Есть такие актеры – раз увидел и запомнил на всю жизнь, и когда слышишь название фильма — в памяти мгновенно возникает яркий образ. При чем это совершенно не обязательно исполнители главных ролей, советский кинематограф славился королями и королевами эпизода. Одним из таких королей был замечательный актер Константин Николаевич Сорокин.
Он сыграл в более чем семидесяти фильмах, но при этом у него не было ни одной главной роли. Его герои запоминались сразу и навсегда — настолько яркими были созданные им образы. Некрасивый, но чертовски обаятельный, саркастично остроумный он передал эти черты всем своим героям.
Краснофлотец Жарков в фильме «Близнецы» режиссера К.Юдина очевидно затмевает своего друга красавца краснофлотца Орликова. Администратор Задунайский в фильме «Воздушный извозчик» своим темпераментом и кипучей энергией перетягивает внимание на себя просто на раз, остальные персонажи выглядят тусклыми и неинтересными, несмотря на то, что играют их очень даже неплохие актеры, такие как Михаил Жаров и Людмила Целиковская. Дед Слива в фильме «Стряпуха» для меня просто главный герой, где там какому-то Ивану Савкину или Георгию Юматову до него. Сорокин всех за пояс заткнул и высунуться не дал, если бы не он фильм был бы ужасно скучным, дед Слива просто спас картину, и если фильм в наше время еще кто-то смотрит, то уж точно не из-за Светличной — Хитяевой и их незатейливого любовного прямоугольника.
Кадр из фильма «Стряпуха», реж. Э. Кеосаян.
Родился Константин Сорокин в Петербурге в 1908 году. Его отец был литейщиком, мать домохозяйкой. Отец умер, когда Косте было 14 лет, мать не могла прокормить Костю и его старшего брата Николая и мальчики должны были сами о себе позаботиться. Костя отправился в Слуцк, в трудовую колонию, где выучился на ученика слесаря. Через два года умерла мама. Костя вернулся в родной город и напросился на проживание к тетке. Поступил в фабрично-заводское училище и тогда же увлекся театром – играл в драмкружке. Его способности тут же были отмечены, и старшие товарищи направили юное дарование учиться в частную театральную студию актера Александринского театра Николая Николаевича Ходотова.
Кадр из фильм «Иван Грозный», реж. С. Эйзенштейн
Константин Сорокин получил специальность драматического актера, но закрепиться в Ленинграде у него не получилось и он отправился в провинцию, где играл посезонно в различных местных драматических театрах. В последствии он все-таки вернулся в Ленинград и поработал сначала в Театре музыкальной комедии, потом в Ленинградском мюзик-холле, а позже в Театре миниатюр Аркадия Райкина.
Но мы знаем Константина Сорокина не по театральным, а по его ролям в кино. А первым фильмом стал «Дубровский» режиссера Александра Ивановского, где Сорокин сыграл писаря Парамошку.
Кадр из фильма «Дубровский», реж. А. Ивановский
Во время войны актер, в то время уже семейный человек и отец маленькой дочери, вместе с женой и дочкой и труппой театра миниатюр эвакуировался в Ташкент, но и в эвакуации он продолжал активно работать. Однажды он с театром оказался в Алма-Ате, где в это время размещалась киностудия, и куда его пригласили работать. Так началась его долгая и в общем-то успешная жизнь в кинематографе. Он начинает сниматься и за съемки в военное время получает награду – орден Красной звезды.
Вместе с киностудией семейство Сорокиных возвращается в Москву. Как вспоминает дочь актера – Наталия Сорокина, поселились они в самой дешевой гостинице «Якорь», предназначенной для размещения командировочных научных работников. В номере была одна кровать, на которой спали жена актера и маленькая Наташа. Сам же глава семьи спал в маленьком закутке, где он соорудил некое подобие деревенских полатей. Именно в это время он снимался в фильме «Близнецы».
Кадр из фильма «Близнецы», реж. К. Юдин
Позже, когда он поступил в труппу Театра-студии киноактера, Сорокины переехали в маленькую комнатушку в Трубниковском переулке рядом с театром. Рядом с входной дверью располагалась помойка. Похоже помещение это было когда-то дворницкой. Как водится, после спектакля вся компания направлялась к Сорокиным. Постучав в дверь, коллеги Константина Николаевича обыкновенно спрашивали: «Дворник Сорокин здесь живет?» и получив утвердительный ответ с шумом вваливалась в крошечную квартирку.
Друзья и знакомые Константин Николаевич утверждают, что он был хлебосольным хозяином, щедрым и радушным. Он любил женщин и не без взаимности. Как вспоминает дочь, жена актера относилась к мелким романчикам мужа с пониманием, только с недоумением спрашивала: «И что они в тебе находят, курносом таком?». Как что? Потрясающее обаяние, обходительность, щегольство, умение красиво ухаживать. Необходимо добавить, что Константин Николаевич был очень начитанным и образованным человеком.
Но справедливости ради нужно отметить, что характер у актера был непростой. Он не церемонился, если ему что-то не нравилось, мог осадить собеседника, за словом в карман не лез, бывало и в выражениях не стеснялся. Валентин Гафт вспоминает, как однажды он пошел на футбольный матч и на трибуне увидел Сорокина. Гафт был тогда актер молодой, а Константин Николаевич уже легендарный. Гафт подсел к Сорокину и тот спросил его, как дела в театре. Валентин начал с воодушевлением перечислять спектакли, в которых он играет на что Сорокин оборвал его фразой, что мол «играл» Шаляпин, а вы, молодой человек, только «участвуете».
Кадр из фильма «Новые приключения Неуловимых», реж. Э. Кеосаян
Любил Сорокин и выпить, но подходил к этому делу весьма оригинально. Он категорически не хотел подводить группу и срывать съемки. Периоды непродолжительных запоев он называл «больными днями» и предчувствуя их приближение непременно предупреждал коллег о том, что ему несколько дней «нужно побыть одному». Коллеги же в свою очередь относились к этому с пониманием и перекраивали график съемок, подстраиваясь под временно выбывшего актера. А Сорокин уединялся у себя дома с бутылочкой и книгами, и несколько дней, как сейчас бы сказали — «перезагружался». Но как только «больные дни» заканчивались он появлялся на съемочной площадке во всем блеске, выбритый до солнечных зайчиков, щегольски одетый. Бывало, что по случаю возвращения к нормальной жизни специально шился новый шикарный костюм. Константин Николаевич вообще любил красивую одежду и умел ее носить. Возможно таким образом компенсировал он нищую свою юность.
Кадр из фильма «Три сестры», реж. С. Самсонов.
Режиссеры, как правило, предлагали Константину Сорокину роли комедийные, в театре у него было бы, наверное, амплуа «простака». И только один режиссер, Самсон Самсонов, поверил в мощное драматическое дарование актера. Поверил и пригласил его на роль доктора Чебутыкина в свою экранизацию пьесы А.П. Чехова «Три сестры». Константину Николаевичу исполнилось уже 56 лет, но он был счастлив получить такую интересную роль и справился с ней блестяще. Режиссер вспоминал, как легко ему работалось с Сорокиным. Актер чувствовал своего героя до последнего штриха, все знал про него, все понимал. Забавно, что актрисы, игравшие сестер, за советом обращались не Самсонову, а к Сорокину, и всегда получали от него дельный совет.
И все-таки жаль, что за всю жизнь талантливейший актер не сыграл ни одной главной роли. Но прекрасно, что все его работы были яркими и запоминающимися. Жаль, что когда отмечали юбилей фильма «Стряпуха» о Константине Сорокине даже не упомянули. Об этом с горечью говорила его дочь. Вот мы и решили напомнить об этом достойном человеке.
Ольга Мирная.