«За что Герои отдавали свои жизни?». Иван Мизеров о кинофильме Зоя

НА ЭКРАНЫ страны вышел фильм «Зоя», повествующий о жизни и борьбе Зои Космодемьянской. Понятно, нам, коммунистам, надо как-то отреагировать, высказать своё мнение, изложить свою позицию.

А что можно сказать? Кажется, отечественная киноиндустрия прошла, наконец, тот уровень, когда почти от всех её творений мутило из-за непередаваемо мерзкого запаха гнили. Но и только. Серость — вот лицо большинства фильмов, особенно пытающихся на языке государственного официоза рассказывать о советском прошлом нашей Родины. И это упрощение, опошление, выхолащивание народного подвига, по-моему, немногим лучше прямых нападок на него.

Скажу о «Зое». За что воюют там советские люди? Во имя чего героиня жертвует собой? Жизнь даёт на эти вопросы совершенно конкретный ответ. Но тех, кто заказывает сейчас музыку, он категорически не устраивает. Вот и начинаются перекапывание, приспособление, стерилизация, подменяющие реально бывшие факты ангажированным вымыслом. Да вдобавок ещё и примитивным, бесталанным.

Получилось, что Зоя Космодемьянская превращается у современных российских режиссёров в простую обывательницу. У неё нет идеи. Не только коммунистической — по-моему, вообще никакой. «Не верю!» — кричит знающий зритель, вторя Станиславскому. Персонаж, понятно, уже оторванный от подлинной юной героини, не выстраивается, действия его на экране вступают в противоречия с тем, как показан его же характер. Сценарий провисает, потому что перед нами теперь просто бестолковый пересказ, за которым не кроется никакого внутреннего посыла.

Что позволило Зое Космодемьянской совершить то, на что далеко не всем достало бы духа? Непонятно. В чём урок событий без малого восьмидесятилетней давности для нас нынешних? Неясно. В абстрактном патриотизме — таком же отбеленном и неживом, как и всё прочее? Эту немочь режиссёр со съёмочной командой пытаются прикрывать эпатажем, подчёркнутым натурализмом, якобы правдой жизни, а немочь всё равно прёт, хоть ты тресни.

Храбрость без мотива, без осознанного выбора в пользу опасности или даже гибели — это глупость или безумие. А Зою такой и показывают: наполовину малохольной, мечущейся, что-то невнятное говорящей невротичкой. Мотив — отправная точка поступка, краеугольный камень характера. Но именно его, красную звезду, которая вела по жизни Зою Космодемьянскую, как и многих других юношей и девушек молодой Страны Советов, с нынешнего властного верха нам по-прежнему демонстрировать боятся.