Всё-ли благополучно с охраной труда шахтёров?

Профессия шахтёра всегда была одна их самых опасных, а в наше время тем более.  За прошедшие годы ельцинско – путинских реформ погибли многие сотни шахтёров, оставив немало вдов и сирот. Их дети пополнили армию безотцовщины и беспризорных. Казалось, что после многих аварий и катастроф на шахтах России наконец –то наведут порядок с охраной и безопасностью труда. Об этом много  было  сказано  на самом высоком уровне,  но воз и ныне там. В чём причина такого бездушного отношения  к судьбам людей этой  не  лёгкой профессии.  На наш взгляд,  вновь испечённые капиталисты сейчас больше думают о прибыли и личной наживе, чем о жизни и здоровье  рядовых тружеников — россиян. Судьба  народа – труженика их не волнует. Вспомним, как в  декабре 2021 после аварии на шахте «Листвяжная» в Кемеровский области, где погибло 46 шахтеров и 5 горноспасателей, президент РФ Путин В.В. провел совещание с членами Правительства РФ и другими должностными лицами. На котором  сказал: «Шахтёрский труд связан с повышенной опасностью, но недопустимо злоупотреблять, эксплуатировать мужество людей, которые спускаются в шахты. Их жизнь и здоровье – персональная ответственность всех, кто участвует в организации производства: и руководителей предприятия, и представителей надзорных органов, и собственников. С тех, кто в погоне за прибылью или по каким-то другим причинам пренебрегает безопасностью людей, подвергает их смертельному риску, нужно спрашивать по закону…». Реакция Президента РФ вполне понятна и оправданна, ибо с огорчением надо признать, что это не первый случай массовой гибели шахтеров. Они неоднократно имели место и ранее. Так, в 2007 г. на шахтах «Ульяновская» и «Юбилейная» погибло110 и 39 чел. соответственно; в 2010 г. на шахте «Распадская» погиб 91 чел.

     После упомянутых аварий по настоянию руководства страны была разработана Межведомственная программа по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, повышения безопасности ведения горных работ, снижения аварийности и травматизма в угольной промышленности, поддержания боеготовности военизированных горноспасательных частей на 2011- 2012 гг.. Она была утверждена Минздравсоцразвития России, Минэнерго России, МЧС России, Ростехнадзором и согласована с Росуглепрофом. В соответствии с п. 5 Межведомственной программы в 2011 г. должны были быть разработаны Правила по охране труда для работников угольной (сланцевой) промышленности и отраслевые типовые инструкции по охране труда для работников угольной (сланцевой) промышленности, однако указанные документы разработаны не были. Выходит прав был писатель Салтыков – Щедрин, который 150 лет тому назад сказал: «Строгость российских законов смягчается (умоляется, компенсируется) необязательностью их исполнения»

   Разработка Правил по охране труда для работников военизированных горноспасательных частей Межведомственной программой вообще не планировалась. После принятия Межведомственной программы продолжа-

ли иметь место случаи аварий на угольных шахтах, к счастью,  с меньшими последствиями. Это каждый раз становилось импульсом к обсуждению отсутствия нормативной базы по охране труда в угольной промышленности на страницах журнала «Охрана труда и социальное страхование». Этой проблеме  были посвящены статьи сотрудников Кемеровской межрайонной прокуратуры по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли В. Шарафутдинова и Ю. Моора («Отсутствие Правил вызывает обеспокоенность» № 10 за 2015 г.). Затронутая тема нашла отражение в статье «Новый закон поможет шахтёрам», члена Совета Федерации РФ от Кемеровской области С.В. Шатирова, и ряд других публикаций авторитетных авторов.  Однако, несмотря на это, затронутая проблема отсутствия нормативной правовой базы по охране труда для работников угольной (сланцевой) промышленности  практического решения не получила.

   Здесь уместно подчеркнуть, что за это время по линии Ростехнадзора было разработано большое количество нормативно-правовых актов по промышленной безопасности. Они учитывали специфику и особенности функционирования угольных шахт, связанные с их горно-геологическими условиями, свойствами добываемого угля и применяемыми технологиями. Но при этом они не регулировали требования охраны труда, как это предусмотрено ТК РФ и ранее действовавшим постановлением Правительства РФ от 27.12.10 № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».

      Образовалась оригинальная и не очень понятная ситуация. Минэнерго России, которое в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.05.08 №400, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно — энергетического комплекса, в том числе угольной промышленности, от решения вопроса уклонилось, мотивируя тем, что вопросы охраны труда не входят в его полномочия и компетенцию, а также наличием действующих нормативных правовых актов по промышленной безопасности. Минтруд России, который осуществляет государственную политику и нормативное регулирование условий и охраны труда также разработкой нормативных актов для угольной отрасли, несмотря на требование Межведомственной программы, не озаботился.

      Схожую позицию заняла Ассоциация «Общероссийское отраслевое объединение работодателей угольной промышленности», у которой с профильным профсоюзом было заключено Федеральное отраслевое соглашение по угольной промышленности. В настоящее время действует Федеральное отраслевое соглашение на 2010-2021 годы (пролонгировано в установленном порядке до 31.12.24 года) с Российским независимым профсоюзом работников угольной промышленности. Необходимо от- метить, сегодня основная часть угольных шахт и разрезов находится в частной собственности. В этой связи бизнес, при большом количестве разговоров о социальном партнёрстве и заботе о работниках, в первую очередь, нацелен на получение прибыли. При таком подходе он не очень заинтересован в четкой регламентации условий и охраны труда шахтеров, ибо это неминуемо приведет к дополнительным расходам со стороны владельцев угольных шахт и разрезов.

    В упомянутом Федеральном отраслевом соглашение по угольной промышленности есть IV раздел «Охрана труда и здоровья». В нём десятки раз упоминается об охране труда, но при этом ничего не сказано о нормативном акте, который должен детально регулировать это направление деятельности для шахтеров. Российский независимый профсоюз работников угольной промышленности, который всегда отличался активностью и настойчивостью в защите трудовых прав членов своего профсоюза, смирился с создавшейся ситуацией, хотя перед этим согласовал Межведомственную программу, предусматривающую разработку еще в 2011 году Правил и типовых инструкций по охране труда для шахтеров.  Особо хочу остановиться на ситуации с горноспасателями, труд которых еще более опасен, чем труд шахтеров. Это обусловлено тем, что им приходится работать в экстремальных условиях, именно они занимаются ликвидацией пожаров, последствий аварий, взрывов и иных происшествий, происходящих в шахтах. Сними неоднократно имели место случаи гибели и травмирования.

Однако, несмотря на это, горноспасатели согласно приказу Минтруда России от 30.12.16 № 851н (зарегистрирован в Минюсте России 18.01.17, рег. № 45 279), которым утверждена Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, относятся к 1 (самому безопасному) классу профессионального риска. Шахтеры, которые занимаются добычей угля нормальных (не аварийной ситуации) относятся к 32-му, самому высокому классу профессионального риска. Объяснить такую диспропорцию в установлении класса профессионального риска, установленную приказом Минтруда России, крайне сложно.  В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2010 №554 «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» ранее существовавшие военизированные горноспасательные части (ВГСЧ), имевшиеся в различных организациях, с 2010 года стали структурным подразделением МЧС России. Для них, несмотря на значительный период, прошедший с момента их вхождения в подчинение МЧС России, также не были разработаны Правила по охране труда, которые бы учитывали и отражали специфику их деятельности. МЧС России, как самостоятельный федеральный орган исполнительной власти, существует более 30 лет. В течение этого периода Общероссийский профессиональный союз работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ неоднократно заключал с МЧС России Отраслевые соглашения.

      Например, в настоящее время действует Отраслевое соглашение на 2023 — 2025 годы, заключённое в конце 2022 года. Однако в нем и в предыдущих Отраслевых соглашениях вопрос о разработке МЧС России проекта Правил по охране труда для спасателей, в том числе горноспасателей, отражения не нашел. Общероссийский профессиональный союз работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, куда входят спасатели МЧС России, образно говоря, закрывает глаза на проблему отсутствия нормативной базы для спасателей, в том числе горноспасателей, и никак не инициировал её решение. После совещания, которое прошло в декабре 2021 года с членами Правительства РФ и другими должностными лицами, Президент страны 03.01.22 утвердил пакет поручений № Пр-2576, который был разработан на основе предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других структур. Их целью было осуществление комплекса различных мер по недопущению новых аварий и несчастны случаев с работниками угольной отрасли.

    В тоже время, поручениями не предусматривалась разработка Правил по охране труда для шахтеров и горноспасателей, как это предусмотрено статьей 212 ТК РФ и новым постановлением Правительства РФ от 26.02.2022 N 255 «О разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». После трагедии на шахте «Листвяжная» в №1 журнала «Охрана труда и социальное страхование» за 2022 год была опубликована статья «Шахта «Листвяжная»: по следам трагедии». В ней автор дал детальный анализ причин сложившегося неудовлетворительного положения дел с нормативной базой по охране труда для шахтеров и горноспасателей. Указанная статья была направлен первому заместителю министра МЧС России генерал-полковнику внутренней службы  А.П. Чуприян, который принимал непосредственное участие в ликвидации ЧС на шахте «Листвяжная». Он оперативно отреагировал, заинтересованным службам МЧС Росси было дано поручения в установленном порядке подготовить проект правил по охране труда. В настоящее время Департамент спасательных формирований МЧС России разрабатывает проект правил по охране труда для профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, выполняющих горноспасательные работы. В отличие от МЧС России Минэнерго России и Минтруд России, куда также была направлена указанная статья, энтузиазма по раз- работке Правил по охране труда для работников угольной отрасли, даже после жесткой реакции Президента страны, не проявили.

     Это заставило редакцию информировать о проблеме Генеральную прокуратуру РФ и Правительство РФ. Письмом от 29.12.21 года №15- 2/10/П-9820 заместитель министра труда и социальной защиты РФ А.В. Вовченко  сообщил редакции «Министерство в соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 1.12. 22 г. № 14646-П45 рассмотрело обращение шеф-редактора А.В. Тудоса от 28 ноября 2022 г. № 366. В целях совершенствования требований охраны труда в топливном энергетическом комплексе в рамках государственного задания для ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России на 2023 год в перечень работ включены работы по раз- работке научно-практических ра-бот по регламентации требований безопасности в угольной и газовой отраслях. На основании указанных работ в 2024 году Минтрудом России будут разработаны Правила по охране труда при добыче, транспортировке и хранению угля и Правила по охране труда при добыче, транспортировке и хранению газа».  

      Приведённая выше данные  подтверждают, что на проблему, о которой много лет шла речь на страницах журнала, положительно отреагировали в Минтруде России и приняли надлежащее решение. Оно дает основание надеяться, что обещание данное на столь высоком уровне будет вы- полнено. Казалось бы, можно было по- ставить точку, но, по мнению автора, есть необходимость продолжить разговор на затронутую тему. В приведённом письме Мин- труда России сообщается о планируемой разработке ФГБУ «ВНИИ труда» проекта Правил по охране труда при добыче, транспортировке и хранению угля. Бесспорно, угольные шахты, как подземные сооружения, являются опасными производственными объектами, имеющими свою специфику и особенности. Но помимо них есть другие шахты и подземные объекты. Например, в пос. Ярега Республики Коми шахтным способом производится добыча вязкой нефти. 24.11.19 года на нефтешахте №1 НШПП «Яреганефть» ООО «Лукойл-Коми» произошел пожар. В тот момент в шахте на глубине 210 метров находилось 42 человека. К сожалению, не всем удалось спастись. Информация об особенностях ликвидации указанной аварии работниками ВГСЧ была опубликована на страницах ведомственного журнала МЧС России «Пожарное дело» №12 за 2022 год.

      В стране помимо угольных и нефтяных шахт есть большое количество других шахт и подземных объектов, где осуществляется добыча руд, минеральных удобрений и строительных материалов. Они относятся к горнорудной отрасли. Распределение этих опасных производственных объектов горной отрасли, в том числе подземных, которые поднадзорны Ростехнадзору, показано в таблице. Эксплуатацию объектов, указанных в таблице, осуществляет 1438 организаций. На подземных рудниках, объектах подземного строительства и объектах использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, также имеют место различные происшествия, при которых также гибнут и травмируются работники. Для них, как и для угольных шахт, в настоящее время отсутствуют разработанные и утверждённые в установленном порядке правила по охране труда. Отсюда возникает ряд вопросов: Как будет решаться вопрос с государственными нормативными требованиями охраны труда для этих подземных объектов, имеющих свои особенности и специфику? Приказом Минтруда России от 16.12.20 года N 914н утверждены Правила по охране труда при выполнении работ в театрах, концертных залах, цирках, зоотеатрах, зоопарках и океанариумах (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.20 года, регистрационный N 61947).

       В соответствии со статьей 16.2 Федерального закона от 20.06.96 г. N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» и статьей 10 Федерального закона от 21.07.97 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» приказом МЧС России от 29.11. 2013 г. N 765  с последующими изменениями утвержден Порядок создания вспомогательных горно — спасательных команд (ВГК). По мнению автора, разрабатываемый Департаментом спасательных формирований МЧС России, проект Правил по охране трудадля профессиональных аварийно-  спасательных формирований МЧС России, выполняющих горноспасательные работы, должен также содержать требования охраны тру- да и для членов ВГК.

      Касаясь деятельности ВГСЧ, хотелось бы обратить внимание еще на одну существенную деталь. В Федеральных законах «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей « от 22.08.95 № 151- ФЗ, «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.94 года N 68-ФЗ, «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» от 20.06.96 N 81- ФЗ, «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 N 116-ФЗ идет речь о профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно спасательных формированиях. В них упоминание о военизированных горноспасательных частях отсутствует. В других нормативных правовых актах используется термин «военизированные». При этом следует подчеркнуть, что работники ВГСЧ – это не военные. Это лица гражданского персонала, на деятельность которых распространяются требования трудового законодательства.

      В ТК РФ есть раздел XII, который устанавливает особенности регулирования отдельных категорий работников — педагогических, медицинских, религиозных, спортивных и многих других организаций. Статьей 351.3 ТК РФ установлены даже особенности труда работников, проводящих специальную оценку условий труда, которых в стране мизерное количество. Но при этом в нем нет главы, регулирующей особенности труд спасателей, пожарных и горноспасателей, чей труд является очень специфичным и сопряжён с высоким риском для жизни и здоровья. На их деятельность не распространяются требования статьи 214.1

ТК РФ, устанавливающей запретна работу в опасных условиях труда. Данная позиция требует детальной и всесторонней проработки, в том числе по единообразному подходу в применении термина «военизированные», установлении ограничений, которые могут применяться к деятельности работников ВГСЧ.

      Редакцией журнала «Охрана труда и социальное страхование» статья «Шахта «Листвяжная»: по следам трагедии» была направлена губернатору Кемеровской области – Кузбасса С.Е. Цивилеву  с просьбой высказать мнение администрации самого угольного региона страны о целесообразности и необходимости разработки правил по охране труда для шахтеров и горноспасателей. Это  не случайно, ибо  региону пришлось пережить немало  аварий на угольных шахтах с  гибелью и травмировались работники. Поэтому  мнение субъекта РФ по затронутому вопросу представляло особый интерес. По поручению губернатора редакции предоставил три ответа министр труда и занятости Кузбасса А.С. Гришин. В них  проинформировал о наличии в регионе межведомственной комиссии по охране труда и промышленной безопасности, о вхождении Кузбасса в число регионов, где реализуется «пилотный проект по совершенствованию оценки и управления профессиональными рисками, направленный на совершенствование регулирования в области охраны труда и апробацию передовых методов обеспечения безопасности труда и достижения целей нулевого травматизма» и т.д. Но четко сказать о том, что нормативно-правовой акт в виде правил по охране труда для угольной отрасли не нужен или наоборот — крайне необходим, министр не отважился.

     Понять чиновника такого уровня можно, а вдруг его мнение не совпадёт с позицией вышестоящих должностных лиц. Приведённый пример показательно подтверждает, что органы исполнительной власти на уровне субъектов и органы государственного надзора строго ориентированы на позицию федерального центра. Было, например, принято на самом верхнем уровне решение о необходимости учитывать микротравмы (микроповреждения), теперь все четыре с лишним миллиона работодателей вынуждены вести их учет. И никто не отваживается оспорить это решение, хотя в реальности оно зачастую не выполняется. Был объявлен лозунг о необходимости достижения нулевого травматизма, все, образно говоря, взяли под козырёк, хот многолетняя практика показывает, что несчастные случаи на производстве были, есть и будут. Исключить их повсеместно и достичь нулевого травматизма в обозримом будущем вряд ли удастся.

       Выше сказанное  дает основание полагать, что Минтруд России, как регулятор в сфере условий и охраны труда, должен четко определить перечень видов экономической деятельности, для которых в ближайшее время будут разработаны государственные нормативные требования охраны труда. Такая информация была бы не только полезной, но и крайне необходимой для работодателей, профсоюзов, надзорных органов и конечно же для специалистов по охране труда и смежным направлениям безопасности. Они бы имели четкие и внятные ориентиры, всем было бы проще и понятнее, если бы была четко определена перспектива по разработке государственных нормативных актов по охране труда для различных видов экономической деятельности на ближайшие годы. Касаясь затронутой позиции имеет смысл еще раз обратить внимание на письмо министра труда и занятости Кузбасса А.С. Гришина.

     В нем в частности, сказано: «В ходе реформирования нормативно-правового регулирования и внедрения в сферу охраны труда требований по оценке и управлению профессиональными рисками, приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 772 н утверждены Основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем. Работодателем в целях обеспечения безопасности труда и сохранения жизни и здоровья работников при выполнении ими своих трудовых обязанностей, в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровней профессиональных рисков на основе анализа состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также результатов специальной оценки условий труда может разрабатываться и применяться локальный нормативны акт — правила по охране труда».

     По мнению министра, разработка правил по охране труда самим работодателем позволяет учесть специфику и особенности функционирования его предприятия. Но зададим себе вопрос: «Есть ли у каждого предприятия реальные возможности, как говорится с чистого листа, разрабатывать и вводить в действие большое количество локальных нормативных актов, которые бы позволили не формально, а качественно регулировать все вопросы охраны труда? Если государство в течение многих лет не смогло разработать правила по охране труда для угольной и газовой отрасли, которые являются донорами экономики страны, и только теперь этим озаботился Минтруд России, то очень сложно надеяться, что каждый работодатель в отдельности сможет сформировать необходимую нормативную базу.

     Надо отметить, что Минтруд России, как главный регулятор в сфере условий и охраны труда, прислушался к мнению авторов публикаций в журнале «Охрана труда и социальное страхование», которые касались отсутствия государственных нормативных требований охраны труда на угольных (сланцевых) шахтах. Наметились определенные подвижки в ее решении. Однако вопросов по формированию нормативной базы по охране труда для работников других видов экономической деятельности,  много. Их необходимо решать или хотя бы знать чёткую перспективу их решения.  Николай Островский писал: «Жизнь даётся всего один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…». Зачастую получается так, мы  обращаемся к чиновникам  с своими бедами и проблемой, а в ответ тишина.

 Профессор,  бывший заведующий кафедрой «Охрана и безопасность труда», журналист                                      В.А. Попович

28.2.2023г.