Россия на пути к реальным отношениям с Японией?

Весь послевоенный период отношения СССР/России с нашим восточным соседом Японией проходят, мягко говоря, по лекалам третьей стороны и никак не могут выйти на реальную дорогу добрососедства. Вот и сейчас, получив из Вашингтона команду, японская политическая верхушка, воспитанная на неизжитом после Второй мировой войны реваншизме, бросилась исполнять волю американского хозяина по введению в отношении  России разного рода санкций. Даже в ущерб себе.

Фактически Япония присоединилась к социально-экономической, пропагандистской, а по сути цивилизационной войне на уничтожение России, пытаясь открыть второй (азиатский) фронт.

Синхронизируя своё санкционное наступление с наступлением евроатлантистов, стремясь занять желанное место в формирующейся оси Вашингтон-Лондон-Токио, Япония в конце февраля — начале марта  с.г. проделала большой путь по разрушению и без того весьма хрупких добрососедских отношений с нашей страной.

Ею введены санкции против нашей экономики, персональные санкции против президента России и других руководителей страны.

Что здесь положительного?

К позитивному эффекту от разрушительных действий Японии можно отнести спад катарактальной пелены, затруднявшей Кремлю ясность оценок на японском направлении. Происходит переход от мутных переговорных околичностей к принципиальной однозначности исходных позиций российской стороны. Откровенная враждебность японской стороны помогла российским политикам и дипломатам избавиться от туманящего самообмана.

Более тридцати лет российские эксперты и общественность указывали на ошибочность переговоров о так называемом «мирном договоре» с Японией, создававших в массовом сознании иллюзию необходимости прекращения состояния войны (давным – давно прекращённой), маскирующих их подлинное содержание, состоящее в обсуждении условий акватерриториальных уступок за счёт части Курильского архипелага, административно входящего в состав Сахалинской области Российской Федерации, и прилегающего обширного водного района.

21 марта 2022 года МИД России сообщил, что  с учетом очевидного недружественного характера введенных Японией односторонних ограничений против России в связи с ситуацией на Украине принимаются следующие меры.

Российская сторона в нынешних условиях (выделено авторами) не намерена продолжать переговоры с Японией по мирному договору ввиду невозможности обсуждать подписание основополагающего документа о двусторонних отношениях с государством, занимающим откровенно недружественные позиции и стремящимся нанести ущерб интересам нашей страны.

Реалистичное заявление! Вместе с тем «дипломатическая» оговорка-прокладка «…в нынешних условиях…» ослабляет саму основу заявления и оставляет надежду японским реваншистам вновь вернуться на переговорную тропу: «мирный договор-южные Курилы». Не допустить такого возвращения во вчерашний день — задача, как для российской реально мыслящей власти, так и общественности.

Принято решение о прекращении безвизовых поездок японских граждан на основе соглашений о безвизовых обменах между южными Курильскими островами Российской Федерации и Японией от 1991 г. и о максимально облегченных посещениях бывшими японскими жителями южных Курил мест своего прежнего проживания от 1999 г.

Российская сторона выходит из диалога с Японией о налаживании совместной хозяйственной деятельности на южных Курилах.

Российская сторона блокирует продление статуса Японии в качестве партнера Организации Черноморского экономического сотрудничества по секторальному диалогу.

Одновременно заявлено, что вся ответственность за ущерб двустороннему взаимодействию и интересам самой Японии лежит на официальном Токио, сознательно сделавшем выбор в пользу антироссийского курса вместо развития взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства.

Прочитав это заявление российского МИД-а мы и наши товарищи, выдохнули: «Наконец-то!». Это применительно к переговорам по ненужному России т.н. «мирному договору».

В отношении безвизовых поездок японских граждан обращает внимание, что ликвидируются только неравноправные пропагандистские форматы соглашений 1991 года (Горбачёв) и 1999 года (Ельцин). При этом соглашение, заключенное еще в советское время (1986 г.), о возможности безвизового посещения могил родственников, оставлено в силе.

Здравое и гуманное решение российской стороны.

Однако, остановят ли эти заявления МИД России и сопутствующие им действия, антироссийскую политику Японии?

Уверены, что нет, раз она сама выбрала вместо добрососедства американский поводок. Тем более, что создав мощные вооруженные силы, несмотря на антивоенную статью в Конституции Японии, страна будет искать возможность их использования по прямому назначению.

В условиях нарастающего японского деконструктивизма в межгосударственных отношениях, наличия территориальных претензий Японии, упрочняемых материально — милитаризацией, а законодательно – объявлением южных Курил японской территорией (2009 г.),- Россия должна предпринять комплекс мер противодействия.

Естественно, что в их основе должно лежать укрепление экономической и военной мощи страны, ускоренное развитие Дальнего Востока и его тихоокеанских ворот, фассада – Курильских островов, сопряженное с реализацией курса на суверенизацию страны, открыто провозглашенного Президентом России в его Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года.

Роль Конституции Российской Федерации

Опорной конструкцией этого курса стал принцип неотторжимости (не отчуждаемости) территории страны в виде части 2-1 статьи 67  Конституции Российской Федерации, которая с 2020 года гласит:

«Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются».

Этому курсу придан новый импульс в декабре 2021 года обозначением руководством России  «красных линий» на пути наступления коллективного «Запада» на суверенитет и само существование нашей страны.

Многих, однако, смущает оговорка в Конституции, позволяющая отчуждение части территории Российской Федерации в рамках делимитации, демаркации и редемаркации государственной границы.

Проведена ли у нас делимитация границы с Японией?

Судя по опубликованным материалам – проведена. Только демаркаторами была не  Россия и Япония, а СССР и США в условиях бессубъектной безоговорочно капитулировавшей страны.

Как подтвердил доктор исторических наук В.И. Боярский в своей книге «Линия Зырянова. Когда граница была на замке. Страницы истории» (М.: Издательский дом «Красная звезда», 2008. — 320с. – С.138-139), написанной на архивных материалах, «начальник пограничных войск (Приморского ПО) генерал-майор Павел Зырянов и  глава оккупационной администрации в Японни командующий американо-английскими войсками генерал Дуглас Макартур с выходом в море на военных кораблях каждой из сторон провели демаркацию и делимитацию линии государственной границы на море с учётом нового территориального разграничения Советского Союза и Японии» (т.е. между о. Сахалин и Курильскими островами с советской стороны и о. Хоккайдо на японской стороне — пояснение авторов).

Далее В.И.Боярский констатирует: «Комиссии оговорили все детали и подписали протоколы, которыми стороны и обменялись с учетом того, что каждое государство охраняет свои границ на основании внутреннего законодательства, а также соответствующих международных соглашений».

Настала пора достать из спецхрана приказ наркома НКВД СССР от 2 октября 1945 года о принятии пограничными войсками под охрану морской государственной границы по побережью Южного Сахалина и Курильских островов. Это серьёзно укрепит международно-правовые позиции России на восточном направлении. После предъявления Японии протоколов по делимитации и демаркации все претензии вассала должны адресоваться сюзерену.

Введение принципа неотторжимости (не отчуждаемости) территории в Конституцию РФ – несомненный шаг вперед в укреплении суверенитета страны.

Полагаем, однако, что этот принцип требует принятия ряда конкретизирующих норм в текущем законодательстве и изменения международного договора от 19 октября 1956 года.

Закон о государственной границе

В законе Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) статью 2 («2.Принципы установления и изменения прохождения Государственной границы, установления и поддержания правоотношений на Государственной границе)

изложить в следующей редакции, дополнив ее после первого абзаца

«Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению»

новым абзацем следующего содержания:

«В случае невозможности договорного закрепления государственной границы она устанавливается федеральным конституционным законом с учётом исторически сложившейся границы».

Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей Государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на Государственной границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории, руководствуется принципами:

обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности;

взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;

взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;

мирного разрешения пограничных вопросов».

Повышению качества российского суверенитета должна соответствовать возможность одностороннего закрепления существующей, исторически сложившейся границы (фиксация статуса-кво).

В пояснительной записке к этому законопроекту целесообразно указать, что в течение 77 лет после капитуляции Японии она отказывается  от договорного оформления существующей границы с СССР, а затем с Россией, предъявляя необоснованные акватерриториальные претензии. В 2009 году Япония, вопреки международному праву, своим внутренним актом законодательно объявила часть Курильской гряды своей территорией.

Однако за столь длительный срок граница между странами исторически сложилась, базируясь на Ялтинском Соглашении Трёх Великих держав по Дальнему Востоку от 11 февраля 1945 года и развивающих его документах (Акт о безоговорочной капитуляции Японии от 2 сентября 1945 года, Директива Главнокомандующего войсками союзников в Японии генерала Макартура от 29 января 1946 г. №677 и др.).

Государственную границу уже три четверти века охраняют наши доблестные Пограничные войска, ежедневно заступающие на охрану морской границы на южных Курилах. Противоправной позиции Японии должна быть противопоставлена воля российского законодателя.

Одним из следствий принятия данного законопроекта станет то, что российская сторона получит дополнительное обоснование  прекращения переговоров с Японией по т.н. «мирному договору» единственным содержанием которого является недопустимая, антиконституционная уступка российской территории (Малой Курильской гряды) сопредельному государству.

Советско-японский мирный договор 1956 года

Некоторые читатели могут возразить, что документа с таким названием не существует. Правильно. Формально-юридическое название у него другое. Это Совместная декларация Союза Советских Социалистических Республик и Японии от 19 октября 1956 года в обходе называемая Советско-японской (Московской) декларацией 1956 года.

Но по сути – это мирный договор Японии с Советским Союзом, правопродолжателем которого является Российская Федерация.

Судите сами.

В пункте 1 Совместной Декларации констатируется: «Состояние войны между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией прекращается со дня вступления в силу настоящей Декларации, и между ними восстанавливаются мир и добрососедские дружественные отношения».

В пункте 2: «Между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией восстанавливаются дипломатические и консульские отношения. При этом имеется в виду, что оба государства незамедлительно обменяются дипломатическими представителями в ранге Посла…»

          В пункте 3 определены принципы взаимоотношений между нашими странами. Среди них а) разрешение свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость; б) воздержание в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости.

Кроме того, СССР и Япония взаимно обязались не вмешиваться прямо или косвенно во внутренние дела друг друга по любым мотивам экономического, политического или идеологического характера.

К этому примыкает пункт 6 по которому  «СССР и Япония взаимно отказываются от всех претензий соответственно со стороны своего государства, его организаций и граждан к другому государству, его организациям и гражданам, возникших в результате войны с 9 августа 1945 года».

По существу это констатация статус-кво, включающая и его территориальный аспект.

Следующие пункты представляют собой важнейшее для Японии положение: Советский Союз обязался поддержать просьбу Японии о принятии ее в члены Организации Объединенных Наций (п.4) – (наша поддержка была оказана и Япония стала членом ООН – пояснение авторов);

Все осужденные в СССР японские граждане со вступлением в силу настоящей Совместной Декларации подлежали освобождению и репатриации в Японию (п.5). (Новый 1957 год они встречали уже дома. – пояснение авторов);

СССР отказался от всех  репарационных претензий к Японии (п.6).

Кроме того, разработанные ранее Конвенция о рыболовстве в открытом море в северо-западной части Тихого океана и Соглашение о сотрудничестве при спасании людей, терпящих бедствие на море, между СССР и Японией, подписанные в Москве 14 мая 1956 года, вступали в силу одновременно со вступлением в силу настоящей Совместной Декларации (п.8).(декабрь 1956 г. – пояснение авторов).

Важнейшим стал для Японии пункт 9 ДекларацииВ нём указано, что Союз Советских Социалистических Республик и Япония согласились на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией переговоров о заключении Мирного Договора.

При этом СССР, «идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства», соглашался на передачу Японии островов Малой Курильской гряды (яп. — Хабомаи и острова Сикотан – пояснение авторов) «с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией».

Объяснение того, как и почему советская сторона пошла на эту беспрецедентную договорённость,  не входит в задачу данной статьи. Вмести с тем, в отечественном востоковедении – в научных статьях, книгах,  публицистике, имеется обширные исследования по этому вопросу и читатель, при желании, может ими поинтересоваться.

Действительно такие переговоры – «мирный договор в увязке с передачей японской стороне Малой Курильской грядой» предполагалось вести и достичь соответствующей договоренности.Советское руководство того периода даже начало вывозить с Малой Курильской гряды население, закрывать предприятия, школы на Шикотане и острове Зеленый.

Но подписание 19 января 1960 года японо-американского договора о взаимном сотрудничестве и безопасности показало ошибочность такого решения советской стороной. Более того, стало совершенно ясно, что передача пограничных земель Японии означает возможность использования их в военных целях США.

В этой связи Советский Союз в Памятной записке от 27 января 1960 г. («Правда» 29 января 1960 г.) выдвинул дополнительное условие для передачи Японии Малой Курильской гряды – вывод всех иностранных войск с японской территории.

Япония в ответной Памятной записке от 5 февраля 1960 года  вышла за пределы Совместной декларации 1956 года, объявив, что «будет неотступно добиваться возвращения не только островов Хабомаи и острова Сикотан (русское – Шикотан – пояснение авторов.), но и других исконных японских территорий». А 1 марта 1960 года в очередной Памятной записке японское Правительство заявило, «что территориальный вопрос еще не разрешён. Этот вопрос должен быть разрешен на основе мирного договора, а по Совместной Декларации стороны договорились считать, что территориальный вопрос оставляется для дальнейшего обсуждения» (прямая ложь, если обратиться к тексту Декларации – пояснение авторов.). Далее Япония заявила  требования на возвращение ей  островов Кунашир и Итуруп.

Вместо того, чтобы констатировать нарушение Японией принципов взаимоотношений между странами, указанных в пунктах 3 и 6 Совместной Декларации, и, в качестве санкции, денонсировать пункт 9 Совместной Декларации, Советское Правительство взяло на 40 лет паузу, игнорируя японские требования, но, не переводя свою позицию из политической в правовую плоскость.

Думается, что  время такого перевода настало.

Более 20 лет этого добивается российская общественность.

В Рекомендациях Парламентских слушаний по теме «Советско-японская Декларация 1956 года и проблемы национальной безопасности Российской Федерации», утвержденных Сахалинской областной Думой 14 сентября 2001 года, предлагалась Правительству России внести, а Государственной Думе денонсировать часть 2 пункта 9 Совместной  Советско-японской декларации от 19 октября 1956 года.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ 18 марта 2002 года провела по нашей инициативе Парламентские слушания «Южные Курилы: проблемы экономики, политики и безопасности». В Рекомендациях этих Парламентских слушаний часть 2 пункта 9 Декларации признается утратившей силу по совокупности факторов:

-нарушение Японией в одностороннем порядке первоначальных условий из которых стороны исходили при заключении Декларации, — расширение военного союза Японии и США, на основе направленного против СССР договора 1960 года, выдвижение дополнительных территориальных претензий к Советскому Союзу, проведение других недружественных действий к нашей стране;

-коренное изменение обстановки в районе Малой Курильской гряды – новая демографическая, экономическая, геополитическая обстановка, введение режимов экономической зоны и континентального шельфа;

-серьёзное нарушение внутригосударственной процедуры при оформлении международного договора – неполучение согласия РСФСР на изменение ее территории, предусмотренного Конституцией СССР 1936 года и Конституцией РСФСР 1937 года.

Соглашение 1998 года  в области морского промысла

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов от 21 февраля 1998 года (далее по тексту Соглашение 1998 года) было заключено в бытность Президентом России Б.Н. Ельцина. Эта договорённость  впервые в отечественной рыболовной практике предоставляет  право на промысел морских живых ресурсов японским подданным в территориальных водах российских южных Курильских островов.

Соглашение 1998 года было инициировано японской стороной  при активном лоббировании ряда президентских, мидовских специалистов, курировавших в то время российско-японские отношения, а также при поддержке некоторых ученых-востоковедов.

Определённым катализатором Соглашения 1998 года стали браконьерские массовые набеги японских рыбаков, базирующихся на порты Хоккайдо, в территориальные воды российских южных Курильских островов для промысла морских живых ресурсов, что приводило к столкновению с Погранслужбой ФСБ.

Соглашение преследовало исключительно политические цели Президента Ельцина и его команды по созданию якобы посредством такой договорённости российско-японского «климата доверия» в целях получения кредитов и инвестиций.

Дальневосточные рыбохозяйственные круги, включая тех, кто осуществляет рыболовство в районе южных Курильских островов, а также специалисты рыбной отрасли, курирующие международные связи в области рыболовства, были против заключения подобного Соглашения, как одностороннего и несбалансированного по своим задачам. Сахалинская областная Дума шесть раз выступала против его заключения и исполнения, настаивала на его ратификации (2.10.1997 г.,05.11.1998 г. 4.02.1999 г.,07.12.2000 г., 14.09.2001 г., 10.10.2002 г.).

Само Соглашение 1998 года содержит преамбулу, 7 статьей, Приложения с координатами морского района в котором должны вести промысел морских живых ресурсов японские рыбаки и ежегодных Меморандумов о понимании.

Из ряда статей Соглашения 1998 года (1,2,3 и др.), а также Меморандумов следует, что японские рыболовные суда осуществляют промысел морских живых ресурсов в территориальных российских водах южных Курильских островов по существу явочным порядком, да ещё и сами себя контролируют. В самом Соглашении даже не упоминается, что это территориальные воды Российской Федерации, в которых действуют соответствующие законодательные акты.

Объёмы вылова для японских рыболовных судов ежегодно определяются в ходе ежегодных российско-японских консультаций с соответствующей согласованной оплатой, которая поступает в федеральный бюджет и оформляется Меморандумом. Так в последние годы квоты для японских судов устанавливалась в объёме  2,1 — 2,3 тыс.  тонн различных объектов при фактическом вылове около 1,0 тыс тонн с оплатой около 20- 22 млн. японских иен.

Японский промысел в территориальных водах российских южных Курильских островов осуществляется на значительной морской площади, что лишает отечественных курильских рыбаков возможности вести здесь прибрежное рыболовство с поставкой выловленной рыбы и морепродуктов на переработку береговыми рыбоперерабатывающими фабриками.

Сам факт промысла японцами в российских территориальных водах выглядит как косвенное подтверждение согласия с их притязаниями на Курильские острова.

Более того, Соглашение 1998 года является несбалансированным, а по сути неравноправным, поскольку Япония не предоставляет России право осуществлять промысел в её территориальных водах.

Обращает на себя внимание  и несбалансированность сторон подписания ежегодных Меморандумов. С российской стороны их подписывают федеральные (государственные) органы – Росрыболовство и Погранслужба ФСБ России, а с японской стороны — общественная неправительственная Хокайдской ассоциация рыбопромышленников.

Соглашение 1998 года, поскольку касается территориального моря России, должно было проходить процедуру ратификации. Однако ельцинская администрация в обход этого ввела его в действие посредством одобрения правительством.

Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным, на основе положения статьи 7 Соглашения 1998 года, которая предусматривает прекращение его действия при извещении письменно одной из Сторон об этом за шесть месяцев до дня истечения соответствующего периода его действия, принять Россией такое решение, поставив об этом в известность японскую сторону.

Такой наш шаг подтвердит  приверженность к развитию только отечественного рыболовства в территориальных водах Курильских островов. Кроме того, лишит Япониюдополнительного косвенного  аргумента в их притязаниях на эти острова и будет отвечать современной обстановке, включая наш подход о недопущении иностранного рыбного промысла кем либо в территориальные водах России.

День Победы над Японией

Многие годы (1997-2021) переговорный процесс по т.н. «мирному договору» был самым существенным препятствием для восстановления в российском календаре Дня Победы над Японией, учрежденного Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1945 году.

С отпадением этого препятствия и с учётом нарастающих санкций японской стороны, — в качестве адекватной, асимметричной и беззатратной меры, имеющей значение для сплочения нашего народа и подающей ясный сигнал вовне, необходимо, сохраняя память предков, передавших нам свои идеалы, а также преемственность в развитии Российского государства, в соответствии с пунктом 2 Раздела 2, статьёй 67.1 Конституции Российской Федерации,  издать Указ Президента Российской Федерации

— «О признании действия на территории Российской Федерации Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года (в редакции Указа ПВС СССР от 7 мая 1947 г.) об объявлении 3 сентября — Днём  Победы над Японией».

Одновременно Президент страны мог бы предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в приоритетном порядке рассмотреть законопроект № 978334-7, которым предлагается наименование дня воинской славы России «З сентября – День окончания Второй мировой войны» изложить в редакции «3 сентября – День победы над милитаристской Японией — День окончания Второй мировой войны».

Именно об этом группа общественных деятелей и Почетных граждан Сахалинской области, включая фронтовиков, освобождавших Южный Сахалин в августе 1945  года, на днях просила Президента Российской Федерации.

Будем надеяться, что к ним Кремль всё же прислушается.

Год назад Межрегиональное общественное движение «За территориальную целостность Российской Федерации «Русские Курилы» (руководитель – д.и.н., Председатель Научного Совета РВИО профессор А.А.Кошкин), провело  круглый стол на тему «К новому этапу российско-японских отношений». 

Учавствующие в нем учёные, общественные деятели и политики обратилась к российской и японской общественности с настоятельной рекомендацией в новых условиях перейти к уважительным и добрососедским отношениям между нашими народами на длительную перспективу (прилагается). Свою актуальность эта рекомендация сохраняет и в настоящий период.

 Наступило время для её серьёзного рассмотрения обеими сторонами и реализации.

В.К. Зиланов, член Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, экс-заместитель министра рыбного хозяйства СССР,

С.А. Пономарёв, председатель Сахалинского областного отделения Русского географического общества, член Научного Совета РВИО.

                                                                                                             Приложение

Обращение к российской и японской общественности

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

5 февраля 2021 года.  

Участники круглого стола «К новому этапу российско-японских отношений» поддерживают стремление руководства, политических и деловых кругов, равно как и общественности Российской Федерации, к взаимовыгодному наполнению отношений и связей между нашей страной и Японией. Прошедший тридцатилетний период ведения переговоров между руководителями двух соседних государств, в основе которого было стремление Японии заключить «мирный договор в увязке с территориальными претензиями», не привел, да и не мог привести к поставленным целям.

А потому считаем, что следует придать ускорение процессу поиска форм сотрудничества между Россией и Японией, убрав искусственные преграды на этом пути. Считаем важным зафиксировать в новом многоплановом межгосударственном документе в качестве «маяка» на длительную перспективу основные принципы двусторонних отношений, исходящие из понятия взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела, отказа от территориальных претензий, политической деликатности и осмотрительности, здравого смысла и учёта интересов обеих сторон.

Однако достижение таких целей, на наш взгляд, нереально, если в качестве условия развития отношений японская сторона будет продолжать ставить вопрос об отторжении в свою пользу так называемых «северных территорий», даже если при этом ограничится требованием лишь части Курильских островов. Ибо задача вывода отношений между Россией и Японией на качественно новый уровень не может решаться за счёт откусывания от России её территории. В Токио должны осознать, что это для российского руководства и народа совершенно нереальный сценарий. Проведённые в последние годы опросы общественного мнения, в том числе и с участием японских журналистов, со всей определенностью показывают, что народ России не допускает мысли о передаче Японии Курильских островов, какие бы намёки на «материальную благодарность» Японии для России ни делались.

Мы вполне в состоянии самостоятельно развивать нашу страну в целом и Курильские острова в частности, что, впрочем, и делается. Государство в последние годы вкладывает миллиардные суммы для того, чтобы наладить отвечающие современным требованиям благоприятные и привлекательные условия работы и проживания на Курильских островах.

Несмотря на то, что премьер-министр Японии ЁсихидэСуга заявляет о стремлении его правительства к развитию всего комплекса японо-российских отношений, считаем неприемлемым его недавнее заявление о том, что Япония якобы «обладает полным суверенитетом над северными территориями», то есть над законно принадлежащими Российской Федерации южными Курильскими островами. Не стоит доказывать, что это утверждение абсолютно не соответствует действительности, ибо никаких следов японского суверенитета там нет и быть не может.

Из заявлений Ё. Суги и членов его кабинета следует, что в Токио отождествляют получение южных Курильских островов с подписанием «мирного договора», ставшего анахронизмом, ибо состояние войны между нашими странами было официально прекращено Совместной декларацией 1956 года. При этом японское правительство, искажая положения этой Декларации, ставит подписание такого договора в зависимость от предварительного согласия Москвы отдать Японии все южные Курилы, включая Кунашир и Итуруп, на что ни советское, ни российское правительства никогда не соглашались. Со всей определённостью заявляем, что такой подход — тупиковый путь.

Делая, по сути, реваншистские заявления, японские деятели игнорируют принятую в Конституции Российской Федерации поправку, которая гласит: «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются». Если следовать букве Основного закона РФ, отныне вопрос об отчуждении каких-либо островов Курильской гряды, включая Малую Курильскую гряду, не может выноситься на межгосударственные российско-японские переговоры. Что же касается слухов и домыслов о том, что эти оговорки якобы позволяют «решать вопрос северных территорий», то, по разъяснению МИД РФ, внесенные в текст поправки исключения не имеют отношения к российско-японским переговорам о подписании межгосударственного договора. Хотелось бы, чтобы в Стране восходящего солнца с большим уважением относились к коллективной воле одобривших поправку граждан России и уважали Основной закон суверенного государства, с которым Япония состоит в дипломатических отношениях.

Давно назревший отказ официального Токио от бесперспективной политики и идеологии предъявления соседней стране и ее народу необоснованных территориальных претензий был бы по достоинству воспринят в России и создал бы ощутимый свежий климат для нового этапа гармоничных, уважительных и добрососедских отношений на благо народов России и Японии на длительную перспективу.

Участники круглого стола «К новому этапу российско-японских отношений»:

В. К. Зиланов — профессор, экс-замминистра рыбного хозяйства СССР, В. П. Зимонин — д. и. н., профессор, М. А. Колеров — главный редактор ИА REGNUMА. А. Кошкин — д. и. н., профессор, Ю. В. Крупнов— политолог, публицист, И. А. Кульнев — зам. председателя АРСИКО, В. С. Микоян — главный эксперт «Меркурий-клуба», А. Ю. Плотников — д. и. н., профессор

5 февраля 2021 года, г. Москва