Эксперт В.К. Зиланов: «Почему Медведеву доверили нести «арктический крест» России?»

Из пяти арктических государств, а это Россия, Норвегия, Дания (в отношении Гренландии), Канада и США, побережья которых выходят к Северному Ледовитому океану, только Россия обладает самой обширной территорией, находящейся за Полярным кругом (3,1 млн кв. км, что составляет 11% территории России)), самой протяженной внешней морской границей 200 мильной исключительной экономической зоной (19,7 тыс. км) и значительным по площади континентальным шельфом (около 4 млн кв. км). А это, прежде всего, морская транспортная система, запасы нефти и газа, минеральных ресурсов и морских живых ресурсов.

  В Арктическую зону Российской Федерации входят полностью 4 субъекта – Мурманская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа. Кроме того, еще ряд муниципальных образований — 4 субъекта Российской Федерации входит частично в Арктическую зону России. К ней отнесены также земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, в границах определенных Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года и других актах СССР.

Соседние с нами арктические государства и, прежде всего США, Канада, Дания (в отношении Гренландии) и Норвегия, проявляют интерес к ресурсам Арктики. Внимательно наблюдают за позициями той или иной страны по этому и другим направлениям в регионе и другие государства, не имеющие арктического побережья. Такие как Китай, Япония, Корея и ряд других. Это вызвано и тем, что сама Арктика на протяжении последних 200 лет рассматривалась как важная в перспективе транспортная система.

  Изначально в арктических водах преобладал такой вид хозяйственной деятельности, как рыболовство. Затем, с освоением новых технологий, появилось новое направление – разведка и освоение углеводородных ресурсов.

  Большое значение придавалось научным исследованиям, открытию новых районов, познанию сущности Северного Ледовитого океана. Наконец, в последние годы, когда обострились геополитические противоречия между странами, на первый план вышли и проблемы безопасности, и дележ арктического шельфа. Хотя многие склонны считать, что в Арктике вопросы безопасности достаточно сбалансированы и особой остроты они не вызывают. Тем не менее напряженность в этом важном стратегическом районе в последние годы нарастает. Следует учитывать и то, что 4 арктических государства – США, Канада, Норвегия и Дания – являются членами НАТО и открыто противостоят России именно в Арктике.

  Исторически царская Россия, а потом и Советская Россия всегда уделяли большое внимание этой части Мирового океана, хотя и самого маленького по площади и другим параметрам – Северного Ледовитого океана. Напомним нашим читателям и такую крылатую фразу: «Арктика – кухня погоды всей Европы». Это действительно так.

  Сразу после Великой Октябрьской революции, казалось бы, раздробленная страна, разрываемая Гражданской войной и упадком экономики, вдруг стала активно заниматься Арктикой. Уже 24 мая 1921 года Владимир Ульянов (Ленин) подписывает «Декрет об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море». Это был очень важный документ. В 1930-х годах к Арктике было приковано внимание всей нашей страны. Это поход ледокола «Челюскин», перелёт наших летчиков через Северный полюс в Америку.

  Появился такой новый элемент исследований, как дрейфующие во льдах полярные станции. Мы первыми начали их применять на льду, была осуществлена впервые в мировой практике знаменитая Папанинская ледовая (постоянно действующая) станция.

  Бурное развитие арктических территорий нашей страны началось в 1933 году, когда впервые в отечественной истории состоялся рабочий визит руководства СССР во главе с И.Ф. Сталиным заполярного Мурманска. Именно там, пройдя на буксире «Буревестник» вдоль всего Кольского залива было принято решение о том, что здесь будет базироваться наш военно-морской флот и именно на Кольском полуострове надо развивать экономическую деятельность, включая морское рыболовство, портовое хозяйство и освоение минеральных ресурсов, в том числе апатитовых и других месторождений. При этом  И. Сталин, оценивая значение Баренцева моря с геополитической точки зрения, подчеркнул: «Что такое Черное море? Лоханка. Что такое Балтийское море? Бутылка. А пробка не у нас. Вот здесь – море (имеется в виду Баренцево море – пояснение автора). Здесь – окно. Здесь должен быть большой флот. Отсюда мы сможем взять за живое, если потребуется, и Англию, и Америку. Больше не откуда». По существу именно тогда была заложена долгосрочная стратегия развития Советской Арктики, которая по праву достойна, именоваться «Арктической доктриной Сталина». Она успешно реализовывалась на протяжении всего советского периода. Её результаты хорошо известны. Даже и в после сталинский период первые руководители страны неоднократно посещали, находящиеся за Полярным кругом территории России с тем, что бы решать те или иные проблемы северных территорий. Так Н.С.  Хрущев посетил заполярный Мурманск в 1962 году, Л.И. Брежнев – в 1967 году, М.С. Горбачев – в 1987 году.

   Доставшееся новой капиталистической России арктическое наследство Советского Союза было, к сожалению, пущено на само выживание. Прибыльные предприятия были отданы в частные владения, а о геополитическом значении Арктики совсем забыли. Внедрялся порочный гайдаровско-чубаевский метод освоения Арктической зоны — «вахтовым методом». Все это привело к резкому оттоку населения из заполярья, падению ряда важных для страны производств.

  И все же российское руководство, увидев надвигающиеся угрозы на северном направлении, начало формировать свою национальную арктическую политику. К этому ее вынудили и ряд серьезных катастроф, которые произошли на севере. Среди них гибель АПЛ «Курск», загрязненность российской Арктике, доступность ее для зарубежных недоброжелателе и конкурентов и другое.

  Арктические районы России стали часто посещаться с рабочими визитами первыми руководителями страны. Так, Президент РФ В.В. Путин 6 раз побывал в заполярье, бывший Председатель Правительства, Президент России Д.А. Медведев – 4 раза. В результате этих рабочих визитов, как правило, принимались ряд решений, которые должны были бы дать положительный импульс для устойчивого развития территорий и социальных вопросов населения, проживающего в Арктической зоны России. К сожалению, многие нужные решения так и остаются только на бумаге. Нет надлежащей системы контроля за выполнением принимаемых решений. Да и сами решения, порой поверхностны и далеки от практики.

  Все это, полагаю, и вынудило Президента Российской Федерации В.В. Путин неожиданно для специалистов по Арктике, да и для политиков четырёх соседних с нами приарктических государств, принятию Указа от 25 августа 2020 года № 526 о создании «Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике». Председателем упомянутой Комиссии (далее по тексту – «Комиссия по Арктике»; пояснение автора) является Заместитель Председателя Совета Безопасности Российской Федерации. И хотя в Указе фамилия Председателя прямо не упоминается (почему?), но не трудно понять, что это – Д.А. Медведев.

  Во-первых, неожиданностью такого решения Президента России В.В. Путина заключается в том, что аналогичная Комиссия, правда утвержденная еще в 14 марта 2015 года Председателем Правительства  Российской Федерации, а им был тогда все тот же Д.А. Медведев,  и она именуется «Государственная комиссия по вопросам Арктики». Её председателем в настоящее время является заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П.  Трутнев. Напомню, что не так давно именно Ю.П. Трутневу было поручено заниматься вопросами развития Арктики и под его руководством шла разработка «Стратегии развития Арктики до 2035 года».  Возникает вопрос: «Что Арктикой теперь будут заниматься сразу две Комиссии – СБ РФ и Правительства РФ?». А как с пословицей: «У семи нянек дитя без глаза»?  Логичней было бы, ввиду создания новой Комиссии по Арктике СБ РФ, принять одновременно решение и об упразднении правительственной Комиссия по Арктике.

  Во-вторых, обращает на себя внимание необычайно, не преувеличиваю, мощный состав Комиссии по Арктике, председателем которой является Д.А. Медведев. В неё входят представители 31 федерального ведомства, в том числе 13 министров, включая и силовых структур – Министра обороны, Директора СВР, Министерства внутренних дел, Росгвардии, Пограничной службы ФСБ. В состав Комиссии по Арктике вошли и Министр иностранных дел, Министр финансов, Министр промышленности и торговли Российской Федерации и целый ряд других органов федерального значения. А вот Минсельхоз и Росрыболовство по каким-то соображениям не вошли. Однако обеспечение населения арктических районов продовольствием — это один из острейших вопрос, что был и остается всегда. «Забыли» и про органы местной власти, которые  живут постоянно и трудятся в Арктике. Им места в Комиссии не нашлось. Случайность или глубокий смысл? Дескать, нам членам Комиссии решать, что и как делать, а вам выполнять! Это в духе Медведева. Вспомним его слова: «А то, что я говорю, в граните отливается». Вероятно, сейчас, когда он назначен Председателем Комиссии по Арктике его принятые решения будут «В арктическом льду отливаться». Вот только лед в отличие от гранита со временем тает.

  Тем не менее, по существу, такой авторитетный состав Комиссии по вопросу обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике под председательством Д.А. Медведева претендует, по моему мнению, как минимум на малое второе Правительство Российской Федерации.

  Что же эта мощная структура должна решить в Арктике? Три главные задачи определил для неё Президент Российской Федерации В.В. Путин:

— выработка мер, направленных на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в Арктике;

— обеспечение социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации; и

— координация деятельности федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, органов местного самоуправления и организаций при реализации указанных мер.

  Задачи, действительно, давно назревшие и от их решения во многом будет зависеть благополучие населения Арктической зоны России. И первейшая из них — это приостановить отток населения из этих районов, создать такие социально – экономические условия, которые привлекут сюда молодежь. Напомню, что в настоящее время в Арктической зоне России проживает всего 1,95 мил. человек, которые обеспечивают 11% национального дохода всей страны. За полярным кругом именно у нас в России расположены три крупнейших города мира. Это Мурманск – 305 тыс. чел., Норильск -180 тыс. чел. и Воркута – 85 тыс. чел. А ведь не так давно в этих города население было на 30-40% больше, чем сейчас.

     Способен ли Д.А. Медведев, получив под свое руководство такой мощный состав Комиссии по Арктике, нести арктический крест России и переломить ситуацию к лучшему? Хотелось бы верить в успех.

   Однако прошлые его «достижения» на посту Председателя Правительства и Президента Российской Федерации, включая и  арктическое направление, среди которых это уступка норвежцам части российской Арктики в Баренцевом море по Договору о разграничении морских пространств от 2010 года, разрушение западной границы Полярный владений России от 1926 года, отказ от ряда положений по Договору о Шпицбергене 1920 года, не внушают оптимизма. Именно за эти «достижения» северяне присвоили Д.А. Медведеву титул «Президент полу баренцевоморский». Так что ждать от Комиссии по Арктике руководимой Д.А. Медведевым, кроме пиар акций, не стоит.

  Перефразируя известную народную пословицу, невольно приходишь к выводу, что: «Не по Диме Арктическая Шапка России».

В.К. Зиланов — профессор, академик МАНЭБ, заслуженный работник рыбного хозяйства России, почетный гражданин Мурманской области