Молодой карикатурист Володя Бровкин

Свою первую карикатуру в журнале я опубликовал в казахстанском республиканском  сатирическом  журнале «Шмель — Ара» (Алма-Ата) в № 11 за 1966 год.

Тогда в каждой республике были свои аналоги журнала «Крокодил».

Опубликовал, когда был студентом Барнаульского строительного техникума, в самом начале своей работы в этом жанре, которому отдал потом всю жизнь.

В провинции  хлеб  юмориста и сатирика нелегкий — местные газеты  юмор публиковали от случая к случаю и от праздника к празднику. Хотя привередничать не стоит: надо отдать должное: в  конце 60-х нас  печатали в местной прессе охотно.

Запомнилось: наши рисунки тогда брали охотно в отделе информации «Алтайской правды», хотя какое он, этот отдел, так теперь думаю, имел отношение к сатирической страничке, где работали тогда уже известные в крае журналисты Жора Кутелия, которого потом художник редакции А. Урюпин изобразил  с блеском в Новогодней газете джигитом на коне, и Павел Кувшинников.

И тем не менее, энергии было больше, чем возможностей и приходилось как-то приноравливаться.

Рисовали  с другом Михаилом Русаковым, одногруппником, для местного телевидения рисунки (спрос на них был), сотрудничая там с  Борисом Андреевичем Вахрушевыи и Вадимом Яковлевичем Явинским, более чем известным тогда тележурналистом, от знакомства с которыми у меня осталось хорошие впечатления.

Что до журналов «Оса» и «Пачемыш» (издавался  этот  сатирический журнал в Йошкар-Оле), то  они нам были окно в мир журнальной карикатуры.

Впоследствии, в конце 70-х я перешел на сотрудничество с Международными выставками.  Отдавая более предпочтения им. Хотя часто публиковался и в это время в местной и региональной периодике.

Казахстанский журнал «Шмель» тогда свободно продавался в киосках Барнаула.

И я, набравшись нахальства и смелости, послал и каково было удивление, когда в одном из  номеров, купленных в том же киоске у кинотеатра «Родина» (Ах какие в нем тогда там показывали фильмы, собиравшие в его два зала чуть ли полгорода) открыл и увидел свой «шедевр».

Это дало толчок к тому, что мы с другом стали посылать  в различные журналы страны свои рисунки.

До этого мы печатались с ним только в «Молодежи Алтая» и в «Алтайской правде». И  порознь. И под псевдонимом БРУСАКИ.

Больше всего в это время нас  печатали журналы «Оса» и «Пачемыш», Охотно, часто печатали.

«Пачемыш» даже чаще.

Сатирический журнал «Капкан»  из Чувашии несколько раз.

Были публикации в журнале «Хэнэк» (Уфа).

«Чаяне» (Казань).

«Муштум» (Душанбе)

В киргизском журнале «Токмак (Фрунзе).

В сатирическом журнале КОМИ АССР, название которого не помню, были наши рисунки.

Это была пора  второй половины 60 — начала 70-х годов.

Было несколько рисунков в журнале «Советский Союз», при котором  был Клуб  молодых юмористов, членами которого мы с другом были и в журнале «Журналист», куда наши рисунки самотеком пошли из первого журнала. Которым тогда руководил известный фотохудожник страны Александр Житомирский, который нам подписал членские удостоверения.

Вот несколько работ того времени, когда проходило становление мое, как карикатуриста. 

Стоит отметить, что за это время и сам жанр карикатуры и юмористического рисунка  вместе с печатными изданиями исчезает и становится чаще всего реликтом.

И тематика работ, обратите внимание, так разительно тогда отличалась от того, что было впоследствии.

Милое очарование тех лет хранят эти рисунки.

https://ok.ru/profile/459972409179/statuses/154269542691675