И.С. Бортников: «Море жизни»

С возрастом всё чаще воспоминания жгут огнём.  Многие события, свидетелем которых был ты, надолго остаются в памяти и с годами хочется о них поделиться с другими. Как правило, чаще вспоминаются юные годы, да и воспоминания о них лучше сохранились. Взять, например, окончание средней школы. Это ведь не только последний звонок и выпускной вечер. Это начало новой жизни, самостоятельной, время надежд, время исканий, время тревог… И многое зависит не только от тебя, но и от общественного бытия в это время.

Мне довелось заканчивать среднюю школу на рубеже пятидесятых-шестидесятых годов, то есть в самый расцвет так называемой хрущёвской оттепели, хотя сейчас всё чаще справедливо именуемой «хрущёвской слякотью». Вспомним. 27 января 1959 года, ровно 65 лет назад, первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев объявил на XXI (внеочередном) съезде партии о «полной и окончательной» победе социализма в СССР. По его словам, теперь советское общество могло начать «планомерный переход к коммунизму».  Тогда же был принят план семилетки, который состоял в мощном подъеме всех отраслей экономики и значительном увеличении показателей на всех направлениях.

Правда, позже, уже в наше время, стало известно, что принятие семилетнего плана до завершения шестой пятилетки имело цель скрыть, что хрущёвскими реформами выполнение её заданий было провалено, так же, как и заданий семилетки, что стало ясно в 1964 году, и главного реформатора отправили в отставку.

Ну а тогда по радио каждый день звучало:

Сегодня мы не на параде,
Мы к коммунизму на пути.
В коммунистической бригаде
С нами Ленин впереди!

И ведь реальные успехи советского народа были значимы, сталинская экономика и сталинские кадры сдерживали разрушительное влияние хрущёвского самодурства. Всё человечество с надеждой смотрело на первое в мире государство рабочих и крестьян. Одна за другой колонии сбрасывали колониальное иго, и многие заявляли, что выбирают социалистический путь развития. И молодому неискушённому в политике уму казалось, что началась мировая социалистическая революция и произойдёт она мирным путём.

 Сегодня лишь с улыбкой вслед за А.С. Пушкиным повторяешь: «Мечты, мечты, где ваша сладость…» А тогда в душе звучали слова В.В. Маяковского: «Коммунизм — это молодость мира, и его возводить молодым!» Вот в таком нравственно-психологическом состоянии пишущий сии строки прочёл в журнале «Юность» стихотворение «Море жизни». Оно меня сразу захватило. В нём было что-то от «Песни о Буревестнике» М. Горького. Вспомним заключительные строки «Песни…»:

«Ветер воет… Гром грохочет…

Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний.

— Буря! Скоро грянет буря!

Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:

— Пусть сильнее грянет буря!..»

Вот и в стихотворении «Море жизни» поэт восторгается, обращаясь к друзьям, наступлению бури и несущей ею радости жизни, радости битвы. И начинаешь понимать Ф.И. Тютчева, что

Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!

Почему? Да потому что «радость жизни, радость битвы» «умчит унынья след» и робким молитвам в сердце не будет места. А что же там будет?

В сердце дерзость. Жизни море
Вскинет нас в своих волнах.
И любовь, и жизнь, и горе
Скроем мы в его цветах.

Что ж если в сердце есть дерзость, то ты готов к любым испытаниям, а сколько их тебе придётся пережить — никому не известно. Будет и горе, и страдания: уйдут в мир иной родители, будешь терять друзей и переживать их предательство, не всё будет гладко на работе, в борьбе, и в семейной жизни, короче говоря «всё, что есть испытаешь на свете» (Е. Долматовский). Но в годы роковые, когда «стихала и кипела похлебка классовой борьбы» (Я. Смеляков), горе, страдания у дерзких сердцем лишь закаляют волю, укрепляют бойцовские стремления.

Людям с дерзким сердцем не чужда радость самого прекрасного чувства в жизни человека:

Будем жить. Любовь? Чудесно!
В бурю любится сильней.
Ярче чувство, сердцу тесно
Биться лишь в груди своей.

И чтобы там не случилось в жизни поэт призывает:

Будем жить, страдать, смеяться,
Будем мыслить, петь, любить.
Буря вторит, ветры злятся.
Славно, братцы, в бурю жить

Вся жизнь автора этого романтичного, полного оптимизма стихотворения прошла в годы роковые. Шестнадцатилетним юношей в первые годы ХХ столетия он вступил в ряды Российской социал-демократической рабочей партии и навсегда погрузился в революционное движение.

Участвовал в Первой русской революции, в годы реакции прошёл через аресты, тюрьмы, ссылки, побеги, надзор полиции.

После Октября: установление Советской власти в Самаре, политработа в войсках на фронтах сражений с интервентами и белогвардейцами в Гражданскую войну, затем руководство практическим осуществлением плана ГОЭРЛО, работал секретарём ЦК РКП(б), наркомом РКИ и председателем ЦКК партии, заместителем, первым заместителем председателя Совнаркома и СТО СССР, председателем ВСНХ СССР, председателем Госплана СССР, руководил Комиссией советского контроля при СНК СССР.

 Был одним из ближайших сподвижников и советников по вопросам экономики И. В. Сталина. Звали этого человека Валериан Владимирович Куйбышев.

А написал он это стихотворение в Нарымской ссылке, в 1910 году. Оно быстро разошлось по революционному подполью и обрело гимновый мотив, его читали и пели в различных городах, на сходках и митингах. Да по-иному и быть не могло, оно отвечало настроениям, чаяниям молодых борцов за народное счастье, укрепляло в них уверенность в правильности выбранного пути и неизбежной победе.

Сестра Куйбышева вспоминала, как в ноябре 1915 года промозглым днём по Иркутскому тракту шёл в ссылку этап политических, среди них был и Валериан. Идти было трудно, арестанты тихо в пол голоса пели тоскливые песни, громко петь конвой не разрешал. Холодно, неуютно, невесело… «Зачем поют печальные песни,- сказал Валериан соседу – спели бы что-нибудь весёлое». И тотчас за спиной молодой голос  робко запел:

Гей, друзья! Вновь жизнь вскипает.
Слышны всплески здесь и там.
Буря, буря наступает,
С нею радость мчится к нам.
Радость жизни, радость битвы
Пусть умчит унынья след…

Валериан поинтересовался: «Откуда, юноша, знаете мою песню». Молодой человек ответил, что они размножили текст, выучили слова, а он написал мелодию. Яркая, жизнеутверждающая песня имеет громадное мобилизующее действие, как и стихотворение. И большевики это превосходно понимали и активно использовали. Правда, в то время социальный авангард был политически активным, точнее революционным.

А вот помнится мне, что публикация этого стихотворения в «Юности» осталась, к сожалению, незамеченной комсомольскими вожаками, многие из них уже тогда были заражены вирусами потребительства и зародышами западной масс-культуры.

Сегодня же в обществе потребители и молчалины правят бал. И главной задачей коммунистической оппозиции должно стать повышение социальной и политической активности масс и формирование революционного класса, обеспечения его теорией мирного перехода к социалистическим общественным и производственным отношениям.

Кто-то скажет: «Это невозможно». Но ведь, используя методы культурной гегемонии Антони Грамши, буржуазии удалось внедрить в сознание советских людей буржуазную культуру и, создав экономические трудности, мирным путём совершить августовскую контрреволюцию в 1991 году. Сегодня главные классовые бои должны проходить в области культуры, борьба за социалистическое мировоззрение трудящихся масс. Задача невероятно трудная, но «нет таких высот, которые бы не брали большевики, вооруженные передовой марксистско-ленинской теорией!” (И.В. Сталин).

Марксизм-ленинизм – великое учение, но оно нуждается в постоянном обновлении и совершенствовании в соответствии с непрерывно изменяющимися конкретно-историческими условиями, на это неоднократно указывал Р.И. Косолапов, известный философ, в прошлом главный редактор теоретического журнала ЦК КПСС «Коммунист». Общественная мысль не стоит на месте. Она выработала новые картины будущего и пути прихода к нему. Революционный класс для достижения своих целей должен их осмыслить, рассмотреть отношение к марксизму-ленинизму, овладеть ими и применить на практике. Так победим!