В.А. Попович: «Кому наводить порядок  с охраной труда в научно–образовательных и  культурных учреждениях России?»    

      В далёкие школьные годы молодости,  одним из  самых читаемых  произведений был  роман Николая Островского «Как закалялась сталь», — несгибаемого борца за Советскую власть и жизнь.  В постсоветское время   роман забыт, его игнорируют  ельцинисты, считая не соответствующим их взглядам. Кто-то может сказать, что это был гимн Советской власти. Но нет сомнения в том, что   роман стал памятником литературы социалистического реализма. Для любого патриота роман актуален и сегодня, хотя Министерство  просвещения РФ дает предпочтение не Островскому, а Солженицыну. Писатель Н. Островский в одной цитате сумел ёмко и конкретно сказать всё  о человеке, цене   жизни:  «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать её». «Как закалялась сталь» — это прежде всего история о сильном и целеустремлённом человеке, который готов стойко преодолевать любые трудности и удары судьбы. Сейчас об этом  власти – чиновники  мало задумываются – народ притесняют, живут в роскоши, ведут развратную жизнь.

     Островский  прожил всего 32 года но  остался в памяти простого народа – патриотов страны. В наше время   тружеников  города и села не уважают, жизнь людей не ценят, вот почему идёт массовое вымирание — истребление народа. Россия вымирает, люди  гибнут и умирают из-за плохих условий жизни и труда, суицида,  отсутствия должного медицинского обеспечения,  вооруженных конфликтах, употребления наркотиков и алкоголя, автодорожных происшествий, не удовлетворительных условий работы на производстве, морального давления из-за беспредела чиновников  и других причин.  Мне хочется затронуть  вопросы  отношения работодателей и чиновников к  проблеме охраны,  безопасности и гигиены труда в  самых мирных, гуманных на наш взгляд министерствах — образования и культуры. Почему нет должной юридической — правовой базы, озабоченности в вопросах безопасных условий и защиты работников, студентов и школьников?  В чем причина – ибо  отсутствие нормативно-правовой базы лишает работника права и возможности добиться защиты, в том числе в суде.

       Правовое регулирование в сфере охраны, безопасности и гигиены труда представляет одну из важнейших проблем не только в рамках предприятия, региона, страны, но и мирового сообщества. По данным Международной организации труда (МОТ) в мире ежегодно в ходе производственной деятельности гибнет около двух миллионов мужчин и женщин от несчастных случаев и болезней связанных с работой. Вопросы  безопасности труда и нормативно – правового регулирования  касаются  всех сторон  деятельности человека труда на предприятиях и организациях не зависимо от форм собственности, включая  научно-образовательные и культурные учреждениях РФ.  Следует иметь ввиду, что  отношения между субъектами научной и  научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями работ и услуг, в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности регулируется ФЗ  от 23 августа 1996г. N 127-ФЗ (в ред. от 2 июля 2021г.) «О науке и государственной научно-технической политике».

      В статье 1 данного закона сказано: 1. Законодательство Российской Федерации о науке и государственной научно-технической политике состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативно —  правовых актов субъектов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории «Сириус» (Справка:  «Сириус» —  эта территория расположена в Имеретинской низменности в междуречье Мзымты и Псоу. Здесь проходила зимняя Олимпиада 2014 г. По инициативе В.В. Путина в 2015 г. был создан Образовательный центр «Сириус» для талантливых детей со всей страны. «Сириус» – это наукоград, где активно развиваются Научно-технологический университет, Инновационный научно-технологический центр, IT-колледж, лицей, высшая школа музыки, спортивный парк, строится концертный комплекс мирового уровня. В ближайших перспективах – создание медицинского кластера, университетского кампуса, кластера технологий с социальной инфраструктурой и технико-внедренческой зоной для резидентов и партнеров «Сириуса». Для реализации приоритетных государственных задач в наиболее важных направлениях развития страны городу-кампусу присвоен статус федеральной территории (Закон от 22 декабря 2020г. № 437-ФЗ).  2. Законодательство о науке и государственной научно-технической политике в отношении организаций, расположенных на территории инновационного центра «Сколково», на территориях инновационных научно-технологических центров и осуществляющих научную и исследовательскую, научно-техническую и инновационную деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных специальными федеральными законами. Научная и исследовательская деятельность  направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования; прикладные научные исследования; поисковые научные исследования; научно-техническая деятельность; экспериментальные разработки. Государственная научно-техническая политика – это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

       Конституцией РФ и статей 2 Трудового кодекса РФ основными принципами регулирования трудовых отношений  и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: свобода труда, включающая право на труд, который каждый работник свободно выбирает  или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; защите от безработицы и содействие в трудоустройстве; обеспечение прав каждого работника на справедливое условие труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени,  предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное  человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда; обеспечение права работника и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов; обязательное возмещение вреда, причинённого работнику в связи  с исполнением им трудовых обязанностей  и другие. Эти вопросы касаются всех работников независимо от их образования и производственной деятельности.

                    Правовая и нормативная база  по ОТ  в сфере образования.

          Вопросы  правовых, организационных и экономических основ образования, основные принципы государственной политики РФ в сфере образования, общие правила функционирования системы  образования и осуществления образовательной деятельности, правовое положение  участников относящихся к сфере образования установлены законом РФ «Об образовании в РФ». от  29 декабря 2012г. №273-ФЗ (в редакции закона от 9 января   2013г. №303).  Так, в статье 2 закона 2012г. №273-ФЗ сказано: 1. Образование единственный  — целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. Это совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объема и сложности в целях интеллектуального, духовно — нравственного, творческого, физического и  профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. 2. Воспитание – деятельность направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно – нравственных ценностей  и принятия в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. 3. Обучение – это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией приобретённого опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации обучения образования в течение всей жизни.

      В законе отмечена важность создания  в учебных заведениях духовно-нравственных ценностей, а это значит  патриотического   воспитания на основе изучения своих корней, истории родного Отечества в дошкольных, школьных и вузовских заведениях, что важно для дальнейшей жизнедеятельности каждого россиянина. Работа должна вестись целенаправленно, системно в сферах: обучения, образования, воспитания, идеологии, культуры, безопасности и других направлениях. Но для этого должен быть подготовлены кадры —  воспитатели, учителя, педагоги, профессорско-преподавательский состав. Суть в том, что за последние перестроечные годы, активного  реформирования образования, науки и культуры всё смешалось и цельного понятия того или иного вопроса нет. Это касается в первую очередь  нормативно – правовой базы без которой решать наболевшие вопросы не возможно.

     В последние десятилетие  идёт активное обновление законодательной и нормативно-правовой базы   в вопросах охраны и безопасности труда во всех  отраслям производственной, научной и культурной деятельности Российской Федерации. В вопросах  реформирования науки, образования, культуры   немалые подвижки, правда результаты белее скромные чем ожидалось. И всё же, правовые вопросы  касающиеся охраны и безопасности труда относящиеся  к системе образования крайне важны, ибо  неразрывно связаны со здоровьем работников, в том числе подрастающего поколения. Поэтому требуется более пристального внимания со стороны чиновников всех уровней власти.

    В системе образования работает около 6 миллионов человек, а по сути с ним связана большая часть населения России. Вот почему вопросы правовой охраны труда  работников образовательной сферы  и обеспечение безопасности обучающихся (школьников, студентов) являются  важными и актуальными.  Так сложилось, что в процессе политических и экономических  преобразований много разговоров о важности культуры безопасности жизнедеятельности человека, необходимости ее привития с детства, школы, вуза,  однако цельного понимания возникших проблем  нет. Поэтому, на практике результаты  работы зачастую негативные, идет рост преступлений, пьянства, наркомании, травматизма, различных  происшествий. То есть   результаты диаметрально противоположны  тому, что говорится на словах. Нередко руководители той или иной сферы деятельности  желаемое выдают за действительное, что наносит огромный вред, убивает веру в справедливость.  Изменить   устоявшуюся  в обществе психологию  трудно. Для того, чтобы появилась и работала  культура безопасности, необходима соответствующая нормативно – правовая база, желание навести законный порядок, ибо многие существующие нормативы   устарели. Но если ее нет для руководителей   науки, культуры,  образовательных учреждений,  значит  нет  её и для работников и обучающихся. Отсюда вывод —   почему не прекращается травматизм и пробуксовывает обучение по охране и безопасности руда в образовательных  и других организациях…

       В № 12 журнала «Охрана труда и социальное страхование» за 2020 г. опубликована статья Т. Божановой «Обещанного три года ждут», в которой  шла речь об Отраслевом соглашении по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015-2017 гг. (заключено в декабре 2014 г. Минобрнауки России с Профсоюзом народного образования и науки РФ). В соглашении было прописано обязательство Министерства обрнауки РФ разработать нормативно —  правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010г. № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».  Несмотря на то, что срок действия Отраслевого соглашения истёк,  Минобрнауки России – регулятор в сфере образования, – имея административный, организационный, научный и финансовый потенциал, свои обязательства не выполнило.

     В бытность Министром  образования и науки РФ О. Васильева 6 декабря 2017года  повторно,  от имени министерства взяла обязательство разработать проекты государственных нормативных требований охраны труда, однако  в установленные скоки   нормативы подготовлены не были. Получается, что для учреждений образования и науки нет Утверждённых  государственно —  нормативных требований охраны труда. Это создает сложности как для работодателей, так и для работников, которые должны соблюдать никем не разработанные и не адаптированные к специфике научных учреждений государственные нормативные требования охраны труда. По данным Всемирной организации здравоохранения  (ВОЗ) каждый шестой случай детского травматизма в мире происходит в школе. Как отмечает д.т.н., профессор Н.Н. Новиков, что в  России ежегодно регистрируется около 30 тысяч случаев травматизма в образовательных учреждениях. Официальная статистика причин школьного травматизма, мест возникновения травмы — это тайна за семью печатями. Можно оперировать только отдельными данными из открытых источников или аналитических исследований, хотя для качественной разработки профилактических мероприятий нужна официальная и точная статистика несчастных случаев в образовательных организациях  с учетом их ведомственного подчинения и специфики. Самые распространённые травмы в школах:  38,5% — переломы; 30,3% — черепно-мозговые травмы; 15,6% — ушибы; 10,4%-  ожоги, травмы глаз, осфиксия; 5.2% —  растяжения.

    В статье 41 закона 273-ФЗ сказано, что охрана здоровья обучающихся включает в себя профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации осуществляющей образовательную деятельность. При реализации образовательных программ организации создают условия для охраны здоровья обучающихся  во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции  по выработке государственной политики  и нормативно  — правовому регулированию в сфере образования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции  по выработке государственной политики  и нормативно –правовому регулированию в сфере здравоохранения. В соответствии с п.2 ст. 40 ФЗ от 30 марта 1999г. №52-ФЗ санитарно — эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений оборудования  и иного имущества, которые предполагаются использовать для осуществления обязательной деятельности. Эти нормы так же учитывают требования ст. 17 указанного выше Федерального закона, а также ст. 41 Федерального закона  2012г. №273-ФЗ. Настало время  на законодательном уровне  определить роль и место федеральных органов исполнительной власти в обучении охране труда, определив их функции и полномочия.

      Правовое регулирование О и БТ  в научных учреждениях РФ.

      Прямо скажу не всё благополучно с нормативно правовым регулированием охраны и безопасности труда в научных учреждениях.  Указом Президента РФ от 16 мая 2018 г.  № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки РФ было преобразовано в Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ. Реализация государственной политики и нормативное регулирование в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов была возложена на Министерство науки и высшего образования РФ. Всё это нашло подтверждение в постановлении Правительства РФ от 15 июня 2018 № 682, которым утверждено Положение об этом федеральном органе исполнительной власти. В сфере науки трудится большое количество работников. Информацию о научных организациях в стране с динамикой и разбором по ряду признаков. Научные исследования требуют высокой квалификации и соблюдения мер безопасности труда.

        Научные организации – это важная и значимая отрасль экономики страны. От её потенциала и социальной защищенности работников, в том числе в сфере охраны труда, зависит многое. Можно ли обеспечить должный уровень охраны труда в организациях, осуществляющих научную деятельность по многим направлениям, не имея при этом утверждённых и введённых в установленном порядке в действие государственно – правовых нормативных требований охраны труда? Этот вопрос не является праздным, ибо проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, научных исследований и испытаний связано с определенным риском для ученых и персонала, который задействован в проведении таких работ. Затронутая тема вызвала интерес ряда ученых – членов Общероссийской общественной организации (ООО) «Российские ученые социалистической ориентации» (РУСО) и других.

         Учитывая сложившееся положение возникла необходимость обратится  к министру науки и высшего образования РФ В.Н. Фалькову. В письме отмечено: «Охрана труда в соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия». Основным направлением государственной политики в области охраны труда в соответствии со ст. 210 ТК РФ является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Эта норма закона в полной мере относится к работникам науки, которые вносят большой вклад в развитие и процветание страны. В то же время для научных учреждений, как входящих в систему Минобрнауки России, так и ведомственных и частных, отсутствуют разработанные в установленном порядке и зарегистрированные в Минюсте России государственные нормативные требования охраны труда в виде Правил охраны труда.

    Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010г. № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» предусмотрено, что подготовка проектов Правил может осуществляться федеральным органом исполнительной власти в установленной сфере деятельности, т.е. Министерством науки и высшего образования РФ по отношению к научным и исследовательским организациям. В письме выражена просьба, чтобы  в порядке, установленном законодательством, проинформировать  по ряду волнующих научную общественность вопросам, в том числе:  Будет ли Минобрнауки России в целях сохранения жизни и здоровья работников научных и исследовательских организаций осуществлять разработку для них Правил охраны труда, или в этом, —  нет необходимости? В какие сроки предполагается это сделать? 

  Получен   ответ следующего содержания: «…В соответствии со статьей 216 ТК РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»… Министерство науки и высшего образования Российской Федерации имеет право разрабатывать нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда. При этом согласно постановлению № 1160 акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации после рассмотрения проектов нормативных правовых актов, поступивших от федеральных органов исполнительной власти, на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Согласно Межотраслевому соглашению по организациям, подведомственным Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, на 2021–2023 годы (утв. Всероссийским профсоюзом работников Российской академии наук, Минобрнауки России, Профсоюзом работников здравоохранения Российской Федерации, Общероссийской общественной организацией Профсоюзом работников агропромышленного комплекса Российской Федерации 10.06.2021). Министерство науки и высшего образования Российской Федерации участвует в разработке нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, с участием Профсоюзов в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», в том числе: стандартов безопасности труда в организациях, правил и типовых инструкций по охране труда для организаций.

     В настоящее время подведомственные научные организации осуществляют политику в области охраны труда самостоятельно всоответствии с установленными правилами охраны труда и утверждёнными уставами.  Департамент полагает, что научным и исследовательским организациям разного уровня подведомственности следует руководствоваться действующими нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, в том числе приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и иных органов, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции в области охраны труда. Подписала этот документ  Зам. директора Департамента координации деятельности научных организаций Н.В. Титова.

    Цель обращения в Минобрнауки России была предельно проста – обратить внимание руководства и должностных лиц министерства на наличие проблемы в нормативном регулировании охраны труда работников научных учреждений, на необходимость принятия мер по её решению. Как пишет  д.т.н., профессор Н.Н. Новиков: «В настоящее время ситуация с разработкой нормативных актов по охране труда – учитывая создание самостоятельных федеральных органов исполнительной власти в виде Министерства просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования  и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки – стала еще более непонятной…Нельзя оставить без внимания еще одно важное направление деятельности. Ранее Минобрнауки России, а теперь Министерство просвещения РФ  и Министерство высшего образования РФ имеют отношение к школам, вузам и т.д. А как быть большому количеству организаций, оказывающих услуги по обучению рабочим специальностям, по повышению квалификации работников? Чем руководствоваться в практической деятельности работникам многочисленных курсов, на которых обучают вождению автомобилей, боевым искусствам, охранной деятельности и т. д? …В стране должна быть единообразная государственная политика  и нормативное регулирование  в сфере обучения и обеспечения безопасности». К сожалению,  чиновники   имеют другое мнение.

     Прежние руководители Минобрнауки России в Отраслевых соглашениях, заключенных с Профсоюзом народного образования и науки РФ, брали на себя обязательства по разработке нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе – стандартов безопасности труда в организациях, правил и типовых инструкций по охране труда для организаций. В первой части представленного выше ответа отмечено, что Министерство науки и высшего образования РФ имеет право разрабатывать нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда. Вторая часть письма, образно говоря, ставит крест на сказанном выше. В ней сделан вывод: «Научным и исследовательским организациям различного уровня подведомственности следует руководствоваться действующими нормативными правовыми актами, содержащими требования охраны труда».

    Но таковых для них никто на федеральном уровне не разработал и не установил. Изобретательность чиновников заставляет удивляться и вызывает откровенное недоумение. К примеру, приказом Минтруда России от 16 ноября 2020 №781н утверждены Правила по охране труда при производстве цемента (зарегистрирован Минюстом России 18 декабря 2020г., № 61547). Аналогичным приказом Минтруда России от 12 ноября 2020г. № 776н утверждены Правила по охране труда при нанесении металлопокрытий (зарегистрирован Минюстом России 18 декабря 2020г. № 61550). Есть Правила по охране труда для работников охранных организаций. Автор ни в коей мере не хочет принизить значимость труда работников перечисленных предприятий, занимающихся нанесением металлопокрытий, производством цемента или охраной различных объектов. Их труд важен и необходим стране. Безусловно, безопасность труда этих категорий работников должна быть обеспечена, должны быть предусмотрены правила по охране труда, требования которых они и их работодатели будут выполнять в обязательном порядке. Но как быть с охраной и безопасностью труда в научных и образовательных учреждениях?  Сейчас сплошная компьютеризация,  а при исследованиях используется сложное оборудование Отсюда немало  проблем с безопасностью научных работников, студентов и учеников.

     На этом фоне непонятно отношение к работникам научных и исследовательских организаций, в которых занято более полумиллиона работников, труд которых в ряде случаев связан с риском для жизни и здоровья. Работники НИИ, которые, к примеру, занимаются разработкой вакцины против Covid-19, а также те, кто проводит другие научные исследования, подвергаются риску. Хочется надеяться, что руководство Минобрнауки России и Минтруда России озаботится отсутствием нормативной базы по охране труда для персонала учреждений науки и решит проблему в установленном порядке. Учитывая, что  министр науки и высшего образования РФ В.Н. Фальков  – ученый, имеющего степень кандидата юридических наук, – хочется верить посмотрит на проблему с правовой точки зрения и примет меры по её решению.

    Правовые регулирование  безопасность труда в Минкультуры РФ

      Обязательности культурных аспектов в государственных программах развития, и планах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований отражены  «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (приняты Верховным Советом  РФ 9 октября 1992г. N 3612-1 (в ред. от 30 апреля 2021г.). В статья 7 Основ… сказано:  «Обязательность культурных аспектов в государственных программах развития, программах и планах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (в ред. ФЗ  от 21 декабря 2009г. N 335-ФЗ)». Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех государственных программах экономического, экологического, социального, национального развития. В этих целях федеральные государственные программы развития, аналогичные программы субъектов Российской Федерации подвергаются обязательной, независимой и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, назначаемыми совместно органами представительной и исполнительной власти соответствующих уровней (в ред. ФЗ от 22. 8.  2004г. N 122-ФЗ, от 21.12.  2009г. N 335-ФЗ).

     В связи с коронавирусом   2020 – 2021 годы были насыщены важными событиями, оказались сложными и небезопасными для россиян.  Они затронули не только работников того или иного производства, но и  специалистов, работающих в сфере охраны и безопасности труда. Эти события также связаны с принятием Государственной Думой ФС РФ Федерального закона «О внесении изменений в ТК РФ в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости», разработкой и утверждением Минтрудом РФ сорока новых нормативно – правовых документов  — правил по охране и безопасности труда для различных отраслей экономики, а также появлением других важных новаций. К их  числу  следует отнести издание постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020г. № 2454 «Об утверждении Правил оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, подготовки, рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований и принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования».

Постановлением Правительства  РФ от 20 июля 2011г. № 590 утверждено. Положение о Министерстве культуры Российской Федерации. В соответствии с этим нормативным документом  Минкультуры России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно — правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия).

      Как следует из документов, сфера деятельности министерства затрагивает большое количество различных объектов, имеющих свою специфику. Это ставит на повестку дня вопрос о необходимости иметь соответствующие государственные нормативные требования охраны труда для персонала, работающего на этих объектах. Без этого нормативного документа  сложно, как сейчас стало модно говорить, обеспечить культуру безопасности на каждом рабочем месте и на предприятии в целом.  Ныне в  России более 90 тысяч  учреждений культуры. Из них почти 42 тыс. – это дома культуры, 41 тыс. библиотек, около 3 тыс. музеев, 637 театров, 155 концертных залов (10). Помимо этого, к сфере культуры относятся кинотеатры, картинные галереи, планетарии, киностудии, выставочные залы, парки культуры  отдыха, художественные, скульптурные и реставрационные мастерские, мемориальные комплексы, объекты культурного наследия и другие учреждения, предназначенные для массового отдыха людей. В системе Министерства культуры РФ создана сеть организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В них готовят творческих работников и специалистов для различных направлений данной  отрасли  экономики.

     По экспертным оценкам, в сфере культуры трудится около 1 млн чел. Их труд должен быть безопасным и защищён с юридической точки зрения, а условия труда – комфортными и здоровыми. Эти требования  в полной мере касаются студентов, обучающихся в ведомственных учебных заведениях. По мнению председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по культуре Е. Ямпольской, «клуб, библиотека, музей – это сердце села или малого города, место, где собираются самые неравнодушные люди, где они могут развиваться и самореализоваться». С этим сложно не согласиться. Помимо этого, необходимо особо подчеркнуть: все объекты культуры – это центры идеологического воспитания населения, и в первую «лёгкий» труд библиотекаря очередь молодежи. Эта проблема приобщается к вечному и прекрасному, здесь формируется любовь к своим корням, родной земле, Родине и её истории, уважение к старшему поколению. На объектах культуры занято большое количество творческих работников. Регулирование особенностей их труда осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в ст. 351 ТК РФ. Однако, успешное функционирование учреждений культуры невозможно без участия работников,  осуществляющих административные, обслуживающие и другие функции. Их трудовые отношения с работодателем, в отличие от отношений творческих работников, регулируются ТК РФ на общих основаниях.

     Несмотря на определенные различия в регулировании условий труда различных категорий работников сферы культуры, труд дирижёра, рабочего сцены, киномеханика, балерины, каскадёра, экскурсовода, скульптора, реставратора, артиста и многих других должен быть безопасен для жизни и здоровья. В частности, об особенностях труда каскадёров, чей труд является специфичным и связан с повышенным риском, шла речь в статье «Каскадёры», опубликованной в № 3 журнала «Охрана труда и социальное страхование» за 2018 г. О короткой жизни на сцене артистов балета писала в статье К. Саламатова «Балет, балет, балет..,», опубликованной в № 5 журнала за 2018 г. Правильным  будет утверждение, что работодатели и работники должны знать и выполнять государственные нормативно – правовые  требования охраны и безопасности труда, учитывая специфику и особенности данной   должности  -профессии. Это в полной мере относится и к обучающимся в образовательных учреждениях, подведомственных Министерству культуры РФ. В период обучения они также должны соблюдать установленные требования безопасности. После окончания учебного заведения  должны быть готовыми к соблюдению требований охраны труда, внедрению культуры безопасности на  рабочих местах и в организациях.

     Более двух десятков лет применяли  «Правила охраны труда в театрах и концертных залах» (Утверждены приказом МК РФ от 6 января 1998г.№2). В п.1.1. 1 Правил… сказано: «Настоящие Правила распространяются на все действующие театры и концертные залы, независимо от их ведомственной принадлежности».  Приказом Минтруда России от 16 декабря 2020г.  № 914н  Утверждены новые  «Правила по охране труда при выполнении работ в театрах, концертных залах, цирках, зоотеатрах, зоопарках и океанариумах».  Однако, анализ содержания Правил показал, что их нормы применимы только к отдельной группе учреждений культуры. Требования, изложенные в приказе Минтруда России, не затрагивают труд работников таких объектов, как музеи, библиотеки, фондохранилища, планетарии, клубы, кинотеатры, киностудии, выставочные залы, художественные, скульптурные и реставрационные мастерские, мемориальные комплексы, парки отдыха и культуры, развлекательные комплексы с различными аттракционами и т.д.

      В тоже время,   труд в музеях должен быть безопасным. Свои сложности есть в каждой должности, а набор обязанностей зачастую зависит от особенностей объекта, его соответствия строительным, техническим, санитарно-эпидемиологическим и другим требованиям., а то и «широте мыслей» работодателя.  В № 3 журнала «Охрана труда и социальное страхование» №3, за 2018 г.  в статье «Что волнует библиотекарей», говорится  об особенностях труда работника библиотеки. Книжная пыль, регулярная переноска стопок книг, подъем по лестницам для их раскладки на верхних полках стеллажей, недостаточное освещение в проходах между ними, работа за ПЭВМ и т.д. делают труд библиотекаря не таким легким, как это кажется на первый взгляд. И это действительно так, но чиновников отвечающих за соблюдение охраны труда и санитарных норм на рабочих местах эти проблемы интересуют мало.

     Нередко на объектах культуры  происходят различные инциденты. Так, в сочинском дендрарии имел место пожар, при котором возникла угроза уничтожения реликтовых растений. Несчастные случаи происходят при эксплуатации аттракционов, в цирках и на других объектах. Об этом, в частности, шла речь в статье Ю. Енцова «Цирк – зона повышенной опасности», которая была опубликована в журнале «Охрана труда и социальное страхование» №10, за 2018 г. Автору этих строк  приходится нередко проводить занятия по охране труда с работниками культуры, которые представляют широкий спектр организаций этой сферы деятельности. Многих из них, и в первую очередь руководителей, интересует, почему отсутствует достаточная нормативно —  правовая база в сфере охраны и безопасности труда. Творческие работники не имеют возможности, образно говоря, «изобретать велосипед» и с нуля разрабатывать для своего предприятия большое количество различных локальных нормативных актов по охране труда. Привлечение в этих условиях аутсорсинговых компаний не всегда оправдано, к тому же их услуги достаточно дороги. В ряде случаев незнание специфики учреждения культуры негативно сказывается на качестве предоставляемых этими коммерческими организациями услуг по подготовке пакета документов по охране  и безопасности труда.

      Министерство культуры РФ, как отмечалось ранее, осуществляет государственную политику и нормативное регулирование деятельности учреждений культуры. Его специалисты должны заботиться об обеспечении безопасности и охраны труда работающих в этой сфере. В п. 5.26 Положения о Минкультуры России (утв. постановлением Правительства РФ от 20 июля 2011г. № 590) предусмотрено, что министерство «обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений, поданных в устной, письменной форме или в форме электронного документа, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством РФ срок». Учитывая, что безопасность при посещении музеев нужна  как работникам, так  и посетителям   автор этих строк обратился к министру культуры   Российской Федерации О. Любимовой с просьбой разъяснить следующие позиций: 1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010г. № 1160 утверждено Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандартов безопасности труда в организациях, правил и типовых инструкций по охране труда для организаций. В соответствии с этим документом проекты государственных нормативных требований охраны труда в установленной сфере деятельности могут разрабатывать федеральные органы исполнительной власти. Это дает основание полагать, что Минкультуры России может разработать проекты государственных нормативных требований охраны труда (стандарты безопасности труда в организациях, правила и типовые инструкции по охране труда) для организаций, находящихся в его ведении. Будет ли Минкультуры России осуществлять разработку государственных нормативных требований охраны труда для музеев, библиотек, фондохранилищ, планетариев, клубов, кинотеатров, киностудий, выставочных залов, художественных, скульптурных и реставрационных мастерских, мемориальных комплексов, объектов культурного наследия, дендрариев, парков культуры и отдыха и т.д., для которых в настоящее время такие документы отсутствуют или устарели? 2. Будут ли это дополнения к Правилам, утвержденным приказом Минтруда России, или это будут от дельные документы для различных учреждений культуры, имеющих свою специфику? 3. Особенно много вопросов возникает у слушателей о наличии требований охраны труда при эксплуатации аттракционов, которые устанавливаются на объектах культуры, а также, например, в торгово — развлекательных комплексах. Кто должен разрабатывать требования охраны труда для персонала этих объектов? 4. В предыдущие годы Министерством культуры РФ было издано большое количество правил и других документов по охране труда. Какие из них в рамках «регуляторной гильотины» утратили силу, а какие продолжают действовать? Каким нормативным актом отрегулирована эта позиция?

       Директор Департамента правового регулирования министерства Н.В. Ромашова в порядке ответа на поставленные вопросы письмом от 22 марта 2021г. № 247‑07-41 сообщила:  «В соответствии с абзацем вторым п. 3 Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (далее – Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010г. № 1160, проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей. Согласно п. 4 Положения проекты актов, содержащих требования охраны труда, разработанные в соответствии с абзацем вторым п. 3 Положения, направляются организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. В настоящее время в Минкультуры России отсутствуют предложения от заинтересованных организаций о разработке актов об охране труда.

     На сегодняшний день учреждения культуры в своей деятельности руководствуются следующими актами в области охраны труда: разд. X «Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 28 декабря 2013г.  № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и  проверки знания требований охраны труда работников организаций», постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 08.02.00 № 14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации», приказом Минтруда России от 16 декабря 2020г. № 914н «Об утверждении Правил по охране труда при выполнении работ в театрах, концертных залах, цирках, зоотеатрах, зоопарках и океанариумах» и др. Кроме того, Минкультуры России утверждены Методические рекомендации по разработке стандарта качества услуг государственных (муниципальных) учреждений культуры, которые включают ссылки на ГОСТ 12.1.004‑91. «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность, Общие требования», ГОСТ Р 12.0.008‑2009. «Си- стема стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организациях».

      В части эксплуатации аттракционов отмечаем, что «Правила по охране труда при выполнении работ в театрах, концертных залах, цирках, зоотеатрах, зоопарках и океанариумах», утверждённые приказом Минтруда России от 16 декабря 2020г. № 914н, содержат требования охраны труда при эксплуатации отдельного аттракциона «Мотогонки». Согласно «Правилам государственной регистрации аттракционов», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2019г. № 1939 (далее – Правила), государственная регистрация аттракционов осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов. Отдельные нормы по обеспечению безопасности организации аттракционов содержат указанные Правила и «Требования к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов», утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2019г. № 1732. В части признания утратившими силу отдельных актов в сфере охраны труда сообщаем следующее.

      Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020г. № 857 «О признании не действующими на территории Российской Федерации актов и отдельных положений актов, изданных центральными органами государственного управления РСФСР и СССР, а также об отмене акта федерального органа исполнительной власти Российской Федерации» признан не действующим на территории Российской Федерации приказ по Министерству культуры РСФСР от 27 апреля 1972г. № 412 «Об утверждении Временной инструкции по охране труда и технике безопасности при производстве реставрационно-восстановительных работ на памятниках архитектуры». Приказом Минкультуры России от 13 августа 2020 г.№ 922 «О признании утратившими силу приказов Министерства культуры Российской Федерации» признаны утратившими силу приказы: от 13 декабря 1994г. № 820 «Об утверждении Положения о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций культуры и искусства Российской Федерации» и от 06 апреля 1995г. № 223 «Об утверждении нового Положения об организации работы по охране труда на предприятиях, в учреждениях, организациях системы Министерства культуры Российской Федерации».

     Комментировать официальное мнение высокопоставленного должностного лица Министерства культуры РФ довольно сложно, но приходится. Если верить представленному ответу, Министерством культуры РФ отменено всего три нормативных акта. Возникает вопрос о приказе  этого федерального органа исполни — тельной власти от 6 января 1998г. № 2 «Об утверждении и введении в действие Правил охраны труда в театрах и концертных залах». Вполне логично предположить, что в связи с изданием приказа Минтруда России от 16 декабря 2020г. № 914н, которым установлены требования охраны труда при выполнении работ в театрах и концертных залах, указанный нормативный акт должен подлежать отмене. То же касается Правил техники безопасности и производственной санитарии в цирковых предприятиях (ПТБ Цирк-77), которые утверждены Министерством культуры СССР 19 сентября 1974г.

      Правила техники безопасности в музеях утверждены Министерством культуры СССР 8 мая 1974г. Сложно рассчитывать, что требования этого доку- мента актуальны в настоящее время и гармонируют с ныне действующей за-конодательной и нормативной базой. В ответе дана ссылка на постановление Министерства труда и социального развития РФ от 08февраля 2000г. № 14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации», которое касается организаций, но при этом обойдено молчанием постановление Минтруда России от 30 октября 1995г. № 59 (в ред. приказа Минтруда России от 12 февраля 2014г. № 96) «Об утверждении Примерного положения о службе охраны труда федерального органа исполнительной власти», которое имеет отношение к организации службы охраны труда непосредственно в центральном аппарате министерства. Отмеченное выше позволяет предположить, что специалистам Министерства культуры РФ следовало бы разобраться с нормативной базой по охране труда, которая была издана в прошлые десятилетия, и отменить документы, требования которых устарели и не могут применяться в настоящее время. Это первый вывод, который напра-шивается при анализе приведённого выше письма. Второй: в целом ряде учреждений культуры, имеющих свою специфику, работодатели не могут качественно выполнить требования трудового законодательства и охраны труда, не имея подзаконной нормативной базы в виде государственных норма- тивных требований охраны труда, и в первую очередь – правил охраны труда, утверждённых и введённых в действие в установленном порядке на федеральном уровне. Ссылку на то, что в настоящее время в Минкультуры России отсутствуют предложения от заинтересованных организаций о разработке актов об охране труда, вряд ли можно отнести к числу основательных аргументов, подтверждающих заботу о работниках библиотек, музеев, киностудий, а также о выполняющих реставрационные и другие работы, которые обеспечивают успешное функционирование учреждений культуры, имеющих свои особенности. Для того чтобы объекты культуры были по всем направлениям истинными очагами культуры, или, по словам Е. Ямпольской, «сердцем» населённого пункта, культура безопасности в них должна быть на высоком уровне. Для этого целесообразно иметь четкие государственные нормативные требования в сфере охраны труда. Они необходимы работодателям и работникам учреждений культуры. Такой документ будет полезен студентам, обучающимся в ведомственных образовательных учреждениях. Он станет подспорьем в создании безопасных условий для многомиллионной армии посетителей объектов культуры.

     Как итог, следует отметить, что  законодательные и нормативно-правовые акты в вопросе охраны и безопасности труда в научных,  образовательных и культурных учреждениях требуют серьезных изменений (доработки) на законодательном уровне, и пристального внимания должностных лиц всех уровней власти, прежде всего министерств и ведомств. Это жизненно важно ибо  связано с жизнедеятельностью человека труда.  Видимо требуется более жёсткий подход,  усиление надзора и контроля за соблюдением  требований охраны и безопасности труда со стороны государства в лице Инспекции труда, а также профсоюзных и других общественных организаций. К сожалению, роль общественных организаций в постсоветской России, в вопросах  защиты человека труда  сведены к минимуму. Согласно Конвенции МОТ 1973г. №135 «О защите прав представителей работников на предприятии  и представляемых им возможностях», в каче6стве представителей работников могут выступать: представителей профсоюзов, выборные представители, свободно избранные работники предприятий в соответствии с национальным законодательством..  Эти положения также предусмотрены  статьей 31 Трудового кодекса Российской Федерации. Одна из причин сложившегося положения дел с охраной и безопасности труда в отраслях науки, образования и культуры в том,  что чиновники разных уровней  убрали опытные  кадры —  специалистов из школ и вузов, знающих своё дело. Пришли те,  кто живёт по принципу – чего изволите?  А люди получают травмы, гибнут,  но отстоять  законные права нет возможности ибо отсутствует  необходимая  законодательная база. Однако это мало кого волнует. Хочется верить, что на данный вопрос обратит внимание не только законодательная но и исполнительная власть Российской Федерации.

Член Президиума ЦС РУСО, профессор,  журналист        В.А. Попович

22.04.2022г.