Инвалиды капиталистам не нужны

(О проблемах   инвалидов замолвите слово).

      О проблемах тружеников —  россиян в постсоветском  обществе. особенно инвалидов  пишут и  говорят мало. Власть держащих эту проблему  сознательно умалчивают, она их  мало интересует.  У них свои интересы,  которые как правило не совпадают с мнением простого народа.   К нуждам и запросам простого человека  в нынешнем российском обществе —  глухота. Я длительное время был связан с производством, в т.ч. занимался вопросами охраны и безопасности труда, потом многие годы преподавал и  эту дисциплину в вузе, заведовал кафедрой «Охраны и безопасности труда».  Являюсь профессором,  знаю проблемы связанные  с подготовкой кадров в этом направлении не по наслышке. Учинённый разгром нашей науки и подготовки кадров будет преследовать Россию  многие годы, а то и  десятилетия. Дело в том, что опытных и знающих своё дело специалистов  убрали «изжили», а теперь когда стало понятно, что положение аховое, вроде стали исправлять, но те самые чиновники, которые громили и выгоняли опытных специалистов (на производстве, в науке,  в образование, медицине  и т.д.).  Теперь те же господа взялись восстанавливать ими же разрушенное (Фурсенко, Голикова, Васильева, Скворцова и др.).  

    Вспомним    басню И.А. Крылова «Квартет» «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней»,   Им отвечает Соловей: «А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь». Но эти господа считают, что басни не про их честь. Они из особого теста, и незаменимы. Мол,  это касается совков, а для них море по колено – что хочу, то и ворочу. Особенно много проблем в инвалидов, которых морят низкой пенсией, плохими продуктами питания, отсутствием доступных лекарств, платным и плохим  медицинским обеспечением, а их  всё больше и больше  — пруд пруди.  Читаешь отдельные высказывания нынешнего руководителя России и диву даёшься,   где рос  и кому служит. Мол,   у Советской власти всё сводилось к истреблению народа,  а сейчас  живём в мире, благополучии, купаясь в роскоши и достатке — горя не знаем. Зато слезами и кровью народы СССР обливаются более 30 лет. «…логика была — говорит В. Путин —   посеять страх, побудить в человеке самые низменные инстинкты, направить людей друг на друга, заставить слепо и бездумно повиноваться». Как видим,  устроенная ныне повальная слежка и чипизация это  во благо, а не  ярмо на шее россиян. И ещё говорит:  «Да, Советский Союз называли Верхней Вольтой с ракетами. Да! Может быть. Но ракет было…завались. И были такие яркие политические деятели, как Никита Хрущёв, который там, в ООН, сапогом стучал. Ну и все в мире, прежде всего в Штата, думали: да ну его нафиг, этого Никиту и иже с ним, возьмут, жахнут, ракет у них полно…Лучше относится к ним с уважением». Видимо В. Путин  запамятовал, кому  Никита отдал Крым, и почему  сегодня «жахаем» по братскому —  единому с русскими народу. Было бы лучше создать нормальные условия жизнедеятельности россиян, прежде всего детей, стариков, и инвалидов, а не смотреть на слёзы матерей,  просящих деньги на лечение больных детей умирающих без медпомощи. В годы СССР такого не было. Придёт время, за эти бесчеловечные эксперименты кто –то ответит по суду.  Вот некоторые проблемы с которыми сталкиваются инвалиды с плохим слухом, но это мало кого беспокоит. Чиновники привыкли. В стране более десяти миллионов инвалидов и кому не нравится нынешняя жизнь. пусть мрут на здоровье.

      Так. в  № 5 журнала «Охрана труда и социальное страхование» за 2023 г. была опубликована статья профессора кафедры медицины труда ФГБОУ ВО Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова Минздрава России И.В. Бойко и врача-оториноларинголога ФБУН «Северо- Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора Е.Ю. Окуневой «Необходимы четкие критерии». Авторы указанной статьи затронули ряд позиций, касающихся обучения инвалидов по слуху и лиц, страдающих тугоухостью. Мне как специалисту по ОТ хочется высказать своё мнение о важности и необходимости  подготовки указанных специалистов. Считаю эта и другие вопросы касающиеся инвалидов важны и крайне злободневны.  В конце концов надо навести порядок и защитить эту категорию россиян от творимого произвола.

             Так, в  упомянутой статье И.В. Бойко и Е.Ю. Окунева отметили, что в России около 12 млн чел. страдают тугоухостью; при этом многие из них не являются инвалидами. (Справка: В России, по данным Росстата и Пенсионного фонда, на 1 февраля 2022 г. зарегистрировано 10 миллионов 556 тыс. 63 инвалида. Что составляет 9,03% от всего населения нашей страны. Менее десяти лет тому назад в России было более 12 млн. инвалидов).  Этим людям, как и всем остальным жителям страны, необходимо трудиться и зарабатывать на хлеб насущный, а для этого они должны пройти обучение и получить специальность, по которой они смогли бы успешно работать, учитывая свой недуг (заболевание). Вопросы, касающиеся инвалидов и лиц, страдающих тугоухо- Решение этого вопроса находится   на стыке интересов и полномочий ряда федеральных органов исполнительной власти – Минтруда России, Минздрава России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, ряда других структур, а также Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) и Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» (ВОГ). Указом Президента РФ от 05.15.18 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки РФ было преобразовано в Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее –ОВЗ) относится к компетенции Минпросвещения.

     По информации заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации Д.В. Пышного (письмо от 15.06.23г. № МН-7/1161-ДП), к сфере ведения этого федерального органа исполнительной власти относится реализация прав на образование для людей с ОВЗ и инвалидностью, в том числе для людей с нарушением слуха, только при получении ими высшего образования. Имеет смыл подчеркнуть, что получение высшего образования по избранной специальности требует от инвалида или лица, страдающего тугоухостью, больших усилий. Для качественного овладения профессией (специальностью) таким людям, безусловно, необходимы помощь и содействие организации, осуществляющей образовательную деятельность.

      Базовыми документами при реализации государственной политики по обеспечению прав людей с ОВЗ и инвалидностью на получение высшего образования на принципах инклюзии являются: Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106  Генеральной Ассамблеи ООН от  13.12.06); Федеральный закон от 03.05.12 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»; Федеральный закон от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273 — ФЗ);  Федеральный закон от 24.12.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Подготовка студентов в высших учебных заведениях осуществляется в соответствии с федеральными государственными стандартами (ФГОС).

     Согласно ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ ФГОС и федеральные государственные требования обеспечивают: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ; 3) возможность формирования основных профессиональных образовательных программ различных уровней сложности, профилей и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, а также потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах. ФГОС профессионального образования разрабатываются по уровням образования либо по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по со ответствующим уровням профессионального образования или укрупнённым группам профессий, специальностей и направлений подготовки, а также по областям и видам профессиональной деятельности, утверждаемым в соответствии с трудовым законодательством. Отдельные стандарты для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью не предусмотрены, поэтому для получения аттестации о высшем образовании человек  ОВЗ или инвалидностью (независимо от   нарушений) должен выполнить требования ФГОС по профилю профессионального образования.

      В целях обеспечения права людей с ОВЗ и инвалидностью на получение высшего образования Минобрнауки России разработаны и утверждены Методические рекомендации по организации образовательной деятельности для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации (далее – Методические рекомендации). Письмом Минобрнауки России от 22.10.20 № МН‑5/4683 эти рекомендации направлены в высшие учебные заведения для применения в практической деятельности.

     Методические рекомендации содержат следующие разделы: 1) консультационное и информационно-методическое сопровождение обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей) и работников организаций, реализующих образовательные программы высшего образования; 2) рекомендации по обеспечению безопасных условий организации учебного процесса для обучающихся с инвалидностью; 3) рекомендации по реализации образовательных программ высшего образования с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий для обучения лиц с инвалидностью, в том числе: 3.1) рекомендации к материально-технической базе; 3.2) особенности организации обучения студентов с инвалидностью с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; 3.3) рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью;4) рекомендации по организации и проведению промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с инвалидностью; 5) рекомендации по организации приема лиц с инвалидностью в образовательные организации высшего образования с использованием дистанционных образовательных технологий.

    В Методических рекомендациях, в частности, отмечено: «Для слабослышащих студентов использование технических средств является не только и не столько средством оптимизации учебного процесса, сколько средством преодоления или уменьшения вторичных нарушений в развитии, средством компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции. Разработка технологий учебной деятельности должна со- провождаться текстовой инструкцией по просмотру и/или сопровождаться текстом в режиме субтитров и проводиться с ориентацией на включение всех сохранных анализаторов. При загрузке видеоматериалов на ресурс YouTube рекомендуется использовать автоматическое создание субтитров. Для не слышащих обучающихся может при необходимости использоваться перевод текста на русский жестовый язык (например, с помощью «Сурдофона»)».

    Следует признать, что Методические рекомендации являются хорошим подспорьем для правильной организации образовательного процесса при обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе – для оснащенности образовательного процесса. Документ содержит организационные рекомендации к образовательным организациям высшего образования; рекомендации по кадровому обеспечению, по работе с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья; рекомендации по адаптации образовательных программ и учебно-методическому обеспечению образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и т.д.

    Минобрнауки России также подготовлены Методические рекомендации об организации приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательные организации высшего образования. Указанные рекомендации были разработаны с учетом характеристик типичных нарушений у инвалидов и лиц с ОВЗ различных но зоологических групп, которые определяют особые образовательные потребности каждой из них, в том числе глухих и слабослышащих. Образовательные организации высшего образования обеспечивают проведение вступительных испытаний и дальнейшее обучение указанных категорий лиц с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Вопросы образования и трудоустройства людей с ОВЗ и инвалидностью являются комплексными, межведомственными.

     В целях обеспечения преемственности и доступности образования на разных возрастных этапах, создания условий для качественного устойчивого трудоустройства реализуется Межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности сред- него профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе по профориентации и занятости указанных лиц (утв. Заместителем председателя Правительства РФ Т.А. Голиковой 10.04.23 № 3838п- П8; далее – Межведомственный комплексный план). Межведомственный комплексный план сформирован Минобнауки России совместно с Минпросвещения России, Минтрудом России, другими федеральными органами исполнительной власти и общественными организациями, в том числе – с Общероссийской общественной организацией инвалидов «Всероссийское общество глухих». Мероприятия Межведомственного комплексного плана объединяют более 25-ти исполнителей.

    В процессе обучения в вузе инвалидам и лицам с нарушениями слуха помогают преподаватели, имеющие специальную подготовку, или сурдопереводчики. Так, в частности, для обучающихся с нарушением слуха при организации онлайн-занятий требуется учитывать необходимость удалённого подключения переводчика русского жестового языка или организации рабочего места данного специалиста в аудитории, из которой осуществляется трансляция, – в случае, если переводчик русского жестового языка сопровождает занятия в обычном режиме. Преподавателям, ведущим очные занятия с группами, в которых присутствует студент с нарушением слуха, рекомендуется не использовать медицинские маски, скрывающие артикуляцию, или использовать прозрачные пластиковые маски.

      В период обучения и в повседневной жизни люди с нарушениями слуха пользуются услугами сурдопереводчиков. Высшее образование по профилю сурдопереводчика на уровне  бакалавриата можно получить в Московском государственном лингвистическом институте, Российском государственном социальном университете, Институте социальных технологий и реабилитации Новосибирского государственного технического университета. Во многих образовательных организациях высшего образования, центрах повышения квалификации и переподготовки есть курсы по получению компетенций сурдоперевода.

   Содержание образовательных программ обучения соответствует профессиональному стандарту 03.010 «Тифлосурдопереводчик», который утвержден приказом Мин- труда России от 17.10. 20 № 575н. Также имеется профессиональный стандарт «Переводчик русского жестового языка», утвержденный приказом Минтруда России от 14.01.22 № 13н. Информация о профессиях, образовательных организациях высшего образования, правах при поступлении, возможностях трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в том числе с нарушением слуха, размещена на сайте.  В завершение следует подчеркнуть, что руководство и специалисты Министерства науки и высшего образования РФ и подведомственных ему организаций, осуществляющих образовательную деятельность, уделяют большое внимание созданию условий для получения инвалидами и людьми c ОВЗ, в том числе по слуху, высшего образования. Им оказывают всестороннее содействие и необходимую помощь. Подспорьем для лиц с инвалидностью и нарушениями слуха, а также для организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере высшего образования, являются документы Минобрнауки России.

Член Президиума ЦС РУСО, профессор и журналист       В.А. Попович

26.7.23г.