаш. «Дивились гости белому лицу пани Катерины, чёрным, как немецкий бархат, бровям, нарядной сукне и исподнице из голубого полутабенеку, сапогам с серебряными подковами; но ещё больше дивились тому, что не приехал с нею старый отец». Всего только год жил он, сказано, в повести, в Заднепровье, а двадцать один год пропадал где-то без вести и воротился к дочке своей, когда та уже вышла замуж и родила сына.
А где же пропадал? Где странствовал и чему учился, об этом автор повествования прямо не говорит. Только результаты учёбы и его натура вполне проясняются из описания его пребывания в семье дочери. Раскрылся он как-то за обедом, когда Катерина подала на стол галушки, жареную свинину и прочую козацкую снедь. Уже когда не стал есть галушки, Данило подумал: «Знаю, что тебе лучше жидовская лапша». Когда же подали свинину с капустою и сливами и Катеринин отец и от этого блюда отказался, Данило произнёс вслух: «Для чего же не любить свинины? Одни турки и жиды не едят свинины». Только одну лемишку с молоком и ел старый отец и потянул, вместо водки, из фляжки, бывшей у него за пазухой, какую-то чёрную воду.
Не было бы особой беды, если бы этот колдун с его чёрной водой не ел, как обычный местечковый жид, казачьей снеди. Терпел пакости рядовой жид-еврей за свои обычаи от польской шляхты. Это видно хотя бы по описанию сцены шляхетской пирушки, которую стоит здесь воспроизвести дословно.
Вот как она выглядит. «На пограничной дороге, в корчме, собрались ляхи и пируют уже два дня. Что-то ни мало всей сволочи. Сошлись, верно, на какой-нибудь наезд: у иных и мушкеты есть; чокаются шпоры; брякают сабли. Паны веселятся и хвастают, говорят про небывалые дела свои, насмехаются над православием, зовут народ украинский своими холуями, и важно крутят усы, и важно, задравши головы, разваливаются на лавках». К тому же: «Паны беснуются и отпускают штуки: хватают за бороду жида, малюют ему на нечестивом лбу крест; стреляют в баб холостыми зарядами и танцуют краковяк с нечестивым попом своим». И, между прочим, не пропускают мимо ушей своих слухи о чёрном колдуне, не безразличны к его похождениям.
Не бывало, комментирует от себя эту сцену автор повести, такого соблазна на Русской земле и от татар: «видно, уже ей Бог определил за грехи терпеть такое посрамление!». Да только не всё посрамление заключалось в этой нечестивости! Колдун, домогаясь сожительства со своей дочерью, занёс на Украину грех кровосмешения (инцеста) и всех тех прочих пороков, которые принято называть содомией.
Писатель не произносит напрямую имя колдуна. Гоголь ограничивается приёмом, который в логике принято называть дескрипцией. Но из этой дескрипции ясно видно, что перед нами предстаёт хазарин. Когда на свадьбе есаул Горобец вынес иконы, чтобы благословить молодых, и приготовился зачитать короткую молитву, все гости перепугались и начали со страхом показывать пальцами на стоявшего среди них козака. «Кто он таков, никто не знал. Но он уже протанцевал на славу козачка и уже успел насмешить обступившую его толпу. Когда же есаул поднял иконы, вдруг всё лицо козака переменилось: нос вырос и наклонился в сторону, вместо карих запрыгали зелёные очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копьё, изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб, и стал козак − старик».
Данило, козак храбрый и в битвах закалённый, смог впоследствии схватить колдуна. Он посадил его в подвал и собирался казнить, да Катерина, поддавшись на уговоры отца, выпустила его на волю. И поплатилась за такой поступок. Колдун убил её сына, а затем и её самоё. Но перед смертью она тронулось умом и … заскакала… (просим внимания читателя!) заскакала, как скачут сейчас на майдане те, кому полюбились хазары. Прыгают, припевая «хто не скаче, той москаль», помышляя, что нет для них ничего невозможного, как не было ничего невозможного для сумасшедшей Катерины. Ты хочешь, говорила Катерина бабе-знахарке, сделаться молодою? «Это совсем нетрудно: нужно танцевать только. Гляди, как я танцую…». «И, проговорив такие несвязные речи, уже неслась Катерина, безумно поглядывая на все стороны и упираясь руками в боки. С визгом притоптывала она ногами; без меры, без такта звенели серебряные подковы. Незаплетенные чёрные косы метались на белой шее. Как птица, не останавливаясь, летела она, размахивая руками и кивая головой, и, казалось, будто, обезсилив, или грянется на-земь, или вылетит из мира».
Пусть наш современный читатель не подумает, будто совпадение двух сцен − пляски безумной Катерины и пляски на майдане − не более, как случайность, выпавшая на долю немногих. Нет, как пророчествует Гоголь, наследие колдуна-хазарина должно было обернуться и обернулось бедою для всего украинского народа. И сказано об этом очень убедительно в притче о жизни двух козаков, Ивана и Петра, имена которых послужили символами двуединого наименования родного для писателя края − Малороссии−Украины. Были Иван да Петро побратимами, всё что добывали, вещал о них старец-бандурист, они делили по-братски пополам: когда кому веселье, веселье и другому; когда кому горе − горе и обоим; когда кому добыча − пополам добычу; когда кто в полон попадёт − другой продаст всё и даст выкуп, а не то, сам в полон пойдёт. «И правда, всё, чтó ни доставали козаки, всё делили пополам: угоняли ли чужой скот или коней − всё делили пополам». Так и дальше жили бы козаки, да только зависть овладела Петром по случаю того, что Иван получил жалованье от короля и, хотя отдал половину его, как всегда, брату, да тому всё-таки не угодил. «Взял Петро половину королевского жалованья, но не мог вынесть того, что Иван получил такую честь от короля, и затаил глубоко в душе месть».
Убил Петро Ивана. А когда умер Петро, Бог призвал души обоих братьев на суд и повелел Ивану, чтобы тот сам выбрал вид казни для грешника Петра. Долго думал Иван, измышляя казнь, и, наконец, сказал: «Великую обиду нанёс мне сей человек: предал своего брата, как Иуда, и лишил меня честного моего рода и потомства на земле. А человек без честного рода и потомства, чтó хлебное семя, кинутое в землю и пропавшее в земле. Всходу нет − никто и не узнает, что кинуто было семя. Сделай же, Боже, так, чтобы всё потомство его не имело на земле счастья; чтобы последний в роде был такой злодей, какого ещё и не бывало на свете, и от каждого его злодейства, чтобы деды и прадеды его не нашли бы покоя в гробах…».
Наказал тогда Господь и душу Ивана за то, что он наложил проклятие не только на самого Петра, но и на его потомство. Отсюда исток страшной мести в судьбе Украины. А за этим истоком скрываются козни хазарина. Как впутан в эту страшную месть хазарин, читатель узнает, если познакомится хотя бы с последними страницами повести.
Но вернёмся, однако, к временам нынешним. Уместно тут будет напомнить о том, как в 1985 году президент США Рональд Рейган стал упоминать в своих речах, вроде бы ни с того, ни с сего, Хазарское царство с его столицей Итиль. Так он выбалтывал конкретно разработанные планы по превращению России (СССР) в нео-хазарский каганат. Связаны были эти планы в то время с приходом к власти в СССР Горбачёва. Но тогда им не удалось в полной мере воплотить в жизнь свои зловещие замыслы. Поэтому была принята ставка на возрождение власти хазарского каганата пока в отдельно взятых частях бывшего Советского Союза. И теперь мы видим, что пришли хазары к власти на Украине, и обрушили на её народ все те несчастья хазарского гнёта, от которого страдала Русь во времена киевского князя Святослава Хороброго. В 965 году князь Святослав разгромил хазарский каганат и освободил святую Русь от хазарского ига. А что же теперь? Найдётся ли у нас такой полководец, который повторит подвиг Святослава? Пророчества Гоголя не ограничиваются рамками «страшной мести», можно в них отыскать и оптимистическую ноту. Но об этом − отдельный разговор.
Примечание
Написано вскоре после Киевского Майдана.