Г.В. Саенко: «Русский мир: диалектика национального и интернационального»

  1. Русский мир
  2. Русский народ, русская нация
  3. Путинская программа  «народосбережения» соотечественников
  4. Многонациональный русский народ – крепкое, сплоченное ядро и решающий интернациональный элемент  Русского мира

                                                                          *************

  1. Русский мир

                  Недавно в России произошло значимое событие – состоялся Собор международного русофильского движения. Как говориться у нас: «лучше поздно, чем  может когда-нибудь». Следует желать всем русофилам успешной борьбы с врагами Русского мира.

      Наши предки еще лет пятьсот назад проявляли лучшие качества державного народа  — широту кругозора и видение практической пользы для развития и будущего своей страны —  освоение новых территорий обитания для русского народа, его взаимодействие и устройство совместной жизни с миролюбивыми  народами, проживающими рядом.  Впоследствии они стали Единым российским народом.

      То есть, наша Россия является результатом осуществления стремлений нашими предками на практике реализовать  жизнеутверждающий принцип взаимодействия «социальных общностей» в мире и согласии. Сегодня Россия территория её — целый континент!, а русский народ  — сложившаяся уникальная, самобытная и высокоразвитая культурная цивилизация.

    150 лет назад известный русский ученый славянофил (почвенник), основатель оложнауки «геополитики» Николай Яковлевич Данилевский сформулировал основные пения теории социальных общностей  — наций, обозначенных им термином «культурно-исторические типы», и открыл законы их возникновения и развития (их пять: «сродство языков», «политическая независимость»,  «непередаваемость цивилизации», «полноты разнообразия и богатства», «краткости периодов цивилизации»). Николай Яковлевич блестяще обобщил свойства, темперамент и нравственные качества русского народа, которые способствуют ему выполнять свою интернациональную миссию нести свободу другим народам мира.

     Державный характер русского народа, пассионарность народа созидателя  и его популярность во многих странах заключены в емкой фразе, недавно высказанной президентом Путиным В.В., что границ для русского народа не существует! То есть Русский мир везде!

     История возникновения признаков и самобытного процесса непрерывного формирования  «русского мира» в мировой истории сродни  процессу формирования русского народа  и русской нации. 

     Выражение «русский мир», еще не получившее научного определения, обладает глубоким смыслом и оно заключает в себе  высокий идейный потенциал воздействия на общественное сознание соотечественников и  народы на всех континентах  мира. Исходя из сказанного, под «Русским миром» мы понимаем идеологию русского народа и носителей русской культуры русскоговорящих людей из всех стран мира, считающих  себя «русскими». Вместе устремленные к интернациональному  взаимодействию  во имя мира, созидания и процветания всего человечества на нашей планете.

      Антипод идеологии «Русский мир» —  русофобия. Сегодня это мировое ЗЛО атакует «Русский мир», пытается уничтожить «национальное русское» во всем. Проводимую нашим государством военную спецоперацию на Украине, Запад использует, как повод уничтожитьотменить Россию») — главную угрозу американскому доминированию в мире. Чтобы продолжать грабить народы  и страны, которые  не подчиняются диктатуре  США.

     Сегодня России и «Русскому миру» объявлена борьба на физическое уничтожение! Над нашей страной нависла зловещая угроза!

      В настоящее время «Русский мир», как общественно-государственная идеология и социально-культурное  движение, имеет несколько составляющих: международную, экономическую, правовую, гуманитарную, этнографическую, экологическую, религиозную, научную и историко-познавательную, культурную, образовательную, нравственную, воспитательную   и др.

     Далее, полагаем акцентировать свое внимание на аспектах  культурно-образовательной и воспитательной деятельности в нашем обществе, направленной на дальнейшее укрепление роли русского народа как решающей силы в успешном развитии идеологии и общественного  движения «Русский мир».

     При этом мы исходим из того положения, что «Русский мир» как явление мирового масштаба в решающей степени зависит от творческой и созидательной активности, культурного, социально-психологического и душевного здоровья русского народа, его единство и монолитности

  • Русский народ, русская нация

    Особым моментом русской истории, по замечанию русского историка В.О.Ключевского, является исторический факт, свидетельствующий  о том, что социальная общность — русский народ появился ранее, т.е. до формирования  русской нации (на Западе, в Старом Свете, аналогичного социально-культурного процесса исследователи не отмечали). Данный факт имеет определяющее значение для последующих наших размышлений.

     Сегодня русский народ имеет конституционный статус государствообразующего народа! Как же в отечественной истории, мы отмечали, в течение пяти веков складывалась социальная общность —русский народ?  Если кратко, для понимания сущности дальнейших наших размышлений, то хочу напомнить слушателям эти исторические моменты.

    До 13 в. население центральной среднеднепровской полосы (племена полян, древлян, новгородцев, вятичей и др.) несло на себе только признаки «первоначальной русской народности». Это население, писал академик В.О. Ключевский  «…с 13в. разошлось (исход, отлив) в противоположные стороны, …обе разошедшиеся ветви потеряли свой связующий и обобщающий центр, каким был Киев, стали под действие новых и различных условий и перестали жить общей жизнью». И, тем не менее, зародившуюся первоначальную русскую народность, по определению Ключевского, следует считать общим русско-славянским корнем будущих русской, украинской и белорусской народностей.

   После исхода большей части населения первоначальной русской народности в междуречье ОКИ и Волги объединение в великоросское племя «…было делом новых разнообразных влияний (этнографических, географических – Г.С.), в краю, который лежал вне старой коренной Руси и был более инородческим, чем русским краем».

     К концу 14 в. наши предки – великороссы представляли собой уже устойчивое этническое образование. В освоенных ими новых территориях Верхнего Поволжья, благодаря приобретенному опыту совместного жительства, в основном с финскими племенами, а также с другими инородцами, проживающими на данной территории, участвовали в освободительном движении против татаро-монгольских орд. В бурной, разносторонней и многосвязной деятельности, утверждает Ключевский, великороссы постепенно утрачивали узко этнические признаки, превращаясь в межэтническую общность. И сегодня у нас в этнических образованиях также развивается объективный  процесс взаимопроникновения культур. Это очень важно понимать всем специалистам, которые исследуют или реализуют практические методы решения пресловутого национального вопроса в многонациональной России!

  Далее. Уже в 15-16 вв. с осуществлением процесса дальнейшего расселения великороссов (в ходе продолжающегося процесса колонизации территорий) на открываемых ими новых землях и хозяйственным освоением новых территорий (Сибирь, Дальний Восток), одновременно с открытием до этого неизвестных им форм и видов производственной деятельности, путем ее заимствования у племен, встречаемых на пути движения к восточным пределам России, наши предки приобретали все признаки крупных групп межэтнических региональных общностей.

  В результате взаимодействия  в совокупности межэтнических общностей, на огромных пространствах России сформировалась межэтническая территориальная общность, получившая от названия Русской Земли имя – русский народ! 

   Заметим, что 15-17вв. русский народ стал восприниматься специалистами-этнографами в нашей стране и за её пределами, как общность, образовавшая свою государственность на освоенной Земле, как державный народ (нация). Русская нация – молодая нация, т.е. находится на восходящем этапе своего развития!

    Еще раз подчеркнем! Сущностный межэтнический социально-культурный  признак русского народа важно и должен находиться в центре практической разнообразной организаторской и идеологической деятельности государства и общества. Чтобы на деле обеспечивался рост могущества державного русского народа — цементирующей силы много народного Российского государства и Русского мира. В этом также состоит  содержание  решения пресловутого национального вопроса в нашей большой стране .

     По замечанию другого известного русского историка С.М.Соловьева история юности народов России продолжалась до наступления эпохи петровских преобразований, которая открыла следующий период его развития и деятельности: «господства мыслей, …этапа зрелого развития в истории народов, распространения просвещения и расцвета науки».

     К этому периоду нашей истории в России, по утверждению Сергея Михайловича, уже было сложено многоликое народонаселение с сильным характером народа – победителя, не только осознающего ответственность за будущее своей крупнейшей страны и государства, но уже и четко представляющего свою миссию во взаимоотношениях с другими странами и народами.

   Таким образом, старшие поколения – наши предшественники, строили страну и государство для ее защиты, развития  и, одновременно, в ратных и трудовых буднях развивали себя, как многоликое сообщество – народ (нация). Через опыт и навыки общения с другими народностями они складывали свои обычаи, правила и народные традиции, формировали и закаляли своеобычливый народный характер с особенностями души  и сердца (психологии народа). Эти отличительные свойства нашего многонационального народа и сегодня являются гарантом развития современной России и много народного государства.

  Вспомним характеристику русскому народу, которую высказал И.В.Сталин после одержанной победы  советским народом в Великой Отечественной войне:      

       -выдающаяся нация из всех наций, водящих в  состав СССР;

       — руководящая сила Советского Союза среди всех народов страны;

       — русский народ терпелив, верен своему  правительство,  доверяет ему.

          (Кстати, всего за 10 послевоенных лет была восстановлена численность советского народа после долгих лет кровавой войны).

    Поэтому, нам чужды распространяемые различными западными  толкователями истории завистливые, злобные представления, ничего не имеющими общего с истиной, но отличающиеся откровенным русофобством и стремлением донести до гротеска отдельные негативные свойства и качества, присущие русским людям, например, характеризуя нас людьми недоброжелательными (особенно этим Запад буквально взрывается в конфликтных ситуациях, возникающих в мире, например в проходящем ныне израильско-палестинском конфликте. Россия – террористическое государство!?).

   Для рассмотрения  вопросов о многонациональности России, положения русского народа и его интернациональных качествах, полагаю, необходимо обратиться к трудам известного исследователя, русского профессора Трубецкого Николая Сергеевича и его работам, например, «Общеевразийский национализм». Она была им подготовлена почти сто лет назад. Тем не менее,  рассматриваемые в ней вопросы являются актуальными для нашего сегодня.

    В данной работе профессор Трубецкой Н.С. глубоко размышлял над  идеей исторической миссии России и ее народов в связи с выполнением ими роли своеобразного связующего звена между разносторонними взаимоотношениями Европы и Азии. Сегодня мы свидетели практического решения вопроса по налаживанию новых международных маршрутов взаимоотношений между народами…пока на Восток. Но это лишь начало пути!

    Профессор Трубецкой, предлагая свой взгляд на положение и статус наций и народностей в России, отмечал, что в дореволюционной России русский народ был единственным хозяином государства в силу логики истории; ОН владел всей территорией страны (положение остального населения — домочадцы). И потому вопрос об укреплении единства русской нации не существовал вплоть до 20 в.!

     В наступившем 20 в. страна оказалась перед угрозой распада на отдельные части. Но этого не произошло исключительно по причине того, что державный русский народ, спасая государственное единство, пожертвовал статусом хозяина земли, приобретя вместо «господствующего» новое положение – равного среди равноправных народов, испокон век населявших общую территорию.

     Трубецкой писал: «…Те права, которыми теперь наделены нерусские народы СССР, уже не могут быть отняты. Время укрепляет существующее положение. В будущем попытка отнять или хотя бы умалить эти права вызвала бы самое ожесточенное сопротивление. …в своей борьбе против притязаний русского народа …они найдут себе поддержку и союзников среди иностранных держав».

     Сегодня это очевидно нам — современникам.  История России на излете 20 в. подтвердила правоту утверждений проф. Трубецкого и пагубность недальновидных действий режима ельцинщины,  реализованных доморощенными либералами-демократами  — псевдонационалистами, представляющиеся борцами за народное счастье,… ценой уничтожения единства народов России в 90-е годы (?!) Вспомним призыв Ельцина – «берите суверенитета столько, сколько проглотите». Глотнули, выплюнули, не заметив даже, что это была  …большая страна — СССР».

   Были ли скрепы у СССР, соединяющие его части, до его насильственного разлома и гибели? Да, были. О них рассуждал князь, проф. Трубецкой и называл основную из скреп – «идею диктатуры пролетариата, противостоящую объективно складывающимся националистическо-сепаратистским течениям в обществе».

    Николай Сергеевич писала: по мере развития самоидентичности народов СССР, становления их государственности, роста образованности народов и развитию культуры, письменности в союзных республиках, формирования в них национальной интеллигенции, развития их национальной экономики и пр. у народов объективно возрастает желание не только упрочить свое положение и статус. Одновременно, у них развивается «национализм с сепаратистским уклоном».  Это объективные процессы, которые следует наблюдать умной власти  и оперативно реагировать соответственно на складывающуюся ситуацию.

    Следует напомнить, что в бывшей Российской империи  русский национализм (великодержавный) был средством борьбы с национал-сепаратизмом, формируемым в этнических образованиях. Мы уже отмечали, что в СССР роль  скрепы единства союзных народов выполняла диктатура пролетариата, а затем  единая Коммунистическая партия. К сожалению, КПСС выполняла данную роль на сравнительно коротком историческом периоде существования сообщества народов Советского Союза. Сепаратистский национализм народов союзных республик Союза ССР, лишенный классовой подосновы (диктатуры пролетариата), следует признать, не смог выступить противоборствующей силой и потому развал нашей большой Родины – СССР, естественным образом,  становился неизбежным. Ибо, прежде всего, в российском  сообществе был искусственно запущен в действие разрушительный механизм насильственного разлома СССР.

    Проф. Трубецкой справедливо замечает, что в СССР отсутствовал опыт воспитания у советского народа (как общности) политико-нравственных чувств и ощущений  истинного национализма советского народа, который автор именовал евразийством, а много народную общность  («советскую нацию)  — евразийтсвом.  (По национальности Я – советский»- поэт Р.Рождественский).

    В современной России происходят аналогичные процессы, В которых оказывают заметное влияние на социально-культурную и политическую ситуацию сепаратистские тенденции, пока на уровне распространения их в общественном сознании интеллигенции и молодежи, но также  разрушительные для единства народов нашей общей родины.

    Здесь нет явных преувеличений, но только обоснованная тревога за будущее народа и страны (вспомним недавние «проклятые 90-е г.»: региональные деньги, границы между областями, разные региональные тарифы для коренных и инородцев, отказ регионов подписывать Федеративный Договор и пр.).

      Потому следует, сегодня нашему руководству не уходить от реализации насущных задач в данной сфере общественно-государственной жизни, а на деле их решать! Например,  избавлять государствообразующий русский народ от накопившихся с 90-х годов в народном организме опасных вирусов: западнизма, американизмов, русофобии, космополитизма, шовинизма, неуемного потребительства и прочих вирусов, угрожающих  душевному здоровью наших людей, особенно подрастающих поколений.

     Если кратко выразить насущную задачу дня:  нам необходимо реализовать   новую парадигму решения пресловутого национального вопроса. Она имеется в идеологии народного бытия.

  • Путинская программа  «народосбережения» соотечественников.

    Предварительно несколько слов о некоторых неотложных задачах, без практического решения их, все наши рассуждения, о которых шла речь, останутся лишь словами.

    Мы обязаны говорить, о задаче по сбережению русского народа.  Эта задача имеет решение. Уже появились замечательные примеры решения задач по народосбережению. Для русских людей, общества и нашего народа важнейшей нравственной опорой и залогом его развития  в настоящем и будущем значимыми являются семейные ценности (В.В.Путин). Сказанное  главой нашего государства глубоко верно!! Потому, хочется верить, что высказанное им  положение явится  краеугольным камнем  современной  государственной  национальной идеологии, которую специалисты уже нарекли  «консервативной идеологией В. Путина».   

                     Практическое назначение  идеологии «традиционные семейные      

                 ценности» состоит в следующем: это

  • преодоление демографического кризиса в стране;
  • сбережение и приумножение  государствообразующего русского народа;
  • укрепление и дальнейшее развитие традиционных ценностей семьи.

         Само собой разумеется, для эффективного решения задачи государственной политики  «традиционных семейных ценностей» Россия должна иметь мощную и самодостаточную экономику с устройством хозяйственно-экономической жизни в производственной сфере, управляемой теми, кто производит продукцию, где не существует безработицы, спекуляции, коррупции, эксплуатации наемного труда.   

    В 90-х гг.  в стране на самом высоком уровне возобладала идеология иждивенчества, необоснованных и пустых  надежд, что, мол, «запад нам поможет преодолеть косность, отсталость  и дремучесть, которые, якобы, поразили общество и страну («застой). Проводниками стало чиновничество и недалекие люди, но отхватившее задарма общенародное имущество, не зная как распорядиться средствами ограбленного русского народа.  До сих пор мы замечаем эту т.н. «нашу иностранную интеллигенцию» не только в сфере культуры России (недавно в Госдуме уже  раздались голоса за проведение кадровой реформы по принципу «свой — чужой» на российском телевидении!! Как говориться: «приехали»!). Сегодня уже мы фиксируем  последствия ее деятельности — «гримасы европеизации» в обществе» во всех сферах общественно-государственной жизни. «Русская гримаса европеизации» это не факты, конкретные примеры, случайности  т.п. Это социальное явление, свидетельствующее, прежде всего, о культурно-духовном разложении национальных начал в человеке, личности, народе, стране.  В России исторические корни этого явления глубокие. Сегодня этот опасный  иностранный элемент отхватил себе огромный куски бывшей общенародной собственности, проник в управление стратегией экономического развития России. Страна только – только, после тридцатилетнего перерыва (?),  приступила к возрождению некогда лучших  в мире отраслей: станкостроения, электронной промышленности, самолетостроения и др., обеспечивающих технологический суверенитет России, создание мощного её экономического потенциала. А не за счет  вывоза в нарастающих объемах природных ресурсов. Вот такую-то  стратегию России намеренно навязали («надули в уши») бывшие «западные партнеры» …с  помощью  местной завистливой и ленивой экономической тусовки – «нашей иностранной интеллигенции».

     Отчего, по-прежнему, в России экономика не для человека,  пока, к сожалению, наоборот. В 90-х гг. постсоветская Россия потянулась вслед за «благополучным» Западом. Но в современном мире ни одна страна с капиталистической модель рыночной экономики не решила социальные проблемы населения, не избавила трудящиеся народы от нищеты и социальных болезней и  душевных пороков. Капитализм в современной России таковой же.

    Здесь необходим анализ отдельного блока проблем экономической жизни в России. Мы же намерены завершить свое сообщение анализом нами уже обозначенных  вопросов  — о текущем моменте и насущных вопросах национальной жизни в России. 

  • Многонациональный русский народ – крепкое, сплоченное  ядро и решающий интернациональный элемент Русского мира

        Всем очевидно, что будущее русского народа развивающегося сообщества народностей РФ определяет судьбу Русского мира.

      О будущем русского народа и русской нации размышлял в своей работе «Россия и Европа» русский ученый Н.Я. Данилевский. Данная работа Николая Яковлевича представляет собой «систематизацию славянофильского воззрения; основана на широком образовании, проведена глубоким умом, служит поворотным моментом в движении русского самосознания».  Подобное движения  происходят ныне с русской мыслью.

      Во времена написания данной работы (19в.) «…русская интеллигенция отрицала возможность существования самостоятельной русской культуры». Корни данного феномена находились в российском обществе, в основном, среди интеллигенции,как движущей части народа, и питали в её массовом сознании  «странное явление». Это была русофобия, поразившая своим ядом сознание и быт верхов российского общества.  Плоды её  знакомы нам – современникам по следам «темных дел», приносящих много бедствий и тягостей народной жизни .

       Поэтому, научно-практическая ценность и назначение книги «Россия и Европа» Н. Я. Данилевского очевидна: вооружить наше общество (национал — патриотов, идеологический актив)  научными рекомендациями и практическим опытом ведения активной контр – идеологической и информационной борьбы против подрывной политической деятельности доморощенных «западников» и русофобов. А также снабдить организаторов идейной борьбы за все русское и Русский мир актуальными знаниями, чтобы эффективнее противодействовать агрессивному наступлению алчного Запада, не оставляющего попыток «политически  колонизировать или уничтожить  Россию, русский народ».

      Открытие законов развития наций и цивилизаций народов, сделанное Николаем Яковлевичем, позволяет сформулировать возникновение и действие  в 21в. нового фактора (элемента) текущих объективных процессов и тенденций развития общенародной (российской) социально-культурной модели. Мы говорим о возникновении социальной общности — «многонациональный русский народ».

       Данный фактор обладает огромным потенциалом идейного воздействия на национальное, общественное (интернациональное) сознание людей, в целом российского общества, на расширение границ Русского мира на всех континентах нашей планеты!

        Полагаю, что в современной России для эффективного решения знаменитого «национального вопроса», в рамках реализации созидательной  энергии действующего конституционного Федеративного договора, требуется смена  традиционной идейной парадигмы (назовем ее для краткости в критической форме: от: решение национального вопроса — вопрос сложный, действуем осторожно по правилу: как бы чего не вышло?»; до: «Мы – Один единый многонациональный русский народ» (аналогичные исторические культурно-духовные модели — «подданные», «советский народ»).

        Мы знаем из предыдущих размышлений, что сложившаяся новая общность- объединение народов современной России заняло несколько этапов. Сегодня – МЫ «свободное и политически независимое много народное Российское государство  и многонациональная страна — Российская Федерация  c державным народом – многонациональным русским народом.

      Модель политической системы много народного государства  — федерация, (у Н.Я.Данилевского это элемент действия «четвертого» закона исторического развития социальных общностей»), является наиболее успешной системой организации сообществ цивилизации, «которая достигает полноты, разнообразия и богатства этнографических элементов, его составляющие».

     Сегодня в РФ данное положение реализуемо, на наш взгляд,  при  важнейшем условии, прежде всего, разумной и дальновидной национальной государственной политики и идеологии, естественно, при совместной деятельности властей всех уровней с национальными элитами, народными активистами, старейшинами, лидерами национальных идей и социальной практики  всех субъектов федерации.

         К сожалению, в 90-х гг. минувшего века, в ходе политического реформирования  устройства российской государственности,  был сделан шаг назад, за счет ослабления в нем национального начала (например, отрицалась роль русского народа, как государствообразующего народа; не всеми участниками подписан Федеративный договор; исключили из паспортов граждан графу о их национальности – «русский», «русская»?). Проведенные изменения не соответствовали исторической практике многонационального народа и  нашего государства уже достигнутому, за истекшее историческое время, результату  в развитии уровня братских отношений свободных наций и народностей советской России. 

     В настоящий, сложившийся труднейший период жизнедеятельности  многонационального народа страны, людям всех национальностей, человеческому достоинству и их бытию был причинен невосполнимый нравственный  и материальный урон (люди лишились денежных сбережений и социальной поддержки, а миллионы трудящихся — работы, резко возросли заболеваемость и смертность среди детей и ветеранов, стали появляться границы между национальными регионами и межэтнические конфликты и пр.). А прозвучавший со стороны главы государства  в адрес  национальных территорий  призыв: «глотайте суверенитета, сколько можете», поставил РФ на грань развала.

        В этот период,  державный инстинкт русского народа поднял национально-освободительную борьбу с западным либерализмом, который проник в жизнь российского государства, коррумпировал его и фактически подчинил воле коллективного Запада и его гегемона США. Апогеем этой борьбы стал октябрь 1993 года, когда в Москве, с благословения США, была расстреляна Высшая законодательная власть в России. Но с этого момента идеология западного либерализма перешла  в глухую оборону.

      В канун 2000-м года режим авторитарного ельцинизма  сошел с исторической сцены. Но его заразные идейно-духовые метастазы проникли глубоко в тело российской государственности и сознание активной части общества, в основном, современной городской (столичной) интеллигенции и продолжают отравлять национальное самосознание и нравственную душу народов РФ.

       В 90-е гг. и, особенно, в тревожные периоды активности внешних угроз суверенитету нашей стране, русские люди понимали, что одним не обойтись без братской помощи татар, башкир, мордвин, тувинцев, чеченцев и др. в  противостоянии с врагами России. Одновременно — русские чеченцы, тувинцы, мордвины, башкиры, татары и др. осознают, что без братской поддержки со стороны русских  людей им не справиться с вызовами и смертельными угрозами для их будущего перед происками агрессивного Запада. Только вместе можно противостоять  пред внешними угрозами. Так жили  наши предки и нам завещали!

          Если в силу ряда  субъективных обстоятельств, многонациональный русский народ вступил в ХХI век с немалой утратой экономических, технических, технологический и иных возможностей, которыми он обладал в ушедшем в историю двадцатом веке. Однако, уже к началу второго десятилетия нового века,  народы России сумели в немалой части (правда, далеко не до прежнего ранее достигнутого уровня!) восстановить утраченные базовые возможности, прежде всего технико-экономические, необходимые для развития страны. Это свидетельствует о пройденном нашей большой  страной необычайно сложного этапа в ее социальном, культурно-духовном и нравственном развитии и укреплении созидательного потенциала духа единения многонационального народа. Нарастить «народный капитал», представляется, способный, в ближайший период,  обеспечить «великое производство народной исторической жизни; государству российскому достойно ответить на новые внешние вызовы, поставленные перед современной Россией».      

     Разумеется, следует ожидать, что наше концептуальное определение «многонациональный русский народ» может вызвать  «возмущение»  в  умах  любителей расовых теорий и разного рода «ниспровергателей» любых  отклонений от принципов жизни живых организмов.

            В связи с этим  позволим  себе привести, дополнительно уже к  сказанному, несколько положений, поясняющих нашу позицию, подтверждающих правомерность прозвучавших размышлений о многонациональном русском  народе Российской Федерации.

           Мы не занимаемся подсчетом процентов русской крови у каждого, кто считает себя  русским человеком. Это весьма простой, если не сказать, примитивный подход к существу означенного нами вопроса. На этот счет сошлемся лишь на один пример.

      Наш замечательный соотечественник, известнейший в мире русский ученый-математик, член-корр. РАН И.Р.Шафаревич, отвечая на уточняющий вопрос журналиста «кто же есть русские?»,ответил, что «…это не кровью определяется. Во всяком случае, далеко не кровью».  

    К сожалению, еще у нас находятся желающие огорошивать слушателей своими выдумками о каком-либо значении «чистоты» крови.  Они занимаются этим с одной целью: намекнуть несведущим или подбросить политиканствующим говорунам «сенсацию» о, якобы, неполноценности русских или, будто,  русская нация  — искусственная нация. И, отсюда,  Россия уже не Русь…  А это означает, по их мнению, что  наша страна не имеет будущего.

    Все эти и прочие идиотизмы направлены  в нашу сторону  —  в Россию. И целями их «творцов» является — поколебать твердость убеждений тех людей, которые не знают истории своей страны и русского народа. Потому способ ими миропонимания (сознание) представляют легкую добычу для  разного рода «врачевателей» общественного сознания или отравителей мнения людей. Чтобы приготавливаемые ими «спайсы» оказывали разрушительное  воздействие на внутреннее психологическое состояние наших соотечественников.

       Когда мы рассуждаем о многонациональном русском народе, следует решительно отбрасывать известные расовые теории и антропологические методики выявления чистоты расы по размерам черепа, пропорциям человеческого лица или формам женского таза или, применяя формулы геометрического измерения скелета  человека.

      Русскими следует считать всех людей, которые чувствуют себя русскими по духу, взращенном на почве истории русского народа и  впитавшим в себя  его культуру. Полагаем, что в выборе человеком своей национальности приоритет в принятии такого решения, безусловно, принадлежит ему — самому человеку: кем он себя называет.

         Видный  ученый, академик РАН Р.И. Нигматулин, выступая на Соборе русских,  говорил о том, что слово «русский» должно быть возрождено. И не надо обвинять в русском фашизме всех, кто поднимает проблемы, кто возмущен нынешним состоянием русских. «Более того, — продолжал академик,- российская нация  должна быть в большей степени русской, а каждый человек может быть многоэтничным. Я себя ощущаю русским, и татарином, и башкиром. Более того, я думаю, что в будущем многие люди станут еще и многоконфессиональными – и православный, и мусульманин, и атеист». В наше время таких примеров  множество.

   Недавно наш президент Путин В.В. на фоне подъема эмоционального фона в обществе, после  сообщений о совершенном парнями из Бурятии подвиге на СВО, высказал, что в такие моменты «он хочет быть бурятом, якутом, дагестанцем, башкирцем…». Сегодня плечо к плечу на фронтах СВО вместе сражаются русские чеченцы, русские марийцы, русские осетины… С врагами России сражается многонациональный русский народ!

      В каждом человеке в разной степени выражено национальное  духовное своеобразие народа (в т.ч. русское двоеверие, интернационалистские чувства), Они передаются   окружающим с помощью  общего языка  общения людей, типом мышления. Именно язык общения сближает людей разных национальностей и народностей,  а  общий язык   мышления превращает нации и народности в единый народ — многонациональный русский народ.

           Идея «о многонациональном русском народе» не противоречит формуле Русской идеи, горячо отстаиваемой академиком МСА, профессором Е.С.Троицким, которая он сформулировал следующим образом: «Без торжества, возрастания роли общенациональной идеи, исходящей из принципа социальной справедливости, национального равенства, укрепления государствообразующей  роли русского народа, не будет успешного преодоления кризиса, не будет энтузиазма граждан, столь необходимого для возрождения Отечества». Убедительно!

      Русская идея всегда оппонировала Западу, выдвигала  альтернативную модель бытия и развития: коллективизм — индивидуализму, общинность – глобальной рыночной конкуренции, интеграционное имперостроительство – колониальному  имперостроительству, братство – подчинению. 

       Реализация концепции строительства исторической общности «многонационального русского народа», а также  теоретическое развитие её положений, на наш взгляд,  будет способствовать обновлению национальной жизни в стране на новом качественном уровне, дальнейшему укреплению духовно-нравственных основ человеческих, межнациональных межгосударственных отношений в Российской Федерации, обеспечению безопасности национального суверенитета  страны и независимости нашего государства.

      Наконец,    заключительный вопрос нашего сообщения —  о практической стороне современной культурной деятельности «в обширном смысле этого слова». 

       Таких направлений «народной культурной деятельности»  «ни более, ни менее четырех» (Подробнее см. у Данилевского Н.Я.:

  1. Это деятельность религиозная, формирующая «народное мировоззрение не как теоретическое, более или менее гадательное знание…, а как твердая вера, составляющая живую основу всей нравственной деятельности современного человека».

     Здесь необходимо отметить главное наше преимущество: традиционное русское двоеверие (просвещенное древняя крестьянская идеология — язычество, православное христианство) благоприятствовало формированию в Российской империи и Российской Федерации религиозного многообразия народов (ислам, иудаизм, буддизм и др.). В современной России сложилось культурное взаимодействие религиозных общин, как на федеральном государственном уровне, так  и в национальных территориях.

  • Это деятельность культурная, в тесном значении этого слова, формирующая «отношения человека к внешнему миру:

во-первых, теоретическое, научное,

во-вторых, эстетическое, художественное (причем, конечно, к внешнему миру причисляется и сам человек как предмет исследования, мышления и художественного воспроизведения) и

в — третьих, техническое, промышленное (или экономика, производственная сфера), то есть добывание  и обработка предметов внешнего мира, применительно  к нуждам человека и сообразно с пониманием, как этих нужд, так и внешнего мира, достигнутым путем теоретическим».

  • Это деятельность политическая, организующая и развивающая «отношения людей между собою как членов одного целого и отношения этого целого как единицы высшего порядка к другим народам».
  • Наконец, это деятельность общественно-экономическая, развивающая и организующая «отношения людей между собою не непосредственно, как нравственных и политических личностей, а посредственно – применительно к условиям пользования предметами внешнего мира, следовательно, и добывания, и обработки их».

    Н.Я. Данилевский, сравнивая существующие в мире  культурные исторические типы (нации) с особенностями Славянского мира, выразил обоснованную уверенность в том, что русско-славянский культурно-исторический (русский народ, нация) тип представляет «синтезис всех сторон культурной деятельности в обширном значении слова».  Это означает, что у русского народа большое будущее.

       Таким образом, Николаем Яковлевичем  давно и убедительно доказана абсурдность суждений западников, с которыми носятся до их пор, «о мнимом недостатке единства Русского государства, потому-де, что в его состав входит,…около сотни народов разных наименований».  Им не понять, что в многоцветии наций (у нас их около 200!) и заключена творческая энергия и созидательная сила многонационального русского народа! Чего нет в западном обществе. Потому что мы по-разному судим о человеке, о его роли и миссии в судьбе человечества и всего живого на планете.

      Но мы хорошо помним и знаем, что  нашему движению вперед существуют уже много веков реальные угрозы. Предшественники, например, справедливо предупреждали, что нашей многонациональной стране угрожает самоуспокоенность и утрата инициативы руководителями страны в плане угасания с их стороны каждодневного творческого подхода к развитию постоянного и тесного взаимодействия субъектов федерации, в целях дальнейшего развития ее возможностей по всем направлениям народной деятельности.

      Мы не должны забывать, что в 90-х гг. страна и народ пережили десятилетие  угроз развала нашей Федерации, которые инициировалась со стороны правящей элиты. Что еще можно было придумать вреднее для судьбы нашей Федерации, если всего за десять лет Россия деградировала по всем направлениям жизнедеятельности? Когда миссионеры со всего мира, в т.ч. из США,  учили нас как надо жить?! Россия по многим показателям экономического развития откатилась назад лет на пятьдесят. При этом, нашу страну нещадно ограбил коллективный Запад. До сих пор не восстановлены многие хозяйственные звенья. Следует признать, что исключительно усилиями и волей лично президента Путина В.В. опасность для России исчезнуть с карты мира была отведена.  

  Сегодня нам стало очевидным, что только совместными усилиями хозяйственных механизмов  всех субъектов Российской Федерации можно вывести страну на дорогу ускоренного развития экономики и надежного социального обеспечения населения. 

        В этой связи, считаем, целесообразно высказать несколько мыслей и предложений в плане дальнейшего развития федеративных отношений и взаимодействия субъектов Российской Федерации, вытекающие из творческого исполнения правовых настояний норм действующей Конституции РФ. По-нашему мнению, реализация предложений позволит гармонизировать межэтнические отношения народов федерации и содействовать развитию их тесного практического взаимодействия.  Кратко без излишней аргументации:

  1. Учредить высшим органом власти в стране — Съезд народов Российской Федерации, который созывается один раз в три года (кроме внеочередных съездов). Исполнительными органами Съезда являются Федеральное Собрание РФ и Госсовет РФ.
  2. Принять на Съезде Декларацию прав народов РФ.
  3. Ввести в регулярную практику созыв (один раз в год) республиканских, краевых и областных Собраний представителей народностей регионов. При республиканских, краевых и областных администрациях образовать отделы по работе с народностями и этносами, проживающими на территории. 
  4. Организовать в региональных  муниципальных органах власти работу общественных комиссий (отделов) по работе с представителями народностей и этносов, проживающих на территории. Стимулировать создание и деятельность  традиционных (национальных) форм управления (разрешения) задач местного значения (Советs старейшин станиц, аулов и т.п.).
  5. Совершенствовать отношения субъектов Федерации в сфере организации общественно-государственной жизни, в т.ч. продолжить практику оптимизацию и децентрализации в развитии экономической жизни, а также реализацию концепции расширения экономической самостоятельности, повышения эффективности экономик республик краев и областей,  на основе действующей Конституции, ее норм, разграничивающие права регионов и центра.
  6. Федеральному центру:
  7. в  целях строительства в каждом субъекте федерации (республики, края, области и автономии) высокоразвитых экономик, разработать и довести до сведения  субъектов федерации рамочный закон (методический свод норм) по расчету годового валового объема производства всех видов продукции, обеспечивающего в полной мере спрос местного населения в продовольствии и других товарах массового потребления. Ориентируясь, при этом, на эффективное использование  региональных (местных) ресурсов (в т.ч. трудовых). А также на показатели формул расчетов  итоговых результатов деятельности региональных экономик, формирования годового финансового бюджета, позволяющие за счет собственных средств, обеспечивать комплексное развитие территорий в следующие периоды;
  8. с этой же целью оказать регионам практическую помощь в проектировании перспектив (на 15-20 лет) развития региональных экономик за счет внедрения на территории перспективных отраслей производства с учетом традиционных местных условий ведения хозяйствования;
  9. наконец, с учетом реализации указанных мер и предлагаемого подхода к осуществлению перспективного планирования развития территорий, внедрить (на срок до трех лет и более) практику доведения до сведения территорий расчетов, составленных федеральными специалистами совместно с регионами,  налоговых и прочих взносов по каждому региону (индивидуально)  в федеральный бюджет.
  10. Принять федеральный закон (ФЗ), позволяющий регионам разработать и принять территориальные законы о развития местного самоуправления и его рабочих органов, как органов первичной реальной власти для человека, с учетом национальных традиций и иных местных условий. Местная власть должна обладать всеми правами и полномочиями исполнителя для решения насущных вопросов экономической, культурной (образовательной, оздоровительной), правоохранной и иных сфер жизнедеятельности населения территории.
  11.  Преобразовать Российское агентство по делам национальностей в Федеральное министерство по делам национальностей, наделив его функциями
  12.  Постоянно накапливать и анализировать информацию о жизни народов в каждой национальной территории. С целью своевременного определения действующих важнейших факторов и складывающихся тенденций в развитии межнациональных  взаимоотношений. Оперативно разрабатывать и реализовывать меры, направленные  по их дальнейшее  гармоничное развитие;
  13.    содействовать региональным властям в деле материального и культурно-духовного развития народностей   и этносов, проживающих в них;
  14.    возложить на данное министерство функцию организации подготовки   в вузах федерального центра управленческих кадров из числа национальной молодежи регионов;
  15.    принимать оперативные меры в разрешении возникающих спорных вопросов,   которые требуют соответствующих решений федерального центра;
  16.     организовывать совместное взаимодействие с зарубежными институциями по оказанию помощи  русским людям, проживающими за пределами России, в свободном развитии русской культуры, русского языка и исполнении религиозных обрядов.
  17. Целесообразно иметь в России государственный информационный теле-радио-канал круглосуточного вещания «Наша федерация». Информировать страну о многообразной жизни народов субъектов Российской Федерации, взаимодействии народов в разных областях и сферах жизнедеятельности, межнациональных человеческих связях и братской помощи, научных и культурных достижениях, духовной жизни и т.д.

      Полагаю завершить сообщение словами русского историка Бестужева-Рюмина Константина Николаевича. Вот они: «…мы так привыкли к самоуничижению, самобичеванию, что каждый твердый голос, защищающий русское начало, кажется нам какой-то непозволительной роскошью. Пора же нам сознать, что как бы мы ни стремились представить русский народ меньшим, чем он есть в действительности, нам это никогда не удастся».

     «Дело осталось за одним! Надо напряженно работать всем каждодневно!»

Спасибо за внимание.

                                 ************************          

Саенко Геннадий Васильевич      

профессор,     доктор исторических наук,

Лауреат премии Правительства в области

образования,

 Народный депутат России (1990-1995)

             26.10.2023г.