В годы Советской власти немало памятников поставлено в честь подвига речников совершённых в годы Великой Отечественной войны. Но главное помнить и чтить их подвиг, а для этого надо вести активную патриотическую работу с молодёжью, школьниками, студентами и населением. К сожалению эта работа проводится с переменным успехом, потому, что многие чиновники не заинтересованы в этом. Они всё получили, всё имеют. Теперь живут в своё удовольствие, а там хоть трава не расти…При этом мы видим некогда единое государство и его простой народ живущий на сущие гроши, с постоянной головной болью как выжить в этих бесчеловечных условиях и кровавых конфликтах. Наши чиновники и СМИ не стремятся вникнуть в жизнь своего народа, их больше беспокоят проблемы на Западе — инфляция постигшая Германию, Францию, США и недовольство фермеров, а у нас всё хорошо – прекрасная маркиза — «всё хорошо, всё хорошо».
В истории нашей страны речники не однократно была участниками славных подвигов нашего народа. На реках Дунай, Днепр, Пина, Днестр, Буг, Нева, Дон, Волга и других. Часто велись кровавые бои за интересы государства и его народа, особенно в годы Великой Отечественной войны. Огромный вклад в Победу внесли речники Днепра и Волги. Во многом оснащение бойцов и их спасении после ранений, а также гражданского населения было возложено на речников, прежде всего в Московской, Ленинградской и Сталинградской битвах. Так, в 1942-1943 гг. волжские переправы внесли неоценимый вклад в победу. В истории нашей страны Волга не однократно была свидетельницей славных подвигов нашего народа. То, что они сделали для фронта, можно назвать одним словом – подвиг.
Те, кто любит Россию, должны сберечь память о героическом прошлом, чтобы — дети, внуки, правнуки не забыли, какой ценой была добыта Победа. Люди, выстоявшие в этой бойне, отстоявшие нашу столицу были настоящие герои войны и труда. Они доказали любовь к России своим тяжелым трудом, в сложных условиях военного времени. Как писал поэт А.Т. Твардовский:
«…нет героев от рожденья, —
Они рождаются в боях».
Огромный вклад в победу вносили речники и других регионов особенно после создания отдельного наркомата под руководством З. Шишкова. В предвоенные годы создавалась единая водная система европейской части СССР. Тогда умели создавать и строить, а ныне активно разрушают, при этом хвастают о содеянном. С.М. Киров говорил «Мы должны вести гигантское строительство новых водных путей, я имею в виду Беломорско — Балтийский канал, канал Москва-Волга, постройку нового канала Волго — Дон, реконструкцию Мариинской системы и постройку ряда магистралей, благодаря чему мы ещё теснее свяжем и скрепим важнейшие экономические области нашего Советского Союза».
Большое гидротехническое строительство развернулось в годы первых пятилеток. Начало положил Волхов — строй. Волховская ГЭС дала возможность получить дешёвую энергию для Ленинграда, улучшить судоходство на порожистой реке. Освоение районов северо-запада европейской части страны потребовало дальнейшего развития транспортной инфраструктуры, важным звеном которой стал Беломорско — Балтийский канал, общей протяжённостью 227 км. Он построен за 1 год и 8 месяцев и введен в эксплуатацию 2 августа 1933 года соединил Онежское озеро с Белым морем и сократил путь от Ленинграда до Беломорска на сотни километров.
Проект Беломорско — Балтийского канала был разработан группой инженеров под руководством выдающегося гидростроителя СССР — России, академика АН СССР, Героя Социалистического Труда С.Я. Жука (1892-1957). Канал имел большое народнохозяйственное и военно-стратегическое значение, был важным звеном в соединении Москвы по внутренним водным путям с тремя морями. В 1939 году канал передан от Наркомата внутренних дел СССР в ведение Наркомата речного флота СССР. Было создано Управление Беломоро-Балтийского канала.
В начале тридцатых годов Академия наук СССР одобрила проект «Большая Волга». Наряду с решением провести широкие мероприятия по реконструкции и приведению в порядок существующих водных путей, сооружение канала Москва-Волга. Канал сдан в эксплуатацию 15 июля 1937 года, общей протяжённостью 128 км. Всего за 4 года и 8 месяцев строители возвели лучший в мире судоходный канал. Шлюзы канала, мощные насосные станции и гидроэлектростанции построены с использованием только отечественного оборудования. Москва получила первоклассную воднотранспортную артерию, связывающую ее с Волгой. Волжская вода пришла в столицу, сделала Москву-реку полноводной, наполнила водопроводные системы. Водохранилища, образованные при строительстве канала, стали лучшим местом отдыха москвичей.
В 1940 году по проекту «Большая Волга» завершились работы по сооружению Рыбинского и Угличского гидроузлов. С наполнением в 1941 году Рыбинского водохранилища на реке Шексне был создан подпор воды, позволивший свободно проходить до Череповца крупным судам. Активно шёл процесс технического переоснащения речных портов. К 1941 году в портах Москвы, Ленинграда, Горького и других сооружены причалы, оборудованные погрузочными механизмами. Однако многое из того, что предусматривалось программой реконструкции в предвоенные годы не удалось осуществить, и это сказалось во — время войны. В предвоенное годы была разработана программа обновления транспортного флота. В основу её были положены научные исследования предложенных профессором В.В. Звонковым, и анализ перспективных грузопотоков. Были определены основные направления строительства дноуглубительного флота.
К строительству флота привлекаются заводы промышленного судостроения. С 1940 г. строительство судов для речного транспорта сосредотачивается на верфях и заводах Наркомречфлота, переоборудование которых шло параллельно с созданием новых судов и новых технологий изготовления. Была реализована программа обновления грузового и пассажирского флота. За годы довоенных пятилеток количество самоходных судов увеличилось в 2,2 раза, а несамоходных – в 2,7 раза. Введены в эксплуатацию самые вместительные в мире нефтеналивные баржи грузоподъёмностью 12 000 тонн. Для буксировки таких барж построили пароходы типа «Индустриализация» и «Долгострой» мощностью 880 кВт. Сталинградская судоверфь в 1938 – 1939 годах построила серию речных рефрижераторных теплоходов грузоподъёмностью 1000 тонн для Волги, Камы и других рек. Большинство судов имело металлический сварной корпус, что позволяло сократить сроки строительства и расход металла. Обновление флота потребовало развития судостроительной базы. За годы предвоенных пятилеток был построен и реконструирован ряд судоремонтных предприятий, в том числе «Лименда» в Котласе, имени И.В. Сталина в Астрахани, «Теплоход» в Горьком. В 1940 году строилось и реконструировалось свыше 20 заводов.
При общем преобладании в составе флота старых типов теплоходов и пароходов судостроительная промышленность начала поставлять речному транспорту новые технически совершенные суда, построенные по проектам, базирующимся на прогрессивных технических решениях, и отличающиеся хорошими эксплуатационно — техническими характеристиками. На заводе «Красное Сормово» построен пассажирский теплоход «Максим Горький», который успешно эксплуатируется в Московском речном пароходстве. В 1937 году построены еще четыре пассажирских теплохода типа «Иосиф Сталин» мощностью 800 л\с. Они успешно эксплуатировались многие десятилетия. Наряду со строительством новых судов проводилась реконструкция пассажирских судов дореволюционной постройки, что дало возможность значительно увеличить пассажирские перевозки.
Однако, транспортное освоение водных путей быстрыми темпами было бы невозможно без постоянного поиска новых методов организации труда, без широкого распространения передового стахановского движения. Так, капитан парохода «Степан Разин» Н.И. Чадаев установил мировой рекорд, проведя 30 тысяч тонн нефти из Астрахани в Горький. Кузнец судоремонтного завода имени 25 Октября Ф.Г. Коченин, бригадир котельщиков Лимендского судостроительного завода Н.П. Налетов, капитан теплохода «А. Микоян» Нижне-Иртышского речного пароходства В.И. Евдокимов, капитан парохода «Лена» Ленского речного пароходства А.Д. Богатырев добились многократного повышения производительности труда. Методы их работы стали примером для тысяч работников речного транспорта.
В 1939 году после разделения Народного комиссариата водного транспорта СССР на Наркомат морского флота СССР и Наркомат речного флота СССР внутренний водный транспорт стал самостоятельной отраслью. Наркомом речного флота СССР был назначен Зосима Алексеевич Шашков. Он сыграл важную роль в укреплении и развитии советского речного флота, успешно руководил министерством в военное и мирное время.
В годы сражений с фашистами речной флот понес большие потери – пятую часть своего состава: 1092 самоходных судов общей мощностью 140,4 тысяч л. с., 2608 грузовых несамоходных судов общей грузоподъемностью 1106 тысяч тонн, 62 земснаряда и 692 других судов. Из 18 искусственных водных путей 13 были разрушены или повреждены, лежали в развалинах 479 пристаней и пристанских пунктов, 89 судостроительных и судоремонтных заводов, мастерских и верфей. Потребовались многие годы самоотверженного труда работников речного транспорта, чтобы восстановить разрушенное войной народное хозяйство речного флота. «Все, что сделано во имя Родины, достойно памяти и уважения. Развал СССР в 1991г. привёл к печальному состоянию речного флота страны.
Так, после развала Советского Союза в 1991 г. образовались суверенные государства, в том числе и Российская Федерация. В новых государствах, бывших союзных республиках, были созданы самостоятельные отрасли водного транспорта. Пароходства со всеми структурными предприятиями (порты, судостроительные и судоремонтные заводы и т.д.), ранее входившими в состав отрасли Союза, отошли под юрисдикцию соответствующих независимых государств. При разделе флота СССР Россия из общего числа 1745 судов получила только 790. Почти тысяча кораблей отошли Прибалтийским государствам, Украине и Грузии. Выходит сначала сами отдали, а теперь пытаемся силой вернуть. В народе говорят, что с телеги упало, навсегда пропало…
В Советском Союзе большое внимание уделялось судостроению, в том числе на верфях бывших социалистических стран и дружественных СССР государств (Польше, ГДР, Финляндии и др.). Так, за 1971 — 1990 годы построено около 2400 судов для рыболовного флота, а также около 400 речных и смешанного плавания самоходных судов. К 1990 году в СССР был создан крупный морской торговый и рыболовный флот. На начало 1991 года его дедвейт составил 29,4 млн. тонн, в том числе танкеров — 6 млн. тонн. Суммарный дедвейт гражданских судов морского флота СССР по типам на начало года в 1980 — 1991 годах, млн. т. Куда всё это делось? Россия великая морская и речная держава. Её берега омывают 13 морей, а протяжённость береговой линии около 39 тыс. км. Если в годы СССР рыба и рыбопродукты в магазине стоили копейки, то тереть рыбка для россиян стала золотой. Недоступность рыбопродуктов в рационе россиян отрицательно влияет на здоровье людей. Всё это способствует многим заболеваниям и преждевременной смертности. То есть мы реализуем мечты Гитлера по истреблению славян, а также рекомендации М. Тетчер, что России достаточно иметь 15 миллионов граждан – для обслуги власть держащих. В ХХ веке две основные причины истребления нашего народа – это Отечественная война (1941-1945гг.) и политика которая ведётся ельцинистами с 1991г. Потомки речников выживших в годы борьбы с фашизмом не исключение. Нынешний мор затронул всё постсоветское пространство, особенно славянское население. Родина спаси своих сынов, дочерей, стариков, детей потомков тех, кто отстоял тебя в тяжёлые годы фашистского нашествия.
Член Президиума ЦС РУСО, писатель и журналист В.А. Попович
3 февраля 2024 г.