Учебник «Политэкономия социализма». Глава 1

Представляется рукопись книги «Политэкономия социализма» для обсуждения, критики и разумных предложений.

ОГЛАВЛЕНИЕ

КНИГИ «ПОЛИТЭКОНОМИЯ СОЦИАЛИЗМА»

                                                                                                                      Стр.

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………2
Определения некоторых понятий политической экономии   ………..3
ГЛАВА 1. ТРУД, ЕГО КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА, ОПЛАТА И УЧЕТ, ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ ……………..  5
   1.1. Труд и деньги в социалистическом производстве………………….5
   1.2. Труд для общества и розничные цены на предметы  потребления..    1.3. Механизмы ценообразования при «зрелом» социализме ………….9 18
ГЛАВА 2. ПЕРИОДЫ И СТАДИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛИЗМА ……………………………………………………………  21
   2.1. Стадии развития социализма ………………………………………21
   2.2. Товарно-денежные отношения и плановая безоплатная                       продуктопередача  …………………………………………………………..  26
   2.3. Социалистический хозяйственный учёт и контроль……………..30
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ, ПРИНЦИПЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ СОЦИАЛИЗМА ……………………………… ……  37
   3.1. Законы социалистического производства ………………………..37
   3.2. Роль принципа «От каждого по способностям, каждому по       труду» …………………………………………………………………  43
   3.3. Противоречия и пути их разрешения……………………………..48
ГЛАВА 4. ЭКОНОМИКА «ЗРЕЛОГО» СОЦИАЛИЗМА  ……………52
   4.1. Общие положения …………………………………………………..52
   4.2. Структура социалистической экономики …………………………..54
   4.3. Органы управления, планирование,  учет и поощрение          на разных иерархических уровнях экономики …………………..  58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………65

ПОЛИТЭКОНОМИЯ СОЦИАЛИЗМА

(Краткое содержание)

ВВЕДЕНИЕ

В настоящей книге дается сжатое описание политэкономии социализма, как раздела политической экономии в широком смысле, посвященного социалистическому способу производства. Книга написана с учетом опыта СССР (его достижений и ошибок), включая три десятилетия реставрации капитализма, с позиций рабочего класса (пролетариата). Предполагается, что описываемая политэкономия социализма имеет существенные отличия от марксистской (пролетарской) политэкономии капитализма, изложенной  в фундаментальном труде К. Маркса (и Ф. Энгельса) «Капитал».

Термин «социализм» будет применяться как синоним 1-й (низшей) фазы коммунизма, согласно представлениям К. Маркса и В.И. Ленина. Следовательно, капиталистическая общественно-экономическая формация будет сменяться коммунистической формацией, первая фаза которой представляет социализм. Главный признак коммунистического (и социалистического) производства – преобладание единой общенародной собственности на средства и продукцию производства, в связи с чем отсутствуют классы и образуется однородность общества. Отличие социализма (1-й фазы) от полного коммунизма состоит в принципах распределения продукции производства и других благ:

— при коммунизме: «От каждого по способностям, каждому по потребностям»;

— при социализме: «От каждого по способностям, каждому по труду», т.е. еще не достигнуто изобилие жизненных благ и они распределяются по совершённому труду, а не по потребностям.

Между тем, в СССР не было построено бесклассовое общество – на протяжении  всех 70 лет его существования в сельском хозяйстве сохранялись колхозы с кооперативной собственностью на продукцию их производства и два класса трудящихся – рабочие государственных промышленных предприятий и колхозное крестьянство (а также трудовая и творческая интеллигенция). В конце 1950-х годов была ошибочно провозглашена полная и окончательная победа социализма и переход к строительству коммунизма. Фактически же через 30 лет в конце 1980-х – начале 1990-х годов в СССР произошла контрреволюция с реставрацией капитализма. В связи с этим, нужно полагать, что социализм в СССР находился лишь на «ранней» стадии развития, и предстоял еще переход к «полному», или «зрелому» социализму, как 1-й фазе коммунизма. В книге будет рассматриваться, главным образом, стадия «зрелого» социализма с указанием в необходимых случаях ее отличий от стадии «раннего» социализма.

Сжатое изложение политэкономии социализма в данной книге рассчитано на знакомство читателя с другими изданиями:

— Краткий курс философии;

— Краткий курс научного коммунизма;

— Один из учебников по политической экономии, изданных в СССР, с описанием политэкономии капитализма и политэкономии «раннего» социализма, имевшегося в СССР с товарно-денежными отношениями,  хозрасчетом предприятий и т.п.

Определения некоторых понятий политической экономии

Политическая экономия относится к числу общественных наук. Она изучает законы общественного производства и распределения материальных благ на различных ступенях развития человеческого общества.

Люди производят материальные блага, то есть ведут борьбу с природой, не в одиночку, а сообща, группами, обществами, Следовательно, производство всегда и при всех условиях является общественным производством, а труд – деятельностью общественного человека.

Процесс производства материальных благ предполагает следующие моменты: 1) труд человека, 2) предмет труда и 3) средства труда.

Труд  есть целесообразная деятельность человека, в процессе которой он видоизменяет и приспособляет предметы природы для удовлетворения своих потребностей. Труд является естественной необходимостью, непременным условием существования людей. Буз труда была бы невозможна сама человеческая жизнь.

Предметом труда  является все то, на что направлен труд человека. Предметы труда могут быть непосредственно даны самой природой, например дерево, которое рубят в лесу, или руда, которую извлекают из недр земли. Предметы труда, которые раньше подверглись воздействию труда, например руда на металлургическом заводе, хлопок на прядильной фабрике, носят название  сырья или сырых материалов.

Средствами труда  являются все те вещи, при помощи которых человек воздействует на предмет своего труда и видоизменяет его. К средствам труда принадлежат, прежде всего, орудия производства, а также земля, производственные здания, дороги, каналы, склады и т.д. В составе средств труда определяющая роль принадлежит  орудиям производства. К ним относятся многообразные орудия, которые человек применяет в своей трудовой деятельности, начиная с грубых каменных орудий первобытных людей и кончая современными машинами. Уровень развития орудий производства служит мерилом власти общества над природой, мерилом развития производства. Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими орудиями производства.

Рабочая сила есть способность человека к труду, совокупность физических и духовных сил человека, благодаря которым он в состоянии производить материальные блага. Рабочая сила – активный  элемент производства, она приводит в движение средства производства. С развитием орудий производства развивается и способность человека к труду, его уменье, навыки, производственный опыт.

Орудия производства, при помощи которых производятся материальные блага, люди, приводящие в движение эти орудия и осуществляющие производство материальных благ благодаря известному производственному опыту и навыкам к труду, составляют производительные силы общества.  Трудящиеся массы являются основной производительной силой человеческого общества на всех этапах его развития.

Производительные силы выражают отношение людей к предметам и силам природы, используемым для производства материальных благ. Однако в производстве люди воздействуют не только на природу, но и друг на друга. «Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только через посредство этих общественных связей и отношений существуют их отношение к природе, имеет место производство». Определенные связи и отношения людей в процессе производства материальных благ составляют производственные отношения.

Характер производственных отношений зависит от того, в чьей собственности находятся средства производства (земля, леса, воды, недра, сырые материалы, орудия производства, производственные здания, средства сообщения и связи и т.п.).

Политическая экономия изучает производственные отношения в их взаимодействии с производительными силами. Производительные силы и производственные отношения в их единстве образуют способ производства.

Производительные силы общества могут развиваться беспрепятственно лишь в том случае, если производственные отношения соответствуют состоянию производительных сил. На известной ступени своего развития производительные силы перерастают рамки данных производственных отношений и вступают с ними в противоречие.

В результате этого старые производственные отношения раньше или позже сменяются новыми производственными отношениями, соответствующими достигнутому уровню развития и характеру производительных сил общества. С изменением экономического базиса общества изменяется и его надстройка. Материальные предпосылки для смены  старых производственных отношений новыми возникают и развиваются в недрах старой формации. Новые производственные отношения открывают простор для развития производительных сил.

В сообществе, основанном на частной собственности и эксплуатации человека человеком, конфликты между производительными силами и производственными отношениями проявляются в классовой борьбе. В этих условиях смена старого способа производства новым осуществляется путем социальной революции.

Использование экономических законов в классовом обществе всегда имеет классовую подоплеку: передовой класс каждой новой эпохи использует экономические законы в интересах развития общества, тогда как отживающие классы сопротивляются этому.

Политическая экономия изучает следующие известные истории основные типы производственных отношений: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, социализм. Первобытнообщинный строй является доклассовым общественным строем. Рабовладельческий строй, феодализм и капитализм представляют собой различные формы общества, основанные на порабощении и эксплуатации трудящихся масс. Социализм является общественным строем, свободным от эксплуатации человека человеком.

Таким образом, политическая экономия есть наука о развитии общественно-производственных, то есть экономических, отношений людей. Она выясняет законы, управляющие производством и распределением материальных благ в человеческом обществе на различных ступенях его развития.

Методом марксистской политической экономии является метод диалектического материализма. Марксистско-ленинская политическая экономия строится на применении основных положений диалектического и исторического материализма к изучению экономического строя общества.

ГЛАВА 1. ТРУД, ЕГО КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА, ОПЛАТА         И УЧЕТ, ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ

1.1. Труд и деньги в социалистическом производстве

Труд человека представляет необходимый элемент любого процесса производства материальных благ, а также других видов общественно полезной деятельности людей. Применительно к социалистическому производству, когда достигнуто обобществление всех средств и продукции производства, отсутствует эксплуатация человека человеком и реализован принцип «от каждого по способностям, каждому по труду», труд всех работников состоит из двух частей:

1) труд для себя, создающий продукт для себя, который предназначается для покрытия личных потребностей работника и членов его семьи и распределяется в соответствии с количеством и качеством совершённого им труда;

2) труд для общества, создающий продукт для общественных нужд: на расширение производства, развитие образования, здравоохранения, на организацию обороны и т.д.

Эти категории отсутствовали в политэкономии капитализма, где главными были категории «необходимый труд» и «прибавочный (неоплаченный) труд». Последний, создающий прибавочный продукт, бесплатно присваиваемый капиталистом, можно назвать «трудом  для капиталиста» (при социализме он, естественно, отсутствует).

Как труд для себя, так и труд для общества необходимы в социалистическом производстве. Однако отсутствует паразитический «труд для капиталиста» (прибавочный труд). Труд для общества необходим и при капитализме, и он консолидируется в бюджете буржуазного государства в виде подоходного и других налогов, Это обстоятельство в советской экономической литературе, почему-то, упускалось из виду, и капиталистический прибавочный труд ошибочно отождествлялся с трудом для общества при социализме.

Очень сложны и по-разному решаются в социалистическом и капиталистическом производствах проблемы количественной оценки и оплаты труда. При капитализме труд оплачивается не полностью – имеется неоплаченный прибавочный труд, приходится учитывать также двойственный характер труда (индивидуальный  труд на конкретном предприятии и абстрактный или общественный труд, по затратам которого формируются цены товаров на рынке) и др. В связи с этим в политэкономии капитализма вводится специальная категория стоимости товара, представляющая собой общественно необходимые затраты труда на его производство. Для измерения этой стоимости используются деньги – универсальный товар (например, золото), с которым сопоставляются (по стоимости) все другие товары.

В  плановом социалистическом производстве появляется необходимость централизованного (в «плановом порядке») установления цен на все виды продуктов производства и платных услуг (ввиду отсутствия рынков, где цены формируются при капитализме). В первую очередь нужны «учетные» цены, соответствующие затратам труда,  для плановых и других экономических расчетов, когда затраты труда требуется минимизировать.  Одновременно, эти же цены нужны для оплаты труда по социалистическому принципу «от каждого по способностям, каждому по труду». При этом нужно учитывать сложность (или качество) труда, т.е. его квалификацию, интенсивность, тяжесть, опасность и т.п. При социализме труд не может оцениваться только его продолжительностью (рабочим временем) в часах, днях и т.д., как это станет возможным при коммунизме. Такая оценка привела бы к «уравниловке» и отсутствию стимулов к повышению производительности труда, что недопустимо при еще недостаточном уровне образования, культуры и сознательности трудящихся (пока труд не превратился в первую потребность человека).  Для учета сложности труда нужны какие-то иные, более сложные единицы измерения, чем рабочее время. Деньги, как раз, и могут представить такой способ измерения – некоторая единица труда приравнивается определенной сумме денег. Более сложный труд оценивается дороже.

Следовательно, при социализме деньги сохраняются, но основным их назначением будет не оценка стоимости товаров при торговле ими, а оценка труда различной сложности при его оплате.

Количественная оценка и сопоставление труда различных профессий, квалификации и должностей представляет серьезные трудности из-за отсутствия какого-то единого критерия. Однако, опыт СССР, где в этом направлении была проведена огромная многолетняя работа, свидетельствует, что такая оценка возможна, т.е. возможна реализация второй части социалистического принципа – «каждому по труду». Эта реализация означает, что оплата трудящихся соответствует совершённому ими труду. Пока не достигнуто это соответствие, нельзя утверждать, что «построен социализм». Конечно, абсолютного соответствия достичь невозможно, тем более, что конкретные оценки и оплата труда будут постоянно изменяться под воздействием многих факторов. Однако, можно достичь приемлемого соответствия, удовлетворительного для сложившихся условий и позволяющего считать, что принцип «каждому по труду» выполняется в достаточной мере.

Если такое соответствие достигнуто и признается, что каждый получает зарплату «по труду», то необходимо сделать и следующий вывод, очень важный для управления экономикой: заработная плата  является денежным эквивалентом труда,  совершённого трудящимися, и может служить оценкой затрат труда при производстве продукции. Такой вывод логически вытекает из принципа «каждому по труду», если  учитывается сложность труда и он оценивается с помощью денег. Следовательно, затраты труда в социалистическом производстве можно оценивать заработной платой. Это важно для планирования производства, так как позволяет определить «трудоемкость» производства всех видов продукции, т.е. затраты живого и овеществленного труда на их производство. Учитывая, что труд измеряется зарплатой, трудоемкость продуктов  будет численно равна сумме заработной платы, выплаченной на последней стадии производства продукта (живой труд  ), и зарплаты, выплаченной ранее при изготовлении израсходованных материалов, сырья, энергии, а также используемых сооружений и оборудования в части их амортизации (овеществленный труд   ):

.                                               (1.1)

Эта формула отличается от широко известной формулы стоимости товара в капиталистическом производстве:

                                           ,                                            (1.2)

где  – прибавочная (неоплаченная) стоимость, присваиваемая капиталистом, а  – заработная плата наемных работников, соответствующая стоимости их рабочей силы. Живой труд в этом случае равен ( ), т.е. он оплачивается не полностью.

В обобществленном производстве трудоемкость (1.1), естественно, не содержит прибавочной стоимости . Трудоемкость тождественна категории «себестоимость», применявшейся в СССР, и эти термины будут использоваться как синонимы. Термин «себестоимость» становится менее удачным, так как при «зрелом» социализме категория «стоимость» (и «прибавочная стоимость») по формуле (1.2) вообще теряет смысл,  ее заменяет категория «трудоемкость».

По трудоемкости ( ), характеризующей затраты труда, назначаются основные «учетные» цены всех видов продукции (средств производства и предметов потребления) и услуг. Эти цены, с одной стороны, используются при составлении планов, оценке эффективности производства и других экономических расчетах. С другой стороны, по этим ценам ведется учет затрат труда по всей цепочке производства продукта, а также при передаче его внешним организациям. Такой учет будет совершаться и при  переходе на стадии «зрелого» социализма к плановой безоплатной продуктопередаче (см. § 2.2). «Учетная» цена при этом уже не будет обычной ценой, по которой происходит купля-продажа продукта (товара), — это будет лишь денежная оценка затрат труда на производство продукта (оценка его трудоемкости) для учета, контроля, оценки эффективности, поощрения и др.

Установление цен по себестоимости (1.1) введено в СССР опытным путем. Из национализированных предприятий по примеру США стали создаваться крупные тресты и синдикаты, объединявшие производственные и торгово-сбытовые предприятия по отраслевому принципу. Эти государственные тресты и синдикаты действовали аналогично частным предприятиям, в том числе, начали для максимизации прибыли завышать цены на свою продукцию, придерживая реализацию товара. В результате, с одной стороны, в 1923-1924 гг. возник «кризис сбыта» — при повсеместной нехватке промышленных товаров стали скапливаться большие их запасы. С другой стороны, появились «ножницы» цен – значительное превышение уровня цен на промышленные товары над ценами на сельскохозяйственные продукты,  этот разрыв был почти трехкратным, он означал неэквивалентность обмена товарами между городом и деревней. Правительство было вынуждено ввести регулирование цен на продукцию государственных предприятий (исключение или ограничение прибыли), что послужило началом централизованного установления цен, наряду с централизованным планированием.

Данное «происшествие» с трестами и синдикатами следует специально зафиксировать. Фактически это было первое свидетельство того, что в плановой экономике нельзя допускать свободы предприятий в назначении цен на свою продукцию и стремления к получению максимальной прибыли. Необходимы строгий учет издержек предприятий и другие критерии для оценки их эффективности. В последующем в 1927-1928 гг. тресты были реорганизованы.

Здесь следует специально отметить, что  установление основных «учетных» цен по трудоемкости, или себестоимости (1.1) предполагает полную оплату труда в соответствии с его количеством и качеством (без какой-либо неоплаченной прибавочной стоимости). В СССР так фактически и делалось до начала 1950-х годов. Произошедший затем поворот к ценообразованию по формуле стоимости (1.2)  явился грубейшей теоретической ошибкой. Неоплаченную прибавочную стоимость , представляющую фактически «труд для капиталиста», подменили «трудом для общества», являющимся необходимой частью труда каждого трудоспособного члена социалистического общества, наряду с «трудом для себя», отраженным в заработной плате. Консолидация «труда для общества» в бюджете государства должна осуществляться через повышение розничных цен на предметы личного потребления, как это  делалось в СССР до начала 1950-х годов. Эта теоретическая ошибка привела к серьезнейшим практическим последствиям в советской экономике.

Как уже отмечалось, стоимость товара – это специфичная категория товарного капиталистического производства, введенная для уяснения механизмов формирования цен и образования прибыли, из-за невозможности непосредственного измерения затрат труда, ввиду двойственного его характера (конкретный и абстрактный труд).  Формула (1.2) завершает теорию прибавочной стоимости и справедлива только для капиталистического частнособственнического производства. Для социалистического обобществленного производства она в принципе неприменима, ввиду отсутствия эксплуатации и прибавочной стоимости . Об этом неоднократно писали К.Маркс и Ф.Энгельс.

Еще одна уже упоминавшаяся сфера использования денег при социализме – розничная торговля предметами личного потребления, т.е. сфера распределения конечной продукции производства «по труду». В процессе  анализа был обнаружен ряд интересных особенностей в планировании объемов производства и назначении розничных цен предметов личного потребления при социализме («раннем» и «зрелом»), которые требуют подробного рассмотрения.

1.2. Труд для общества и розничные цены на предметы потребления

Здесь будет рассмотрена важная закономерность ценообразования в социалистическом производстве – необходимость повышения розничных цен большинства предметов личного потребления (и платных услуг) сверх их «учетных» цен, соответствующих затратам труда (живого и овеществленного) на их производство. Повышение розничных цен требуется для соблюдения денежного баланса страны, для обеспечения примерного равенства денежных доходов и расходов населения.

Дело в том, что предметы личного потребления и платные услуги, на которые население расходует свои денежные доходы, создаются трудом только части общества – работниками производственной сферы и сферы платных услуг. (В последнюю по опыту СССР входят жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), весь пассажирский транспорт, театры, столовые и т.п.). Обеспечивают же эти предметы потребления и услуги жизнь (существование) всего общества, включая непроизводственную и социальную сферы. Общие денежные доходы населения будут включать еще заработную плату работников непроизводственной сферы ( органов государственного управления, включая армию, милицию и др.), сферы бесплатных услуг (образование, здравоохранение и т.п.), а также социальные выплаты пенсионерам, нетрудоспособным и др. Естественно, общие затраты труда (оцениваемые зарплатой) на производство всех предметов личного потребления и платных услуг значительно меньше, чем суммарные трудовые и нетрудовые денежные доходы населения.  Поэтому и требуется повысить розничные цены на предметы потребления и тарифы на услуги сверх трудоемкости их производства. Это повышение, как будет показано ниже, вызвано совершением труда для общества.

Речь идет об общем (суммарном) повышении розничных цен всех предметов потребления и платных услуг сверх их трудоемкости, или себестоимости (1.1). Степень повышения цен различных (конкретных) предметов потребления и услуг может быть разной: для некоторых из них розничные цены могут устанавливаться даже ниже себестоимости или распределяться вообще бесплатно (например, лекарства). Важно, чтобы сумма розничных цен всех предметов личного потребления и услуг, предлагаемых населению, превышала общие денежные доходы населения. В противном случае (если платежеспособный спрос населения не удовлетворяется полностью) будет возникать дефицит предметов потребления (и услуг) и недовольство населения. Это неоднократно случалось в СССР, особенно после 1960-х годов. Рассматриваемая закономерность, судя по малочисленности публикаций, была недостаточно осознана, оценена и изучена. Поэтому,  следует рассмотреть ее подробнее.

В капиталистическом производстве цены формируются «стихийно» на рынках соответствующих товаров, главным образом, под влиянием спроса и предложения. При этом, можно сказать «автоматически», соблюдается равенство денежных доходов и расходов населения, а рыночные (они же розничные) цены на предметы личного потребления (и платные услуги) повышаются сверх издержек их производства. Взаимоотношения факторов и сами процессы повышения розничных цен очень сложны, и здесь  нет возможности в них углубляться. Укажем лишь, что в рыночной экономике это повышение происходит «стихийно» и «автоматически» с соблюдением денежного баланса страны. Можно отметить также следующие особенности капиталистического производства:

● Превышение рыночных цен над издержками производства представляет собой прибавочную стоимость предметов потребления, преобразуемую в прибыль их собственника. В последующем часть этой прибыли отчисляется государству на общественные расходы в виде налогов.

Повышаются также цены на средства производства, необходимые для изготовления предметов личного потребления (и оказания платных услуг). Это происходит под влиянием тенденции к формированию средней нормы прибыли на вложенный капитал.

Труд для общества консолидируется в бюджете буржуазного государства путем введения подоходного и других налогов. От налоговой политики государства будет зависеть учет интересов трудящихся и частных собственников (капиталистов). Наиболее справедливым следует считать прогрессивный налог на доходы физических лиц, который действует во всех развитых странах, но упорно отклоняется Правительством и Президентом Российской Федерации.

● В целом в условиях капитализма прибыль, обусловленнаяповышением цен на предметы потребления, в той или иной пропорции делится на две части: 1) остается в распоряжении частных собственников, у которых она образуется; 2) поступает в бюджет государства в виде налогов на общественные (государственные и социальные) нужды.

Принципиально иное положение будет в социалистическом производстве. Во-первых, весь доход от повышения розничных цен будет поступать в распоряжение государства на общественные нужды (ввиду отсутствия частных собственников). Во-вторых, розничные цены должны устанавливаться государственными органами в процессе разработки планов. Для этого нужны соответствующие методики, составленные на основе глубокого анализа процессов ценообразования, притом для разных стадий развития социализма.

Рассмотрим это подробнее с использованием формул и графиков. Отметим сразу же, что при планировании развития экономики и установлении цен продукции и тарифов на услуги необходимо учитывать все сферы общественной деятельности. Так, в планах сферы материального производства должны учитываться потребности непроизводственной сферы, требуется соблюдать денежные балансы для страны в целом, обеспечивать одинаковые принципы оплаты труда и др.

Исследования  проблем, описываемых в данной книге, выявили необходимость разделения социалистического общества на следующие сферы деятельности:

● Производственная сфера (материальных продуктов) с разбивкой на два подразделения предприятий:

группа «А» — предприятия по производству средств производства;

группа «Б» — предприятия по производству предметов потребления.

Это — «классические» подразделения производственной сферы, рассматривавшиеся К. Марксом. Анализ подтвердил необходимость их выделения и при социализме, но с важным уточнением —  в группу «Б», как правило, относятся предприятия, производящие предметы личного потребления, которые поступают в розничную продажу населению и на которые устанавливаются при этом розничные цены. Денежные средства от продажи этих предметов потребления поступают в приходную часть Госбюджета страны.

Предприятия, производящие материальные предметы общественного потребления, которые передаются соответствующим организациям непроизводственных сфер бесплатно, проще всего относить к группе «А», но можно и выделять в отдельную подгруппу группы «Б».

● Сфера платных услуг населению.  Услуги не являются  материальным производством, и как правило, не рассматривались при анализе развития производительных сил и производственных отношений. Однако, как показали исследования, в социалистической экономике платные  услуги необходимо учитывать, так как поступления от оплаты услуг также входят в приходную часть денежного баланса.  Поэтому, сфера платных услуг должна рассматриваться при анализе социалистической экономики, наряду с группой «Б» производственной сферы.

Предоставление услуг требует определенных затрат живого и овеществленного труда. Живой труд  может оцениваться заработной платой, аналогично производству материальных продуктов, а овеществленный труд  – по трудоемкости производства расходуемых материалов, энергии и др., получаемых из производственной сферы. Тем самым, может быть определена трудоемкость предоставления того или иного вида услуг

Розничная цена (тариф) на платную услугу должна быть, как правило, выше ее трудоемкости для обеспечения упоминавшегося денежного баланса страны так же, как и у предметов личного потребления.

Предоставление бесплатных услуг можно, по-видимому, отнести к непроизводственной сфере, рассматриваемой ниже.

● Непроизводственная сфера, куда входит все остальное (что не вошло в производственную сферу и сферу платных услуг): образование, здравоохранение, наука, учреждения государственного управления и бесплатных услуг, социальное обеспечение, оборона, милиция и др.  В непроизводственную сферу вкладываются живой труд, который оплачивается, как и в уже рассмотренных сферах, по его количеству и качеству (продолжительности и сложности), а также средства производства и предметы общественного потребления, производимые в группе «А» производственной сферы. Кроме того, в непроизводственную сферу направляются из Госбюджета денежные средства на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий и пособий).

Все затраты (живого и овеществленного труда) в непроизводственной сфере предназначаются для общественного (не личного) потребления. Эту сферу можно назвать еще «сферой общественного потребления». Для ее содержания (или обеспечения) и должен каждый трудящийся совершать «труд для общества» (в дополнение к «труду для себя», для своего личного потребления).

При  таком разделении общества на сферы их взаимодействие имеет следующие особенности.

Предприятия группы «А» производственной сферы производят средства производства для всех сфер экономики, а также предметы общественного потребления для непроизводственной сферы (последнее представляет особенность социалистической экономики и ее отличие от капиталистической). Кроме того, в группе «А» производятся средства производства для развития (расширения) всех сфер экономики.

Предприятия группы «Б» производят только предметы личного потребления, поступающие в розничную продажу. Если какие-то предприятия производят предметы потребления и для розничной продажи и для общественного (бесплатного) потребления, например продукты питания для ресторанов и больниц, то эти предприятия придется относить частично к группе «А», частично к группе «Б». Такое разделение продукции производственной сферы необходимо из-за участия доходов от продажи предметов личного потребления в денежном балансе страны.  Аналогично приходится разделять продукцию предприятий группы «А», если она используется не только как средства производства, но и как предметы личного потребления, например электроэнергия от систем централизованного электроснабжения.

Таким образом, вся социально-экономическая деятельность страны разделяется на четыре подразделения или сферы:

1. Подразделение группы «А» по производству средств производства.

2. Подразделение группы «Б» по производству предметов личного потребления.

3. Сфера платных услуг.

4. Непроизводственная сфера.

За определенный период времени, например, год в каждом из этих подразделений или сфер будут:

— потребляться (расходоваться) средства производства, исчисляемые в «учетных» ценах и представляющие (по своей трудоемкости) общее количество использованного овеществленного труда – C;

— затрачиваться определенное количество живого труда – V, оцениваемого выплаченной зарплатой;

— создаваться соответствующий продукт (или услуги), суммарной трудоемкостью  L= (C+V).

Определенные особенности имеет непроизводственная сфера, которая является сферой общественного потребления. Весь вкладываемый в нее живой и овеществленный труд потребляется обществом в виде бесплатных услуг или общегосударственных непроизводственных обязанностей. Кроме того, пенсии, стипендии и другие социальные выплаты  будут условно включаться  в живой труд (V) этой сферы, а суммарное потребление (C+V) обозначаться буквой R (в отличие от трудоемкости продуктов L в других сферах).

Заглавные буквы C, L, R, V  с нижними индексами 1, 2, 3 и 4 будут применяться для обозначения соответствующих величин по подразделению или сфере в целом, а вообще  без индекса  — для всей страны. С учетом этого можно записать следующие уравнения для четырех подразделений и сфер:

,                                       (1.3)

,                                       (1.4)

,                                       (1.5)

.                                       (1.6)

Средства производства (и предметы общественного потребления), производимые в подразделении группы «А», общей трудоемкостью  восстанавливают затраты овеществленного труда  во всех четырех сферах и подразделениях  а также обеспечивают накопление средств производства   для расширения всех подразделений и сфер в следующем плановом периоде. Учитывая, что средства производства , расходуемые в 1-м подразделении, восстанавливаются в этом же подразделении (входят в  , восстановление затрат  труда  в остальных сферах и накопление   для расширения всех сфер происходит фактически  за счет живого труда , затраченного в 1-м подразделении:

.                            (1.7)

Принимая во внимание это соотношение и равенства (1.4) –(1.6), можно убедиться, что  суммарные затраты живого труда  во всех четырех подразделениях и сферах, измеряемые выплаченной зарплатой (и дополненные социальными выплатами в непроизводственной сфере), обеспечивают производство предметов личного потребления трудоемкостью  , предоставление платных услуг , потребление непроизводственной сферы  и накопление :

Это показано в нижней строке рис. 1.1, где сумма  ) представляет личное потребление населения страны,  – общественное потребление и  – накопление. Из этих суммарных затрат живого труда личное потребление  является «трудом для себя», а общественное потребление  и накопление  – «трудом для общества» (в целом по стране). Этот труд для общества (обозначим его буквой M ) будет, естественно, представлять разницу между суммарными затратами живого труда и трудом для себя:

На рис. 1.1 труд для себя и труд для общества показаны примерно одинаковыми (в целом по стране). В действительности, их пропорции будут изменяться по мере развития экономики и изменений международной обстановки.

 
 
 
   
      Личное  
           Обществ.  
            Накоп-  
потребление                      
                     ление  
 
 
 
 
потребление                      

Рис. 1.1. Трудоемкость, труд для общества, розничные    

                                 цены и денежный баланс страны.

В СССР доля накопления возрастала в период индустриализации, а личное потребление уменьшалось во время Великой Отечественной войны. В принципе же, со временем должна проявляться тенденция уменьшения доли личного потребления и увеличения доли общественного потребления («по потребностям») по мере роста социалистической экономики.

Рис. 1.1 иллюстрирует значительное превышение суммарных денежных доходов населения над трудоемкостью производства предметов личного потребления и платных услуг (значительную долю труда для общества M). Это означает, что розничные цены на предметы личного потребления и тарифы на услуги должны быть в целом (суммарно) повышены, чтобы обеспечивался общий по стране баланс денежных доходов и расходов населения. Если  розничную цену (или тариф на услугу) обозначить буквой «ц», то в дополнение к трудоемкости (1.1) в нее должна входить наценка :

.                        (1.10)

Такая наценка была введена в СССР в начале 1930-х годов, она называлась «налогом с оборота», и можно сохранить это название, хотя оно,  возможно, не совсем удачно. Методология назначения розничных цен будет рассмотрена в § 1.3. Она достаточно сложная. Главная ее особенность состоит в том, что имеется большая свобода в установлении розничной цены отдельного (конкретного) предмета потребления (или услуги). «Налог с оборота»  может быть практически любым, даже отрицательным, если розничная цена устанавливается ниже себестоимости. Однако, должны быть выполнены определенные требования и условия на суммарную величину розничных цен на все предметы потребления  и тарифов на все платные услуги , которые будут предложены населению в планируемом периоде. Главное из этих требований, представляющее обеспечение денежного баланса страны, записано в самой верхней части рис. 1.1:                                           

Если быть точнее, то это требование нужно записать в виде неравенства, т.е. сумма розничных цен на все предметы личного потребления и тарифов на платные услуги, которые планируется производить, должна несколько превышать общие денежные доходы населения в этом же периоде. Такое превышение необходимо, чтобы имелся запас денежных средств у государства на случай, если не все запланированные предметы потребления найдут спрос у населения (и на них в последующем придется снижать цены).

В принципе же, необходимо решить чрезвычайно большую задачу установления розничных цен на десятки тысяч предметов личного потребления и платных услуг, при которых соблюдаются общие для страны условия денежных балансов. Задача эта неоднозначная (допускает множество решений), но вполне разрешимая, как показал опыт СССР в 1930-1950-е годы. Фактически, в розничной цене (1.10) для каждого предмета потребления или услуги, нужно определить наценку , которая в виде «налога с оборота» перечисляется в бюджет государства и служит для консолидации в денежной форме труда для общества.

Нужно отдать должное советским экономистам 1930-х годов, которые осознали эти проблемы и нашли эффективный путь их решения для социалистической экономики. Как уже отмечалось, основные цены на все виды продукции, отражающие затраты живого и овеществленного труда на их производство, устанавливались по себестоимости (1.1), а в розничные цены на предметы потребления при их продаже населению включалась наценка  («налог с оборота»). Эта наценка в формуле розничной цены (1.10) имеет совершенно иную экономическую природу, чем прибавочная стоимость товара  в формуле (1.2). Прибавочная стоимость  является категорией политэкономии капитализма, в социалистическом производстве она органически отсутствует. Наценку , получившую название «налог с оборота», следует рассматривать как категорию политэкономии социализма.

Произошедшую в конце 1950-х годов формальную подмену в формуле стоимости товара (1.2) категории «прибавочной стоимости»  понятием «труд для общества»  с признанием сохранения  при социализме неполной оплаты труда, категорий «стоимость», «прибыль» и т.п. нужно считать горькой и серьезной теоретической ошибкой. В цены на средства производства с 1960-х годов стали включать «плановую прибыль», перечисляемую в Госбюджет аналогично «налогу с оборота». Научно обоснованной методики определения «плановой прибыли» для конкретных средств производства не было (ее и не могло быть). В результате, цены определялись по-разному (произвольно), что вносило ошибки при составлении планов.

Ошибочное признание сохранения при социализме неполной оплаты труда с искаженной интерпретацией понятий «стоимость» и «прибыль» имело ряд других отрицательных последствий. Наиболее вредным для советской экономики был возврат к концепции хозрасчета предприятий, основанной на стремлении к максимальной прибыли (к концепции «коммерческого расчета»). Получение максимальной прибыли является основным законом капиталистического производства. Это противоречит практически всем экономическим законам социализма. Кроме того,  при «зрелом» социализме у предприятий и объединений с единой общенародной собственностью вообще теряет смысл понятие «прибыль» (и «стоимость» тоже).

Отметим еще несколько моментов (положений):

1. При повышении розничных цен труд для общества совершают трудящиеся всех сфер общества. Это вытекает из равенства (1.11): сумма розничных цен всех предметов потребления и услуг должна быть равна или несколько превышать суммарные денежные доходы населения. Каждый член общества получает зарплату , равную количеству и качеству совершённого труда, но, ввиду повышения розничных цен, каждый труженик на эту зарплату может приобрести предметов потребления (и услуг), общая трудоемкость которых меньше, чем совершённый им труд. Если общую трудоемкость всех приобретенных предметов потребления и услуг обозначить через  , то это будет выражать фактический «труд для себя», а разница  , будет представлять «труд для общества»  :

                                                                         (1.12)

Доля труда для общества в общем труде, совершённом каждым тружеником, может быть различной. Она будет зависеть от состава приобретенных предметов потребления и услуг, так как степень повышения розничных цен над трудоемкостью (себестоимостью) у конкретных (разных) предметов потребления и услуг может быть различной. Однако, труд для общества совершает каждый трудящийся.

2. Требующееся повышение розничных цен будет зависеть от планируемых объемов производства предметов личного потребления и услуг. Суммарные величины розничных цен  и  в уравнении (1.11) представляют собой сумму произведений розничной цены каждого предмета потребления или каждой услуги на объем их производства. Поэтому, для соблюдения денежного баланса (1.11) розничные цены на предметы потребления и услуги должны устанавливаться одновременно с планированием объемов их производства.  Сначала назначаются (планируются) объемы производства предметов потребления (и услуг), которые должны быть достаточны для обеспечения населения. Затем оцениваются денежные выплаты населению в рассмотренных четырех сферах и подразделениях за планируемый период. И только после этого устанавливаются розничные цены на все предметы потребления и услуги, при которых соблюдается общее для страны равенство (а вернее неравенство) (1.11).  В СССР, начиная с 1960-х годов, это требование не всегда соблюдалось, что приводило к нарушению денежного баланса (к избытку денежных доходов населения) и дефициту многих предметов личного потребления.

3.  При назначении розничных цен может учитываться социальная значимость конкретных предметов потребления и услуг. Это позволяет уменьшать материальное неравенство трудящихся, неизбежное при социализме при распределении предметов потребления «по труду». (Известно, что люди обладают разными физическими и интеллектуальными способностями, различным составом семьи и др.). В наибольшей степени должны повышаться розничные цены на алкоголь, табачные изделия, предметы роскоши и т.п. В то же время, на другие социально значимые предметы (например, детская одежда и школьные принадлежности) розничные цены могут назначаться ниже «учетных» цен.

4. Установление цен на средства производства по себестоимости (трудоемкости) «автоматически» обеспечивает их снижение при росте производительности труда. Будут снижаться и трудоемкость производства предметов потребления и их «учетные» цены. Это создает благоприятные условия для систематического снижения розничных цен на предметы личного потребления и повышения, тем самым, жизненного уровня трудящихся.

1.3. Механизмы ценообразования при «зрелом» социализме

В предыдущих параграфах установлено два вида централизованно назначаемых цен:

1) основные «учетные» цены на все виды продукции – средства производства и предметы потребления — для планирования и других экономических расчетов;

2) розничные цены на предметы потребления, а также платные услуги – для продажи их населению.

Основные «учетные» цены  устанавливаются по трудоемкости (или себестоимости) производства продуктов – по формуле (1.1). Трудоемкость слагается из затрат живого и овеществленного труда, оцениваемого выплаченной зарплатой. В общих чертах методика определения трудоемкости достаточно проста и ясна – необходимо наладить тщательный учет заработной платы, выплачиваемой по всей производственной «цепочке» изготовления продукта, с последовательным превращением живого труда в овеществленный. Для конкретных продуктов потребуются уточнения, связанные с учетом зарплаты административно-хозяйственного и вспомогательного персонала, с разделением зарплаты при комбинированном производстве нескольких продуктов и др.

Очевидно, что требуется постоянное совершенствование методологии оценки и оплаты труда разных профессий и должностей. Основные «учетные» цены будут характеризовать действительные затраты живого и овеществленного труда настолько хорошо и полно, насколько совершенна применяемая методология оценки труда при выплате заработной платы. Чем лучше и полнее реализуется принцип «каждому по труду», тем больше эти цены отражают фактические затраты труда.

Для установления «учетных» цен на все виды продукции в соответствии с их трудоемкостью необходима очень развитая государственная информационная система учета затрат труда и статистики. Эта система должна охватывать все производственные и региональные объединения предприятий, а также определять среднюю (среднеотраслевую) трудоемкость однотипных продуктов, производимых на нескольких предприятиях. Она дополняется специальными информационными системами учета труда предприятий (см. § 2.3). Одновременно, в эту систему будут поступать сведения от проектных организаций о трудоемкости продукции новых предприятий, строительство которых будет рассматриваться в общих планах развития и функционирования экономики страны.

Установление «учетных» цен производится централизованно государственными органами по ценообразованию (комитетами, отделами) с привлечением специализированных научно-исследовательских институтов. На промежуточные виды продукции (полуфабрикаты, комплектующие изделия и т.п.), производимые и используемые в рамках одного объединения предприятий, цены могут устанавливаться отделом по ценообразованию этого объединения. Естественно, органы по ценообразованию используют только что отмеченную информационную систему учета и статистики.

«Учетные» цены продукции должны снижаться по мере совершенствования производства и роста производительности труда. Этого требует закон минимизации затрат живого и овеществленного труда, рассматриваемый в главе 3. Производственные планы предприятий и объединений должны быть оптимальными в свете этого закона, т.е. критерием при их составлении с использованием математических моделей будет, как правило, минимум затрат живого и овеществленного труда.

Существенно иной будет методология назначения розничных цен на предметы потребления и платные услуги по формуле (1.10). Она определяется самим механизмом консолидации труда для общества с  использованием «налога с оборота», рассмотренным в § 1.2. На рис. 1.1 там показаны соотношения (для страны в целом) личного потребления(труд для себя), представляющего сумму трудоемкости всех предметов личного потребления (  и всех платных услуг населению  ( , и  труда для общества ( , включающего общественное потребление непроизводственной сферы   и накопление средств производства  для расширения всех сфер экономики в следующем цикле планирования. Суммарно труд для себя  и труд для общества  равны общим денежным доходам населения (затратам труда, или выплаченной зарплате) во всех четырех выделенных сферах экономики. Поэтому, для соблюдения денежного баланса страны розничные цены всех предметов личного потребления  и всех платных услуг  должны быть повышены сверх их трудоемкости на величину труда для общества M – см. уравнение (1.11) в § 1.2.

Исходной величиной для назначения розничной цены конкретного предмета потребления, естественно, служит его «учетная» цена – трудоемкость ( , входящая в формулу (1.10). Фактически необходимо определить третье слагаемое этой формулы – наценку «налог с оборота» .

Далее, приходится констатировать, что отсутствует какой-либо единый для всех предметов потребления алгоритм определения «налога с оборота». Для каждого отдельного предмета потребления эта наценка, в принципе, может быть любой – большей или меньшей и даже отрицательной. Каких-либо объективных (внешних, экономических, методических) ограничений на величину розничной цены отдельного предмета потребления не существует. Однако, должны выдерживаться определенные общие тенденции или требования:

— должна учитываться социальная значимость конкретных предметов потребления и услуг, о чем уже говорилось;

— необходимо учитывать соотношения спроса и предложения – снижать розничную цену при избытке какого-то предмета потребления, и наоборот, повышать при его дефиците.

Розничные цены будут зависеть также от общих объемов производства предметов потребления и предоставления услуг. Чем больше будут эти физические объемы, тем меньше потребуется увеличивать розничные цены над «учетными» ценами. Объемы производства предметов потребления (продукции предприятий группы «Б») определяются в процессе составления годовых и перспективных планов развития народного хозяйства. Это – очень важная работа, обеспечивающая фактически выполнение основного экономического закона социализма (см. § 3.1). Для этого должны составляться научно обоснованные прогнозы потребностей населения в различных продуктах с учетом статистических данных о продажах (спросе населения), опросов, заказов и др. Заметим, что при разработке планов производства используются основные «учетные» цены всех предметов потребления, а розничные цены устанавливаются или уточняются позднее по плановым и фактическим объемам производства. Следовательно, величина розничных цен и возможные ошибки в их назначении не влияют непосредственно на процесс планирования и качество (оптимальность) планов.

Розничные цены должны снижаться по мере роста общественной производительности труда. Это требование является естественным результатом действий основного экономического закона социализма и закона минимизации затрат живого и овеществленного труда.

Методология назначения розничных цен на предметы потребления и платные услуги будет состоять в поиске и уточнении цен конкретных предметов и услуг, удовлетворяющих отмеченным тенденциям, общим требованиям и условиям. Очевидно, что эта задача допускает множество решений (не является однозначной). Несомненно также, что с учетом большой свободы в назначении розничных цен на конкретные (отдельные) предметы потребления и услуги такие решения существуют, могут быть найдены и систематически улучшаться. Об этом свидетельствует, в частности, опыт СССР в 1930-1950-е годы, особенно систематическое снижение потребительских цен в 1947-1954 гг.

Установление розничных цен и их корректировка, включая снижение, — процесс длительный и практически непрерывный. Должны учитываться спрос населения и социальная значимость конкретных предметов потребления и услуг. Естественно, в первую очередь нужно снижать цены на предметы потребления, оказавшиеся в избытке. Для дефицитных, в том числе новых предметов должны заблаговременно разрабатываться меры (планы) по увеличению их производства, т.е. снижение цен на предметы, пользующиеся спросом, должно сопровождаться увеличением объемов их производства.

Изменяя розничные цены с учетом социальной значимости конкретных предметов потребления и услуг, можно смягчать материальное неравенство трудящихся,  еще неизбежное при социализме.