Флот на службе СССР-России: от Петра I до Путина.
(19 марта – День моряка — подводника)
История Отечественного регулярного Военно-морского флота связана с именем Петром I. Однако, начало военного флота положено раньше, после строительства первого русского военного корабля «Орёл». Корабль построен в подмосковном селе Дединове, при царе Алексее Михайловиче. (Справка: Корабль «Орел» — первенец военного кораблестроения в России, построен в 1668 г. в селе Дединове на реке Ока. Его водоизмещение было около 250 т., длина — 24,5м., ширина — 6,5м., осадка — 1,5м., вооружение 22 пищали, экипаж 58 чел. (капитан, 22 матроса, 35 стрельцов). Российский подводный флот также связан с нашей столицей, т.к. уроженец подмосковного села Покровское Ефим Никонов первую модель «потаённого судна» — прообраз будущей подводной лодки испытал в присутствии царя Петра I. И хотя попытка создать «потаённое судно» оказалась неудачной Никонов навсегда вошел в историю подводного флота. Его идея осуществилась через два столетия — построена первая боевая подлодка «Дельфин».
19 марта 2022г. военные моряки и патриоты нашего Отечества отметят 116-ю годовщину создания подводного флота — День моряка-подводника. В этот день в 1906 году (по старому стилю — 6 марта), император Николай II подписал Указ «О классификации военных судов российского императорского флота». Документ предусматривал появление нового вида кораблей — подводных лодок. Приказ о включении подводных лодок в состав флота подписал тогдашний морской министр вице-адмирал А. А. Бирилёв. (Справка: Алексе́й Алексе́евич Бирилёв — русский военно-морской и государственный деятель, морской министр, адмирал — 1907г.). Субмарины планировали использовать для разведки и дозорной службы, охраны побережья и нанесения ударов по противнику. Боевое крещение императорский подводный флот получил в Русско-японскую войну. Периодом технологического триумфа подводного флота считаются 1970—1980-е гг. (Справка: за первые 100 лет в подводных силах России (и СССР) находилось 1150 подводных лодок, в том числе 269 – атомные. По отечественным проектам было создано 1083 подводных корабля (1044 — для нашего флота и 39 — для иностранных флотов), а 67 подводных лодок были либо — закуплены за границей, либо построены по иностранным проектам, либо получены по репарации или в качестве трофеев. Из 1150 подводных лодок: 948 многоцелевые (торпедные); 120 вооружены баллистическими ракетами;103 вооружены крылатыми ракетами; 24 специального назначения. Боевые потери составили – 130 подводных лодок: 29 в Первую мировую и Гражданскую войну (1914-1920гг.); 101 во Вторую мировую войну (1939-1945гг.). В результате аварий и катастроф потеряно – 33 подводные лодки). (1). Служба подводников трудна, сопряжена с риском для жизни. От матросов и офицеров требуются высокий профессионализм и личное мужество. Так было, так оно и сейчас.
Официально, история российского подводного флота считается 19 марта 1906г., хотя применение подводных кораблей в России задумалось значительно раньше (в 1718 г. плотник Е. Никонов подал челобитную Петру I о строительстве «потаённого судна»). После смерти Петра Великого идею отвергли на столетие. Прототип подводной лодки создан в России в 1834 году К. А. Шильдером. Двигателя на её борту не было, лодка приводилась в движение мускульной силой, для чего оснащалась механическими «ластами». По задумке создателя, лодка передвигаясь под водой до трёх часов, аппарат мог приблизиться к вражескому кораблю и поразить его пороховой миной с электрическим взрывателем. На лодке были два штатных командира и экипаж — 12 человек. Но, в 1841 году испытания лодки и работы по ее совершенствованию прекращены, а дата создания подлодки затянулись на десятилетия. В 1866 изготовлена 350-тонная лодка И. Ф. Александровского, которая передвигаться под водой, используя поршневые пневматические машины, питавшиеся сжатым воздухом от 200 чугунных баллонов.
В Российской империи впервые в мире налажено серийное производство подводных лодок. У истоков стоял русский инженер и конструктор польского происхождения С. К. Джевецкий — выходец из богатой и знатной семьи. Джевецкий получил техническое образование в Париже, где познакомился и близко дружил с Г. Эйфелем, прославленным автором Эйфелевой башни. Обширный кругозор и знания Джевецкого привлекли внимание великого князя Константина Николаевича – российского наместника в Царстве Польском, который предложил Степану Карловичу устроиться на службу в Морской технический комитет в Санкт-Петербурге. В ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Джевецкий добровольно пошёл на Черноморский флот – простым матросом, участвовал в бою парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Булленд», за храбрость получил Георгиевский крест.
После демобилизации Джевецкий жил в Одессе, где сконструировал первую подводную лодку, построенную на местной верфи на деньги мецената Ф. Родоканаки (Справка: Феодор Павлович Родоканаки — российский купец греческого происхождения, судовладелец, банкир, промышленник и меценат. Был главой греческой общины и консулом Тосканы в Одессе). Вторая подводная лодка построена по проекту Джевецкого в 1879 году в Санкт-Петербурге, а испытали ее 29 января 1880 года на Серебряном озере в Гатчине, в присутствии наследника престола великого князя Александра Александровича. Наследник престола был в восторге и вскоре последовал заказ на производство целой серии (50 подлодок), которые планировали использовать для обеспечения безопасности российских крепостей. В 1881 году лодки построили и распределили по крепостным гарнизонам, но в бою не применили. По сравнению с броненосцами эти корабли – подлодки выглядели слабыми и прослужили до 1886 года. (Справка: Алекса́ндр III Алекса́ндрович 26 февраля (10 марта) 1845 г. рождения, скончался — 20 октября (1 ноября) 1894г. — император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский — с марта 1881 г. Проводил контрреформы и русификацию национальных окраин. При его правлении Россия не вела войн. Заключил франко-русский союз, получил прозвище — миротворец).
Серьезной вехой в истории российского подводного флота стала постройка подводной лодки «Дельфин» в 1900-1904 гг. Главным конструктором «Дельфина» был русский инженер И. Г. Бубнов, в 1903 – 1904 гг. руководивший кораблестроительной чертёжной Морского технического комитета. 28 февраля 1905 года подводная лодка «Дельфин» под командованием Г. Завойко впервые вышла в море. 24 мая 1904 года Российская империя подписала контракт о строительстве трех подводных лодок типа «Е» («Карп»), изготовленных на судостроительной верфи Ф. Круппа в Киле (Германия). 7 июня 1904 года подлодка «Форель» по железной дороге доставлена в Россию. Ее сопровождали немецкие офицеры, которые должны были обучить русский экипаж. В России на лодку установили два торпедных аппарата, был подготовлен экипаж, после чего лодку зачислили в состав флота как миноносец «Форель».
25 августа 1904 года подлодку доставили по железной дороге на Дальний Восток, где включили в состав Сибирской военной флотилии. «Форель» стала первой подводной лодкой русского флота на Тихом океане. В 1903 году принята десятилетняя судостроительная программа Морского министерства, которой планировали построить к 1914 году 10 подводных лодок. 2 января 1904 г. Балтийскому заводу выдан заказ на постройку подлодки типа «Касатка» водоизмещением 140 тонн по проекту Бубнова и Беклемишева. 19 марта 1906 года подписан Николаем II указ о выведении из состава миноносных сил двадцати подводных лодок-миноносцев, которые успешно выполняли погружения с 1902 по 1905 год. Подводный флот пополнялся новыми кораблями. 31 мая 1904 г. в США приобретена лодка «Фултон», построенная по проекту Д. Голланда. В составе российского флота ее назвали «Сом». 18 июня 1904 года в состав российского флота принята еще одна американская подлодка «Протектор», получившая в название «Осетр». Подлодка «Сом» дала начало целой серии российских лодок. На Дальнем Востоке из шести подводных лодок сформирован отряд миноносцев. Появление в России подводного флота потребовало мер по подготовке личного состава, прежде всего, командиров и офицеров подлодок.
29 мая 1906 года на военно-морской базе в Либаве (ныне Латвия) создан Учебный отряд подводного плавания, командиром которого назначен контр-адмирал Э. Н. Щенснович – один из «отцов-основателей» подводного плавания и минного дела в российском военно-морском флоте. (Справка: Контр-адмирал Э. Щенснович прошел путь от минного офицера канонерской лодки до командира броненосца, а затем и младшего флагмана Балтфлота. Во время Русско-японской войны капитан 1 ранга Эдуард Щенснович, командовал броненосцем «Ретвизан», был тяжело ранен, после вернулся на Балтфлот. Николай II и Морское ведомство доверили ему возглавить создание российского подводного флота. По инициативе Щенсновича в Либаве создана первая в Российской империи база, отработаны правила для подводных лодок, построен специальный бассейн (вмещал до 20 подлодок). Первый выпуск офицеров подводного плавания состоялся в 1907 году – флот получил 68 дипломированных специалистов – подводников. В 1907-1909 гг. учебный отряд в Либаве выпустил 103 офицера и 525 специалистов нижних чинов для подлодок. В 1906-1911 гг. обучение в Либавском отряде прошли 12 морских врачей, получившие специальность офицеров подводного плавания.
25 февраля 1911 года создана первая в российской истории бригада подводных лодок в составе двух дивизионов, которую возглавил контр-адмирал П. П. Левицкий, сменивший Э. Щенсновича на посту командира Учебного отряда подводного плавания в Либаве. Левицкий был потомственным моряком, участвовал в Русско-японской войне в должности командира крейсера, а затем командовал Учебным отрядом подводного плавания. В 1912 году на Балтийском судостроительном заводе построена дизельная подлодка «Барс» имевшая на вооружении 12 торпедных аппаратов, 2 артиллерийских орудия и 1 пулемёт. В 1915 и 1916 гг., на вооружение Балтфлота поступили 7 подлодок типа «Барс» и 5 подлодок «Американский Голланд», купленные в США. В1-ю мировую войну подлодки совершили 78 боевых походов, потопив 2 крейсера и 16 транспортных судов противника. 1-я мировая война показала, эффективность подлодок.
В 1917 году свершилась Февральская, а затем и Октябрьская революции, отразившиеся на положении флота и отечественном судостроении. В 1920-е годы Советская власть развернули массовое строительство подлодок и в относительно короткие сроки СССР достиг паритета по субмаринам с ведущими западными державами. В советский период шло быстрое развитие отечественного подводного флота, благодаря которому современная Россия является одной из крупнейших подводных держав мира. Все 116 лет российского и советского флота моряки – подводники остаются элитой Военно-морского флота – особая каста. В годы революции многие корабли погибли, а значительная часть угнана за рубеж. Флот оказался в тяжелом положении. М.В. Фрунзе писал: «В сумме все это означало, что флота у нас нет». Активная работа по восстановлению флота началась посте Х съезда РКП (б). по инициативе В.И. Ленина. Заботу о флоте проявил революционная молодежь и комсомол. Пятый Всероссийский съезд РКСМ (1922г.) принял решение о шефстве над флотом. В 1922г. Всероссийский съезд РКСМ постановил «принять шефство над Красным военным флотом Республики». В первый год комсомол провел три добровольных мобилизации. Среди первых наборов Военно – морских училищ были будущие адмиралы — флотоводцы: Н. Г. Кузнецов, Г.Н. Холостяков, Ф.Г. Фадеев, В.Ф. Трибуц, С.Г. Горшков и др.
В результате принятых в 1926, 1928 и 1936 гг. кораблестроительных программ построено большое количество надводных кораблей и подлодок. В начале 30-х годов флот получил первые подлодки типа «Декабрист», «Щука» и «Ленинец». В 1932 г. началось создание Тихоокеанского, а в 1933 г. Северного флотов. В предвоенные годы наш Военно-морской флот состоял из Балтийского, Черноморского, Северного, Тихоокеанского и флотилий – Дунайской. Пинской. Каспийской, Амурской. В постсоветское время флоты остались в прежнем составе, а флотилия — Каспийская. В войну почти половина кораблей и орудий береговой обороны, треть авиации и зенитных установок были в составе Тихоокеанского флота, а крупные надводные корабли — линкоры и крейсеры в состав Балтийского и Черноморского флотов.
В 1933 году судостроительная промышленность поставила флоту подводные корабли II серии типа «Л» («Ленинец»). Помимо торпедного вооружения, на них впервые появились трубы для постановки якорных мин заграждения. На вооружение флотов начали поступать лодки типа «Щ» («Щука»), и к 1941 году их было уже 84. Самыми многочисленными были лодки типа «М» («Малютка). Подводная лодка типа «К» («Крейсерская») стала прототипом будущих советских океанских лодок. Вооружение состояло из десяти торпедных аппаратов, двух орудий и двух пулеметов. Скорость в надводном и подводном положении — 21,1/10,3 уз (или 39/19 км/ч), дальность плавания соответствовала крейсеру — 176 миль (326 км), экипаж — 62 чел. В 1940 г. К-1 вошла в состав Северного флота. В 1936 году судостроительные заводы дали самое большое количество средних и больших подводных лодок. Флаги поднимали не корабли, а целые бригады новых подводных лодок.
В создании и укреплении флота огромная заслуга И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова, В. М. Орлова, Н.Г. Кузнецова и других. В 1934г. началось строительство эскадренных миноносцев по скорости хода и вооружению лучших в мире. 19 января 1936 года начальник Морских сил РККА флагман 1-го ранга В.М. Орлов подготовил наркому обороны К.Е. Ворошилову доклад о необходимом составе Морских сил РККА. В нем указывалось о реальности строительства 15 линкоров 26 тяжёлых и 20 легких крейсеров, 175 лидеров и эсминцев, 122 больших и 312 средних и малых подводных лодок. Доклад заканчивался утверждением, что «…программа… может быть… выполнена за 8-10 лет» (2). Именно Сталин настоял о необходимости строительства крупных кораблей-линкоров. 28 ноября 1936г. советский народ впервые узнало о планах И.В. Сталина по созданию «большого флота»: на VIII Чрезвычайном съезде Советов с речью выступил начальник Морских сил РККА флагман 1-го ранга В.М. Орлов (3).
Тогда же были заложены мощнейшие линкоры типа «Советский Союз», крейсера типа «Киров», превосходившие по характеристикам корабли ведущих капиталистических государств. К началу Великой Отечественной войны на советских судоверфях заложено 533 боевых корабля (не считая катеров), из которых сдано флоту 312 единиц. Среди них: 4 крейсера, 7 лидеров, 30 эсминцев, 18 сторожевых кораблей, 38 тральщиков, 8 речных мониторов, 206 подводных лодок, 477 боевых катеров и других классов. К этому времени в постройке находилось 219 боевых кораблей, включая 91 подводную лодку. Так, за 11 мес. 1940г. флот пополнили 100 боевыми кораблями. Об не хвастало руководство страны, а делали дело. Сегодня считают выдающимся достижением построив одну – две подводные лодки за десятилетие. Причина нет денег – воруют и вывозят за рубеж.
Впервые строили шесть подводных лодок I серии типа «Декабрист», в отличие от «Барсов», двухкорпусными, как и все последующие типы советских лодок. Для разработки проекта было создано КБ «Техбюро № 4 Балтийского завода», под руководством инженера-кораблестроителя Б. М. Малинина. Основными авторами проекта были К. И. Руберовский и Б. М. Малинин. В последующие годы Малинин вспоминал: «Приходилось одновременно решать три задачи, тесно связанные друг с другом: 1. Вести разработку и постройку лодок, тип которых у нас был до того времени неизвестен; 2. Создавать и немедленно практически использовать теорию подводных лодок, которой у нас в Союзе также не было; 3. Воспитывать в процессе проектирования кадры конструкторов-подводников».
В постсоветское время много упрёков в адрес И. Сталина и других руководителей советского государства, армии и флота (В. Ленина, В. Молотова, Л. Брежнева, К. Ворошилова, А. Гречко). Но, как бы не клеймили личность Сталина, его решения в середине 30-х гг. ХХ в., а затем после окончания Великой Отечественной войны имели важнейшее значение в создании в 30-х-60-х гг. ХХ века советского океанского флота. Для большинства военных историков до сих пор остается загадкой, что именно заставило И.В. Сталина в середине 30-х годов стать одним из самых знаменитых «маринистов» среди государственных деятелей, когда – либо стоявших на высшей ступени власти в нашем Отечестве.
К началу Великой Отечественной войны флот СССР имел в строю 212 подводными лодками: 15 — на Северном флоте, 69 — на Балтийском, 47 — на Черноморском и 81 — на Тихоокеанском флоте. Подводники громили врага в морях и океанах (Справка: К началу Второй мировой войны СССР обладал крупнейшим в мире подводным флотом, насчитывавшим 267 субмарин. Из них типа «Д» — 5 единиц, «Л» — 19 , «П» — 3, «Щ» — 73, «С» — 16, «М» — 78, «К» — 6, «Б» (быв. «Пантера») — 1, «А» (быв. АГ) — 5, «L» (быв. английская) — 1, «Ронис» (быв. латвийские) — 2, «Калев» (быв. эстонские) — 2, остальные 56 находились в разной степени технической готовности и в консервации. Все типы лодок постоянно модернизировались. Были созданы опытные образцы субмарин с единым двигателем — С-92 (ХII серия) и М-401. По ряду боевых качеств они превосходили подводные лодки нацистской Германии). Против фашистов боевые действия в море вели 170 советских подводных лодок, из 267 находившихся в разной степени боевой и технической готовности. За годы войны ими командовали 229 командиров подлодок. Из общего числа успеха добились 124 командира, уничтожив около 400 кораблей и транспортов противника, в том числе 84 боевых корабля, повредили 60 целей. За войну наши потери – 81 подводная лодка (из них 39 подорвались на вражеских минах). 8 подлодок взорваны самими экипажами в начале войны, ещё 8 выведены из боевого состава по технической устарелости. В морских глубинах навечно остались экипажи ПЛ, общей численностью 3636 советских моряков – подводников(4).
Особенно результативными были действия подводников Балтики. Так, 30 января 1945 года подводная лодка С-13 под командованием капитана 3 ранга А. И. Маринеско (звание Героя Советского Союза присвоено посмертно) атаковала и потопила фашистский лайнер «Вильгельм Густлов». Через десять дней лодка торпедировала немецкий транспорт «Генерал фон Штойбен». На этих судах находилось около 10 тысяч фашистских солдат и офицеров, в том числе 1300 членов экипажей подводных лодок, много военной техники. Кроме уничтожения вражеских кораблей и транспортов, подводники ставили минные заграждения, вели разведку, перевозили людей, грузы и горючее. В разный период боевых действий отличились экипажи подводных лодок под командованием прославленных подводников, ставших Героями Советского Союза: П. Грищенко, А. Матиясевича, А. Маринеско, Г. Щедрина, М. Гаджиева, В. Старикова, Н. Лунина, И. Фисановича, И. Колышкина и других. 23 подводные лодки были награждены орденом Красного Знамени, двенадцать стали гвардейскими, а четыре из них — гвардейскими и краснознамёнными. Около тысячи подводников удостоились государственных наград, а двадцать стали Героями Советского Союза.
В годы Великой Отечественной войны основными нашими союзниками по борьбе с фашизмом была Англия и США. Однако не успели остыть боевые орудия как США стали готовиться к войне против СССР. Так, 9 октября 1945г. в директиве №1545 объединенного комитета начальников штабов отмечались «слабины СССР» и даже сроки их преодоления: «»…г). отсутствие в СССР ВМФ 15-20 лет;…ж). «отсутствие атомной бомбы 5-10 лет, невозможно раньше; …и). численная слабость на Дальнем Востоке, особенно ВМФ, 15-20 лет»(5). Поэтому руководство страны принимало срочные меры для укрепления боеготовности нашей армии и флота. Период 1946 – 1991гг. вошел в историю как годы «холодной войны», когда мир стоял на грани ядерной катастрофы. Гонка вооружений распространилась на все сферы: землю, воздушное просторы и морское глубины. Наиболее значительным гонка развернулась в мировом океане. С 1946 американцы около трехсот раз использовали свои вооруженные силы за границей, где главную роль играл их флот. Они и сегодня накачивают мускулы угрожая России на море и суше, но прежде всего в Арктике. Поэтому, России по — прежнему должна сохранять статус великой морской державы.
29 августа 1949 г. в Советском Союзе испытана первая атомная бомба. Благодаря этому более 73 года это оружие обеспечивает безопасность народов страны от внешнего врага — НАТО. В сентябре 1949г. по приказу министра Вооруженных Сил СССР, маршала Советского Союза А.М. Василевского был сформирован специальный отдел при Главнокомандующем ВМФ который занимался вопросом создания и испытания атомного оружия для флота. Адмиралы и офицеры ВМФ Н.Г. Кузнецов, П.Ф. Фомин, Е.Н. Барковский, Ю.С. Яковлев, Г.Е. Золотухин, Б.А. Сергиенко, Л. Жильцов, В. Чернавин, В. Зайцев, Р. Голосов, Л. Матушкин и другие, внесли огромный вклад в создание базы и испытание АПЛ. Главные усилия по созданию АПЛ были ученых А.П. Александрова, И.В. Курчатова, Н.А. Доллежаля и других. Однако, основной вехой в строительстве послевоенного океанского флота стало постановление правительства СССР о создании атомной подлодки. Сталин лично подписал этот документ 12 октября 1952 года. Эту дату можно считать началом работы по созданию в СССР атомного ракетно – ядерного флота (5). Работа по строительству АПЛ велась оперативно. 9 августа 1957г. АПЛ проекта 627 спущена на воду, а 17 января 1959г. принята в опытную эксплуатацию. Началась новая эра в деятельности военного флота Советского Союза.
Период 1946 – 1991гг. вошел в историю как годы «холодной войны», когда мир стоял на грани ядерной катастрофы. Гонка вооружений распространилась на все сферы: землю, воздушное просторы и морское глубины. Наиболее значительным гонка развернулась в мировом океане. После смерти И.В. Сталина сторонники идей социализма и партийно-политические органы армии и флота потеряли бдительность, к руководству страной просочились откровенные враги Советской власти и трудового народа. Они совместно с западными спецслужбами подтачивали устои государства, и в конечном итоге развалили огромную, могучую державу. Трагедия случилась потому, что коммунисты — патриоты пренебрегли заветами В.И. Ленина: «…Кто забудет о постоянно грозящей нам опасности, которая не прекратится, пока существует мировой империализм – кто забудет об этом, тот забудет о нашей трудовой республике». Ельцин и его последователи развалив СССР нанесли огромный урон стране, армии, флоту, а также авторитету России на международном уровне. Мы потеряли былых надёжных друзей, и товарищей, а на просторах бывшей миролюбивой страны льется кров некогда братских народов Советского Союза.
Учитывая агрессивность стран НАТО и прежде всего США численность корабельного состава ВМФ СССР быстро увеличивалась. Так, за период с 1956 по 1961 гг. ЦК КПСС и правительством было принято более 150 постановлений, направленных на дальнейшее развитие материальной основы ВМФ. Среди них наиболее значительными являются постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 августа 1956 года «О создании кораблей с новыми видами оружия и энергетических установок в 1956 – 1962 годах» и программа военного судостроения на 1956-1965гг. В соответствии с этими документами в состав советского ВМФ поступили новые атомные подводные лодки, надводные корабли способные действовать в океане. Флот стал океанским. Наращивание сил флота продолжалось вплоть до развала Советского Союза в 1991 году. Под новые корабли была создана мощная судоремонтная база – Главное управление судоремонтных заводов ВМФ ГУСРЗ ВМФ), построены новые заводы для ремонта атомных подводных лодок. Однако, ельцинисты разрушили и ликвидировали былую судоремонтную базу. Как известно корабль без ремонта и обслуживания – это груда металлолома. Теперь эти же разрушители имитируют заботу об укреплении армии и флота, патриотизм и любовь к России. Но предатель и разрушитель не может быть патриотом, ибо он преследует личные и чужие интересы. Как отмечает Заместитель председателя Московской областной Думы — второй секретарь МК КПРФ, член ЦК КПРФ, полковник К. Черемисов: «Страна превратилась в сырьевой придаток, власть закачивала полученные от продажи наших природных ресурсов деньги в западные банки и офшоры. Вывозили валюту за границу, недофинансировали экономику, социальную сферу, медицину, образование, наполняли «кубышку», которая нам теперь не принадлежит. Депутаты КПРФ ставят вопрос об ответственности ЦБ за сложившуюся ситуацию. «Международная ситуация осложняется уже 8 лет. Зачем мы с 1 апреля 2019 года вывозили золото в Лондон на 18.9 млрд долларов? Ни одной унции не попало в наши хранилища за это время! На повестке смена Председателя ЦБ, которая не сохранила собранные золотовалютные резервы, 3 триллиона испарилось за два дня». А теперь этих жуликов стали возводить в ранг патриотов… Странно неправда –ли?
Разработка и строительство новых подводных лодок в первом послевоенном десятилетии велось с учётом опыта войны, научных и технических достижений промышленности. Это были дизель-электрические лодки, вооружённые торпедами и артиллерией. По боевому предназначению подводные лодки новых проектов предусматривались двух типов: средние (морские) и большие (океанские) с повышенной автономностью плавания. За шесть лет и три месяца была построена первая советская подлодка с атомной энергетической установкой К-3, получившая позже название «Ленинский комсомол». В июне 1962 года она прошла подо льдами Северного Ледовитого океана, дважды пересекла точку Северного полюса, где подводники установили государственный флаг СССР. На высоком уровне оказались наши подводники в период так называемого карибского кризиса в октябре 1962 года. Именно тогда советский подводный военно-морской флот заявил о себе, как о геополитической силе. В сентябре 1963 года, преодолев под ледяным куполом свой путь, экипаж атомохода впервые в истории всплыл точно на географическом Северном полюсе.
Периодом технологического триумфа подводного флота нашей страны считаются 1970—1980-е годы. Но, во все времена служба подводников сопряжена с риском для жизни, здесь всегда требовались высокий профессионализм и личное мужество. В 1973 году вступила в строй атомная подводная лодка проекта 670, оснащённая новым видом оружия — ракетным комплексом «Аметист» с подводным стартом восьми крылатых ракет. В 1980-х в СССР начато строительство крупнейших атомных подлодок проекта 941 «Тайфун». Баллистические ракеты, находившиеся на борту «Тайфуна», имели дальность полёта до 10 тысяч км. В 1985 году ВМФ принял на дежурство новые подводные лодки проекта 971 «Акула», предназначенные для поиска, обнаружения, слежения, уничтожения подводных или надводных ударных группировок, а также нанесения ударов по береговым объектам. Огромный вклад в создание океанского флота (надводного и подводного) внёс Адмирал флота Советского Союза С. Г. Горшков. Он командовал ВМФ 30 лет. При нем изменён мировой баланс сил на морях и океанах, в пользу Советского Союза. Он инициатор послевоенного воссоздания частей морской пехоты на всех флотах Союза ССР. При нём мощь советского флота значительно превосходила не только морские силы США, но и НАТО. В годы СССР наш флот был дальним — океанским. Все мы гордились службой на флоте.
Военно – морской флаг страны развивался на всех морях и океанах планеты. Наибольшее число подводных лодок — 74 единицы были сданы в 1955 году (2 — проекта 611, 67-проекта 613, 5 — проекта А-615). Наибольшее число атомных подводных лодок — 12 единиц – были сданы в 1971 году (6 – проекта 667А, 3-проекта 670, 2-проекта 671, 1- проекта – 675). Так, на 1 января 1990г. в составе советского ВМФ имелось: «более 500 подводных лодок, в том числе 174 АПЛ, порядка 550 боевых надводных кораблей, из них 125 океанской зоны, в том числе 5 авианесущих, и 2 вертолётоносца, около двух тысяч самолётов и вертолётов, 409 морских и рейдовых судов обеспечения. Флот имел пятилетнюю программу строительства и десятилетнюю программу основных направлений развития вооружения и военной техники».(6). В 1990 году для ВМФ было построено три атомных ракетных крейсера, на выходе был четвёртый. Такого числа атомных ракетных крейсеров не имел ни один флот мира. Оправдана ли была эта гонка: быть впереди планеты! (7) Это всё оказалось продано, разрушено, уничтожено. Но за развал могучей армии и флота никто ответственности не понёс.
После распада СССР – 1991 году в России ряд головных подводных лодок были разрезаны на металл в рамках договора о разоружении. Флот оказался в руках разрушителей, а хозяевами ельцинской России стали представители США и других западных держав. В 1996 году в Северодвинске проведена закладка первого ракетного подводного крейсера 4-го поколения проекта 995 «Борей». В 2008 году первый «Борей», получивший имя «Юрий Долгорукий», вступил в строй флота. Второй и третий — «Александр Невский» и «Владимир Мономах» приступили к несению боевого дежурства в 2010г. и 2011 г. соответственно. В России на 2015 год насчитывалось 76 подводных лодок разных типов. В марте 2016 года спущена на воду дизель-электрическая подводная лодка «Великий Новгород». В сентябре 2017 года лодка из подводного положения в восточной части Средиземного моря дважды наносила удары крылатыми ракетами по объектам террористической группировки «ИГИЛ» в Сирии, уничтожив важные пункты управления, базы подготовки и бронетехнику террористов, принимавших участие в попытке захвата 29 российских военных полицейских на севере провинции Хама.
За последние 116 лет в подводных силах России находилось более 1150 подводных лодок, в том числе 269 — атомных. По отечественным проектам были построены 1083 подводных корабля (1044 для нашего флота и 39 для иностранных флотов), а 67 подводных лодок были либо закуплены за границей, либо построены по иностранным проектам, либо получены по репарациям или в качестве трофеев. В 1954—1988 годы временно или на постоянной основе были переданы другим государствам 76 подводных лодок, в том числе одна атомная — Индии. Боевые потери составили 130 подводных лодок: 29 — в Первую мировую и Гражданскую войны (1914—1920 гг.); 101 — во Вторую мировую войну (1939—1945 гг.). В результате аварий и катастроф в 1909—2000 годы были потеряны 33 подводные лодки. (8).
Специалистам — историкам, психологам, аналитикам ещё предстоит объяснить, почему в двадцатом столетии российский – советский флот устремился в подводное пространство и там, в виде великой подводной армады, обрёл своё главное морское могущество — небывалое за 326 отечественного военного мореплавания. Ни одна морская держава не имела такого подводного флота, какой был у СССР в годы холодной войны, — ни по количеству кораблей, ни по скорости хода, ни по глубине погружения, ни по выносливости экипажей. Можно сколько угодно осуждать советский флот за его «агрессивность», но не надо забывать, что у каждого времени есть своя военная логика. И в логике противостояния с мировыми морскими державами сильный океанский ракетно-ядерный флот был для СССР исторически необходим. Именно с его помощью был достигнут стратегический паритет между противостоявшими военно-политическими блоками.
На 1 января 1985г. в составе ВМФ СССР проходило службу около 490 тыс. чел., корабельный состав насчитывал 1880 боевых кораблей, в том числе 361 ПЛ (76 с баллистическими ракетами, в том числе 62 атомные, 67 с крылатыми ракетами, в том числе 50 атомные, 218 с торпедным вооружением, из них 73 атомные и 5 спасательных, опытных и т.п.). Ежегодно в 80-ё годы в состав ВМФ СССР входило шесть-семь новых АПЛ. (Справка: На 1 января 1985г. в СССР было -361 ПЛ, из них 185 атомные, в США 139, из них 38 ПЛАРБ, 97 атомные многоцелевые и 4 дизельные, решающие вспомогательные задачи). Из общего состава советских НК их более чем 1500 единиц. 309 кораблей представляли основные классы и подклассы (4 авианесущих типа «Киев», 2 тяжелых ракетных крейсера «Киров» и «Фрунзе», 2 вертолётоносца «Москва» и «Ленинград», 36 ракетных и артиллерийских крейсеров, 69 эсминцев, 194 больших противолодочных и сторожевых кораблей), более 1100 кораблей других классов и подклассов, в том числе почти 400 ракетных и торпедных катеров, более 300 тральщиков, несколько десятков десантных кораблей»(9).. Большинство кораблей советского ВМФ уничтожено, и за бесценок продано, в том числе Китаю и Индии. Российский флот и после многолетнего варварского «реформирования» остаётся вторым флотом мира по своей ударной ракетно-ядерной мощи, хотя намного потерял былую ударную силу. Так, в России в ВМФ проходит службу — 148 тыс. чел. ( в США – 326 тыс. и 96 тыс. чел. резерв), в строю 205 боевых кораблей (в США — 234). В том числе: АПЛ с баллистическими ракетами – 12 (13), а в США -14 ед., АПЛ с крылатыми ракетами – 6 (9), а в США-4, атомных ПЛ -7 (18), а в США – 53, дизельные ПЛ -17 (20), США — 0. По боевым возможностям ВМФ России уступает флоту США в 1,5 раза (на 57%). (10). В то время, как ВМФ СССР превосходил не только флот США но и все флоты стран НАТО. Кто за этот погром должен нести ответственность?
В Советском Союзе была мощнейшая судостроительная и судоремонтная база, всё это демократы развалили, продали, уничтожили, а теперь с кровью возвращаем. Один из главных поводырей и виновников развала СССР, армии и флота М. Горбачёв, совершивший вместе с Ельциным, Кравчуком и Шушкевичем тяжелейшее преступление живёт и в ус не дует. Несмотря на итоги референдума от 17 марта 1991года эти перевёртыши в нарушение Конституции СССР уничтожили страну. Горбачев заявил: «Перед глазами проходит вся жизнь. Мне не стыдно за сделанное», — цитирует его заявление пресс-служба «Горбачев — фонда». Он бравирует, что пошёл на реформы «не ради почестей и славы», а понимая, что «перемены нужны стране как воздух». «Люди заслужили свободу. Они имеют право определять собственную судьбу и судьбу страны. Эта мысль была главной», — отметил он. А то, что 30 лет льется кровь на просторах бывшего советского Союза – ни слова. Разрушив могучее государство он не вернулся на Ставрополье — комбайнёром или свинопасом, а оседает в дворцах в Германии и России, при этом поучает нищих россиян как жить «кормит нас свободой», замешанной на крови и полицейских дубинках. Так же «страдает» и Наина Ельцина в Подмосковье, в дворце, где можно было разместить целый санаторий для тяжелобольных детей измученных болезнями, нищетой, и беспомощностью их родителей.
Вместо того, чтобы привлечь виновных в творимом беззаконии к ответственности господин В. Путин, злит народ, поощряет разрушителей. Одному из главных разрушителей страны, виновнику кровавых конфликтов на территории бывшего СССР М. Горбачеву 2 марта 2022г. исполнился 91 год, Путин направил ему поздравительную телеграмму в которой сказано: «Вы прошли большой, насыщенный жизненный путь, по праву снискали высокий авторитет и признание. Отрадно, что сегодня Ваша многогранная работа содействует реализации востребованных социальных, просветительских, благотворительных проектов, развитию международного гуманитарного сотрудничества». А россияне надеются, что правитель наведёт порядок, примет меры к грабителям России и вернёт награбленное народу. Героями России и Героями Труда в годы ельцинско – путинских «реформ» стали такие «выдающиеся реформаторы» как: Ерин, Евневич, Шойгу, Сердюков, Макаров, Лавров, Миллер и другие строители капитализма.
За годы правления нынешнего режима введен в состав Российского ВМФ — ракетный подводный крейсер стратегического назначения проект 955А «Борей -А», «Князь Владимир» и еще несколько АПЛ — это неплохо, но согласитесь для такой огромной морской державы, берега которой омывают 13 морей, принадлежащих бассейнам 3-х океанов — ничтожно мало. Как видим, Советский Союз (до и после, войны), вплоть до 1991 года — развала Союза ССР производил и строил не только резиновые галоши, но и дизельные и атомные ПЛ, атомные электростанции, баллистические ракеты, космические корабли, самолёты, первоклассную технику, машины, оборудование и. т. д. Притом наши заводы работали на всю мощь и выпускали не маски (прозванные в народе намордниками), а нужную стране и народу технику, оборудование, грузовые машины, трактора, комбайны, суда, корабли, вооружение и т.д. И всё это было во благо народа.
После развала страны постройка одного корабля длится многие годы, а в СССР число подводных лодок, построенных одним заводом в течение года, достигало — 37 единиц (проекта 613). Этот рекорд установили судостроители «Красного Сормова» в 1955 г. Наибольшее число атомных подводных лодок, сданных флоту одним заводом в течение года, — 6 единиц. Это достижение принадлежит корабелам ФГУП «ПО Севмашпредприятие» (в 1969 г. — 5 подлодок проекта 667А и 1 лодка проекта 661; в 1970 г. — 6 подлодок проекта 667А). Наибольшее количество подводных лодок, построенных по одному проекту, сданы заводом «Красное Сормово» — 113 единиц проекта 613 в 1951—1956 гг. Самая большая в истории подводных сил СССР серия — 215 единиц — средних дизельных подводных лодок проекта 613 (ЦКБ МТ «Рубин»). Самая многочисленная серия больших дизельных подводных лодок — 75 единиц — проекта 641 (ЦКБ МТ «Рубин»). Самая большая серия атомных подводных лодок — 34 единицы — проекта 667А (атомные подводные ракетные крейсера стратегического назначения) (ЦКБ МТ «Рубин»). Самая большая серия атомных подводных лодок, вооружённых крылатыми ракетами, — 29 единиц — проекта 675 (ЦКБ МТ «Рубин»). Самая большая серия многоцелевых (торпедных) атомных подводных лодок — 26 единиц — проекта 671РТМ (СПМБМ «Малахит»). Три отечественные подводные лодки вошли в Книгу рекордов Гиннесса: — самая большая в мире атомная подводная лодка нормальным водоизмещением 23 200 м3 ТК-208 проекта 941 сдана в 1981 году ФГУП «ПО Севмашпредприятие», г. Северодвинск, главный конструктор — С. Н. Ковалёв (ЦКБ МТ «Рубин»). Самая глубоководная в мире атомная подводная лодка с глубиной погружения 1000 м К-278 проекта 685 сдана в 1983 г. ФГУП «ПО Севмашпредприятие», г. Северодвинск, главный конструктор — Ю. Н. Кормилицын (ЦКБ МТ «Рубин»). Самая быстроходная в мире атомная подводная лодка с подводной скоростью 44,7 узла К-162 проекта 661 сдана в 1969 году ФГУП «ПО Севмашпредприятие». Ни один из этих рекордов до сих пор не превзойдён. А народу вещают, что Советский Союз ничего не производил, кроме резиновых галош – это неправда. Это рассчитано на молодёжь выросшую на антисоветизме.
Подводному флоту Советского Союза принадлежит немало других рекордов, не внесённых в Книгу рекордов Гиннесса. Так, первый в мире старт баллистической ракеты с подводной лодки был осуществлён 16 сентября 1955 г. с борта Б-67 (командир Ф. Козлов). Позднее, в 1960 году, в Белом море с той же Б-67 (командир В. Коробов) был выполнен первый в мире подводный старт баллистической ракеты. Первый выход в Атлантику совершила в 1957 г. подводная лодка Б-77 под командованием А. Михайловского. Это был поход на полную автономность. Подводная лодка капитана 3 ранга Р. Голосова в 1958 году совершила небывалый поход — с Камчатки до 40-й параллели южной широты, проведя в океане четыре месяца (Справка: Герой Советского Союза, вице-адмирал в отставке Р.А. Голосов, ветеран подразделений особого риска, является членом нашей организации, проживает в ЮАО Москвы. Мы гордимся его подвигами во славу флота и нашего Отечества). В 1958 году дизельная подводная лодка Б-82 под командованием капитана 2 ранга Г. Швецова впервые в мире прошла из Арктики в Антарктиду. В сентябре 1978 года К-212 и К-325 под командованием контр-адмирала Рудольфа Голосова совершили первый в истории подводного плавания групповой трансарктический переход подо льдом на Тихий океан. На атомных подводных лодках с крылатыми ракетами 675 проекта (ЦКБ МТ «Рубин») впервые в мире была проведена залповая стрельба с избирательным поражением кораблей противника, идущих в охранении авианосца.
В 1960-е годы впервые в мире была создана разведывательно-ударная система (РУС): в неё входили подлодки 675 проекта и самолеты Ту-16РЦ и Ту-95РЦ, которые выдавали целеуказание лодочному ракетному комплексу. Один из таких ракетоносцев К-116 — совершил в 1966 г. знаменитый переход с Севера на Камчатку через пролив Дрейка. Подводная лодка 705 проекта была первой в мире атомной «малюткой». Это был истребитель-перехватчик вражеских атомарин и надводных лодок. Высокая скорость (до 40 узлов) позволяла уклоняться даже от торпед. Идея малогабаритной высокоавтоматизированной скоростной атомарины обоснована конструктором СКБ-142 А. Б. Петровым. Лодка-«автомат», намного обогнавшая своё время, впервые в мире была оснащена всплывающей камерой, в которой мог спастись весь экипаж, состоявший из 32 офицеров и мичманов. Неплохие галоши – неправда?
В 1985 году Военно-морской флот страны впервые возглавил моряк-подводник — Герой Советского Союза адмирал флота Чернавин. Но пришел разрушительный 1991 год и всё пошло в тартарары. К июлю 1997 года из боевого состава ВМФ России были выведены в отстой 156 ПЛА, в том числе 20 атомных подводных крейсеров стратегического назначения. В целом за «пятилетку обвальных реформ» с 1992 по 1997 год корабельный состав ВМФ России сократился на половину, а самолётный парк — на 78 процентов. После 1990 года темпы и объёмы строительства подводных лодок резко снизились. Если за 1981—1990 годы была построена 91 подводная лодка, то за следующее десятилетие (1991—2000 годы) всего 26. За первые четыре года третьего тысячелетия сдана всего одна подводная лодка: атомный многоцелевой подводный крейсер «Гепард» в 2001 году. В марте 2004 года принято решение о ликвидации всех тяжёлых подводных крейсеров типа «Акула» (при нынешнем руководстве страны). И всё же личный состав флота и подводники понимают, что служат Родине и стараются исполнять честно свой долг. Хотя и редко, но подводные лодки всё же уходили в моря, погружались под лёд.
В 1991 году РПКСН К-407 (командир С. Егоров) впервые в истории ВМФ выполнил ракетную стрельбу полным боекомплектом. В 1994 году РПКСН К-18 (командир Ю. Юрченко) всплыл на Северном полюсе, и экипаж торжественно поднял Государственные флаги. 7 июля 1998 года экипаж РПКСН «Новомосковск» (командир А. Моисеев) из подводного положения осуществил запуск искусственного спутника Земли «Тубсат-Н» ракетой РСМ-54С. Экипаж атомной подводной лодки «Касатка» выполнил то, о чём мечтал на заре минувшего века покоритель Арктики Г. Седов: поднял на Северном полюсе Андреевский флаг, есть и другие достижения. Но это благодаря не ивановым и сердюковым, а уму конструкторов и усилиям кораблестроителей, мужеству и стойкости русских судостроителей, судоремонтников и личного состава кораблей флота. Для такой огромной морской державы как Россия флот не только показатель здоровья государственного организма, а показатель государственного ума правителей, мерило великодержавности и авторитета в мире. Юбилей подводного флота России — это праздник, событие, достойное национальной гордости не только России, но также республик бывшего СССР. Это совокупный подвиг моряков, учёных, кораблестроителей, всех, кто причастен к созданию великой подводной армады СССР-России, не имевшей себе равной по ударной мощи в мировой истории. Так должно быть всегда.
Как пишет бывший Главнокомандующий ВМФ В.Н. Чернавин: «Начиная с 60-х годов руководство СССР возложило на ВМФ решение следующих задач: нанесение ракетно-ядерных ударов по важным береговым объектам противника; срыв или максимальное ослабление первого ракетно – ядерного удара с океанско – морских направлений; уничтожение ударных авианосных групп и соединений; нарушение морских коммуникаций противника (в первую очередь в северной Атлантике); защита своего судоходства; оборона баз и прибрежных районов базирования сил; защита государственных интересов страны на морских и океанских театрах и оказание помощи дружественным государствам» (11). Несмотря на оголтелую критику советского периода нашей истории с 1917 по 1991 гг. надо признать, что октябрьская революция – первое социальное потрясение которое не только изменило человеческий мир, но и опрокинуло его. Как отмечает И. Костев и Г. Костев, что именно поэтому революция 1917 года может называться Великой. Сегодня известные дворянские династии, вынужденные эмигрировать в годы революции из России заявляют, что одной из главных причин революции явилось колоссальное расслоение общества: «У одних всё- у народа ничего!». Так они и в постсоветское время. Это опасное явление, которое рано или поздно приведёт к взрыву.
Затеянная внутренними и внешними врагами так называемая перестройка, прозванная в народе «катастройкой», сопровождаемая обильной перестрелкой — итог деятельности ельцинистов за 30 лет. Эти результаты оказались, мягко говоря — плачевными: уничтожено и развалено мощное государство – Союз ССР. В современной России произошел раскол общества и деградация по всем направлениям жизнедеятельности. Пало государство которое казалось всем мире — единый монолит. Разрыв в доходах между сверх богатыми и трудовым население составил сотни и тысячи раз. Разрушена промышленность, сельское хозяйство, наука и культура, медицина и образование, народ нищенствует и массово вымирает. В годы СССР на страже мира и спокойствия стояли наши вооруженные силы – армия и флот. Так было, так, должно быть всегда. Подводники — это элита флота, а значит главная опора государства и народа. Хочется от всей души поздравить наших славных покорителей морских глубин с праздником –Днем моряка – подводника, а также весь личный состав Военно-Морского флота, — здоровья и достойной жизни, в том числе ветеранам, семьям ушедших от нас товарищей советского и российского флота, тем, кто познал коварство стихии и радиации, судостроителям и судоремонтникам, кто строил и ремонтировал военные корабли – укреплял боеготовность ВМФ. Они не жалел сил выполняя воинский долг во благо Родины, а теперь многие забыты. А тем, кто стоит на вахте, несет боевое дежурство – «Семь футов под килем!».
- Подводный флот России. М., 2005. С. 16.
- Три века российского флота. С. Пб: 1996. Т. 2. С. 337.
- Морской сборник.1936. №12. С 8-9.
- Подводный флот России. М., 2005. С. 17.
- Костев И.Г. и Костев Г.Г. Подводный флот от Сталина до Путина. М., 2008. К-1. С. 6.
- Усвяцов Б.М. Флот современной России. М. 1999. С.9.
- Костев И.Г. и Костев Г.Г. Подводный флот от Сталина до Путина. М. 2008. К-1. С. 7.
- Подводный флот России. М., 2005. С. 16 -17.
- 9. Костев Г.Г. ВМФ страны в последние полвека. М., 2000. С. 511.
- Хмельнов И.Н., Чухраев Э.М. ВМФ России(прошлое, настоящее будущее). М., 2017. С. 115.
- Чернавин В.Н. Борьба на коммуникациях: уроки войн и современность. М., 2002. С. 239.
Президент МРОО «Мир океанам», профессор, писатель, журналист, ветеран Военно-Морского флота В.А. Попович.