Андрей Привалихин о дефиците

Михаил Жванецкий когда-то сказал, что он будет в выигрыше при любом развитии событий. Либо в нашей стране что-то изменится к лучшему, либо его произведения станут бессмертными. Жванецкого нет с нами уже почти полтора года, а его произведения становятся все бессмертнее и бессмертнее. Вот только одна цитата: «У нас чего только может не быть. У нас всего может не быть. У нас чего только не захочешь, того может и не быть».

Во вторник мы с Александрой Ретунской в программе «Послевкусие» на «Большом радио» обсуждали возможность реформы системы высшего образования в России и отказа от Болонской системы. Вполне естественно, что в процессе обсуждения возникал вопрос о возможной отмене ЕГЭ в средней школе. Ведь ни для кого не секрет, что мы присоединились к Болонскому процессу в 2003 году, главным образом, из-за того, чтобы наше высшее образование было сопоставимо с зарубежным, чтобы наши дипломы о высшем образовании котировались за границей. К сожалению, или к счастью, этого не произошло. Вот и возник вопрос, а за коим чертом нам нужен этот самый Болонский процесс, если нам от него толку, что от козла молока? Давайте, просто вернемся к старой, проверенной советской системе высшего образования, которая, как известно, была лучшей в мире. Причем, на этот раз, не голословно, а фактически самой лучшей системой высшего образования в мире, что неоднократно подтверждалось этим самым миром.

Ах, если бы все было так просто! Отказался от одного, достал с полки другое, встряхнул и начал пользоваться, как ни в чем не бывало. Фигушки! Ведь другой, может быть, более глубинной причиной перехода к Болонской системе, было желание новой российской власти выбить старую профессуру из наших вузов. Ведь они были плоть от плоти порождение Советской власти. Родились в СССР, выросли, учились, преподавали. Соответственно, большинство из них своих взглядов после смены власти в стране не скрывали и никогда не боялись их открыто высказывать. Вот и решили их под шумок, а, точнее, воспользовавшись шумихой вокруг Болонской системы, спровадить втихую на заслуженный отдых. Вот и спровадили. А новую профессорско-преподавательскую элиту не получили.

Думается, так же под шумок проводили дерзко задуманные кардинальные преобразования внутри наших вузов. В их числе этот трудный путь реформ и преобразований преодолел Мурманский государственный педагогический институт на пути к Мурманскому арктическому государственному университету. Такая смена вывески привела к тому, что вуз перестал выполнять свою главную задачу — выпускать учителей для средней школы. Обязательно надо сказать еще и о том, что в нашем провинциальном пединституте работали такие гиганты, что лекции профессоров историко-филологического факультета бегали слушать студенты факультета физико-математического. А в свою очередь, на физико-математическом факультете преподавал профессор, по учебнику алгебры которого училась школа всего Советского Союза! Конечно, я далек от мысли ставить под сомнение квалификацию нынешнего профессорско-преподавательского состава нашего арктического университета, но что-то не наблюдается среди них таких гигантов, как Алексей Алексеевич Киселев, Иван Федорович Ушаков, Вениамин Наумович Шейнкер, Борис Ефимович Вейц. Многие из нас, нынешних шестидесятилетних, имели счастье у них учиться, имеем право называть их своими Учителями! А ведь они учили всего-то навсего простых учителей, а не менеджеров или маркетологов.

А в итоге мы получили разбитое корыто, как та пушкинская старуха. От болонской системы мы имеем желание отказаться, но не имеем возможности, поскольку, преподавать в высшей школе будет некому! А в средней школе мы имеем возможность отказаться от ЕГЭ, но не имеем желания. Самое время произнести тост за то, чтобы наши возможности всегда совпадали с нашими желаниями.

Но ведь отсутствие нужного нам уже сегодня профессорско-преподавательского состава в вузах — это полбеды. А беда, и беда уже настоящая, в том, что завтра наших детей и внуков некому будет учить в школе, а, стало быть, о каких-то вузах говорить просто смешно. Ведь уже сегодня средних возраст учителей русской словесности в наших школах превышает 50 лет. А между тем, в Мурманском арктическом государственном университете нет кафедры русского языка. Дореформировались.