Н.И. Шелейкова: Диалог «Я» с «Анти-Я»

Уважаемые читатели!

         В современном мире, как мне кажется, психическое напряжение жизнедеятельности у большинства людей нарастает. Далеко не каждый способен  с ним справиться самостоятельно, а обращаться за помощью  к другим часто стесняется, либо не знает, к кому можно обратиться конкретно. К тому же помощь зачастую оказывается на «коммерческой основе».

         Одной из форм психологической помощи, возможно, может стать «Диалог «Я» с «АНТИ-Я», то есть попытка самому ответить на сложные жизненные вопросы, если, конечно, человек захочет их задавать. Ведь с годами детская потребность спрашивать обо всём, включая устройство жизни, мироздания и смысла жизни, у многих ослабевает. 

         Я предлагаю два своих «Диалога» в качестве примера самоанализа, который иногда может помочь преодолеть стресс, распутать ту или иную жизненную ситуацию. Возможно, мой метод «Диалог «Я» и «АНТИ-Я» может стать  эффективным, хотя и не очень оригинальным средством познания себя и мира. Каждый может попробовать себя в этом, почти философском жанре, избрав любую тему для беседы с самим собой!    

                           ОДИННАДЦАТЫЙ ДИАЛОГ С СОБОЙ    

 ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ С ПОТОКОМ   

  ЖИЗНИ? НЕПРИЯТИЕ ЖИЗНИ В РАЗНЫХ ЕЁ ПРОЯВЛЕНИЯХ                                                        

Я. Сегодня я замахнулась на очень серьёзную тему. – Что делать, «Если человек не справляется с потоком жизни»? Как результат может возникать неприятие жизни в разных, даже во всех её проявлениях. На мой взгляд, это явление всё  усиливается в современном обществе. Растёт нетерпимость, наркомания и алкоголизм, увеличивается число самоубийств и разного рода преступлений. 

 «АНТИ-Я». Давай по порядку. Что ты называешь «потоком жизни»?

Я. Вопрос хороший. Думаю, что это всё то, что наполняет жизнь конкретного человека – события, которые с ним происходят по его вине и обусловлено внешними обстоятельствами и воздействиями, закономерно или случайно.  Мысли и оценки, идеи, образы,которые застревают или проскакивает в голове и которые человек иногда озвучивает. Это, конечно, эмоции и чувства, на которых он может застревать, от которых не может отделаться ни с помощью тщательного анализа, аутотренинга, молитвы, даже алкоголя, либо которые пролетают мимолётно, выплывая и прячась в бессознательное, переходя в соматику, заболевание, «виктивность», то есть самовыбраковку… Это, наконец, ощущения, почти физические отпечатки тех или иных воздействий: жара и холод, сияние неба и мрак ночи; разные запахи, осязаемые прикосновения и дрожь тела от музыки, пения, либо отвращение от какофонии звуков, рекламы в CМИ, назойливого пения губастой, обнажённой  певицы…Конечно, наиболее зримыми проявлениями потока жизни являются физические состояния, присущие человеку: болезнь и здоровье, увечья и телесная красота, совершенство; опьянение и трезвость; усталость и бодрость; подвижность и скованность; застенчивость и наглая уверенность…Всё это, во многом, формирует состояния сознания, настрои ума, отношения к жизни и её отдельным проявлениям. Не всегда легко в этом многообразии найти причину, выделить цепочки связи.      

«АНТИ-Я». Но разве это – «поток жизни»? Это лишь та его часть, которая бывает доступна человеку через всё разнообразие форм восприятия реальности? К тому же, можно ли в этом «потоке» разобраться? Тем более, его контролировать. Даже перечислить все проявления жизни невозможно. Тем более, разобраться в них, рассортировать и оценить, выбрать то, что надо для жизни.

Я. Согласна с тобой. Иногда даже невозможно определить, что первично, а что вторично. Можно, например, договориться считать первичным реальность как таковую, называя её, например, материей. Но восприятию человека доступно, по-видимому, лишь кусочек этой реальности. Тем более что любое событие, даже реплика близкого человека формирует спектр воздействий – от мыслей, эмоций до физических состояний и поступков. Вот почему материальное нельзя отрывать от духовного. Поток жизни для меня – как бы фрагмент реальности, с которым соприкасается конкретный индивид. А человеку присуще сознание, как динамический отклик, реакция на фрагмент потока жизни или реальности.

«АНТИ-Я». Что ты относишь к сознанию?

Я. Сложный вопрос. Тем  более что есть ещё бессознательное, которое то принижают, включают в сознание, то возвеличивают до объёма человеческого опыта, архетипов Юнга и «записи» в  нём опыта собственного рождения у Грофа и событий тектонического и вселенского масштаба. Ближе всего к полноте описания сознания, наверное, подошли буддисты.   Концепция сознания в буддизме чрезвычайно сложна и разработана досконально! Она подробно рассмотрена в книгах Ламы Говинды. Я не в силах передать даже основные моменты этой концепции. Трудность заключается ещё и в том, что в буддизме сознание носит исключительно динамический характер. Говинда пишет: «…кто стремится к самоутверждению, пребывает в крайности, в нереальном; тот, кто стремится к уничтожению, пытается избежать реальности посредством другой крайности. Реальность есть непрерывное колебание между движением (не-бытие) и стабильностью (бытие); синтез обоих принципов представлен в процессе становления, в соответствии с неотъемлемыми законами».  Буддистская психология рассматривает и описывает 121 класс сознания, но я не буду эту тему даже рассматривать здесь. В моей книге «Диалоги» она представлена на странице 422. Я уж не говорю о книгах Ламы Говинды «Творческая медитация и многомерное сознание» и «Психологическая позиция раннего буддизма согласно традиции абхидхаммы». В нашем диалоге мы ограничимся анализом темы неприятия жизни и её проявлений, что является своего рода результатом «несправления» с потоком жизни.  И в этом процессе, конечно, участвует как бытие, так и сознание человека.

«АНТИ-Я». А что является критерием, показателем, что человек не справился с потоком жизни?

Я.  Вопрос интересный. Он меня даже поставил немного в тупик. Например, смерть. Является ли она показателем, что человек не справился с жизнью, поэтому уходит, распадается как целостность, чтобы, возможно, войти частично в новые объекты жизни. Но смерть можно рассматривать и как закономерный итог жизни и даже ступень к переходу к более совершенной жизни (у буддистов), к жизни вечной (у христиан). Либо – как ступень перехода к менее совершенной  жизни, состоянию, если человек греховен и не справился с потоком жизни, либо справился плохо.

«АНТИ-Я». Но я не вижу критерия оценки – «справился — не справился». Если судить по «качеству» смерти, эмоциональному наполнению этого перехода, то в страданиях умирают не только грешники, но и праведники, «мученики». Сам Христос тому пример.

Я. Эмоциональное наполнение, точнее, его качество («плюс» или «минус»; тоска или светлая радость, блаженство) не могут быть абсолютным критерием того, насколько человек справился с потоком жизни в целом. Например, не все праведники, умирая, испытывали стабильное блаженство, если, как говорится, Бог не приходил им на помощь. Справился ли с жизнью, например, Лазо, которого, как мы знаем, сожгли белогвардейцы в топке паровоза? Справились ли с жизнью тысячи бойцов, погибших геройски или случайно, «по-глупому», на фронтах Великой Отечественной войны? В ряде случаев они испытывали страдания, несовместимые с жизнью, поэтому и погибали. Но кто-то шёл на страдания и жертвы добровольно, а других обстоятельства загоняли в тупик, либо людей заставляли принимать страдания, как, например, в ГУЛАГе, во время сталинских репрессий. Да и сейчас рабства и насилия в мире достаточно…

«АНТИ-Я». Это – правда. Хотя тот же ГУЛАГ люди принимали по-разному. У некоторых выковывался характер; кто-то переходил в ранг «святых мучеников», кто-то принимал жертву как неизбежное дарение новому строю и т.п. – ведь в фундамент нового сооружения язычники нередко закладывали жертву. Но не являлось ли такое смирение уступкой неизбежному, не снижало ли уровень сознания, глубину понимания происходящего?

Я. Вопрос не простой. Ведь выживание – это не всегда настоящая жизнь. Зачастую оно снижает уровень сознания, не позволяет человеку подняться над будничным пониманием, хотя иногда формирует новые качества, оттенки восприятия реальности сознанием.

«АНТИ-Я». Вот именно «оттенки». Это тоже «застенки», которые мешают иногда видеть целое.

Я. Наверное, целое никто не видит, так как доступен лишь фрагмент реальности, который человек и воспринимает как жизнь. Человек не видит весь поток жизни, а видит лишь его часть, который проникает к нему и в него через события, мысли, чувства, ощущения и состояния. Я уже сказала об этом. Можно пытаться разобраться только в этом кусочке. 

«АНТИ-Я». А мы не исказим, тем самым, саму реальность, не уйдём от неё?

Я. Наверное, это неизбежно. Это и есть не столько жизнь, бытие, сколько её осознание. 

«АНТИ-Я». А не получается ли при этом, что с потоком жизни вообще нельзя справиться? Ведь он весь недоступен сознанию. Что мы тогда с тобой рассматриваем? Опосредованные человеческим сознанием, его телесностью и т.п. , проявления потока жизни? Не более…

Я. Наверное, это так. Но и это – не мало.

«АНТИ-Я». Кому как. Выходит, древние правы, что мы все живём в иллюзиях?

Я. Многие с этим не согласятся, если даже заперты в свой жёсткий фрагмент реальности, а при его расширении испытывают гигантский стресс. 

«АНТИ-Я». Ты посвятила этой теме даже целую книгу «Пленники поневоле и добровольные затворники». Показала разные формы и методы самообмана и  преодоления негативных эмоций при ударах судьбы. Только всегда ли эти преодоления приближают нас к реальности? Возможно, они лишь адаптируют нас к ней. Не более…

Я. Я бы сказала, что «реальность мы не выбираем» — она нас выбрала сама. Мы родились не совсем добровольно или вовсе не по своей воле.

«АНТИ-Я». Это уж точно, хотя и на этот счёт много кривотолков – от каких-то «кармических» подходов до безумных интерпретаций реальности, как, например, отсутствия её существования вообще, наличия лишь её слепка, модели в сознании…   

Я. Да, это так, хотя всегда есть противники этих теорий не только в философии, в науке, но и в жизни. Они принимают за реальность собственное представление о мире, вернее, его отражение собственным сознанием.

«АНТИ-Я». И надо отметить, с успехом влияют на представление о реальности других людей. Иногда, даже жёстко выстраивают эту реальность путём задания «правил игры» жизни для других. Разве марксисты, коммунисты не делали это раньше? А теперь это делают «либералы».

Я. Да, постоянно идёт борьба идей, которые нередко сталкиваются и мешают друг другу. В мире нет терпимости. Нетерпимость может превращаться в войну, взаимоуничтожение, ненависть, неприятие всего и вся.   

«АНТИ-Я». В чём ты видишь основные причины нетерпимости и неприятия одних людей другими, тех или иных проявлений жизни?

Я. Прежде всего, в отдельности любых проявлений жизни. По большому счёту – в дискретности мироздания, реальности. И в сложном взаимодействии «дискретности» и «непрерывности». Этой проблемой задавался математик В.В. Налимов. Мне удалось однажды с ним даже встретиться.   

«АНТИ-Я». Но он же не решил эту проблему, а написал «Непрерывное против дискретного в языке и мышлении», хотя они не только «против» друг друга, но и в чём-то «за», они не только противоречат, но и дополняют друг друга, взаимопроникают…

Я. Это так. Более того, то и другое – лишь отмеченные Налимовым проявления реальности. Вернее, отмеченные сознанием проявления. А сколько их на самом деле! Этих проявлений! Вот я во многом зациклилась на таком проявлении реальности, то есть Единого Пространства Жизни (ЕПЖ), как неоднородность. 

«АНТИ-Я». Да, ты много пишешь и рассуждаешь об этом. Неоднородность проявляется как в физическом мире в форме различных деформаций пространства, в физических процессах (например, электричества, движения зарядов от «минуса» к «плюсу»), в неизбежности химических реакций, до поедания одних видов животных другими. В обществе это не только половые различия, но и социальное неравенства в разных формах.

Я. Да, именно неоднородность ЕПЖ  создаёт движение, изменения в этом мире, притяжения и отталкивания между объектами, является источником получения различного вида энергии – вплоть до энергии пространства, о чём писал учёный Степанов из г. Королёва.

«АНТИ-Я». Давай, как говорится, «ближе к телу», то есть к теме нашего диалога. Если человек не справляется или думает, что не справляется с потоком жизни, то, как в этом процессе участвует неоднородность?

Я. Прежде всего, любой объект противостоит целому, он отличается, «инороден» окружающему миру, другим объектам. Он не столько сам по себе, сколько во многом закрыт от мира.  

«АНТИ-Я». Но ведь многие древние учения рассматривают каждый объект как часть целого, а человека вообще уподобляют Вселенной, то есть вряд ли можно до конца понять, в чём от или иной объект «инороден» окружающему миру, а в чём «однороден».

Я. Да, открытость миру провозглашается иногда как цель человека, но при этом зачастую одна часть этого мира противопоставляется другой, объявляется злом, дьяволом, становится «козлом отпущения». Более того, идея «открытого общества», как и бесконтрольность свободы вообще и свободы перемещения, в частности, становится угрозой бытия, существования конкретного объекта. Ведь каждый конкретный объект обладает ограниченным пространством-временем существования. Поэтому он и является отдельным объектом, частью целого. Он «питается» другими объектами, их частями. Избыток «питания», как и бесконтрольное принятие всего и вся, разрушает объект как целое. Те, кто ставят задачу мирового господства или жизни вечной, чаще всего не осознают данность своей «отдельности», не понимают законов взаимодействия частей в целом.      

«АНТИ-Я». Но как расширить границы своего бытия, перейти в другую его фазу, в другое состояние и даже закономерно включиться частью в более крупный объект?Почему «отдельность» противостоит «единству»?

Я. Вопрос не простой. Зачем целому надо было разделиться на части? В чём ценность пространства-времени конкретного конечного объекта мироздания? У меня «крыша, как говорится, плывёт» от этих вопросов! Бог ли всё это контролирует, либо создал? Или каждый объект участвуют в общем процессе с каким-то особым смыслом сам по себе? Ведь почти все хотят жить, то есть расширить своё пространство-время жизни. Хотя некоторые всё же не хотят!

«АНТИ-Я». На эти вопросы мы никогда не ответим. Но ведь отношение к этому вопросу у некоторых объектов и субъектов меняется. Это, наверное, и есть развитие.    

Я. Развитие никогда почти не происходит безболезненно для самого объекта. Процесс взросления человека, транформация, трансмутация, — примеры таких переходов, изменений самого объекта до неузнаваемости. Объект должен вместить целый ряд факторов, способствующих изменению, должен адаптироваться к ним, принять их в себя. П.К. Иванов не зря советовал для расширения здоровья «принимать» в себя деструктивные факторы окружающей среды – голод, холод, физические нагрузки….

«АНТИ-Я». Но на этом пути происходит и утрата каких-то качеств и свойств объектов. Любое развитие имеет свои ограничения, как и возможности человека. Человек живёт лишь в узком диапазоне электромагнитных частот, в атмосфере Земли, его свобода ограничена потребностями. Рекордсмены спорта знают, какой ценой достигаются победы. Развиваясь в одном направлении, человек неизбежно деградирует в другом. Действует закон сохранения энергии. Провозглашая те или иные параметры бытия как цели, человек вольно или невольно превращает многие другие параметры в средство. «Цель оправдывает средство» — хорошо для тех, кто не превращается в средство. Но без цели, ограничения параметров бытия, избирательности в потоке жизни конкретному объекту не выжить.          

«АНТИ-Я». Поэтому то, что позволяет объекту выжить, приспособиться оценивается сознанием как положительное. То, что разрушает целостность, превращается во зло.

Я. Да, это так. Хотя иногда делаются неверные оценки. Иногда цена спасения объекта несоизмерима с его реальными  возможностями принять факторы, способствующие спасению – например, сложные медицинские процедуры. Если речь идёт о физических объектах, то они могут разрушиться от излишних инноваций. А для человека к тому же важны эмоциональные факторы принятия – насколько новизна бытия сопоставима с ценностными ориентациями, даже с привычками, стереотипами мышления. Ведь эмоции могут зашкаливать в отрицательную сторону при оценке даже полезных изменений. Хорошо, если они отражают реальный адаптационный резерв организма, а не представления о собственном благе, благополучии.         

«АНТИ-Я». Перечисли основные причины, мешающие расширению возможностей объекта-субъекта, которые являются причинами неприятия реальности как таковой в целом, потока жизни и его составляющих.

Я. Причиной неприятия реальности как таковой в целом, потока жизни и его составляющих является, прежде всего, сама реальность, её многообразие и принципиальная её непознаваемость. А также – ограниченность возможности к принятию самого объекта. Если же говорить о неприятии конкретных объектов мира, то её причинами могут быть следующие: сложившиеся стереотипы восприятия, модель мира; наличный адаптационный  резерв, возможности принятия; боязнь перемен; качества самого объекта; черты характера принимающей личности; стрессовое состояние принимающего, негативный прошлый опыт (пережитые утраты, боль потерь, внешнее давление).   

«АНТИ-Я». А какие объекты неприятия ты хотела бы выделить?

Я. Объектом неприятия может быть: 1) реальность как таковая; 2) объекты мироздания и его устройство, Бог; 3) жизнь как таковая; 4) собственная жизнь, бытие, личность; 5) социальный строй, власть; 6) социум, окружение, отдельные лица; 7) состояние сознания, настроение (свои или как проявления психики человека); 8) какие-то отдельные вещи, мелкие объекты.   

«АНТИ-Я». Таким образом, объектом неприятия могут быть как реальные, отдельные люди (близкие и дальние; свои и чужие), группы людей и их объединения (нации, народы, страны, государства, организации и т.п.), так и стихии, их проявления (землетрясения, наводнения, пожары, например). А также – физические поля и химические процессы, не  говоря уж об объектах живой природы, биосферы  – хищниках, земноводных или пресмыкающихся, тараканах, вирусах и бактериях, плесени… 

Я. Да, неприятие может распространяться не только на реальные объекты, включая объекты «рукотворные», представителей техносферы (роботов, например, АЭС, гидростанции, мусороперерабатывающие заводы), но даже на «виртуальные» объекты типа НЛО, биополей, всевозможных духов и представителей загробного мира. 

«АНТИ-Я». В каких формах может осуществляться неприятие?

Я. Я бы выделила такие формы неприятия, как, прежде всего, отрицательные эмоции и переживания – агрессия, злоба, вражда, ненависть, а также – апатия, депрессия, чувство безысходности, безнадёжности. Это, конечно, и определённые отношения к этим объектам – отстранённость, изолированность, а также – открытая вражда, стремление к разрушению объекта неприятия, его уничтожению. А начинается, зарождается неприятие,  наверное, прежде всего, в уме, то есть оно проявляется в форме мыслей, образов, оценок, целей. Заканчивается неприятие конкретными поступками —  уничтожением, например, вытеснением объекта в изоляцию от других. Это может быть и эксплуатация, манипуляция объектом. В социуме формой неприятия может стать преступность, терроризм, национализм, войны, бунты, революции или всего лишь асоциальное поведение, мелкое вредительство, протест. Если речь идёт о неприятии самого себя, то формой может стать разного рода «выбраковка» — от самоубийства, болезни, истерики, психоза, до неоправданного риска. Алкоголизм и разного рода «наркомания» (телевизионная, игровая и т.п.) тоже может быть средством ухода от реальной жизни. Даже любимая работа и творчество, не говоря уж о пользовании компьютером, Интернетом, телефоном, в определенных условиях может превратиться в форму ухода в себя, то есть отхода от реальности. Например, человек может выражать своё неприятие в эпатажном творчестве; наверное, многие «измы» в живописи появились по глубинным причинам неприятия окружающей жизни, её стереотипов.

         Впрочем, человек, — очень зависимое существо. А современный человек очень зависит от комфорта в доме, технических средств и информации. Но иногда человек может находиться годами в плохом настроении, негативном отношении к себе и окружающим, почти не прибегая к дополнительным средствам, отравляя жизнь самому себе и другим.         

«АНТИ-Я». Если сможешь, перечисли основные формы «борьбы» с неприятием.

Я. О, это сложный вопрос! Многое зависит от степени неприятия. Среди людей есть такие, кто вообще об этом не задумываться, а если задумался, то у некоторых от этого голова идёт кругом. Депрессия, психоз, сумасшедший дом обеспечены. Можно даже заболеть и умереть, если слишком забрался в дебри  неизвестного и непознанного. Если даже осознал неприятие чего-то или кого-то, то не все хотят бороться с ним! Так здорово и плодотворно иметь «козла отпущения» — это и собственные жена или муж, который не такой, как хотелось бы…Это, конечно, почти всегда власть; это – зачастую соседи, с которыми всегда есть что делить; это – антисемитизм и расовая или межконфессиональная нетерпимость. Не говоря уж о СМИ. Поэтому «создание козла отпущения», «назначение виноватого» (вплоть до Бога или дьявола) – один из способов регламентации, организации нетерпимости, неприятия. Ведь без организации этого всепоглощающего чувства человек прожить не может.      

«АНТИ-Я». Но ведь может быть и повышенная терпимость, высокая степень принятия мира. Сколько святых людей мы знаем, которые идут путём полного смирения!

Я. Да, но и они иногда «взбрыкивают». Священники нередко выпивают, чтобы преодолеть «выгорание души», возникающее в результате общения с паствой. Во всех религиях есть «козлы отпущения» — дьявол, Вселенское зло и т.п. У буддистов сама жизнь противостоит нирване – в ней, наверное, смыкается неприятие с приятием мира в максимальной полноте! К тому же «сверхтерпимость» тоже разрушительна; ложное, чрезмерное смирение не поощряет и религия…

«АНТИ-Я». А на бытовом уровне – как можно преодолеть свою ненависть если не к соседям, начальнику, то к власти?

Я. Прежде всего, закрыть дверь на лестничную площадку, углубиться в телевизор или компьютер. Можно переместиться в пространстве – сменить работу, жильё, даже переехать в другую страну. Можно закрыться от потока жизни, как-то регламентировать связи с ним.  Сложнее иди путём изменения сознания: обрести другие интересы, жизненные ориентиры; рационализировать ситуацию, изменить к ней отношение (кстати, очень помогает «пофигизм», а также – отказ от любых притязаний, оценок). Ведь осознать реальность по максимуму мало кому дано. Нельзя доводить себя до открытой войны, так как уничтожение объекта неприятия — это не всегда правильная стратегия. Впрочем, если речь идёт о мусорной свалке или радиационном загрязнении, объект неприятия должен быть отнесён подальше, либо расформирован. При явном психозе помогают дополнительные дары, приятные впечатления. Изменить среду, сформировать полноценную «положительную» среду обитания, к сожалению, может далеко не каждый. Тем более – изменить устройство жизни в целом. Мы уже это наблюдали в 1917 году, в «перестройку» — не всем почему-то понравилось, хотя, конечно, надо ориентироваться на большинство, а не на избранных. Изменить самого себя также можно, нужно, но это сложно, да и не легко выбрать методику изменений – подстроиться к потоку жизни, отдаться «логике жизни» – это одно; идти путём подлинного знания, понимания реальности — другое.          

«АНТИ-Я». Все религии твердили, что жизнь – страдание, испытание, поэтому обещали счастье на небесах. Пришли коммунисты и либералы – стали обещать счастье на Земле; запретили религию, провозгласили её обманом.  Мне кажется, что современный человек не верит ни небу, ни земле. Разочаровавшись в виртуальном небесном и земном, человек устремился в Космос. Его там ждут?    

Я. «Там хорошо, где нас нет» — золотое правило. Иногда оно превращается в коловращение, хождение по кругу, вернее, по спирали. Либо жизнь превращается в маятник или чёрно-белую плоскость. 

«АНТИ-Я». Где же выход? Как помочь самому себе и людям?

Я. С реальностью до конца мы так и не разберёмся, хотя самые отчаянные будут на этом пути биться не на жизнь, а на смерть. Но облегчить себе жизнь всегда можно. Прежде всего, я бы рекомендовала системный, комплексный или «спектральный подход», то есть выстроить систему методов. Конечно, надо учитывать «мишень наблюдателя», то есть понимать себя или другого, кому хочешь помочь. Всё индивидуально. Желательно понять хоть отчасти свою «модель мира» — у современного человека она всегда хаотична. «Смешенная идентичность» — это не приговор, а норма. Она и не может быть другой, её не надо бояться. Внутренне пространство жизни надо хоть немного проанализировать и структурировать, хотя форма организации может быть разной. Для начала нужно найти «слабое» и «сильное» звено. Слабое надо хоть немного оберегать, если не можешь усиливать, а сильное – использовать на всю катушку, так как оно само в бой рвётся, но без особого упрямства. Если один человек силён в интеллектуальных моделях, то другому любое дело только подавай! Полный анализ ситуации предполагает анализ степени и качества связи с объектами мира и, прежде всего, не принимаемыми, отвергаемыми. Можно ли агрессию превратить в сотрудничество, «плохое» превратить в «хорошее»; из болезни, инвалидности извлечь уроки для себя и других?…Структура организации внутреннего жизненного пространства, а также пространства связи с окружающим миром может быть как простой, так и сложной. Чаще всего используется бинарность, то есть деление на «положительное» и «отрицательное». Принцип иерархии и круговой многослойности тоже повсеместно используется. Валентин Грибашёв предложил более сложную структуру  —  «Спектроглобус». Она включает многие другие.          

«АНТИ-Я». Боже, как всё сложно! 

Я. А как ты думаешь! Хочешь жить, вертеться будешь! Осваивай жизненное пространство, принимай  мир в богатстве его проявлений. А если не хочешь, то тоже не факт, что легко этот мир и навсегда покинешь. Полное принятие, конечно, невозможно. Степень и направление принятия зависит не только от воспитания, условий жизни, модели мира, но и от возраста. С возрастом неприятие может возрастать. Начнёшь себя насиловать, дискомфорт лишь усилится. Надо уметь и себя принять таким, каков есть. Надо определить допустимую степень усилий по перестройке себя и при освоении мира. С возрастом предстоит не наращивать физическое освоение пространства, а перейти на «виртуальное», снять лишние притязания. Надо уметь вовремя состариться и выбрать достойную форму. Вот так-то!  

«АНТИ-Я». Таким образом, самопознание неизбежно, как и познание мира. Сознание выходит на первый план в этих процессах.  

Я. Да, именно так. Материальная сторона, физическое освоение пространства по типу Ермака, как и «мировая революция», должно в большей степени уступать «виртуальному» освоению внутреннего и внешнего жизненного пространства. И на этом пути нас ждут большие открытия и даже новые радости! 

18 августа 2019 г.                                                              Н.И. Шелейкова

                    ДВЕНАДЦАТЫЙ ДИАЛОГ С СОБОЙ    

                                    ОДИНОЧЕСТВО   

Я. Сегодня я хотела бы поговорить о проблеме многих – одиночестве.

«АНТИ-Я». Всегда ли оно – проблема? 

Я. Конечно, не всегда. Одиночество бывает мнимое, то есть субъективно переживаемое, и реальное («пространственное» и  социальное). Оно может быть и желаемым, даже благотворным…

«АНТИ-Я». Да, например, творчество, важная работа и некоторые приятные занятия (вышивка, например, шитьё, интересные игры) требуют уединения, обособления даже от самых близких.

Я. Конечно, иные профессии могут притягивать людей, склонных к одиночеству, а другие, наоборот, привлекают и требуют лишь общительных людей. Главное, наверное, не само одиночество, а его восприятие сознанием. Важно отношение к одиночеству, степень его приятия-неприятия, а также его оценка, с позиций благотворности, нужности и перспективности.

«АНТИ-Я». Да, с позиций религии, одиночества вообще как бы и нет. Ведь Бог всегда с человеком, хотя разными религиями признаётся и различие в степени Его доступности. Даже святые люди иногда в тяжкие моменты восклицали: «Господи, почему Ты меня оставил?!»   

Я. Может, сам человек о Нём забыл?

«АНТИ-Я». Это нередко бывает. Но не только религия трактует одиночество по-своему, даже отказывается его признавать. Но и наука (психология, социология) считает, что человек никогда не бывает одиноким в этом мире.

Я. Фактически это так. Не только потому, что он сформировался в семье, окружении людей, среди многослойной культуры предков и общественной жизни, но и потому, что постоянно ведёт «диалог» со всеми составляющими своего сложного, многомерного сознания. Если даже и не осознаёт этой работы. И это не какая-то «шизофрения», а реальное использование памяти, многочисленных слоёв бессознательного. Простые, загруженные работой люди, могут вообще не рассуждать на эту тему. Есть люди, которым очень близка природа во всех её проявлениях – они ходят в лес, на речку, обретают там гармонию даже в уединении.

«АНТИ-Я». В чём же тогда ты видишь проблему одиночества, если его в реальности как бы и нет?

Я. Получается, что, прежде всего, в сознании, в субъективном отношении.

«АНТИ-Я». Ничего себе! Получается, что если человек не имеет семьи, либо потерял близкого, родного человека, он вовсе не одинок, как и тот, кто действительно счастлив в семейном кругу, любим на работе, окружён друзьями, ездит за границу, с успехом выступает на театральной сцене или на телевидении?

Я. Ты задаёшь правильный вопрос. Важна не только оценка степени своего одиночества сознанием. Ведь одиноким можно быть и в толпе, на вершине славы, ощущая своё одиночество острее, чем дома, в замкнутом пространстве. Вспомни, как народоволец Николай Морозов, просидевший более 20-ти лет в  Шлиссенбургской крепости, ощущал себя не в темнице, а во Вселенной! Важна не только степень физической включённости в окружающую среду, возможность передвигаться в физическом пространстве, доступность живого контакта с объектами этого мира, то есть активность на поведенческом уровне, но и мысленный, духовный резонанс с ними на уровне воображения, сознания. И всё же Морозов – это уникальный случай, как и опыт йогов, буддистов, святых подвижников христианства. Я всё это разбирала на примере многих изолированных в физическом пространстве людей в книге «Пленники поневоле и добровольные затворники». Но для «нормального», обычного человека есть разница между общением с живым человеком, физическими контактами с объектами мира и общением с уже умершими людьми или воображаемыми объектами, включая Бога. Даже, если нам кажется, что идут ответные сигналы.

«АНТИ-Я». Наверное, поэтому и Бога, как абстракции, человеку недостаточно. Он даже у Бога просит не только его не оставлять, но и послать жену или мужа, хороших людей, успех в жизни….

Я. Вот-вот. Склонность к трансцендентности у разных людей разная и проявляется также по-разному. Важно, чтобы потребность в ней, то есть в общении с людьми или объектами мира, совпадала с действительностью, с ожиданиями. Например, трагедией является для многих, очень известных артистов, утрата популярности и отсутствие ролей в театре и кино. Недавно был юбилейный концерт Аллы Пугачёвой, на котором она честно призналась, что мотивацию к жизни, своего рода заряд на её продолжение, она во многом получает  благодаря реакции почитателей на её творчество. Пусть даже прошлое.

«АНТИ-Я». Но ведь этот поток энергии с годами всё равно скудеет.

Я. Вот именно! И чем выше потребность в этой энергии, чем больше её получала та или иная знаменитость, тем сильнее стресс, опустошённость и даже одиночество после того, как наступил иногда даже резкий спад. Кстати, хорошо, что мы перешли к энергетическим оценкам проблемы одиночества. Восприятие своей связи с миром, степень обособления от него, то есть оценка одиночества, напрямую зависит от энергоинформационного обмена со средой. А обмен этот связан с наличием, проработкой и включённостью (использованием) тех или иных энергетических уровней (чакр и энергетических каналов) в организме человека. Уже от рождения потенциально задаются какие-то возможности на энергетическом уровне; некоторые потом гаснут, но другие развиваются, поэтому не все и не всегда используются.    

«АНТИ-Я». Так что же делать?

Я. Наверное, человеку надо учиться управлять своим энергоинформационным обменом. И это не такое простое дело, так как оно связано не только с технической стороной дела – знанием энергоинформационных каналов в организме, которое развито в Китае, Индии, Японии и используется в рефлексотерапии. Всё значительно сложнее, так как та или иная «энергетическая картина организма» — это сложное сплетение природных задатков и «модели мира», которая укоренилась в сознании человека. Поэтому рефлексотерапия может лишь на время нормализовать потоки энергии в организме, снять симптомы нарушения в организме, как и любое лекарство. Но причину нарушения она не вскроет. Причина лишь на первый взгляд видится сразу. Например, причина одиночества в старости. Да, на первый взгляд, она в отсутствии или в снижении нормального, прежнего, взаимообмена со средой. Но может ли он быть прежним? И должен ли? Кто его обеспечит, наконец? На Кавказе проблему стариков решают по-своему – они живут в семьях детей. На нашем телевидении масса призывов о помощи больным и нищим, покинутым и забытым знаменитостям! Я же считаю, что «даже один паралитик может сковать энергию десятка людей», но правильно ли будет ради блага одного человека покушаться на благо многих?  

«АНТИ-Я».  Значит, ты считаешь, что надо готовить себя если не к одиночеству, то к перемене источников энергии существования, к смене рода деятельности, наконец?

Я. Не просто готовить, а учить людей управлять своими энергиями, в том числе, и  с помощью религии, молитв и медитаций.  А также находить себе новое занятие, обретать перспективу. Например, некоторые балерины или известные спортсмены становятся тренерами, воспитывают новое поколение; во всех дружных семьях бабушки и дедушки почти всегда получают заряд бодрости, обретают новый смысл жизни через внуков. Некоторые обретают «второе дыхание» на огороде. Та же Алла Пугачёва не только занимательного молодого мужа обрела в лице Максима Галкина, но и срежиссировала рождение двоих детей. Ведь у неё потребность во внешней энергетике немалая!     

«АНТИ-Я». Получается, что те, кто много общается, хотят особенно активной жизни в социуме — вампиры, поглотите чужой энергии?

Я. Человек – вообще «вампир», все мы – вампиры, но я бы не стала это так называть. Жизнь – это всегда обмен: веществом, энергией и информацией. Он, наверное, никогда не бывает равноценным; не всегда он и добровольный, так как простой человек иногда отдаёт свою жизненную энергию богатому человеку – ухаживает за парализованным членом его семьи, убирает его туалет, учит тупых или наглых детей…В нашем обществе не все делают это добровольно и, тем более, за достойную плату за их жизненную энергию, которая при этом иногда ухудшает своё качество, деградирует, так как человек из-за денег отказывается от собственных интересов, развития личности. Оплату он получает иногда не соизмеримую с затратами, так как деньги – привилегия определённого класса, слоя общества. В лучшем случае обмен осуществляется более-менее добровольно и к обоюдной пользе обеих сторон. При этом обмениваться может один вид или форма жизненной энергии на совсем другой. Например, психотерапевт сочувствует душевному страданию клиента, выдаёт ему «рецепт» поведения, а тот платит за это деньги. Иногда специалист извлекает из этого контакта не только деньги, но и опыт, знание, понимание мира, людей. В принципе деньги нельзя вообще абсолютизировать. Они – лишь универсальное средство обмена, не более. Но они мешают видеть истинную ценность покупаемой вещи, той или иной услуги, значимость и подлинный смысл общения. Как правило, зацикливание на деньгах деформирует контакт в том или ином направлении, творит насилие над личностью, заставляет её заниматься неинтересным, ненужным или уже утратившим ценность, делом. И далеко не каждый человек контролирует этот процесс, способен и имеет реальную возможность перейти, условно говоря, «на другой уровень спирали развития». Это общая трагедия, о которой сейчас не задумываются, она приводит не только к саморазрушению «берущего» и «дающего» деньги или энергию. Она может вести к социальным катастрофам, революциям….

«АНТИ-Я». Мне кажется, что те, кто может позволить себе жить, как они хотят, получать подлинное удовольствие от жизни, — это не всегда люди, заслужившие это. Чаще всего они попали в нужный поток, где и гребут энергию лопатой. Конечно, до поры до времени.  Например, в социологии есть «Эффект оракула», то есть эффект привлечения внимания слушателей теми, кто много говорит. Есть и «Эффект Матфея», то есть «Эффект накопления преимуществ»: «деньги к деньгам, почести к почестям…».

Я. Конечно, одни люди бываю намного одарённее других в том или ином плане, поэтому надо им воздать должное. Хотя интерес к ним – это не всегда нужное и точное, то есть он может подогреваться, как говорится, «низкими» энергиями, производители которых есть у каждого человека. Но, если, эти производители постоянно возбуждать, то будет страдать целостность личности, не будет развития высших уровней сознания. СМИ и некоторые политические деятели постоянно это делают. Например, Жириновский всегда может и хочет то-то сказать. И всегда (!) это вызовет реакцию слушателей. Ксения Собчак как-то отметила, что нападки других её не разрушают. Ведь она имеет способность «заряжаться» от, своего рода, негатива. Я не берусь судить, хорошо это или плохо, так как борьба, бойцовские качества людей необходимы в определённых условиях, но необходимо развивать и способность трансформировать своего рода «зло» в «добро», агрессию – в созидание. Этот же механизм результативен и при превращении «негатива» от одиночества в его «позитив».    

«АНТИ-Я». Думаю, что если бы о Жириновском и Собчак говорили бы меньше, то они свою «подпитку» не получили бы, либо поменяли стратегию жизни.  

Я. Да, даже мы, упомянув их, тем самым, «подпитали» их «эгрегоры». Многие известные и даже уважаемые политики любят говорить много в разных аудиториях. Иногда это, действительно, приносит взаимную пользу. Но, чаще всего, не позволяет окружающим людям самим высказаться, проявить себя, получить свою порцию энергии, поэтому в противовес «Эффекту Матфея» я  предлагаю «добровольный отказ от накопленных преимуществ», конечно, с учётом реальных возможностей. Кстати, в США некоторые миллиардеры не склонны к сверхпотреблению, хотя продолжают накапливать финансовые преимущества, так как такова паразитическая суть нынешней, капиталистической системы. Кстати, они нередко ведут себя как обычные люди: ездят на старых, «дешёвых» автомобилях, едят в дешёвых кафе, носят недорогую одежду. Даже детей приучают быть проще. И я уверена, что это – не ради рекламы. Они позволяют себе быть естественными, делать то, что они хотят, не стесняться своих проявлений. Подобно этому, в Советское время некоторые знаменитые академики ходили в простых майках, могли говорить с любым человеком обо всём на свете, произносить любые «глупости»…        

«АНТИ-Я». Я думаю, что каждый человек должен высказываться в среде себе подобных. А для обнародования своих взглядов на публике существуют теперь сети в Интернете. Туда можно выложить всё, что душе угодно. За исключением информации, запрещённой по закону.

Я. Да, многие так и делают – выкладывают и выкладывают. Зато другие – смотрят и смотрят. «Толкать» и «тянуть» информацию из Интернета – разные вещи.  Те, кто смотрит всё подряд, становится почти наркоманом, зависимым от чужой информации. И он вольно или невольно подпитывает тех, кто её выложил. Так создаются незримые связи. Так создаются общности, которые хоть и уводят иногда от непосредственного одиночества, но не дают пищи «ни уму, ни сердцу».

«АНТИ-Я». Что же делать?

Я. Развивать понимание, учить управлять энергопотоками.

«АНТИ-Я». Практически ты призываешь осваивать «тонкий» мир!

Я. Не только! Тем более, я не хочу учить людей «экстрасенсорике» или обособлять «тонкий» мир от всего остального. Энергетика человека во многом зависит от интеллекта, смыслов, целей конкретного человека. Зависит она, конечно, и от физического, телесного воплощения. Важно даже питание, образ жизни, экология, элементарный порядок в доме. 

«АНТИ-Я». А мы не слишком отклонились от анализа проблемы одиночества, связав её с проблемами социальными и даже политическими?

Я. Наверное, надо было рассмотреть одиночество с энергетических позиций, прежде всего, как проблему энергоинформационного обмена в природе и обществе. И здесь – очень много уже накопилось информации, как в Индии, Китае, так и в России. Лучшие книги по экологии, социологии и психологии также могут помочь разобраться в себе и людях, выстроить адекватный реальности, гармоничный энергообмен между людьми, природой и обществом.  

«АНТИ-Я». Ты говорила о необходимости смены модели поведения, например, при старении. Вскользь сказала и о смене среды обитания, перемещении в пространстве, чтобы преодолеть одиночество. Но где критерий, позволяющий обозначить необходимость изменений в том или ином взаимодействии и границы, масштаб этого изменения? 

Я.  Всё очень просто. Механизма «положительно-отрицательных эмоций» поможет установить факт нарушения гармонии человека или общества с окружающей средой, а также обозначить вектор развития нарушения во времени. 

«АНТИ-Я». А точнее?

Я. Через «не могу!» нельзя жить долго, хотя высшие достижения в жизни и спорте с этим связаны, так как иногда открывается «второе дыхание». С этим связан героизм на войне и трудовые подвиги. Но это уже этический и даже политический вопрос. Недавно я смотрела фильм «Остановился поезд» с любимым мною актёром Олегом Борисовым. Он играет честного следователя, который вскрыл нарушения при предотвращении катастрофы поезда. Все были против него, так как машинист ценой жизни остановил поезд – его превратили в героя, публичную «икону», поставили памятник. А ведь он ездил на электровозе с неисправным спидометром, о чём знал, поэтому вовремя не смог определить продолжительность тормозного пути. А другой «стрелочник» использовал, как и все до него, один башмак вместо двух для удержания встречной платформы, которая и скатилась навстречу поезду. Героизм в данном случае продиктован преступным «кое-какством» многих людей, отсутствием должного контроля и предвидения…      

«АНТИ-Я». Авария, конечно, должна была случиться. И виновны, конечно, многие, но разве мы не живём в мире, где «авось» неизбежно, где нельзя предусмотреть всё и на всех уровня? 

Я. Согласна. Те же землетрясения можно предсказывать задолго, но точный момент определить невозможно, да и  ложная паника может наделать много бед, поглотить огромные ресурсы…Но это не значит, что не надо над этим задумываться. Побиск Кузнецов и Спартак Никаноров неспроста придумали организовать Центр исследования Неизвестного. Кто-то должен и это делать, пусть в секретном режиме. Не все этим могут заниматься, не всем нужна эта информация.   

«АНТИ-Я». Зато когда случается Чернобыль, все обрушиваются на власть. которая вовремя не приняла меры. А она могла это сделать? Можно ли было предотвратить распад СССР?

Я. Спроси лучше про гибель Земной цивилизации! Она, конечно, неизбежна, но жить в её ожидании – явный психоз, как и в предвкушении неизбежности собственной смерти. Таким образом, приходится перед чем-то заведомо смиряться, а что-то непременно менять.

«АНТИ-Я». Ты утверждаешь, что конкретные эмоции могут помочь найти решение, соразмерное возможностям?

Я. Да, их чрезмерность или подозрительная недостаточность должны стать объектом анализа и подсказать нужное решение. Хотя не всегда. Например в своей книге «Вечный «старо-новый» мировой порядок» я привожу данные опросов, показавших, что нынешнее поколение людей может различать значительно меньше оттенков цветов и звуков, чем предыдущее, то есть оно заведомо «глухо» к проблемам других поколений и даже окружения.

«АНТИ-Я». Но, может это имеет своё объяснение?

Я. Вот именно! Как и привязанность нынешнего поколения к телефонам, смартфонам, компьютерам. Количество стрессовых факторов в современном мире возросло, как и факторов неоднородности, ведущих к конфликтам и стрессам, поэтому, предполагаю, что шансы на выживание, увы, выше у людей, которые не обладают излишней чувствительностью. То есть «пофигизм» — это неизбежное качество современного человека, как и умение уходить в виртуальный мир. В принципе так было всегда, так как человек должен уметь различать факторы, которые необходимо и можно изменить, и те, которые изменить невозможно и не нужно.

«АНТИ-Я». Что же делать тогда людям чувствительным, более неравнодушным?

Я. Либо вымирать, либо становиться первопроходцами, исследователями неизвестного, а, возможно, и бороться за реализацию своего представления о мире. Нужно также обязательно научиться управлять своими реакциями на воздействие отрицательных факторов. Кстати, сама по себе излишняя чувствительность, — не самая страшная проблема. Ведь она повышает «разрешающую способность» при восприятии и анализе мира. Мозг человека многомернее и сложнее мозга животных, и именно он обеспечил ему повышенное выживание. Поэтому и разрешающая способность не только ума, но и богатство оттенков эмоций позволяет обеспечить восприятие мира, соответствующее его сложности. Но, думаю, до поры до времени. Любое качество может превращаться в свою противоположность. Главное, не упустить этот момент и выбрать правильное направление «синтеза противоположностей»: простоты и сложности, например. Необходима также организация отдельных факторов пока неизвестного типа. Роботизация человека, как мне кажется, — не  лучший выход. Может ли произойти переход человечества в эфирное состояние – это большой вопрос. Человечество может оказаться в Космосе и в некой «резервации», так как откроются новые уровни жизни, более совершенные, чем наши…

«АНТИ-Я». Перспектива особенно не радует, так как человек хочет жить хорошо в соответствии с собственными представлениями.

Я. Поэтому человек привык себя обманывать, выстраивать иллюзии, но они тоже необходимы в жизни.Тем более что отличить истину от заблуждений не всегда можно.

«АНТИ-Я». Именно так, поэтому «вернёмся к нашим баранам», то есть рассмотрим бытовые факторы, если не создающие, то усиливающие чувство одиночества.

Я. Мы уже много говорили об этом. Прежде всего, это реальное уединение (например, в тюрьме, в дальнем плавании), которое отделяет человека от всех, кого он любит, и от привычной среды обитания. Это и физические недостатки, инвалидность, болезни, осложняющие любые контакты с другими людьми (неподвижность, слепота, глухота, дефекты речи). Это и черты характера – недоверчивость,замкнутость,стеснительность, недоброжелательность. Черты характера, психические особенности могут претворяться в ту или иную манеру поведения: конфликтность и драчливость, навязчивость, нудность, даже вороватость и преступность. Культурные и национальные особенности, традиции и ритуалы также разделяют людейразных национальностей и стереотипов поведения.  Несопоставимость социальных статусов, социальная неоднородность – очень значимая причина обособления людей друг от друга. В моей Поваровке, где я живу с 1982 года, стало противно гулять по переулкам – везде длинные высокие заборы, дома с башнями и охраной. Думаю, что счастья у людей от этого не прибавилось…   

«АНТИ-Я». Это издержки так называемого капитализма. Но многие живут неплохо и в этих условиях.

Я. Думаю, что они просто не знают иной, подлинной жизни. Или очень «отупели». Да и их наследники лишь в редких случаях пользуются сомнительными благами родителей. У них, чаще всего, другая жизнь. К сожалению, тоже не очень,  по моим понятиям, перспективная.

«АНТИ-Я». Но обычный человек с трудом переносит даже некоторые физиологические различия людей. Может раздражать запах, неопрятность, вредные привычки другого человека, манера поведения. Можно опасаться заразных болезней, даже неприятных вестей и споров…

Я. Вот-вот. Поводов для обособления и одиночества – множество. Иногда мешает даже не сам факт различия, а не желание его осознать, обсудить,  неумение отрегулировать в соответствии с взаимными возможностями обеих сторон. Поэтому даже в семье люди бывают одиноки – супруги не понимают друг друга, не хотят даже понять. Не говоря уж о том, что понять – это не значит принять.  

«АНТИ-Я». Наверное, все существующие барьеры между людьми также необходимы.

Я. Да, их разрушение требует иногда неизмеримых с возможностями усилий. Адаптационный резерв живого организма, то есть запас свободной энергии,  всегда ограничен и после стресса, которым является любое изменение, он не сразу восстанавливается.

«АНТИ-Я». То есть люди отличаются по своим способностям к адаптации друг к другу.

Я. Именно так, поэтому им легче выбрать одиночество. Не зря в настоящее время многие молодые не спешат вступать в брак, а разводов стало больше.

«АНТИ-Я». У меня ощущение, что не все они страдают от одиночества.

Я. Некоторые даже бояться страдать, поэтому не хотят и искать свои «половинки» или менять образ жизни. Наращивают живот, покупают машину, сидят у телевизоров. Думаю, что депрессия, тоска одиночества, как и слезливость, плаксивость, склонность к жалобам при этом – удел немногих

«АНТИ-Я». Ещё бы! Если человек явно демонстрирует все признаки одиночества, то от него отшатнутся последние знакомые, его запишут в психи, а у психиатра (они сами, как правило, не меньшие психи и депрессуны) он может получить лишь рецепт успокоительного, которое сделает его вообще безвольным.

Я. К навязчивой общительности мы не готовы, хотя пустые разговоры – вполне доступный и безопасный способ уйти от одиночества, как и Интернет. Правда, в качестве протеста прорывается асоциальное поведение.

«АНТИ-Я». Перечисли его основные формы.

Я. Всевозможные «подростковые» формы бунта из-за неудовлетворённости жизнью и невозможности организовать иную жизнь. Человек иногда очень долго ищет себя. А потом – своё место в жизни. Тем более что это надо делать постоянно. Нередко находится и «козёл отпущения», которым может стать власть и учитель, одноклассники или даже родители. Доходит дело и до убийства «врага» или самоубийства от неприятия жизни в целом и собственного бессилия – эту тему я уже рассматривала. Вражда с соседями или мусорными свалками – куда безобиднее.    

«АНТИ-Я». Понимаешь, что проблема одиночества не проста. Она тянет за собой многие другие – смысл жизни, место человека в мироздании, «регуляцию полноты жизни», как ты говоришь. 

Я. Это не мешает использовать простые, проверенные способы, позволяющие хоть немного уйти от одиночества.

«АНТИ-Я». Перечисли их.

Я. Мы уже назвали обычную общительность. Сейчас много клубов даже для пенсионеров. И хотя они не решают иногда кардинально эту проблему, так как переводят потребность в подлинном общении в «псевдообщение», а потребность в смысле жизни и деятельности – в «псевдодеятельность», но всё же не перекрывают дорогу поиску выхода из изоляции. Любая деловитость так или иначе отвлекает от тоски одиночества, а пустой  разговор может превратиться в «разговор по душам»; даже на «шопинге», на рынке или в электричке можно познакомиться со своей «половинкой». Путешествие может подарить неожиданную встречу с подлинными учителями жизни и вызвать изменение сознания и жизненных приоритетов. Занятие спортом, хобби всегда отвлекает от душевной боли и сближают людей хотя бы на поверхностном уровне, как, кстати, и политическая, общественная деятельность, участие в решении чужих проблем. Смена работы, места жительства, как и развод, женитьба – весьма кардинальные методы изменения личного статуса, включая уровень энергетического взаимодействия с другими.      

«АНТИ-Я». В итоге, что могла бы ты посоветовать одиноким людям?

Я. Искать себя всю жизнь. Изучать мир и людей. Совершенствовать и формировать себя и свои отношения с другим человеком, миром. Не отчаиваться на этом пути. Если нужно, просить помощи не только у Бога, но и людей. Не пренебрегать малым на этом пути.

9 ноября 2019 г.                                                                        Н.И. Шелейкова

                          Краткая творческая биография:                   

         Нина Ивановна ШЕЛЕЙКОВА. Родилась 22 июля 1948 года в г. Торопце Тверской области. Закончила геологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Работала в лаборатории прогнозирования и перспективного планирования ВНИИГеофизики. В Центре МЖК при ЦК ВЛКСМ систематизировала банк информации МЖК (Молодёжных Жилых Комплексов), занималась внедрение новых идей в фирме «Социальные инновации». В 1996-2021 годах – помощник депутата Государственной Думы ФС РФ, фракция КПРФ. С 2021 года – независимый аналитик. 

         Н.И. Шелейкова – автор книг: «Герои нашего времени. Спектр политических сил и Русская идея»; «Перспективы перехода России и человечества к новой парадигме жизнедеятельности»; «Это было так…(История социальных новаций глазами очевидца: МЖК, фирма «СИ»)»; соавтор книги: В.П. Грибашёв, Н.И.Шелейкова «Что такое: «Спектральная логика» и «Спектроглобус Грибашёва» (излагает одну из универсальных и оригинальных моделей отражения мира В.П. Грибашёва (16 февраля 1942 г.- 14 марта 2008 г.); «Диалоги на вечные темы. Книга не для всех»; «Размышления о человеке и мире на основе «Спектральной логики». Сборник статей и аналитических материалов»; «Вечный (старо-новый) мировой порядок»; «Пленники поневоле и добровольные затворники» (Опыт жизни в условиях изоляции, физических и духовных испытаний) – в 3-х томах.  

Координаты для связи с автором: 141540, Московская область, Солнечногорский р-н, п/о Поварово, мкр. Поваровка, д. 17, кв. 37, т. д. (8.496.2) 673-014;  р.т. 8. 495. 692-73-32.  Реклама есть также в Интернете. Электронная почта: nina-shelejkova@yandex.ru