Теория как социальное понятие

«Упорядоченная и обоснованная система взглядов, суждений, положений, позволяющая адекватно объяснять факты, анализировать процессы, прогнозировать и регулировать их развитие; уровень познания, на котором обобщаются и систематизируются знания о предмете исследования и формулируются понятия, категории, суждения, умозаключения» — таково определение понятия ТЕОРИЯ, изложенное на страницах  ВИКИПЕДИЯ  в Интернете. Приняв это определение в целом, введём иное, в наших целях, определение понятия ТЕОРИЯ:

Теория — это обобщение прошлой и текущей социальной практики для последующей социальной практики, если рассматривать практику как условие социальной жизни. Без теории практика слепа, ибо без анализа разрывается цепь обратной связи практики, цепь регулирования результата практики, т. е. нарушается осознание  творцом   (рабочим или работником)  соответствия  задуманного (предвидения) полученному результату.

 Не находя противоречий данного «обобщенного» определения ТЕОРИИ с её, приведённым ранее, расширенным, определением, продолжим повествование в рамках «обобщенного» понятия. 

Однако учтём, что понятие «теория» входит элементом в более широкое понятие: идеология, которое представляет совокупность знаний и методов их реализации. (В этом смысле выражение «никакой  идеологии» применимо только к живой природе, исключив из неё человека, ибо указанное выражение следует от человека, а не  является назидательным указанием от  Творца Вселенной.)   Исследуя социальное положение рабочего класса (одного из социальных классов), отметим этапы формирования пролетарской позиции в теории борьбы за освобождение рабочего класса.

1848 — 1895 гг.  К. Маркс и  Ф. Энгельс — теория капитализма.

1891 — 1924 гг.   В.И. Ленин — теория социалистической-коммунистической революции и воплощение этой теории в реальную действительность в России.

 1925 — 1953 гг. И.В. Сталин — практика продолжения дела Ленина: строительство реального социализма. Но при всех великих успехах в строительстве,   обороне и авторитете социалистического государства  Сталин предупреждал, что «без теории нам смерть».  Однако, какая же теория волновала товарища Сталина? 

Техническая, само собой, но и теория социализма-коммунизма, теория социалистического общества беспокоила товарища Сталина. 

Техническая теория «легка тем», что её результаты сохраняются в овеществлённом труде и подвержены только  Законам Е-Природы (единым для всей  Вселенной).

Социальная теория хранится (должна находиться!) только в головах людей, а каждая голова имеет короткий срок жизни — не сопоставимый с жизнью общества, —  и, кроме того, сам  (каждый) человек  подвержен  множеству внешних сил как индивидуального, так и общественного характера; да, к тому же, перенести  знания (теорию) из одной головы в другую путём тождественной передачи (перекачивания)  ума одной в ум другой — пока ещё не возможно.  И если мы говорим, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку (текущую воду) , то точно также и в передаче   теории: в следующем моменте  жизни общества нет тех людей, которые,  сотворив дело предыдущего момента, должны были бы обобщить  полученный результат для последующего  применения. И этот факт  существования  социальной теории нужно учитывать для жизни общества.   Но жизнь общества имеет две причины социального  противоречия (единства и борьбы противоположностей)[1]: частного (отдельной личности или союза лиц) интереса и общего (для всех) интереса. И если  частный социальный  интерес личности представляется  сегодня (21 век) интересами двух социальных классов  (рабочего   и   буржуазного), то общий интерес ещё рождается в борьбе — классовой борьбе, — при  этом, борьба  между этими социальными классами называется  межклассовой борьбой, а  борьбу, вызванную противоречиями внутри самих социальных классов, называют внутриклассовой борьбой. Следовательно,  социальная теория как теория вообще вынуждена имеет две составляющие  её части по имени борющихся социальных классов: буржуазную (буржуазного класса) теорию социальных отношений[2]  и пролетарскую (рабочего класса) теорию социальных отношений.

Социальная система  буржуазных отношений в социальной теории  рабочего класса    называется капитализмом.  Капитализм — это социальная система буржуазных отношений.  Буржуазная же теория социальных отношений применяет иные определения сути своего, буржуазного,  класса. По этому поводу Ленин напоминал, что «буржуазия выдумывает разные словечки», чтобы показать свою значимость, но скрыть истинную суть своего зла. Социальная система пролетарских отношений в социальной теории рабочего класса называется  социализмом-коммунизмом. (Сочетание «социализм-коммунизм»[1] введено недавно, его применил советский экономист Клоцвог, Феликс Наумович, 1934-2012.)  Буржуазная теория избегает говорить и писать об успехах (величии советского СССР) пролетарской теории, изощряясь, однако, в поисках и описаниях фактов советской действительности, порочащих коммунизм, умалчивая при этом то, что эти «пороки» сотворены при активнейшем противодействии самой  буржуазией успехам коммунизма. 

Распад советского (социалистического коммунистического) СССР доказал, что теория социализма-коммунизма ещё не завершена, ещё не выражает единства рабочего класса, последнего социального класса, относимого социальными отношениями капитализма в вид рабочей скотины животного мира, если таковой мир противопоставлен миру людей.

Практика социальных отношений человека  и  животных рассмотрена на примерах  из документов: 1) «К вопросу об отношении человека к животным в мировых религиях: буддизме, христианстве,  исламе» (автор, БибалаеваЛ.Н.)[1], УДК 20: 591.557.2 ;   2)  Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. От 11.06.2021)   «О  животном мире» (с изм. и доп., вступ. в  силу с  01.08.2021),  статья1, основные понятия.  

Обратим внимание в этих документах на то, что в статьях защиты животных нет статьи  о  их политических правах и обязанностях.  Но именно политика — это  концентрированное выражение человеческой  деятельности (экономики), отличает и отделяет человека (людей) от мира животных. Тогда, рабочий, требуя человеческой справедливости для себя,  уподобляется животному, мычащему  о помощи. Поэтому только победная борьба  за политическую власть-диктатуру самого, рабочего, класса отличает и отделяет человека-рабочего  и, тем более, рабочий класс  от мира животных, завершая своей победой социальное отделение человека Земли (человечества) от животного  мира, делая очередной шаг человеческой истории — шаг из животной свободы капитализма  в  человеческую свободу  социализма-коммунизма. И эта цель человечества требует теоретического обобщения средств достижения этой цели, используя уже полученный опыт побед и поражений социалистических-коммунистических движений.               08.04.2023.                                                          cadeev@yandex.ru


[1] К истории возникновения  религий:  Буддизм — самая древняя из религий — существовала уже в 3в. до н.э.;   Христианская мораль  формировалась в 1в. н.э.;  Ислам  возник в 7в.  н.э.


[1] В таком написании удачно сочетается теория фаз коммунизма, фаз перехода от капитализма к коммунизму, где социализму «отводится» начальная, переходная, фаза будущего коммунистического общества — коммунизма, а , математически, социализм рассматривается  социальной краевой задачей, в которой начальные и краевые условия являются принципами коммунизма. 


[1] Закон диалектики (развития).

[2]    Социальные отношения понимаются в форме социальной системы  или  социального строя.