Всякая революция должна уметь защищаться, учил нас Ленин. Революционеры обязаны постоянно наращивать и совершенствовать защиту, как от внешних, так и от внутренних врагов.
Сегодня мы подробнее остановимся на практической реализации цензуры в социалистическом искусстве – одного из важнейших направлений защиты социалистических завоеваний.
Прежде всего, необходимо повсеместно при всех подразделениях ведомства культуры и при всех учреждениях культуры создать общественные консультационные художественные советы. В художественные советы избрать уважаемых ветеранов труда, зарекомендовавших себя в труде и быту исключительно с положительной стороны. Члены художественных советов не должны быть профессиональными деятелями искусства. Напротив, это должны быть, как говорят, люди от сохи: бывшие колхозники, рабочие, инженеры, учителя, врачи, военные и т.д. И эти люди не должны состоять в близких родственных отношениях с деятелями искусства. Это крайне важно для устранения клановости в искусстве.
Под клановостью в искусстве я понимаю неформальные объединения деятелей в искусстве с целью карьерных достижений. К примеру, в СССР в разные годы в писательской среде были следующие неформальные объединения: «Деревенщики», «Лианозовская школа», «Группа СМОГ», «Контркультурщики», неформальные группы писателей, объединившиеся вокруг «Литературной газеты», журналов «Октябрь» и «Новый мир» и т.д.
Писательские неформальные кланы включали в себя не только писателей, но также профессиональных критиков, которые в своих публикациях отстаивали интересы писателей из своего клана и набрасывались с резкой критикой на писателей из конкурирующих кланов. По большей части эта критика носила субъективный характер и была несправедлива.
Клановость была характерна не только для писательской среды, но и для других подразделений искусства. Полагаю, что клановость в социалистическом искусстве – это крайне вредное явление. Этому явлению при социализме необходимо объявить беспощадную войну на полное искоренение.
Вот почему при социализме заниматься критикой в искусстве должны исключительно представители трудового народа: труженики производственной и непроизводственной сфер (не деятели искусства), члены художественных советов, журналисты. Ни в коем случае нельзя передавать критику «профессиональным критикам». Близких родственников деятелей искусства также нельзя допускать к критике
В этой связи напомню о развернувшейся на нашем сайте дискуссии о творчестве покойного поэта Николая Рубцова (Статья Якова Злобина «За что кукушки хвалят петуха»). Яков Злобин справедливо указал на посредственность поэтического творчества Николая Рубцова, и тут же он подвергся в комментариях под статьей яростным нападкам со стороны представителей соответствующего клана.
Напомню интересные мысли из той статьи Якова Злобина: «Поэтические таланты – это на самом деле большая редкость. Талантливые поэты России – Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Твардовский и Михалков. Именно эти поэты задали высокую планку русской поэзии. Поэтический слог этих поэтов отличают красота и образность, их стихи ясны и понятны читателям, поэтому трогают за душу и за сердце. Это, действительно, народные русские поэты.
В советское время было несколько тысяч поэтов. Но действительно талантливых поэтов – не больше двух десятков.
Бесталанные поэты также харчевались на общей кухне. Здесь их щедро кормили, поэтому уходить с этой кухни они не хотели. Но как им дотянуть до высшей планки, которую задали выдающиеся русские поэты, если у самих отсутствует поэтический талант?
Способ один: нести тарабарщину, туманить и пудрить мозги читателям. А также нахваливать таких же бесталанных поэтов. Глядишь, и тебя со временем посчитают «великим русским поэтом».
Вот почему бесталанные поэты подняли на щит покойного поэта Николая Рубцова. Их цель – понизить поэтическую планку. Тогда, вероятно, и их стишки сойдут за шедевр. Не хуже, чем у «великого русского поэта» Рубцова.
Тем более, что биография у Рубцова подходящая для «народного русского поэта». «Сирота, страдалец, трагическая кончина». И не важно, что «страдал» Рубцов все больше от крепких горячительных напитков и «трагическую кончину» он нашел по пьяному делу. Бытовая распущенность Рубцова даже на руку бесталанным поэтам. Глядишь, и на их бытовые грешки поклонники закроют глаза».
Некоторые товарищи боятся государственной социалистической цензуры. Они ошибочно полагают, что государственные социалистические цензоры будут стоять за спиной деятелей искусства и грубо вмешиваться в процесс творчества. Как раз наоборот, государственная социалистическая цензура даст толчок развитию творческих талантов из народной среды. Искусство станет подлинно народным, т.е. интересным и понятным народу. Государственная социалистическая цензура устранит клановость в искусстве. Государственная социалистическая цензура позволит взрастить молодые таланты.
Вот сейчас мы живем якобы в отсутствии государственной цензуры в искусстве. Но мы то с вами понимаем, что это лукавство.
Когда нет государственной цензуры, цензура переходит в руки творческих кланов. Вспомните 90-е и 2000-е годы в России, когда клан Пугачевой, клан Кобзона и клан Петросяна решали, кто из артистов будет выступать на большой эстраде, кто из артистов выступит в новогоднем «Голубом огоньке» на ТВ. В соответствии с этим распределением одни эстрадные артисты в 90е годы стали жировать, а в это же время менее удачливые их коллеги еле сводили концы с концами.
В наши дни цензура в искусстве осуществляется через государственные заказы, хотя формально государственной цензуры в России по-прежнему нет. Продолжают лукавить!
На примере современной эстрады и современного ТВ, где царят безголосые певцы, пошлые телепередачи и примитивные кинофильмы, мы могли убедиться, что социалистическая цензура в СССР была намного эффективнее, что она позволяла взрастить молодые таланты.
Хотя, следует признать, что большой помехой на пути молодых талантов в СССР была существовавшая (особенно в последние годы СССР) клановость в искусстве. На будущее надо всегда помнить об этой ошибке и уничтожать корни клановости!
Мне видится цензура в возрожденном социалистическом государстве следующим образом.
Телевидение, радио, журналы, газеты, эстрадные и концертные площадки, музеи, выставочные залы – все это должно быть на контроле у государства. Здесь приемку творческой продукции должны вести консультационные художественные советы, контроль за деятельностью которых в свою очередь должны осуществлять партийные органы. Полагаю, что надо довериться эстетическим вкусам членов художественных советов, положиться на их мнение для допуска «на большую площадку» творческой продукции.
Параллельно в сети Интернет надо создать сайты, на которых творческие люди смогли бы выложить свою продукцию, неодобренную по эстетическим соображениям консультационными художественными советами. Потому что нельзя закрывать рот творческому человеку. Если его не допускают на «большую площадку», он все-таки должен иметь возможность выложить на всеобщее обозрение свою творческую продукцию. К тому же мы должны учитывать, что и худсоветы в редких случаях могут ошибиться.
Разумеется, на антисоциалистическую (!) продукцию должен быть наложен полный запрет!
К настоящему времени создано огромное количество песен, кинофильмов, телепостановок, книг, картин и прочей продукции искусства. Художественным советам предстоит большая работа все это просмотреть, оценить с эстетической точки зрения и отобрать только лучшее.
На государственных сайтах будет размещена и распределена по соответствующим разделам лучшая творческая продукция, созданная человечеством в предшествующие годы.
Все эстрадные певцы пройдут специальную государственную аттестацию, поэтому безголосые певцы больше никогда не появятся на большой сцене. Художественные советы составят и утвердят список песен и мелодий, которые будут исполнять на ТВ, Радио и концертных площадках аттестованными певцами. Этот список в последующем будем пополняться новыми песнями и мелодиями, которые пройдут цензуру.
Я считаю, что песни на большой эстраде должны исполняться исключительно на русском языке. Языки других народов России могут быть представлены на эстраде либо на региональных площадках, либо в телевизионных и радиопередачах, посвященных творчеству народов России.
Зарубежные песни на большой эстраде могут быть представлены в том случае, если к ним придуман текст на русском языке.
Для театров также будет составлен список пьес, которые разрешены к постановке.
Художественные советы составят список художественной литературы – мировой классики, рекомендованной к чтению. Эти книги будут изданы единой серией (под одной обложкой). В том числе будут книги-сборники для чтения, рекомендованные с двух лет, с трех лет, с четырех лет, с пяти лет, с шести лет, для первоклашек и т.д.
На телевидении достаточно оставить один канал, который будет начинаться в 9 часов утра и завершаться в 23.00. Новостной выпуск (на 30 минут) сделать один раз в день – в 21.00. Художественные фильмы показывать в 19.30 и в 21.30. В остальное время предусмотреть полезные телепередачи (включая детские передачи). Никакой рекламы на телевидение не должно быть!
Оставить один радиоканал (с 9 утра до 23.00). Региональный новостной выпуск (на 30 минут) предусмотреть в 19.00. Федеральные новости на радио продублировать с ТВ в 21.00. На радио будут не только интересные передачи, но также много песен и музыкальных мелодий. Все песни будут отобраны цензурой, исключительно в исполнении аттестованных певцов. Никакой рекламы на радио не должно быть!
Газеты и журналы будут только тематические, в них не будет новостных материалов. Только аналитические и художественные жанры. Никакой рекламы в газетах и журналах не должно быть.
Все новости теперь будут размещаться в сети Интернет на соответствующем федеральном, региональных, районных и ведомственных сайтах.
Для рекламы надо предусмотреть один (!) государственный федеральный сайт в сети Интернет с региональными и местными подразделами.
Всем журналистам работа найдется!
Не стану далее углубляться в детали. Я набросал примерный план. Эффективность всех преобразований надо проверять только практикой. Исключительно практикой!