В.А. Попович: Судостроители и судоремонтники в годы фашистской агрессии

В 2021г.  году наш народ отметил скорбную дату — 80 лет фашистской агрессии против Советского Союза,  а  5 декабря 2021г. – 80 лет начала разгрома гитлеровцев  под Москвой.  2 февраля 2022г. наш народ – патриоты отметили  79-ю  годовщину разгрома немецко – фашистских войск  под Сталинградом, однако  мало сказано о том вкладе, который внесли в эту победу  моряки и речники нашей страны, а  тем более судоремонтники и судостроители. Вместе с тем вклад этой категории советских людей в победу над врагом огромен. Судоремонт организация боевая. Корабль без ремонта – это груда металлолома. В предвоенные годы и годы войны в военном судостроении и судоремонте работали сотни тысяч людей. Они с честью выполнили поставленные перед ними задачи. Работники предприятий не только строили и ремонтировали морские и речные корабли, но выполняли  и другие государственные заказы.

    Так,  в  предвоенные годы  в Советском Союзе было  заложено 533 боевых корабля. Достроено и сдано флоту 312 ед. общим водоизмещением 243,2 тыс. тонн. Из них: лидеров -7, эскадренных миноносцев – 30, сторожевых кораблей -18, тральщиков – 38, мониторов речных – 8, подводные лодки  типа «Декабрист»  – 51, подводные лодки типа «Щука» -77, подводные лодки малые-78. В начале войны находились в постройке — 219 кораблей: линейных – 5, крейсеры – 10, эсминцы — 45/47, тральщики – 25, сетевые заградители -10, мониторы – 6, подводные лодки – 49,  другие корабли и суда. Их строили на 24 заводах Наркомата судостроительной промышленности, где в 1941г. работало 100 тыс. чел.     В 1941 г. Государственный Комитет  Обороны (ГКО)  поставил перед промышленностью речного транспорта задачу в кратчайшие сроки освоить производство военной продукции. Многие судоремонтные заводы переключились на её выпуск: мин, снарядов, понтонных мостов, аэросаней, авиабомб, огнемётов и другой военной продукции. Так, коллектив Звениговского завода за годы войны изготовил 95 аэросаней, 8 плавучих госпиталей, 65 тысяч авиабомб, 6 водолазных ботов.

                  Военная программа по судостроению на 1941г.

 Классы и типы кораблей.ПланвсегоВт/ч с 22. 06. 41г.  % выпол. плана
1      23456
1По сдаче кораблей: -крейсеры легкие.  1  1  —  100
 — эсминцы и сторожевые корабли. — тральщики быстроходные -охотники за ПЛ  (пр. 122). — подводные лодки — боевые катера (МО, ТК, БКА). — мониторы т. 1190 — тральщики катерн. — сетевые заградит. — вспомогательные  и другие  (буксиры баржи, катера и т.д.).20   7 4   48 201   1 49 5   105519   3 2   28 113   — 44 4   47414   1 2   23 97   — 23 4   38295   43 50   58 56   — 90 80   45
2По закладке кораблей: — легкие крейсеры — эсминцы и сторожевые — тральщики быстроходные — охотники  за ПЛ пр. 122 — подводные лодки. — боевые  катера (МО, ТК, БКА). — вспомогательные  Суда.    1 17 6 56 19   250 883  1 17 6 8 17   121 542  — 2 1 8 —   51 192  100 100 100 14 89   47 61  

В 1941г. (в первом полугодии) сдано 13 кораблей, а во втором — 44 ед.,  боевых катеров — 37 и 121 единицу соответственно.  Это лучшие успехи в кораблестроении за все годы войны. Вспомогательных судов и средств сдано — 98 ед. (в первом полугодии), а во втором – 382 ед. В последующем строительство кораблей и судов велось менее интенсивно.

Эвакуация судостроительных и судоремонтных предприятий

                                       Наркомсудпрома в 1941г.

 Эвакуир. завод (город)Числен. Работ. на нач. войны  Эвакуир. специал.Место   Городэвакуации +   завод
1189 (Ленинград)15500614Горький Молотов Сов. Гавань Сосновка Молотовск Астрахань Комсомольск -на –Амуре112 344 263   640 402 638 199
2190 (Ленинград)11500264Сталинград264
3194 (Ленинград)11300863Зеленодольск Молотовск Астрахань
Молотов Горький  ++ Тюмень Рыбинск Ком. – на – Амуре Владивосток

340 402 638 344 645 639 341   199 202
4196 (Ленинград)4200312Молотов Молотовск Зеленодольск Тюмень344 402 340 639
5         5 (Ленинград)2845177Сосновка Ярославль Астрахань640 345 Астр.суд.вер. им. Кирова НКРП
6363 (Ленинград)2200620Балаково Молотовск Тюмень661 402 639
7370 (Ленинград)260084Балаково Горький Молотовск661 646 ++ 402
8198 (Николаев)225004500Астрахань Молотовск638 402
10200 (Ленинград)108001457Астрахань Мордовщики638 342
11201 (Севастополь)69374500Астрахань Туапсе     Поти638 СРЗ им. Ф.Э. Дзержинск. НКМФ Своб. площ.
12300 (Киев)39351460Зеленодольск340
13532 (Керчь)1226526Тюмень Молотов639 344

+ Небольшие группы были направлены  на ССЗ и СРЗ НРФ в Куйбышев, Омск, Новосибирск, Красноярск в Архангельск и другие места дислокации судостроения и судоремонта.

++ Вероятно еще СРЗ «теплоход» и им. 25 октября.   Как видим всё было четко спланировано и продумано до мелочей.                                                                                                     

Стоимость постройки кораблей  ВМФ довоенных проектов

 КораблиСтоимость, млн. руб.
1Линейный корабль пр.231180
2Тяжелый крейсер850
3Лидеры пр. 1 и 38: -на заводах  европейской  части страны — на заводах Дальнего  Востока    29,1 – 38,7 52,15 – 52, 25
4Эскадренные  миноносцы пр.7: -на заводах европейской части страны — на заводах Дальнего  Востока  20,4 – 27,35   37,65 – 41,95  
5Подводные лодки: 
 ХII серии3,8
 ХV серии5,5
 Х серии7,7
 11,0
 ХIII13,0
 ХIV26,6

Постановлением ГКО от 13 июля 1939г. наркомату строительства (НКС) предусматривалось построить на  КБФ, ЧФ, ТОФ по одному сухому доку для линкоров типа «Советский Союз».

      Количество кораблей и судов, построенных судостроительной

                   промышленностью СССР с 1921-1945гг.

 классы и тип. кораб. и удов       вост.             1-я пят –ка2-я пят-ка    3-я       пят-капостр. до 22.6.41гв поср. 22.6.41гпостр.за г. ВОВ
1Лин. кор. тяж. крей.  —  —  —  —  5  —
2Крейсер. 12   —  4710  2
3Лид.,эсм  52 136444818
4Под.лодки:       
 большие71315351210
 средние7222945023
 малые45226783321
5Стор. кор.713222162
6Тральщ.632382596
7Мониторы8862
8Заградит.11104
9Боев. кат.387276315672100677
10Кат. трал.2020337
11Дес. суд.1010301
12Всп. суда113444
13Танкеры612102282
14Сух., лес.53735380112
14Рудовоз.426
15Лед. тран. суд.1111
16Реф. суда1313
17Пас. суда1126221
18Мор.барж, лих,шалан.240 50110200170
19Ледоколы13422
20Гид.НИС.91928
21Мор.рей. буксиры14280801002013
22Рыб. траулеры203035011
23Прочие сам.суда5006008001900629
24Реч. сам. суда184/45432/138352/65986/24954/12
25Суд. тех. флота74230806
26Кат. всех назначен.32050065014701200

Кроме этого  строились  речные несамоходные баржи и некоторые другие корабли и суда для нужд флота.

Строительство кораблей по планам (1942-1944гг.).

 Классы кораблей    1942г. п/ф1943г. п/ф1944г. п/фВсего
1Легкие крейсера1/11/-1/12
2Эскадр. минонос.3/33/23/-5
3Под. лодки26/1316/1112/529
4Стор. корабли2/-2/11
5Тральщики5/14/12/13
6Больш. охотники29/320/124/913
7Мониторы2/12/12
8Боев. кат. (МО, ТКА,БКА)198/62335/177290/216455
9Кат. тральщ.143/80112/93145/123296
10Вспомогательные суда и пл./средства721/508435/403346/2051116

     В годы войны военным судоремонтом (кроме капитального ремонта и модернизации)  занималось Техническое управление  ВМФ. Его возглавлял инженер-контр-адмирал (затем инженер — вице-адмирал) А.Г. Орлов. 29 апреля 1945г. руководителем ТУ  назначен инженер-контр-адмирал А.Н. Савин. В составе ТУ ВМФ были отделы, которые занимались вопросами ремонта кораблей и судов (2-й — ремонтных) и (4-й — судоремонтных предприятий). На флотах ремонтом занимались технические отделы (ТО), которые состояли из: мобилизационного, ремонтного, эксплуатационного, судоремонтных предприятий, оборудования и запасных материалов, энергетического, снабжения и др.

    26 июня 1941г. вышло распоряжение СНК СССР разрешающее разбронировать  судоремонтные материалы на предприятиях наркоматов судостроительной  (НКСП) и рыбной (НКРП) промышленности, морского  (НКМФ), речного (НКРФ) и Главного управления Северного морского пути (ГУСМП), расположенных на театрах военных действий. Обязывали эти наркоматы ремонтировать корабли  по требованию военных советов флотов.

     В войну  резко возрос объем судоремонтных работ. В первый год войны было  отмобилизовано 938 ед., однако  оборудование  и вооружение по мобилизационному плану поступило только на 373 ед. Многим призванным в ВМФ судам из  министерств и ведомств требовался средний, а то и капитальный ремонт. Из-за отсутствия должно технической базы  заводы не были готовы выполнить требуемый объем судоремонтных работ.

     Так, стояла  задача срочно оборудовать корабли и суда обмотками размагничивания  для защиты от неконтактных мин.  В 1941г. такое устройство получили 92 корабля, а к 1945г.- 237 кораблей и судов. Резко возрос объем работ по ликвидации боевых  и навигационных повреждений. За годы войны такие повреждения получили  1697 ед., в т.ч: надводные корабли-376, ПЛ-136, боевые катера-780, вспомогательные и транспортные суда – 403. По воюющим флотам эти повреждения распределились: БФ-1071, ЧФ-471, СФ-155ед.

      Другая причина ухудшения судоремонта заключалась в потере больших территорий с находившимися на них предприятиями судостроения и судоремонта.  Условия военного времени резко ухудшили планирование и снабжение материалами и ЗИП. Из-за бомбардировок противника имели место значительные потери рабочего времени. Так, на КМЗ они достигли-20%, по Мурманским мастерским-13%, В 1942г. в среднем по заводам, потери  составили -12,5%, а в 1943г.-9, 25%.

      Капитальный и восстановительный ремонт НК и ПЛ в годы войны (1941-1945гг.).                   

 Тип корабля    Всего сдано  КБФ  ЧФ  СФ  ТОФ  БВФ
1Кап. и авар. вост. ремонт:      
 -лидеры33
 -крейсеры651
 -лид. и эсмин.25241
 — подлодки11475534
 -тральщики1818
 -боев. вспом. суда и катера3413163111
2Текущ. гар. ремонт:      
 — крейсера11
 -лид. и эсмин.182214
 — стор. корабли422
 -подлодки501436
 тральщики22
3Вспом. /суда33

а). Аварийно  — восстановительный и текущий  ремонты проводились в укороченные сроки,  чем в мирное время. Так, восстановление на заводе №189 (Ленинград) крейсера «Максим Горький» подорвавшийся на мине в первый день войны, изготовление новой носовой оконечности произведено в рекордно – короткий срок – 43дня. б). На заводе №194 проведена модернизация 26 торпедных катеров «Г-5» со сменой обшивки, в течение 2,5 мес.  В мирное время на эти работы требовалось 6 мес. в). Проведена обрезка кормы крейсера «Молотов» на плаву, включая  подводную часть с пристыковкой кормы крейсера «Фрунзе».

Крупные и частые повреждения боевого характера, имели место на черноморских и балтийских кораблях, у северян – реже. На СФ значительно больший объем работ вызывали навигационные аварии и повреждения полученные в результате штормов, ледяных заторов, как следствие трудных условий плавания, сурового климата, длительной полярной ночи, сложного гидрометеорологического режима, недостаточной прочности корпуса эскадренных миноносцев и недоработки судовых устройств  ПЛ. Поэтому, судоремонтниками проводились большие корпусные работы  по укреплению корпуса эсминца, замене трубок в котлах, аварийному ремонту главных турбин и вспомогательных механизмов.

 Достойно трудились военные судоремонтники Волжской  речной флотилии в 1942-1943гг. В состав флотилии входили канонерские лодки, переоборудованные из буксирных пароходов, бронекатера, катера МО-4 и катера тральщики специальной постройки. Флотилия не имела собственных ремонтных средств, ремонтировалась на волжских заводах НКРФ.   В 1942-1943гг. ремонт кораблей флотилии проводился силами волжских судоремонтных предприятий — НКРП, НКРФ, НКЛП, находившихся в районе зимовки кораблей и на предприятиях НКСП, НКАП, наркомата нефтяной промышленности и мастерских флотилии. Большие трудности вызывал ремонт кораблей на необорудованных стоянках. Для выполнения ремонтных работ к таким кораблям направлялись ремонтные бригады. В 1943г. флотилия имела три плавучих мастерские со штатом по 50 чел. и две подвижные мастерские на автомашинах. Плавучие мастерские имели свои электростанции, станочное оборудование, устройства для зарядки аккумуляторов,  компрессоры и другое оборудование. По ходу наступления наших войск,  судоремонтную базу ВВФ перевели на другие формируемые речные флотилии.

 В годы войны судоремонтники СФ установили на корабли и суда 220 зенитных орудий и 75 пулеметов, 19 кораблей и семь ПЛ получили британские гидроакустические станции  «Дракон», а шесть отечественные «Тамир».  Количество отремонтированных  всеми видами ремонта (капитальный, средний, текущий, навигационный, аварийный) кораблей на СФ (с 22.06 1941г. по 1.04 1944г, без учета Беломорской флотилии) составило: ЭМ-73, ПЛ-289, СКР тербинные-32, СКР и ТЩ типа РТ-268, боевые катера-197, вспомогательные суда -225, иностранные суда-137 ед. В  1941-1944гг. на Черноморском флоте прошли разные  виды ремонта  — 1509  кораблей и 180 кораблей доковый ремонт. В том числе: капитальный-39; средний-72; текущий – 276; аварийный-267; аварийно – боевой -247, навигационный – 608 ед.

     Судоремонтники  КБФ за годы войны отремонтировали   различными видами ремонта 4357 кораблей и судов, а от доковали в 1942-1945гг.  – 854 корабля. В том числе: в 1941г. – 765 ед.; в 1942г.-682ед. и 192 от доковано; в 1943г. плановый ремонт прошли 800 кораблей и катеров, аварийный и навигационный 304; доковый-253 ед. ; в 1944г. -311 кораблей и катеров. Кроме этого, 912 катеров прошли аварийный и навигационный ремонт, а 285 кораблей докование. В 1945г. до окончания боевых действий завершен ремонт 36 кораблей, 516 катеров и 21 вспомогательное судно, от доковано 124 корабля.

       В 1945г на ТОФ обеспеченность судоремонтом составляла 71%, в том числе: в главной базе — 65%, в Советской Гавани-81%, в Николаевске-на-Амулре-43%, в Петропавловске-Камчатском-100%. В ходе скоротечных боевых действий на ТОФ и КАФ больших повреждений кораблей не было. Для срочного судоремонта использовались плавучие мастерские  и станции подводного судоремонта. По окончанию боевых действий был организован ремонт наших кораблей в китайских портах.

        Несмотря на трудности военного характера судостроители и судоремонтники выполнили поставленные перед ними задачи.  Так,  план  судоремонта (в тыс. руб.) выполнен на 98,9%. За 1941-1945гг. численность производственных рабочих в судоремонте на предприятиях ТУ ВМФ выросла на 12, 3%, производительность труда рабочих на 18,6%, среднегодовая выработка на одного рабочего в 1945г. составила 27 382 руб.  За годы войны судоремонтными предприятиями и ТУ ВМФ было отремонтировано -8815  кораблей и судов различных классов, в т.ч.: СФ-1642 ед., КБФ-4257, на ЧФ -1509 ед. Судоремонтники с честью выполнили поставленные перед ними задачей по восстановлению и поддержанию боеготовности кораблей и судов, чем внесли огромный вклад в нашу Победу над фашизмом.

    По окончанию Великой Отечественной войны в связи с созданием атомного,  океанского флота по решению И.В. Сталина было создано Главное управление судоремонтных заводов ВМФ. Это был мощнейший Главк в структуре Военно-Морского флота, который обеспечивал надёжную боеготовность нашего флота. Однако,  после развала Советского Союза эта структура была ликвидирована, а большинство военных судоремонтников уволено.  Коснись непредвиденных обстоятельств (боевых действий) восстанавливать повреждённые боевые корабли будет некому и нечем.

    Член президиума ЦС РУСО, инженер – судомеханик, писатель и журналист

                                                                     В.А. Попович

4.02. 22г.