Владимир Бровкин: «Он был родом из Донбасса»

ОН РОДОМ БЫЛ ИЗ ДОНБАССА

люди и время

ГЕННАДИЙ ВИЛЬМС

журналист, газетный художник

Геннадий Яковлевич Вильмс.

Легенда «Алтайской правды».

Легенда алтайской журналистики.

Проработал в родной газете художником более 30 лет.

Фактически — до последнего дня.

Сказать, что он был любимцем  всех работавших в газете, это ровным счетом ничего не сказать.

Кроме всего прочего, его кабинет редакционный был сосредоточием всех творческих сил не только города и края. Писатели, художники, журналисты, просто творческие люди всегда  были в его кабинете желанными гостями.

А еще он с самых начал стоял у первооснов Алтайского телевидения.

Работал в «Молодежи Алтая». Была такая у нас яркая и красивая газета.

Замечательный и верный во всем слову человек.

К текущему моменту он близок тем,  и это время о нем сказать в самый раз сегодня, что он родился 22 февраля, в знаковый со всех сторон и вчера и сегодня для нашей Родины день.

Родился на Украине, жил в Славянске.

В испепеленном нынешними фашистами, но не сдавшемся городе.

Во время войны их вывезли из соседнего со Славянском Краматорска, в ту пору, когда немецкие танки уже входили в восточные районы города.

И даже не смотря на эту  строку в его биографии, он до конца своей жизни он оставался нашим советским до последней черточки лица человеком и патриотом нашей Родины.

О чем стоит напомнить в  час испытаний и истины, когда мир снова расколот надвое на наших и тех, кто снова марширует на нас под нацистскими знаменами.

Красивый душой и сердцем человек жил на земле.

В рассказах которого всегда сквозила трепетная любовь к малой Родине, к Донбассу.

К ныне непокоренному и сражающемуся за право жить гордо на этой земле.

Немного биографии этого замечательного человека, газетного художника, члена союза журналистов страны  с 1967 года.

Родился 22 февраля 1926 года в семье служащего Вильмса Якова Яковлевича в селе Руднервайде Черниговского района Днепропетровской области.

Мать Агнесса Густавовна, дочь сельского учителя, сама была по профессии учительницей.

С 8 лет пошел в школу в Горловке. 4-й класс закончил в  знаменитом ныне городе Славянск.

Они жили где-то неподалеку от знаменитого и в те годы санатория, славившегося на всю страну.

В 1941 году их семью депортировали в Сибирь.

По его рассказам, отправляли их из близлежащего к Славянску Краматорска, под обстрелом немецких орудий. На перроне уже рвались  снаряды. Осколком одного снаряда был убит начальник эшелона, подполковник, руководивший эвакуационными работами. Их грузили в эшелон уже в то время, когда на окраину Краматорска уже входили немецкие танки.

Они находились в вагоне, когда в открытую дверь теплушки влетело несколько снарядных осколков, и  пролетев над головой пробило висевшие  на его стене корзинки и сумки с дорожными припасами.

По его словам сама эвакуация (а тогда это называлось так) была проведена более чем корректно и вежливо и многие к этому отнеслись  как с пониманием, представляя то что , что какие тогда разворачивались события и какие запредельные и невиданные размеры приобретала война.

Несколько раз эшелон бомбили в пути. И они тогда, выпрыгнув из вагона, разбегались и прятались от бомбежки в придорожных кюветах.

 Сразу по прибытии в место расселения, а они были  привезены в Троицкий район, 31 января 1942 года от воспаления легких умер отец. Мать сначала работала в леспромхозе, а затем была мобилизована на работу на завод п/я 13 (в дальнейшем «Трансмаш») в Барнауле. Затем перетащила вслед за собой в город сына. В начале  1943 года он поступил работать на этот же завод художником в один из цехов.

Работая на заводе, без отрыва от производства окончил ШРМ № 6 (школу рабочей молодежи) в 1950 году.

В 1950 году женился.

Более 12 лет проработал художником на заводе вплоть до 1956 года.

В этом же году поступил  работать художником в типографию газеты «Алтайская правда».

Когда в конце 1956 года в краевом центре открылась Краевая студия телевидения, располагавшаяся в районе площади Октября, он перешел работать туда, где работал художником-мультипликатором 1-категории.

Телезрители тех лет более чем хорошо знали его работу, ибо в каждом выпуске телевизионных программ,  было до десятка его с блеском и филигранностью выполненных работ.

Осенью 1966 года в ноябре перешел работать в газету «Молодежь Алтая», сменив в должности редакционного художника Зимеля Горфинкеля (тот уехал работать в газету «Советская Латвия» — он родом был из Даувавпилса). Редактором газеты в эту пору был Юрий Майоров, а ответственным секретарем, будущий известный алтайский писатель Юрий Козлов.

Потом, когда Юрий Майоров стал редактором «Алтайской правды», он взял в 1970 году к себе в редакцию и Гельмута Яковлевича, которого в обиходе в редакции звали Геннадием Яковлевичем. В эту пору он работал в газете на пару с другим известным художником Александром Урюпиным, до той поры после, как тот в конце 70-ых годов уехал в Новосибирск работать в газету «Советская Сибирь». Затем он работал с другим художником, Сергеем Злобиным, который до этого работал оператором на студии телевидения.

По своим  данным, оба художника были на голову ниже Геннадия Яковлевича и в прямом и переносном смысле. Геннадий Яковлевич был одним из лучших газетных художников страны. Его работы отличались особой филигранностью и крепким и основательным рисунком, в отличии от его коллег.

Он проработал в редакции газеты более 30 лет и умер летом 2002 года. По сути дела на рабочем месте.

У него были  отличные отношения с Борисом Брязгиным (история их взаимоотношений — это особый рассказ), бессменным фотокорреспондентом «Молодежи Алтая». Его очень ценила Ольга Николаевна Шевчук.

Добавлю, что корни его фамилии — не немецкие, австрийские, и что его прадед по линии матери бы миссионером-проповедником в Индонезии на острове Калимантан.  Дед  же осел на Украине, после тропиков Индонезии найдя климат ее во всех отношениях более подходящим для человека, живущего на земле.

Кстати, Геннадий Яковлевич помнил пару куплетов песенки ребятишек из Индонезии, которую он слышал от своей бабушки. И которая ему рассказывала подробности той тропической диковинной жизни.

Добавлю, что я сам работал вместе с ним художником в «Алтайской правде» пять лет. До самой его смерти. Знал неплохо всех его друзей, родственников. Кабинет в редакции, где размещались мы, редакционные художники, был открыт для всех. Сказать, что гостями у нас был всегда чуть ли не весь Барнаул, это ничего не сказать. К нам шли со всего края художники, журналисты, артисты, литераторы и писатели всех мастей, врачи… И всех их Геннадий Яковлевич, с виду человек как бы даже суровый, щедро и искренне и с открытой душой всех привечал.

Как газетный художник он сделал колоссально много. Что просто все это трудно укладывается в голову.

Рисовал он рисунки не только для «Алтайской правды», но и для многих других краевых изданий, что все враз и не перечтешь.

Много он рисовал и для разных огранизаций, которым требовалась помощь художника, знакомого с полиграфией.

Отдельные его плакаты были переведены в мозаичное панно для украшения торцов зданий. В частности на Черемушках, в ту пору интенсивно застраивавшихся.

Умер в 74 года.