ВЛИЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА, ГРАЖДАНСКОГО И ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В статье говорится о чрезвычайной актуальности проблемы воспитания у молодого поколения патриотических чувств, активной гражданской позиции и государственнического сознания на основе изучения истории Отечества в средней школе. Рассматривается роль преподавания истории в формировании положительных качеств будущего гражданина. Основное внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, гражданская позиция, история Отечества.
Sayenko Anton Sergeevich
Teacher of municipal history
institutions «Secondary school №29 Makeevka»,
student of the State History Department
higher educational institution
of education «Donetsk National University»
Makeevka, Donetsk People’s Republic
THE INFLUENCE OF HISTORY OF HOMELAND ON THE FORMATION OF PATRIOTISM, CIVIL AND STATE CONSCIOUSNESS
SCHOOLCHILDREN
The article deals with the urgent relevance of the problem of upbringing of the young generation of patriotic feelings, active civic position and state consciousness on the basis of studying the history of the Fatherland in high school. The role of history teaching in shaping the positive qualities of the future citizen is considered. The focus is on civic-patriotic education.
Keywords: civic-patriotic education, civic position, history of the Fatherland
С провозглашением Донецкой Народной Республики происходят государственнические процессы построения, которые обусловливают необходимость воспитания сознательных, достойных граждан, преданных Отчизне, готовых к плодотворной работы во имя родного народа и своего края. Актуальна проблема осознания учащимися своего гражданского долга на основе общечеловеческих духовных ценностей.
Многое зависит от воспитания родителей, ведь с раннего детства они должны воспитать у ребенка любовь к Родине и родному языку. Именно они закладывают основу патриотического воспитания. С детства родители должны рассказывать ребенку историю своей Родины, о ее красоте и учить ребенка разговаривать на родном языке. Это поможет развить у ребенка чувство гордости за свою Родину. Ведь в раннем возрасте полюбить свой родной край легче, чем во взрослом.
Национальное, гражданско-патриотическое воспитание — это сложный процесс и он — долговременный. Воспитывать патриота в себе мы должны в течение всей жизни и в этом нам должна помогать среда, в которой мы проживаем.
Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач школы так как воспитание патриотизма у подрастающего поколения является основой стабильного развития страны в будущем. Потому что каждый ребенок в будущем будет или экономистом, или юристом, или инженером, или врачом и если он будет настоящим патриотом своей Родины, то он будет работать здесь, чтобы обеспечить ее развитие. Патриотическое воспитание в школе должно входить во все школьные дисциплины, особенно историю и осуществляться при обучении путем интеграции.
Педагогическая наука трактует патриотизм (от греческого patris — родина, отчизна) как осознанную и деятельную любовь к своей Родине, ответственность за ее судьбу и готовность служить ее интересам, а в случае необходимости самоотверженно защищать достижения своего народа [4, с. 471].
Гражданско-патриотическое воспитание — составная часть воспитания, главной целью которого является становление самодостаточного гражданина-патриота, готового к выполнению гражданских и конституционных обязанностей, к наследованию духовных и культурных ценностей народа, достижения высокой культуры взаимоотношений. Оно способствует единению, укреплению социально-экономических, духовных, культурных основ развития общества и молодого государства [2, с. 20].
Родители, учителя и воспитатели должны осознавать, что в процессе воспитания каждого ребенка должны применяться многочисленные отечественные познавательно-воспитательные традиции [1, с. 174].
В воспитании патриотизма колоссальная роль принадлежит изучению истории Отечества, краеведению, всему циклу общественных дисциплин, прежде всего их историческому сегменту, а также знаниям по всеобщей истории, в которых закодированы гражданские, национально-патриотические традиции, которые передаются из поколения в поколение.
Именно через исторические дисциплины осуществляется конструирование исторического нарратива через коренное обновление взглядов на прошлое Отечества и освобождение его от стереотипов и мифов. Преподавание исторических дисциплин должно быть направлено на воспитание в личности черт патриота Донецкой Народной Республики, активного компетентного гражданина, справедливого, ответственного человека с уверенной гражданской позицией.
Одной из причин сегодняшних проблем в обществе, отсутствия согласия, единства, является нехватка концепции государственной идеи, которая бы объединяла весь народ, всех граждан Республики на государственно-политическом уровне, создала бы условия для экономического и духовного возрождения. Государственная идея должна стать основой воспитания, сознания, самодостаточности гражданственности и уверенности нашей молодежи.
После окончания периода так называемого «застоя» искусственно стали создаваться противоречия с одной целью – дискредитировать социалистический строй и форму хозяйствования, вызвать раздражение и недовольство, постепенно создавая гремучую смесь огромной политической силы, которая была взорвана под мощными опорами социалистического государства.
Свою роль в развале СССР сыграла отмена 6-й статьи советской конституции 1977 года законом «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР» в 1990 году. Вместе с ее отменой был признан политический плюрализм, деидеологизировано управление, внедрены рыночные механизмы в экономику и т.п.
Почти 30 лет наше общество живет без общей идеи. За эти годы, как отмечает абсолютное большинство воспитателей, учителей, преподавателей, ученых значительно снизился уровень общей культуры, социальной активности, заинтересованности молодежи, система воспитания и образования находится в глубоком кризисе, преодолеть который помогло бы в том числе создание концепции государственной идеи, качественное реформирование системы образования, внимательное отношение к истории и ее преподаванию в школе. Все это игнорировалось за годы существования независимой Украины или было поставлено в угоду правящей верхушки власти. За время существования Донецкой Народной Республики стали проявляться положительные моменты в изменении концепции преподавания истории в средней школе.
Важную роль в просветительской деятельности сегодня занимает восстановление исторической памяти о длительных государственных традициях нашего народа.
Особое значение приобретает знакомство с историей героической борьбы народов России в годы Великой Октябрьской социалистической революции, Гражданской войны, Великой Отечественной войны, особе внимание уделяется событиям «Русской весны».
Программа по истории Отечества для общеобразовательных учебных заведений Донецкой Народной Республики предполагает воспитание у учащихся личностных черт юного гражданина, восприятие гуманизма и демократизма, патриотизма, взаимопонимания между народами на основе личностного осознания опыта истории. Программа способствует воспитанию гражданского сознания, достоинства и чести в гармоничном сочетании национальных и общечеловеческих ценностей, утверждению идеалов гуманизма, демократии, добра и справедливости. Программа дает широкие возможности для формирование гражданской и национального сознания молодежи [3].
В ходе изучения истории Отечества формируется историческое сознание человека, что является одной из определяющих составляющей сознания подрастающего поколения. Формируется человек — гражданин с высоким гражданским достоинством, национальным характером, складом мышления. Курс истории Отечества призван донести до сознания понимание того, что славянские народы сформировались исторически, имеют свою самобытную культуру, свою государственность, прошли сложный трагический и героический путь борьбы за родную землю и сегодня должны быть единым целым. Никто, наверное, не будет отрицать того, что обучение истории — это первая ступень формирования духовной культуры личности, ее приобщения к общечеловеческим гуманитарным ценностям, ее гражданскому самосознанию.
Поэтому, одной из важнейших задач теории и практики является гражданско-патриотическое воспитания, которое должно осуществляться с раннего детства. Общественная активность личности должна постоянно повышаться в процессе воспитания, самовоспитания и самосовершенствования, перерастать в соответствии с возрастными особенностями, в общественно-политическую, государственную деятельность.
Познавая традиции, народную мудрость, народное творчество (песни, сказки, пословицы, поговорки, игры, загадки и т.п.), расширяя представление о народных промыслах (вышивка, роспись, игрушка и т.д.), люди постепенно получают более или менее целостное представление о воплощении в художественном и предметном творчестве своеобразия народа [5, с. 67].
Список литературы:
- Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева . — М.: Дашков и К, 2013. — 424 c.
- Крошилина Г.И. Система гражданско-патриотического воспитания школьников / Г.И. Крошилина // Дополнительное образование и воспитание. — 2014. — № 6. – С. 20-23
- Методические рекомендации «Роль педагога в усилении патриотического воспитания в учебных заведениях» [Электронный ресурс] // – Режим доступа: http://osvitamk.org.ua/.
- Философский энциклопедический словарь. – К.: Абрис, 2002.– 742 с
- Фицула М.М. Правовое воспитание учащихся: Методическое пособие. /М.М. Фицула. – К.: ИЗМН, 2012. – 148 с.
Саенко Антон Сергеевич
Учитель истории муниципального общеобразовательного
учреждения «Средняя школа №29 г.Макеевка»,
студент исторического факультета Государственного
образовательного учреждения высшего профессионального
образования «Донецкий национальный университет»
г.Макеевка, Донецкая Народная Республика
E—mail: saencko.anton.2015@yandex.ru