Поражение социализма в СССР, прекращение деятельности Коммунистической партии Советского Союза нанесли оглушительный удар по коммунистическому движению во всем мире. Прекратили свою деятельность Компартии не только в союзных республиках, но практически и во всех странах социалистического лагеря. Некоторые из них до сих пор так и не сумели восстановиться, возродить хоть в какой-то мере свое влияние в рабочей среде.
В коммунистической среде это поражение вызвало не только разочарование в возможной перспективе будущего, неверие в его реализацию, но и существенно укрепило оппортунистические тенденции и без того имевшие прочные позиции во многих Компартиях как Запада, так и Востока, за редким исключением, каковым, например, можно считать позицию Компартии Греции или компартий социалистических государств Китая, Вьетнама, Кубы, КНДР.
В чем проявляются эти оппортунистические тенденции?
Прежде всего в непонимании необходимости революционного преобразования общества.
Медленное накопление количественных изменений внезапно переходит в быстрые качественные изменения – это закон диалектики. Значит, переход от капитализма к социализму и освобождение трудящихся от накопившейся силы капиталистического гнета может быть осуществлен не путем медленных изменений, не путем реформ или изменением курса при сохранении власти буржуазии, а только лишь путем скачкообразного качественного изменения строя, путем революции.
Значит, чтобы не ошибиться в политике, надо быть революционером, а не реформистом.
Как известно, развитие общества происходит через разрешение внутренних противоречий, через столкновение противоборствующих сил, т.е. через классовую борьбу трудящихся.
Значит, надо не замазывать противоречия капиталистического общества, капиталистических порядков, а вскрывать их, не тушить классовую борьбу различными отговорками, типа исчерпания лимита на революции и другими столь же «аргументированными» доводами, а доводить ее до конца.
Какие основные противоречия капитализма на стадии империализма и глобализма можно отметить? Главное противоречие – это, естественно, противоречие между трудом и капиталом. Что мы здесь наблюдаем? Что в борьбе с всесилием монополистических синдикатов и финансовой олигархии сил профсоюзов, парламентских партий, парламентской борьбы совершенно недостаточно. Либо отдайся на милость капиталу, прозябай и опускайся вниз, либо берись за новое оружие, коим является революция.
Второе важное противоречие – это противоречие на мировом уровне между различными финансовыми группами, государствами в их борьбе за источники сырья, за монопольное обладание этими источниками, и рынки сбыта своей продукции. Такая борьба ослабляет позиции капитализма, приближая момент социальной революции, вызывая практическую необходимость этой революции.
Третье противоречие – это противоречие между так называемыми господствующими «цивилизованными» нациями и остальным миром зависимых народов мира. Империализм есть самая наглая эксплуатация и самое бесчеловечное угнетение народов зависимых стран. Выжимание сверхприбыли – такова цель этой эксплуатации и этого угнетения. Пробуждение национального самосознания, усиление освободительного движения – таковы неизбежные результаты этой политики. Это обстоятельство важно для трудящихся в том отношении, что оно подрывает позиции капитализма, превращая зависимые страны из резервов империализма в резервы социалистической революции.
К сожалению, все это сегодня находится как бы вне видимости и понимания многих коммунистических партий. Их основная работа ведется по линии оппортунизма. Оппортунисты приспосабливаются к буржуазии в силу своей мелкобуржуазной природы, некоторые здоровые силы в партии в свою очередь приспосабливаются к оппортунистам в интересах, как они говорят, «мира в партии». В результате получается господство оппортунизма. Такая позиция подкрепляется «головокружительными» успехами парламентской борьбы, что дает возможность партиям обрасти жирком, отбивая всякую охоту серьезно думать о диктатуре трудящихся, о революционном воспитании масс.
Вместо цельной революционной теории проповедуются противоречивые ее обрывки, оторванные от живой революционной борьбы масс, превращаясь в обветшалые догмы. Для виду, конечно, вспоминают о теории Маркса и Ленина, но только для того, чтобы выхолостить из нее живую революционную душу.
Вместо революционной политики – дряблое политиканство, парламентская возня и имитация парламентской деятельности. Для виду, конечно, принимаются «революционные решения и лозунги», но только лишь для того, чтобы положить их под сукно.
Вместо воспитания и обучения партии правильной революционной тактике на собственных ошибках – тщательный обход наболевших вопросов, их затушевывание и замазывание.
Сегодня, как никогда, перед коммунистическими партиями стоит острейшая задача вернуться на путь организации революционной борьбы трудящихся за свое освобождение на базе марксистско-ленинского революционного ученья. Решительно отказаться от узколобия политиканства, от упования на парламентские формы борьбы за власть. Надо навести ревизию всего своего идейного и практического арсенала, выбросить все заржавленное и ветхое. Без такой предварительной работы нечего и думать о победе над капитализмом, без этого трудящиеся снова могут оказаться безоружными перед буржуазией.
Эта работа должна, прежде всего, заключаться в проверке теоретических положений марксизма с проводимой практической деятельностью партии, т.е. к восстановлению единства между теорией и практикой, что характерно для подлинно революционной партии.
Далее, необходимо проверить насколько лозунги, резолюции, другие документы партии соответствуют реальным делам партии, ибо только этим можно завоевать доверие масс.
Необходимо перестроить всю партийную работу на революционный лад в духе воспитания и подготовки масс к революционной борьбе, ибо только так можно подготовить массы к социальной революции.
И, наконец, развивать самокритику в партии, обучать и воспитывать на собственных ошибках членов партии, ибо только так можно воспитать действительные кадры и действительных лидеров партии.
И. Никитчук
Председатель ЦС РУСО.