Н.И. Шелейкова: «Анализ слабых и сильных сторон КПРФ накануне выборов»

1. Наши проблемы и надежды.

2. Что делать?

3. Анализ слабых и сильных сторон КПРФ.

                                  1. Наши проблемы и надежды

         Общественное мнение и общественное сознание. Они, как всегда, неоднородны и противоречивы, переменчивы. Большинство людей считает, что в России и во всё мире нарастает хаос, беспорядок, поэтому люди хотят наведения порядка и стабильного благополучия, связывая это с жёсткой и «справедливой» властью, хотя  по-прежнему не доверяют никакой власти.

         Рост социальной напряжённости проявляется, в основном, в росте раздражённости, агрессивности, прежде всего, в форме отчуждении людей друг от друга, тотальной критике и неприятия власти и нынешней жизни в целом. Некоторые верят во всесилие «тайной власти», еврейский заговор и т.п.. то есть, распространено «бинарное» мышление, поиск врага и «козла отпущения» без понимания, что абсолютной власти не существует, как и идеального правителя. Это позволяет «канализировать» избыток агрессии и недовольства по привычному руслу. Лишь меньшинство людей  готово к участию в протестных действиях или могут проявить созидательную активность. На деле разобщённые люди предпочитают отстаивать личные интересы, не зависимо от реального вклада в общее дело. Зачастую люди хотят одно, утверждают и говорят другое, а делают третье…(О неизбежности «спутанной», точнее, сложной и многомерной, идентичности современного и, особенно русского человека, автор неоднократно писала).            

           Власть и политические партии. Здесь также нет однообразия и не может быть единства и согласия. Большинство всё же стремится или предпочитает поддерживать Президента РФ В.В. Путина, видя в нём гаранта стабильности жизни в стране или своего нынешнего положения. Оппозиция считает: «Так жить нельзя», поэтому предлагает свой  проверенный (КПРФ — социализм) или непроверенный (западная «демократия» — сторонники Навального) путь, надеясь на массовую поддержку недовольных. При этом большинство прежних политических сил и власть предержащих стремятся к  власти и её удержанию, забывая о том, что никакая власть не вечна и не абсолютна, а перемены, по возможности, надо предвидеть и планировать. Тем более что мало кто правильно оценивает свои реальные возможности по наведению в стране порядка, располагает действенными навыками управления. Зачастую борьба и неизбежность защита своих интересов и своей позиции застилает восприятие реальности, перспективное видение и даже здравый смысл.

         Большинство политиков продолжает руководствоваться «бинарным» мышлением, абсолютизируя не только жажду перемен, но и борьбу (внутриполитическую, классовую геополитическую и т.п.), как средство достижение своих или общих целей,  верит в возможность окончательной победы одной идеологии или власти, недооценивая значимость разнообразия жизни на Земле и уровней сознания людей (конечно, борьбу интересов никто не отменял, но она никогда не абсолютна, а в современном мире ради дальнейшей жизни на Земле её надо ограничить, усилив сотрудничество и взаимопомощь).   

          Человек и система образования. Человек – сложное, многомерное существо, потребности и возможности которого не сводятся к биологическим и материальным. Сознание и бытие в нём тесно переплетаются (абсолютное главенство того или другого – миф, иерархия всегда относительна и зависит от места и времени). В советское время это понимали, поэтому развивали в людях потребность в знании, самосовершенствовании, труде и общении, ограничивали жажду материальных достижений. Гармоничное, то есть «многомерное» и сбалансированное  развитие личности было тогда не только лозунгом. Нынешняя система образования утратила многие достижения советского периода. Она не формирует сознательного и целостного человека, стремящегося к личному и, тем более, общественному совершенству. Образование не воспроизводит основные этапы эволюционного развития индивида, не практикует возрастную перемену труда, не прививает навыки здорового и полноценного образа жизни, не приобщает к лучшим достижениям науки и культуры жизни. Элемент воспитания, в т. числе трудового, утратил во многом свою значимость. Система клубов, общественных объединений и государственных социальных служб бюрократизированы или работают на коммерческой основе, не удовлетворяют базовые потребности людей и, прежде всего, молодёжи, в знаниях и общении. Тотальная цифровизация и компьютеризация, хотя и привносят в нашу жизнь много нового и интересного, скрашивают одиночество, не заменяют живое общение и аналоговое, образное восприятие мира. Информированность – не синоним знания.          

           Здоровье и здравоохранение. Сейчас система здравоохранения и медицина сводятся, в основном, к борьбе с болезнями, число которых при развитии медицины и средств диагностики, становится всё больше. В условиях рынка, частной собственности, погони за прибылью число выявленных болезней и «оздоровительных» мер, значимость фармакологии становится всё больше. Ведь побеждая одну болезнь путём лекарств и искусственных средств лечения, человек зачастую приобретает другую или утрачивает какие-то возможности. Достижения медицины нельзя измерять лишь количеством койко-мест, числом сложных и разнообразных услуг, операций, безликим увеличением финансирования на здравоохранение и уровнем технического оснащения медицинских учреждений.  Нынешнее здравоохранение практически работает на болезнь, а не на здоровье, ему «выгодны» больные, а не здоровые. Тем более что концепция медицины, как тотальная борьба с болезнями и вирусами, не соответствует реальности, которая многообразна.   

         Утрачены и не развиваются навыки здорового образа жизни; народная медицина опорочен; здоровый образ жизни сводится, в основном, к развитию массового и профессионального спорта (во многом давно коммерциализированного и даже вредного для здоровья), рекламе в СМИ многочисленных лекарственных и технических средств лечения. (Кстати, в советское время физкультура была важнее профессионального спорта). 

         Снижается и разрушается психическое здоровье людей, которое в условиях распространения ковида, приобретал форму массового психоза.

         Необходим комплексный, системный подход к проблеме здоровья, объединение профессионалов медицины с общественностью, откровенное обсуждение темы здоровья в СМИ.

           Предполагаемый ход развития событий. Необходимо признать, что в условиях роста природных и социальных потрясений, при росте значимости фактора неоднородности Единого Пространства Жизни (ЕПЖ), проявляющегося в усложнении идентичности граждан, провозглашаемых либеральных жизненных ценностей стабилизировать жизнь общества не удастся. Не только нынешняя, но и любая другая  власть будет продолжать утрачивать доверие народа. Приход к власти принципиально новых политических лидеров и сил вряд ли будет исключительно мирным и простым. Но никакое «лучшее», «разумное» и «справедливое» правительство не справится с существующими проблемами без существенной перестройки парадигмы не только мышления,  управления, но и общественной жизни, поскольку мир и человек усложнились, стали неоднородными. Привычная (одномерная и «линейная» логика не работает), а «спектральная логика» нуждается в сложной организации взаимодействия власти и народа, иного взгляда на саму власть. В этом плане могли бы помочь Социальные диспетчерские (они могут существовать при клубах, библиотеках, службах соцзащиты и даже в больницах), куда человек может прийти с любой проблемой и комплексно решать её. Но нужны специалисты широкого профиля, которые могут понять глубинную проблему конкретного человека, оценить его целостность и направить на путь развития с привлечением широкого спектра социальных субъектов, включая религию и психологию. К тому же всегда необходимо сочетание жёстких (силовых) и мягких методов управления и решения любых проблем (ведь «спектральная логика» не отменяет ни «тоталитарный», «иерархичный», «бинарный» или «линейный»  подход к решению тех или иных проблем, но расширяет выбор решений).

         Власть сегодня не готова говорить народу правду о существующих жизненных проблемах и трудностях. И не только потому, что эту правду по большому счёту никто не знает, но и потому, что правда непроста и часто подтачивает доверие к власти, усиливает смуту, может способствовать усилению безнадёжности и массового психоза. Поэтому никакая власть не готова к полноценному диалогу с обществом не только из-за необходимости скрывать что-то от народа, но и из-за отсутствия новых форм диалога, взаимодействия. Те, кто понимает всё это больше других, опасаются быть не понятыми и не принятыми. Большинство людей не могут взять ответственность даже за свою жизнь на себя, ждут внешней помощи.    

            Необходимо включать в процесс обсуждения пути развития России мира в целом постепенно как можно больше людей путём организации не только парламентских слушаний, теле-шоу, деловых игр, но и развития системы самоуправления и социальных диспетчерских

                                                 2. Что делать?

         — Необходимо заранее полнее просчитывать последствия принимаемых законов и решений. Опробовать их вначале на отдельном регионе страны, а не на всех сразу, как зачастую происходит. ГосДума – это не арена политической борьбы, а место поиска взвешенных, продуманных решений для общего блага.  

         — Социализм – это равенство без утраты разнообразия. Это гармоничное, комплексное развитие человека и общества на основании возвышения потребностей, баланса социального и природного начала в человеке, НТП и охраны природы.

         — Многообразие, как и неоднородность Единого Пространства Жизни (ЕПЖ) – неоспоримый факт. Необходимо сохранить право на разнообразие не только семейных, социальных и национальных укладов жизни, сберечь прежние стандарты жизни, но и совместными усилиями формировать их баланс с новыми тенденциями и подходами.    

         — Важно, прежде всего, качество жизни, её социально-психологическая наполненность, а не только и не столько её продолжительность, тем более, в любом (даже «растительном») состоянии. На качество жизни, комплексное благополучие людей (см. таблицу) должна работать не только профилактическая медицина, профессиональные психологи, но и совокупность социальных учреждений культуры: библиотеки, клубы, дома отдыха, социальные службы и т.п. И, конечно, —  социально-экономический курс страны, общественно-экономический строй.

         — Здравоохранение и система жизни в стране должны заниматься здоровьем, а не болезнью, повышением естественного иммунитета человека без применения лекарств. Надо соединить возможности профессионалов и любителей, начать обсуждение темы комплексного здоровья в СМИ. Надо взять курс на полноту жизни, повышения её качества, а не идти путём выживания и борьбы с болезнями.

         — Необходимо введение повсеместной психологической грамотности, что позволит не только снизить нагрузку на здравоохранение, но и способствовать возвышению человеческих потребностей, перестройке структура потребностей человека, что будет работать и на решение экологических проблем. Надо формировать у людей смысл жизни, видеть его в полезности, значимости для других, в познании мира.

         — Надо приучать людей отказываться от избыточного в потреблении и довольствоваться необходимым не только под воздействием стихийных и природных бедствий, но и  сознательно. Это возможно лишь при ограничении власти рынка, расширении влияния общественного сознания, то есть при социализме, при учёте сложной структуры потребностей конкретного человека.

         — Экологическую проблему по большому счёту можно решить лишь в социалистическом обществе, так как погоня за прибылью при капитализме не способна установить пределы роста любой сферы деятельности. Не рост НТП за счёт природы, а баланс социальных интересов и природы – основа благополучной жизни на Земле. Человек должен отказаться от избыточного потребления и погоней за «развитием» любой ценой ради сохранения природы. Отходы надо превратить в доходы и остановить погоню за ростом, развитием любой ценой, необоснованной и повсеместной замены старого оборудования на новое, прежнего образа жизни – на «новый», «современный» и т.п.             

         — Необходима иная философия медицины и здоровья, когда лечат человека, а не болезнь, когда создают социальные условия для физического и психического здоровья людей. Здесь медицина должна объединяться с образованием и системой управления, властью в государстве, опираться на более справедливый общественно-экономический строй.

         — Цифровизация должна быть там, где она облегчает жизнь людей, а не власти, и не лишает возможности их прямого диалога и общения. Необходим баланс цифрового и аналогового восприятия мира.

         — Религия – не только опиум для народа, необходимый в экстремальных условиях, но одно из средств достижения психического благополучия нации.   

         — СМИ должны шире освещать  пути решения экологических и социальных проблем, пропагандировать нестандартные их решения.

         — Необходимо научить людей понимать позицию другого человека, но при этом «понять – не означает «принять». Необходимо понимать границы возможностей другого человека и себя, оценивать адаптационный резерв при принятии конкретных решений. Нужна мера и баланс крайностей во всём: в свободе и терпимости; в применении внешней силы и внутренних усилий для достижения любых результатов; при решении национальных и расовых проблем, при межполовом общении.

                           3. Анализ слабых и сильных сторон КПРФ.

         Всем понятно, что надо что-то делать для расширения влияния КПРФ. Но что и как? У автора нет однозначных и простых ответов, поэтому приводим лишь некоторые рассуждения. Тем более что ошибки прошлого, предвзятое отношение к коммунистам, как и упрощение ситуации, раздувание негатива, порождают широкий спектр критических замечаний к КПРФ. Надо отметить и противоречивость критики. Например, одни советуют КПРФ реже ссылаться на положительный опыт Сталина, отмечают неприглядные стороны политики Ленина; другие, наоборот, считают их непогрешимыми деятелями, ностальгируют по их «твёрдой руке». Одни критикуют религию и терпимость к ней КПРФ, другие советуют крепить связь с РПЦ и опираться на людей верующих, отмечают сходство идеалов христианства и коммунизма. Многие нацеливают КПРФ на решение «русского вопроса», другие уповают на интернационализм; одни выискивают еврейские корни у Ленина, считают марксизм провокацией, другие признают гениальность их учений. Список противоречий можно продолжить. Противоречива и идентичность человека.  Она уже никогда не станет одномерной и однозначной, так как впитала в себя элементы самых разных идеологий и представлений о мире (кстати, Китай научился соединять «несоединимое»).  Не может быть однозначным и отношение к тому или иному критическому замечанию.  С исчезновением тех или иных «недостатков» или особенностей может пострадать и сам объект, он может преобразоваться в нечто другое. Например, пожелания о переименовании КПРФ или преобразовании её в социалистическую партию, высказываются не редко, но она потеряет из-за этого свою популярность, «узнаваемость», утратит поддержку проверенного электората. Но если даже критика справедлива и злободневна, возникают вопросы: нужно ли и можно ли устранить недостатки; сколько сил и времени на это потребуется; кто и как это будет делать? Да и последствия изменений всегда неоднозначны. Большинство критических замечаний и их восприятие осуществляется с позиций тоталитарного мышления. То есть почти все оценки абсолютизируются.

         На основании критических замечаний проанализируем слабые стороны КПРФ:

         1. Сужение доступа к административным, финансовым, информационным и другим ресурсам. (В ГД фракция КПРФ в 2016 году уменьшила свой состав и состоит из 43 депутатов. В региональных законодательных собраниях, исполнительных органах власти коммунисты представлены на уровне 12-14  %).

         2. Административное давление со стороны Президента, Правительства и «партии власти»; материальная и правовая зависимость от них.

         3. Судебные тяжбы, запугивания и аресты некоторых лидеров КПРФ и активистов. Незаконное преследование, осуждение и охаивание некоторых лидеров КПРФ: П. Грудинина, В.И. Бессонова и других.

         4. Власть стремится создать конкурентов КПРФ, вытеснить из политического пространства, перехватить её лозунги, «приватизировать» патриотические достижения СССР. (Например, освещение в СМИ программы «ЕР» по ремонту школ, хотя КПРФ всегда отмечала особую значимость доступности  системы образования и восстановления школ на селе).

         5. Политические конкуренты создают «партии-обманки», иногда порочат КПРФ и её лидеров, хотя не обладают ни организованностью, ни влиянием, системностью КПРФ.

         6. Антипропаганда, обработка общественного мнения через СМИ идеями антикоммунизма.

         7. Наличие в опыте строительства социализма в СССР слабых и отрицательных сторон. (Они есть у каждой властной системы).

         8. Человеческие жертвы революций 1917 г. и Гражданской войны, жертвы политических репрессий в СССР.

         9. Подкуп, переманивание перспективных членов КПРФ.

         10. Раскол внутри КПРФ и утрата контактов с некоторыми известными и яркими, идейно близкими личностями. 

          11. Принцип лояльности в качестве основного для работы в КПРФ иногда более значим, чем компетентность, профессиональность, работоспособность и, тем более, инициативность.

         12. Существует возможность внедрения «пятой колонны». В КПРФ есть люди случайные, идейно незрелые, ограниченные.

         13. В рядах КПРФ преобладают пожилые люди. Мало молодёжи и людей пассионарных, инициативных. Ощущается усталость многих коммунистов, неверие в свои силы, отсутствие живой инициативы и «огонька».

          13. Нередкое снижение качества молодых кадров, их исполнительской культуры, дисциплины и работоспособности аппарата по сравнению с прежними, более пожилыми. (Критерий «молодости» не должен быть главным, так как амбиции молодых часто не соответствуют их возможностям и убеждённости).   

         14. Живая сила, труд рядовых коммунистов не всегда используется рационально и правильно. Истинный потенциал работников редко реализуется в должной степени и нужном направлении. Горизонтальные связи и принцип взаимообмена информацией мало используются. Поэтому в КПРФ есть недовольные стилем и методами работы,  а отношения между членами коллектива и КПРФ иногда оставляют желать лучшего. Есть взаимное непонимание и обиды на ближайшее и высшее руководство. Социально-психологический аспект отношений между членами КПРФ, в основном, не развивается.

         15. Слишком большое значение придаётся только протестным действиям, хотя реально в них готовы участвовать 10-13% населения. Успешность отстаивания интересов своих избирателей сводится чаще всего к отдельным акциям. Не хватает системности работы с населением.

         16. Используется мало новых социально-психологических, информационных и управленческих технологий.

         17. В пропагандистской деятельности преобладает рассудочный подход; не хватает живых эмоций, юмора и творчества. Преобладают вербальные формы воздействия на избирателей, хотя большинство людей склонны к невербальному и образному восприятию действительности.

          18. Общественное мнение в целом не в пользу политики и коммунистической идеологии (большинство людей аполитичны и не верят ни в какую идеологию). Примерно треть населения поддерживает всегда действующую систему власти. Число убеждённых сторонников идеологии коммунизма, целей и задач КПРФ не превышает трети избирателей.

         19. Не все потенциальные и реальные сторонников коммунистической идеологии связывают её с КПРФ, считая её социал-демократической или даже «пропутинской».

          20. Лидеры КПРФ, за исключением Г.А. Зюганова, не обладают должной популярностью, часто подвергаются публичному высмеиванию со стороны СМИ и деятелей культуры.      

          Отметим сильные стороны КПРФ:

         1. КПРФ привыкла обходиться малыми ресурсами и опираться на людей убеждённых и преданных.

         2. Большинство членов КПРФ — люди серьёзные, ответственные и сознательные.

         3. В составе КПРФ и депутатского корпуса есть люди «элиты», широко известные и популярные.

         4. КПРФ все эти годы была самой массовой, авторитетной и последовательной политической организацией России. Она владеет уже сложившимся имиджем, проверенным «брэндом», обладает «политической монополией» на коммунистическую идеологию.

         5. Во главе КПРФ стоит один из самых популярных и известных политиков современности — Г.А. Зюганов.

         6. Идеология КПРФ аккумулировала в себе наиболее значимые для России и русских понятия и ценности, она сочетает в себе традиции как российского, так и советского прошлого и устремлена в будущее. Идеология КПРФ обладает системностью, многоаспектностью и отвечает требованиям времени, соответствует стремлениям большинства социально активных людей страны.

          7. От программных заявлений других политических партий программа КПРФ отличается не только системностью, масштабностью, но и здоровой радикальностью. Она отвечает интересам страны в целом.

         8. КПРФ устойчиво привлекает симпатии не менее трети населения России и имеет поддержку за рубежом.               

КПРФ не сможет преодолеть свои слабые стороны и по-настоящему использовать сильные, если не станет координатором широкого спектра политических и общественных сил, не сможет показать неизбежность сочетания исторических традиций с советской, коммунистической практикой, обосновать сложную, противоречивую идентичность современного человека и выстроить её организацию.  Координатор должен иметь структуру, соответствующую сложности решаемых задач и осознаваемой уже большинством сложности мироздания.

         В организационном плане лидер КПРФ должен взять на себя роль координатора, собирателя разнообразных социально-экономических сил и течений общества. Для этого можно провести своего рода инвентаризацию, «смотр» разнообразных общественно-политических структур, выявить потенциальных союзников во всех слоях общества (в частности, через перечень адресатов фракции и Г.А. Зюганова — по визиткам, письмам и т.п.). Закрепить их за соответствующими работниками аппарата и советниками Руководителя фракции. Привлечь к сотрудничеству несколько новых лиц и лиц, утраченных в результате прежних разногласий. За основу сотрудничества брать не столько лояльность и согласие с идеологией КПРФ, сколько возможность взаимного развития для решения общих задач, способность к самоорганизации. Можно составить список малых и больших дел и проблем, классифицировать их по принципу значимости и важности.

В идеологическом плане предстоит признать многоукладность экономики и жизнедеятельности общества, совместными усилиями с другими политическими силами найти жизнеспособный баланс отдельных укладов и их представителей. Надо обратиться к лучшим достижениям прогнозирования и планирования.Предстоит перейти и к иной парадигме управлении. Автор называет её «спектрально-целостной» («Эра Света»), которая предполагает допуск принципа относительности и неопределённости, внесения «мишени наблюдателя» при оценке тех или иных событий, ограничение иерархии и развитие горизонтальных связей внутри политических структур КПРФ, признание права на противоречия и инакомыслие; индивидуальный подход к проблеме развития и самосовершенствования человека с учётом конкретного уровня сознания.  

         Помимо возрождения державы, восстановления власти Советов, обеспечения внутренней и внешней безопасности жизни граждан и достойного уровня и качества  жизни людей,наведения порядка в финансово-кредитной системе, борьбы с коррупцией, пропаганды народных предприятий и честного труда, в  программе КПРФ могут быть отражены вопросы: разработка программ молодежного строительства типа МЖК; приоритетное развитие инфраструктуры села и малых городов, льготное кредитование сельского хозяйства; разработка комплекса социальных, психологических мер по профилактике преступности, создание альтернативной (сложившейся практике лишения свободы) системы наказания для неопасных преступников; развитие самоуправления и народной инициативы, «социальных диспетчерских» для связи всех со всеми на базе государственных и общественно-политических структур; создание гражданских институтов общественного мнения и возрождение некоммерческих клубов общения по интересам; возрождение и развитие системы многопрофильных и многовозрастных клубов и досуговых учреждений, в том числе, по здоровому образу жизни (в школах, вузах и т.п.); организация Движения социальных новаторов и создание служб для поддержки новаторов и внедрения новаций и изобретений; создание Национального банка идей и проектов, школ обмена опытом и т.п.; формирование и поддержка поселений и городов опережающего развития: технополисов, наукоградов и экополисов; развитие научно-технического и социального прогнозирования; коллективная работа над идеологией и системой управления для решения проблем Ш-го тысячелетия в форме деловых игр, КВН и т.п.  Коллективное формирование Образа Будущего.

         Особенно важно осветить вопросы, связанные с ролью общественных отношений не только на производстве, но и в быту, необходимости внедрения лучших достижений психологии и экологической грамотности в школах, вузах, в клубных формах работы.

                  Таблица. СПЕКТРЫ БЛАГОПОЛУЧИЯ

            ДЛЯ ОСНОВНЫХ УРОВНЕЙ СОЦИУМА

Человек   СемьяОбщинаПредприятиеПоселениеСтранаЧеловечество   
хорошее здоровьесредства существования,  имущество, сбереженияналичие общей, благоприятной территориинужные ресурсы и эффективное их исполь- зованиеблагоприятная среда обитаниядостаток природных ресурсов благоприятная космическая     среда
безопасностьбезопасное и отдельное жильёпорядок, правовой статус  соблюдение техники безопасности, охрана трудаобеспечение общественного порядкаобеспечение национальной безопасностиотсутствие природных и техногенных катастроф
комфорт  уютобщий уклад жизнисовременное оборудованиеобеспечен- ность инфра- структурой (ЖКХ, транспортом, связью и т.п.)современные производи-тельные  силы, высокий уровень НТПсохранение биосферы
полезная, любимая работа детимежсоседская кооперацияпроизводство качественной продукциибездефицитный бюджетфинансово- экономическая независимостьустойчивое воспроизводство природных ресурсов
дружба, любовьхорошие отношения с родными и друзьямиобщие потребности и интересысправедливые социально-трудовые отношениягражданский мир и согласиесоциально-политическая стабильностьбаланс интересов разных стран
ощущение счастья и целостности бытиясвободное время,  содержательный    досуг  авторитетное общественное мнениеквалифици- рованные  кадры и перспектива их ростаразвитая культурная средавысокое качество жизни населенияперспектива устойчивого развития
перспектива, смысл жизнисплоченность общие жизненные ценностиколлективное решение проблемперспектива развития предприятиядейственное самоуправление, авторитетная властьправительство народного доверияравноправное мироустройство

9 августа 2021 г.                                                 Нина Ивановна Шелейкова

            Координаты для отзывов и связи:141540, Московская область, Солнечногорский р-н, пос. Поварово, мкр. Поваровка, д. 17, кв. 37, т. д. (8.496.2) 673-014;  р.т. 8. 495. 692-73-32, моб.т. 8.985.123.71.83,  электронная почта: nina-shelejkova@yandex.ru