Многие специалисты рыбной отрасли, да и большинство ассоциаций, союзов, объединений рыбаков и ряд компаний, направили свои ЗАКЛЮЧЕНИЯ на законопроект, подготовленный Минсельхозом и Росрыболовством, как поправку к ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Суть этой поправки в том, что, не завершив I этап программы инвестиционных квот, приступить к проведению II этапа программы инвестиционных квот и новых аукционов долей-квот на краб и ряд других объектов континентального шельфа России.
По данной инициативе федеральных органов мною, хотя я продолжаю придерживаться и открыто заявлял ранее об ошибочности в целом проекта «инвестквот и аукционов долей-квот водных объектов», также было направлено соответствующее ЗАКЛЮЧЕНИЕ по законопроекту о проведении II этапа инвестиционных квот, содержание которого приводится ниже полностью, с тем, чтобы не пересказывать его.
«ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Зиланова В.К., профессора МГТУ, заслуженного работника
рыбного хозяйства России
по проекту федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов»
(ID проекта: 02/04/11-21/00122915).
Проект федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» (ID проекта: 02/04/11-21/00122915), которым устанавливается концептуальная рамка проведения II этапа программы инвестиционных квот.
Одновременно с этим в соответствии с ранее принятыми поправками к федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» начиная с 2018 года по настоящее время продолжает, осуществляется I этап программы инвестиционных квот. В соответствии с ним выделяются дополнительные квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для строительства береговых рыбоперерабатывающих заводов и судов рыбопромыслового флота. При этом выделение дополнительных квот для строительства рыбопромыслового флота и береговых рыбоперерабатывающих заводов будет осуществлять вплоть до 1 января 2023 г.
Необходимо отметить, что с 2018 года по настоящее время по I этап программы инвестиционных квот заключено 55 договоров на предоставление квот под строительство рыбопромысловых судов с объемом инвестиций около 187,7 млрд рублей. Из реализуемых проектов по строительству рыбопромысловых судов построено и сдано заказчику лишь 5 судов. Остальные суда находятся на начальной стадии строительства на верфях — 32 судна. Строительство 18 судов до сих пор так и не начато.
По самым оптимистичным прогнозам Росрыболовства завершить строительство рыбопромыслового флота в соответствии с I этапом программы инвестиционных квот ожидается не ранее 2025 года вместо расчетного 2023 года.
Получить же объективную экономико-социальную оценку результатов программы I этап программы инвестиционных квот возможно не ранее 2026-2028 года. Без такой оценки принимать новые поправки — проекта федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» (ID проекта: 02/04/11-21/00122915), которым устанавливается очередное проведение II этапа программы инвестиционных квот, по меньшей мере, не обосновано (выделено автором).
Аналогичное положение складывается и по предложению II этапа крабовых аукционов и предложению выставления на аукционы целого ряда новых объектов промысла на российском континентальном шельфе, на которые ранее ни когда не распространялась аукционная система.
Следует так же принять во внимание, что ни в одной стране мира с развитым рыбным хозяйством и рыночными отношениями никогда не применялись и не применяются в настоящее время такие «новации» как «инвестиционные квоты» и «аукционы» долей квот на вылов водных биоресурсов. Да ещё и для национальных рыбопромышленников и рыбаков при осуществлении ими промысла в собственной 200 мильной ИЭЗ и на континентальном шельфе (выделено автором).
В связи с вышеизложенным считаю, что законопроект не соответствует устойчивому развитию рыбного хозяйства России и насыщения внутреннего рынка разнообразной отечественной рыбной продукции и его следует отклонить.
15.12.2021 года Зиланов В.К.»
Данное ЗАКЛЮЧЕНИЕ, как и все другие подобные ЗАКЛЮЧЕНИЯ направленные ассоциациями, союзами, объединениями, компаниями и отдельными специалистами рыбной отрасли были направлены инициаторам — Минсельхозу, Росрыболовству — законопроекта для учета и ответа на них.
Действительно на мое ЗАКЛЮЧЕНИЕ после его рассмотрения появился ответ, который привожу его полностью ниже.
«НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЗИЛАНОА В.К.на законопроект.
Комментарий разработчика:
Подведены предварительные итоги 1-го этапа, по результатам которого сделан вывод, что данный механизм зарекомендовал себя эффективным в привлечении инвестиций в отрасль, обновлении производственных фондов рыбохозяйственного комплекса и созданию новых высокопроизводительных рабочих мест, а также придал импульс восстановлению отечественного судостроения и судоремонта. Соответствующая информация приведена в пояснительной записке к законопроекту, включая анализ состояния отрасли, в том числе социально-экономических, финансовых и иных последствий принятия данных последствий».
При сопоставлении текста моего ЗАКЛЮЧЕНИЯ и текста ЗАКЛЮЧЕНИЯ разработчиков, а ими, напомню, являются Минсельхоз и Росрыболовства, сводится к традиционной чиновничьей отписке, поскольку в самой Пояснительной записке к законопроекту нет ни каких «социально-экономических, финансовых и иных последствий…» принятых решений. Да их и не может фактически быть на сегодняшний день, поскольку I этап программы инвестиционных квот продолжается и его завершение, как заявляют и сами инициаторы этой «модернизации исторического принципа», ожидается не ранее 2025 года. Получить же объективные социально-экономические показатели Iэтапа программы инвестиционных квот возможно не ранее 2026-2028 годов.
Вывод очевиден. Разработчики, уверовав в своём административном ресурсе, а это, прежде всего чиновники Администрации Президента и депутаты Госдумы от фракции «Единая Россия», внесут от имени Правительства Российской Федерации в ближайшее время законопроект о II этапе программы инвестиционных квот. Принятие их могут обеспечить голоса все той же фракции «Единая Россия», как это было и ранее при принятии законопроекта по I этапу инвестиционных квот и аукционов долей-квот по крабу.
И все же, пока ещё имеющийся, пусть небольшой, лаг время, позволяет предпринять ряд дополнительных мер с тем, чтобы остановить этот разрушительный для рыбной отрасли процесс очередного передела квот. Какие это должны быть «дополнительные меры»? Ответ за рыбацкими ассоциациями, союзами, объединениями и компаниями.
Со своей стороны считаю крайне важным разъяснить, разжевать Правительству России, губернаторам, депутатам всех фракций Госдумы и прежде всего «Единой России» от приморских регионов к чему привел I этап инвестиционных квот, аукционов по крабу. И что следует ожидать от IIэтапа инвестиционных квот и новых аукционов по крабу и другим ресурсам континентального шельфа.
А это в сухом остатке, кроме передела квот, ещё и уменьшение поступления рыбной продукции отечественного производства на внутренней рынок, повышение розничной стоимости рыбы и рыбопродукции и снижение годового потребления её российским населением. Всё это уже ощущают на себе жители страны.
03 февраля 2022 года
Вячеслав Зиланов