За последнее десятилетие цены на востребованную рыбную продукцию из сельди, трески, пикши, минтая, скумбрии, иваси, мойвы, корюшки не говоря уже о лососевых и других видов, возросли почти вдвое. С этим даже не спорят руководители «рыбохозяйственного комплекса» Д. Патрушев, И. Шестаков, не говоря уже о курирующую рыбу зампреда Председателя Правительства России В. Абрамченко, как и депутаты, сенаторы Федерального Собрания Российской Федерации.
Все они стали обычными статистами «невидимой руки рынка» с российской спецификой. Последняя такова, что ценовой рыбный бал правят масса посредников, а обвинять продолжают рыбаков.
Динамика средних потребительских цен на некоторые рыбные товары (в рублях за 1 кг)
Наименование товара | 2010 | 2015 | 2020 | 2022 |
Декабрь | Декабрь | Декабрь | Декабрь | |
Рыба живая и охлажденная | 120,03 | 177,68 | 244,19 | 269,66 |
Рыба охлажденная и мороженная | ||||
разделанная лососевые | 292,06 | 529,26 | 738,5 | 1076,14 |
Филе рыбное | 138,13 | 280,61 | 370,34 | 470,36 |
Сельдь соленая | 89,01 | 193,41 | 200,99 | 270.76 |
А вот цены на рыбные товары в магазине шаговой доступности в г. Москве на начало августа 2023 года в рублях за 1 кг: треска филе – 1060, пикша филе – 1170, палтус синекорый мороженный – 950, семга филе – 1991, камбала северная – 498, сельдь атлантическая соленая – 330, мойва 265, креветка северная – 1298. Все, как в ювелирном магазине – наравне с ценами на жемчуг и даже выше!
Кто за всеми этими рыбными ценниками, меняющимися каждый месяц и все вверх, да вверх, рулит из государевых чиновников? Не найти даже с фонарями Федеральной антимонопольной службы (ФАС). А это ведь ее прямая обязанность. Зато руководство ФАС горой стоит за введение на постоянной основе аукционной системы наделения рыбаков квотами. Да не ее это дело. Лучше природой цен рыбных займитесь руководители ФАС и доходчиво ответьте народу, что здесь от лукавого и кому и сколько в собственный карман идет. Пардон…ошибочка вышла. Сейчас это именуется…законная прибыль.
Да и неведомо для потребителя рыбной продукции, какое из государевых ведомств и кто же из чиновников, за торговлю рыбой и ценами на нее отвечает в современной капиталистической России? Минсельхоз? Нет. Он рыбные законы ваяет и политику определяет. Росрыболовство? Нет. Его дело рыбные запасы изучать, квоты определять и делить. Остальное, как говорится по барабану.
Правда, когда кремлевское начальство про доступность рыбной продукции населению страны, ценами на неё вспоминает, то здесь крайнего почему, то ищут в Росрыболовстве. Ранее это было объяснимо. Был такой руководитель этого ведомства со звучной, запоминающей фамилией – Крайний А.А. Он и был на все рыбные случаи, включая цены на нее, «крайним».
А сейчас рулит рыбой, вот уже почти две пятилетки, и то поверхностно, по ограниченным функциям, предписанных Правительством Российской Федерации, сам Шестаков И.В. Правда под надзором Минсельхоза. Вероятно, опасаются отпустить его в свободное плавание. Глядишь, в этом случае, Шестаков придумает новую «модернизацию инвестквот и аукционов». Так и без даже дорогой рыбы страна останется.
Последний, как свидетельствуют его публичные выступления в СМИ, больше стал специализироваться на «делении квот среди пользователей, проведением рыбных, крабовых аукционами». Замечен Шестаков, как участник разных международных форумов, конференций и как активный организатор пиарских рыбных дней у кремлевских стен.
Да, ещё Шестаков, стал «подручным» у ОСК по принуждению рыбопромышленников, посредством использования «инвестквот — квот под киль», строить суда желательно на верфях этого объединения. Не будешь строить – квоты уменьшиться. Причем строить, несмотря на завышенные цены по сравнению с зарубежными верфями и длительными сроками их строительства.
Все эти свойственные только российской псевдо рыночной рыбной экономики, внедренной шестаковской командой, стало возможным только благодаря принятому ряду поправок в базовый ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов». Помощниками им в этом были депутаты только одной фракции в Госдуме – «Единая Россия». Причем последние даже не задумывались о том, что принимаемые ими поправки неминуемо повлекут за собой рост розничных цен на рыбную продукцию.
Справедливости ради надо все же отметить, что другая депутатская фракция в Госдуме — КПРФ, предвидя все это, внесла проект закона, которым предлагалось на социально востребованные продовольственные товары, куда относилась и рыба, ограничить рост цен в розничной торговле. Против данного законопроекта грудью встала все таже фракция «Единая Россия», да еще и Правительство России. Аргумент один – дескать, не рыночный это механизм.
Между тем цены на рыбу и рыбопродукцию, как и на ряд других продовольственных товаров, продолжают расти. При этом доходы населения, за исключением доходов миллиардеров и миллионеров, продолжает топтаться на месте. Все это и дальше будет вести, если властные структуры не примут соответствующих мер, к снижению душевого потребления рыбы и рыбопродукции. По данному показателю Россия значительно отстает от своих ближайших и дальних соседей по Тихоокеанскому региону – Китая, Корее, Японии, Индонезии, Филиппин, США не говоря уже о таких грандах мирового рыболовства как Норвегия, Исландия, Дания, что наглядно демонстрирует нижеследующий рисунок.
Прискорбно то, что Россия, занимая ведущее место в мире по разведанным запасам морских живых ресурсов в своей ИЭЗ и на континентальном шельфе, а также во внутриконтинентальных водоемах (реках, озерах, прудах и прочие), так и не может вот уже три десятилетия обеспечить свое население качественной рыбой и рыбопродукцией по доступным ценам.
Среднедушевое потребление водных биоресурсов в массе сырца в России и странах-соседях по тихоокеанскому региону ( данные ФАО; по Волвенко И.В., 2023 г.)
Вместо рассмотрения вопроса по существу российские власти пошли по ложному пути – начали пересматривать методику расчета потребления рыбы населением страны. Перешли с учета потребления рыбопродукции в товарном весе на потребление в сырце. Тем самым цифра потребления увеличилась за счет того, что мы с вами съедаем якобы всю рыбу вмести с чешуей, костями, плавниками, внутренностями. Фактически же этого не происходит. Начали вводить новые показатели, такие как уровень самообеспечения рыбой и рыбопродукцией и так далее. Это по существу отвлеченный расчетный показатель ни чего не имеющий отношений с фактическим положением о реальном потреблении рыбы и рыбопродукции населением страны.
Делается это чиновниками для самоуспокоения, прежде всего кремлевского, белодомовского начальства, что все хорошо и все под контролем. На самом же деле по факту все хуже с каждым годом.
Напомню, что душевое потребление рыбы и рыбопродукции даже в сырце продолжает снижаться, а в товарном весе показатели просто удручающие. Так, по разным оценкам он в последние годы не превышает 14-15 кг/чел/год при рекомендуемой Минздравом России в объеме потребления не ниже 22 кг/чел/год в товарном весе. Несмотря на это Минсельхоз и Росрыболовство всячески способствует наращиванию экспорта рыбы и рыбопродукции, тем самым уменьшая поставки ее на внутренний рынок.
Есть все основания считать, что российский экспорт в 2023 году превысит отметку в 2,5 мил тонн и, несомненно, окажет и далее определенное отрицательное влияние на насыщение внутреннего рынка отечественной рыбопродукцией. В этих условиях розничные цены продолжат свой рост.
Попытки губернаторов приморских регионов успокоить протестное местное население, «живущее рядом с рыбой» относительно цен на нее, посредством введения так называемых суррогатных акций типа «Дешевая рыба», «Наша рыба», «Социальная рыба» и так далее не дают должного эффекта. А если и дают, то носят временный характер. Вызвано это тем, что базируется такой подход на договоренностях между местной властью и представителями рыбного бизнеса, зафиксированного на данной территории, а не на соответствующих федеральных, либо региональных нормативных актах.
Пора все же властям всех уровней с привлечением ученых, специалистов рыбной отрасли и общественности навести в этот важный для населения страны вопросе полную ясность, который касается еще и продовольственной безопасности страны. К тому же этот вопрос начинает приобретать политический оттенок.
Необходимо прагматический подход, который бы позволил полностью реализовать четкую директиву Президента России В.В. Путина, высказанную им 19 октября 2015 года, которая предписывает всем ветвям власти, связанным с рыбной отраслью вести дело к: «…наполнению российского рынка качественной и доступной по цене отечественной рыбной продукцией».
Способен ли Председатель Правительство Российской Федерации М.В. Мишустин обязать подчиненных ему Министра сельского хозяйства Д.Н. Патрушева и руководителя Федерального агентства по рыболовству И.В. Шестакова принять все необходимые меры к безусловному выполнению директив Президента России по данному вопросу?
Пора и Федеральному Собранию прислушаться к происходящим тревожным тенденциям по обеспечению населения рыбной продукцией и принять соответствующие законы, которые бы остановили рост цен на нее.
15.08.2023 г.
В.К. Зиланов, заслуженный работник рыбного хозяйства России, почетный гражданин Мурманской области.