Диалектика Си Цзиньпина и китайская модернизация: теория, особенности и практика

ДИАЛЕКТИКА СИ ЦЗИНЬПИНА И КИТАЙСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ: ТЕОРИЯ, ОСОБЕННОСТИ И ПРАКТИКА

XI JINPING’S DIALECTIC AND CHINESE MODERNISATION: THEORY, FEATURES AND PRACTICE

Ли Чжожу   Н.Г. Осипова

LI ZHUORU         Osipova N.G

Ли Чжожу — аспирант социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, и редакционный директор Ассоциации мировой политической экономии (Китай), Электронная почта: michailbogunov@yandex.ru; Н.Г. Осипова, докт. социол . наук, проф. кафедры современной социологии, декан социологического факультета МГУ имени М .В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, стр. 33, Москва, Российская Федерация, 119234, Электронная почта: ngo@socio.msu.ru. Данная статья является итогом работы над диссертацией кандидата наук на тему «Диалектика социального развития Китая в условиях китайской модернизации».

Li Zhuoru is a PhD student at the Sociology Faculty of Lomonosov Moscow State University, Russia, and Editorial Director of the Association for World Political Economy (China), Email is: michailbogunov@yandex.ru; Osipova Nadezda G., Doctor of Sociological Sciences, Professor, Dean of the Faculty of sociology, Lomonosov Moscow State University, Leninsky Gory 1-33, Moscow, Russian Federation, 119234, e-mail: ngo@socio.msu.ru. This article is the result of a PhD thesis on «The Dialectics of Chinese Social Development under Chinese Modernisation».

Аннотация: после XX Всекитайского съезда КПК реализация «китайской модернизации» была определена в качестве центральной цели КПК в новейший исторический период. В этом процессе рост руководящей роли КПК в КНР является объективным правилом для достижения этой цели. Это объясняется тем, что социалистическое строительство не является стихийным, а является результатом сознательной и целенаправленной деятельности трудящихся масс. История показала, что только Коммунистическая партия может руководить сознательной и творческой деятельностью трудового народа. В рядах Коммунистической партии находятся лучшие представители рабочего класса, трудового народа, а партия в целом вооружена знанием объективных законов общественного развития. Руководящая роль КПК достигается также за счет постоянного усиления ее влияния на созидательную деятельность масс в идеологическом, политическом и организационном плане. И диалектической логикой этого является диалектика идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху, также известная как диалектика Си Цзиньпина. Данная статья представляет собой исследование этого вопроса и имеет значение для соответствующих исследований в российской науке.

Ключевые слова: Диалектика Си Цзиньпина; Китайской модернизации; История развития диалектики; Китайское общество; Идея Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху; Модернизация китайской общественной науки

Abstract: After the 20th Party Congress of the Communist Party of China, the realisation of «Chinese modernisation» was identified as the central goal of the CPC in the latest period. In this process, the growth of the CPC’s leadership role in socialist China is an objective rule for achieving this goal. This is because socialist construction is not spontaneous, but the result of the conscious and purposeful activity of the working masses. History has shown that only the Communist Party can lead the conscious and creative activity of the working people. In the ranks of the Communist Party there are the best representatives of the working class, of the working people, and the Party as a whole is armed with knowledge of the objective laws of social development. The leadership of the Communist Party of China is also achieved by constantly strengthening its influence on the creative activities of the masses ideologically, politically and organisationally. And the dialectical logic of this is the dialectic of Xi Jinping’s thought on socialism with Chinese characteristics for a new era, also known as the Xi Jinping dialectic. This paper is a study of this, and has implications for the corresponding research in Russian scholarship.

Keywords: Xi Jinping’s Dialectic; Chinese Modernisation; History of Dialectic Development; Chinese Society; Xi Jinping’s Idea of Socialism with Chinese Characteristics in a New Era; Modernisation of Chinese Social Science

Сегодня на планете происходит всемирно-историческая практика: западные страны во главе с США находятся в упадке из-за конфронтационных противоречий, с которыми они сталкиваются внутри и вовне. Лицо мира меняется, и международное коммунистическое движение, существующее с момента разрушения СССР, постепенно восстанавливается. Все происходит так, как и предвидели классики марксизма. Тот факт, что во всем мире изменилось соотношение сил между двумя системами социализма и капитализма, оказал глубокое влияние на развитие современной истории, открыв новую эру в жизни человечества.

Марксизм-ленинизм утверждает, что империализм исторически обречен. И строительство нового мира — историческая миссия принадлежит самому передовому и организованному классу современности — рабочему классу и его авангарду. А творческое развитие марксистско-ленинской теории является источником силы Коммунистической партии и возглавляемого ею социалистического государства. «Новаторство — вечная тема развития философии и обществоведения, неизбежное требование общественного развития, углубления практики и продвижения истории для философии и обществоведения.» [①]Знамя коммунизма находится в руках миллионов рабочих, крестьян и интеллигенции пролетариата. Под этим знаменем человечество движется к лучшему будущему, к миру, свободе и счастью. Такова воля народа и миссия истории.

И в сегодняшнем ХХI веке. Социалистический Китай под руководством КПК с ядром в главе с товарищем Си Цзиньпином является ключом к этому историческому процессу. Данная статья представляет собой обзор и исследование диалектики развития китайского общества после XX съезда КПК с целью достижения китайской модернизации.

  1. Концепция диалектики Си Цзиньпина и ее суть

Мы знаем, что исходным пунктом марксистской диалектики является признание постоянного порождения и развития явлений в материальном мире. И как наука, задача диалектики — раскрыть законы порождения и развития материи в ее различных формах и видах.

По определению В. И. Ленина, —Это означает, что материалистическая диалектика является живой душой марксизма-ленинизма, фундаментальным методом понимания природы и общества с точки зрения постоянного развития. Только теоретическая мысль, вооруженная диалектическим материалистическим методом, может раскрыть глубокие противоречия буржуазного общества, предвидеть его неизбежную гибель, увидеть перспективу коммунизма и поставить политику и стратегию революционной борьбы рабочего класса на научную основу. История международного коммунистического движения и история международного рабочего движения доказывают, что — «непреходящим в марксизме является его революционная диалектика, чуждая вся кого схематизма, предусматривающая неизбежность различных форм и путей движения мировой истории, включая возможности видоизменения «обычного» исторического порядка. «[②]

Классики марксизма-ленинизма глубоко изучали материалистическую диалектику как философскую науку, последовательно применяя ее в своей деятельности по руководству классовой борьбой пролетариата за свержение капитализма и борьбу за победу социализма. И в настоящее время применение материалистической диалектики к анализу процесса общественного развития имеет особое значение. КПК, возглавляемая Си Цзиньпином, уделяет пристальное внимание многочисленным парадигмам диалектики, возникшим в эпоху, начавшуюся после разрушения СССР. Это не результат каких-то случайных, демонстративных обстоятельств, а природа нынешней эпохи — эпохи тех фундаментальных качественных изменений и глубоких революционных преобразований, которые составляют содержание исторического всемирного перехода от капитализма к социализму и коммунизму. Именно на этой основе родилась диалектика Си Цзиньпина.

В процессе изучения концепции и содержания диалектики Си Цзиньпина, с другой стороны, необходимо прояснить следующие концепции и содержание.

В.И. Ленин указывал на три элемента диалектики: «1) Определение понятия самого из себя сама вещь в ее отношениях и в ее развитии должна быть рассматриваема ; 2) противоречивость в самой вещи (das Andere seiner), противоречивые силы и тенденции во всяком явлении; 3) соединение анализа и синтеза. » [③]А конкретное рассмотрение диалектики Си Цзиньпина, а именно-

Во-первых, принципы и законы диалектики Си Цзиньпина, которая является результатом развития диалектики социализма, соответствуют основным принципам марксизма. Ведь несмотря на то, что общественное развитие в КНР имеет свои особые закономерности, обусловленные тем, что социализм с китайской спецификой, являясь этапом коммунизма, также обязательно включает в себя характеристики, присущие всей коммунистической общественной форме. «Социализм с китайской спецификой — это социализм, а не какая-то другая теория. Основные принципы научного социализма не могут быть утрачены, ибо если они утрачены, то это уже не социализм».[④]

В частности, после того, как товарищ Си Цзиньпин на XIX съезде КПК заявил, что Китай вступил в новую эпоху, социальные связи и отношения коренным образом трансформировались, выявилась новая динамика и источники общественного развития. Если рассматривать по существу, то это объясняется тем, что в действие вступили общие законы диалектики, указывающие на количественные и качественные изменения в развитии природы и общественной жизни. Во-вторых, понимание связи между количеством и качеством важно не только для описания объективных процессов. Но и диалектическое понимание этой связи имеет огромное значение для последующей практической деятельности, для открытия и использования новых свойств и источников энергии в развитии природы и общества.

Мы знаем, что количественные и качественные обусловленности связаны с различными формами движения материи, различными уровнями структуры материи. То есть — при переходе материи с одного уровня структуры на другой, одной формы движения на другую, всегда возникает новый характер и новая сила материи. И этот закон соблюдается и тогда, когда в ходе истории происходят фундаментальные качественные изменения, то есть переход от одной социальной структуры к другой, от одной формы к другой.

В сегодняшнем КНР, «социальная энергия» новой эры социалистического общества с китайской спецификой также начала великую и историческую работу по преобразованию мира. Социалистический Китай под руководством КПК, в центре которого стоит товарищ Си Цзиньпин, искоренил бедность внутри страны и добился исторического примирения между Ираном и Саудовской Аравией на международном уровне — тому доказательство. А в будущем она достигнет новых амбициозных результатов — преобразит весь мир и поднимет человеческую цивилизацию на небывалую высоту. Факты показывают, что основным источником расцвета производительных сил в Китае сегодня при социалистической системе является общественное производство, выраженное в социалистической рыночной экономике под макрорегулированием государства в виде новых отношений, сформированных на основе системы общественной собственности как основы.

Во-вторых, центральной задачей диалектики Си Цзиньпина является изучение всего процесса развития, в котором количественные изменения и качественные изменения порождают новые черты социально-экономических и идеологических отношений. Изучение новых источников творчества, инициативы и оригинальности масс и нового потенциала роста производительных сил имеет первостепенное значение для Китая после XX съезда КПК для достижения китайской модернизации.

Мы знаем, что главное оружие, с помощью которого социализм побеждает и в конечном итоге выигрывает гонку против капитализма, — это новая экономическая система и новая система общественных отношений. Именно в этой системе заложен безграничный потенциал прогресса, невозможного в буржуазном обществе. Поэтому изучение нового образа жизни, новых двигателей и источников социального прогресса, новых стимулов и методов повышения эффективности общественного производства, более высоких форм организации экономики и управления — вот основные задачи организации социалистической экономики.

Причем диалектика Си Цзиньпина характеризуется не только характером динамики, но и новыми типами противоречий, новыми формами и способами их разрешения. В КНР в целом исчезают антагонистические противоречия. Конечно, закон единства и борьбы противоположностей, как всеобщий закон диалектики, действует и в социалистическом обществе с китайской спецификой. И «социально-политическое» единство в современном китайском обществе ни в коем случае не означает, что не может быть противоречий и борьбы противоположностей. Это означает, как отметил генеральный секретарь Си Цзиньпин, что мы всегда должны «предотвращать превращение локальных проблем в глобальные, а неантагонистических противоречий- в антагонистические, и сосредоточиться на снижении возникновения внутренних противоречий среди трудового народа в самом их источнике». [⑤]Однако, в отличие от США и других западных стран, в китайском обществе закон единства и борьбы противоположностей проявляется с другими новыми чертами, которые принципиально отличаются от его проявления при капиталистической системе и в других формах классового противостояния. В частности, в современном китайском обществе появились понятия «оппозиция», «противоречие», «единство противоположностей», «борьба противоположностей» и др. Другими словами, их конкретное применение в социалистическом обществе с китайской спецификой в новое эпоха отличается как от капиталистической системы, так и от других стадий социализма. И это касается также путей, форм и методов разрешения конкретных противоречий. В социалистическом обществе с китайской спецификой в новую эпоху, однако, преодоление противоречий приведет к укреплению «социально-политической» целостности общества, которая станет движущей силой общественного развития. В этом и заключается особенность социалистического общества с китайской спецификой в новую эпоху — противоречия разрешаются на стадии различия, то есть до того, как они превратятся в социальные конфликты. Этот закон проявляется также в ослаблении возможностей использования принудительных средств разрешения противоречий. А это начало исполнения предсказания К. Маркса о том, что когда в обществе перестанут существовать классы и классовые антагонизмы, «социальные эволюции перестанут быть политическими революциями».[⑥]

Конечно, диалектика Си Цзиньпина, будучи эффективным инструментом для понимания мира в современном КНР и трудового народа Китая, также подверглась критике со стороны некоторых партий и людей в мировом социалистическом движении. Например, марксистские партии в лице Коммунистической партии Греции, придерживающейся классического марксизма, считают, что постановка материальных интересов, и особенно прибыли, во главу угла экономического развития является признаком реставрации капитализма. Однако она доказала, что игнорирует тот факт, что такие факторы, как «фактор рынка» и «фактор прибыли», являются лишь особенностями определенного общества. Социалистический Китай, с другой стороны, считает, что такие факторы, как «рыночный фактор», должны быть использованы в максимально возможной степени под рычагами социалистической экономики. Иными словами, при наличии новых источников развития, новой динамики и новых стимулов нельзя игнорировать и старые формы. А по существу, речь идет о том, что диалектику не следует понимать вульгарно и метафизически. Верно и то, что диалектика развития не является вечным противостоянием антагонистических элементов. И «именно в этих элементах воплощены основные принципы научного социализма в новых исторических условиях, и если они будут утрачены, то это будет вовсе не социализм.»[⑦]

В то же время необходимо отметить, что диалектика Си Цзиньпина также впитала исторический опыт развала СССР и развивает на его основе марксистскую теорию классов. А именно, китайские коммунисты считают, что классовые противоречия все еще сохраняются в социалистических обществах. Вся история со времен Великой Октябрьской социалистической революции доказывает, что борьба между двумя социальными системами и двумя системами мышления никогда не прекращалась. Подрыв социалистических стран и восстановление капиталистической системы в этих странах всегда было общей стратегической целью империалистических стран. Это означает, что хотя классовая борьба сегодня не является основным элементом политической жизни Китая, она все еще имеет потенциал для усиления.

В-третьих, важнейшей методологической особенностью диалектики Си является то, что противоречия разрешаются в пользу субъекта. Причем, этим субъектом является не отдельный класс или социальная группа, а общество в целом. Гибкий и мобильный социальный контроль, построенный на марксистско-ленинских принципах, реакция на существующие или вновь возникающие противоречия, своевременный выбор средств и методов их разрешения — все это значительно ограничивает роль стихийных механизмов их разрешения, делая целенаправленной и конструктивной всю деятельность общества, рабочего класса и его Коммунистической партии как ведущей силы.

Это означает, что субъективно-позитивный подход к конкретным процессам действительности в объективном мире является важнейшей задачей диалектического анализа. Это также является требованием для объединения субъективной и объективной диалектики. Китайский философ-марксист Ли Да в свое время отмечал в этой связи, что «диалектика природы и диалектика общества — это объективная диалектика; отражение объективной диалектики в мышлении — это субъективная диалектика». [⑧], «Субъективная диалектика — это сознательное отражение объективной диалектики, и субъективная диалектика должна соответствовать объективной диалектике». [⑨]. И классики марксизма-ленинизма показали замечательный пример использования диалектики для анализа закономерностей природной и социальной действительности. Этот метод характеризуется тем, что противоречия рассматриваются не в их фиксированном и неподвижном состоянии, а в их движении и развитии, ибо именно оно является ключом к их разрешению. Из анализа тех или иных явлений К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и И.В. Сталин делали определенные политические и тактические выводы. И именно анализ движения противоречий раскрывает взаимопревращение противоречий, взаимосвязь внутренних и внешних противоречий, антагонистических и неантагонистических противоречий, характер тенденций противоречий и пути их преодоления. Это подтверждает вывод о том, что диалектика используется не для сбора и классификации противоречий, а для предписания императивов общественного развития.

В новую эпоху социалистического общества с китайской спецификой диалектика стала инструментом для понимания социальных явлений благодаря своему позитивному подходу к проблеме противоречий. И именно таким образом диалектика может быть использована для того, чтобы увидеть проблемы, стоящие за противоречиями в реальности. Мы знаем, например, что в китайских научных кругах широко распространено мнение, что противоречие между быстро растущими материальными и духовными потребностями и недостаточным уровнем производственного развития является основным противоречием социалистического общества с китайской спецификой. Но должно быть ясно, что это противоречие является особым законом социалистического общественного развития только в том случае, если оно базируется на следующих условиях:

Это противоречие нельзя путать с исторически неизбежным явлением более низкого уровня потребления масс в эксплуататорских обществах. Ибо если путать, то есть риск принять явление недостаточного удовлетворения потребностей людей за законы социализма.

Мы знаем, что развитие производительных сил никогда не было основой исторического прогресса. Но на протяжении всей истории противоречие между производством и потребностями не исчезало, а обострялось.

Ф. Энгельс в этой связи отмечал, что «Недопотребление масс есть необходимое условие всех основанных на эксплуатации форм общества, а следовательно, и капиталистической формы общества; но только капиталистическая форма производства доводит дело до кризисов».[⑩]

Даже в самых развитых капиталистических странах рост производства сделал правящий класс богатым, несмотря на то что уровень жизни большинства населения повысился. И они добились этого за счет эксплуатации народных масс этих стран и ограбления населения менее экономически развитых зависимых стран, что привело к падению уровня их потребления.

Социализм же устраняет эту форму противостояния противоречия между производством и потреблением. При социалистической системе по мере развития производства постепенно повышается и уровень потребления масс. Это особенно ярко проявляется в социалистическом обществе с китайской спецификой в новое время.

Кроме этого, действуют следующие условия. 1) Это противоречие является частным выражением противоречия между производительными силами и производственными отношениями в социалистическом обществе. 2) Пока существует противоречие между растущими потребностями народа и существующим уровнем производства, достигнутым обществом, сохраняется возможность возникновения того или иного противоречия между индивидуальными интересами трудящихся и интересами общества в целом.

В целом, результаты экономического развития современного социалистического общества с китайской спецификой знаменуют собой новый этап в развитии производительных сил. Однако после создания мощной индустриальной системы с полным набором категорий дальнейший ускоренный рост производства не может быть предусмотрен без повышения качественных показателей работы народного хозяйства в целом и повышения экономической эффективности общественного производства. А объективная диалектика развития социалистической экономики требует дальнейшего перехода на новый этап, на этап дальнейшего развития производительных сил — и этот этап покажет все превосходство социалистической системы, позволит доказать, что социализм, может быть, в авангарде технического прогресса и производить продукцию самого высокого качества во всех областях.

И это теоретическая характеристика диалектики Си Цзиньпина.

  1. Диалектика Си Цзиньпина как диалектическая логика китайской модернизации — марксистская диалектика XX века

Диалектика, как известно, утверждает, что общественные явления должны рассматриваться в историческом отношении, а сама диалектика претерпевает значительные изменения в ходе истории, в процессе постоянного развития и обогащения. Если материализм неизбежно должен менять свою форму с каждым эпохальным развитием естественных наук, с каждой новой эпохой в истории человечества, то это в полной мере относится и к диалектике.

Диалектика социализма с китайской спецификой была предложена и возникла на основе развития диалектики социализма. Мы знаем, что, по словам В.И. Ленина, диалектика «рассматривает общество как живой организм, находящийся в постоянном развитии». [11]Это означает, что общество, как и живая материя, представляет собой целостную, органическую систему жизни и движения, которая характеризуется собственным постоянным обменом веществ и постоянным материальным обменом с внешней средой. Развитие общества, с другой стороны, является «как на естественноисторический процесс»[12]. Согласно марксистской диалектике, все есть процесс, имеющий свои этапы, последовательность, структуру, внешние условия и внутренние связи, и формируется на этой общей основе как закономерное диалектическое движение. Социализм не является ни фиксированным и жестким организмом, ни организмом без существенных характеристик и внутренних оснований, которые могут быть субъективно изменены по желанию человека. Поэтому исторический процесс от социализма в целом к социализму с китайской спецификой является неизбежной тенденцией развития от общей диалектики к диалектике социализма с китайской спецификой, а также естественным историческим процессом развития как живого социалистического организма.

«Китайская модернизация» и ее диалектические принципы были выдвинуты в качестве главного теоретического утверждения генеральным секретарем Си Цзиньпином в политическом докладе XX съезда КПК. «Китайская модернизация» был представлен как крупное теоретическое утверждение во имя итогов нового скачка в китаизации марксизма. В своем политическом докладе на XX съезде КПК, генеральный секретарь Си Цзиньпин отметил, что «С нынешнего момента центральная задача КПК – это сплачивать и вести за собой многонациональный народ страны в осуществлении намеченной к столетию КНР цели полного построения модернизированной социалистической державы, во всестороннем продвижении процесса великого возрождения китайской нации с помощью китайской модернизации.». «На основе длительных поисков и практики со дня образования Нового Китая, особенно со времени проведения политики реформ и открытости, благодаря осуществлению инновационных прорывов в теории и на практике после XVIII съезда партии нам удалось продвинуть китайскую модернизацию и расширить ее масштаб.». [13]«Китайская модернизация» является прямым отображением и логическим результатом «диалектики китайской модернизации» в объективном мире, а «диалектика китайской модернизации» является «диалектика Си Цзиньпина».

И диалектика Си Цзиньпина, как диалектика китайской модернизации, лучше всего характеризуется как инновация в условиях китайских особенностей. Генеральный секретарь Си Цзиньпин утверждает, что «Китайская модернизация – это социалистическая модернизация, осуществляемая под руководством КПК. Она обладает как общей характеристикой модернизации различных стран мира, так и китайской спецификой, базирующейся на собственных национальных реалиях».[14] Вот кто, постичь китайские специфики, значит постичь суть диалектики инноваций, как это предписано. Однако должно быть ясно — на основе материалистического взгляда на историю — что суть новаторства диалектики Си Цзиньпина заключается в историческом и продолжающемся преодолении пяти уровней материалистической диалектики — старой материалистической диалектики, советской марксистской диалектики, диалектики мысли Мао Цзэдуна и социалистической теоретической диалектики с китайской спецификой. И все пять уровней являются конкретным выражением диалектического развития процесса модернизации во всем мире. Следовательно, это требует от нас всестороннего и глубокого понимания исторической и диалектической логики диалектического новаторства Си Цзиньпина, понимания правильности и неизбежности диалектического новаторства Си Цзиньпина в марксистской диалектике с точки зрения системы противоречий в процессе модернизации и инновационных путей их разрешения. Как известно, китайская модернизация — центральная задача КПК в исторический период после XX съезда КПК. Китайская модернизация имеет как общие черты, присущие модернизации во всех странах, так и китайские специфики, основанные на собственных национальных условиях. Более того, необходимо подчеркнуть, что пять вышеупомянутых уровней диалектики являются не только объектами трансценденции диалектики Си Цзиньпина, но и ступеньками для непрерывного развития диалектики Си. Каждый из этих пяти уровней диалектики является историческим объектом логики диалектического развития в процессе модернизации под категорией всемирной истории. И диалектика Си Цзиньпина постоянно трансцендирует их, но это не означает их полного растворения как такового, а скорее их оставление в процессе их исторического трансцендирования диалектикой Си Цзиньпина, но и их существование по-новому, то есть их превращение в новые формы выражения диалектикой Си Цзиньпина. И решающим среди них является трансценденция диалектики Си Цзиньпина над советской марксистской диалектикой и теоретической диалектикой социализма с китайской спецификой.

Во-первых, диалектика Си Цзиньпина является инновационной в своем преодолении советской марксистской диалектики. В частности, в истории поиска пути китайской модернизации советский путь модернизации был самым важным фактором, который привел к появлению китайского пути. Товарищ Мао Цзэдун однажды справедливо заметил, что «Путь Советского Союза, путь Октябрьской революции в своей основе является общей светлой столбовой дорогой развития всего человечества. «. [15]«идти по пути русских – таков был наш вывод». [16]. В частности, влияние советского процесса модернизации на процесс модернизации китайского образца проявилось в трех направлениях: во-первых, Великая Октябрьская социалистическая революция под руководством Ленина сломала модель мирового пути модернизации, в которой доминировала логика западного капитала, и создала социалистический путь модернизации. Другими словами, советский путь модернизации, проложенный Октябрьской революцией, стал всеобъемлющим руководством и ориентиром для поиска китайского пути модернизации. Во-вторых, на заре социалистического Китая «однобокость» его внешней политики позволила китайской компартии перенять основной дух советского пути модернизации — «Советская власть плюс электрификация всей страны». Коммунистическая партия с марксизмом-ленинизмом в качестве руководящей идеологии была централизованным и единым лидером модернизации социалистического государства. Черты модернизации, общие для Китая и СССР — государственная власть, в центре которой находится трудовой народ, полное установление социалистической системы, основанной на общественной экономике, ликвидация классовой эксплуатации и классового угнетения — все это важные черты общего пути модернизации, выходящего за рамки западного подхода, руководствующегося диалектикой идеализма. В-третьих, чтобы прорвать экономическую блокаду западного империализма и гегемонии, СССР оказал большую материальную помощь современному развитию Китая, что в значительной степени продвинуло процесс модернизации Китая.

После третьего пленума одиннадцатого ЦК КПК в 1979 году товарищ Дэн Сяопин, который в то время председательствовал в ЦК КПК, официально предложил стратегическую идею «На пути к китайской модернизации»[17], ознаменованный реформой и открытостью и построением социализма с китайской спецификой, который успешно преодолел советский путь модернизации, руководствуясь советской марксистской диалектикой, отказался от противоречий, присущих советскому пути модернизации, и преобразовал их. и отказались от противоречий, присущих советскому пути модернизации, и трансформировали их. После XX съезда КПК, эта трансценденция получила дальнейшее воплощение в Идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху и его диалектике. В частности, есть два аспекта: во-первых, китайская модернизация достигла дальнейшего превосходства над советской марксистской диалектикой с точки зрения научного, современного и всеобъемлющего смысла ее целей. «Четыре всеобъемлющих принципа»[18] и «Пять в одном»[19], занимающие важное место в диалектике Си Цзиньпина, всесторонне объясняют цель модернизации — «богатство и сила, демократия, цивилизация, гармония и красота». Это самая богатая и всеобъемлющая интерпретация коннотации модернизации со стороны идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи и ее диалектики как марксизма XXI века, полностью трансформирующего и преодолевающего исторические ограничения советской марксистской диалектики. Во-вторых, в ходе дальнейших всеобъемлющих реформ и открытости он систематически преобразовал теоретическую систему советского пути модернизации, которая больше не подходила для развития производительных сил и практики под его руководством, и на этой основе нашел практический путь для освобождения и развития производительных сил и содействия всестороннему развитию модернизации. При этом основное внимание уделялось утверждению и усвоению положительной роли капитала и укреплению решающей роли социалистической рыночной системы хозяйства в распределении ресурсов. При углублении реформ и полном укреплении главной роли экономики государственного сектора энергично поощряется развитие экономики негосударственного сектора; в то же время при условии сохранения принципа распределения по труду в системе распределения допускается существование других форм экономического распределения, таких как распределение по факторам производства.

Во-вторых, диалектический подход Си Цзиньпина к диалектике социализма с китайскими особенностями является отражением его важности как еще одного теоретического скачка вперед в китаизации марксизма. Поскольку социализм с китайской спецификой вступает в новую эпоху, для разрешения противоречия между растущей потребностью народа в лучшей жизни и несбалансированным и неадекватным развитием, а также для достижения великого омоложения китайской нации необходимо вести великую борьбу, строить великие проекты и продвигать великие начинания. Вопрос времени, на который призвана ответить «Идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху», заключается в том, какой социализм с китайской спецификой поддерживать и развивать в новую эпоху, и как поддерживать и развивать социализм с китайской спецификой. После XVIII съезда партии КПК смело проводит теоретические исследования и инновации, углубляет понимание законов правления Коммунистической партии, социалистического строительства и социального развития человека с новым видением, добивается крупных теоретических инноваций, которые сконцентрированы в «Идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху». В целом, во-первых, «Идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху» является важной частью теоретической системы социализма с китайской спецификой, обогащает и развивает теоретическую систему социализма с китайской спецификой и осуществляет новый скачок в китаизации марксизма; во-вторых, в философской части «Идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху» нет разрыва между различными частями. В ней нет противоречий и несоответствий между логикой и эпистемологией, характерных для немарксистских философских систем. Среди них диалектика Си Цзиньпина — это метод, диалектическая логика и марксистско-ленинская эпистемология. Именно по этой причине философия социалистического общества с китайской спецификой в новую эпоху — этап Си Цзиньпина в марксистской философии — полностью вышла за рамки философской системы прошлого. А единство и целостность ее принципов сделали ее самым острым теоретическим и идеологическим оружием китайского рабочего класса и его коммунистической партии.

В целом, понимание диалектики Си Цзиньпина, которая направляет достижение китайской модернизации, является диалектической логикой очередного скачка в развитии диалектики. Отсюда следует важный вывод: основное теоретическое новшество диалектики Си Цзиньпина нельзя понимать одномерно. Новаторство диалектики Си Цзиньпина является результатом противоречивой эволюции исторической логики диалектики и диалектической логики непрерывного трансцендентного развития; теоретическое новаторство диалектики Си Цзиньпина, полностью вбирая и обобщая рациональные элементы модернизации в историческом и мировом измерениях, потенциально содержит и недостатки, которыми обладали эти рациональные элементы, так что диалектика Си Цзиньпина, преодолевая недостатки исторической диалектики, имеет и негативный аспект саморазвития. Таким образом, чем больше объектов преодолевает диалектика Си Цзиньпина в качестве основной логики, направляющей модернизацию китайского стиля, тем богаче потенциальные риски и недостатки, которые она может накапливать и содержать; чем более продвинутой предстает диалектика Си Цзиньпина, тем больше она содержит элементов, которые были отрицаны и преодолены на более низких уровнях. Иными словами, инновация и развитие диалектики Си Цзиньпина — это также процесс диалектического самоотречения, самодвижения и саморазвития на практике; Диалектика Си Цзиньпина — это плод векового исторического исследования КПК. В этом смысле можно сказать, что история диалектики Си Цзиньпина, возникшей и превзошедшей другие диалектики, — это история инноваций и отказа от противоречий, присущих другим диалектикам в столетней истории КПК.

  1. Цель китайских общественных наук для китайской модернизации

После XX съезда КПК развитие общественных наук в Китае переживает явно творческую кульминацию. Это соответствует значению растущего объема научной теории для очень сложных и противоречивых процессов развития мирового общества. Развитие мирового общества в настоящее время происходит в контексте и в тесной связи с революционной трансформацией науки и техники. Процессы управления социальными явлениями и руководства становлением нового — социалистического и коммунистического — образа жизни в обществе не могут протекать гладко, если они не основаны на глубоком теоретическом осмыслении этих процессов.

КПК, как партия научного коммунизма, строит всю свою деятельность на прочном фундаменте марксистско-ленинской теории и считает своим важнейшим долгом постоянно и творчески развивать эту теорию.

Факты доказывают это. Достижения социалистического Китая под руководством КПК во внешней и внутренней политике были бы невозможны, если бы партия теоретически не осмыслила пройденный путь и не выявила объективные тенденции общественного развития, не изучила закономерности построения социализма с китайской спецификой в новое время. «Уровень развития страны зависит от уровня развития как естественных наук, так и философских и общественных наук»[20]. Современная эпоха ставит перед теорией такие вопросы, решение которых окажется особенно очевидным в значении этапа Си Цзиньпина в развитии марксистской теории. Это касается как фундаментальных проблем процесса общественного развития-модернизации, закона трансформации социализма в коммунизм, превращения мировой социалистической системы в определяющий фактор развития общества в целом, так и процессов, происходящих в естественных науках.

В этом контексте важно отметить тот феномен, что в настоящее время в академических кругах существует мнение, что многие идеи марксизма больше не актуальны для современных исторических условий, а идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху являются в основном обобщением опыта модернизации Китая и не имеют универсального значения в международном контексте. Более того, ученые, придерживающиеся этой точки зрения, игнорируют объективные исторические факты и утверждают, что Китай в настоящее время практикует, по сути, государственно-капиталистическую, а не социалистическую систему. Приведенная выше академическая позиция является неверной. Прежде всего потому, что современные ревизионисты не смеют открыто выступать против марксистской диалектики, а могут лишь объявить устаревшими те фундаментальные принципы, которые могут привести к наиболее революционным выводам на основе самих принципов, такие как закон единства и борьбы противоположностей, взаимосвязь эволюции и революции и т.д. Но материалистическая диалектика — это строгая и законченная система, которая органически связана между собой. То есть любая попытка отменить какой-либо из законов этой системы по сути является нарушением принципов диалектики и науки. Канадский философ Джон Коэн также проанализировал причины критики марксистской диалектики этой частью ученых с позиций диалектической логики, утверждая, что из-за того, что западные академические круги придерживаются аналитического способа мышления, который полностью отличается от марксистской диалектики, он замечает, что «Аналитический способ мышления противоположен способу мышления, который традиционно связывают с марксизмом: аналитическое мышление, в широком смысле понимания “аналитического”, противоположно диалектическому способу мышления, и в узком смысле аналитические принципы мышления противоположны холистическим принципам»[21]. Д.Е. Добринская делает вывод на этом основании — это потому, что аналитическое мышление, распространенное в западном обществе, противоречит марксистской диалектике. Она указывает, что «Понимание «аналитического» в узком смысле характерно для сторонников методологического индивидуализма. Познание социальной реальности возможно лишь посредством анализа действий отдельных индивидов. Аналитический способ познания в широком смысле в трактовке Коэна означает отсутствие характерной формы марксистской логики и объяснения. В результате роль диалектики как исключительного метода объяснения социальной действительности отрицается»[22]. Во-вторых, доказано, что Си Цзиньпин, будучи Генеральным секретарем ЦК КПК, основывал свое изучение теоретических вопросов не только на практическом опыте модернизации Китая, но и на опыте модернизации в странах мира и исторических уроках общественного развития в каждой стране.

Например, теоретические основы рассуждений Си Цзиньпина о строительстве социализма с китайской спецификой в новую эпоху достижения китайской модернизации являются тому примером. Первое, что необходимо прояснить, это то, что Си Цзиньпин может более чем должен анализировать и обобщать опыт одной страны — социалистического Китая — в современном контексте. Ведь в настоящее время в мире в целом сила капитализма опережает силу социализма. Но Си Цзиньпин всегда умел видеть общие закономерности в процессе модернизации китайского типа и анализировать эти закономерности, используя фундаментальные принципы марксистской теории. Объективный факт существования других путей модернизации, отличных от китайской модернизации, также доказал, что он не отменяет общие закономерности, выявленные Си, а скорее подтверждает, обогащает и конкретизирует их. Кроме того, как сказал сам генсек Си Цзиньпин, «КПК объединит и поведет за собой китайский народ, чтобы всесторонне продвигать модернизацию в китайском стиле и внести новый вклад в исследование человечеством пути модернизации».[23]

В общем, этап марксизма Си Цзиньпина и его обобщенные критерии воплощения идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху в объективном мире — это высокое использование объективных законов и неотъемлемое превосходство социализма во всех сферах общественной жизни для достижения социально-экономических целей социализма. А для процесса модернизации китайской социальной науки следует сосредоточиться на совершенствовании диалектического подхода Си Цзиньпина. В истории развития диалектики К. Маркс показал яркий пример использования и развития материалистической диалектики на примере буржуазного общества в «Капитал». Сейчас, когда социалистическое общество с китайской спецификой вступило в новый социум и уже имеет опыт мирового социализма, материалистическая диалектика может быть эффективно должной и развитой в процессе изучения закономерностей становления более высокой общественной формы. Однако действительность еще требует более глубокой и конкретной формулировки диалектики производительных сил и производственных отношений, экономики и политики, базиса и надстройки, общественного бытия и общественного сознания в условиях социализма. Советский теоретик М.А. Суслов заметил по этому вопросу, что «В действительности же специфика социализма в данном вопросе не в том, что этих противоречий нет, а в том, что они посят иной, неантагонистический характер и могут и должны разрешаться своевременно. «[24] Вот в чем заключается вклад формулировки и формирования диалектики Си Цзиньпина — она помогает поднять на более высокий уровень научное представление о механизмах действия и использования системы объективных законов социалистического общества.

Это также подсказывает направление модернизации общественных наук в Китае. То есть модернизация китайского обществоведения должна быть посвящена следующим вопросам: пути и перспективы сочетания научно-технической революции с социалистическим превосходством в построении материальной базы более высокой ступени общества; процесс китайской модернизации и развитие мировоззренческой основы социалистического образования в этом процессе; тенденции, модернизация политического устройства государства и др. тенденции, модернизация политической структуры государства и т.д. Показано, что важнейшим направлением работы по модернизации общественных наук в Китае в настоящее время является проведение исследований закономерностей развития материально-технической базы для осуществления китайской модернизации, проблем, связанных с дальнейшим развитием социалистической экономики. Общим объектом изучения для всех китайских обществоведов являются социально-экономические аспекты научно-технической революции. Здесь исследователь сталкивается с рядом фундаментальных экономических, идеологических и социальных проблем, результаты решения которых возможны только при совместных усилиях представителей всех областей общественных наук. В то же время изучение насущных проблем социальной жизни начинает характеризоваться все большим вниманием к изучению конкретной социальной реальности. Это также соответствует требованиям марксизма — что рост материальных возможностей должен постоянно сопровождаться повышением идейно-нравственного и куль турного уровня людей. Иначе мы можем получить рецидивы мещанской, мелкобуржуазной психологии.

Таким образом, упорядоченная китайская модернизация под руководством диалектики Си Цзиньпина утвердила правильность марксизма-ленинизма в международном масштабе и, следовательно, вызвала углубление кризиса буржуазной идеологии.

Сегодня опережающее развитие Китая и всех социалистических стран не только ставит новые задачи перед марксистской философией, научным коммунизмом и политической экономией, но и дает богатый практический материал. Теоретическое обобщение этого материала обогатит всю общественную науку в плане понимания новых социальных форм, закономерностей передовых форм общественного прогресса, а также будет содействовать модернизации общественной науки.

В этом отношении нам предстоит пройти долгий путь!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дэн Сяопин. Избранные труды, том 2, -Пекин: Народно-пресс, 1994 года, стр. 163.

Добринская Д.Е. Современные направления в марксизме: аналитический марксизм. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2015;(2):61-74. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2015-0-2-61-74

В.И. Ленин. Полное собрание сочинений. Том 29,-М: издательство политической литературы. 1969 г. Стр. 202.

В.И. Ленин. Полное собрание сочинений. Том 1,-М: издательство политической литературы. 1967 г. Стр. 165.

Ли Да. Полное собрание сочинений, том 12, — Пекин: Народно-пресс, издание 2016 года, стр. 70.

Ли Да. Полное собрание сочинений, том 20, — Пекин: Народно-пресс, издание 2016 года, стр. 111.

К. Маркс, Ф. Энгельс. Полное собрание сочинений. Том 4,-М: издательство политической литературы. 1955 г. Стр. 185.

К. Маркс, Ф. Энгельс. Полное собрание сочинений. Том 20,-М: издательство политической литературы. 1961 г. Стр. 297.

К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. Том 23,-М: издательство политической литературы. 1960 г. Стр. 10.

Мао Цзэдун. Произведения. т. 7, — Пекин: Народно-пресс, 1999 г, Стр. 314.

Мао Цзэдун. Выбранные труды, второй том, -Пекин: Народно-пресс, 1986 г, Стр. 677.

Б. Н. Пономарев и др. Международное рабочее движение-Вопросы истории и теории. Том 4,-М: Мысль. 1980 г. Стр. 605

Си Цзиньпин. Речь на симпозиуме по работе философии и общественных наук, -Пекин: Народно-пресс, 2016 г. Стр.20.

Си Цзиньпин. Си Цзиньпин о государственном управлении. Том I, — Пекин: Издательство иностранных языков, 2014 г. Стр. 22.

Си Цзиньпин. Чжицзян Синъюй, — Чжэцзян: Чжэцзянское Народно-пресс, 2007 г. Стр. 238.

Си Цзиньпин. Избранные труды Си Цзиньпина, том 1, Пекин: Народно-пресс, 2023 года, стр. 76-77.

Си Цзиньпин. «Высоко неся великое знамя социализма китайской спецификой, сплоченно бороться за всестороннее строительство модернизированного социалистического государства», Жэньминь жибао, 26 октября 2022 года, стр. 1

Си Цзиньпин. «Высоко неся великое знамя социализма китайской спецификой, сплоченно бороться за всестороннее строительство модернизированного социалистического государства», Жэньминь жибао, 26 октября 2022 года, стр. 1

Си Цзиньпин. Речь на симпозиуме по работе философии и общественных наук, -Пекин: Народно-пресс, 2016 г. Стр. 2.

Cohen G.A. Karl Marx’s theory of history: a defense. Princeton, 1978. P. 17.

Си Цзиньпин. Си Цзиньпин о государственном управлении. Том IV, — Пекин: Издательство иностранных языков, 2022 г. Стр. 427.

М.А. Суслов. На путях строительства коммунизма. Речи и статьи. Том 1,-М: издательство политической литературы. 1977 г. Стр. 393.

REFERENCES

Deng Xiaoping. Selected Works, Vol. 2, -Beijing: People’s Press, 1994, p. 163.

Dobrinskaya D.E. Modern Trends in Marxism: Analytical Marxism. Vestnik (Herald) of the Moscow University. Series 18. Sociology and Political Science. 2015;(2):61-74. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2015-0-2-61-74

V.I. Lenin. The Complete Works. Vol. 29,-M: Political Literature Publishing House. 1969. p. 202.

V.I. Lenin. The Complete Works. Vol. 1,-M: Political Literature Publishing House. 1967. p. 165.

Li Da. Complete Works, Vol. 12,-Beijing: People’s Press, 2016 edition, pp. 70.

Li Da. Complete Works, vol. 20, — Beijing: People’s Press, 2016 edition, p. 111. 111.

К. Marx, F. Engels. Complete Collected Works. Vol. 4,-M: Political Literature Publishing House. 1955. p. 185.

К. Marx, F. Engels. Complete Works. Vol. 20,-M: Political Literature Publishing House. 1961. p. 297.

К. Marx, F. Engels. Works. Vol. 23,-M: Political Literature Publishing House. 1960 г. Page. 10.

Mao Tse Tung. Works. vol. 7,-Beijing: People’s Press, 1999, pp. 314.

Mao Zedong. Selected Works, second volume, -Beijing: People’s Press, 1986, pp. 677.

Б. N. Ponomarev et al. International Workers’ Movement- Questions of History and Theory. Volume 4,-M: Mysl. 1980 г. Page. 605

Xi Jinping. Speech at the Symposium on the Work of Philosophy and Social Sciences,-Beijing: People’s Press, 2016. Page 20.

Xi Jinping. Xi Jinping on Public Administration. Volume I, -Beijing: Foreign Language Publishers, 2014. Page 22.

Xi Jinping. Zhijiang Xingyu, — Zhejiang: Zhejiang People’s Press, 2007. p. 238.

Xi Jinping. Selected Works of Xi Jinping, vol. 1, Beijing: People’s Press, 2023, pp. 76-77.

Xi Jinping. «Carrying high the great banner of socialism with Chinese specificity, unitedly fight for the all-round construction of a modernized socialist state,» Renmin Jibao, October 26, 2022, pp. 1

Xi Jinping. «Carrying high the great banner of socialism with Chinese specificity, unitedly fight for the all-round construction of a modernized socialist state», Renmin Jibao, 26 October 2022, p. 1. 1

Xi Jinping. Speech at the Symposium on the Work of Philosophy and Social Science, -Beijing: People’s Press, 2016. Page 2.

Cohen G.A. Karl Marx’s theory of history: a defense. Princeton, 1978. P. 17.

Xi Jinping. Xi Jinping on state management. Volume IV, — Beijing: Foreign Languages Publishers, 2022. pp. 427.

M.A. Suslov. On the ways of building communism. Speeches and articles. Volume 1,-M: Political Literature Publishing House. 1977. p. 393.

——Ли Ч. Диалектика Си Цзиньпина и китайская модернизация: теория, особенности и практика. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2023;29(3):238-258. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-3-238-258


[①] Си Цзиньпин. Речь на симпозиуме по работе философии и общественных наук, -Пекин: Народно-пресс, 2016 г. Стр.20.

[②] Б. Н. Пономарев и др. Международное рабочее движение-Вопросы истории и теории. Том 4,-М: Мысль. 1980 г. Стр. 605

[③] В.И. Ленин. Полное собрание сочинений. Том 29,-М: издательство политической литературы. 1969 г. Стр. 202.

[④] Си Цзиньпин. Си Цзиньпин о государственном управлении. Том I, — Пекин: Издательство иностранных языков, 2014 г. Стр. 22.

[⑤] Си Цзиньпин. Чжицзян Синъюй, — Чжэцзян: Чжэцзянское Народно-пресс, 2007 г. Стр. 238.

[⑥] К. Маркс, Ф. Энгельс. Полное собрание сочинений. Том 4,-М: издательство политической литературы. 1955 г. Стр. 185.

[⑦] Си Цзиньпин. Избранные труды Си Цзиньпина, том 1, Пекин: Народно-пресс, 2023 года, стр. 76-77.

[⑧] Ли Да. Полное собрание сочинений, том 12, — Пекин: Народно-пресс, издание 2016 года, стр. 70.

[⑨] Ли Да. Полное собрание сочинений, том 20, — Пекин: Народно-пресс, издание 2016 года, стр. 111.

[⑩] К. Маркс, Ф. Энгельс. Полное собрание сочинений. Том 20,-М: издательство политической литературы. 1961 г. Стр. 297.

[11] В.И. Ленин. Полное собрание сочинений. Том 1,-М: издательство политической литературы. 1967 г. Стр. 165.

[12] К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. Том 23,-М: издательство политической литературы. 1960 г. Стр. 10.

[13] Си Цзиньпин. «Высоко неся великое знамя социализма китайской спецификой, сплоченно бороться за всестороннее строительство модернизированного социалистического государства», Жэньминь жибао, 26 октября 2022 года, стр. 1

[14] Си Цзиньпин. «Высоко неся великое знамя социализма китайской спецификой, сплоченно бороться за всестороннее строительство модернизированного социалистического государства», Жэньминь жибао, 26 октября 2022 года, стр. 1

[15] Мао Цзэдун. Произведения. т. 7, — Пекин: Народно-пресс, 1999 г, Стр. 314.

[16] Мао Цзэдун. Выбранные труды, второй том, -Пекин: Народно-пресс, 1986 г, Стр. 677.

[17] Дэн Сяопин. Избранные труды, том 2, -Пекин: Народно-пресс, 1994 года, стр. 163.

[18] Примечание автора: Это идеологическая формула и программа социального развития Китая, выдвинутая председателем КНР Си Цзиньпином в декабре 2014 года. Она состоит из четырех направлений: всестороннего построения среднезажиточного общества, всестороннего углубления реформ, всестороннего верховенства закона в стране и всестороннего соблюдения строгой партийной дисциплины.

[19] Примечание автора: Общая схема «пять-в-одном» означает строительство «пять-в-одном» экономики, политики, культуры, общества и экологической цивилизации, которое должно продвигаться всесторонне.

[20] Си Цзиньпин. Речь на симпозиуме по работе философии и общественных наук, -Пекин: Народно-пресс, 2016 г. Стр. 2.

[21] Cohen G.A. Karl Marx’s theory of history: a defense. Princeton, 1978. P. 17.

[22] Добринская Д.Е. Современные направления в марксизме: аналитический марксизм. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2015;(2):61-74. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2015-0-2-61-74

[23] Си Цзиньпин. Си Цзиньпин о государственном управлении. Том IV, — Пекин: Издательство иностранных языков, 2022 г. Стр. 427.

[24] М.А. Суслов. На путях строительства коммунизма. Речи и статьи. Том 1,-М: издательство политической литературы. 1977 г. Стр. 393.