Олег Гудымо: Приднестровье – славянский форпост!

                    Россия обладает уникальным опытом урегулирования

                     национальных конфликтов.

            Геополитическая катастрофа, которой завершилась для Советского Союза Холодная война, погребла под своими торосами главный оплот Русского мира и похоронила возникшие после победы над фашистской Германией надежды на укрепление Славянской цивилизации.  В последние десятилетия ХХ века — социалистическая супердержава.

 Безусловно, фрагментации СССР способствовал парад суверенитетов, запущенный с 1990 года новоявленными российскими горе-правителями позволением республикам и регионам растерзанной страны «брать суверенитета, сколько сумеете проглотить». Сейчас всем очевидно, что это была не просто лишенная здравого смысла недальновидность «царя Бориса», а повлекшее трагические последствия государственное преступление, превратившее русский народ в самую большую разделенную нацию. Косвенно этому дал оценку президент РФ Владимир Путин, когда 12 июня 2020 года в интервью телеканалу Россия 1, говоря о поправках в Конституцию РФ в части, касающейся обеспечения суверенитета страны, отметил, что когда «…та или иная республика вошла в состав Советского Союза и получила в свой багаж огромное количество российских земель, традиционных исторических российских территорий… А тут вдруг решила выйти, то не тащила бы с собой подарки от русского народа». Вне всякого сомнения, это в полной мере относится и к Республике Молдова с её претензиями на земли многострадального Приднестровья, обильно политые потом и кровью наших славянских предков. Однако прозрение наступило только спустя три десятилетия, а тогда врагам народов нашей родины было необходимо её разрушение.        

            Цунами агрессивного национализма и русофобии захлестнули не только Прибалтику, Кавказ, среднеазиатские республики, но и сравнительно благополучную в начале перестройки Молдавию. Под влиянием части национальной интеллигенции были реанимированы прорумынские настроения и спровоцировано жесткое наступление на права русскоязычного населения. Все более агрессивным становился так называемый «Народный фронт Молдовы», созданный при пособничестве госаппарата и агентуры органов безопасности, участвующей в формировании структур и активизации деятельности националистов. Сопротивление здоровых сил республики, возглавляемое интердвижением «Унитате – Единство», также как и общереспубликанское забастовочное движение рабочего класса, было купировано усилиями нового руководства Кишинева, а их лидеры и организаторы вынуждены уехать в Приднестровье. Ибо именно там, на другом, левом берегу Днестра, специфика создания в 1940 году Молдавской ССР не могла не привести к поражению прорумынских националистов. Безусловно, присоединение Бессарабии к территории с доминирующим славянским населением, как к плацдарму, созданному в форме молдавской автономии в 1924 году для революционного влияния на балканском направлении, явилось политической бомбой замедленного действия.  Она ожидаемо и сдетонировала в 1989-1992 гг., продемонстрировав нежелание многонационального населения Приднестровья, исторически сцементированного доминирующим славянским этносом, оказаться вместе с Бессарабией в составе враждебного иностранного государства, союзника фашистской Германии в годы Великой Отечественной войны – Румынии.   

Сепаратизм Кишинева вызвал нарастающие протестное сопротивление, а эскалация силового давления на Тирасполь привела к возрождению 2-го сентября 1990 года независимой республики, причем в составе еще существовавшего Советского Союза. Но уже не автономной, как в 1924 году, а полностью самостоятельной. Как показали последовавшие за дезинтеграцией Советского Союза дальнейшие события, именно решение II-го Чрезвычайного съезда депутатов всех уровней Приднестровья оказалось единственной возможностью решительно дистанцироваться от Молдовы, взявшей курс на присоединение к Румынии. Специфическая особенность молдово-приднестровского конфликта в том, что в отличие от других протестных проявлений на постсоветском пространстве, схватка приняла характер не межэтнического, не межконфессионального, а политического противостояния и классовой борьбы. Причем славянское большинство и молдаване Приднестровья объединились и взяли в руки оружие не только для того, чтобы остаться внутри, а не за пределами Советского Союза и исторической России, но и для защиты сложившихся за многие века традиций, идентичности, единства и ценностей славянской цивилизации.

                Обстановка в регионе лавинообразно стала накаляться после того, когда захватившие власть националисты 28 августа 1990 года инициировали признание Верховным Советом ССРМ «незаконным и противоправным с момента подписания» Дополнительного секретного протокола к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом (так называемого Пакта Риббентроп – Молотов).  Одновременно было признано «незаконным и противоречащим исторической правде» провозглашение 2 августа 1940 года Молдавской ССР. Парадоксально то, что, утвердив Заключение Комиссии ВС ССРМ по этому вопросу и этим де-юре отказавшись от присоединенных тогда левобережных районов, Кишинев упорно продолжает настаивать на их реинтеграции с Молдовой! Более того, объявляя незаконным возвращение СССР утраченных после гражданской войны территорий бывшей Российской империи, кишиневские правители возжелали присоединить к Румынии не только собственно Бессарабию, но и ставшее независимым в 1990 году Приднестровье! Используемые для этого полицейские методы давления на ПМР стремительно перерастали в вооруженное противостояние с Тирасполем, дав старт эскалации напряженности и ответному сопротивлению приднестровцев. Прием же 2-го марта 1992 года Молдовы, как и других постсоветских республик, в Организацию Объединенных Наций, очевидно, был расценен Кишиневом как индульгенцию на силовое принуждение Тирасполя к капитуляции. Так ли это или нет, но именно с этот день Кишинев развернул широкомасштабные боевые действия с применением всех видов оставшегося в Молдове вооружения и боевой техники Советской армии. Однако бесперспективность принуждения ПМР к капитуляции, стойкость защитников Приднестровья и влившихся в их ряды добровольцев из других республик бывшего СССР, заставила Кишинев искать варианты политического урегулирования конфликта. Созданная в этих условиях совместная группа депутатов парламента РМ и Верховного Совета ПМР подготовила реалистичные предложения по прекращению вооруженного противостояния и началу политического диалога. 18 июня 1992 года они были утверждены Парламентом Молдовы в качестве основных принципов урегулирования конфликта.

Однако долгожданный мир, который казался уже близким, не входил в планы кишиневских «ястребов». Решив утопить в крови наметившийся процесс урегулирования, подконтрольные им спецслужба и полиция уже на следующий день, 19 июня 1992 года, осуществили в приднестровском городе Бендеры вооруженную провокацию. Она послужила предлогом для силового наведения так называемого «конституционного порядка», сопровождавшегося шквальным обстрелом, многочисленными жертвам мирных жителей и их защитников. Однако уже через несколько дней значительная часть города была освобождена Республиканской гвардией, батальонов «Днестр» и «Дельта», формирований народного ополчения ПМР и боевые действия вскоре приобрели позиционный характер. Кровавые преступления кишиневских агрессоров не оставили равнодушными военнослужащих дислоцированной в Приднестровье 14-й общевойсковой армии. Начавшийся процесс перехода военнослужащих и отдельных её подразделений на сторону сражающегося народа был остановлен заменой командарма на решительного, имеющего боевой опыт генерала А.И.Лебедя. Стойкость защитников Приднестровья, форсированное приведение частей и подразделений 14-й армии в полную боевую готовность отрезвляюще подействовали на руководство Кишинева и вынудило согласиться на проведение миротворческой операции под эгидой России.

 21 июля 1992 года в Кремле было подписано Соглашение «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова». Его реализация осуществлялась по тщательно разработанному российским Генштабом плану, согласованному на самом высоком уровне в Москве, Кишиневе и Тирасполе. Основную подготовку к вводу российских миротворцев в зону конфликта осуществил Командарм 14-й армии генерал Лебедь. О том, с какой ответственностью Россия отнеслась к решению сложной миротворческой задачи, свидетельствует то, что руководство операцией возглавил заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-лейтенант В.М.Журбенко. Командующим миротворческими силами РФ был назначен заместитель Главкома Сухопутных войск по боевой подготовке генерал-полковник Э.А.Воробьев, руководство подразделениями ВДВ осуществлял заместитель командующего ВДВ генерал-майор В.И.Сорокин. Перелет, посадку и разгрузку транспортных самолетов на военном аэродроме Тирасполя обеспечивал первый заместитель командующего ВВС РФ генерал-лейтенант В.С.Кот.

Прибытие российского воинского контингента началось 29 июля, а 30 июля войска заняли назначенные им пункты дислокации. Ранее, 27 июля, для руководства Объединенными миротворческими силами в зоне конфликта была создана трехсторонняя Объединенная контрольная комиссия (по шесть представителей от РФ, РМ, ПМР), в которой российскую делегацию возглавил генерал-лейтенант В.М.Журбенко. Объединенный штаб Совместных миротворческих сил (СМС) возглавил генерал-майор Н.Н.Лосев, его заместителями стали представители от РМ и ПМР. Ввод миротворцев в созданную Зону безопасности осуществлялся с 1-го по 6-е августа по мере отвода из неё противостоящих подразделений и завершился без единого выстрела. 7 августа 1992 года на заседании ОКК было объявлено об ликвидации вооруженного противостояния и взятии ситуации в зоне конфликта под контроль ОКК и СМС. Главным результатом проведения миротворческой операции, уникальной по своей оперативности, избранному трехстороннему формату и исключению необходимости применения оружия, является то, что она остановила кровопролитие и позволила сторонам конфликта приступить к поиску вариантов его урегулирования под эгидой России.

За прошедшие 28 лет многое изменилось как в Молдове, так и в Приднестровье, да и в мире в целом. Подключение в последующие годы к переговорному процессу по политическому урегулированию конфликта ОБСЕ, Украины, а затем США и ЕС, не облегчило, а значительно усложнило достижение сторонами конфликта взаимоприемлемых решений. Тем не менее, миротворческая операция продолжается, несмотря на настойчивые попытки Кишинева и их западных подстрекателей изменить её формат и ликвидировать российское присутствие в регионе. Ныне положение миротворцев России в Зоне безопасности все больше напоминает положение гарнизона осажденной со всех сторон крепости. Используя известные события на Украине, Молдова постоянно срывает ротацию российского контингента СМС, всячески затрудняя выполнение им задач по поддержанию мира. Правда, в Кишиневе ныне уже (или еще) не кричат «Чемодан – вокзал – Россия», не чинят препятствий выезду российских миротворцев из Приднестровья по замене, но вернуться обратно не позволяют. В результате обстановка в этой, все еще продолжающей тлеть «горячей точке» становится все более нестабильной и непредсказуемой.

Политическое руководство Молдовы, в нарушение даже ранее достигнутых в ходе переговорного процесса договоренностей, целенаправленно использует гибридные методы воздействия, делая ставку на блокаду, санкции и экономическое удушение Приднестровья, выдавливая за его пределы коренное население. Внешнеполитический курс Кишинева остается неустойчивым, ему присущи метания между западным и восточным векторами, что предопределяет внутриполитическую нестабильность. Не вводит приднестровцев в заблуждение и показная демонстрация президентом И.Додоном пророссийской ориентации, которая, на практике, редко выходит за рамки совместных «посиделок» с президентом России во время парадов на Красной площади и других многосторонних мероприятиях с участием России.

Тем не менее Кремль твердо придерживается духа и буквы Соглашения от 21 июля 1992 года, продолжает стойко поддерживать мир на Днестре, обеспечивая этим условия для переговорного процесса и поиска взаимоприемлемого варианта политического урегулирования конфликта.При этом российский президент тактично напоминает молдавскому коллеге о территориальной принадлежности Бессарабии и левобережья Днестра исторической России. В частности, во время первого визита в январе 2017 года в Кремль новоизбранного президента РМ И.Додона, президент В.Путин подарил ему карту региона XVII века, как бы напоминая, что в состав древнего Молдавского княжества никогда не входила территория современного Приднестровья. Это было Дикое поле, степь, на которые в те далекие времена распространялась власть Крымского хана. Понял ли намек президент современной Молдовы, не ясно. Пока же в Кишиневе признаков понимания исторических реалий и проявления на их основе здравомыслия не просматривается. Остается ждать!

 Успешность миротворческих миссий России была продемонстрирована не только на приднестровской окраине Русского мира, но и в других «горячих точках» постсоветского пространства и не только. Об этом свидетельствуют события в Южной Осетии, Абхазии, Таджикистане, Крыму, бывшей Югославии, Сирии, в других регионах. В совокупности с усилиями МИДа и других ведомств, привлекаемых к урегулированию конфликтов, свою лепту в достижении мира вносят и российские военнослужащие — миротворцы. Военно-политическое напряжение внутри и по всему периметру Русского мира продолжает нарастать.

 Не ослабевает вооруженный конфликт высокой интенсивности на Украине, где славяне продолжают проливать кровь, стреляя и убивая друг друга. Появление все новых угроз и вызовов на европейском континенте и в мире диктует необходимость постоянной готовности России к осуществлению миротворческих миссий по установлению, поддержанию, а, в случае необходимости, то и по принуждению к миру, как Россия была вынуждена сделать в августе 2008 года для пресечения агрессии Грузии в Южной Осетии и Абхазии.

 Совершенный в Киеве в 2014 году государственный переворот создал реальную угрозу доминирующему русскому населению Крыма со стороны украинских националистов — русофобов. Для предотвращения очевидных негативных последствий захвата ими власти, возникла необходимость проведения новой по форме и реализации миротворческой операции для защиты волеизъявления населения полуострова. Учитывая результаты проведенного там референдума, такая операция была успешно проведена, причем не для установления или принуждения к миру, а для недопущения репрессий и истребления русских людей в Крыму, как это произошло в Одессе и продолжается киевской хунтой в Донецкой и Луганской народных республиках.

В связи с неизбежностью возрождения и укрепления славянского единства, в настоящее время особую роль и значение начинают приобретать миротворческие возможности России. А это чрезвычайно важно для будущего славянской цивилизации, ибо современное противостояние исторически братских народов наших стран бесконечно существовать не может. Тяжело будет пробуждение, но оно произойдет, так как не могут же они и дальше продолжать маршировать под НАТОвскую дудку по дороге в пропасть! Славянам так жить нельзя! Попытки прозападных правящих элит подавить их естественное стремление к единству и сплочению неизбежно приведет к эскалации противостояния с русофобами и необходимости в миротворческой роли России в урегулировании конфликтов.    

                      Олег ГУДЫМО

член ОКК от Приднестровья с 1992 по 2011 год.