В.И. Замышляев: «Василий Суриков» на сцене БКЗ

Ежегодно в Красноярске в честь рождения великого художника проводятся зимние фестивали искусств. В этом году наряду с фестивалем организованы ещё и выставки некоторых творений (основные его работы в Русском музее в Санкт-Петербурге) в художественном музее и в музее-усадьбе В.И. Сурикова. В ряду таких вернисажей и особое, оригинальное представление, показанное 18 февраля в Большом концертном зале краевой государственной филармонии. Название программы дерзкое – «Суриков. Эксперимент», в исполнении Красноярского муниципального ансамбля танца «Енисейские зори» имени Геннадия Петухова.

   С этим коллективом я знаком давно, содействовал ему с первых лет его существования в Красноярском государственном технологическом институте. И писал рецензии, статьи и очерки о творчестве ансамбля и его основателе, в том числе и в «Красноярской газете». За это спасибо редакции народной газеты. Выступления ансамбля в БКЗ особое, потому что оно названо «экспериментом»! Поразительно смелое явление: через искусство хореографии выразить искусство живописи?!  Эксперимент впервые в Красноярске и, наверное, в России.

  Живопись, преображённая в танцах, статичные рамочные картины – в живом исполнении артистов ансамбля, в одухотворении танцевальных движений, образов и красочных костюмов. Да и без музыки в искусстве танца не обойтись. Сразу заметим, что в представлении использована музыка выдающихся русских композиторов Александра Глазунова, Сергея Прокофьева, Николая Римского-Корсакова. Так и хочется сказать: здесь русский дух, здесь Русью пахнет. И Василий Иванович Суриков – русский гений по казачьему роду, по мировоззрению, по традиции, по служению Отечеству и вольной Сибири.

  Хореографический спектакль поставлен по известным картинам В.И. Сурикова: «Степан Разин», «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Берёзове», «Посещение царевной женского монастыря», «Покорение Сибири Ермаком», «Сибирская красавица», «Взятие снежного городка». В апофеозе лихая  русская пляска – вихрь сибирского характера.

  Показанные танцы, в жанре драматургической хореографии, не являются простенькими иллюстрациями к живописным полотнам. Это, я бы сказал, исторические образы России и русского народа, сложившиеся в нашем сознании под влиянием целостного художественного живописания гениального художника и всего того, что на данное время нам известно по истории России, её судьбоносных событий.

  В.И. Суриков считается историческим живописцем, повлиявшим даже на художников других государств, например, Монголии. По степени дарования и исторического мышления В.И. Сурикова можно сравнить с А.С. Пушкиным, создавшим литературные шедевры: повесть «Капитанская дочка» и трагедия «Борис Годунов». Оба гения – пример философии истории в творчестве, в литературе и в культуре России.

  В искусстве хореографии свои художественные методы, приёмы и образы. Главное средство – исполнительская пластика, танцевальные движения, внешние выразительные образы. И они наглядно представлены в программе ансамбля «Енисейские зори» — в каждом номере-картине выступления ансамбля. Зачин – «Степан Разин». Народ не отверг, не осудил этого вождя вольницы, обессмертил его в песнях. И на сцене мы увидели сильного русского человека в исполнении артиста ансамбля «Енисейские зори». Эмоциональная  танцевальная энергетика, характер, театральные атрибуты «расписного Стенькина челна», мужественная команда атамана, вожака. Музыка вольницы, ухарские танцевальные движения, вдохновляющие жесты. Картина «Степан Разин» выставлялась на публике в 1905 году, но она не стала флагом революции. Художник не революционер.

  Трагична была судьба стрельцов XVII века, противников молодого царя-императора Петра I. Их казнили белым днём, а в руках казнённых и артистов, исполнителей ролей осуждённых мерцают свечи. Это свечи памяти, а белые одежды артистов – чистая скорбь по казнённым стрельцам. Русские люди всегда милосердны, даже к обречённым. Смотришь на сценический образ «Утро стрелецкой казни» и сопереживаешь жертвам подавленного мятежа. Зрелище даже красивое, хотя с точки зрения нравственности надо ли любоваться гибелью людей?! Но форма искусства такое действо дозволяет. Искусство условно. Артисты обязаны это делать, чтобы мы, зрители, сопереживали факту истории, судьбе стрельцов. Искусство выше политики. «Утро стрелецкой казни» публика увидела в день убийства императора Александра II, но связи между этими событиями нет. Суриков и Пушкин не служили «пролетарским массам», не кричали «долой самодержавие».

  Третьим номером в программе ансамбля «Енисейские зори» было воссоздание картины «Боярыня Морозова». Для хореографии, быть может, это самое трудное «полотно». Боярыня-то в санях, а вокруг любопытные соплеменники, ярыжки и шуты, удивлённые происходящим – опальную и властную боярыню увозят в ссылку. Постановщик-хореограф номера предложил интересное действо. В руках танцующих некий канат, которым сковывается воля крутой боярыни. Она вынуждена покориться физическому плену. Артисты ансамбля извиваются, как змеи, опутывают им гордую боярыню. Она, находясь в санях, вскидывает над своей головой двоеперстие – знак несогласия с реформой патриарха Никона, обязавшего верующих креститься тремя перстами, что противники реформы называли презрительно «кукишем». Церковный раскол, возглавлявшийся «огненным» протопопом Аввакумом. Он так прозван за то, спровоцировал самосожжение верующих и самого себя в знак протеста против реформы. Так возникли староверы и раскольники. Ко времени написания картины в России насчитывалось 20 миллионов раскольников. В настоящее время их церковь в России признана официально. Невероятно трудно передавать в танцах эти духовные борения и протесты. Через образ каната, сковывающего боярыню Морозову, постановщики номера, как мне кажется, решили эту художественную задачу.

  «Меншиков в Берёзове» — образ свергнутого царского приспешника, властного, богатого чиновника того времени. Он напоминает библейского Иова, лишённого богатства Богом с целью проверки крепости на веру – без материальных средств. Вот бы нынешних олигархов подвергнуть такой проверке на верность России? Танцевальный образ Меншикова и его домочадцев, конечно, печальный, обречённый. Царской воле не поперечишь. Все временщики наказуемы и сменяемы. Нынче это считается принципом «демократии» — выборности и сменяемости. Особых хореографических изюминок мы в этом номере не увидели.

  А вот в «Посещении царевной женского монастыря» мы увидели чёрные тени-щиты, обволакивающие и скрывающие царевну во тьме монастыря. Это интересный образ, хотя и не бесспорный. В монастыри уходили, чтобы скрыться от всего мирского и просветиться душой. Монастырская жизнь – это обретение духовного света, спасение души. Монастыри в России сыграли большую роль в хозяйственно-экономической деятельности и в духовно-нравственном воспитании. Вспомним Сергия Радонежского, благословившего князя Дмитрия Донского на битву с татаро-монгольским нашествием, на Куликовскую битву, положившую начало Освобождению Руси. «В посещении царевной женского монастыря» нас поразила образная деталь. Танцовщица-царевна, скрытая, поглощённая чёрными щитами – стенами монастыря, выставляет сквозь щиты на сцене перед зрителями трепетную руку, как прощание со светской жизнью. Мрак монастыря поглощает живое красивое тело. Что ж, можно с такой трактовкой воли-неволи и согласиться.  

  «Покорение Сибири Ермаком» — по названию понятно, о чём картина художника и хореографическое представление. Но как «станцевать сражение» отрядов Ермака с воинами хана Кучума? В этом номере главный образ – Ермак, величественный и обречённый. Но итог победоносный – Сибирь покорилась Ермаку. Он стал исторической личностью, продвинувшей просторы России за Урал. И сам образ Ермака и его отважных сподвижников, и ход сражения изображены артистами-танцовщиками очень выразительно, ярко, красочно. Русская отвага против чёрных змеевидных сил вражеской стороны. Прекрасная музыка сражения и покорения. Все артисты одухотворены, хотя реальные «покорители» в большинстве своём остались безымянными.

  В живописном творчестве В.И. Сурикова много женских лиц, сибирских красавиц, виденных художником при жизни в Красноярске, в Сибири. В этом номере как бы совпадающая идентичность сибирячек далёкого от нас времени и нынешних танцовщиц. Всё родное, близкое, очаровательное. Чем как раз вообще характерны народные танцы и в «Енисейских зорях», и в других ансамблях  Красного Яра. Сибирская красавица – символ природной красоты и танцевального искусства. Под стать им сибирские юноши, кавалеры в парах и ватагах. Зрители всегда щедро аплодируют таким танцевальным номерам, их ритмичности и нарядности. Красота в искусстве отражает красоту самой жизни. Достоинство русского народного искусства и красота его неоспоримы. «Енисейские зори» — образец сибирских красавиц и красавцев (прошу прощения за второе словечко, сибирские юноши мужественны, не сентиментальны), образ духовной красоты в наше время.

   Яркое живописное полотно «Взятие снежного городка» отвечает непосредственно на главный вопрос «В.И. Суриков и народ»! Картина выставлялась в Санкт-Петербурге в 1891 году. Мнения были разные. В некоторых газетах писалось, что это «вздорная забава», «странное явление». Не все, даже даровитые художники осознавали глубинную связь Сурикова с народом.  Сам же исторический живописец считал: «Народное искусство – хрустальный чистый родник. К нему и надо обращаться». С таким родником связан и ансамбль «Енисейские зори».

  На сцене БКЗ этот номер стал праздником танцевального искусства. Сколько веселья, удали, состязательности и «снежных объятий», да и добрых тоже! Народ любит праздники, языческие и церковные. Народ – богохульник, народ православный. В этом наше русское единство, без уничижения и бравады. «Брать города» — наша историческая традиция, гордость без гордыни, Победа без унижения поверженных врагов, надежда на примирение, на общее согласие.

    В этом номере большая радость для самих артистов ансамбля «Енисейские зори»! Есть возможность блеснуть мастерством танца, показать характеры, истинно народные, красивые и здоровые. Буря аплодисментов артистам за такое искусство.

  В недавнем Послании президента РФ В.В. Путина (21.02. 23.) Федеральному Собранию уделено много внимания культуре, подготовке и воспитанию поколений. В частности, он сказал «о характере нашего народа: его всегда отличала щедрость, широта души, милосердие и сострадание, и Россия как страна в полной мере отражает в себе эти черты». Президент уже много раз призывал поддерживать национальные традиции и ценности, что сегодня становится государственной программой, закреплённой в законодательных актах. Народное творчество в полной мере и отражает, и вписывается в эту государственную политику, становясь национальным ядром всей культуры, её пассионарной энергией.

  Хореографический спектакль «Суриков. Эксперимент» и в целом всё творчество ансамбля «Енисейские зори» вписываются и вдохновляют на успешный труд в национальной культуре. После увиденного в БКЗ хочу сказать, что хореографическое мастерство и даже новаторство ансамбля «Енисейские зори» является  профессиональным, исторически и актуально патриотическим, по нынешним временам особенно необходимым.

Ансамбль «Енисейские зори» в числе тех, кто укрепляет НАЦИОНАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ, ВЫВОДИТ КРАСНОЯРСК И КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ НА ПЕРЕДНИЙ КРАЙ В БОРЬБЕ ЗА СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ!

  У коллектива всегда есть руководитель. У любимого нами ансамбля – художественный руководитель ИГОРЬ ГОРЛОВ, заслуженный артист России. Он получил это звание, являясь артистом, солистом Красноярского государственного ансамбля танца Сибири, имени Михаила Годенко. Но уже много лет И. Горлов руководит ансамблем «Енисейские зори», постоянно ставит новые хореографические номера, композиции и спектакли. В концерте-спектакле, посвящённом В.И. Сурикову, указаны и другие имена балетмейстеров, однако, художественный руководитель всегда остаётся ПЕРВЫМ, ЗАГЛАВНЫМ И ОТВЕТСТВЕННЫМ.  Он выдерживает и подтверждает свой талант, мастерство и знание хореографии.

  В.И. Замышляев, заслуженный работник культуры России, член Союза писателей России, профессор, кандидат философских наук.

24 февраля 2023 г.