Н.И. Шелейкова о насилии и свободе

НАСИЛИЕ, СВОБОДА И ЗАВИСИМОСТЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

            И В ОБЩЕСТВЕ (ДИАЛОГ «Я» И «АНТИ-Я»)       

            Одной из форм эффективного обсуждения любой темы может быть форма откровенного диалога «Я» с «Анти-Я» которую можно применить, например, для обсуждения насилия, свободы и зависимости в современном мире.

Я. Мы знаем, что заместитель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина предлагает не откладывать принятие федерального закона о профилактике семейно-бытового насилия. Но лично у меня есть желание рассмотреть тему насилия, свободы и зависимости значительно шире и не сводить её к семейно-бытовому насилию. Ведь в стране уже и так есть законы, которые наказывают за рукоприкладство, призывают к охране семьи и детства, отстаивают права человека на нормальную жизнь.

«Анти-Я». Да, обилие ограничительных законов, которые не работают должным образом, свидетельствует не только об их слабости, но и не понимании, что путём только законодательства ни одна проблема не решается. Ты не случайно в своих книгах неоднократно связывала правовую проблему с  проблемой нравственности, которая формируется во многом за счёт образования.     

Я. Да, в обществе и даже в ГД отсутствует целостный, системный, «спектрально-целостный» подход к анализу почти любой проблемы. Так, например, можно предложить «семислойку» основных видов человеческой деятельности: 1) потребительская, 2) законодательная, правовая, охранная, 3) производственная, производящая, 4) распределительная, обменная, 5) политическая, общественная, 6) образовательная, научная, познавательная, 7) культурная, духовная.     

«Анти-Я». Точность разделения можно подвернуть критике. 

Я. Не буду спорить. Но важен принцип – соблюдение «необходимой и достаточной целостности» объекта. Если этого нет, то может разрастаться значимость той или иной составляющей. В нашем случае – законодательной и правовой деятельности, так как явно страдает образовательная и культурная, духовная. Вообще возвышение той или иной деятельности всегда должен вызывать вопросы, среди которых: «Какую сторону жизни мы при этом упускаем?»    

«Анти-Я». Возвращаясь к нашей теме о необходимости ограничения насилия законодательным и охранным путём, не хочешь ли ты сказать, что проблему насилия надо решать путём расширения спектра видов деятельности  и, прежде всего, повышением роли образовательной и духовной составляющей нашей жизни?

Я. Да, прежде всего, так, но в этом направлении уже многое упущено. Да и производящая деятельность не выполняет своего предназначения. Безработица растёт; от неё страдают семейные отношения, нарушается понимание между мужчинами и женщинами. Тем более, что современные женщины во многом смотрят на мужчин как на добытчиков, а некоторые даже как на «дойную корову». Они считают, что мужчины обязаны содержать семью.

«Анти-Я». Я знаю, что ты написала работу «Берегите мужчин», в которой защищала их право быть собой, а женщин призывала к более полному пониманию неоднозначности данной проблемы. Особенно, в современной России.

Я. Да, женщина более гибко приспосабливается к жизни, а мужчина больше  склонен к линейной логике. Если в его жизни что-то не получается, ему труднее бывает перестроиться, даже признаться в своём неуспехе. Поэтому мужчины живут меньше женщин, стараются заглушить свою неустроенность вином, курением, рыбалкой, увлечениями «на стороне».    

«Анти-Я». Ты хочешь сказать, что в основе домашнего насилия лежит непонимание между мужем и женой?

Я. Во многом, да. Но проблема намного сложнее. Было ли это понимание изначально? Когда оно нарушилось? На эти вопросы не каждый семьянин хочет и может ответить. Я уж не говорю о конкретном культурном уровне того или иного человека, психологическом уровне знаний, так как он в целом низкий у современного человека. Более того, если иной человек начнёт в этом копаться, то он придёт к неутешительным вывода, которые могли бы разрушить семью…       

«Анти-Я». Например?

Я. «Я женился на ней по необходимости», «Любви как не было, так и нет…», «Она не понимает и не хочет меня понять», «Я сам себя не понимаю, как и жизнь в целом!»

«Анти-Я». Ну, ты и замахнулась! Надо ли это анализировать? Зачем такое глубинное самокопание? Можно прийти к полному разочарованию не только в себе, ближнем, но и в жизни в целом!

Я. Согласна. Придётся идти в храм на исповедь, к психологу или психиатру. Но и там не всегда можно найти успокоение и ответы на вопросы: «Как мне жить дальше?» или «С кем мне по пути?».

«Анти-Я». Но как это связано с насилием?

Я. Напрямую. Прежде всего, откроется, что человек сам себя насиловал, то есть заставлял себя «жить не там и не с теми», а сейчас уже нет сил и знаний на «перестройку». В этом случае можно честно признать это и принять то, что есть. Можно даже обсудить это со своей «половиной», просить принять cебя таким, каков есть. Это тоже один из выходов. Любой человек, как и его жизнь, несовершенны. Можно, как говориться, мирно договориться о правилах взаимодействия и отношений.      

«Анти-Я». Но это же не бытовое насилие, а подавление себя из-за невежества, отсутствия воли и т.п.!

Я. Пусть так! Но надо отметить и значимость «мягкого», неявного насилия женщин над мужчинами! Прежде всего, за счёт невыполнимых требований, которые зачастую связаны и положением в стране, экономикой, неразумным расслоением общества, пропагандой СМИ потребительского образа жизни и т.п. При этом у женщин нередко отсутствует требовательность к себе, не говоря уж об оценке реальной ситуации в мире, целей жизни полноценного человека и т.п. Фактор непонимания – это невольная причина «мягкого» насилия над волей другого человека, стремление втиснуть его в систему своих представлений о мире.    

«Анти-Я». Что ты предлагаешь? Разве это всё – повод драться, даже убивать друг друга?

Я. Это может быть мотивом, как и собственная нереализованность, в чём виноват, конечно, и сам человек. Но и его семья, воспитание, общественный строй и образование, да и генетика, вложили свою лепту в то, что он не нашёл самого себя, не встретил нужного партнёра и т.п. Конечно, мотив — это не повод для агрессивных действий, если, конечно, это не практикуется в его среде. Но бывают случаи, когда и женщины переступают границы дозволенного; они иногда умеют создать своему партнёру невыносимые условия для жизни. В некоторых случаях от назойливой критики даже ругани, упрёков можно спрятаться в гараже, мастерской, остаться на работе или уехать на рыбалку. Некоторые мои знакомые мужчины шли даже на вокзал, садились в автобус и ездили по городу…Впрочем, Я не хочу винить в этом случае и женщин! Их большая эмоциональность не позволяет иногда сдерживаться, искать понимания. Иногда бывает трудно пробиться к душе мужчины через психологические заслоны обыденности…Чтобы копаться в своей и чужой психике, нужны не только знания, но и энергия, адаптационный резерв, которых может не хватать на повседневную жизнь.     

«Анти-Я». В общем, хорошего мало. Надо открывать психологический «ликбез» для супругов. Преподавать психологию в школе.  

Я. Но я должна отметить, что насилие – это повсеместное жизненное явление. Оно распространено не только в бытовой среде, включая отношения детей и родителей, не только на службе и на работе, где даже при высоком заработке и взаимопонимании с начальником, приходится насиловать себя. Уже рождаясь, человек должен насиловать себя постоянно. Если даже нет насилия, но есть стремление, пример для подражания, то всё равно необходимо усилие.   

«Анти-Я». Поясни различие между усилием и насилием.

Я. Насилие  — это стремление заставить, принудить человека делать то, что ему не хочется и не надо. Усилие – стремление достичь желаемого и нужного за счёт напряжения сил. В этом случае может быть велика сила примера или интереса, устремлённости к достижению.   

«Анти-Я». А разве при насилии не может направлять на достижение результата чей-то пример или интерес к достижению?

Я. В ряде случаев может. Более того, иногда насилие порождает интерес! Некоторые известные музыканты насильно овладевали своим искусством, музыкальной техникой, но потом приходил интерес, вдохновение. Балерины, спортсмены не всегда охотно овладевают своим мастерством. Если кто-то насильно спасает самоубийцу, вынимая его из петли или воды, то его все похвалят, как и хирурга, который без согласия больного отрезал ему гангренную ногу.

«Анти-Я». Таким образом ты утверждаешь, что насилие – естественное явление нашей жизни?

Я. А также – не свобода и зависимость. Человек – вообще очень несвободное существо. Он не свободен, прежде всего, от своих потребностей. В религии превозносится зависимость от Бога. Человек, если он хочет жить, должен выполнять законы природы, законы общества. Гурджиев говорил, что в силу своей зависимости, человек может выбирать лишь её форму и объект. И то, наверное, частично. 

«Анти-Я». В чём же тогда выход?   

Я. В принятии этого мира, так как в любой форме зависимости можно найти положительные стороны. Например, муж и жена зависят друг от друга, но эта зависимость даёт им много радостей; они помогают друг другу решать их общие и частные проблемы. Зависимость людей друг от друга позволяет вести общее хозяйство, решать собственные проблемы путём привлечения специалистов. Религиозные люди считают зависимость от Бога благом, подвергать сомнению и разрушению которую нельзя.   

«Анти-Я». Получается, что если люди стремятся к свободе, они заблуждаются? 

Я. «Свобода, равенство, братство» — эти лозунги, как и стремление к ним, нельзя абсолютизировать. «Свобода» — от чего и для чего?  Равенство и братство — в чём и с кем? Даже Будда и Христос не были абсолютно свободными. Первый зависел от своего стремления к свободе, нирване, второй – зависел от Бога.  В своём стремлении к равенству и братству человек может устремиться в иной мир, впустить в свой дом не только нищего, но и преступника. Более того, наверное, именно за счёт разнообразия видов и уровней сознания мир и существует вечно.

«Анти-Я». Все эти темы нуждаются в дальнейшем обсуждении.   

23 ноября 2020 г.                                                                     Н.И. Шелейкова

Координаты для связи: 141540, Московская область, Солнечногорский р-н, п/о Поварово, мкр. Поваровка, д. 17, кв. 37, т. д. (8.496.2) 673-014;  р.т. 8. 495. 692-73-32; электронная почта: nina-shelejkova@yandex.ru, моб. т. 8.985.123.71.83.