Комментарий Фуада Павофа на статью Андрея Дульцева «Вкус к теории» в газете «Правда»

ФРАНЦУЗСКИЙ УЧЁНЫЙ ГОВОРИТ

       О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

                      МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА

  На страницах газеты «Правда» иногда появляются статьи, которые интересны и полезны мне – пожилому человеку в возрасте 87 лет, который постоянно выписывает и читает газету «Правда» с 1961 года, в течение последних 60 лет.

  Такой интересной и полезной для меня была публикация газеты «Правда» (№34, 2-5 апреля 2021 года, с.4) «Вкус к теории», в которой был изложен текст беседы корреспондента газеты «Правда» Андрея Дульцева с французским учёным Жан-Нюма Дюканжем.

  Как сказано в публикации, Жан-Нюма Дюканж родился в 1980 году. Он рассказал своё мнение о важности изучения и развития марксистско-ленинской теории. Ниже я приведу ту часть того, что говорил французский учёный Жан-Нюма Дюканж корреспонденту газеты «Правда» Андрею Дульцеву по публикации газеты «Правда», которые меня больше всего заинтересовали.

  Учёных, которые изучают историю рабочего движения, во Франции очень мало, в последние 10-15 лет наблюдается некоторое оживление. Есть несколько коллективов, занимающихся историей Французской коммунистической партии.

  Мы пытаемся учащихся заинтересовать проблемами истории рабочего движения. Многие отказываются обращать внимание на политическую составляющую истории рабочего движения, так как она связана с партиями и профсоюзами. Они считают, что именно эта связь привела рабочее движение к «катастрофе».

  Ни в коем случае нельзя пренебрегать политической и профсоюзной составляющими. Нужно переломить тенденцию деполитизации. Негативные предрассудки – отказ от идеологии – стали основной проблемой молодёжи.

         Во Франции даже на уровне учебников утверждена концепция антитолитаризма, что играет большую роль в образовании молодёжи. В средней школе и университете главенствует концепция, согласно которой СССР фактически приравнивается к нацистской Германии. Самый карикатурный пример – учебник, на котором на одной странице напечатано изображение книги Гитлера «Моя борьба», а на противоположной текст «Интернационала» Пьера Дегейтера и Эжена Потье.

  Опрос показал, что треть французской молодёжи считает коммунистическую идею Карла Маркса интересной и заслуживающей обсуждения. Оценка французской буржуазной  революции 14 июля 1789 года сильно изменилась после кризиса Советской Социалистической системы в России в 1989-1999 одах.

  Хотя это не единственная причина.

  С подачи американских университетов была предпринята идеологическая атака, положившая начало утверждениям о том, что именно Великая Французская буржуазная революция 14 июля 1789 года открыла путь тоталитаризму. Историк Франсуа Фюре заявил, что революция 1789 года – это начало «разложения», которое привело позже к «сталинизму».

  В продаже масса исторических журналов, в которых в Великой Французской буржуазной революции 1789 года подчёркиваются её «ужасы». Но битва за историческую правду не прекращается.

  Победа Великого Октября 1917 года была немыслима без Ленинского анализа Парижской Коммуны 18 марта 1871 года.

  Во Франции после Второй мировой войны подавляющее большинство населения разделяло мнение, что именно Советский Союз выиграл Вторую мировую войну. Это мнение доминировало до 1960-х годов. Начиная с 1970-х в опросах о победителях Советский Союз уступил первое место США. Последующие поколения поверили, что именно американцы выиграли войну. Это результат идеологической обработки населения.

  После Второй мировой войны заявляли, что французские коммунисты – это «сталинисты, работающие по указке Москвы».

  Подъём успехов Французской коммунистической партии продолжался до конца 1960-х годов. Он позволил получить Французской коммунистической партии поддержку 25% населения.

  В 1970-ые годы возникла насущная проблема теоретической работы. После Мориса Тореза и Жака Дюкло в руководстве Французской коммунистической партии не осталось теоретиков.

  Морису Торезу Коммунистическая партия Китая и Албанская партия труда казались более верными марксизму-ленинизму, чем курс, предложенный Хрущёвым Н.С.

  Принцип мирного сосуществования был разработан Молотовым В.М. задолго до 1957 года. Проблема заключалась в невозможности реализации этого принципа из-за отсутствия теоретических знаний у Хрущёва Н.С.

  Хрущёв Н.С. за всю свою жизнь не приложил ни малейших усилий, чтобы написать хоть один текст. Произносимые им доклады были написаны не им.

  Здесь одна из главных проблем: поколения политиков, последовавшие за Морисом Торезом, Сталиным и Мао Цзэдуном, теорию не развивали, у них к ней вкуса не было.

  После смерти Сталина Морис Торез отчаянно «цеплялся» за Молотова В.М.: это был единственный человек, в котором Морис Торез видел потенциал и широту взгляда.

  Жаль, что в дневнике Мориса Тореза нет содержательных пометок о его разговоре со Сталиным, который состоялся в 1952 году. Морис Торез был одним из последних лидеров зарубежных коммунистических партий, кто разговаривал со Сталиным перед его смертью.

  В 1990-ые годы Французская коммунистическая партия встала на позиции, что государства исторически обречены исчезнуть.

  У последовательных марксистов-ленинцев прослеживается линия, направленная на защиту народа и его интересов ненационалистическим способом. На этом поле у марксистов-ленинцев с буржуазным национализмом шла ожесточённая борьба.

  Одна из проблем французов заключается в том, что многие из них уклоняются от осмысления национального вопроса по марксистско-ленински. Это поле боя очень опасно оставлять противнику.

  Во Франции существует аномалия: труды Сталина нигде невозможно найти, его тексты не публикуют даже с примечаниями или критическими вступлениями. После 1956 года труды Сталина были преданы забвению.

  Текст Сталина по национальному вопросу 1913 года интересен. В годы венской эмиграции в 1913 году Сталин написал «Марксизм и национальный вопрос». Там он одним из первых обозначил критерии нации. Этот текст Сталина оказался важным и для самой Австрии: в 1945 году документ о независимости Австрии был подписан тремя австрийскими партиями, а определение         австрийской нации, на котором базируется  этот документ, вытекает из Сталинского определения и его критериев нации.

  «Вопросы ленинизма» и знаменитый «Краткий курс истории ВКП(б)» 1938 года дали идеологическую базу миллионам коммунистам во всём мире.

  Я элементарно нахожу скандальным, что историки не читают произведений Сталина. Многие критикуют марксизм-ленинизм, не зная содержания работ.

  Одним из очень важных текстов является Сталинский труд «Экономические проблемы социализма в СССР». Утверждения Сталина о товарообмене, колхозах, кооперативах и картелях, о мере участия и регулирования государством были очень внимательно изучены и взяты на вооружение китайцами.

  Сталин был одним из последних теоретиков международного коммунистического движения. С уходом поколения Сталина и Мориса Тореза теория сошла на нет. Каждый мог писать всё, что ему взбредёт в голову.

  Партийные идеологи больше не ставили вопрос о генеральной линии партии, а руководство не заботилось о её содержании. Между тем теоретический анализ актуальной политики – это то, без чего марксизм-ленинизм не имеет ценности.

  Моё послесловие. 1. Ленин 14 мая 1918 года говорил: «окончательно победить можно только в мировом масштабе и только совместными усилиями рабочих всех стран» (т.36, с.335) и рекомендовал «привлечь в особенно большом числе заграничные марксистские силы» (т.36, с.372), а в работе «Пролетарская революция и ренегат Каутский» в ноябре 1918 года писал: «Мы были бы несказанно благодарны всякому западноевропейскому марксисту, если бы он, ознакомившись хотя бы с важнейшими документами, дал критику нашей политики, ибо этим он помог бы нам чрезвычайно, помог и назревающей революции во всём мире» (т.37, с.317).

    Я уверен, что Центральному Совету РУССО, редакциям журнала «Политическое просвещение» и газеты «Правда» можно и нужно сохранять дружбу, сотрудничество и взаимопомощь с французским учёным Жан-Нюма Дюканжем.

  2. По многим причинам статьи, подобные публикации «Вкус к теории», на мой взгляд, в России уже давно не публикуются. Причины другим членам КПРФ известны не хуже, чем мне, поэтому о них я не буду писать.

  3. Но не могу не сказать, что если с положение, связанное с отсутствием публикаций, подобных публикации «Вкус к теории», кардинально не изменится, то мы угробим  и КПРФ, и ЛКСМ РФ, и дело Советского Социалистического и Коммунистического развития России.

                                        Фуад  Пафов, 27 марта 1935 года рождения,

                                    учитель с августа 1954 года, член КПСС  с

                                    сентября 1961 года, секретарь Хабезского

                                    райкома КПРФ с июня 2008 года.

                                                          369425. Карачаево-Черкесия.

                                                          Аул Али-Бердуковский.

                                                         Северный Кавказ. Россия.

                                                         Телефон 8-906-444-33-80.

   Июнь 2021 года.