Завершился 44-й Московский международный кинофестиваль

44-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ), проведение которого из-за крайне напряжённой политической ситуации на планете до последнего момента оставалось под вопросом, всё же состоялся. И этот факт в очередной раз свидетельствует о том, что попытка коллективного Запада, вознамерившегося после начала Россией специальной военной операции на Украине добиться полной изоляции нашей страны, превратить её в изгоя, навесив ярлык «варвара и агрессора», провалилась.

Как тут не вспомнить представителя МИД Китая Чжао Лицзяня, недавно наглядно развенчавшего насаждаемый американскими приспешниками миф, будто весь цивилизованный мир отвернулся от РФ, вставшей на защиту жителей Донбасса от «укронацистов». Разместив на своей странице в «Твиттере» инфографику, показывающую, что в государствах, поддержавших антироссийские санкции, проживает лишь 15% населения земного шара, тогда как в странах, отказавшихся от них, — 85%, дипломат подчеркнул: только большинство представляет международное сообщество.

На фоне захлестнувшей Запад оголтелой русофобии, граничащей с откровенным расизмом, нынешний кинофорум в Белокаменной приобрёл особое значение. Несмотря на введённые против РФ беспрецедентные по масштабу ограничения и объявление тотальной войны всему русскому, включая великую культуру, 44-й ММКФ, проходивший под девизом «поиск и открытие» (новых стран, имён, точек роста в кино), оказался невероятно широким по своему географическо-тематическому охвату. В рамках основных и внеконкурсных программ устроители смотра, сделав акцент на многополярности и сбалансированности, представили на суд зрителей 245 фильмов из 45 стран. Поклонники «важнейшего из искусств» имели возможность увидеть по два десятка французских и индийских картин, а также целый ряд американских, израильских, иранских, южнокорейских, мексиканских, немецких и итальянских лент.

Один из старейших и престижнейших мировых кинофестивалей не утратил международного размаха даже в условиях всеобъемлющих антироссийских санкций, заставивших перейти на импортозамещение не только большинство отраслей нашей экономики, но и киноиндустрию. Впрочем, после того как практически все ведущие западные кинокомпании запретили прокат своей продукции в РФ, что моментально отразилось на посещаемости кинотеатров, балансирующих на грани разорения ещё со времён коронавирусных локдаунов, отечественные кинопроизводители получили отличный стимул для усиления позиций на национальном рынке. Перед нашими кинематографистами встала глобальная задача — доказать зрителям, утратившим возможность лицезреть голливудские блокбастеры, а потому потерявшим интерес к походам в кинозалы, что сегодняшние российские картины вполне способны тягаться с американскими и европейскими.

Именно с этой целью в 2022 году в программе ММКФ впервые появился отдельный конкурсный цикл — «Русские премьеры», названный по аналогии с дягилевскими «Русскими сезонами» и призванный познакомить киноманов с лучшими новинками отечественного кино. Сражавшиеся за статуэтку «Серебряного Георгия» семь лент («F20» Арсения Герасимова, «Жанна» Константина Статского, «Здоровый человек» Петра Тодоровского, «Кэт» Бориса Акопова, «Микулай» Ильшата Рахимбая, «Петрополис» Валерия Фокина и «Похожий человек» Семёна Серзина) оценивало жюри во главе с режиссёром Сергеем Урсуляком, компанию которому составили сценарист Иван Твердовский и продюсер Пётр Ануров.

Многие фильмы, вошедшие в блок-дебютант, — экранизации современных драматических произведений, с успехом идущих на сценических площадках по всей России. Так, интеллектуальный детектив Семёна Серзина «Похожий человек» снят по мотивам пьесы Дмитрия Данилова «Свидетельские показания», поставленной в Псковском театре драмы им. А.С. Пушкина. Главный герой фильма — дотошный следователь, пытающийся досконально разобраться в причинах самоубийства некоего Саши Иванова, выбросившегося из окна многоэтажки. В поисках причин банального, на первый взгляд, суицида, безымянный сыщик встречается и беседует с теми, кто так или иначе был знаком с погибшим: соседями, сослуживцами, работодателями, бывшей девушкой, отчимом, случайными и старыми приятелями.

Вот только составить внятный образ усопшего никак не получается: полтора десятка опрошенных дают столь не схожие, порой диаметрально противоположные характеристики самоубийце, что невольно возникает мысль, будто речь идёт не об одном и том же человеке, а о совершенно разных персонажах. «Хороший, тихий парень» для соседей с первого этажа предстаёт «шумным и мутным «кексом» для жильцов с верхних; «балагур, обаятельный, улыбчивый, душевный и вообще милейший мужчина» для одной из сотрудниц кладбища, где погибший за копейки трудился менеджером по продажам, умудряясь ездить на роскошной «Ауди А6», превращается в «замкнутого и неприятного» типа в устах другой коллеги по работе.

Саша Иванов, сын бандита, убитого в одной из разборок, — это и прилежный прихожанин, регулярно исповедовавшийся и причащавшийся, и адепт здорового образа жизни, и писатель, интересовавшийся исключительно гонорарами, и слегка циничный, но конкретный и деловой человек с весьма пёстрой, как подметил директор кладбища, трудовой книжкой.

Единого мнения нет и по поводу литературной карьеры умершего. По словам его бывшей девушки, Саша сочинял большой серьёзный роман, но так и не завершил его. Работники книжного магазина характеризуют Иванова как не слишком успешного автора малюсенького сборника рассказов, иронично называя его личностью, широко известной в узких кругах. А вот в солидном книгоиздательстве выясняется, что усопший, творивший под псевдонимом Александр Виват, являлся суперпопулярным мастером криминальной прозы, из-под чьего пера вышли 11 бестселлеров, по одному из которых даже снимается телесериал.

В общем, «Похожий человек» — не столько детектив, сколько философская новелла с элементами социальной сатиры. Фильм, затрагивающий проблему отчуждения людей, наглядно демонстрирует скуку и безразличие, царящие в сегодняшнем мире, где все живут, не обращая внимания друг на друга и не замечая ничего вокруг. А потому хоть каждый из персонажей киноленты и выдаёт собственную версию характера и привычек самоубийцы, внося достойную лепту в весьма противоречивые вариации на тему «каким же был Саша Иванов», всех опрошенных объединяет одна и та же фраза, добавляемая в конце разговора: «Я о нём вообще ничего не знаю и не могу сказать».

В финале картины, дающем простор для фантазии, образы следователя и погибшего как бы сливаются в одно целое, а зритель так и остаётся в недоумении по поводу того, кем же в сущности являлся Александр Иванов и почему однажды хмурым утром решил добровольно оборвать свой земной путь.

Лента не случайно решена в чёрно-белом формате. Идея отсутствия цвета, уточнил Семён Серзин, вытекает из сюжета, повествующего об ушедшем от нас человеке, а любое чёрно-белое изображение, будь то фото или видео, по мнению создателя фильма, всегда ассоциируется с тем, чего уже нет.

В детективной истории, пропитанной разножанровой музыкой — от Баха, Моцарта и Гуно до современных композиций, в частности, московской инди-поп-группы OQJAV, один из треков которой (в ленте звучит его фрагмент) дал название картине, снялись многие известные российские актёры: Максим Виторган, Любовь Толкалина, Виктория Исакова, Таисия Вилкова, причём все они лишь разово возникают в кадре. Ну а главную роль исполнил сам режиссёр, выступивший также и сценаристом.

«Похожий человек» — вторая полнометражная работа Серзина. Кстати, дебютный фильм «Человек из Подольска» он также снял по пьесе Дмитрия Данилова, ранее поставив её в ярославском Театре драмы имени Ф. Волкова.

Говоря о «Русских премьерах», нельзя обойти вниманием и социальную драму Константина Статского «Жанна» — нетривиальную историю о сильной женщине, хлебнувшей все «прелести» «лихих девяностых» (нищету, унижение, предательство, смерть дорогих людей), но ценой неимоверных усилий выбившейся в люди. Сегодня 50-летняя Жанна Троицкая, заслуженно принадлежащая к категории людей, которые сделали себя сами, — успешная бизнес-леди, хозяйка солидной торговой компании, владелица огромной шикарной квартиры, обставленной по последнему слову техники.

Богатая дама, абсолютно не ощущающая своего возраста, предпочитает не вспоминать о былых невзгодах и старается жить на полную катушку. Она активна, напориста, независима, полагается лишь на себя и всегда добивается желаемого. Ну а разнообразить серые будни эффектной брюнетке помогает красивый любовник Андрей, годящийся ей в сыновья. Складывается впечатление, будто у героини есть всё, о чём только можно мечтать (за исключением, пожалуй, молодости).

Увы, самодостаточная женщина счастлива ровно до той поры, пока в её жизни не происходит нечто из ряда вон выходящее. Мнимая идиллия в одночасье рассыпается, подобно карточному домику, когда Андрей неожиданно объявляет о разрыве отношений и уходит к своей ровеснице Кате, ждущей от него ребёнка. Оставшись у разбитого корыта, утратив душевное равновесие и покой, бизнес-леди ищет утешения в объятиях более зрелого мужчины.

Потерпев фиаско на личном фронте, Жанна понимает: одиночество — расплата за благополучие и успех. Но, придерживаясь популярной среди состоятельных дам философии, будто лучше плакать в «Роллс-Ройсе», чем радоваться на велосипеде, она продолжает идти вперёд. Беда в том, что многолетняя битва за место под солнцем ожесточила Жанну и, мучительно переживая потерю любовника, она начинает безбожно мстить ему: увольняет из компании, блокирует кредитные карты и, подключая свои связи, делает всё, чтобы ему не удалось устроиться на приличную работу. Завершающий же аккорд её маленькой вендетты — решение оставить себе ребёнка экс-любовника, добившись лишения Кати и Андрея, фактически безработных и бездомных, родительских прав.

В основу картины Константина Статского, знакомого зрителям по таким рейтинговым телесериалам, как «Агент особого назначения», «Москва. Три вокзала», «Закрытая школа», «Мажор», легла одноимённая пьеса екатеринбургского драматурга Ярославы Пулинович, в 2014 году поставленная Ильёй Ротенбергом на сцене московского Театра наций.

Согласно замыслу режиссёра, фильм — своеобразные размышления по поводу изменения гендерных ролей в современном обществе — призван подтолкнуть зрителей не только задуматься над извечными темами о любви и счастье, но и ответить на вопросы, что такое возраст и соотносит ли человек своё тело с внутренним мироощущением. По большому счёту, «Жанна», акцентирует Статский, не просто история женщины, это история нашей страны.

Примечательно: изначально героиню должна была играть Ингеборга Дапкунайте, воплотившая образ Жанны на сцене Театра наций. Однако в итоге роль досталась Ксении Раппопорт. Актёрский ансамбль дополнили Александр Новин, Евгений Миронов и Таисия Вилкова.

Рассказ о Жанне, вся жизнь которой заключалась в борьбе за успех, наверняка найдёт отклик у многих современниц, без устали пытающихся доказать миру и прежде всего самим себе, что они достойны только лучшего, в том числе большой любви.

Нелёгкой женской доле посвящена и лента «Кэт» — вторая полнометражная работа в творчестве Бориса Акопова. 24-летняя москвичка Катя по прозвищу Кэт, занимающаяся предоставлением эскорт-услуг, недавно родила дочку Машу, отцом которой является небезызвестная личность — шансон-исполнитель Саша Майский. Катин сутенёр Алик, в принципе далеко не самый плохой человек, изначально спокойно и с пониманием отреагировал на желание своей «подо-печной» стать матерью, одолжил ей денег и отпустил в декретный отпуск, правда, с одним условием: в определённый момент девушка, «от природы созданная приносить деньги», должна вернуться к исполнению профессиональных обязанностей.

В глубине души Кэт наивно рассчитывала, что рождение ребёнка от публичного человека поможет ей выйти из полутени. Вот только чуда не произошло, и героине, погрязшей в долгах, приходится возвращаться в унизительный, опасный, но весьма доходный бизнес, поскольку ничего другого она делать не умеет. Катя оказывается перед лицом тяжёлого морального выбора (материнский инстинкт, естественно, мешает ей отдаваться привычному ремеслу) и мечется в поисках выхода из порочного круга проблем. Девушка вынуждена проводить дни и ночи в разношёрстных компаниях, скрашивая досуг представителей богемы, откровенных извращенцев и прочих клиентов, владеющих богатыми домами, квартирами и виллами, в то время как Машеньку, единственный источник радости в беспросветной жизни эскортницы, нянчат чужие люди. Кэт понимает: ещё чуть-чуть и она навсегда потеряет свою малышку, постоянно подвергающуюся опасности со всех сторон.

Как рассказал создатель фильма Борис Акопов, обстоятельства, в которые попадает Катя (её образ на экране создала дебютантка Анастасия Кувшинова), частично взяты из реальной жизни: через призму главной героини режиссёр, выступивший заодно и сценаристом, попытался сделать срез современного московского общества, дабы зрители увидели, как выглядит нынешний столичный социум.

Ну а главным украшением цикла «Русские премьеры» по праву стал триллер Валерия Фокина «Петрополис». Прославленный худрук Александринского театра прервал 14-летнее молчание в кинематографе, сняв по мотивам фантастической повести «Огонь», написанной его сыном Кириллом, захватывающую картину о конфликте землян и инопланетян. Метафоричная лента-антиутопия крайне актуальна в наши дни, когда в свете событий на Украине мир стоит на грани осознанного применения ядерного оружия, а лидеры держав, обладающих им, словно напрочь забыли, что следствием атомной войны, в которой априори не может быть победителей, явится исчезновение человечества.

Действие «Петрополиса», разворачивающееся в России, США и Японии, охватывает период с 2000 по 2020 год. Герой ленты Владимир Огнев (в блистательном исполнении актёра Антона Шагина) — уроженец Ленинграда, с ранних лет увлекающийся ксенопсихологией — изучением того, как другой разумный вид думает и реагирует на определённую ситуацию, в 1990-х вместе с семьёй перебирается в США. В «нулевых», учась в одном из престижных американских вузов, молодой человек встречает будущую супругу, эмигрантку Анну. Сразу после блестящей защиты диссертации подающего надежды учёного приглашают на должность в секретный спецотдел ООН и предлагают заняться исследованием гипотетического сценария: как люди отреагируют на известие о том, что инопланетная цивилизация существует и уже много лет находится в постоянном контакте с нами.

Постепенно Огнев понимает: его работа носит отнюдь не научно-фантастический характер. Как выясняется, пришельцы, четыре корабля которых ещё со времён разгара «холодной войны» висят над Землёй сразу в нескольких точках (над бывшим Ленинградом, Токио, Мельбурном и Майами), периодически проводят тайные переговоры с участием представителей мирового политбомонда и даже делятся некоторыми технологиями, позволяющими подстегнуть развитие научно-технического прогресса на нашей планете. Однако до определённого момента Владимира не допускают до контактов с могущественным внеземным разумом.

Тем временем семейное счастье героя, живущего на вилле в Майами, оборачивается трагедией: Анна, беременная сыном, попадает в больницу, где у плода обнаруживается генетическая аномалия и он погибает. Врачи объясняют случившееся тем, что в штате Флорида давно регистрируется повышенное космическое излучение, вызванное проседанием магнитного поля в этом районе. Но Огнев прекрасно понимает: подобные явления возникают именно в зонах нахождения кораблей пришельцев. Смерть нерождённого малыша ставит крест на дальнейших отношениях супругов: Анна уходит в себя, Владимир ищет спасение в работе и тщетно пытается добиться разрешения на контакт с инопланетянами. От безысходности учёный решает свести счёты с жизнью — утопиться, но в тот момент, когда океанская пучина уже практически поглотила его, какая-то неведомая сила выталкивает мужчину на берег и заставляет вернуться домой, тем самым давая ему шанс спасти любимую, вскрывшую себе вены.

После мучительного разрыва с женой Огнева переводят в токийский филиал спецотдела ООН, где он продолжает изучать поведенческие качества инопланетян. Идут годы, мир катится по накатанной колее, но отношения с пришельцами постепенно обостряются, и однажды во время очередного сеанса инопланетяне требуют от руководства ядерных держав прекратить все войны, распустить армии и ликвидировать запасы оружия массового поражения. В противном случае представители внеземной цивилизации откажутся от принципа невмешательства.

Вот только расстаться со смертоносными арсеналами сильные мира сего не желают, ссылаясь на уязвимость перед лицом угроз со стороны неведомой формы жизни, и в отчаянии дают старт «Петрополису» — военно-космической программе, в рамках которой в действие приводятся расположенные на Земле ракеты с термоядерными боеголовками, давно нацеленными на корабли пришельцев.

Фильм, начинающийся в допросной, где Владимира заставляют вспомнить всё, что он знает о контактах мирового правительства с инопланетянами, и тем самым вынуждают мысленно перелистать важнейшие страницы жизни, завершается в родном городе героя: ведь Петрополис — не только секретная программа защиты от пришельцев, но и название Петербурга на античный лад. Финал картины — открытый. Огнев, как Адам, приходит по сути в обнулившийся мир. Он — единственный выживший в атомной катастрофе — бредёт по пустынным солнечным питерским набережным, над которыми в ярко-голубом небе заметны четыре светящихся объекта, и вдали видит свою жену Анну, держащую за руку их нерождённого сына.

Повесть «Огонь», послужившая основой для сценария картины, привлекла внимание Валерия Фокина глубокими размышлениями о том, как человечество, дошедшее сегодня до последней нравственной черты, способно повести себя, столкнувшись с альтернативной формой жизни — сильной и диктующей определённые условия. Главной темой своего фантастического триллера режиссёр считает доверие между странами и народами, приобретающее особую важность, когда зашкаливающие амбиции лидеров государств — членов «ядерного клуба» грозят уничтожить всё живое.

Помимо Антона Шагина в ленте сыграли Юлия Снигирь, Владимир Кошевой, а также несколько зарубежных артистов: американец Один Ланд Байрон, француженка Сесиль Плеже и японец Джунсуке Киносита.

Появление «Петрополиса», полагает Фокин, доказывает: в России можно снимать кино, затрагивающее глобальные проблемы, а не просто документирующее происходящее за окном. Ну а фантастика даёт почувствовать, насколько хрупок наш ежедневно меняющийся мир.

Впрочем, не только «Петрополис», но и другие фильмы, вошедшие в «Русские премьеры», вселяют надежду на открытие новых горизонтов в отечественном кинопроизводстве: ведь сам бог велел заполнить нишу, освободившуюся после ухода западных прокатчиков.